Смысловое чтение на уроках географии
статья по географии на тему

Дубневская Ольга Алексеевна

В работе представлены примеры использования технологии смыслового чтения на уроках географии в 9 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология смыслового чтения на уроках географии в 9 классе

Докладчик:

учитель географии

МБОУ «СОШ № 9»

Дубневская О.А.

        Проблема активности учащихся на уроках географии, их интереса к предмету уже давно стала весьма актуальной, так как качество знаний школьников резко ухудшилось. Опыт педагогов за последние десятилетия показывает, что некоторые методы обучения устарели, и результат их уже не может удовлетворить требованиям современного, постоянно развивающегося общества. У учащегося не оставалось времени поразмышлять самому или получить информацию, из каких- либо источников.
    Особенностью обучения географии является комплексное взаимодействие множества факторов, относящихся к различным областям науки, что придает материалу, с одной стороны, особую привлекательность, с другой – делает организацию учебного процесса очень сложной и многообразной. Поэтому у учителя возникает необходимость найти такой подход, который обеспечил бы эффективное использование учебного времени и плодотворную работу на уроке.   Такой подход заключается в смысловом чтении на уроке и вне него.

К 9 классу у учащихся уже должно сформироваться представление, что учебник, географические карты, дополнительные источники информации – это основные и важные средства обучения, где можно найти ответ на любой вопрос. К тому же умение читать текст осмысленно, находить ключевые слова, основную мысль помогают учащимся при подготовке к ГИА и ЕГЭ.

Работу с текстом учебника можно проводить с использованием различных приемов на разных этапах обучения: при изучении нового материала, при отработке и закреплении знаний, проверки и оценки знаний.
         Не все уроки можно проводить, используя данную технологию, но все же, если планировать такие уроки, то следует обратить внимание на подготовку урока географии с использованием учебно-научного текста учебника в режиме технологии продуктивного чтения.

√  Выбираем текст, который мы предлагаем ученикам для чтения на уроке.

√  Читаем текст изучающим чтением, вычитывая в нём три уровня информации:

* фактуальную (то, о чём сообщается в явном виде);

* подтекстовую (то, что сказано в неявном виде, «между строк»). Данный уровень может быть не во всех текстах;

* концептуальную (основная идея, главная мысль).

√  Определяем место и роль данного текста на уроке.

√  Формулируем задание для работы с текстом до чтения с целью прогнозирования будущего содержания текста, создания мотивации для чтения.

Рассмотрим приемы работы.

Например, при изучении темы «Природные условия России» можно предложить учащимся сначала самим заполнить таблицу (среднюю колонку), а затем проверить свои ответы (или затруднения), используя текст учебника.

Уже знал

Дать определения и ответить на вопросы

Узнал новое

Природные ресурсы

Адаптация

Виды адаптации

Природные условия

Благоприятны ли природные условия в России?

При изучении темы «Население России» учащиеся создают в своей тетради словарик с ключевыми понятиями, в конце изучения темы учащимся предлагается соотнести термин и его определение-закрепить пройденное:

 Подберите пару: понятие – определение

        1) сокращение численности населения в стране                а)  рынок труда

        2) въезд людей в страну                                                б)  «утечка умов»

        3) количество умерших на 1000 жителей за год                в)  депопуляция

        4) превышение числа желающих работать над                г)  смертность

                   количеством рабочих мест                                        д)  безработица

        5) соотношение спроса на рабочую силу                        е)  иммиграция

             и её предложение

                   6) экономическая эмиграция специалистов

             различного профиля обычно из менее

             развитых стран в более развитые

На основе анализа таблицы по теме «Транспорт России» (плюсы и минусы каждого вида транспорта), могут выполнить следующее задание:

Определите лидеров среди видов транспорта по перечисленным параметрам:

1 — свободное размещение,

  1. — надежность,
  2. — регулярность,
  3. — универсальность по перевозке грузов,
  4. — независимость от времени года и суток,
  5. — независимость от погодных условий,
  6. — маневренность,
  7. — высокая скорость,
  8. — большая грузоподъемность,
  1. — грузооборот,

11— пассажирооборот

Свой ответ объясните

Данное задание может быть выполнено как устно, так и письменно, например при составлении схемы «Особенности каждого вида транспорта».

При изучении темы «Машиностроение» учащиеся при выполнении следующего задания могут использовать ранее полученные знания о факторах размещения, а также анализ текста учебника.

Укажите факторы, оказывающие наибольшее влияние на размещение предприятий:

А) тяжелого машиностроения, Б) общего машиностроения,

В) среднего машиностроения,   Г) точного машиностроения:

  1. сырьевой,
  2. топливный,
  3. электроэнергетический,
  4. водный,
  5. трудовой,
  6. транспортный,
  7. потребительский,
  8. возможность комбинирования и кооперирования,
  9. близость научных центров.

Свой ответ объясните

На уроке «Миграции населения России» можно предложить выполнить следующее задание

Используя выписку из правовых документов, ответьте на вопросы:

  1. Кто такие беженцы?
  2. Кто такие вынужденные переселенцы?
  3. Назовите документы, определяющие их права.

Выписки из правовых документов

• «Беженец - это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений может стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства, находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений». (Закон РФ "О беженцах")

• «Вынужденный переселенец - гражданин Российской Федерации, покинувший место- жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвернуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка'. (Закон РФ "О вынужденных переселенцах')

• Каждый год десятки тысяч людей вынуждены покидать свои дома, часто и свою страну из-за войн и преследований. Эти люди становятся беженцами. Почти всегда они вынуждены бежать неожиданно, оставляя все, что имеют, разлучаясь со своими родными. Многие никогда не смогут возвратиться домой. В 1995 году в мире насчитывалось более чем 27 миллионов беженцев. Более того, еще от 20 до 25 млн. людей стали перемещенными лицами в собственных странах. Это означает, что общее количество людей, лишившихся родного крова, составляет около 50 млн. человек, то есть каждый 120-й житель планеты. (Управлению Верховного Комиссара ООН по делам беженцев - 50 лет // Право и политика. 2000. № 11. С. 145.)

Большинство беженцев ищут убежища в соседних странах. Другие вынуждены уезжать далеко в поисках безопасных мест пребывания. Беженцы часто прибывают в аэропорты и морские порты стран, далеких от родины, и обращаются с просьбой о предоставлении убежища.

• Основным международным документом, определяющим правовой режим беженцев, является Конвенция ООН о статусе беженцев от 28 июля 1951 года и Протокол к ней от 31 января 1967 года, ратифицированный Россией 13 ноября 1992 года. Основными нормативными актами РФ, реализующими статус беженцев, является закон 'О беженцах" 1993 года, Указ Президента РФ «Об утверждении положения о порядке предоставления РФ политического убежища».

• Правовую защиту и помощь беженцам во всем мире предоставляет Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН), которое было создано в 1950 году. Основная и наиболее важная деятельность УВКБ ООН направлена на гарантирование защиты основных прав беженцев. Кроме того, УВКБ ООН содействует распространению знаний о международном законодательстве о беженцах, наблюдает за соблюдением норм международного права со стороны правительств и предоставляет материальную помощь беженцам (продукты питания, питьевая вода, временное жилье, медицинское обслуживание).

Можно предложить учащимся, используя текст учебника и дополнительные источники информации составить кроссворд по любой изучаемой теме курса 9 класса.

При изучении экономических районов России можно предложить учащимся составить визитную карточку района, заполнив таблицу:

Название  района

Площадь района

Численность населения района

Состав района

ПУ и ПР

Отрасли специализации

Задания при подготовке к ГИА. В данных заданиях учащиеся должны найти ключевые слова, основные характеристики регионов.

C2 – Определите регион России по его краткому описанию.

Этот край имеет выход к двум морям, по суше граничит с одной из зарубежных стран. Бoльшую часть территории занимает низменность, на юге расположены молодые высокие горы. Особенностью климата является непродолжительный холодный период года. Основное богатство края – агроклиматические и рекреационные ресурсы

C3 – Определите регион России по его краткому описанию.

Более половины территории этой области занимают леса. Особенностью её ЭГП является положение на основных транспортных магистралях, соединяющих Европу с дальневосточными районами России и странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Основу хозяйства составляют несколько крупных ГЭС, рядом с которыми построены крупные алюминиевые комбинаты и лесопромышленные комплексы. Большое значение имеют также добыча железной руды, угля и золота.

Различные формы работы с учебником позволяют выработать навыки самостоятельно добывать знания, умения задавать вопросы и находить на них ответы, различным образом оформлять и применять свои знания.

При чтении можно использовать заметки как акт мышления. При попытке осознать структуру текста можно сделать несколько пробных набросков по основным её частям, пока не появится целостная картина. Для выделения основных мыслей можно использовать всевозможные схемы и диаграммы.

Ключевые слова

Смысловые предложения

Основной смысл текста

Полезно подчеркивать ключевые слова и предложения по мере их появления в тексте, фиксировать противоречия, если таковые имеются в тексте и пр.

Варианты работы с текстом:

1. Исправление орфографических и тематических ошибок

2. Составление вопросов по тексту

3. Составления тестовых вопросов по содержанию каждого предложения (абзаца)

4. Дополнение текста тематической информацией

5. Составление текста по иллюстрации и др.

Неотъемлемым компонентом смыслового чтения является конструктивное обсуждение изучаемого текста. Одним из эффективных методов являются дискуссии, упражнение в мастерстве мышления и коммуникации. Бэкон сказал: «Чтение делает человека знающим, беседа – находчивым, а привычка записывать - точным».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Смысловое чтение на уроках географии

«Люди перестают мыслить, когда перестают читать». Д. Дидро. Смысловое чтение – это чтение, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания. В представленном мате...

Смысловое чтение на уроках географии

«Люди перестают мыслить, когда перестают читать». Д. Дидро. ...

Реализация технологии смыслового чтения на уроках географии в курсе «Экономической географии России»

Технология смыслового или продуктивного чтения – ведущая составляющая современной школы. Ее активное применение на уроках педагогами различных школьных курсов предопределено требованиями обществ...

Мастер-класс "Смысловое чтение на уроках географии"

Мастер-класс представляет трансляцию опыта по развитию навыков смыслового чтения на основе использования дополнительных текстов на уроках географии....

Мастер-класс «Стратегия смыслового чтения на уроках русского языка и литературы. Механизмы смыслового чтения: диалог с текстом(7-9 классы) Занятие 1-2.»

laquo;Стратегия смыслового чтения на уроках русского языка и литературы. Механизмы смыслового чтения: диалог с текстом. Занятие 1-2.»Программа мастер-класса адресована учителям русского языка и...

Реализация технологии смыслового чтения на уроках географии в 5-6 классе на примере учебника Издательства «Просвещение».

         В данной  статье   приведены примеры  практической реализации   технологии смыслового чтения на уроках географии через возможност...

План – конспект открытого урока «Формирование навыков смыслового чтения на уроках английского языка», 6 класс

Урок направлен на формирование функциональной граммотности на уроках английского языка. Акцент сделан на формирование и развитие навыков и умений смыслового чтения, которые позволяют обучающимся ...