Разработка урока по теме "Гидросфера. Мировой круговорот воды"
методическая разработка по географии (6 класс) на тему

Сахарова Елена Николаевна

Данный  урок  в образовательной программе 6 класса по географии входит  в  раздел «Гидросфера» и  является  первым  уроком. На данном этапе у учащихся создается первичное представление о понятии «гидросфера».

В основу урока положен практико- ориентированный принцип обучения, основанный на формирование у учащихся умений и навыков самоорганизации в учебной деятельности с использованием ИКТ технологий. Конспект урока содержит цели, методы, различные формы организации работы учащихся. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gidrosfera_konspekt.docx227.42 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ШКОЛА «НИКА»

Малая Юшуньская, д.4,  г. Москва,  117303

Телефон: (495) 587-49-64        E-mail: nou@nika-school.ru      http:/www.nounika.mskobr.ru

ОКПО  41114158      ОГРН 1167700052079       ИНН/КПП   7727282640/ 772701001

 

Методическая разработка урока

по географии в 6 классе

по теме:

«Гидросфера. Мировой круговорот воды в природе».

Составила:

                                                                                  учитель географии

 высшей квалификационной категории              

        Сахарова Елена Николаевна

                                                       

Москва, 2018 г.

Тема урока:   

Гидросфера. Мировой круговорот воды в природе.

Тип урока: Урок-путешествие.

Цель: продолжить знакомство с водной оболочкой Земли – гидросферой.

Познавательная задача - раскрыть понятие «гидросфера», «мировой круговорот воды», продолжить формирование представления о ритмичности процессов гидросферы, ее связи с другими оболочками, сформировать представление о круговороте воды во всех оболочках Земли; научить описывать гидросферу и круговорот воды по рисунку, диаграммам.

Развивающая задача – развивать логическое мышление с помощью изучаемого материала (выделять главное, существенные признаки понятий)

Воспитательная задача – раскрыть значение воды в природе и жизни каждого человека; продолжить развитие учебно-коммуникативных умений и навыков: участвовать в совместной деятельности, учебном диалоге.

Планируемые результаты:

Предметные: - сравнивать соотношение отдельных частей гидросферы по диаграмме.

- объяснять значение круговорота воды на Земле и причины его возникновения.

- объяснять значение воды в природе и жизни каждого человека.

Метапредметные: умение - организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; владение элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования, сравнивать соотношение отдельных частей гидросферы по диаграмме

Личностные: Осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира. Объяснять значение круговорота воды на Земле и причины его возникновения

Понятийно-категориальный аппарат усвоения: Гидросфера. Мировой круговорот воды в природе. Охрана гидросферы.

Способы действий учащихся: выявить причинно-следственные связи между гидросферой и другими оболочками Земли; выявить значение воды для человека; выявить свойства воды. 
      
Ценностный компонент урока: выявлять универсальную ценность воды на планете Земля; раскрыть значимость гидросферы; ориентировать учащихся на необходимость охраны гидросферы. 
      
Работа с учебником: работа с иллюстрациями и текстом учебника; работа с вопросами и заданиями. 

Методы: кластер, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый

Наглядные пособия: физическая карта полушарий, компьютер с мультимедийным проектором, фрагмент мультфильма.

Формы обучения: Системно – деятельностный подход.

Формы организации учащихся:

Фронтальная, коллективная (групповая работа, работа в парах, дискуссия).

Эпиграф урока: «Все хорошо в природе, но вода - красота всей жизни»

Ход урока

  1. Организационный момент.

Учитель.    Все встали. Здравствуйте. Садитесь.

                    Урок начнем мы, как всегда,

                    С вопроса:

                    Все готовы?

Ученики.     Да!

Учитель.     Все, закончили разминку.

                          Сели прямо, держим спинку.

     Чтобы уложиться в срок,

     Быстренько начнем урок.

  1. Целеполагание урока

Звучит музыка.

Слайд 1.  Показать фото ребят с изображением их около объектов воды (море, океан, река, озеро, ледники, подземные воды).

Учитель. Просмотрев слайды презентации, мы с вами определим тему урока и цели, которые будем решать сегодня.

Весь урок нас будет сопровождать капелька.

Слайд 2. Тема урока: Вода на Земле.

Слайд 3. Цели урока: изучать водную оболочку Земли, какую роль она играет для планеты, ее части, взаимодействие и взаимосвязь с другими оболочками Земли, значение воды для человека.

  1. Изучение нового материала

Слайд 4.

Учитель: звучит музыка.

Вы слышали о воде?

Говорят, она везде

В луже, в море, в океане,

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

Ледником в горах зовется,

Лентой серебристой вьется

Средь высоких стройных елей

Рушится потоком селей.

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит,

Растворяет сахар в чае,

Мы ее не замечаем,

Мы привыкли, что вода –

Наша спутница всегда!      

                                                 Опорный лист

____________________________________________________________

 Тема урока

Состояния воды:                                                

                                   

Соотношение воды и суши. Выбери правильную диаграмму:

 

Соотношение пресной и соленой воды. Выбери правильную диаграмму:

Гидросфера – это _________________________________________________________

                                                   Состав гидросферы

Мировой круговорот воды - это____________________________________________

________________________________________________________________________

d0bad0b0d0bfd0bbd18f

На опорных листочках отметим смайликом ваше настроение в начале урока. В процессе нахождения и получения новых знаний по теме вы будете заполнять схемы, данные на этом листочке.

На нашем уроке будет работать группа гидрологов, знающих о воде практически все, иногда мы будем обращаться к ним за помощью.

а) Повторение из курса природоведения.

- Что объединяет все эти картинки на слайде? (везде вода, но в разных состояниях)

- В каком состоянии встречается вода в природе? (Жидкое -дождь, твердое -лед, снег, газообразное- пар).

У каждого на парте лежит коробочка с сюрпризом, откройте её, и вы увидите разнообразные льдинки.  Как вы думаете, дождутся ли они окончания урока? Почему? (нет, так она растает)

- При каких условиях происходит переход воды из одного состояния в другое? (При повышении или понижении температуры)

http://www.prosv.ru/ebooks/Nikolina_Geografia_6metod/images/15.jpg

Слайд 5: Три состояния воды. Заполните схему у вас на листочках.

Учитель. Мы привыкли называть себя землянами, и это естественно — ведь человек живет на    твердой земной поверхности.  Да и как же иначе?

Ведь мы каждый день видим сушу у себя под ногами, каждый день ходим по ней. Однако, что такое наша планета?  Посмотрим   на глобус (модель Земли).

Почему планета Земля голубая?

Слайд 6. Найди ошибки. Вода занимает ¾ поверхности Земли. Выбери правильную диаграмму и зачеркни неверный рисунок.

1/4

                3/4

    3/4

1/4

ДИАГРАММЫ «СООТНОШЕНИЕ ПРЕСНОЙ И СОЛЁНОЙ ВОДЫ».

    50%

        4%

96%

 50%

2

    75%

25%

                         

                          - пресная вода,                                             - солёная вода.      

Слайд 7: Рассмотрите внимательно диаграммы и определите, какую долю занимает вода в морях и океанах, на суши, в атмосфере?

Слайд 8.

б) Что такое гидросфера?  

Учитель. Ребята, как называют оболочку нашей планеты, состоящую из воды. Обратимся к гидрологам.

Ученики, откройте словари и найдите значение слова «гидросфера». Верно ли мы с ребятами ответили?

- От каких слов произошел термин «Гидросфера»? (от греческих слов «hidro» -вода, «sphaira» - шар. Гидросфера – водная оболочка Земли). Все воды на Земле (71%) объединяются понятием «гидросфера»

Запишите в тетрадь. 

В какой части гидросферы Земли воды больше?

В какой части гидросферы Земли воды меньше?

Основная часть гидросферы составляет вода Мирового океана. Давайте оживим карту:

Прикрепите  название океанов на контурной карте полушарий. (выходит ученик к доске, а учащиеся открывают атласы карту полушарий  и следят за правильным ответом).

Слайд 9. Меньшие части – воды суши (реки, озера, ледники, подземные воды, болота и др.), вода в живых организмах и вода в атмосфере.

Слайд 10. Заполнить схему.

Работа в парах, показать 1 вариант –   озеро, 2 вариант –  реку.

Ребята, на земном шаре очень много объектов, к которым можно применить слово «Самый»

Сейчас вы определите по координатам о каком объекте идет речь.

Слайд 1: Определить по координатам самое глубокое озеро на Земле:

(картинки на экран) 52с.ш. 108в.д.

А вот наши гидрологи уже побывали там и могут рассказать вам об уникальности этого озера. Сообщения учащихся.

Физминутка: игра испорченный телефон.(Степашка, Филя, Капелька)

Молодцы, и сейчас с нами в путешествие отправятся Филя и Степашка.

Учитель. Мы продолжаем наше путешествие, я вам предлагаю посмотреть видеофрагмент.

 Ну как, ребята, разгадаем эту тайну – поможем Филе и Степашке.

Работа с текстом учебника  (работа в группах)

Закончить схему-рисунок и прикрепить на доску, объяснив процесс Мирового круговорота воды.

1 группа – указывает этапы круговорота (ученик дает краткий ответ)

2 группа – указывает части гидросферы (ученик дает краткий ответ)

3 группа – указывает оболочки Земли (ученик дает краткий ответ)

Вывод: Круговорот объединяет не только разные части гидросферы, а также связывает между собой оболочки Земли: атмосферу, литосферу, гидросферу и биосферу.

Эксперт говорит определение круговорота воды в природе.

Слайд 12. Учитель. Если бы круговорот воды не существовал? Что произошло бы на нашей планете?

Слайд 13. Значение воды для всего живого на Земле.

Прекрасна и удивительна наша планета, благодаря воде. Я предлагаю вам посмотреть еще несколько слайдов.

Слайд 14.  Голубая река в леднике на острове Гренландия

Слайд 15.  Иллюзия подводного водопада около полуострова Леморн Брабант на острове Маврикий

Слайд 16. Замерзшая волна в Антарктиде

Слайд 17. Река Цитарум – самая грязная на планете. Индонезия

Слайд 18, 19. Проблема: Охрана и сохранение воды на Земле. Беседа с учащимися.

Учитель. Задание гидрологам. Найти в интернете стихи о сохранении воды на Земле.

Я не хочу, чтоб речка высыхала,

Где плещет столько рыбок золотых,

Где пляшет резво лодка у причала,

Где теплый вечер так порою тих!

Пусть на Земле не умирают реки,

Пусть стороной обходит их беда,

Пусть чистой остается в них навеки

Студеная и вкусная вода.

Пусть никогда не зарастает тиной

Тот берег, на котором я стою…

Большие дяди, взрослые мужчины,

Храните речку, светлую мою!

А подрасту – и я Вам помогу,

И рыбок золотых уберегу.

Закрепление нового материала:

Учитель: Мы с Капелькой подготовили вам подарок, ответив правильно на вопросы теста, вы получите маленький сюрприз.

Выполнение теста:

Задание: Ребята, выбрав правильный вариант ответа, вы отсчитываете количество клеток, соответствующее цифре ответа. Затем, соединив все точки, получаете изображение – ваш подарок. Успехов Вам!

Тест.

Двигаясь от точки в заданном направлении на расстояние, соответствующее цифре ответа, вы получите изображение.

Задание 1.

От точки вправо проведите линию, соответствующую числу клеток (цифре правильного ответа):

Мировой океан занимает

  1. 1/2 земной поверхности
  2. 2/5 земной поверхности
  3. 3/4 земной поверхности
  4. 1/3 земной поверхности

Задание 2.

Далее вверх проведите линию, соответствующую числу клеток (цифре правильного ответа):

Пресная вода составляет в гидросфере земли примерно

  1. 22%
  2. 48%
  3. 3%
  4. 78%

Задание 3.

Далее влево проведите линию, соответствующую числу клеток (цифре правильного ответа):

Основная часть пресных вод гидросферы содержится в

  1. Реках
  2. Озерах
  3. Ледниках
  4. Болотах

Задание 4.

Далее вверх проведите линию, соответствующую числу клеток (цифре правильного ответа):

Водная оболочка Земли это –

  1. Литосфера
  2. Атмосфера
  3. Гидросфера
  4. Биосфера

Задание 5.

Далее вправо проведите линию, соответствующую числу клеток (цифре правильного ответа):

Самое глубокое озеро на Земле:

  1. Виктория
  2. Ладожское
  3. Байкал
  4. Онежское

Итог оценка 5. Вы правильно выполнили задания ОГЭ по географии. Молодцы!

Изобразите на своем листочке в другом уголке смайлик.

Слайд 20.

Итог урока: справились ли мы с целями, поставленными на урок?

Где вам может пригодиться изученный материал?

Слайд 21.

Домашнее задание.

Всем п. 21учебника

Дополнительно:

1) составить рассказ о путешествии капельки в вашей местности.

2) составить кроссворд на тему «Вода на Земле», указав в нем все ключевые слова параграфа.

Слайд 22.

Учитель. Звучит музыка. Закончить урок мне хотелось бы словами известного писателя:

Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами. Ты самое большое  богатство на свете.

                                Франц.писатель Антуан де Сент – Экзюпери


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-КВН по теме «Гидросфера. Мировой круговорот воды в природе» 6 класс

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках географии Информационные коммуникационные технологи прочно вошли во все сферы нашей жизни, современный человек не може...

Урок-КВН по теме «Гидросфера. Мировой круговорот воды в природе» 6 класс

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках географии Информационные коммуникационные технологи прочно вошли во все сферы нашей жизни, современный человек не може...

Урок с ЭОР: Гидросфера. Мировой круговорот воды.

Конспект  первого урока по теме "Гидросфера" с применением ЭОР....

конспект урока «Мировой круговорот воды в природе»

формирование у детей представления о круговороте воды, как важнейшем явлении в природе, связанном со свойствами воды (с её способностью переходить из одного состояния в другое)....

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА в 6 классе на тему: "Гидросфера и ее части. Мировой круговорот воды"

Урок с применением электронно-образовательных ресурсов....

6 класс. Мировой круговорот воды в природе. Части Мирового океана.

Урок по теме " МКВ. Части Мирового океана." К конспекту урока прилагается лист-опросник, который используется  для закрепления материала изученного на уроке и для подготовки домашнего задания. В ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ГЕОГРАФИИ В 6 КЛАССЕ "Гидросфера и ее части. Мировой круговорот воды"

Цель  урока: создание условий для формирования знаний учащихся о единстве водной оболочки Земли – гидросфере, её роли в жизни человека.  9. Задачи:- обучающие: сформировать общие предс...