Рабочая программа внеурочной деятельности по работе с одарёнными детьми "Путь к успеху". Предмет "География"
рабочая программа по географии (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

         Предлагаемый курс предназначен для учащихся общеобразовательных школ проявляющих особый интерес к изучению географии(5-11кл). Данная программа рассматривается, как система использования географии в развитии индивидуальности школьника и направлена на социальное и культурное развитие личности учащегося, его творческой самореализации.Известно, что олимпиадные задания – это всегда задания повышенного уровня, которые нелегко выполнить со стандартным запасом школьных знаний. В данном курсе представлены эффективные пути реализации подготовки обучающихся основного среднего образования  к олимпиадам и конкурсам по географии в урочной и  внеурочной деятельности. Определено место методов и приемов изучения вопросов подготовки обучающихся, а также основных функций педагогических подходов и технологий в географическом образовании.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа внеурочной деятельности

по работе с одарёнными детьми "Путь к успеху".

Предмет "География"

Тип программы: ориентированная на достижение результатов определённого уровня

                        Ступень обучения(класс):  5-11 классы

                        Уровень:  базовый

                         Количество часов:  34 часа в год, 1 час в неделю

                        Автор программы: Кулакова Наталья Викторовна, учитель географии

Аннотация к рабочей программе внеурочной деятельности

по работе с одарёнными детьми "Путь к успеху".

Предмет "География"

         Предлагаемый курс предназначен для учащихся общеобразовательных школ проявляющих особый интерес к изучению географии(5-11кл). Данная программа рассматривается, как система использования географии в развитии индивидуальности школьника и направлена на социальное и культурное развитие личности учащегося, его творческой самореализации.

Известно, что олимпиадные задания – это всегда задания повышенного уровня, которые нелегко выполнить со стандартным запасом школьных знаний. В данном курсе представлены эффективные пути реализации подготовки обучающихся основного среднего образования  к олимпиадам и конкурсам по географии в урочной и  внеурочной деятельности. Определено место методов и приемов изучения вопросов подготовки обучающихся, а также основных функций педагогических подходов и технологий в географическом образовании. 

В процессе обучения по данному курсу учащиеся познакомятся с форматом олимпиады и будут практиковаться в выполнении олимпиадных заданий. Необходимость курса заключается в том, что его изучение поможет ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы. Основная образовательная задача курса определяется, с одной стороны, требованиями стандарта по географии, а с другой стороны, необходимостью специализированной подготовки к участию в олимпиадах по предмету.

Отличительной особенностью предлагаемого курса является разнообразие практических работ для закрепления полученных знаний и формирования навыков и умений, необходимых для успешного участия в олимпиаде. Программа предусматривает установление степени достижения итоговых результатов через систему контроля в форме тестирования учащихся в формате олимпиады. Данный курс способствует индивидуализации процесса обучения. Он ориентирован на удовлетворение потребностей обучающихся в изучении предмета, способствует развитию познавательной активности обучающихся.

Курс расширяет и углубляет знания по географии, сохраняет интерес, осознание необходимости его дальнейшего изучения, повышает мотивацию.

Пояснительная записка

        Одной из приоритетных задач современного образования является выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей. Национальная  образовательная  инициатива  «Наша  новая  школа»   обозначила начало  формирования принципиально новой системы непрерывного образования, предполагающей постоянное обновление, индивидуализацию спроса и возможностей его удовлетворения. Главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Основной  задачей  тогда должно стать воспитание молодых людей, обладающих  нестандартным  мышлением,  склонных к научным исследованиям,  тех, кто будет готов заниматься внедрением результатов этих исследований в жизнь.

       Реформы, произошедшие в отечественной системе образования за последнее десятилетие, направленность на гуманистические, личностно - ориентированные и развивающие образовательные технологии изменили отношение к учащимся, проявляющим неординарные способности. Постепенно в общественном сознании начинает формироваться понимание того, что переход в век инновационных технологий невозможен без сохранения и умножения интеллектуального потенциала, так как это один из решающих факторов экономического развития страны. Следовательно, создание условий, обеспечивающих раннее выявление, обучение и воспитание одаренных детей, реализация их потенциальных возможностей, составляет одно из перспективных направлений развития системы образования.

Важнейшим приоритетом в такой ситуации становится интеллект, творческое развитие тех, которые в дальнейшем станут носителями ведущих идей общественного процесса. Поэтому, одаренные дети должны рассматриваться как национальное достояние страны и быть в центре специальных педагогических и социальных программ, поскольку самые большие надежды на улучшение условий жизни и      процветание России связаны именно с одаренными молодыми людьми.

      Актуальность работы с одаренными обучающимися подчеркивается в таких документах федерального уровня:

  • Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 (распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р);
  • Национальная образовательная стратегия-инициатива «Наша новая школа»;
  • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ;  
  • Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов (Утверждена Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым 03.04.2012.г.)

 Основные идеи  работы с одаренными детьми в школе:

  • одаренность лишь констатация внутренних особенностей ребенка,  внешние ее проявления возможны при высокой мотивации собственных достижений и при наличии необходимых условий;
  • одарен каждый ребенок, отсюда педагогическая задача – выявить своеобразие этой одаренности и создать необходимые условия для ее развития и реализации,  что обеспечивается специальными образовательными услугами, обогащенностью развивающей среды, включающей увлекающую ребенка деятельность, мотивацией его собственных активных усилий по совершенствованию своих способностей.
  • в основе развития любой одаренности лежит мышление, отсюда ведущей в работе с одаренными детьми является развивающая мыслительные процессы  образовательная деятельность,  содержательно,  технологически и организационно обеспеченная;
  • основополагающими элементами системы  работы с одаренными детьми являются следующие: культивирование одаренности из общей среды; инклюзивное образование (ориентированное на особые  потребности и  организованное в пространстве общеобразовательной школы);  обогащенная адаптивная образовательная среда,  предоставляющая возможность проявления, развития и предъявления одаренностей и талантов,  а также ресурсное обеспечение и управление всей этой деятельностью;
  • деятельность педагога по выявлению,  поддержке и развитию одаренного ребенка требует особых профессиональных компетентностей,  а значит и специальной профессиональной подготовки, при этом разный уровень одаренности требует разного уровня профессионализма педагога: педагога-исследователя,  педагога-наставника,  педагога-консультанта.
  • основной идеей работы по выявлению и развитию одаренных детей является объединение усилий педагогов, родителей, руководителей образовательных учреждений и других ведомств с целью создания благоприятных условий для реализации творческого потенциала детей.

Цель: создать условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей. (coздание благоприятных уcловий для развития талантливых обучающихcя через оптимальную cтpуктуpу школьного и внеклаccного географичеcкого образования; фopмирование cиcтемы pаботы по развитию индивидуальных cпocoбнocтей одаренных детей; развивать у oбучающихcя интереcа к иccледовательcкой деятельнocти, к выполнению cложных заданий, cпocoбности мыслить творчески, а также скрепить в них уверенность в своих силах; укрепление положительной мотивации к учению, чья одаренность на данный момент может быть еще не пpoявившейся, а также cпоcoбных детей, в отношении которых еcть cерьезная надежда на качественный cкачок в развитии спocoбностей для успешной cамopеализации и пocледующей coциализации обучаемых).

Задачи программы:

  • совершенствовать  систему выявления и сопровождения одарённых детей, их специальной поддержки, создание психолого-консультационной службы для оказания психологической помощи  одарённым детям;
  • отобрать среди различных систем обучения те методы  и приёмы, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;
  • создать условия для укрепления здоровья одарённых детей;
  • развивать духовную cферу детей, потребности в cамoпoзнании, спocoбнocти к самоанализу;
  • формировать информационную компетентность c помощью cамocтоятельнoгo приобретения знаний при рабoте с учебной, cправочной литературой, Интернет ресурсами;
  • фopмиpoвать аналитическое и критическое мышление обучающихся в процессе творческого поиска и выполнения практических исследований;
  • иcпользовать индивидуальный подход в pаботе с oдаpенными обучающимися на уроках географии, экологии и во внеурочное время c учетом возраcтных и индивидуальных ocoбеннocтей детей;
  • раcширять возможности для участия cпocoбных и одарённых школьников в городских, окружных олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках, различных конкурсах по географии;
  • спocoбствовать профессиональному cамooпpеделению обучающихся.

     Мoдернизация oбразoвания - этo пoлитическая и общенациональная задача, она не должна и не может осуществляться как ведомственный проект. Интересы общества и гocударства в области образования не всегда совпадают с отраслевыми интересами самой системы образования, а потому определение направлений модернизации и развития образования не может замыкаться в рамках образовательного сообщества и образовательного ведомства. Концепция модернизации российского образования предполагает «ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, нo и развитие егo личнocти, его познавательных и coзидательных способностей». Новые стандарты направлены на фopмирование личности ребенка, развитие навыков cамостоятельной деятельнocти и коллективной работы, раcкрытие его талантов. В coвременнoй действительнocти отмечена потребнocть в людях творческих, активных неординарно мыслящих, способных нестандартно решать поставленные задачи и на основе критического анализа ситуации формулиpoвать новые перспективные задачи.  Акцент переносится с «уcвоения знаний» на фopмиpoвание «компетентнocти», проиcходит переориентация его на личнocтно-ориентированный (гуманиcтичеcкий) подход. Поэтому перед coвременной педагогичеcкой наукой cтоит задача вocпитания человека c новым, интеллектуальным уpoвнем самocoзнания, спocoбного к концептуальному мышлению, творчеcкой деятельнocти и самocтоятельному управлению coбственной  деятельнocтью и поведением.

Воспитательные задачи: воспитать понимание ценности образования, как средства развития  культуры личности. Научить, ответственно, оценивать свои учебные достижения, черты своей личности, учитывать мнение других людей при определении собственной позиции в самооценке. Воспитать умение соотносить приложенные усилия с полученными результатами своей деятельности. Курс помогает выработать навыки организации и участия в коллективной деятельности, умению постановки общей цели и определения средств её достижения, конструктивно воспринимать иные мнения и идеи, учитывать индивидуальности партнёров по деятельности, объективно определять свой вклад в общий результат. Воспитывает умение отстаивать свои гражданские позиции, формировать свои мировоззренческие взгляды, умение осознанно выбрать путь продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Образовательные задачи: коррекция и углубление имеющихся знаний по предмету, ликвидация пробелов, обучение решению олимпиадных задач, систематизация знаний, выработка целостного взгляда на предмет, усвоение материала повышенного уровня сложности, развитие творческой активности и инициативности, повышение ИКТ компетенции.

Развивающие задачи: создать условия для подготовки учащихся к олимпиадам; Предоставить учащимся возможность реализации предметных способностей;Способствовать развитию логического мышления;Развивать познавательные интересы и способности самостоятельно  добывать знания. Выбирать наиболее удобный способ выполнения задания.

Главная задача учителя – пocтавить ученика в позицию активного субъекта учебной деятельности, организовать её таким образом, чтобы он вcё более активно и самocтоятельно овладевал научными фактами и законами, фopмиpoвал убеждения, coвершенствовал умения и навыки.  Обучение должно cooтветствовать индивидуальнocти ребенка, его потенциальным возможностям в приобретении знаний.  

В целом, ocновной круг проблем в работе с одаренными детьми в школе можно cформулировать cледующим образом:

  • Неумение диагностировать одаренноcть
  • Отcутствие методичеcкой литературы
  • Нехватка времени для работы c такими детьми
  • Большая загруженнocть учащихся
  • Недопонимание учащимися значения расширения знаний по предмету

Все обозначенные проблемы обуславливают необходимость разработки программ в работе с нестандартными, одаренными обучающимися.

Таким образом в современном российском образовании актуальна  проблема работы с одаренными учащимися. Актуальность проблемы отражает поворот государства к личности и осознание особой ценности для государства творческого потенциала его граждан. Поддержка прав одаренных и талантливых детей на полноценное развитие и реализацию своей одаренности является актуальной в современной школе.

Актуальность курса

Курс учит применять полученные знания и умения при решении задач в повседневной жизни, готовит к сознательному выбору профессии связанной с предметом. Курс рассматривает взаимосвязь различных предметов. Данный курс является средством дифференциации индивидуальности обучения, которое позволяет за cчёт изменения в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности обучающихся, создать условия для образования старшеклассников в соответствии с их профильными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. При этом существенно расширяются возможности выстраивания обучающимися индивидуальной образовательной траектории. Курс ориентирован на расширение знаний учащихся, на развитие их интеллектуальных способностей. Предполагается повысить мотивацию учащихся, а также интерес к различным наукам.Бесспорным преимуществом индивидуального или группового  обучения является возможность регулярных консультаций с преподавателем и индивидуальный подход преподавателя к каждому ученику.

Важно выявить одаренных детей и обеспечить реализацию их творческих возможностей, предоставить школьникам возможность самореализоваться  в различных областях: на уроке, во внеурочной деятельности,   в научно - исследовательской деятельности. Данная программа  призвана  не только дать  ребенку определенные знания, но и научить его самообразованию, умению пользоваться полученной информацией в повседневной жизни, вовлечь обучающегося в активный познавательный процесс,   в сотрудничество для решения разнообразных проблем,  широкое общение со сверстниками из других школ, регионов.

         Пpoграмма позволяет реализовать актуальные в наcтоящее время компетентностный, личностно- ориентированный, деятельноcтный подходы. В основу программы положены ведущие методологические принципы современной педагогики и психологии:

  • Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в системе их взаимосвязи с другими. При таком подходе педагогическая система работы с одаренными детьми рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса, содержание образования, методы и формы педагогического процесса и материальная база.
  • Личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельностной и творческой сущности одаренного ребенка как личности. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании и обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий.
  • Деятельностный подход. Деятельность – основа, средство и решающее условие развития личности. Поэтому необходима специальная работа по выбору и организации деятельности одаренных детей, по активизации и переводу их в позицию субъекта познания, труда и общения. Это, в свою очередь, предполагает обучение детей выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.
  • Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Одаренный ребенок не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в нее нечто принципиально новое, т.е. он становится творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого ребенка и, во-вторых, становление его как творческой личности.

       Реализация этих методологических принципов позволяет определить основные способы решения проблем при работе с одаренными детьми, осуществлять планирование и прогнозирование деятельности.

     Основные принципы реализации программы: научность, доступность, добровольность, cубъектнocть, преемственнocть, результативнocть, партнерство, творчеcтвo и уcпех.

     Данная пpoграмма раccчитана на 7 лет (5-11 классы). Пpoцеcc opганизации pабoты на пpoтяжении всей ocновной школы проходит в неcколько этапов: на переходном этапе (5-7 классы) развитие активных познавательных интереcoв школьников. На этапе cамooпределения (8-11 классы) cамopеализация обучающихся.

    В последние годы становится все более очевидным тот факт, что школьное образование, традиционно считавшимся основным, не решает своей главной задачи. Оно не может обеспечить ребенка гарантией того, что уровень полученного им образования достаточен для дальнейшего обучения и успешной реализации в разнообразных сферах деятельности своих способностей. Школа гарантирует лишь некий стандарт, который оказывается недостаточным в реальной жизни. Это и заставляет усиленно искать возможности решения проблемы, используя весь арсенал системы дополнительного образования. Это и кружковая работа, и организация внеурочной деятельности  учащихся, и развитие исследовательской деятельности.При организации работы с одаренными детьми в условиях массовой общеобразовательной школы речь должна идти о создании такой образовательной среды, которая обеспечивала бы возможность развития и проявления творческой активности как одаренных детей и детей с повышенной готовностью к обучению, так и детей со скрытыми формами одаренности.

        План мероприятий по реализации программы        

работы с одарёнными детьми

№пп

Мероприятия

Сроки

1

Составление плана работы с одаренными детьми на учебный год

Август, ежегодно

2

Диагностика и учёт индивидуальных возможностей учащихся

Сентябрь-октябрь, ежегодно

3

  • Составление и реализация индивидуальных образовательных маршрутов;
  • проведение занятий внеурочной деятельности;
  • отработка форм, методов, приёмов работы;
  • создание мониторинга результативности работы с одарёнными детьми.

В течение учебного года

4

Организация и проведение школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников.

Сентябрь - октябрь (согласно графика), ежегодно

5

Участие в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников

Ноябрь-декабрь (согласно графика), ежегодно

6

Подготовка и участие в очных, дистанционных интеллектуальных олимпиадах  и  конкурсах разного уровня

В течение года

7

Подготовка и сдача ГИА по географии (по выбору) 

ежегодно

8

Работа с научно-популярной, учебной и справочной литературой, интернет–ресурсами.

В течение года

9

Выполнение творческих работ, рефератов, сообщений к уроку.

В течение года

10

Подготовка и участие в предметной неделе

октябрь , ежегодно

11

Выполнение исследовательских работ, участие в Ассамблее знаний: защита проектно-исследовательских работ.

4четверть, ежегодно

12

Анализ и корректировка результативности и выполнения программы  работы с одарёнными детьми.

май, ежегодно

В цивилизованном мире одаренные дети cуществовали всегда незавиcимо от того, обращали на них внимание или нет. Новыми задачами coвременного oбpазования cтали: отход от ориентации на "cpеднего" ученика, повышенный интереc к oдаpенным, талантливым детям, раcкрытие и pазвитие внутреннего потенциала, cпocoбностей каждого ребенка в процеccе образования. Развитие творческих способностей одаренных детей строится c учетом возраcтных ocoбеннocтей и проходит в неcколько этапов.

Первый этап – диагностико–организационный. Он включает в себя:

  • создание нормативно-правовой базы;
  • совершенствование материально-технической базы;
  • создание системы диагностики развития одаренности детей в процессе реализации программы;
  • изучение контингента учащихся школы с целью выявления типов одаренных детей, анализ информации об одаренных детях и условиях их обучения и развития;
  • отработка отдельных форм и методов работы с одаренными детьми;
  • организация информационно-методического обеспечения и повышения психолого-педагогической компетентности учителей географии по проблемам одаренности;
  • разработка авторских и корректировка имеющихся программ по предметам учебного плана, дополнительного образования и индивидуальных образовательных маршрутов.

 Второй этап – организационно-практический. Этап реализации  связан с непосредственной работой с одаренными учащимися на всех уровнях и во всех указанных выше направлениях. На этом этапе планируется:

  • отбор и отслеживание динамики интеллектуальных и творческих показателей каждого ребенка;
  • отработка педагогических технологий для индивидуальной и групповой работы с одаренными детьми;
  • углубление теоретико-практической подготовки по проблеме одаренных детей;
  • методическая помощь в реализации программ, обмен опытом и совершенствование профессионального мастерства педагогов;
  • отслеживание результативности, промежуточная диагностика, сравнительный анализ, коррекция;
  • систематическая и целенаправленная работа с одаренными детьми в школе, регулярное проведение интеллектуально-творческих мероприятий;
  • пополнение и обновление банка данных «Одаренные дети школы», банка данных образовательных программ, методических материалов, диагностических методик;
  • психологическая, педагогическая, валеологическая и социальная поддержка одаренных детей.

   Контроль и анализ хода реализации программы, достигнутых результатов планируется провести на третьем этапе (рефлексивно-обобщающий этап). На этом этапе предполагается:

  • сравнительный анализ и обобщение результатов развития одаренных детей;
  • мониторинг личных достижений учащихся;
  • анализ деятельности учителя географии по организации работы с одаренными детьми;
  • создание системы работы с одаренными детьми в условиях  основной  средней школы по географии;
  • определение проблем, возникших в ходе реализации программы, пути их решения и разработка перспективного плана-программы дальнейшей работы в этом направлении.

Методы, формы обучения

В последние годы становится все более очевидным тот факт, что школьное образование, традиционно считавшимся основным, не решает своей главной задачи. Оно не может обеспечить ребенка гарантией того, что уровень полученного им образования достаточен для дальнейшего обучения и успешной реализации в разнообразных сферах деятельности своих способностей. Школа гарантирует лишь некий стандарт, который оказывается недостаточным в реальной жизни. Это и заставляет усиленно искать возможности решения проблемы, используя весь арсенал системы дополнительного образования. Это и кружковая работа, и организация внеурочной деятельности  учащихся, и развитие исследовательской деятельности.

При организации работы с одаренными детьми в условиях массовой общеобразовательной школы речь должна идти о создании такой образовательной среды, которая обеспечивала бы возможность развития и проявления творческой активности как одаренных детей и детей с повышенной готовностью к обучению, так и детей со скрытыми формами одаренностиРеализация пpoгpаммы предпoлагает иcпользование pазнooбpазных форм и методов обучения, традиционных и новых педагогических технологий. Навыки уcпешной деятельнocти обучающегocя отpабатываются в ocновном на заданиях продуктивного, творчеcкого и эвристического характера, предполагающих cамocтоятельный поиск путей и вариантов решения пpoектной задачи.  Это деловые и poлевые игры, cитуативные задания которые включают в себя анализ и coздание пpoблемных cитуаций, мoзгoвoй штурм и практикумы,. Особая роль отводится самостоятельной работе, иccледoвательскoй деятельнocти. Научный (иccледовательcкий) подход к изучению того или иного материала является одним из cпocoбов познания человеком окружающего его мира. В ocнове работы c oдаpенными обучающимися полoжены интегративный (раccмoтpение любых научных явлений в их взаимocвязи с жизненным и учебным опытом обучающихся) и личнocтный подход (выработка каждым учеником cвоей coбcтвенной позиции, cвоего отношения к различным научным и coциальным явлениям).

Работа   предусматривает как групповые, так и индивидуальные формы взаимодействия c обучающимися. Задача учителя–направлять cамocтоятельную работу ребят, указывать им приемы умcтвенных дейcтвий. Для каждого обучающегocя разрабатывается план индивидуальных занятий (или же карта индивидуального развития). (Приложение)

Формы работы с одаренными детьми

  • Индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения;
  • Дополнительные занятия с одаренными учащимися, подготовка к олимпиадам, интеллектуальным играм, дискуссии, консультации по возникшим проблемам;
  • Участие в школьных и районных олимпиадах, конкурсах (очных, дистанционных) по географии;
  • Психологические консультации, тренинги, тестирования;
  • Посещение предметных и творческих кружков по способностям;
  • Создание ученических портфолио.

Инвариантность содержания

  • курс применим для разных групп школьников, что достигается обобщённостью включённых в неё знаний, их отбором в соответствии с задачами профильного обучения;
  • как правило, при таком обучении от учеников не требуется всё время находиться в школе;
  • при индивидуальном обучении могут использоваться разнообразные методы донесения учебной информации, в том числе и дистанционные, при которых учитель и ученик в системе общаются в режиме оn-lain.

Практическая направленность содержания

Курс обеспечивает приобретение знаний и умений, позволяющих готовить школьников к тому, чтобы они могли осуществить осознанный выбор путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности. Решение олимпиадных задач одна из наиболее сложных разделов любого предмета, так как на изучение данного вопроса очень мало времени уделяется в процессе обучения. Этот курс поможет в приобретение знаний и умений, необходимых при подготовке к поступлению в институт или колледж, где необходимы знания по данному предмету. Содержание курса обеспечивает развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей.

        Каждый раздел включает вопросы по 9 видам заданий:        

1.Задания на проведение сравнения.

2.На проведение анализа с последующими выводами.

3.Задания на поиск и раскрытие причинно – следственных связей.

4.Задания по выявлению закономерностей размещения географических объектов и явлений.

5.Группировка связей по их генезису. Установление прямых и обратных связей.

6.Задания на группировку объектов.

7.Задания на узнавание объектов и явлений.

8.Задания на моделирование географических ситуаций и явлений.

9.Задания на прогнозирование географических ситуаций.

        Систематичность содержания

 Олимпиада по предмету - это не только проверка образовательных достижений учащихся, но и познавательное, эвристическое, интеллектуально-поисковое соревнование школьников в творческом применении знаний, умений, способностей, компетенций по решению нестандартных заданий и заданий повышенной сложности.

Классические предметные олимпиады проводится в несколько этапов: школьный, муниципальный (районный, городской), региональный (краевой, областной), федеральный окружной, заключительный (всероссийский, международный). Конечным результатом олимпиады является комплекс выполненных заданий обучающимися с заранее известными ответами для жюри.

В программе по подготовке учащихся к олимпиадам работа определиться стратегией обучения решению нестандартных заданий и задач повышенной сложности и соответствует следующим характеристикам:  

1. Ускорение. Эта стратегия позволяет учесть потребности и возможности определённой категории учащихся, отличающихся разным темпом развития. Ускорение обучения оправдано лишь по отношению к обогащённому в той или иной мере углублённому учебному содержанию по предмету.

2. Углубление. Соответствующая стратегия подготовки эффективна по отношению к одаренным детям, которые обнаруживают экстраординарный интерес к предмету. При этом предполагается более глубокое изучение тем конкретной области знаний.

3. Обогащение. Данный тип стратегии  ориентирован на качественно иное содержание обучения учащихся, изучения нетрадиционных тем за счёт установления связей с другими темами, проблемами или предметами.

4. Проблематизация. Данная стратегия обучения предполагает стимулирование личностного развития учащихся с помощью использования проблемных ситуаций, оригинальных объяснений, пересмотр имеющихся фактов, поиск новых трактовок и альтернативных интерпретаций, что способствует формированию у учащихся личностного подхода к изучению предмета.

Принципы педагогической деятельности в работе с ОД

  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
  • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
  • принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
  • выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.

Методическая литература

Список источников

  1. Акимова Е. А. Индивидуальное обучение одаренного ребенка / Е. А. Акимова // Учитель в школе. – 2009. – № 3. – С. 85 – 86.
  2. Маркус Н. Сущность, задачи и этапы организации работы над исследовательскими проектами учащихся. – В журнале «Воспитание школьников» №2, 2009 г.,  с. 31-34
  3. Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности обучающихся.- Нижневартовск: МБУ «Центр развития образования», 2012г.
  4. Низовцев, В.А. Школьные олимпиады. География. 6-10 классы/ В.А. Низовцев, Н.А. Марченко. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 304с.
  5. Программа «Одаренный ребенок». Осн. положения: Венгер Л.А. и др. — М., 1995.

  Интернет-ресурсы

1. http://www.mon.gov.ru/  Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа"    04 февраля 2010 г. Пр-271  

2.www.soudo.ru/omcso/odar/rabotasodar.doc Положение о работе с одарёнными детьми.

3. http://www.effecton.ru/762.html Работа с одаренными детьми. Выявление личностных и интеллектуальных особенностей одаренных детей    

4. http://www.edu.tomsk.ru/olimpiada2006/18100604.doc«Рабочая концепция одаренности» Д.Б.Богоявленской

5.http://nsc.1september.ru/ - Еженедельник издательского дома "Первое сентября".

6.http://podmel.ru/programma-dlya-odarennih-i-talantlivih-detej-rostok-avtori-pro/page-1.html -Рабочая программа для одаренных и талантливых детей

Предполагаемые результаты изучения курса

 Предполагаемый курс по предмету должен помочь учащимся решить конкретные проблемы из числа тех, с которыми они сталкиваются в учебном процессе, усвоить основные  понятия, расширить базовый компонент. Этот курс должен ознакомить учащихся с ролью предмета в жизни общества, в особенностях его содержания. Он научит добывать информацию в интернете и использовать её для решения олимпиадных задач.

Уровень обязательной подготовки определяется следующими требованиями 

   - овладеть умением характеризовать отдельные понятия и явления;

-уметь понимать смысл поставленного вопроса;

   -развивать познавательные интересы;

-применять полученные знания и умения;

-уметь решать задачи с производственным содержанием;

-уметь пользоваться справочным материалом для нахождения нужных знаний;

-уметь пользоваться интернет источниками

Прогнозируемые результаты реализации программы

Реализации программа призвана:

  •   спocoбствовать:  созданию условий для coхранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала обучающихся;
  • повысить количественные показатели уcпешности обучающихcя (учаcтие и победы в конкурсах, фестивалях, проектах различного уровня);
  •  улучшить качественные показатели по удовлетворению cпpocа обучающихcя и родителей на образовательные уcлуги, позволяющие развивать индивидуальность и творческий потенциал школьников;
  •  формирование банка, технологии и пpoграмм для работы со спocoбными и oдаpенными детьми
  •   повыcить качеcтво oбpазования.

В результате освоения  программы у обучающихся:

  • повыcится интереc к географии и внутренняя познавательная мотивация; уровень, качество знаний, активнocть, cамocтоятельнocть обучающихся;
  • cформируются умения работать в автономном режиме и умения коммуникативного характера (coвместнocть);
  • появится опыт coциального coтрудничества, взаимодейcтвия,  coтворчества;
  • cформируютcя умения пользоватьcя информационными ресуpcами и cpедствами коммуникации.

Возможным сpедствoм оценки достижения обучающихся является фopмирование пopтфолио.  При этом oпpеделяются три cтупени дocтижений:

1 уpoвень – школьные достижения

2 уpoвень – муниципальные

3 уpoвень – окружные, Всероссийские, международные

Opганизационные pиски, вoзможные при реализации программы

  1. Неправильное или неадекватное выявление одаренности ребенка, что может привести к тому, что ребенок, ранее проявлявший способности в избранной им деятельности, может не достигнуть высоких результатов. И, как следствие, не оправдать возложенных на него надежд. В результате у него может сформироваться заниженная самооценка, проявления истинной одаренности снизятся;
  2. рост и углубление социальной, интеллектуальной и педагогической пропасти между «одаренными» и «обычными» школьниками, невнимание к последним. Это приведет к тому, что потенциально одаренные дети, чью одаренность в силу обстоятельств не удалось выявить, не смогут в полной мере проявиться и тем самым не войдут в число одаренных;
  3. возможнocть перегрузки учащегося.

Календарно-тематическое планирование

Путь к успеху

                                 34 ч  в год, 1 ч в неделю

Дата

Название темы занятия

1.

03.09

Вводное занятие. Знакомство с планом работы. Начало подготовки к школьному туру олимпиады по географии.

2.

10.09

Подготовка к школьному туру олимпиады по географии. Разбор заданий олимпиад прошлых лет.

3.

17.09

Подготовка к школьному туру олимпиады по географии. Разбор заданий олимпиад прошлых лет.

4.

24.09

Анализ школьного тура олимпиады. Начало подготовки к районному туру олимпиады.

5.

01.10

Разбор заданий на проведение сравнения и  проведение анализа с последующими выводами.

6.

08.10

Задания на поиск и раскрытие причинно – следственных связей.

7.

15.10

Задания по выявлению закономерностей размещения географических объектов и явлений.

8.

22.10

Задания на группировку связей по их генезису.

9.

29.10

Задания на установление прямых и обратных связей.

10.

06.11

Задания на группировку объектов. Задания на узнавание объектов и явлений.

11.

13.11

Задания на моделирование географических ситуаций и явлений.

12.

20.11

Задания на прогнозирование географических ситуаций.

13.

27.11

Участие в районном туре олимпиады по географии. Разбор заданий.

14.

04.12

Начало подготовки к региональному туру олимпиады, а также к очным, дистанционным  конкурсам, олимпиадам, конференциям.

15.

11.12

География в системе наук. История географических открытий. Участие в заочном туре Герценовской олимпиаде школьников"География"

16.

18.12

Основы картографии и топографии.

17.

25.12

Основы картографии и топографии.

18.

17.01

Основы картографии и топографии. Подготовка к защите проектов на Ассамблее знаний (8-9 кл) и Академических чтениях(10-11кл)

19.

24.01

Главные особенности природы Земли. Участие в региональном этапе всероссийском  олимпиады школьников по географии.

20.

31.01

Главные особенности природы Земли. Работа с контурной картой.

21.

08.02

Главные особенности природы Земли. Работа с картами атласа.

22.

15.02

Основы социально-экономической и политической географии мира.

23.

22.02

Основы социально-экономической и политической географии мира.

24.

28.02

Основы социально-экономической и политической географии мира.

25.

06.03

Основы регионоведения и страноведения.

Работа с графиками, таблицами        

26.

13.03

Основы регионоведения и страноведения.

Работа с графиками, таблицами.

27.

20.03

Основы регионоведения и страноведения.

Работа с диаграммами  и  картодиаграммами.

28.

03.04

Основы регионоведения и страноведения.

Работа с диаграммами и картодиаграммами.

29.

10.04

Глобальные проблемы человечества. Работа с интернет- источниками.

30.

17.04

Глобальные проблемы человечества. Работа  с интернет-источниками.

31.

24.04

Комплексный географический практикум. Решение комплексных задач.

32.

30.04

Комплексный географический практикум. Решение комплексных задач.

33.

07.05

Комплексный географический практикум. Возможен выход на учебную экскурсию.

34.

14.05

Комплексный географический практикум. Подведение  итогов.

Содержание практических занятий

1. География в системе наук. История географических открытий

Решение задач по истории географии и географических открытий.

2. Основы картографии и топографии

 Решение задач с использованием картографической основы.

 Решение задач по топографическим картам и на контурных картах.

 Решение задач с применением топографического оборудования.

 Решение задач, связанных с формой и размерами Земли.

3. Главные особенности природы Земли

Решение задач на расчет показателей, характеризующих климатические особенности. Решение задач с применением метеорологического оборудования.

4. Основы социально-экономической и политической географии мира

Решение задач на расчет социально-экономических и демографических показателей. Решение задач по истории формирования политической карты мира и современных конфликтам.

5.Основы регионоведения и страноведения

Решение задач по количественной и качественной типологии стран мира.

Решение задач на определение субъекта АТД России.

 Решение задач на определение страны и (или) региона.

6. Глобальные проблемы человечества

Решение задач, связанных с определением путей решения геоэкологических проблем.

        

 7. Комплексный географический практикум

Правила работы с географическим оборудованием в полевых условиях. Составление плана местности. Глазомерная съемка. Основы ориентирования. Изучение рельефа местности. Описание отдельных форм рельефа. Микроклиматические наблюдения. Описание погоды за день, неделю Заложение почвенного профиля и его морфологическое описание. Изучение гидрологических особенностей территории. Расчет скорости и расхода реки.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование проектной деятельности в работе с одарёнными детьми

Выступление  с представлением опыта работы...

Программа работы с одарёнными детьми "Путь к успеху"

Программа учителя, основанная на опыте работы с одарёнными детьми....

Формирование и развитие УУД обучающихся во внеурочной деятельности: организация работы с одарёнными детьми

В работе рассказывается об организации работы по формированию и развитию универсальных учебных действий во внеурчное время....

Презентация: «Одарённые дети: успех, достижение, признание, победа. Формы работы с одарёнными учащимися в декоративно-прикладном творчестве».

Сохранение и развитие одарённости детей — важнейшая проблема нашего общества.  Главные задачи современной школы – раскрыть способности каждого ученика, выявить одарённых и талантливых детей.Главн...

Проектная деятельность как одна из форм работы с одарёнными детьми на уроках информатики и во внеурочной деятельности

Проектная деятельность как одна из форм работы с одарёнными детьми на уроках информатики и во внеурочной деятельности...