выступление на тему: "Преподавание географии в 5-7 классах,из опыта работы О.П.Топченко, учителя географии МОУ СШ № 29".
опыты и эксперименты по географии (6 класс) на тему

Топченко Ольга Павловна

игровые технологии как средство развития  творческих способностей обучающихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon выступление52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Роль группового способа обучения как средства повышения эффективности преподавания географии.

Учитель географии О.П.Топченко 2017-2018 уч.год

В современной школе география –  это  предмет мировоззренческого характера, формирующий у школьников комплексное, системное и социально ориентированное представление о Земле как о планете людей. География знакомит школьников с территориальным (региональным) подходом как особым методом научного познания. Поэтому школьная география  относится к числу тех предметов, которые несут особую ответственность за формирование у школьников гуманистического мировоззрения, воспитание патриотизма, ответственного поведения в окружающей среде. Изучение географии помогает учащимся понять, что знание – это не только общая культура, но и практические умения, необходимые для жизни. Повысив интерес к предмету, можно значительно ускорить и улучшить его изучение, а главное дать возможность каждому ребёнку реализовать свои возможности

Главная  цель моей педагогической деятельности – организовать процесс обучения так, чтобы овладение знаниями протекало в условиях развития познавательных способностей учащихся, чтобы сформировать у них такие основные приёмы умственной деятельности, как анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, сравнение.

Особенностью реализации этой цели является отбор таких средств и методов, которые привлекли бы ученика к заинтересованному познанию предмета, располагали бы его к совместной обучающей деятельности, партнёрства “учитель- ученик”.

Считаю необходимым:

  • научить ребят самостоятельно и правильно распределять между собой роли при выполнении общих заданий и ответственное их выполнение;
  • научить обучающихся  групповой деятельности в качестве руководителей или исполнителей, т.е. подчиняться заданным правилам совместной работы;
  • научить общаться друг с другом, устанавливать и поддерживать хорошие деловые взаимоотношения;
  • научить ребят грамотно вести дискуссию: высказываться самим и слушать других, доказывать свою правоту и, оценивая, признавать правильность позиций других ребят.

Организация групповой работы, прежде всего, предполагает обучение правильному распределению обязанностей, требует проведения разъяснительной работы, направленной на то, чтобы убедить детей, что коллективная деятельность, построенная на основе распределения функций (т.е. выполнения каждым учеником отдельных операций, являющихся частью целого), координация усилий членов группы является прогрессивной. При правильной организации такая работа идет на пользу всем, обеспечивая социальную и моральную поддержку, способствуя развитию каждого ребенка как личности. Так, дети, проявляющие большие способности, нуждаются в дополнительной учебной нагрузке. С этой целью во всех классах, приступая к изучению новой темы, ставлю перед учащимися проблемы повышенной сложности, которые можно решать в процессе прохождения темы или раздела. Учащимся с более низкой познавательной активностью предлагаю менее сложные задачи и их решения, но все дети обязательно вовлечены  в процесс изучения материала. В процессе этой  работы мне помогает технология группового обучения (работа в группах и парах). Регулярно на одном из уроков организую групповое обучение:  одна из групп -  дети, занимающиеся углубленным изучением географии, где рассматривается  подробное решение наиболее трудных проблем. Из этой группы готовлю своих ассистентов для обучения отстающих ребят класса, в итоге – формируются группы, которые имеют консультантов.

 Организуя такую деятельность учащихся, опираясь на данные современной психологии, согласно которой эффективность памяти школьника оценивается следующими критериями: чтение глазами-10%, слушание -25%, рассматривание-30%, слушание и рассматривание-50%, обсуждение-70%, личный опыт-80%, совместная деятельность и обсуждение-90%, обучение других-95% запоминания, прихожу к выводу, что восприятие учебного материала воспринимается детьми более эффективно. Тем самым решается  одна из целей обучения  – развитие речи учащихся.

В процессе общения детей друг с другом и со мной, формируется опыт сотрудничества на основе доброжелательности, взаимной помощи, заботы и ответственности. А значит, реализуется ещё одна цель образования – освоение школьниками культуры ценностных ориентаций, взаимоотношений, формирование коммуникативной культуры.

Групповую работу или  работу в парах использую на различных этапах урока: при опросе домашнего задания, когда руководитель группы опрашивает  свою группу; при изучении нового материала, применяя элемент опережения прохождения учебной программы; при закреплении изученного в конце урока, в парной работе, когда один рассказывает другому и, наоборот; при проверке тестовых работ.

При организации групповой деятельности придерживаюсь  следующих   правил:

1. Обеспечение каждому возможности участия в общем деле.

2. Получение опыта общения и совместной деятельности в группах.

3.Использование в группах  норм и правил взаимодействия, ставящих интересы личностного развития  на первый план.

 Для достижения результата  учитываю, что количество участников в группе должно быть относительно невелико, т.е. такое, которое позволяет каждому члену группы свободно вести себя и с полной отдачей сил включаться в совместную деятельность. Оптимальной является группа в старших классах численностью от 3 до 7 человекВ рамках второго правила  систематически изменяю состав и распределение ролей в группах. Это дает разнообразный опыт общения, усвоения различных форм ролевого поведения. Третье условие будет соблюдено, если отношения между группой и каждым отдельно взятым ее членом будут строиться на равноправной, демократической основе. Каждый ребенок обладает теми же правами, что и вся группа. Но за ребенком при этом остается право поступить по-своему.  Работу в группах я организую как на всех уроках географии, так и во внеурочное время. Это и выполнение творческих заданий практических исследований на местности, проектная деятельность, работа по  карточкам нескольких уровней сложности.

             Разноуровневый  дифференцированный  подход.. Учитель географии О.П.Топченко 2013-2014 уч.год

Карточки I уровня сложности носят репродуктивный характер и предполагают простое воспроизведение знаний, полученных от учителя или из учебника в готовом виде. Это в основном понятия, закономерности, разобранные в классе и многократно звучавшие на уроках.

Карточки II уровня сложности носят продуктивный характер. Они требуют применения полученных знаний в стандартных условиях, когда алгоритм действия ребятам уже известен, например, рассчитать амплитуду колебания температуры, отследить изменение элемента природы по карте (изменение количества осадков, температуры и т.д.), узнавание по описанию какого-либо географического объекта, явления или процесса в природе.

Карточки III уровня сложности предполагают применение полученных знаний в нестандартной ситуации. Задания предполагают на основе имеющихся знаний составление обобщений и выводов, которых нет в готовом виде в учебнике, и они не делались на уроке при работе с учителем. Это также задания на получение дополнительной информации путем наложения нескольких видов карт. Другими словами, на данном уровне сложности необходимо создание новых знаний. При систематической организации групповой работы она может проходить очень эффективно: за небольшой промежуток времени все ученики получают возможность продемонстрировать свою готовность к уроку, понимание учебного материала, и, что самое главное, существует возможность коррекции знаний т.к. в процессе рассказа возможны спорные ситуации, решать которые можно совместно в группе, а также с помощью учителя. Таким образом, сводится к минимуму количество не до конца выясненных вопросов, не допускается неправильное запоминание.         

Использование группового способа обучения как одного из приёмов активизации познавательной деятельности способствует реализации следующей цели моей профессиональной деятельности – развитие мыслительных способностей учащихся.

Особую роль в обучении отвожу методу проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся. При осуществлении проекта разработаны определённые этапы: погружение группы в проект (подготовительный этап); планирование работы; поисково-информационная работа; результаты и выводы; презентация (защита проекта); оценка процесса и результатов работы.   Результаты поэтапной работы учащихся оцениваю на основе критериев оценки.

Формы представления результатов проектной деятельности разнообразны, но наиболее распространёнными в классах, где работаю, являются доклад, отчёт, выставка, сказка (сценки, постановки), макет, презентация  творческих выступлений.

Учитывая особенности современного этапа образования, важно целенаправленно активизировать познавательную и мыслительную деятельность учащихся. Крайне важно формировать у школьника информационную компетентность. А поэтому необходимо мотивировать интерес к приобретению знаний, учить применять их на практике. 

В качестве девиза к уроку географии привожу китайскую пословицу: «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я понимаю». Стараюсь, вырабатывать у  учеников  умения для продуктивного общения с учителем, сверстниками, Интернетом и обществом,  через групповые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные и прочие формы и методы.

Стараюсь строить уроки исследовательского характера , ученик из объекта педагогической деятельности (“меня учат”) превращается в её субъект (“я учусь”). Так, учащимся8-х классов при изучении темы «Население» были предложены следующие темы для проектной работы:  «Традиции  моей  семьи», «Тайна имени»,. На основе данных, анализа истории  своих семей, учащиеся выполнили очень интересные проектные работы . При подготовке к проекту, прошу ребят попросить у любимых ими людей фото самых дорогих для них родственников. Таким образом,  выявляется отношение детей к окружающим их взрослым. Проект носит не только исследовательский характер, но и воспитательный. Собирается большая база данных, которая впоследствии оформляется в одну единую, логически сформулированную последовательность. При оценивании работ соблюдаю определённые критерии.

 С применением личностно – ориентированной технологии  для моих учащихся знания перестают быть целью, а становятся средством в обучении, так как технология позволяет каждому самостоятельно или в группе с товарищами осваивать культурные ценности.  Групповая работа, организованная в рамках технологии проектного обучения, интересна и мне, и моим ученикам. Постепенно они включаются в поисковую деятельность. Учащиеся учатся работать с информацией, собирая материал из различных источников, проявляют свою творческую фантазию. Каждый личностный опыт уникален, никому в точности не удается повторить его. Можно также отметить, что картина индивидуального опыта усложняется тем, что классы в нашей школе многонациональные.

Как показывает практика, знания, приобретенные и контролируемые самостоятельно, или в диалоге с одноклассниками приобретают особую ценность и значимость. Совместные размышления, поиск истины требуют работы с дополнительными источниками информации; развивают умения анализа, синтеза, обобщения. Таким образом, помимо знаний, у детей формируются навыки социального поведения и интереса к предмету, как источнику познания.  Каждая творческая работа учащегося –  это личностное знание, которое расскажет о своем создателе гораздо больше, чем безликая оценка.  Воспитание и обучение человека – задача сложная, многогранная, всегда актуальная. В каждом ребенке заложен огромный потенциал. Его реализация во многом зависит и от меня, педагога. Учитель, как никто другой, способен помочь ему стать свободной, творческой и ответственной личностью, способной к самоопределению, самоутверждению и самореализации

Немаловажную роль отвожу дидактическим играм в среднем звене. При применении игровых форм обучения появляется возможность эффективной организации взаимодействия с учащимися, продуктивной формы  общения с элементами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса. Игра-творчество, игра-труд способствуют формированию познавательной активности ребёнка. В процессе игры у воспитанников вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить. Игра развивает внимание, стремление к знаниям. Увлекаясь, учащиеся не замечают, что учатся: познают мир, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях. В своей работе применяю различные виды игр: тренировочные, познавательно-контрольные, сюжетно-ролевые, творческие.     Для создания игровых ситуаций на уроках использую исторические экскурсы, факты из реальной жизни, занимательные задания. Считаю, что игра – незаменимый рычаг умственного развития ребёнка. Разнообразив занимательные формы обучения, создаю положительный эмоциональный фон деятельности, располагаю к выполнению трудных заданий, делаю процесс овладения знаниями более привлекательным. Разрабатываю и подбираю различные занимательные материалы-ребусы, кроссворды, пословицы, поговорки, игры, загадки, народные приметы. Сочиняю сказки, которые позволяют доступно усвоить сложный материал. 

 Показателями эффективности использования приёмов активизации познавательной деятельности учащихся на основе группового обучения являются:  результаты обучения (промежуточные, итоговые); результаты внеурочной работы (олимпиады, конкурсы); результаты развития и воспитания (мышление, внимание, память, коммуникативная культура и т.д.); результаты итоговой аттестации .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на районном методическом объединении на тему "Из опыта работы учителя технологии"

Есть ли на свете профессия благороднее профессии учителя? Наверное, никто не сможет с полной уверенностью утверждать обратное. Испокон веков учителем становились люди глубоко любящие других, самоотвер...

Выступление из опыта работы на тему: «Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в коррекционой работе с детьми с ТНР»

С введением нового закона «Об образовании в Российской Федерации» и  модернизации дошкольного образования важным направлением ДОУ является обеспечение государственной гарантии доступности и равны...

Обобщениеи опыта работы учителя географии и биологии Фроловой Н.В.Интерактивные технологии обучения на уроках географии как средства формирования коммуникативной компетентности школьников.

Развивающемуся обществу  нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные...

выступление на тему: "Преподавание географии и ФГОС ООО О.П.Топченко, учитель географии МОУ СШ № 29".

Особеости организации работы на уроках географии в 5-11 классах,игровые технологии,проектная деятельность....

Инновационный опыт учителя географии МОУ "Новотроицкая СОШ" (Из опыта работы учителя"

В статье учитель рассказывает о своем опыте работы, о своей методической проблеме "Проектно-ииследовательская деятельность на уроках географии и во внеурочное время"...

Использование краеведческого материала на уроках географии в 6 классе. Из опыта работы.

Всегда использую на своих уроках краеведческие материалы. Так, например, в качестве одного из успешных примеров хочется привести свой опыт при изучении в 6 классе одной из интереснейших тем  &laq...