выступление на тему: "Преподавание географии и ФГОС ООО О.П.Топченко, учитель географии МОУ СШ № 29".
статья по географии на тему

Топченко Ольга Павловна

Особеости организации работы на уроках географии в 5-11 классах,игровые технологии,проектная деятельность. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon выступление47 КБ

Предварительный просмотр:

Организация исследовательской деятельности при работе над проектом по географии.

Учитель МОУ СШ № 29   О.П.Топченко 2017-18 уч.год

Задачу личностно – ориентированного обучения может решить учитель, который не только учит, но и понимает, как ребенок учится. Решение проблем развития у учащихся самостоятельности, творческого отношения к делу, привычки к обучению, мною стали возлагаться на метод проектов. Мой опыт по внедрению метода проектов на своих уроках еще совсем не велик, но работая над ним и выполняя в совокупности все задания, описанные мной в работе, с уверенностью могу сказать, что этот метод способствует улучшению уровня и качества знаний. Один из основоположников метода проектов У. Килпатрик считал проектом любую деятельность, выполняемую “от всего сердца” с высокой степенью самостоятельности группой учащихся, объединенных в данный момент общим интересом. Проектное обучение носит исследовательский характер. Поэтому считаю его применение более, чем актуальным при изучении экономической и социальной географии мира. Темы проектов очень интересны. Ребята используют различные формы получения информации: интервью, опросы, наблюдения и т. д. При работе над проектом мною были выполнены следующие функции:

  • помощь ученикам в поиске источников, способных помочь им в работе над проектом;
  • координатор всего процесса;
  • поддержка в продвижении работы над проектом;
  • поощрение учеников;

Представление результатов исследования происходит на общешкольной научно – практической конференции “Я познаю мир” в форме презентации проектов. На этапе презентации важно научить учащихся кратко излагать свои мысли, логически связно выстраивать сообщение, изготавливать наглядность, вырабатывать стройную манеру изложения. На этом этапе роль учителя значительно возрастает. Необходимо правильно обобщить, резюмировать, дать оценку. Важно, чтобы учебный и воспитательный эффект были максимальными. И, конечно же, применение компьютера дало положительный эффект. Это же мечта многих школьников – научиться работать на машине. Особенно, если в результате получается красивое движущееся изображение, с которым можно дольше работать. Чтобы научить ребёнка программе презентации мне достаточно двух – трёх часов, столько же работы с фоторедактором. И вот уже мелькают на экране детские мысли об окружающей нас природе – на основе фотографий и видеосъёмок. В основе проектирования лежит освоение новой информации, но процесс нужно организовать, смоделировать. Стараюсь строить уроки исследовательского характера , ученик из объекта педагогической деятельности (“меня учат”) превращается в её субъект (“я учусь”). Так, учащимся 8-х классов при изучении темы «Население» были предложены следующие темы для проектной работы:  «Традиции  моей  семьи», «Тайна имени». На основе данных, анализа истории  своих семей, учащиеся выполнили очень интересные проектные работы . При подготовке к проекту, прошу ребят попросить у любимых ими людей фото самых дорогих для них родственников. Таким образом,  выявляется отношение детей к окружающим их взрослым. Проект носит не только исследовательский характер, но и воспитательный. Собирается большая база данных, которая впоследствии оформляется в одну единую, логически сформулированную последовательность. При оценивании работ соблюдаю определённые критерии. С применением личностно – ориентированной технологии  для моих учащихся знания перестают быть целью, а становятся средством в обучении, так как технология позволяет каждому самостоятельно или в группе с товарищами осваивать культурные ценности.  Групповая работа, организованная в рамках технологии проектного обучения, интересна и мне, и моим ученикам. Постепенно они включаются в поисковую деятельность. Учащиеся учатся работать с информацией, собирая материал из различных источников, проявляют свою творческую фантазию.  Каждый личностный опыт уникален, никому в точности не удается повторить его. Можно также отметить, что картина индивидуального опыта усложняется тем, что классы в нашей школе многонациональные. Немаловажную роль отвожу дидактическим играм в среднем звене. При применении игровых форм обучения появляется возможность эффективной организации взаимодействия с учащимися, продуктивной формы  общения с элементами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса. Игра-творчество, игра-труд способствуют формированию познавательной активности ребёнка. В процессе игры у воспитанников вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить. Игра развивает внимание, стремление к знаниям. Увлекаясь, учащиеся не замечают, что учатся: познают мир, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях. В своей работе применяю различные виды игр: тренировочные, познавательно-контрольные, сюжетно-ролевые, творческие.     Для создания игровых ситуаций на уроках использую исторические экскурсы, факты из реальной жизни, занимательные задания. Считаю, что игра – незаменимый рычаг умственного развития ребёнка. Разнообразив занимательные формы обучения, создаю положительный эмоциональный фон деятельности, располагаю к выполнению трудных заданий, делаю процесс овладения знаниями более привлекательным. Разрабатываю и подбираю различные занимательные материалы-ребусы, кроссворды, пословицы, поговорки, игры, загадки, народные приметы. Сочиняю сказки, которые позволяют доступно усвоить сложный материал. Таким образом, мною реализуется одна из задач личностно – ориентированного обучения. Использование исследовательских проектов в обучении расширяет возможности реализации образовательно – воспитательного потенциала географии.

Развитие личности учащихся в процессе изучения экономической и социальной географии мира Учитель МОУ СШ № 29   О.П.Топченко 2017-18 уч.год

С уверенностью можно сказать, что курс экономической и социальной географии мира имеет большое значение в развитии личности старшеклассников. А реализовать эту сложную задачу мне позволяют различные виды деятельности: лекции, семинары, практикумы, творческие и самостоятельные работы, зачёты. Так тему “География населения мира” учащиеся изучают на основе работы с различными источниками информации: учебником, атласами, газетами, справочниками, энциклопедией. В течение двух часов – практикумов учащиеся в четырёх группах изучают особенности населения мира, используя при этом предложенные мной инструктивные карточки. В каждой карточке есть задание для устной работы (анализ карт, таблиц, диаграмм, пирамид, рисунков, текста ученика) и работы в тетрадях (построение графиков, заполнение таблиц). В течение 30 минут учащиеся самостоятельно работают в группах. После этого каждая группа выступает по своему вопросу у доски. Остальные в это время слушают выступления, могут задавать вопросы и обязательно делают записи в тетради. Оцениваю каждого ученика группы индивидуально. И так как одной из целей личностно – ориентированного обучения является развитие личности учащихся на основе личного опыта, то данная деятельность дает хороший результат.

На уроке мной не даются готовые ответы на вопросы. Очень важно, чтобы учащиеся искали ответы самостоятельно. Поэтому, кроме уроков – практикумов в 10 классе, провожу несколько уроков – семинаров. Даю список необходимой литературы. Составляю такие вопросы к семинару, которые могут вызвать желание выступить. Теоретические вопросы чередуются с работой по атласу и контурной карте, записями в тетради. Также в качестве итогового урока по теме “Зарубежная Европа”, провожу семинар. Такие уроки – семинары развивают личность учащихся, формируя умения самостоятельно работать, слушать, анализировать ответы одноклассников.

В курсе экономической и социальной географии мира предлагаю учащимся выполнять творческие работы различного характера. Такие работы являются источником, который способствует формированию познавательного интереса. А он является неотъемлемой частью личностно – ориентированного обучения. Учащиеся, выполняя творческие работы, активно оперируют приобретенными знаниями, умениями, навыками, совершают поисковую, активную деятельность и поднимаются на новый уровень познания и развития своей личности. Эта работа проводится только по желанию учащихся. Из моего опыта работы в 10 классе сделан вывод, что такие работы нравятся учащимся. Они с удовольствием их выполняют, развивая при этом творческие способности, активность и самостоятельность. К творческим работам я отношу выполнение презентаций, написание рефератов. Рефераты предлагаю подготовить к последним занятиям в учебном году. Защиту рефератов организую как итоговый контроль. Функции контроля самые разнообразные: обучающие, развивающие, воспитывающие. Перед защитой рефератов провожу консультации. Темы, над которыми учащиеся работают, охватывают практически весь курс экономической и социальной географии мира. Например: “Земельные и лесные ресурсы мира”, “Энергическая проблема как глобальная проблема”.

Развитию коммуникативной компетенции на уроках способствует  организация групповой работы. Она  предполагает обучение правильному распределению обязанностей, требует проведения разъяснительной работы, направленной на то, чтобы убедить детей, что коллективная деятельность, построенная на основе распределения функций (т.е. выполнения каждым учеником отдельных операций, являющихся частью целого), координация усилий членов группы является прогрессивной. При правильной организации такая работа идет на пользу всем, обеспечивая социальную и моральную поддержку, способствуя развитию каждого ребенка как личности. Так, дети, проявляющие большие способности, нуждаются в дополнительной учебной нагрузке. С этой целью во всех классах, приступая к изучению новой темы, ставлю перед учащимися проблемы повышенной сложности, которые можно решать в процессе прохождения темы или раздела. Учащимся с более низкой познавательной активностью предлагаю менее сложные задачи и их решения, но все дети обязательно вовлечены  в процесс изучения материала. В процессе этой  работы мне помогает технология группового обучения (работа в группах и парах). Систематически  на одном из уроков организую групповое обучение:  одна из групп -  дети, занимающиеся углубленным изучением географии, где рассматривается  подробное решение наиболее трудных проблем. Из этой группы готовлю своих ассистентов для обучения других  ребят класса, в итоге – формируются группы, которые имеют консультантов. Организуя такую деятельность учащихся, опираюсь на данные современной психологии, согласно которой эффективность памяти школьника оценивается следующими критериями: чтение глазами-10%, слушание -25%, рассматривание-30%, слушание и рассматривание-50%, обсуждение-70%, личный опыт-80%, совместная деятельность и обсуждение-90%, обучение других-95% запоминания, прихожу к выводу, что восприятие учебного материала воспринимается детьми более эффективно. Тем самым решается  одна из целей обучения  – развитие речи учащихся.

При личностно – ориентированном обучении развитию познавательного интереса способствуют применяемые мной на уроках географии игровые технологии. Ведь игра – это такой вид деятельности на уроке, который направлен на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется  самоуправление в ученическом коллективе. Немаловажную роль  отвожу дидактическим играм в среднем звене. При применении игровых форм обучения появляется возможность эффективной организации взаимодействия с учащимися, продуктивной формы  общения с элементами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса. Игра-творчество, игра-труд способствуют формированию познавательной активности ребёнка. В процессе игры у воспитанников вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить. Игра развивает внимание, стремление к знаниям. Увлекаясь, учащиеся не замечают, что учатся: познают мир, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях. В своей работе применяю различные виды игр: тренировочные, познавательно-контрольные, сюжетно-ролевые, творческие.     Для создания игровых ситуаций на уроках использую исторические экскурсы, факты из реальной жизни, занимательные задания. Считаю, что игра – незаменимый рычаг   развития ребёнка. Провожу игры дидактические , ситуационные ,ролевые . В 5-6 классах это как правило «пятиминутки» с элементами состязательности ,позволяющие поддерживать интерес к предмету ,создавать ситуацию успеха-«Топографическое лото», «Флюгер», «Что это?», «Третий лишний».В 6 классе при изучении темы «Гидросфера»провожу ролевую  урок-игру «Путешествие по станциям».

В 7 классе к уже названным прибавляется игра «Географическая цепочка», «Географическая почта», «Кто это?», «Пятый лишний».В  8 классе на  уроках   организую ролевые  игры .

Особую роль в обучении отвожу методу проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся. При осуществлении проекта разработаны определённые этапы: погружение группы в проект (подготовительный этап); планирование работы; поисково-информационная работа; результаты и выводы; презентация (защита проекта); оценка процесса и результатов работы.   Результаты поэтапной работы учащихся оцениваю на основе критериев оценки. Формы  представления результатов  проектной деятельности разнообразны, но наиболее распространёнными в классах, где работаю, являются доклад, отчёт, выставка, сказка  (сценки, постановки), макет, презентация  творческих выступлений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по географии 7 класс. Составитель: Хамедова Е.Е., учитель географии ГБОУ гимназии № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга

Рабочая программа  по географии 7класс разработана для УМК классической линии к учебнику И.В. Душиной, В.А. Коринской, В.А. Щенева «География материков и океанов», изд-ва «Дрофа». Прогр...

Рабочая программа " География, 8 класс". Составитель: Хамедова Е.Е., учитель географии ГБОУ гимназии № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга

Рабочая программа 8 класса ориентирована на использование учебника Бариновой И.И.«Природа России.»  – М.: Дрофа, 2014г.Согласно действующему в школе учебному плану на 2015-2016 учебный год рабоча...

Рабочая программа " География, 9 класс". Составитель: Хамедова Е.Е., учитель географии ГБОУ гимназии № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга

Рабочая программа 9класса ориентирована на использование учебника В.П.Дронова, В.Я. Ром. «География России. Население и хозяйство»  – М.: Дрофа, 2014г.Согласно действующему в школе учебному плану...

выступление на тему: "Преподавание географии в 5-7 классах,из опыта работы О.П.Топченко, учителя географии МОУ СШ № 29".

игровые технологии как средство развития  творческих способностей обучающихся...

«Профессиональная компетентность учителя географии в рамках внедрения ФГОС» с выступлением на тему «Формирование личностных УУД на уроках географии и биологии»

Как понять себя и чувства другого?Эта деятельность обеспечивает ценностно-смысловую ориентацию учащихся. Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решен...

Доклад выступления на секции учителей географии «Воспитательный потенциал школьной географии в условиях реализации обновленного ФГОС ООО и СОО» 2023 г

Доклад:«Воспитательный потенциал школьной географии в условиях реализации обновленного ФГОС ООО и СОО»  Скачать презентацию: https://disk.yandex.ru/i/ZeGG8u-0Lz9Kzg...