Методическая разработка темы "Европейский Север"
методическая разработка по географии (9 класс) на тему

Ковалев Павел Владимирович

        Методическая разработка уроков темы «Европейский Север» курса «География России» в  9 классе, составлена в соответствии с планированием учебно-методического комплекса издательства Москва, «Просвещение», 2013 г. под ред. А.И. Алексеева.

 Особенностью  данной методической разработки является применение приемов проектного обучения проблемного характера, которые позволяют построить урок с использованием современных педагогических технологий, призванных мотивировать обучающихся к самостоятельному поиску знаний и созданию новой образовательной среды. В результате системно-деятельностного подхода и технологии проблемного обучения на уроке обучающиеся самостоятельно создают новое географическое содержание (как продукт), например – на обобщающем уроке члены исследовательской группы должны доложить о развитии какой либо отрасли в регионе,  подать заявку на строительство новых экологически чистых предприятий или проведения мероприятий по реконструкции старых и предложить идеи по развитию данной отрасли в регионе.

       Представленная разработка адресована учителям географии, студентам, обучающимся по программе «География», а также учителям других предметов, поскольку приемы проблемного обучения развивают универсальные учебные действия. Особенности применения приемов проблемного обучения на уроках географии в определенной мере могут реализоваться на учебном материале различных предметов учебного плана ОУ, поскольку развивают способность обучающегося к анализу и синтезу, обобщению и классификации, определению понятий, решению проблем, умению доказывать и опровергать, сравнивать.

       В связи с переходом Основной школы на ФГОС, педагогу необходимо так планировать уроки, чтобы добиться у своих учеников выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к обучению, готовности к самообразованию и самовоспитанию, адекватной позитивной самооценки, эмпатии, компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности. Особенностью проблемного обучения в школьной географии является то, что в нем используются методы и формы организации учебного процесса, обеспечивающие взаимодействие и активность обучающихся. В процессе деятельности на уроке и во внеурочной деятельности обучающиеся сталкиваются с различными ограничениями: временными (действует фактор времени), нравственными (деятельность должна осуществляться на благо природе и обществу), экологическими (должно учитываться влияние деятельности на здоровье человека и конкретный ландшафт), территориальными (проект реализуется на конкретной территории), финансовыми (должны учитываться денежные средства). Творческая деятельность становится одним из основных элементов содержания школьного образования. Опыт такой деятельности нельзя передать учащимся путём сообщения «готовых» знаний или организации тренировочных упражнений, выполняемых по образцу. Он вырабатывается у школьников в процессе решения проблемно – познавательных задач.

       В методической разработке приводятся конспекты четырех уроков темы «Европейский Север» и презентация:

1.      «Пространство Европейского Севера».

2.      «Европейский Север: освоение территории и население».

3.      «Европейский Север: хозяйство».

4.      «Проблемы и перспективы развития Европейского Севера».

       Таким образом, полностью разработана данная тема.

Проблемное обучение предполагает самостоятельное полное или частичное решение посильных для учащихся проблем. Для решения этих проблем учащимся необходимо создавать ситуацию, побуждающую их к решению проблем.

Следовательно, помимо определения понятия «проблема» необходимо определить понятие «проблемная ситуация». «Проблемная ситуация характеризует отношение ученика к возникшей преграде в практической или интеллектуальной сфере деятельности». На самом деле проблемная ситуация всегда возникает на фоне осознанных затруднений и побудительного мотива к решению проблемы. Без этих условий проблемной ситуации нет. Необходимо осознать существование противоречия и захотеть его преодолеть.

   В проблемном обучении применяют основные 3 метода:

v  Проблемное изложение.

v  Частично-поисковый;

v  Исследовательский.

Применение этих методов эффективно тогда, когда учитель ставит задачу: на базе уже имеющихся знаний и умений сформировать качественно новые способы деятельности – умение школьников самостоятельно формулировать и решать обнаруженные или поставленные проблемы, умение предлагать гипотезы и способы их проверки, планировать эксперименты.

    Важными формами организации учебного процесса при изучении данной темы являются: работа в группах по решению проблемы, поставленной в начале урока, географическая исследовательская практика и диалог среди обучающихся. Диалог представляет собой универсальный логико-коммуникативный процесс взаимодействия обучающихся посредством выражения своих смысловых позиций. Диалог, возникая на основе противоречия, развивается через постановку вопросов, поиск предположительных ответов и их дальнейшую аргументацию. Особое место в диалоге принадлежит дискуссии. Она лежит в основе многих методов оптимизации процесса принятия решений. Среди этих методов, особое значение приобретают: мозговая атака, синектика, морфологический анализ, дельфи-метод, ролевые игры и моделирование.

       В исследовательских практиках, осуществляемых через географическое содержание образования, основная технология обучения и самообразования – технология постановки и решения проблемы. Она интерактивна, основана на взаимодействии обучающихся друг с другом, учителем, компьютером, книгой, природой. Обязательным при реализации технологии проблемного обучения и исследовательских практик является создание «продуктов» деятельности обучающихся на уроке – карты, схемы, модели, эссе, описание объектов, презентации. Технологии проблемного обучения и исследовательские практики организуются и проводятся на уроках поэтапно. Одной из важнейших задач педагогической науки является активизация учебного процесса. Цель образовательного процесса сегодня - научить школьников самостоятельно приобретать новые знания, развивать умения ставить и самостоятельно решать новые проблемы.

    Технология проблемного обучения способствуют развитию мышления учащихся таким образом, чтобы они самостоятельно и оперативно ориентировались в учебном материале, оценивали его значимость, сложность, сферу применимости полученных знаний в отношениях с другими знаниями. Методы проблемного обучения способствуют развитию творческих способностей каждого учащегося на его индивидуальном уровне.

1.         Мотивационно-ценностный (для чего делаем)

2.         Организационно-деятельностный (что и как делаем)

3.         Исполнительный (я или мы делем) – получение «продукта»

4.         Презентативный (что получилось и как представить «продукт»)

5.         Рефлексивный (как это делали)

     Важными признаками, характеризующими технологии проблемного обучения являются -  системно-деятельностный подход, проектное обучение в школьной географии, диалогичность, креативность, контекстность, интегративность, технологичность, самостоятельность, практическая направленность полученных знаний.

        При изучении экономических районов России особое внимание должно уделяется формированию познавательных учебных действий обучающихся.

Обучающиеся должны научиться:

 - устанавливать причинно-следственные связи;

 - объяснять явления и процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;

 - выявлять географические ассоциации, связанных с определенной территорией;

 - выявлять устойчивые ценности, характеризующие людей, населяющих территорию;

 - определять характерные символы территории;

 - выделять объекты природного и культурного наследия;

 - выделять особенности национального состава населения;

 - устанавливать  научные, спортивные, культурные, трудовые достижения региона;

 - определять объекты духовного и культурного наследия.

        Использование педагогических технологий проблемного обучения основано на уровневой дифференциации усвоения содержания обучающимися, взаимосвязи индивидуальной и групповой работы на уроке, организации самостоятельной и домашней работы. Задания создаются дифференцированно в зависимости от уровня текущей предметной и деятельностной подготовки школьников. Обучающимся с разным уровнем мотивации предлагаются разноуровневые по сложности выполнения задания.

       В предлагаемой  вниманию коллег методической разработке уроков географии для 9 класса по теме «Европейский Север», реализованы современные требования нового образовательного стандарта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №516

НЕВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКОВ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «ЕВРОПЕЙСКИЙ СЕВЕР»

В КУРСЕ «ГЕОГРАФИЯ РОССИИ» В 9 КЛАССЕ

Разработчик:

КОВАЛЕВ ПАВЕЛ ВЛАДИМИРОВИЧ

учитель географии ГБОУ СОШ № 516

Невского района Санкт-Петербурга

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2018

        Методическая разработка уроков темы «Европейский Север» курса «География России» в  9 классе, составлена в соответствии с планированием учебно-методического комплекса издательства Москва, «Просвещение», 2013 г. под ред. А.И. Алексеева.

 Особенностью  данной методической разработки является применение приемов проектного обучения проблемного характера, которые позволяют построить урок с использованием современных педагогических технологий, призванных мотивировать обучающихся к самостоятельному поиску знаний и созданию новой образовательной среды. В результате системно-деятельностного подхода и технологии проблемного обучения на уроке обучающиеся самостоятельно создают новое географическое содержание (как продукт), например – на обобщающем уроке члены исследовательской группы должны доложить о развитии какой либо отрасли в регионе,  подать заявку на строительство новых экологически чистых предприятий или проведения мероприятий по реконструкции старых и предложить идеи по развитию данной отрасли в регионе.

       Представленная разработка адресована учителям географии, студентам, обучающимся по программе «География», а также учителям других предметов, поскольку приемы проблемного обучения развивают универсальные учебные действия. Особенности применения приемов проблемного обучения на уроках географии в определенной мере могут реализоваться на учебном материале различных предметов учебного плана ОУ, поскольку развивают способность обучающегося к анализу и синтезу, обобщению и классификации, определению понятий, решению проблем, умению доказывать и опровергать, сравнивать.

       В связи с переходом Основной школы на ФГОС, педагогу необходимо так планировать уроки, чтобы добиться у своих учеников выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к обучению, готовности к самообразованию и самовоспитанию, адекватной позитивной самооценки, эмпатии, компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности. Особенностью проблемного обучения в школьной географии является то, что в нем используются методы и формы организации учебного процесса, обеспечивающие взаимодействие и активность обучающихся. В процессе деятельности на уроке и во внеурочной деятельности обучающиеся сталкиваются с различными ограничениями: временными (действует фактор времени), нравственными (деятельность должна осуществляться на благо природе и обществу), экологическими (должно учитываться влияние деятельности на здоровье человека и конкретный ландшафт), территориальными (проект реализуется на конкретной территории), финансовыми (должны учитываться денежные средства). Творческая деятельность становится одним из основных элементов содержания школьного образования. Опыт такой деятельности нельзя передать учащимся путём сообщения «готовых» знаний или организации тренировочных упражнений, выполняемых по образцу. Он вырабатывается у школьников в процессе решения проблемно – познавательных задач.

       В методической разработке приводятся конспекты четырех уроков темы «Европейский Север» и презентация:

  1. «Пространство Европейского Севера».
  2. «Европейский Север: освоение территории и население».
  3. «Европейский Север: хозяйство».
  4. «Проблемы и перспективы развития Европейского Севера».

       Таким образом, полностью разработана данная тема.

Проблемное обучение предполагает самостоятельное полное или частичное решение посильных для учащихся проблем. Для решения этих проблем учащимся необходимо создавать ситуацию, побуждающую их к решению проблем.

Следовательно, помимо определения понятия «проблема» необходимо определить понятие «проблемная ситуация». «Проблемная ситуация характеризует отношение ученика к возникшей преграде в практической или интеллектуальной сфере деятельности». На самом деле проблемная ситуация всегда возникает на фоне осознанных затруднений и побудительного мотива к решению проблемы. Без этих условий проблемной ситуации нет. Необходимо осознать существование противоречия и захотеть его преодолеть.

   В проблемном обучении применяют основные 3 метода:

  • Проблемное изложение.
  • Частично-поисковый;
  • Исследовательский.

Применение этих методов эффективно тогда, когда учитель ставит задачу: на базе уже имеющихся знаний и умений сформировать качественно новые способы деятельности – умение школьников самостоятельно формулировать и решать обнаруженные или поставленные проблемы, умение предлагать гипотезы и способы их проверки, планировать эксперименты.

    Важными формами организации учебного процесса при изучении данной темы являются: работа в группах по решению проблемы, поставленной в начале урока, географическая исследовательская практика и диалог среди обучающихся. Диалог представляет собой универсальный логико-коммуникативный процесс взаимодействия обучающихся посредством выражения своих смысловых позиций. Диалог, возникая на основе противоречия, развивается через постановку вопросов, поиск предположительных ответов и их дальнейшую аргументацию. Особое место в диалоге принадлежит дискуссии. Она лежит в основе многих методов оптимизации процесса принятия решений. Среди этих методов, особое значение приобретают: мозговая атака, синектика, морфологический анализ, дельфи-метод, ролевые игры и моделирование.

       В исследовательских практиках, осуществляемых через географическое содержание образования, основная технология обучения и самообразования – технология постановки и решения проблемы. Она интерактивна, основана на взаимодействии обучающихся друг с другом, учителем, компьютером, книгой, природой. Обязательным при реализации технологии проблемного обучения и исследовательских практик является создание «продуктов» деятельности обучающихся на уроке – карты, схемы, модели, эссе, описание объектов, презентации. Технологии проблемного обучения и исследовательские практики организуются и проводятся на уроках поэтапно. Одной из важнейших задач педагогической науки является активизация учебного процесса. Цель образовательного процесса сегодня - научить школьников самостоятельно приобретать новые знания, развивать умения ставить и самостоятельно решать новые проблемы.

    Технология проблемного обучения способствуют развитию мышления учащихся таким образом, чтобы они самостоятельно и оперативно ориентировались в учебном материале, оценивали его значимость, сложность, сферу применимости полученных знаний в отношениях с другими знаниями. Методы проблемного обучения способствуют развитию творческих способностей каждого учащегося на его индивидуальном уровне.

1.        Мотивационно-ценностный (для чего делаем)

2.        Организационно-деятельностный (что и как делаем)

3.        Исполнительный (я или мы делем) – получение «продукта»

4.        Презентативный (что получилось и как представить «продукт»)

5.        Рефлексивный (как это делали)

     Важными признаками, характеризующими технологии проблемного обучения являются -  системно-деятельностный подход, проектное обучение в школьной географии, диалогичность, креативность, контекстность, интегративность, технологичность, самостоятельность, практическая направленность полученных знаний.

        При изучении экономических районов России особое внимание должно уделяется формированию познавательных учебных действий обучающихся.

Обучающиеся должны научиться:

 - устанавливать причинно-следственные связи;

 - объяснять явления и процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;

 - выявлять географические ассоциации, связанных с определенной территорией;

 - выявлять устойчивые ценности, характеризующие людей, населяющих территорию;

 - определять характерные символы территории;

 - выделять объекты природного и культурного наследия;

 - выделять особенности национального состава населения;

 - устанавливать  научные, спортивные, культурные, трудовые достижения региона;

 - определять объекты духовного и культурного наследия.

        Использование педагогических технологий проблемного обучения основано на уровневой дифференциации усвоения содержания обучающимися, взаимосвязи индивидуальной и групповой работы на уроке, организации самостоятельной и домашней работы. Задания создаются дифференцированно в зависимости от уровня текущей предметной и деятельностной подготовки школьников. Обучающимся с разным уровнем мотивации предлагаются разноуровневые по сложности выполнения задания.

       В предлагаемой  вниманию коллег методической разработке уроков географии для 9 класса по теме «Европейский Север», реализованы современные требования нового образовательного стандарта.


География 9 класс

1.Технологическая карта урока «Пространство Европейского Севера»

Тема урока: Пространство Европейского Севера.

Тип урока: урок – изучение нового материала и создание визитной карточки Европейского  Севера.

Цель урока: формирование знаний  о географическом положении, природных условиях и ресурсах Европейского Севера.

Задачи урока:

Образовательные

- Сформировать представления об особенностях ЭГП района.

- Определить состав Европейского Севера.

- Сформировать образ Европейского Севера: раскрыть особенности природных условий и ресурсов района и определить его роль в хозяйстве России.

- Развивающие

- Совершенствовать умение экстраполировать карты атласа.

- Пробудить интерес к самостоятельному поиску и решению проблемы.

- Осуществлять перенос знаний, умений и действий в новую ситуацию для решения проблемы, поставленной на уроке.

- Организовывать коллективную познавательную деятельность в роли рядового участника или ведущего. Формулировать контраргументы.

- Самостоятельно оценивать свою учебную деятельность  посредством сравнения с другими, с собой в прошлом, с установленными нормами.

Воспитательные

- Создать условия для формирования ценностного отношения к природе Европейского Севера.

- Осуществлять действия согласно общепринятым правилам.

- Формировать ценностно-личностную ориентацию обучающихся, способность к отстаиванию своей позиции и ответственному законопослушному поведению в обществе.

Планируемые результаты урока

Предметные

  • Знать особенности географического положения Европейского Севера.
  • Уметь делать выводы о влиянии природных условий и ресурсов на развитие района.
  • Показывать на карте субъекты федерации, входящие в состав Европейского Севера,  пограничные районы и государства, моря,  омывающие Европейский Север, основные месторождения полезных ископаемых.
  • Применять различные источники информации в решении проблемы.

Метапредметные

  • Овладеть навыками самостоятельного приобретения новых знаний
  • Уметь  извлекать информацию из различных источников.
  • Развивать аналитические умения и навыки

Личностные

  • Формирование познавательной и информационной культуры;
  • Формирование положительного отношения обучающихся к объектам, создающим образ района;
  • Умение вступать в диалог и рецензировать ответы товарищей;
  • Совершенствовать навыки презентации своего продукта: «Визитная карточка Европейского Севера»

Ресурсы урока: учебник: А.И Алексеев  География 9 класс УМК «Полярная звезда», Просвещение 2013, атлас «Дрофа» 2009 год

ИКТ на уроке: презентация «Европейский Север»,

использование материалов сайта https://geographyofrussia.com/kompleksnaya-xarakteristika-evropejskogo-severa/ 

Ценностный компонент урока: значение Европейского Севера для России

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

  1. Создание проблемной ситуации

Вступительное слово:

Север у каждого свой. Для одних это - «Заполярный март», водопад Кивач и чистые озера Карелии, для других - комары и таежные оводы летом, метели и морозы зимой. Для одних это - безграничные просторы,  светоносные дали и прозрачная чистота природы, для других – тундра и непроходимые болота, каменистый рельеф, для одних  это - кладовая полезных ископаемых, для других это - полгода зима и холодное лето.

Какие вы заметили противоречия в прочитанных предложениях?

Обучающиеся вступают в диалог с учителем, выявляют противоречия.

  1. Формулирование проблемы

Что нам необходимо выяснить? Какой вопрос у вас возникает?

Обучающиеся с помощью учителя подходят к формулировке проблемы «Есть  ли необходимость в освоении Севера?» 

3.Версии

Какие у вас есть версии решения проблемы?

Обучающиеся предлагают  версии решения проблемы

За освоение

Против освоения

4. Актуализация знаний

Что мы знаем о природных условиях Европейского Севера?

Что необходимо узнать о Европейском Севере, чтобы решить проблему?

Вспоминают материал, изученный в 8 классе параграф 46 «Северные безлесные зоны»

Высказывают предположения,  что необходимо изучить на уроке, чтобы решить проблему.

5.Поиск решения проблемы

Решить проблему  мы сможем при выполнении проектной работы «Визитная карточка Европейского Севера»

Учитель предлагает разделиться на группы и предлагает визуальный ряд слайдов из презентации, при этом обучающиеся выделяют исторические, природные, экономические, культурные аспекты образа Европейского Севера и делают вывод об уникальности этого района.

Выполняют проектную работу в группах и создают визитную карточку Европейского Севера, используя рубрику  «Читаем  карту» (с. 102—103 учебника), физическую карту Европейского Севера (рис. 16 на с. 104 учебника), карту «Районы России» (с. 234 Приложения учебника), определяют состав и особенности географического положения района. Затем они работают с контурной картой: наносят границы района, подписывают субъекты Российской Федерации, входящие в его состав, и т. д. (задание 11 на с. 29 тренажера). Состав района и главные черты его географического положения школьники показывают схематично.

Затем учащиеся в процессе групповой работы определяют особенности природных условий и ресурсов Европейского Севера. Первая группа — особенности рельефа и полезных ископаемых, их влияние на развитие промышленности; вторая группа — климатические особенности территории и их влияние на жизнь и быт человека; третья группа — размещение природных зон и их влияние на хозяйственную деятельность, быт людей.

Результаты групповой работы обсуждаются сразу после ее выполнения. При обсуждении каждая группа готовит другим группам по два вопроса, на которые дается развернутый, обстоятельный ответ, и два вопроса, на которые предполагается однозначный и краткий ответ.

6.Применение новых знаний, вывод

Почему при сложных природных условиях Европейский Север осваивается?

Какие природные условия Севера затрудняют развитие района?

Какие природные условия и ресурсы способствуют развитию района?

Сделайте прогноз о возможном развитии отраслей хозяйства на базе имеющихся природный ресурсов

Обучающиеся на контурной карте изображают границы района и условными знаками обозначают трудности и специфические особенности Европейского Севера.

Затрудняют развитие района: горный рельеф, суровый климат, заболоченность территории, вечная мерзлота.

Способствуют развитию района:выход в моря (незамерзающий порт Мурманск),соседство с развитыми странами и развитыми районами, богатство природными ресурсами: минеральными, лесными, водными

Вывод: наличие природных ресурсов способствует освоению Европейского Севера, а сложные климатические условия затрудняют его освоение.

7.Рефлексия

Учитель побуждает обучающихся высказываться одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске. Он обращается к обучающимся с предложением ответить на вопросы:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

Обучающиеся отвечают на вопросы и в конце урока прикрепляют к магнитной доске на которой висит карта «Европейский Север» снежинки.

Белая – было трудно, но интересно

Синяя – было интересно, материал пригодится в дальнейшей жизни.

Красная – было не интересно, этот материал не пригодится в дальнейшей жизни.

Желтая – на уроке скучал

8.Домашнее задание

Читать § 24, устно ответить на вопросы в конце параграфа. Работа в к/к – состав Европейского Севера.

Вопросы на опережение: 1. слабая заселенность Европейского Севера это географическая или историческая причина? Ответ аргументируйте.

2. Подготовьте сообщения о первопроходцах Севера, об освоении территории Европейского Севера, о замечательных людях, родившихся на просторах Европейского Севера.

География

2.Технологическая карта урока «Европейский Север: освоение территории и население»

Тема урока: Европейский Север: освоение территории и население

Тип урока: урок – изучение нового материала и создание кластера население, культура и быт Европейского  Севера.

Цель урока: познакомить обучающихся с историей освоения Европейского Севера, численностью и динамикой численности населения, размещением населения, урбанизацией и городами, народами и религиями, занятостью и доходами населения.

Задачи урока:

Образовательные

- Выявить особенности заселения Европейского Севера.

- Определить особенности численности населения и его размещение

- Выяснить специфику городов района.

- Сформировать представление о культуре и быте, религиях народов Европейского Севера.

Развивающие

- Совершенствовать навыки работы с картами атласа.

- Выявлять причину и следствие географических процессов и явлений.

- Составлять комплексное описание объекта или явления.

- Уметь пользоваться техническими источниками и средствами информации.

- Преобразовывать информацию из одного вида в другой.

- Представлять информацию в картографической, графической, конспективной и табличной форме.

Воспитательные

- Формировать личностно-ценностное отношение к народам России и мотивировать обучающихся на самостоятельное изучение культуры и быта регионов.

- Продолжить формирование уважительного отношения к людям другой культуры и вероисповедания.

- Формировать устойчивую мотивацию к изучению регионов в полевых условиях (экскурсиях, походах, полевых практиках).

 

Планируемые результаты урока

Предметные

  • уметь проводить сопоставительный анализ тематических физико- географических карт и карт населения,
  • устанавливать причинно-следственные связи и закономерности размещения населения, городов и объектов хозяйственной деятельности,
  • анализировать схемы и статистические материалы, отражающие качественные и количественные параметры населения,
  • формулировать выводы, составлять описания и характеристики населения на основе анализа разных источников информации, в том числе карт,
  • решать практические и познавательные задачи, используя различные показатели, характеризующие население.

Метапредметные

  • уметь классифицировать объекты изучения (географические объекты),
  • проводить анализ и обобщение тематического материала, представленного в текстовой, картографической и графической форме
  • излагать собственное мнение, сформированное на основе целеполагания индивидуальной деятельности и анализа источников информации,
  • работать по индивидуально сформированному алгоритму,
  • проводить сравнение по выработанным критериям,
  • проводить самопроверку и самоанализ результатов деятельности,
  • работать в группе и индивидуально.

Личностные

  • принять правила поведения на уроке
  •  осознание особенностей населения,  Европейского Севера, его культуры и быта
  • формирование инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

Ресурсы урока: учебник: А.И Алексеев  География 9 класс УМК «Полярная звезда», Просвещение 2013, атлас «Дрофа» 2016 год

ИКТ на уроке: презентация «Европейский Север»

Материалы сайтов  

https://geographyofrussia.com/kompleksnaya-xarakteristika-evropejskogo-severa/ 

https://geographyofrussia.com/evropejskij-sever/ 

http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/

Ценностный компонент урока: значимость освоения территории Европейского Севера для России; этническое многообразие народов Европейского Севера; уникальность объектов Всемирного природного и культурного наследия.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

  1. Проверка домашнего задания

Вступительное слово:

  Сегодня на уроке мы будем знакомиться  с численностью и динамикой численности населения Европейского Севера, размещением населения, урбанизацией и городами, народами и религиями, занятостью и доходами населения. Вы получили разноуровневое домашнее задание и мы с удовольствием прослушаем ваши сообщения, доклады, презентации.

Обучающиеся выступают с сообщениями, докладами презентациями на темы: ЭГХ Европейского Севера, особенности природы, о первопроходцах Севера, об освоении территории Европейского Севера, о замечательных людях, родившихся на просторах Европейского Севера.

  1. Формулирование проблемы

         

    Человек и его хозяйственная деятельность – мощный фактор воздействия на географическую оболочку Земли. Природа Европейского Севера, изученная на прошлом уроке, подвергается воздействию антропогенного фактора.

Учитель предлагает исследовать карты атласа «Политико-административную России», «Плотность населения» и «Народы России» и сформулировать тему урока.

    Обучающиеся с помощью учителя подходят к формулировке проблем - «Особенности заселения территории ЕС», «Какие народы живут на Европейском Севере и каковы занятия коренных жителей», «Особенности городов Европейского Севера», «Виды деятельности человека на Европейском Севере».

3. Актуализация знаний

Что мы знаем о современном заселении Европейского Севера?

Что необходимо узнать о проблемах населения Европейского Севера, чтобы решить проблему населения Европейского Севера?

Обучающиеся анализируют прослушанные сообщения, доклады и презентации и делают выводы.

Высказывают предположения,  что необходимо изучить на уроке, чтобы решить проблему.

                                                                                   4. Поиск решения проблемы

 Первичное изучение нового материала организуется на основе работы с сайтом Федеральной службы        государственной статистики        (раздел «Население») http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/ 

 Учитель делит класс на рабочие группы, каждой из которых предлагается подобрать официальную статистику по субъектам Федерации, входящими в состав района, и сформулировать тематический сравнительный вывод о специфике населения в пределах рассматриваемых территорий. Для систематизации собираемой статистики школьникам можно предложить заполнить таблицу.

        В рамках предложенного задания группы обучающихся выбирают статистический показатель (формулируют его название), выбирают его значение и заносят в таблицу. После заполнения данных по регионам необходимо рассчитать значение каждого показателя для всей территории района (это актуально с той точки зрения, что официальная статистика даётся по Федеральным округам, а не по комплексным районам). После завершения заполнения таблицы статистическими показателями каждая группа формулирует вывод и заносит его в соответствующую графу. В заключение работы каждая из групп презентует свой набор выбранных показателей и оглашает вывод. Фронтально обсуждаются результаты исследования и на электронной доске коллективно формируется наиболее полный список показателей, характеризующих население района.

   

 

Учитель организует фронтальную работу обучающихся с сайтом ФС ГС, картами атласа и текстом учебника.

  • Какие народы живут на Европейском Севере и каковы занятия коренных жителей? (стр. 108 учебника)

  • Найдите особенности городов Европейского Севера. Используйте текст на с. 108—110 учебника, дополнительную справочную литературу, энциклопедии «Города России».

Группы выполняют исследовательскую работу по субъектам Федерации

Группы формируются по субъектам федераций

Название субъекта Федерации

Числ. и состав населения

Естественный прирост населения

Миграции

Республика Коми

Республика Карелия

Ненецкий автономный

Округ

Архангельская область

Вологодская область

Мурманская область

Итого по району

Вывод

Народ

Языковая семья

Место проживания

Традиционные занятия

Город

Год возникновения

Число жителей

Чем известен

5. Применение новых знаний, вывод

Как люди заселяли и осваивали  Европейский Север?

Какие народы живут в этом районе?

Каковы особенности городов Европейского Севера?

На контурной карте или на интерактивной доске наносятся границы компактного проживания людей в регионе, крупные города.

Выводы:  

  1. Большинство населения Европейского Севера – потомки древних русских переселенцев. Другие народы – карелы, ненцы, саамы, коми.
  2. В заселении и освоении Европейского Севера русскими переселенцами были периоды подъема и спада, во многом зависящие от исторических событий.
  3. Самые большие города Европейского Севера – морские порты, группа городов связана с горнодобывающей или лесообрабатывающей промышленностью. Особое мепсто занимают древние русские города.

6.Рефлексия

Учитель предлагает обучающимся дать аргументированные ответы на вопросы:

1.  Что вы ожидали от урока и что получилось?

2.  Какие этапы урока вы считаете наиболее удачными и почему?

3. Какие события (действия, мнения и т.п.) вызвали наиболее яркие ощущения?

4.  Была ли польза от групповой формы работы?

5.  В чем вы видите получение  новых знаний, понятий, навыков?

6. Что вам более всего удалось во время урока, какие виды деятельности были выполнены наиболее успешно? Назовите наиболее эффективные из них.

7. Перечислите в порядке убывания основные проблемы и трудности, которые вы испытывали во время урока. Какими способами вы их преодолевали?

8.  Что мы делали нерационально? Назовите одно действие, которое можно добавить, чтобы завтра сделать нашу работу на уроке более успешной.

9.   На основании, каких критериев можно оценить нашу деятельность?

10. Какой этап урока вы бы опустили, вычеркнули? Почему?

Обучающиеся отвечают на вопросы, которые учитель выводит на доску в конце презентации

7.Домашнее задание

Читать § 25, устно отвечать на вопросы 2 – 6.

Задание повышенной сложности: «Вам предложили проложить туристические маршруты по Европейскому Северу. Какие маршруты и почему вы предложите туристам? По одному из маршрутов составьте рекламный проспект»

 

География 9 класс

3.Технологическая карта урока «Европейский Север: хозяйство»

Тема урока: Европейский Север: хозяйство

Тип урока: комбинированый урок – изучение нового материала и подготовка к защите проекта «Особенности населения и хозяйства Европейского Севера. Проблемы и перспективы развития района».

Цель урока: познакомить обучающихся с факторами развития и особенностями хозяйства, ведущими отраслями промышленности: металлургией, топливной промышленностью, лесной промышленностью, химической промышленностью, машиностроением, сельским хозяйством, сферой услуг.

Задачи урока:

Образовательные

 - Определить отрасли специализации Европейского Севера.

 - Установить особенности современного развития хозяйства района.

 Развивающие

- Развивать навыки делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.

- Научиться осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для этих логических операций.

- Развивать умение экстраполировать карты атласа, строить логические рассуждения, включая установление причинно-следственных связей, структурировать тексты, работать с информацией в Интернете.

Воспитательные

- Воспитывать гражданина России.

- Формировать ценностные духовно-нравственные ориентации обучающихся, отражающие гражданскую и активную жизненную позицию.

- Формировать у обучающихся экологическое сознание – сознание целостности природы, населения и хозяйства различных регионов.

Планируемые результаты урока

Предметные

  • уметь проводить сопоставительный анализ различных по содержанию физико-географических и социально-экономических тематических карт;
  • устанавливать причинно-следственные связи и закономерности развития хозяйства и размещения хозяйственных объектов;
  • анализировать схемы и статистические материалы, отражающие качественные и количественные параметры хозяйства и его структуру;
  • формулировать выводы, составлять таблицы, диаграммы, графики, описания, характеристики, отражающие особенности хозяйства, на основе анализа разных источников информации, в том числе карт, определять район и его подрайоны по краткому описанию характерных черт природы, населения и хозяйства;
  • определять черты сходства и различия в особенностях природы, населения, хозяйства отдельных территорий, анализировать взаимодействие природы и человека на примере отдельных территорий, решать практические и познавательные задачи, работать с системой вопросов и заданий, контурными картами.

Метапредметные

  • уметь классифицировать объекты изучения (географические объекты);
  • проводить анализ и обобщение тематического материала представленного в текстовой, картографической и графической форме;
  • излагать собственное мнение, сформированное на основе целеполагания индивидуальной деятельности и анализа источников информации;
  • работать по индивидуально сформированному алгоритму, проводить сравнение по выработанным критериям;
  • проводить самопроверку и самоанализ результатов деятельности;
  • работать в группе и индивидуально;
  • формулируют собственное мнение в рамках учебного диалога;
  • умеют вести диалог, вырабатывая  общее решение.

Личностные

  • научиться осознанно принимать правила поведения на уроке;
  •  осознание особенностей хозяйства и уязвимости природы Европейского Севера;
  • формирование инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения;
  • осознание целостности природы, населения и хозяйства района;
  • научиться аргументированно  высказывать своё отношение к исследуемой проблеме.

Ресурсы урока: учебник: А.И Алексеев  География 9 класс УМК «Полярная звезда», Просвещение 2013,  атлас «Дрофа» 2016 год

ИКТ на уроке: презентация «Европейский Север»

Материалы сайтов  

http://www.gov.ru/main/regions/regioni-44.html 

https://geographyofrussia.com/kompleksnaya-xarakteristika-evropejskogo-severa/ 

https://geographyofrussia.com/evropejskij-sever/ 

http://mirznanii.com/a/307552/kharakteristika-evropeyskogo-severa-rossii 

Ценностный компонент урока: Европейский Север — целостно развивающийся в хозяйственном отношении регион.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

  1. Проверка домашнего задания

Вступительное слово:

  В домашнем задании вам предложили проложить туристические маршруты по Европейскому Северу. Какие маршруты и почему вы предложите туристам? По одному из маршрутов представьте рекламный проспект.

Обучающиеся выступают с сообщениями, докладами презентациями на темы: народы, населяющие Европейский Север, культура и быт, туристические маршруты по Европейскому Северу. Они объясняют, какие маршруты и почему, предлагают туристам?

  1. Формулирование проблемы

         

Прошу вспомнить, по какому плану мы даем экономико-географическую характеристику экономического района?

Европейский Север  является одним из главных поставщиков сырья, топлива и продукции отраслей обрабатывающей промышленности на внутренний рынок страны. Так ли это?

Какие проблемы связаны с хозяйственным  освоением территории?

Проблемный вопрос:

В чем заключается специфика хозяйства Европейского Севера?

Разнообразие  отраслевого состава  хозяйства Европейского Севера – это преимущество района или проблема?  

 Обучающиеся с помощью учебника или предыдущих записей в  рабочих тетрадях вспоминают, план ЭГХ района.

  • ЭГП района.
  • Природные условия и ресурсы.
  • Население. Города.
  • Хозяйство. Отрасли специализации  района.
  • Проблемы и перспективы развития района.

Далее обучающиеся приходят к выводу, что сегодня на уроке им необходимо выявить отрасли хозяйственной специализации Европейского Севера  и особенности их размещения.

3. Актуализация знаний

Вспомним из курса 8 – 9 класса.

- Что такое природные ресурсы?

- Какими  видами  природных ресурсов располагает  данный район?

- Что такое отрасль хозяйства?

- Назвать отрасли  промышленности.

- Что такое отрасль специализации района?

- Как определить ее?

Обучающиеся отвечают на вопросы.

Природные ресурсы – это компоненты природной среды, окружающие человека, которые используются в процессе общественного производства для удовлетворения материальных потребностей человека и общества.

Виды природных ресурсов – исчерпаемые   (возобновимые и невозобновимые)  и неисчерпаемые.

Отрасль специализации – это те виды  (отрасли) производства, прибыль от реализации которых является основной частью бюджета района.

К = П/Н, если К = 1, К больше1, то данная отрасль будет отраслью специализации района.

К – коэффициент  специализации;

П – доля продукции района,  в общем  производстве  страны ( по данной отрасли);

Н – доля населения района в общем населении страны.

Высказывают предположения,  что необходимо изучить на уроке, чтобы решить проблему.

                                                                                   4. Поиск решения проблемы

Какие отрасли  специализации  и почему сформировались на территории Европейского Севера?

Выясним, какие природные ресурсы являются сырьем для отраслей  хозяйства  района.

 - Определить отрасли специализации

 -  Какова география отраслей специализации?

Используем карты атласа по географии для 9 класса и материалы сайтов

http://www.gov.ru/main/regions/regioni-44.html 

https://geographyofrussia.com/kompleksnaya-xarakteristika-evropejskogo-severa/ 

https://geographyofrussia.com/evropejskij-sever/ 

Задание 1 группе:

Определить сырье топливной промышленности, центры топливной промышленности  и их размещение?

Задание 2 группе.

Определить сырье, топливо, центры черной металлургии и  их размещение?

Задание 3 группе.

Определить сырье, центры цветной металлургии и их размещение?

Задание 4 группе.

Определить центры лесной и пищевой промышленности, и их размещение?

Задание 5 группе

Какое место занимает сельское хозяйство в экономике Европейского Севера?

Обучающиеся, используя карту географического атласа «Дрофа» на стр. 26, определяют отрасли хозяйственной специализации и делятся на группы.

Работа в группах.

Используя карту атласа: « Экономическая карта Европейского Севера» и Интернет- ресурсы определить отраслевую структуру района.

Продукт 1 группы

Вид полезного ископаемого

Центры топливной промышленности

- Каменный уголь

- Воркута

- Инта

( Печорский каменноугольный бассейн)

- Нефть

- Усинск

- Ухта (НПЗ)

- Природный газ

- Вуктыл

- Войвож

-Василковское

-Южно-Тамбейское

-Штокмановское ( шельф Баренцева моря).

Продукт 2 группы

Вид полезного ископаемого

Месторождения

Центры производства

- железная руда

- каменный уголь

- Оленегорск

- Ковдор

-Костомукша

-Воркута

-Инта (Печорский каменноугольный бассейн).

- г.Череповец

«Северная магнитка»

Металлургический комбинат полного цикла.

Продукт 3 группы

Вид полезного ископаемого

Месторождения

Центры производства

- Медные руды

- Никелевые  руды

- Алюминиевые руды

- г. Никель

- г. Никель

- Тимшерское

- Иксинское

-Мончегорск

- Кандалакша,

- Надвоицы

Производство алюминия – энергоёмкое производство

( близ ГЭС, т.к. дают дешевую электроэнергию).

Продукт 4 группы

Вид природного ресурса

Центры лесной и пищевой (рыбной) промышленности.

 - лес  (лесозаготовка, деревообработка, ЦБК, лесохимия)

- рыба

- Архангельск - лесной порт  страны,

- Сыктывкар,

- Новодвинск,

- Коряжма.

Порты:

-Мурманск,

-Архангельск,

-Петрозаводск,

-Нарьян – Мар.

Продукт 5 группы

Сельское хозяйство Европейского Севера развито слабо.

Европейский Север состоит из трёх сельскохозяйственных районов:

  1. Оленеводческо-промысловый, занимающий побережье Северного Ледовитого океана (тундра и лесотундра), с развитым оленеводством, охотой, промыслом тюленей и рыболовством;
  2. Лесопромысловый, охватывающий Карелию, большую часть Архангельской области и юг республики Коми (тайга), где выделяются лесное хозяйство, молочное животноводство в долинах рек и очагами земледелия (рожь, ячмень, овёс, лён, овощеводство и картофелеводство);
  3. Льно - животноводческий, расположенный на самом юге Европейского Севера — в Вологодской области (южная часть тайги). Это главный сельскохозяйственный район Европейского Севера. Здесь получило развитие - молочное скотоводство, свиноводство, выращивание ржи, овса, ячменя, льна, картофеля, овощей.

Вокруг крупных городов (Архангельск, Череповец, Вологда, Сыктывкар, Ухта, Воркута, Мончегорск) сложился пригородный тип сельского хозяйства с интенсивным молочным скотоводством, свиноводством, тепличным хозяйством.

5.Применение новых знаний, выводы

Как сложилась специализация  Европейского Севера?

Каковы отрасли специализации региона?

Европейский Север - главная топливно-энергетическая и лесная база западной экономической зоны.

Отраслями специализации являются:

  • Добыча нефти, газа, угля, торфа в Печорском бассейне.
  • Черная и цветная металлургия (Костомукшский горно-обогатительный комбинат, Мончегорский медно-никелевый, Волховский алюминиевый, Череповецкий металлургический комбинаты).
  • Лесная и целлюлозно-бумажная промышленность (Архангельск, Сыктывкар, Кондопога, Котлас).
  • Гидроэнергетика Карелии и Кольского полуострова.
  • Рыбная промышленность (Мурманск).
  • На Европейском Севере расположена база военно-морского флота
  • Северодвинск — центр производства атомных подводных лодок, в Плесецке расположен космодром.
  • Железные дороги имеют меридиональное направление. Крупный транспортный узел — Череповец.

Выводы в группах: разнообразие  отраслевого состава  хозяйства Европейского Севера – это преимущество данного экономического района.

6.Рефлексия

Учитель предлагает осуществить рефлексию - «Комплимент».

 Комплимент-похвала, комплимент деловым качествам, комплимент в чувствах, в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.

Обучающиеся могут осуществить рефлексию в парах, группах или на класс.

7.Домашнее задание

Читать § 26, устно отвечать на вопросы 1 – 6.

  1. Учитель предлагает вспомнить, что такое ТПК?  Какие  территориально – производственные комплексы сформировались на территории  Европейского Севера и в чем их особенности?

  1. Заполнить таблицу.

      ТПК

Кольско – Карельский

Тимано – Печорский

Природные ресурсы

Отрасли  хозяйства

  1. Задание повышенной сложности - создать презентации на темы: «Загадки Европейского Севера», «Перовооткрыватели Европейского Севера», «Знаменитые люди Европейского Севера»
  2. Задание на опережение материала по желанию: создать презентацию «Проблемы и перспективы развития Европейского Севера»

География 9 класс

4.Технологическая карта урока «Европейский Север: проблемы и перспективы развития региона»

Тема урока: Европейский Север: проблемы и перспективы развития региона

Тип урока: урок – обобщение пройденного материала и защита проекта «Особенности хозяйства Европейского Севера. Проблемы и перспективы развития этого района».

Цель урока: мотивировать обучающихся на поиск проблем в районах Европейского Севера и путей их решения, выявить основные направления развития региона. Актуализировать осознание хрупкости природы Европейского Севера.

Задачи урока:

Образовательные

 - Определить основные проблемы  Европейского Севера.

 - Установить пути решения проблем в регионе.

 - Наметить  перспективы развития Европейского Севера.

Развивающие

- Продолжить формирование умений вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передача и презентация с помощью технических средств и информационных технологий.

- Формировать у обучающихся умение использовать волевое стимулирование обучения, преодолевать сиюминутные отвлечения, умение настойчиво преодолевать учебные затруднения.

- Научить обучающихся самостоятельно оценивать свою учебную деятельность посредством сравнения с другими, с собой в прошлом, с установленными нормами.

- Самостоятельно планировать условия и оптимальную последовательность работы разной степени продолжительности.

- Взаимодействовать в различных формах учебного диалога: планирование совместных действий, обсуждение процесса и результатов деятельности, интервью, дискуссии, полемики.

Воспитательные

- Научить обучающихся выбирать модель поведения в общей системе общечеловеческих ценностей.

- Продолжить формирование осознания обучающихся как членов гражданского общества (гражданин РФ, житель конкретного региона).

- Формировать всесторонне образованную, инициативную, успешную личность, обладающую системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм морали.

- Давать оценку прослушанного и прочитанного.

-.Формировать потребность в участии в общественной жизни и общественно полезной деятельности.

- Продолжить формирование устойчивого познавательного интереса в сфере выбора будущей профессии.

Планируемые результаты урока

Предметные

  • умеют определять отрасли специализации района и выделять ТПК Европейского Севера;
  • умеют показывать по карте главные районы и центры производства Европейского Севера;
  • умеют определять основные проблемы в  регионе,  предлагают пути решения  проблем.

Метапредметные

  • решают проблемные задачи,  высказывают суждения, подтверждая их фактами
  • классифицируют информацию по заданным признакам;
  • Планируют свою деятельность под руководством учителя;
  • выявляют  причинно – следственные связи;
  • выслушивают и объективно оценивают другого;
  • формулируют собственное мнение в рамках учебного диалога;
  • умеют вести диалог, вырабатывая  общее решение

Личностные

  • научиться осознанно принимать правила поведения на уроке
  •  осознание особенностей хозяйства и хрупкости природы Европейского Севера.
  • формирование инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
  • осознание целостности природы, населения и хозяйства района;
  • умеют высказывать аргументированное отношение к исследуемой проблеме.

Ресурсы урока: учебник: А.И Алексеев  География 9 класс УМК «Полярная звезда», Просвещение 2013,  атлас «Дрофа» 2016 год

ИКТ на уроке: презентация «Европейский Север»

Материалы сайтов

http://www.gov.ru/main/regions/regioni-44.html 

https://geographyofrussia.com/kompleksnaya-xarakteristika-evropejskogo-severa/ 

https://geographyofrussia.com/evropejskij-sever/ 

https://geography.ru/course/220035/202385/202385.htm 

Ценностный компонент урока: Европейский Север — целостно развивающийся регион: внедрение безотходных технологий производства,  комплексное использование сырья, решение социальных проблем, охрана природных ресурсов региона — путь сохранения  и  приумножения его богатств.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

1.Проверка домашнего задания

Вступительное слово:

 В домашнем задании вам предложили ответить на вопросы: Что такое ТПК? Какие  территориально – производственные комплексы сформировались на территории  Европейского Севера?

Обучающиеся отвечают на вопросы домашнего задания

ТПК – это

      ТПК

Кольско – Карельский

Тимано – Печорский

Природные ресурсы

- железная руда,

- медные руды,

- никелевые руды,

- апатиты,

- лесные ресурсы.

- каменный уголь,

- природный газ,

- нефть,

- лесные ресурсы.

Отрасли  хозяйства

- горнодобывающая промышленность,

- черная и цветная металлургия,

- судостроение,

- лесная промышленность,

- рыбная промышленность.

- нефтяная,

- газовая,

- угольная,

- лесная,

- рыбная промышленность,

- судостроение.

Вывод: разнообразие  отраслевого состава  хозяйства Европейского Севера – это преимущество данного экономического района.

2.Формулирование проблемы

      Прошу вспомнить, по какому плану мы даем экономико-географическую характеристику экономического района?

   

 Обучающиеся вспоминают, что план экономико-географической характеристики района следующий:

  • ЭГП района.
  • Природные условия и ресурсы.
  • Население. Города.
  • Хозяйство. Отрасли специализации  района.
  • Проблемы и перспективы развития района.

Далее обучающиеся приходят к выводу, что

следует рассмотреть проблемы  и перспективы данного региона.

Класс делится на группы:

        Совет региона – председатель и два заместителя.

        Группа промышленности и транспорта.

        Группа энергетики.

        Группа экологии.

        Группа АПК.

В работе принимают участие журналисты и обеспокоенная общественность

3. Актуализация знаний

Определите основные проблемы Европейского Севера и перспективы его развития.

Разнообразие  отраслевого состава  хозяйства Европейского Севера – это преимущество данного экономического района. Получите задание и докажите, что это действительно преимущество Европейского Севера.

Обучающиеся получают задание по группам.

  • Совет региона

Главные особенности географического положения, условий для жизни и хозяйственной деятельности человека.

Социальные проблемы населения.

Что может стать стимулом для дальнейшего хозяйственного развития региона?        

  • Группа промышленности и транспорта.

Какие главные отрасли специализации?

Самые крупные промышленные предприятия.

Какие виды транспорта развиты?

Какие предприятия нужно построить, какие мероприятия провести, чтобы эта отрасль продолжала развиваться?        

Развитие ВПК в регионе.

  • Группа энергетики.

Какие энергоресурсы добывают?

Энергетические ресурсы Баренцева моря и шельфа Северного Ледовитого океана

Проблемы Печорского угольного бассейна? Виды электростанций. Тимано-Печорский ТПК.

Какие предприятия нужно построить, какие мероприятия провести, чтобы укрепить ТЭК?

  • Группа АПК.

Агроклиматические ресурсы:

природные условия и основные сельскохозяйственные угодья. Виды хозяйственной деятельности, связанные с морем. Центры пищевой промышленности. Какие предприятия нужно построить, какие мероприятия провести, что бы АПК выполнял в полной мере свои основные функции. Социальные проблемы Вологодской области.        

  • Группа экологии.

Основные экологические проблемы района

Какие предприятия нужно построить, какие мероприятия провести, что бы улучшить экологическую обстановку в районе. Представитель обеспокоенной общественности.

Какие мероприятия надо провести, чтобы Архангельск перестал быть одним из наиболее загрязнённых городов  России?

  • Журналисты.

Что вы скажете о развитии ВПК в регионе?

Какова судьба людей после закрытия неперспективных шахт и оборонных заводов?

По ходу урока члены группы должны доложить о развитии данной отрасли в регионе,  подать заявку на строительство новых экологически чистых предприятий или проведения мероприятий по реконструкции старых и предложить идеи по развитию Европейского Севера.

В работе принимают участие журналисты и обеспокоенная общественность, которые задают проблемные вопросы членам групп.

                                                                                   4. Поиск решения проблемы

Обучающиеся каждой группы докладывают о развитии

  • промышленности и транспорта.
  • энергетики.
  • АПК

Самостоятельная работа в группах.

Получение индивидуальных заданий.

Обсуждение индивидуальных результатов работы в каждой группе.

Обсуждение общего задания группы (замечания, уточнения, обобщения).

Подведение итогов группового задания, подготовка к выступлению.

Могут быть предложены различные проекты, такие как

  • строительство промышленного предприятия
  • развитие сельскохозяйственного производства  
  • строительство жилого поселка или небольшого города
  • создание зоны отдыха со спортивным комплексом
  • проведение мероприятий для развития региона в целом

5. Применение новых знаний, выводы

Какие проблемы в районах Европейского Севера и пути их решения выявили оьучающиеся? Перечислите основные направления развития региона.

Обучающиеся выводят на интерактивной доске следующие мероприятия по решению проблем Европейского Севера.

В  ближайшее время в регионе должны решаться следующие проблемы:

  • проблема «колониальной» структуры хозяйства, заключающаяся в сырьевой направленности региона;
  • решение экологических проблем, связанных с загрязнением воздушного и водного бассейнов, истощением лесных, пушных и минеральных богатств района;
  • лесовосстановительные мероприятия;
  • освоение новых нефте-газоносных районов в Ненецком автономном округе и на шельфе Баренцева моря;
  • модернизация морского и портового хозяйства;
  • комплексное использование сырья в металлургии и лесной промышленности;
  • привлечение трудовых ресурсов;
  • развитине инфраструктуры:
  • внедрение безотходной технологии производства;
  • проблема конверсии ВПК и решение социальных проблем, связанных с угольными и милитаризированными регионами.

6.Рефлексия

Учитель предлагает провести рефлексию в виде упражнения «Плюс-минус-интересно».

       Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф.

  • В графу «П» - «плюс»- записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы,  которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.
  • В графу «М» - «минус»- записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной.
  • В графу «И» - «интересно»- учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

Обучающиеся заполняют таблицу

Плюс

Минус

Интересно

7.Домашнее задание

Задания по желанию: Создайте в виде рисунка, схемы, стихотворения образ Европейского Севера. С чем он у вас ассоциируется?

Подготовьте презентацию о Европейском Севере.

Задание повышенной сложности: Выполнить проектное задание – предложить наилучший вариант освоения территорий двух ТПК Европейского Севера

Приложение

Дополнительный материал к уроку.

Совет региона

Европейский Север - самый большой экономический район по площади в европейской части России.

Усугубляется ЭГП суровыми природными условиями, затормаживающими процесс развития района: вечная мерзлота, заболоченность, полярная зима.

Порт Белого моря зимой работает только с помощью ледоколов.

Природные условия: от ледяной (арктической) зоны до тайги.

Европейский Север - район, в котором преобладают “первичные” виды деятельности. Это -  добыча полезных ископаемых, лесозаготовка, рыболовство.  Однако нужно больше развивать и “верхние” этажи производства -  перерабатывающую и обрабатывающую промышленность.  

В перспективе Европейский Север будет оставаться единственным для Центральной России выходом в открытый океан, поэтому будет развиваться торговый флот, портовое хозяйство, судостроение и судоремонт, рыбная промышленность.

Группа промышленности и транспорта

Современный Европейский Север - это географический район, в котором преобладают добыча полезных ископаемых, лесозаготовка, рыболовство и отрасли перерабатывающей промышленности - металлургия, деревообрабатывающей промышленности. Природные ресурсы района: месторождения железных и медно-никелевых руд, апатитов, угля, нефти и газа, древесины, биологического сырья рек, тундры и тайги, зона шельфа и морского дна.

В Вологодской области, в городе Череповце работает мощный металлургический комбинат полного цикла. Железную руду добывают в Карелии и на Кольском комбинате.

Созданы заводы цветной металлургии, которые дают алюминий, медь и никель. Медно-никелевые концентраты завозят из Норильска.

Лесные богатства позволяют развивать лесоэкспортную специализацию (заготовка и первичная обработка древесины) и целлюлозно-бумажную промышленность.

Перспективы развития района - нефтяные и газовые отрасли, открыты крупнейшие ресурсы на шельфе Северного Ледовитого океана, формируется Тимано-Печорский ТПК на базе нефти, газа, угля и леса.

Группа энергетиков

Уже с предвоенных лет Север становится районом топливной промышленности в связи с открытием здесь месторождений угля и нефти, а позже и газа. Добывают уголь в Печорском угольном бассейне. Правда, здесь произошёл спад производства у добытчиков угля Печорского бассейна. Найдены нефть и газ в шельфовой зоне Баренцева моря.  Для добычи нефти и газа будут построены платформы морской добычи с привлечением инвестиций зарубежных стран, в частности Норвегии. Будет использован и передовой опыт компаний, добывающих нефть и газ в Северном море, в частности, опыт в сооружении платформ. По дну моря будут проложены трубопроводы к побережью. Очень перспективен район Варандей-море. В настоящее время там уже пробурены две скважины и получен промышленный приток нефти. Запасы Варандей-моря оцениваются примерно в 36 млн. т. Освоение Штокмановского месторождения намечается с привлечением иностранных фирм. Ведутся переговоры с американцами, французами, норвежцами, финнами. Электро- и теплоэнергетика развивается за счет крупных тепловых электростанций, гидроэлектростанций, Кольской АЭС и многих мелких электростанций и котельных. Энергетика Северного района может также развиваться на основе использования энергии ветра и морских приливов на Кольском полуострове (Кислогубская ПЭС и ПЭС пос. Полярные Зори).

Освоение  шельфа и дна Северного Ледовитого океана с учетом решения ООН и международных организаций об увеличении площади территории России за счет дна океана.

Группа АПК

 

   В составе АПК отраслью специализации является рыбная промышленность, свыше 78% продукции которой вывозится в другие районы. Главные центры рыбной промышленности – Мурманск, Архангельск специализируются на океаническом лове рыбы.  АПК развит слабо.

Молочное животноводство и маслоделие характерно для бассейнов Северной Двины и Сухоны в Вологодской области.

Льноводство представлено на юге Европейского Севера. Оленеводство представлено на севере в тундровой зоне. Сельское хозяйство в структуре экономики Северного района играет второстепенную роль. Сельскохозяйственные угодья занимают лишь немногим более 20% от общей земельной площади района, в том числе пашня не превышает 1% площади района. 95% всех сельскохозяйственных угодий приходится на Вологодскую область и южную часть Архангельской. Основной отраслью является животноводство, которое специализируется на молочном, молочно-мясном скотоводстве, оленеводстве, свиноводстве и птицеводстве. В районе производится высококачественная продукция животноводства, например, вологодское сливочное масло, составляющее предмет вывоза.

Группа экологов

Требуется ЭКОЛОГИЗАЦИЯ всего лесного комплекса – начиная от “щадящей” рубки леса до очистки сточных вод ЦБК.

Архангельск – один из наиболее загрязнённых городов России.

Металлургия, целлюлозно-бумажная и топливная промышленность загрязняют атмосферу, почву.

Добыча нефти и газа нарушает целостность географической оболочки и уничтожает тундровые геобиоценозы (хрупкость и ранимость тундры и шельфа).

Старые в технологическом отношении предприятия металлургии (чёрная и цветная) и химии Кольского полуострова (время постройки - 30-е годы XX века).

Опасное воздействие на акваторию морей атомных судов, например атомные ледоколы «Россия», «Ямал», атомные подводные лодки.

Захоронение на дне морей Северного Ледовитого океана  отработанных ядерных реакторов.

Ядерные испытания на островах Новой Земли.

Северо-Атлантическое течение приносит грязь из Норвежского моря,

Внеплановая вырубка леса.

Хищнический лов рыбы и морского зверя.

Запуск космических спутников с космодрома в Плесецке.

                        

ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ХОЗЯЙСТВА ЕВРОПЕЙСКОГО СЕВЕРА

         РЕСПУБЛИКА КАРЕЛИЯ является развитым индустриальным районом страны. Здесь представлены горнодобывающая, целлюлозно-бумажная, лесоперерабатывающая промышленность, машиностроение, цветная металлургия. Важную роль в хозяйстве республики играют рыбная промышленность и производство строительных материалов, получила развитие гидроэлектроэнергетика. Крупнейшим промышленным центром является Петрозаводск. Кондопожский и Сегежский промышленные узлы специализируются на продукции целлюлозно-бумажной промышленности, деревообработке, стандартном домостроении и машиностроении. Получают развитие производство оборудования для лесной и бумажной промышленности, лесохимия, производство строительных материалов, а также рыбоконсервная и судостроительная промышленность. Большое значение имеет ввод в действие на территории республики Костомукшского горно- обогатительного комбината. Сельское хозяйство специализируются на животноводстве молочно-мясного направления, птицеводстве, пригородном картофелеводстве и овощеводстве.

        

         В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ развиты угольная, нефтяная, газовая, лесная, целлюлозно - бумажная и химическая промышленность. Разрабатываются месторождения титановых руд, бокситов, каменных и калийно-магниевых солей. Создан крупный Сыктывкарский лесопромышленный комплекс. Ведущими отраслями сельского хозяйства являются оленеводство, молочное животноводство. В бассейнах рек Вычегды и Сысолы на юге республики выращиваются рожь, овес, ячмень, овощи и картофель.        

         АРХАНГЕЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ – одна из наиболее развитых в хозяйственном отношении среди регионов Северного экономического района – занимает особое место в обеспечении России и района продукцией лесного и машиностроительного комплексов. Ведущие отрасли специализации – лесная, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная промышленность и машиностроение. Немаловажное значение имеют также рыбная промышленность и промышленность строительных материалов.

        

         В последние годы на территории НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА широкое развитие получили нефте- и газодобыча. Центральное место в агропромышленном комплексе области принадлежит сельскому хозяйству. В структуре АПК основной отраслью является животноводство: молочно-мясное скотоводство и оленеводство. На долю области приходится 46% общего поголовья оленей европейского Севера.

         В ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ сформировался межотраслевой производственный комплекс, в структуре которого наиболее важное место занимают металлургическая, химическая, машиностроительная, лесная, строительная промышленность. Наибольший удельный вес в производстве промышленной продукции области принадлежит металлургическому комплексу. Такие его предприятия, как Череповецкий металлургический комбинат и Череповецкий сталепрокатный завод, являются одними из самых крупных предприятий черной металлургии страны. К числу интенсивно развивающихся отраслей области относится химическая промышленность. Ее развитие осуществляется на базе действующих предприятий:  ПО «Аммофос» и азотно-тукового завода, расположенных в  Череповце. Основными видами продукции являются азотные и фосфорные удобрения, серная кислота, синтетические смолы и др. Машиностроительный комплекс представлен большим количеством предприятий, из которых 3/4 сосредоточены в Вологде и характеризуются производством сложных и высокоточных изделий.

         

         МУРМАНСКАЯ ОБЛАСТЬ является ведущим социально-экономическим комплексом Северного экономического района. Ее можно считать наиболее хозяйственно развитым и обжитым районом Крайнего Севера. Природно-экономический потенциал области определяется в первую очередь морскими биологическими, в частности, рыбными ресурсами, а также крупными запасами руд цветных, редких и черных металлов, горно-металлургического и неметаллорудного сырья. Уникальные по масштабам и качеству апатитонефелиновые руды Хибинского и Ковдорского массивов определили ведущее значение Мурманской области в общероссийском производстве фосфатного сырья и в получении нефелина – ценного сырья для производства алюминия. Приоритетным направлением хозяйства области является промышленность и прежде всего рыбная, горно-металлургическая и горно-химическая отрасли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по физической культуре "Путешествие по играм народов Севера"

Цель:Приобщение учащихся к традиционной народной празднично-игровой культуре.Задачи: Познакомить с играми народов СевераРазвивать физические качества детей среднего школьного возраста(быстроту двигате...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме : КЛИМАТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЙОНА КРАЙНЕГО СЕВЕРАИ ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНО – ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ЛЫЖНИКОВ – ГОНЩИКОВ В УСЛОВИЯХ КРАЙНЕГО СЕВЕРА.

Современная система подготовки спортсмена является слож­ным, многофакторным явлением, включающим цели, задачи, сред­ства, методы, организационные формы, материально-технические условия и т. п., ...

Методическая разработка урока "Города Европейского Севера"

Урок "Города Европейского Севера, проблемы и перспективы развития". Приводиться описание урока с использованием Технологии организации исследовательской деятельности, выделяются формируемые УУД, приво...

Методическая разработка урока для 6 класса. Предмет - история России.Тема: северо - Восточная Русь.

Методическая разработка урока для 6 класса по истории России.Тема: Северо – Восточная Русь.Цель: создать условия для изучения истории городов и княжеств  Северо -  Восточной Руси, проанализи...

Методическая разработка урока чтения и развития речи на тему "Волшебница зима". Роль образных выражений в стихотворении А.С. Пушкина "Вот север, тучи нагоняя..." с использованием разноуровневого обучения, развивающей технологии.

Цель занятия: создание условий для формирования коммуникативной и культурологической компетенции в процессе изучения стихотворения А.С.Пушкина. Задачи урока: продолжить знакомство с лирикой А.С.Пушкин...

К 71-й годовщине Великой Победы. «Герои партизанского движения Северо-Запада». Методическая разработка внеклассного занятия

На внеклассном занятии использованы материалы о партизанском движении в тылу врага в районе Северо-Западного фронта, стихи бывших фронтовиков, фотографии и цветные иллюстрации. Беседа в начале занятия...

Методическая разработка по изготовлению национального сувенира народов севера Ханты и Манси "Чирочки"

Методическая разработка содержит в себе последовательность изготовления сувенира "Чирочки"...