Главные вкладки

    Программа работы с одарёнными детьми "Путь к успеху"
    рабочая программа на тему

    Программа учителя, основанная на опыте работы с одарёнными детьми.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл programma_put_k_uspehu.docx23.06 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

    Средняя общеобразовательная школа № 21

    г. Балаково Саратовской  области

    Программа работы с одарёнными детьми 

    по математике

    «Путь к успеху»

                                       

    Составитель учитель математики Сакова И.Р

    Балаково  2010

    Актуальность разработки программы

    Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением одарённых детей и работой с ними. Кроме того, вопросы одарённости в настоящее время волнуют многих. В современную эпоху работа с одарёнными и высокомотивированными детьми является крайне необходимой.

    Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одарённость занимает одно из ведущих мест.  Интерес к ней в настоящее время очень высок, что объясняется общественными потребностями, прежде всего, потребностью общества в неординарной, творческой личности. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье.  Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

    Работа с одаренными детьми продолжает осваиваться одним из приоритетных направлений в школе. Одним из пунктов школьной программы «Одарённые дети» является выявление способных учащихся. В школе ведётся работа по повышению уровня квалификации педагогов, работающих с одарёнными детьми.   

    Цель: Организация работы с учащимися, имеющими повышенный уровень мотивации, включение учащихся в исследовательскую  деятельность и развитие их математических способностей.

    Основные задачи:

    1. Выявление и развитие у учащихся математических способностей
    2. Овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения  в практической деятельности;
    3. Интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности;
    4. Формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для общественного прогресса;
    5. Формирование навыков перевода различных задач на язык математики;

    Концепции программы

    Работа с одарёнными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.

    Одарённые дети:

    1. имеют более высокие по сравнению с большинством, интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
    2. имеют доминирующую активную, ненасыщенную, познавательную потребность;
    3. испытывают радость от добывания знаний, умственного труда;
    4. одарённым и талантливым детям свойственно сильно развитое чувство справедливости;
    5. остро воспринимают общественную несправедливость;
    6. устанавливают высокие требования к себе и окружающим;
    7. не могут чётко развести реальность и фантазию;
    8. имеют хорошо развитое чувство юмора;
    9. постоянно пытаются решать проблемы, которые  им пока недоступны. С точки зрения их развития такие попытки полезны.

    Одаренность - это большой труд. Заинтересованность, поддержка, терпение, упорство не только педагогов, родителей, но прежде всего самих детей. Это способности, помноженные на усердие.

    Компоненты программы

    1. выявление одаренных детей; 
    2. развитие творческих способностей на уроках;
    3. развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа);
    4. создание условий для всестороннего развития одаренных детей.

    Реализация программы проходит в 3 этапа

    1 этап – учащиеся 5-6 классов. В этом возрасте важно создать условия для самоопределения и самовыражения, реализации интеллектуальных возможностей, проявления творческих способностей. На этой ступени я веду занятия в кружке «За страницами учебника математики», организую  участие в «Международном конкурсе-игре «Кенгуру», приглашаю к участию в проектах учащихся старшей ступени на этапе сбора и обработки информации.

    2 этап – учащиеся 7-8 классов. На этом этапе важным является продолжение  развития устойчивого интереса к математике с помощью кружковых занятий по программе «Мой друг – компьютер» (7кл.) и факультативных занятий  по адаптированной программе «Алгебра учит мыслить». (8 кл).  Дети впервые принимают участие в предметной олимпиаде муниципального уровня,  занимаются исследовательской деятельностью, участвуют в проектах в социальных сетях, успешно выступают в Международном конкурсе-игре  «Кенгуру», Всероссийской олимпиаде «Олимпус».

    3 этап – учащиеся 9, 10, 11 классов. На этой ступени большую роль отвожу  профильному обучению учащихся. На элективных  и консультационных занятиях учащиеся приобретают знания вне рамок школьной программы. Учащиеся 9 и 11 классов проходят тестирование «Кенгуру – выпускникам», создают и реализуют проекты. Общение с одарёнными детьми требует от учителя гибкости мышления, творчества, профессионализма, позволяет чувствовать себя свободным в рамках школьной программы.

    Объединяющим фактором всех возрастных групп является:

    1. проведение  «Недели математики», во время которой  охвачены различными мероприятиями все учащиеся школы с 1 по 11 класс;
    2. научно-исследовательская работа по предмету, которая   побуждает учащихся интенсивно трудиться.  Они должны самостоятельно добывать необходимые знания, работая с различными источниками информации, проводить их анализ,  подтверждать теоретические материалы опытно-экспериментальными методами. Исследовательскую деятельность как технологию организую на уроках (решение проблемных ситуаций и исследовательский практикум),во внеурочное время (домашние исследования, моделирование), в школе (при выполнении заданий в предметных дистанционных олимпиадах, при подготовке к конкурсам научно- исследовательских работ учащихся).

    Постоянная и кропотливая работа не только с учащимися, но и над собой приносит свои плоды, мои учащиеся являются призёрами муниципальных, региональных конкурсов и сетевых проектов, успешно поступают и учатся в ВУЗах по всей России.

     Содержание программы

    1. Математические игры  и ребусы                                  
    2. Задачи с целыми числами
    3. Логические задачи
    4.  Задачи на делимость                                  
    5.  Текстовые задачи (сложные проценты, движение)                                      
    6. Задачи на принцип Дирихле                        
    7. Задачи на инвариант                                    
    8. Задачи с геометрическим содержанием  
    9. Задачи на вероятность и статистику    
    10. Построение графиков функций
    11. Решение уравнений

    Ожидаемые результаты

    1. Получение, расширение и углубление теоретических и практических навыков учащихся
    2. Участие и получение призовых мест в муниципальном туре математических олимпиад
    3. Участие и получение призовых мест в конкурсах, сетевых проектах регионального и федерального уровней

    Список использованной литературы:

    1. Кривоногов В.В. Нестандартные задания по математике: 5-11 классы. – М.: Издательство «Первое сентября», 2002.
    2. Левитас Г.Г. Нестандартные задачи по математике в 7-11 классах. – М.: ИЛЕКСА, 2009
    3. Нестеренко Ю., Олехник С., Потапов М. Лучшие задачи на смекалку. Москва, «АСТ-ПРЕСС», 1999.
    4. Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С.Математическая шкатулка. Москва «Просвещение», 1984.
    5. Перельман Я.И. Живая математика. Москва,1994. АО «Столетие». Перельман Я.И. Математические рассказы и головоломки
    6. Шевкин А.В. Текстовые задачи по математике: 5-6 – М.: ИЛЕКСА, 2011
    7. Галкин Е.В. Нестандартные задачи по математике. Алгебра. Учеб. пособие для учащихся 7-11 кл. – Челябинск: «Взгляд», 2004
    8. Школьные олимпиады. Международные математические олимпиады/ Сост. А.А. Фомин, Г.М. Кузнецова. – Дрофа, 1998

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа работы с одарёнными детьми

    Программа предусмотрена для учащихся 10- 11 классов и рассчитана на 34 часа, она учитывает возможности продолжения как естественнонаучного, так и гуманитарного образования в 10-11 классах. Реализация...

    Программа работы с одарёнными детьми

    выявление и развитие природных задатков и творческого потенциала каждого ребенка, реализация его склонностей и возможностей....

    Программа работы с одарёнными детьми по английскому языку

    Познакомившись с программой работы вы сможете применить данный материал в своей практической деятельности. Желаю успехов!...

    Программа работы с одарёнными детьми

    Представлен материал по работе учителя химии с одарёнными детьми....

    программа работы с одарёнными детьми

    прграмма рассчитана на год.указаны фамиллии детей психологическая характеристика даты проведения занятий и формы...

    Программа работы с одарёнными (мотивированными к математике) детьми.

    Программа рассчитана на учащихся 10-11 классов в количестве 34 часов на 2 года. Так как массовая общеобразовательная школа остается основной, то работа с одаренными детьми есть работа в обычном классе...

    Программа работы с одарёнными детьми

    Программа по географии. Работа с одарёнными детьми в 6 классе...