Разработка урока по теме "Гидросфера. Мировой круговорот воды"
методическая разработка по географии (6 класс) на тему
Данный урок в образовательной программе 6 класса по географии входит в раздел «Гидросфера» и является первым уроком. На данном этапе у учащихся создается первичное представление о понятии «гидросфера».
В основу урока положен практико- ориентированный принцип обучения, основанный на формирование у учащихся умений и навыков самоорганизации в учебной деятельности с использованием ИКТ технологий. Конспект урока содержит цели, методы, различные формы организации работы учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gidrosfera_konspekt.docx | 227.42 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ШКОЛА «НИКА»
Малая Юшуньская, д.4, г. Москва, 117303
Телефон: (495) 587-49-64 E-mail: nou@nika-school.ru http:/www.nounika.mskobr.ru
ОКПО 41114158 ОГРН 1167700052079 ИНН/КПП 7727282640/ 772701001
Методическая разработка урока
по географии в 6 классе
по теме:
«Гидросфера. Мировой круговорот воды в природе».
Составила:
учитель географии
высшей квалификационной категории
Сахарова Елена Николаевна
Москва, 2018 г.
Тема урока:
Гидросфера. Мировой круговорот воды в природе.
Тип урока: Урок-путешествие.
Цель: продолжить знакомство с водной оболочкой Земли – гидросферой.
Познавательная задача - раскрыть понятие «гидросфера», «мировой круговорот воды», продолжить формирование представления о ритмичности процессов гидросферы, ее связи с другими оболочками, сформировать представление о круговороте воды во всех оболочках Земли; научить описывать гидросферу и круговорот воды по рисунку, диаграммам.
Развивающая задача – развивать логическое мышление с помощью изучаемого материала (выделять главное, существенные признаки понятий)
Воспитательная задача – раскрыть значение воды в природе и жизни каждого человека; продолжить развитие учебно-коммуникативных умений и навыков: участвовать в совместной деятельности, учебном диалоге.
Планируемые результаты:
Предметные: - сравнивать соотношение отдельных частей гидросферы по диаграмме.
- объяснять значение круговорота воды на Земле и причины его возникновения.
- объяснять значение воды в природе и жизни каждого человека.
Метапредметные: умение - организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; владение элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования, сравнивать соотношение отдельных частей гидросферы по диаграмме
Личностные: Осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира. Объяснять значение круговорота воды на Земле и причины его возникновения
Понятийно-категориальный аппарат усвоения: Гидросфера. Мировой круговорот воды в природе. Охрана гидросферы.
Способы действий учащихся: выявить причинно-следственные связи между гидросферой и другими оболочками Земли; выявить значение воды для человека; выявить свойства воды.
Ценностный компонент урока: выявлять универсальную ценность воды на планете Земля; раскрыть значимость гидросферы; ориентировать учащихся на необходимость охраны гидросферы.
Работа с учебником: работа с иллюстрациями и текстом учебника; работа с вопросами и заданиями.
Методы: кластер, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый
Наглядные пособия: физическая карта полушарий, компьютер с мультимедийным проектором, фрагмент мультфильма.
Формы обучения: Системно – деятельностный подход.
Формы организации учащихся:
Фронтальная, коллективная (групповая работа, работа в парах, дискуссия).
Эпиграф урока: «Все хорошо в природе, но вода - красота всей жизни»
Ход урока
- Организационный момент.
Учитель. Все встали. Здравствуйте. Садитесь.
Урок начнем мы, как всегда,
С вопроса:
Все готовы?
Ученики. Да!
Учитель. Все, закончили разминку.
Сели прямо, держим спинку.
Чтобы уложиться в срок,
Быстренько начнем урок.
- Целеполагание урока
Звучит музыка.
Слайд 1. Показать фото ребят с изображением их около объектов воды (море, океан, река, озеро, ледники, подземные воды).
Учитель. Просмотрев слайды презентации, мы с вами определим тему урока и цели, которые будем решать сегодня.
Весь урок нас будет сопровождать капелька.
Слайд 2. Тема урока: Вода на Земле.
Слайд 3. Цели урока: изучать водную оболочку Земли, какую роль она играет для планеты, ее части, взаимодействие и взаимосвязь с другими оболочками Земли, значение воды для человека.
- Изучение нового материала
Слайд 4.
Учитель: звучит музыка.
Вы слышали о воде?
Говорят, она везде
В луже, в море, в океане,
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
Ледником в горах зовется,
Лентой серебристой вьется
Средь высоких стройных елей
Рушится потоком селей.
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае,
Мы ее не замечаем,
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
Опорный лист
____________________________________________________________
Тема урока
Состояния воды:
Соотношение воды и суши. Выбери правильную диаграмму:
Соотношение пресной и соленой воды. Выбери правильную диаграмму:
Гидросфера – это _________________________________________________________
Состав гидросферы
Мировой круговорот воды - это____________________________________________
________________________________________________________________________
На опорных листочках отметим смайликом ваше настроение в начале урока. В процессе нахождения и получения новых знаний по теме вы будете заполнять схемы, данные на этом листочке.
На нашем уроке будет работать группа гидрологов, знающих о воде практически все, иногда мы будем обращаться к ним за помощью.
а) Повторение из курса природоведения.
- Что объединяет все эти картинки на слайде? (везде вода, но в разных состояниях)
- В каком состоянии встречается вода в природе? (Жидкое -дождь, твердое -лед, снег, газообразное- пар).
У каждого на парте лежит коробочка с сюрпризом, откройте её, и вы увидите разнообразные льдинки. Как вы думаете, дождутся ли они окончания урока? Почему? (нет, так она растает)
- При каких условиях происходит переход воды из одного состояния в другое? (При повышении или понижении температуры)
Слайд 5: Три состояния воды. Заполните схему у вас на листочках.
Учитель. Мы привыкли называть себя землянами, и это естественно — ведь человек живет на твердой земной поверхности. Да и как же иначе?
Ведь мы каждый день видим сушу у себя под ногами, каждый день ходим по ней. Однако, что такое наша планета? Посмотрим на глобус (модель Земли).
Почему планета Земля голубая?
Слайд 6. Найди ошибки. Вода занимает ¾ поверхности Земли. Выбери правильную диаграмму и зачеркни неверный рисунок.
1/4
3/4
3/4
1/4
ДИАГРАММЫ «СООТНОШЕНИЕ ПРЕСНОЙ И СОЛЁНОЙ ВОДЫ».
50%
4%
96%
50%
2
75%
25%
- пресная вода, - солёная вода.
Слайд 7: Рассмотрите внимательно диаграммы и определите, какую долю занимает вода в морях и океанах, на суши, в атмосфере?
Слайд 8.
б) Что такое гидросфера?
Учитель. Ребята, как называют оболочку нашей планеты, состоящую из воды. Обратимся к гидрологам.
Ученики, откройте словари и найдите значение слова «гидросфера». Верно ли мы с ребятами ответили?
- От каких слов произошел термин «Гидросфера»? (от греческих слов «hidro» -вода, «sphaira» - шар. Гидросфера – водная оболочка Земли). Все воды на Земле (71%) объединяются понятием «гидросфера»
Запишите в тетрадь.
В какой части гидросферы Земли воды больше?
В какой части гидросферы Земли воды меньше?
Основная часть гидросферы составляет вода Мирового океана. Давайте оживим карту:
Прикрепите название океанов на контурной карте полушарий. (выходит ученик к доске, а учащиеся открывают атласы карту полушарий и следят за правильным ответом).
Слайд 9. Меньшие части – воды суши (реки, озера, ледники, подземные воды, болота и др.), вода в живых организмах и вода в атмосфере.
Слайд 10. Заполнить схему.
Работа в парах, показать 1 вариант – озеро, 2 вариант – реку.
Ребята, на земном шаре очень много объектов, к которым можно применить слово «Самый»
Сейчас вы определите по координатам о каком объекте идет речь.
Слайд 1: Определить по координатам самое глубокое озеро на Земле:
(картинки на экран) 52с.ш. 108в.д.
А вот наши гидрологи уже побывали там и могут рассказать вам об уникальности этого озера. Сообщения учащихся.
Физминутка: игра испорченный телефон.(Степашка, Филя, Капелька)
Молодцы, и сейчас с нами в путешествие отправятся Филя и Степашка.
Учитель. Мы продолжаем наше путешествие, я вам предлагаю посмотреть видеофрагмент.
Ну как, ребята, разгадаем эту тайну – поможем Филе и Степашке.
Работа с текстом учебника (работа в группах)
Закончить схему-рисунок и прикрепить на доску, объяснив процесс Мирового круговорота воды.
1 группа – указывает этапы круговорота (ученик дает краткий ответ)
2 группа – указывает части гидросферы (ученик дает краткий ответ)
3 группа – указывает оболочки Земли (ученик дает краткий ответ)
Вывод: Круговорот объединяет не только разные части гидросферы, а также связывает между собой оболочки Земли: атмосферу, литосферу, гидросферу и биосферу.
Эксперт говорит определение круговорота воды в природе.
Слайд 12. Учитель. Если бы круговорот воды не существовал? Что произошло бы на нашей планете?
Слайд 13. Значение воды для всего живого на Земле.
Прекрасна и удивительна наша планета, благодаря воде. Я предлагаю вам посмотреть еще несколько слайдов.
Слайд 14. Голубая река в леднике на острове Гренландия
Слайд 15. Иллюзия подводного водопада около полуострова Леморн Брабант на острове Маврикий
Слайд 16. Замерзшая волна в Антарктиде
Слайд 17. Река Цитарум – самая грязная на планете. Индонезия
Слайд 18, 19. Проблема: Охрана и сохранение воды на Земле. Беседа с учащимися.
Учитель. Задание гидрологам. Найти в интернете стихи о сохранении воды на Земле.
Я не хочу, чтоб речка высыхала,
Где плещет столько рыбок золотых,
Где пляшет резво лодка у причала,
Где теплый вечер так порою тих!
Пусть на Земле не умирают реки,
Пусть стороной обходит их беда,
Пусть чистой остается в них навеки
Студеная и вкусная вода.
Пусть никогда не зарастает тиной
Тот берег, на котором я стою…
Большие дяди, взрослые мужчины,
Храните речку, светлую мою!
А подрасту – и я Вам помогу,
И рыбок золотых уберегу.
Закрепление нового материала:
Учитель: Мы с Капелькой подготовили вам подарок, ответив правильно на вопросы теста, вы получите маленький сюрприз.
Выполнение теста:
Задание: Ребята, выбрав правильный вариант ответа, вы отсчитываете количество клеток, соответствующее цифре ответа. Затем, соединив все точки, получаете изображение – ваш подарок. Успехов Вам!
Тест.
Двигаясь от точки в заданном направлении на расстояние, соответствующее цифре ответа, вы получите изображение.
Задание 1.
От точки вправо проведите линию, соответствующую числу клеток (цифре правильного ответа):
Мировой океан занимает
- 1/2 земной поверхности
- 2/5 земной поверхности
- 3/4 земной поверхности
- 1/3 земной поверхности
Задание 2.
Далее вверх проведите линию, соответствующую числу клеток (цифре правильного ответа):
Пресная вода составляет в гидросфере земли примерно
- 22%
- 48%
- 3%
- 78%
Задание 3.
Далее влево проведите линию, соответствующую числу клеток (цифре правильного ответа):
Основная часть пресных вод гидросферы содержится в
- Реках
- Озерах
- Ледниках
- Болотах
Задание 4.
Далее вверх проведите линию, соответствующую числу клеток (цифре правильного ответа):
Водная оболочка Земли это –
- Литосфера
- Атмосфера
- Гидросфера
- Биосфера
Задание 5.
Далее вправо проведите линию, соответствующую числу клеток (цифре правильного ответа):
Самое глубокое озеро на Земле:
- Виктория
- Ладожское
- Байкал
- Онежское
Итог оценка 5. Вы правильно выполнили задания ОГЭ по географии. Молодцы!
Изобразите на своем листочке в другом уголке смайлик.
Слайд 20.
Итог урока: справились ли мы с целями, поставленными на урок?
Где вам может пригодиться изученный материал?
Слайд 21.
Домашнее задание.
Всем п. 21учебника
Дополнительно:
1) составить рассказ о путешествии капельки в вашей местности.
2) составить кроссворд на тему «Вода на Земле», указав в нем все ключевые слова параграфа.
Слайд 22.
Учитель. Звучит музыка. Закончить урок мне хотелось бы словами известного писателя:
Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами. Ты самое большое богатство на свете.
Франц.писатель Антуан де Сент – Экзюпери
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-КВН по теме «Гидросфера. Мировой круговорот воды в природе» 6 класс
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках географии Информационные коммуникационные технологи прочно вошли во все сферы нашей жизни, современный человек не може...
Урок-КВН по теме «Гидросфера. Мировой круговорот воды в природе» 6 класс
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках географии Информационные коммуникационные технологи прочно вошли во все сферы нашей жизни, современный человек не може...
Урок с ЭОР: Гидросфера. Мировой круговорот воды.
Конспект первого урока по теме "Гидросфера" с применением ЭОР....
конспект урока «Мировой круговорот воды в природе»
формирование у детей представления о круговороте воды, как важнейшем явлении в природе, связанном со свойствами воды (с её способностью переходить из одного состояния в другое)....
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА в 6 классе на тему: "Гидросфера и ее части. Мировой круговорот воды"
Урок с применением электронно-образовательных ресурсов....
6 класс. Мировой круговорот воды в природе. Части Мирового океана.
Урок по теме " МКВ. Части Мирового океана." К конспекту урока прилагается лист-опросник, который используется для закрепления материала изученного на уроке и для подготовки домашнего задания. В ...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ГЕОГРАФИИ В 6 КЛАССЕ "Гидросфера и ее части. Мировой круговорот воды"
Цель урока: создание условий для формирования знаний учащихся о единстве водной оболочки Земли – гидросфере, её роли в жизни человека. 9. Задачи:- обучающие: сформировать общие предс...