Главные вкладки

    Программа работы с одарёнными детьми
    рабочая программа по теме

    Балацкая Татьяна Алексеевна

    Представлен материал по работе учителя химии с одарёнными детьми.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon moya_programma_po_odaryonnym_detyam.doc125.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 14»

    ПРЕДГОРНОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

    ПРОГРАММА  РАБОТЫ

    С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

    учителя химии

    Балацкой Татьяны Алексеевны

    Начало работы над программой: 2012  год

    ОГЛАВЛЕНИЕ

    1. ВВЕДЕНИЕ

    1. актуальность темы;
    2. цель программы;
    3. задачи программы;
    4. ожидаемый результат;

    2. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

    1.       что такое одарённость
    1. категории одарённых детей;
    1.       принципы и методы выявления одаренных детей;
    2.       формы выявления одарённых детей;
    3.       формы работы с одаренными учащимися;

          3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

    3.1. выстраивание эффективной системы работы с одаренными детьми на уроках   химии и во внеурочное время;

    3.2  банк  проектно – исследовательских тем;

           4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

           5.  СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    «Нет детей – есть люди, но с иным масштабом понятий, иными источниками опыта, иными стремлениями, иной игрой чувств».

    Януш Корчак

    1.  Введение

    1.1. Актуальность темы

    Социально-экономические преобразования в нашем государстве выявили потребность в людях творческих, активных неординарномыслящих, способных нестандартно решать поставленные задачи и на основе критического анализа ситуации формулировать новые перспективные задачи. Поэтому перед современной педагогической наукой стоит задача воспитания человека с новым, интеллектуальным уровнем самосознания, способного к концептуальному мышлению, творческой деятельности и самостоятельному управлению собственной деятельностью и поведением.

    Недостатки традиционной системы обучения: единое для всех время на овладение программой, единая для всех длительность урока, единые темы ведения урока, обусловленные индивидуальностью учителя, но не учащихся. Слабая ориентированность школы на формирование и развитие индивидуальности ученика, слабый учет и развитие его разнообразных способностей и интересов влечет за собой ряд отрицательных явлений в учебной работе:

      Одним из направлений Национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" является направление «Развитие системы поддержки талантливых детей». Требуется развивать систему олимпиад и конкурсов школьников, практику дополнительного образования.  Ребята будут вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать свои возможности.

    1.2.  Цель программы:

    Создание системы деятельности педагога для выявления, развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся, развития одаренности.

    1.3.  Задачи программы:

    1. реализация принципа личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании учащихся с повышенным уровнем обучаемости;
    2.  активизация  интеллектуальных качеств обучающихся в целях гармонического развития человека как субъекта творческой деятельности;
    3. создание оптимальных условий для поддержки и развития одаренных детей;
    4. расширить возможности для участия способных и одарённых детей в районных, краевых олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках, различных конкурсах.

    1.4. Ожидаемый результат:

    1. личностное развитие детей;
    2. адаптация детей к социуму в настоящем времени и в будущем;
    3. повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности;
    4. повышение уровня владения детьми общепредметными и социальными компетенциями;
    5. удовлетворенность детей своей деятельностью;
    6. совершенствование исследовательских навыков детей;
    7. интеллектуальное и творческое обогащение детей;
    8. умение находить и анализировать нужный материал из научно-популярной литературы или Интернета;

    2. Теоретические основы темы

    2.1.  Что такое одарённость

    Работа с одаренными детьми приобретает все большую актуальность. Осознавая актуальность данной проблемы, группа отечественных ученых разработала рабочую концепцию одаренности. Представление об одаренности, изложенное в концепции, в значительной степени расходится с привычным представлением об одаренности как высоком уровне развития конкретных (прежде всего умственных) способностей ребенка: одаренность трактуется здесь, как системное качество, характеризующее психику ребенка в целом.

    Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких по сравнению с другими людьми, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности.

    Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

    Способности  — индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.

     Талант — выдающиеся способности, высокая степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере.

    Гениальность—высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.

    Предпосылки к достижениям в разных видах деятельности присущи многим детям, тогда как реальные незаурядные результаты демонстрирует значительно меньшая часть детей.

    2.2.  Категории одаренных детей:

    1. Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.

    2. Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.

    3. Дети с высокими творческими (художественными) способностями.

    4. Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.

    5. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.

    2.3.   Принципы и методы выявления одаренных детей

    Выявление одаренных детей — продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна. Поэтому вместо одномоментного отбора одаренных детей необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск одаренных детей в процессе их обучения.

    Деятельность учителя должна быть направлена на выявление талантливости и творчества детей. Можно смело утверждать, что половина учащихся обладают той или иной талантливостью, и при том их доля намного выше в начальной школе. Это говорит о том, что с одаренным ребенком необходимо начать работу с раннего детства. Важно развивать и прослеживать творческую траекторию талантливого ребенка. В настоящее время во всех школах имеется банк данных о талантливых и одаренных детях. Большинство педагогов используют для этого инновационную педагогическую технологию   «Портфолио»  -  это своеобразный анализ особых достижений и успехов ученика.

    2.4.   Формы выявления одаренных детей:
    - наблюдение;
    - общение с родителями;
    - работа психолога: тестирование, анкетирование, беседа;
    - олимпиады, конкурсы, соревнования, научно-практические конференции.  

    2.5.  Формы работы с одаренными учащимися:
    ·          групповые занятия с одаренными учащимися;
    ·          факультативы;
    ·          конкурсы;
    ·          курсы по выбору, элективные курсы;
    ·          участие в олимпиадах;
    ·          работа по индивидуальным планам;
    ·          занятия в профильных классах
    ·          интеллектуальные марафоны и др.

    3. Практическая часть

    3.1.  Выстраивание эффективной системы работы с одаренными детьми.

    В работе с одаренными детьми можно выделить несколько этапов:

    1. Прежде всего, необходимо просто отыскать детей, восприимчивых к новой информации, не боящихся  трудностей, умеющих находить нетривиальные способы решения поставленных перед ними задач.
    2. Талантливый человек талантлив во многом, поэтому ученик должен иметь право выбора того, каким предметом заниматься углубленно, по каким предметам представлять школу на олимпиадах, творческих конкурсах
    3. Разработка личностно ориентированного  подхода к обучению одаренных детей, то есть на этом этапе необходимо поддерживать и развивать интерес учащихся к предмету.
    4. На следующем этапе надо развить в одаренном ребенке психологию лидера, осторожно чтобы это не привело к появлению «звездной болезни». Он должен не стесняться показывать свои способности, не бояться выражать свои мысли, хотя бы потому, что они нестандартны и не имеют аналогов.

    Одаренных в химическом плане школьников отличают такие личностные качества, как высокая работоспособность, самостоятельность, рефлективность, настойчивость и, конечно, "химические руки" - способность оперировать химическим материалом при постановке опытов. Это и помогает выявить способных к химии учеников: они постоянно самостоятельно экспериментируют, демонстрируют окружающим полученные вещества, вытаскивая их изо всех карманов, наизусть знают признаки огромного множества реакций.

    Основные направления в работе с одарёнными детьми:

    1. Исследовательская деятельность учащихся.

        Основы исследовательской деятельности закладываются на уроках. Самостоятельно и активно разбираться в новом материале учащиеся смогут, если у них возник интерес к исследованию. Для этого нужно систематически предоставлять им возможность участвовать в такой работе на уроке, обучать всем необходимым приемам проведения самостоятельного исследования.

          При обучении учащихся умениям исследовательской  деятельности (наблюдать, сравнивать, проводить анализ, химические расчеты и т.д.) необходимо обращать особое внимание на выработку умений строить логическую цепь рассуждений при  выполнении заданий. Это можно сделать, выполняя упражнения в составлении уравнений реакций на основе схем превращений одних веществ в другие. Такие задания выполняют учащиеся по теме «Генетическая связь между классами неорганических соединений», они вырабатывают умение совершать действие по плану.

        Химический эксперимент служит выработке у учащихся исследовательских умений, обеспечивает самоконтроль рассуждений и служит доказательством правильности предположений.  

           Эффективных результатов по формированию исследовательских умений можно добиться при проблемном проведении уроков, проведении большинства лабораторно - практических занятий исследовательским  и проектным методом,  система домашних заданий с элементами теоретического и практического исследования. Знания, добытые собственным трудом намного прочее и ценнее, чем знания преподнесенные учителем в готовом виде.  

     Данные формы работы учащихся на уроке позволяют раскрыть возможности ребенка, проявить  его способности, даже если он не имеет особого интереса к химии. Они позволяют учителю отыскать, увидеть среди массы учеников именно тех, которые  одарены  химически. Далее с такими учащимися работа идет во внеурочное время: факультативы, спецкурсы, выполнение исследовательских и проектных работ, подготовка к участию в олимпиадах.

     2. Проектная деятельность учащихся.

      При выполнении проектов учащиеся широко используют современные источники информации: Интернет – ресурсы, ЦОРы, кроме того, они готовят электронные презентации своих работ.  Для этого необходимо научиться  выбирать главное, кратко выражать свою мысль, усвоить работу с компьютером.

    3. Спецкурсы.

         Модернизация школьного образования предусматривает в качестве одного из важнейших направлений предпрофильную подготовку учащихся основной школы и профильное обучение на старшей ступени общего образования. Ключевым элементом профилизации школы признана стать система элективных курсов для учащихся 9 – 11 классов. Элективные курсы предпрофильной подготовки преследуют цель сориентировать выпускников школы, как минимум, на осознанный выбор профиля обучения в старшей школе или, как максимум, на определение своей специальности в будущей профессиональной деятельности. Цели курсов: углубление и расширение знаний учащихся по органической и общей химии развитие их познавательных интересов, целенаправленная профильная ориентация через предмет.

    4. Подготовка учащихся к олимпиадам.

               Олимпиада – это, прежде всего интеллектуальные соревнования старшеклассников. Олимпиады дают уникальный шанс добиться признания не только в семье и в учительской среде, но и у одноклассников. Для тех школьников, которые впервые сталкиваются с более интересными, чем задания из учебника, задачами, участие в олимпиаде  – первый шаг к научной деятельности. Одаренный ребенок, участвуя в олимпиадах, оказывается в среде себе равных. Он стремится соревноваться с другими, доказать свое превосходство, желает побед – и это неудивительно. Для целенаправленной подготовки учащихся к олимпиадам необходимо знакомить их с типичными приемами рассуждений и расчетов, которые применяются при выполнении многих усложненных, в том числе и олимпиадных заданий.

    3.2.  Банк проектно- исследовательских тем по химии

    1. Перспективы развития химии.
    2. Из истории химии.
    3. Ткани: прошлое и настоящее.
    4. Что мы знаем о веществе?
    5. Паспорт элемента №….
    6. Сказания об одном веществе.
    7. История спички.
    8. Вода в космосе.
    9. Химия – польза или вред. Результат социологического опроса.
    10. Жизнь – взаимодействие между молекулами.
    11. Химия и виртуальный мир.
    12. Вещества на Земле и в космосе;
    13. История открытия химического элемента №….
    14. Самый первый химический элемент.
    15. От алхимии к настоящей химии.
    16. Памятники истории и архитектуры в промышленных городах.
    17. Химия и искусство.
    18. Металлы в искусстве
    19. Готовимся к научно-практической конференции «Естествознание ХIХ века».
    20. Химия и литература. Точки соприкосновения.
    21. «Химические» сюжеты в литературных произведениях.
    22.  Химия и экология.
    23. Городская река.
    24. Нитраты в продуктах питания.
    25. Загрязнение атмосферного воздуха.
    26. Бытовые  отходы.
    27. Городская свалка.
    28. Курение как фактор загрязнения атмосферного воздуха.
    29. Анализ проб воды в различных районах города.
    30. Дезодоранты и озоновый щит планеты.
    31. Экология жилища и здоровья человека.
    32. Химики о секретах красоты.
    33. Химия вокруг нас.
    34. Все о пище с точки зрения химика.
    35. Мир запахов.
    36. Химия и интерьер.
    37. Украшения моей мамы.
    38. Вещества в моем доме.
    39. Чайные истории с точки зрения химии.
    40. Блеск и сила здоровых волос.
    41. Самый лучший стиральный порошок.
    42. Чудесный мир бумаги.
    43. История бумажных денег.
    44. Сотовый телефон.
    45. Комплексные соединения в медицине.
    46. Здоровье, красота и химия.
    47. Соединения серы и селена в косметике.
    48. Химическая завивка и обесцвечивание волос.
    49. Химические материалы для создания искусственных органов.
    50. Химические вещества – строительные материалы.
    51. Фарфоровые и фаянсовые изделия в моем доме.
    52. Современные пятно выводящие средства. Инструкция пользователю.
    53. В нашем доме ремонт.
    54. Как придать одежде обновленный вид.
    55. Мое хобби – вязание. О волокнах.
    56. Мое хобби – шитье. О тканях.
    57. Домашняя аптечка.
    58. Керамика.
    59. Домашняя химчистка.
    60. Большая стирка.
    61. Химия на кухне.
    62. Красители в повседневной жизни.
    63. Самая лучшая зубная паста.
    64. Химики на автозаправочной станции.
    65. Сахар, который мы едим.
    66. Обыкновенное чудо (домашние эксперименты).
    67. Углекислый газ в школьном здании или «Как меняется концентрация  углекислого газа во время занятия в классе».
    68. Шумовое загрязнение в районе.
    69. Гармония химических формул.
    70. Кое-что о зеркалах.
    71. Химия и наркотические вещества.
    72. Имеет ли вода память?
    73. Памятники и ограды Санкт-Петербурга. Из истории одной поездки.
    74. Полиэтилен – знакомый незнакомец.
    75. Гончарный круг в истории человечества.
    76. Стекла – хамелеоны.
    77. Мы строим дачу.
    78. Мое представление о городе будущего.
    79. Фотография и химия.
    80. Бой пожирателям металлов.
    81. Способы очистки питьевой воды.
    82. Чугун: и волшебство, и вдохновенье.
    83. Сталь: от оружия до … ювелирных изделий.
    84. Пищевые добавки: за и против.
    85. Химия и военное дело.
    86. Реклама: достоверность с позиции химии.
    87. Химия и цвет
    88. Новинки фармакологии.
    89. Собственный взгляд на периодическую систему.
    90. Формулы – цветочки у меня в садочке.
    91. Химия против терроризма

    4. Заключение

    1. Описанная выше работа позволяет выявить особо талантливых детей, заинтересованных в более полном и углубленном изучении предметов естественнонаучного цикла, а особенно  химии.

    2.  Используя инновационные технологии (метод проектов, личностно-ориентированные технологии), создаются условия для развития природных задатков учеников, интеллектуального потенциала и самореализации личности.

    3. Ученики реализуют познавательные возможности при работе над проектами, учатся отстаивать свою точку зрения при  их защите, делать выводы из полученных результатов работы.

    4. С помощью этого вида работы учащиеся сами выбирают свою образовательную траекторию, которую продолжают и после окончания школы.

    5. Результатом своей  работы считаю выбор учениками  по окончании школы специальностей, связанных с химией.

    5. Список использованной литературы

    1. Битуова Д.Р.  Одаренные дети: проблемы и перспективы. // Исследовательская  деятельность школьников. - №3. – 2005. - с. 157  
    2. Габриелян О.С. Теория и практика элективных курсов. // Химия в школе.- №4. – 2006. – с. 2-3
    3. Дранишникова Л.И. Об организации исследовательской деятельности одаренных детей. // Химия в школе. - №4. – 2008. – с. 2
    4. Кулиев С.И., Степанова Н.А. Развитие химических способностей при использовании экспериментальных заданий. //Химия в школе. - №10. – 2005. – с. 64

    Интернет-ресурсы:

    1. Положение о работе с одарёнными детьми. www.soudo.ru/omcso/odar/rabotasodar.doc

    2. «Рабочая концепция одаренности» Д.Б. Богоявленской http://www.edu.tomsk.ru/olimpiada2006/18100604.doc


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа работы с одарёнными детьми

    Программа предусмотрена для учащихся 10- 11 классов и рассчитана на 34 часа, она учитывает возможности продолжения как естественнонаучного, так и гуманитарного образования в 10-11 классах. Реализация...

    Программа работы с одарёнными детьми

    выявление и развитие природных задатков и творческого потенциала каждого ребенка, реализация его склонностей и возможностей....

    Программа работы с одарёнными детьми "Путь к успеху"

    Программа учителя, основанная на опыте работы с одарёнными детьми....

    Программа работы с одарёнными детьми по английскому языку

    Познакомившись с программой работы вы сможете применить данный материал в своей практической деятельности. Желаю успехов!...

    программа работы с одарёнными детьми

    прграмма рассчитана на год.указаны фамиллии детей психологическая характеристика даты проведения занятий и формы...

    Программа работы с одарёнными детьми

    Программа по географии. Работа с одарёнными детьми в 6 классе...

    Программа работы с одарёнными детьми

    Основные пункты прграммы: категории одаренных детей;отличительные особенности одаренных детей;принципы работы с одаренными детьми;цель и задачи программы;цели и задачи работы с одаренными детьми;ожида...