Природа Антарктиды.
план-конспект урока по географии (7 класс) на тему

Материал к уроку "Природа Антарктиды": 1. Ледниковый покров, 2. Подледный рельеф, 3. Климат. Много дополнительного, интересного для ученика материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_priroda_antarktidy.doc114.5 КБ
Microsoft Office document icon informatsionnyy_list_k_uroku_po_teme.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока по теме « Природа Антарктиды».

Цель урока: рассмотреть и объяснить особенности природы Антарктиды.

Задачи:

  1. Образовательная: выявить основные особенности природы материка;
  2. Развивающая: продолжить развивать умения и навыки работы с тематическими картами атласа, с картосхемами учебника, с  текстом, с дополнительной литературой, с климатограммами, выявлять причинно-следственные связи.
  3. Воспитательная: воспитывать культуру речи, интерес к познанию нового, к научной литературе.

Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, сравнительный, проблемный.

Оборудование: учебник, атлас, карта Антарктиды, компьютерная презентация, раздаточные листы.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма урока: беседа – рассказ с элементами практической работы.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Изучение нового материала.

У этого континента много названий:

«Ледяной континент»,

«Континент льда»,

«Южный материк»,

«Материк за облаками»,

«Страна пурги»,

«Страна морозов и жестокого солнца» …… Все и не перечислишь, но каждое название рассказывает нам о необыкновенной природе этого далекого материка.

Тема урока: «Природа Антарктиды».

-Ребята, сформулируйте цель урока.

Цель урока: познакомиться с природой Антарктиды, выявить и объяснить особенности природы материка.

- Ребята, в своих информационных листах вы в течение урока делаете записи, зарисовываете схему.

План урока:

  1. Ледниковый покров.
  2. Подледный рельеф.
  3. Климат.

Ледниковый покров.

В Антарктиде продолжается ледниковая эпоха. До оледенения (а это 70 млн. лет назад ) на материке росли тропические деревья, об этом свидетельствуют залежи каменного угля.

- Почему на этом материке продолжается ледниковая эпоха?

К концу урока мы постараемся дать более полный ответ на вопрос.

Задание: по карте в атласе на стр.50 проследите, как изменяется толщина ледникового покрова от Южного полюса до станции Мирный.

 Из 6 материков Земли Антарктида самый высокий за счет ледникового покрова. Средняя мощность ледникового покрова материка составляет 2040 метров, а максимальная – 4500 метров. В виде купола лед покрывает материк ( СЛАЙД 4). Высота барьера достигает 70 метров, что делает материк труднодоступным. По схеме мы видим, что лед движется от центра материка к краю, при этом образуются  глубокие трещины. Глубина их, как говорят в Антарктиде «до конца географии». У края материка лед откалывается и в виде огромных айсбергов отправляется в путешествие по океану, опресняя его. Некоторые айсберги живут до 3-5 лет.

Льды Антарктиды содержат 80% пресной воды Земли!

- Подумайте, что будет, если лед Антарктиды растает?

Подледный рельеф.

Задание:  используя карту  в атласе на  стр.4-5, сравните строение земной коры Антарктиды с земной корой других нами уже изученных материков.

- С каким материком оно очень похоже?

Задание: определите связь между строением земной коры и подледным рельефом ( стр. в учебнике 184).

Какое воздействие оказывает ледниковый покров на рельеф Антарктиды? (СЛАЙД 7) 

- Найдите самую высокую точку Антарктиды ( 3657 м), самую низкую точку

(-2555 м).

- Есть ли на материке вулканы? ( Эребус и Террор). Определите абсолютную высоту влк.Эребуса (3794 м), его географические координаты (169* в.д. и 78* ю.ш)

«Славой своей вулкан обязан, конечно, тому, что природа воздвигла его в труднодоступной Антарктиде, за тридевять земель от обитаемых районов. Немалую роль играет и величественность окружающего пейзажа. Но для нас, вулканологов, он привлекателен еще и тем, что ставит ряд вопросов, на которые пока нет однозначных ответов. Чем объясняется его непрекращающаяся активность? Почему питающая Эребус вязкая лава образует озеро жидкого расплава, вместо того, чтобы застыть, окаменеть в полярном холоде?

Почему среди тысяч активных вулканов Земли только Эребусу свойствен столь уникальный химический и минералогический состав лавы? И почему этот исключительный вулкан оказался в не менее исключительном месте?» (Г.Тазиев)

Итак, мы выявили основные особенности рельефа материка:

  1. Рельеф разнообразный;
  2. Преобладают низменности ( 1/3 часть материка лежит ниже уровня океана);
  3. Трансантарктические горы соответствуют рифтовой зоне. Их протяженность более 5000 км.;
  4. Горы на Антарктическом полуострове являются продолжением гор Анд.
  5. Есть вулканы.

Климат.

«Страна морозов и жестокого солнца»

- Что вы знаете о климате Антарктиды? ( здесь расположен полюс холода – 89,2*С)

Задание: используя  карты на стр.51 в атласе, дадим характеристику климата Антарктиды.

Построение опорного конспекта:

 

- На стр.186 учебника, показаны климатограммы. Определите,  для каких климатических поясов Антарктиды они характерны.

- Ребята, найдите на карте  наши российские станции «Мирный» и «Восток». Кто из них ближе к Южному полюсу? («Восток»)

Послушайте рассказ Василия Пескова, в свое время побывавший на этой станции.

« ….человек в этой точке Антарктиды чувствует себя как бы на вершине Эльбруса: меньшее давление атмосферы, вдвое меньше кислорода. При норме атмосферного давления  760 мм.рт.ст., здесь оно составляет 440. Вновь прибывшего обязательно на несколько дней  кладут в постель, как больного, и не разрешают двигаться. Из-за недостатка кислорода дыхание частое, пульс  ускоренный. Какую-либо работу выполнять очень трудно и  сложно. Человек задыхается , даже если несколько раз хлопнет в ладоши.

Как-то на станцию привезли здоровую и крепкую собаку. И что же, уже через час у нее не было сил поднять голову и даже раскрыть глаза. Естественно не могла она и есть. Пришлось срочно на носилках перенести ее в самолет  и отправить  в «Мирный», где состояние ее улучшилось в тот же день.

Из-за кислородной недостаточности воздух на «Востоке» очень чистый, так как здесь нет микробов. Интересно, что при таком морозе кожа человека теряет чувствительность и не реагирует на боль. Несложные операции можно делать без наркоза, но любая рана долго заживает: не хватает кислорода в тканях.

Выходя в  такой мороз на воздух, полярники надевают на лица марлевые повязки, похожие на хирургические, и дышат через специальный шланг, спрятанный под одеждой, которая подогревается электрогрелкой. Однако и при таком снаряжении находиться вне помещения больше 5 минут опасно. Случалось, когда от сильных морозов у людей повреждалась эмаль на зубах, были случаи обморожения легких и роговицы глаз. Губы на морозе распухают и трескаются. За 10 минут на холоде дубеют унты, специальные костюмы не греют, а жидкое топливо , например, бензин, загустевает  и режется ножом. Резина рассыпается на мелкие кусочки, металл становится хрупким.

К тому же вода здесь кипит при температуре 86*С. А это значит, что кусок мяса даже в скороварке приходится варить почти полдня. И тем не менее, солнечная радиация летом на полюсе холода такая же большая, как, например, в Ташкенте. Именно поэтому, а не для бровады отпускают полярники большие бороды и усы, чтобы защитить лица от сильных … ожогов».

« Страной пурги» назвал Антарктиду австралийский полярник Дуглас Моусон (его именем названа научная станция). На протяжении года здесь бывает до 300 дней с ветренной погодой.

«…Всем нам привычное с детства слово «ветер» мало подходит для определения этого беснующегося воздушного потока, насыщенного снегом, в котором воздух кажется плотным, как вода. Два человека, не связанные веревкой, разойдясь на 5 шагов, могут больше не найти друг друга. Кричать бесполезно, так как рев урагана заглушает все. Огни карманных фонарей не видны, даже огни прожекторов, установленных над входами в дома, видны только на расстоянии нескольких метров….Как-то на моих глазах ветер, как листы блокнота, перелистал и унес в море пачку кровельного железа, распакованную накануне» (Л.Дубровин).

- Ребята, в Антарктиде есть оазисы. О них мы прочтем в учебнике (стр.185, абзац 3).

-Подходит к концу наш урок. Мы достигли поставленной цели ? Теперь, зная о природе  материка намного больше, вы можете ответить на вопрос: почему в Антарктиде продолжается ледниковая эпоха?

Ответ:

1.Расположена на крайнем юге Земли – угол падения солнечных лучей небольшой;

2.Материк покрыт мощным ледяным панцирем – 90 % солнечного света отражается в космос;

3.Большая высота над уровнем моря – с высотой температура воздуха понижается;

4.Полгода на материке  длится полярная ночь.

Подведение итогов урока.

Объяснение выполнения домашнего задания:

  • П. 39, вопросы (уст);
  • Сообщения об одном из представителей животного или растительного мира материка.
  • Составить синквейн по теме урока.

Памятка, как составить синквейн:

1 строка – существительное ( название темы)

2 строка – два прилагательных

3 строка – три глагола, показывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза из 4 слов, отражающая  отношение автора к теме.

5 – вывод, завершение темы, выраженный любой частью речи.



Предварительный просмотр:

Информационный лист к уроку по теме «Природа Антарктиды».

Ледниковый покров ( стр.50 – атлас)

Задание: по карте в атласе на стр.50 проследите, как изменяется толщина ледникового покрова от Южного полюса до станции Мирный.

Средняя мощность ледникового покрова = _____      

Максимальная мощность ледникового покрова =______

Во льдах Антарктиды находится ____ % пресной воды Земли.

Высота  ледяного барьера =____

Вопрос:  подумайте, что будет, если лед Антарктиды растает?

Рельеф ( стр.4-5 – атлас  и  стр.184 – учебник)

Задание:  используя карту  в атласе на  стр.4-5, сравните строение земной коры Антарктиды с земной корой других нами уже изученных материков.

Задание: определите связь между строением земной коры и подледным рельефом ( стр. в учебнике 184).

                   Вопрос: какое воздействие оказывает ледниковый покров на рельеф Антарктиды?

Максимальная высота материка =______

Минимальная высота  материка =______

Действующий вулкан_________

Климат (стр. 51- атлас)

Задание: на стр.186 учебника, показаны климатограммы. Определите,  для каких климатических поясов Антарктиды они характерны.

Итоговый вопрос: почему в Антарктиде продолжается ледниковая эпоха?

Домашнее задание.

1)П. 39, вопросы(уст);

2)Сообщения об одном из представителей животного или растительного мира материка.

3)Составить синквейн по теме урока.

Памятка, как составить синквейн:

1 строка – существительное ( название темы)

2 строка – два прилагательных

3 строка – три глагола, показывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза из 4 слов, отражающая  отношение автора к теме.

5 – вывод, завершение темы, выраженный любой частью речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Природа Антарктиды» Класс: 7

Урок по теме « Природа Антарктиды» является вторым уроком при изучении материка.Проведение урока в компьютерном классе с подключенным интернетоми использованиеновых технологий ( работа с сайтом) в реж...

Природа Антарктиды

Природа Антарктиды: знакомство с особенностями природы и органического мира Антарктиды...

Природа Антарктиды

Изучить природу Антарктиды, изучить климат и рельеф материка, изучить отдельных представителей органического мира...

Разработка и презентация урока по географии "Природа Антарктиды или, почему пингвины в Антарктиде живут"

Данный урок содержит материал о природе Антарктиды: климате, ледниковом покрове, подледном рельефе, животных. На этапе усвоения новых знаний использованы ресурсы из ФЦИОР. Яркая презентация способству...

Разработка урока по теме "Природа Антарктиды"

Разработка урока по теме "Природа Антарктиды"Цели урока: познакомить с особенностями природы Антарктида: объяснить влияние географического положения на природные особенности континента, рельеф, различ...

Урок в 7 классе "Природа Антарктиды"

Цель урока: познакомиться с различными компонентами природы материка Антарктида...

Природа Антарктиды к уроку географии в 7 классе.

Антарктида – это необъятное по своим масштабам белое, почти стерильное пространство. Здесь гигантская масса льда в некоторых местах достигает толщины десяти километров, а площадь в двадцать пять раз б...