Смысловое чтение на уроках географии
презентация к уроку по географии на тему

«Люди перестают мыслить, когда перестают читать». Д. Дидро.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon vystuplenie_na_pedsovet.ppt636 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Смысловое чтение на уроках географии Учитель географии Кулачок Павлина Григорьевна.

Слайд 2

«Люди перестают мыслить, когда перестают читать». Д. Дидро

Слайд 3

Задача учителя – обучение детей грамотному смысловому чтению . Прочные и осознанные навыки смыслового чтения способствуют: - принятию и освоению школьниками социальной роли; - развитию мотивов учебной деятельности; - формированию личностного смысла учения.

Слайд 4

Познавательные УУД: В учебниках: - поиск и выделение информации; - осознанное и произвольное построение высказываний; - выбор эффективных способов решений; - смысловое чтение; - рефлексия, контроль и оценка процесса и результата.

Слайд 5

Уровни смыслового чтения: - поиск информации; - понимание прочитанного; - преобразование информации; - интерпретация информации; - оценка информации.

Слайд 6

Учебник – главный инструмент в работе учителя географии Принципы построения учебника географии: -деятельностная структура учебника (выделяется материал для организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся); - практическая направленность; - мотивация (целевые установки, план – схемы, творческие задания, практические работы, фактический материал, объекты исследования); - обеспечивает возможность использования открытых образовательных технологий, интернет – ресурсов.

Слайд 7

Виды работы с учебником: - воспроизведение; - логико – структурный ангализ; - поиск объяснения; - творческая деятельность; - обучение в учебных ситуациях; - организация речевой деятельности.

Слайд 8

Виды смыслового чтения : Поисково – просмотровое чтение Ознакомительное чтение Форма проверки Форма контроля Перечислить факты Составлять простой план текста Поставить вопрос Делать выписки основной информации Сделать выборочный персказ Делить текст на части и озаглавливать их Составить оценку Ставить вопросы к основной информации и отвечать на них Прогнозировать содержание по заголовку иллюстрациям

Слайд 9

Изучающее чтение внимательное вычитывание, проникновение в смысл при помощи анализа текста. Принцип: практикуется на небольших по объему текстах определенной трудности, так как его главная цель – качественная сторона чтения, полнота и точность понимания. Задача: максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию.

Слайд 10

Приемы смыслового чтения составление терминологического словарика, составление схемы по тексту; составление вопросов по тексту, подбор описания к иллюстрациям из текста; составление алгоритма действий; построение графиков; законченное и незаконченное предложение и т.д.

Слайд 11

Что дает смысловое чтение? развивается воображение; активное взаимодействие с внутренними образами; возникает контакт между учеником, текстом и окружающим миром; развивает устную и письменную речь.

Слайд 12

5 класс Составление плана текста. Тема урока «Вулканизм» Памятка « Как составить план текста?»: 1. Прочитайте текст. 2. Выделите в тексте главные мысли. 3. Установите взаимосвязь и последовательность мыслей. 4. Кратко сформулируйте главные мысли в виде пунктов плана.

Слайд 13

7 класс Тема урока «Человек и Антарктида» Текст из песни В.Высоцкого. «Пока вы здесь в ванночке с кафелем Моетесь, нежитесь, греетесь, — Он в холоде сам себе скальпелем Там вырезает аппендикс». Задание: подготовить устный рассказ о герое, про которого сложены эти строки. Определите материк, где происходило действие. Задание по интерпретации текста, анализ характера, поступка героя. Формируется умение высказывать свое отношение к людям, выражать эмоции.

Слайд 14

8 класс Тема урока «Россия в мире» Тексты учебника позволяют говорить о любви к Родине, о гордости за страну, о формировании экологической культуры.

Слайд 15

8 класс. Тема «Население России» Подберите пару: понятие – определение 1) сокращение численности населения в стране а) рынок труда 2) въезд людей в страну б) «утечка умов» 3) количество умерших на 1000 жителей за год в) депопуляция 4) превышение числа желающих работать над г) смертность количеством рабочих мест д) безработица 5) соотношение спроса на рабочую силу е) иммиграция и её предложение 6) экономическая эмиграция специалистов различного профиля обычно из менее развитых стран в более развитые.

Слайд 16

9 класс Тема урока «Транспорт России» На основе анализа таблицы по теме «Транспорт России» (плюсы и минусы каждого вида транспорта), выполните следующее задание: Определите лидеров среди видов транспорта по перечисленным параметрам: — свободное размещение, — надежность, — регулярность, — универсальность по перевозке грузов, — независимость от времени года и суток, — независимость от погодных условий, — маневренность, — высокая скорость, — большая грузоподъемность, — грузооборот, — пассажирооборот Свой ответ поясните.

Слайд 17

9 класс Тема урока «Европейский Север» Прочитайте внимательно текст о географическом положении Европейского Севера , выявите и назовите ошибки: Район занимает северо-восточную часть Русской равнины. На севере омывается водами Балтийского, Баренцева и Белого морей. Это значительно улучшает ЭГП района. Крупные порты Мурманск и Калининград обеспечивают внешнеторговые связи России. Европейский север граничит с экономическими развитыми странами (Норвегией и Швецией ) и районами России (Уралом и Европейским Северо-Западом). Небольшую часть севернее Полярного круга относят к Зоне Севера. Суровые природные условия удорожают всю хозяйственную деятельность в районе.

Слайд 18

ПОДГОТОВКА К ГИА Определите регион России по его краткому описанию . Этот край имеет выход к двум морям, по суше граничит с одной из зарубежных стран. Бoльшую часть территории занимает низменность, на юге расположены молодые высокие горы. Особенностью климата является непродолжительный холодный период года. Основное богатство края – агроклиматические и рекреационные ресурсы.

Слайд 19

Туристические фирмы разных регионов России разработали слоганы (рекламные лозунги) для привлечения туристов в свои регионы. Установите соответствие между слоганом и регионом. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам. РЕГИОН 1.Оренбургская область 2.Кабардино-Балкарская Республика 3.Тверская область 4.Ненецкий АО СЛОГАН А) Побывайте у истока великой русской реки Волги! Б) Добро пожаловать в Приэльбрусье — один из самых популярных горно­лыжных курортов России!

Слайд 20

« Чтение — это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя» В.А.Сухомлинский

Слайд 21

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Смысловое чтение на уроках географии

В работе представлены примеры использования технологии смыслового чтения на уроках географии в 9 классе...

Смысловое чтение на уроках географии

«Люди перестают мыслить, когда перестают читать». Д. Дидро. Смысловое чтение – это чтение, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания. В представленном мате...

Реализация технологии смыслового чтения на уроках географии в курсе «Экономической географии России»

Технология смыслового или продуктивного чтения – ведущая составляющая современной школы. Ее активное применение на уроках педагогами различных школьных курсов предопределено требованиями обществ...

Мастер-класс "Смысловое чтение на уроках географии"

Мастер-класс представляет трансляцию опыта по развитию навыков смыслового чтения на основе использования дополнительных текстов на уроках географии....

Мастер-класс «Стратегия смыслового чтения на уроках русского языка и литературы. Механизмы смыслового чтения: диалог с текстом(7-9 классы) Занятие 1-2.»

laquo;Стратегия смыслового чтения на уроках русского языка и литературы. Механизмы смыслового чтения: диалог с текстом. Занятие 1-2.»Программа мастер-класса адресована учителям русского языка и...

Реализация технологии смыслового чтения на уроках географии в 5-6 классе на примере учебника Издательства «Просвещение».

         В данной  статье   приведены примеры  практической реализации   технологии смыслового чтения на уроках географии через возможност...

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ЧЕРЕЗ ПРИМЕНЕНИЕ СТРАТЕГИЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО И СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

В современном усложняющемся мире использовать технические навыки чтения или просто уметь читать является недостаточным. Необходимо иметь навыки функционального чтения, т. е. уметь воспринимать текст, ...