Интеграция предмета географии с общеобразовательными предметами школьной программы.
учебно-методический материал по географии (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

Кононов Николай Петрович

Выступление на районном семинаре учителей географии с опытом работы по проблеме интеграции предмета географии с другими общеобразовательными предметами школьной программы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

 Интеграция предмета географии с общеобразовательными предметами школьной программы.

Из опыта работы учителя  географии «Муниципального казенного общеобразовательного учреждения « Маховоколодезская основная  общеобразовательная школа»  Большесолдатского района Курской области Кононова Николая Петровича.

                                «Школа должна в первую очередь учить детей мыслить –

причем, всех детей, без всякого исключения»

В. В. Давыдов

ФГОС перешел в среднее звено школы и поэтому к современному образованию стали предъявляться новые требования, которые просят от выпускников школы ряд умений, таких как грамотно решать возникающие проблемы; применять в реальной жизни полученные знания, ориентироваться в потоке информации, уметь анализировать и структурировать ее. Поэтому задача учителя − научить школьников такому умению, как умение учиться.

Метапредметное обучение обеспечивает решение этих вопросов и способствует целостному восприятию мира на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.

Метапредметное обучение можно рассматривать как связь нескольких предметов в едином изучении, что возможно путем реализации межпредметных связей разного вида.

В условиях внедрения ФГОС в среднем звене проблема использования межпредметных связей на уроках географии становится более актуальной. Это продиктовано тем, что межпредметные связи способствуют формированию личности ребенка, благодаря им, у учащихся вырабатываются умения комплексного и творческого применения знаний на практике, происходит формирование метапредметных УУД.

Межпредметные связи способствуют более глубокому, полному освоению предмета и смежных с ним дисциплин, развивают образное мышление учащихся, помогают развитию опыта творческой деятельности, вызывают интерес к другим учебным предметам, способствуют формированию у учащихся своих способов мышления, умения видеть общее в частном и частное анализировать с позиции общего, для развития умений самостоятельно решать межпредметные проблемы.

Одной из центральных задач учителей остается повышение эффективности учебно – воспитательного процесса. С точки зрения модернизации современного образования следует отметить, что результаты деятельности школы и учителя должны определяться в первую очередь по глубине и прочности знания, нравственным качествам учащихся и подготовленности их к жизни. При этом для дальнейшего совершенствования учебного процесса важна реализация на практике преподавания прогрессивных методических концепций. Одна из них – это осуществление межпредметных связей на уроках географии в условиях ФГОС, поскольку межпредметные связи можно рассматривать с точки зрения согласованного изучения различных учебных предметов, что существенно облегчит изучение смежных с географией дисциплин (биология, математика, химия, история) и, в конечном счете, даст целостное восприятие окружающего мира.

С переходом на новое содержание образования значение межпредметных связей в учебном процессе возрастает еще больше, это становится не просто важной, но и достаточно сложной задачей. В этой концепции значение межпредметных связей сводится к тому, что в сочетании с основными знаниями предмета, учащиеся должны получить ясные, четкие и взаимосвязанные представления о различных процессах и явлениях природы. Для научного познания мира нужны именно такие знания. Это требует от учителя применения методических приемов по формированию у учащихся познавательных УУД, умению воспринимать, перерабатывать и использовать знания, полученные на других предметах.

Межпредметные связи обладают рядом важных аспектов. Например, организационным аспектом. Их реализация дает возможность экономнее во времени определить структуру рабочей программы, выбор учебников, что способствует рационализации учебного процесса в целом. С другой стороны межпредметные связи обладают и структурным аспектом. Их использование дает возможность экономнее во времени определить структуру рабочей программы, выбор типа урока, определение с выбором УМК, что способствует рационализации всего естественнонаучного образования.

Большинство дидактов трактуют межпредметные связи как составную часть и проявление принципа систематичности обучения (Ш.И. Ганелин, Н.И. Болдырев, Н.К. Гончаров, Б.П. Есипов, Н.А.Сорокин, К.П. Королева, П.Г. Кулагин и др.). Безусловно, межпредметные связи способствуют систематичности и преемственности в изучении основ наук. Однако их функции шире. Интенсивное осуществление межпредметных связей в обучении способствует реализации всех других принципов: усиливает научность обучения и его связь с практикой, повышает активность учащихся и коллективный характер их учебной работы, помогает в выборе средств индивидуального подхода и делает знания более доступными и прочными.

Одной из главных функций межпредметных связей является усиление объяснительного элемента. Межпредметные связи помогают увидеть с разных сторон одно и тоже явление, факт или процесс, получить о нем более целостное представление.

Современные методы обучения и их сочетания должны способствовать развитию межпредметных связей. Реализация межпредметных связей происходит на разных уровнях познавательной деятельности учащихся. Устанавливая межпредметные связи, учитель должен хорошо знать преимущества каждого метода обучения и в зависимости от учебной темы проводить отбор наиболее результативных методов. При восстановлении предшествующих (опорных) межпредметных связей, а также сопутствующих связей, целесообразно применение словесных методов обучения. Они активизируют умственную деятельность учеников, способствуют быстрому установлению внутренних связей вновь приобретаемых знаний со знаниями, уже имевшимися у школьников, обеспечивают переход от известного к неизвестному. При установлении сопутствующих и последующих (перспективных) межпредметных связей целесообразно использование таких методов обучения, как наблюдение, работа с планом местности, картами, таблицами, графиками, схемами, с различными средствами наглядности (картинами, фотографиями), приборами и инструментами, ТСО. Учащиеся на основе имеющихся знаний проводят анализ изучаемых объектов и явлений, а также сравнение и абстрагирование. Развивается зрительная и слуховая память школьника. Правильный выбор методов обучения при реализации межпредметных связей позволяет, с одной стороны, пробудить активность познания учащихся, а с другой – расширить ранее полученные знания по другому предмету.

Например, использование межпредметных связей при изучении начального курса физической географии возможно со многими учебными предметами, изучаемыми как в 6 классе, так и в последующих классах, а также многие приобретенные учащимися знания в 5 классе на уроках географии и математики могут использоваться как опорные, осуществляя тем опорные (или предшествующие) связи. Так при изучении темы «Масштаб» можно использовать опорные знания по математике, где на уроках в 5 классе учащиеся переводили из одних единиц измерения в другие, а на уроках изобразительного искусства учились изображать окружающую местность на небольшом листе бумаги, так чтобы она соответствовала действительности. При изучении понятия «Компас» формируются опорные знания по физике, которые понадобятся учащимся при изучении темы «Магнит». Изучение темы «Температура воздуха» позволяет использовать межпредметные связи более широко. Здесь будут сопутствующие связи с математикой («Построение графика») и с информатикой («Возможности MicroSoft OfficeExcel»), перспективные с физикой («Амплитуда колебания»), сопутствующие с биологией («Температурные условия для роста и жизни растений»), с историей («Страны средиземноморья»). Перспективными для астрономии станут уроки по форме и размерам Земли («Движение Земли вокруг Солнца», «Распределение солнечного тепла и света по Земле», «Атмосфера и её строение», будут тесно перекликаться при изучении Солнечной системы, планеты Земля). Многие темы, изучаемые в географии, напрямую сопутствуют темам, изучаемым в курсе истории. Например, практически на каждом уроке истории учитель обращает детей к карте, показывая, как она изменяется, и в курсах физической географии 6 и 7 класса изучается тема «Государства на политической карте мира», «Государства материков», где становится реальным использование знаний по истории об изменении политической карты. Тема «Волны в Океане» - (сопутствующие связи) изучая виды волн, учащиеся вспоминают или изучают одновременно Минойскую культуру, где в легендах упоминается о гигантской волне цунами, которая смыла оставшуюся часть острова Крит и докатилась до самого Египта. При изучении рек возможно совместное изучение истории Древнего Мира, великих рек Нила, Тигра и Евфрата. С темой «Использование планов и карт людьми» связаны любые военные походы, например, «Завоевания Александра Македонского». «Великие географические открытия» при изучении географии будут перспективными для изучения этой же темы по истории в конце учебного года. Также очевидны межпредметные связи с биологией. Такие темы курсов физической географии как «Жизнь в Мировом Океане», «Организмы на Земле», «Мировой круговорот воды в природе», «Погода и климат», «Природные зоны» и др. тесно связаны различными видами межпредметных связей с биологией. Математика: «Азимут» (география) - «Угол» - (математика 5 кл.), «Рельеф дна Мирового океана»- задачи по расчету глубины Океана. Примеров связи учебных предметов, изучаемых в 6 классе и последующих классах, много.

Таким образом, в изучении географии есть ряд тем и понятий, которые тем или иным образом встречаются и изучаются в других предметах. Также видно, что, как правило, это смежные предметы, т.е. предметы естественнонаучного цикла. Из предметов гуманитарного цикла наиболее частая связь с историей. Хочется отметить и то, что, несмотря на повторяемость тем по разным предметам, виды связей неодинаковы.

Межпредметность курса географии очевидна, но основной проблемой остаётся их реализация учителями – предметниками.

Безусловно, что использование межпредметных связей важно при формировании метапредметных УУД, и их использование полностью ложится на компетентность и возможности учителя. Каждый учитель владеет большой копилкой различных методов, способов и приемов, направленных на развитие личностных, познавательных и регулятивных УУД,  коммуникативных УУД, которыми должен владеть современный учитель, при этом очень важно умение учителя формировать УУД комплексно, умело сочетать приемы, формировать УУД в единстве, т.к. это даёт возможность самостоятельного успешного усвоения учениками новых знаний, умений и компетенций, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться, а также будет развивать географическую культуру каждого школьника, формировать гармоничную личность выпускника школы


Возможные элементы интеграции географии с другими предметами.

 

Физика
География:6класс.

При изучении темы «Атмосфера» очень тесной является связь программы географии с физикой. Данная тема включает такие понятия, как температура, атмосферное давление, влажность, осадки, ветер. С понятиями температуры, давления учащиеся знакомятся в курсе физики 7 класса, но в курсе географии 6 класса эти величины уже рассматриваются. Поэтому целесообразно эти понятия рассмотреть с точки зрения физики с детьми в качестве опережающего рассмотрения понятия, показать опыты, объяснить эти явления, расширить и углубить знания уже в  6 классе на уроках географии.
География:7 класс 
При изучении темы «Тропические пустыни Африки» рассматриваются физические явления миражи, стонущие камни, поющие пески. Объяснение этим физическим явлениям дает физика, так как дети на уроках физики знакомятся с такими понятиями, как плотность вещества, изменение свойств тел при нагревании и охлаждении. Поэтому суть многих явлений и процессов объясняет физика.
География:8 класс
При изучении темы «Рельеф России» прослеживается связь с физикой. Внутренние процессы, движение вещества мантии формируют рельеф Земли. Тектонические движения, вулканизм, землетрясения очень хорошо объясняют физические законы.

Математика
География:6 класс.
При изучении темы «Атмосфера» очень тесной является связь программы географии с математикой. В курсе математики 6 класса рассматриваются столбчатые и круговые диаграммы, вычисляют среднее арифметическое, читают графики. И все это как нельзя, кстати для получения среднемесячной, среднегодовой температуры воздуха. Ребята учатся отвечать на вопросы, используя графики зависимости температуры от времени года, от высоты. Определяют преобладающее направление ветра по графику розы ветров. Чтобы увидеть наглядное представление о количестве осадков в течение года и по месяцам, строят столбчатые и круговые диаграммы. 
География:8 класс
Определение уклона и падения реки, коэффициента увлажнения.

Биология
География:7 класс
Урок обобщающего повторения в форме игры — соревнования по теме «Австралия» интегрирован с биологией. Животный и растительный мир Австралии уникален с точки зрения биологии, поэтому целесообразна интеграция географии с биологией.
География:8 класс
Изучение темы в 8 классе «Реки и человек» помогает усвоить важную роль рек в хозяйственной деятельности человека. Значение рыб в жизни человека — связь с биологией.
Изучение растительного и животного мира России, края. Использование дополнительного материала, подбор учащимися интересных фактов о животном и растительном мире.

Химия
География:6 класс
Изучение газового состава атмосферы.
Негативные последствия хозяйственной деятельности и загрязнение воды рек бытовыми и промышленными отходами (тема «Реки и человек»)
Данные о составе и процентном содержании вредных веществ в атмосфере, гидросфере.

География: 7 класс

Изучение полезных ископаемых. Их происхождение, знакомства учащихся с химическими элементами.

География : 9 класс

Химическая промышленность. Состав химической промышленности, продукции производства, методы получения химических веществ.

История
Географические открытия. История заселения и освоения территорий. История происхождения географических принадлежностей: компаса, карты, глобуса и т. п.

Экология
География:9 класс
Хозяйственная деятельность человека. Проблемы и пути решения экологических проблем.

Рисование
Использование репродукций, фотографий. Работы великих художников. Например: в 6 классе на уроке «Вулканы» - картина Брюллова «Последний день Помпеи»
Рисование иллюстраций, Рисунки к «разминке» в 6 классе и т.д.

Информатика
На уроках географии осваиваются и успешно внедряются информационные технологии. Используются обучающие программы с игровыми элементами, которые рассчитаны на первичную систематизацию фактов, терминов, единичных понятий, а также программы-тренажеры, моделирующие, контролирующие, демонстрационные программы. 
Демонстрационные программы используются при объяснении материала. Программы-тренажеры помогают учащимся освоить большое количество терминов, выработать умения, связанные с решением различных задач. Высокая эффективность контролирующих программ определяется тем, что они укрепляют обратную связь в системе учитель — ученик. Но эти программы пока только внедряю в систему моей работы

ОБЖ
Неблагоприятные природные явления и стихийные бедствия рассматриваются в общем обзоре при изучении соответствующих компонентов природы. Целесообразно выделить данной теме дополнительный урок в конце учебного года для систематизации и обобщения знаний. По обычной схеме рассматриваются стихийные природные явления. На уроке целесообразно вспомнить правила поведения людей, меры по предупреждению и снижению разрушительных последствий стихийного явления.
Музыка. Музыка народов мира, или музыка, которая придает атмосферу к тематике урока.

Литература
В своей работе большое внимание уделяю использованию художественного слова. В литературных произведениях часто содержатся превосходные описания явлений природы, той или иной территории, изучаемых объектов, т. е. художественное слово выступает как средство формирования географических знаний. Литературный материал воспитывает, вызывает эмоциональную реакцию, заражает интересом к поискам истины. Поговорки и  пословицы: Объясните поговорку: «Много снега — много хлеба».
Почему та или иная пословица появилась у определённого народа: «Завтра июнь может обрушиться и на меня». (Июнь — начало сезона дождей) — Южная Америка. Приметы погоды — народный календарь. Стихи о  временах года. Чтение отрывков из художественных произведений, в которых говорится о географических явлениях или объектах. Анализ прочитанного с точки зрения географии.

Практика показывает разнообразие вариантов интегративного подхода. Результатом этого процесса стало проведение не только уроков, но и интегрированных внеклассных мероприятий:

  1. Интегрированные недели,
  2. Интегрированные походы,
  3. Межпредметный элективный курс,
  4. Научно – исследовательская работа,
  5. Летняя научная экспедиция.

                                                    Заключение

Интеграция предметов в нашей школе – одно из направлений активных поисков новых педагогических решений, развития творческих потенциалов как педагогического коллектива, так и отдельных учителей с целью развития познавательного интереса у учащихся. Поэтому проблема внедрения межпредметных связей и интеграции в обучении призвана решать вопросы развития познавательной деятельности ученика, активизации интереса учащихся к предмету. Многие учителя,  используя проектную деятельность на уроках и внеклассных мероприятиях, усиливают интерес учащихся на своих уроках.

Среди явных плюсов интегрированных уроков можно отметить:

- эмоциональная насыщенность урока;
- увеличение мотивации, т.е. интереса, желания учиться;
- возможность увидеть ученика с другой стороны, дать возможность ребёнку показать свою неординарность, особенность;
- увеличение объёма усвоения материала. Специализация и профориентация ещё в среднем звене;
- большое количество возможностей повышения квалификации педагогов;
- что интегрирование учебных предметов способствует снятию перенапряжения, перегрузки, утомляемости учащихся за счёт переключения их на разнообразные виды деятельности.

Поскольку интеграция – это не самоцель, а определенная система в деятельности учителя, то должен быть и вполне конкретный результат интегрированного обучения. В чем мы его видим?

  1. В формировании высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира.
  2. В повышении уровня знаний по предмету, который проявляется в глубине усваиваемых понятий, закономерности за счет их многогранной интерпретации с использованием сведений интегрируемых наук.
  3. В изменении уровня интеллектуальной деятельности, обеспечиваемого рассмотрением учебного материала с позиции ведущей идеи, установлением естественных взаимосвязей между изучаемыми проблемами.
  4. В эмоциональном развитии учащихся, основанном на привлечении музыки, живописи, лепки, литературы и т.д.
  5. В росте познавательного интереса школьников, проявляемого в желании активной и самостоятельной работы на уроке.
  6. Включение учащихся в творческую деятельность, результатом которой могут быть их собственные стихотворения, рисунки, панно, поделки, являющиеся отражением личностного отношения к тем или иным явлениям и процессам.

Таким образом, мы пришли к выводу, что интеграция предметов в современной школе – реальная потребность времени, необходимая всем тем, кто заинтересован в формировании всесторонне развитой личности, а также всем, кто занимается вопросами базового педагогического образования.

Использованная литература:

  1. Балагурова М. И. «Интегрированные уроки как способ формирования целостного восприятия мира».G/index htm сайт UD. «Первое сентября»
  2. Иванова Г.Ф., Костыгова М.Ю. Интеграция в процессе обучения географии и биологии.// География в школе, 1995, № 5,с.60
  3. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. М. 2001 г.
  4. Михайлова О. С. «Интеграция, как методическое явление». G/index htm сайт UD. «Первое сентября»
  5. Петренко Л. А. «Интегрированный урок, как форма учебного занятия». – Фестиваль педагогический идей «Открытый урок» 2004 – 2005 учебный год.
  6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М. 1998 г.
  7. Сухаревская Е.Ю. Технология интегрированного урока.- Ростов н/Д: Изд-во "Учитель", 2003.
  8. Шамова Т.И. Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. М. 2001 г.
  9. Ж. Сельская школа №1,2 2003 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция содержания географии с другими предметами

В своей работе учитель сталкивается со множеством проблем. Это и выбор опти­мальных методов и средств обучения, индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся и многое другое. Проработав учител...

Интеграция информатики с другими общеобразовательными предметами

В данной работе раскрыта проблема межпредметныхсвязей при обучении детей в школе....

Исследовательский проект «The virtual museum». Интеграция английского языка и предметов школьной программы.

Данный проект предназначен для учащихся старших классов образовательных учреждений и требует высокого уровня владения английским языком. Проект даёт возможность учащимся как продемонстрировать свои зн...

Рабочая программа учебного предмета «География» 9 класс, по коррекционной программе VIII вида

Рабочая программа по географии составлена в соответствии с программой под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений...

Предмет "Основы безопасности жизнедеятельности " в школьной программе

Содержанием дисциплины "Основы безопасности жизнедеятельности" является область научных знаний, охватывающих теорию и практику защиты человека от опасных и вредных факторов во всех сферах человеческой...

Рабочая программа учебного предмета география (по основным адаптированным общеобразовательным программам) индивидуальное обучение 6-9классы

Рабочая программа составлена для изучения  географии с детьми - инвалидами ( ограниченными возможностями здоровья).Основное общее образование....

Интеграция уроков естественнонаучного направления с другими школьными предметами

В статье доказана эффективность применения интеграции на уроках естественнонаучного цикла....