Интеграция информатики с другими общеобразовательными предметами
статья по теме

Круглова Ольга Николаевна

В данной работе раскрыта проблема межпредметныхсвязей при обучении детей в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_-integraciya.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

                 Доклад:

           ИНТЕГРАЦИЯ  

ИНФОРМАТИКИ  С  ДРУГИМИ  

 ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ  

            ПРЕДМЕТАМИ.

              Подготовила: Круглова  О.Н.

    учитель информатики  Уршельской сош

                   2010 г.

Существующие тенденции в развитии общества свидетельствуют о том, что современные информационные технологии становятся не только предметом изучения, но также средством и рабочей средой обучения. Это позволяет:

  1. делать обучение более эффективным,
  2. создавать более тесные связи между изучаемыми дисциплинами;
  3. реализовывать личностно-ориентированный подход к обучению.

От учителя школьной дисциплины требуется хорошее знание и методически грамотное использование достижений современных информационных технологий в обучении, а также способность вовлечь учащихся в создание новой среды обучения. Существенную помощь в решении этой задачи могут оказать учителя информатики, если обучение информатики сроить на основе следующих подходов, представленных ниже.

Интеграция информатики с учебными дисциплинами, в процессе которой учителя и учащиеся являются создателями среды обучения путем:

  1. изучения базовых тем курса информатики с максимальным использованием тем смежных дисциплин;
  2. создания учащимися на уроках информатики прикладных программ и использования их при проведении интегрированных уроков, пополнения этими программами банка учебно-методических материалов школы;
  3. разработки и проведения учителями школьных дисциплин серии уроков с применением каждым учащимся созданных им программ;
  4. методического оформления части интегрированного курса.

Использование метода проектов на уроках информатики, когда учитель школьной дисциплины является заказчиком компьютерного учебно-методического продукта, а на уроках информатики каждым учащимся в рамках изучения учебных тем реализуется законченный фрагмент, объединение которых формирует готовый к применению в учебном процессе программный продукт.

Указанные подходы были апробированы в рамках  уроков  информатики  в  УСШ. Учителями школы  проводятся  интегрированные  уроки  «Информатика – предмет».

     Применение интегрированного подхода дает учителю возможность добиться от учеников не только понимания предмета, но и, умения применять и закреплять полученные знания при изучении других предметов, а учащимся возможность понять, что полученные знания по предметам тесно взаимосвязаны и могут пригодиться в повседневной жизнедеятельности. Уроки информатики — это универсальное связующее звено, позволяющее «соединить» практически все школьные дисциплины. При этом интегративный характер курса реализуется в рамках требований обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования.

    Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ставят вопрос о поисках резервов совершенствования подготовки высоко образованной, интеллектуально развитой личности. Одна из проблем современной школы состоит в том, что в ней недостаточно развиты межпредметные связи. Как часто наблюдается парадоксальная картина: вполне успешно занимаясь на математике- математикой, на физике - физикой, на истории - историей, обучаемый не может применить имеющиеся у него знания не то что в реальной жизни, но и в рамках другой школьной дисциплины, например, информатики. Невостребованные знания быстро забываются. Мы можем и должны востребовать их на уроках информатики, но так, чтобы ученик чувствовал себя в достаточной степени уверенно и комфортно.

   Основная причина этого заключается в том, что в общеобразовательной школе основное внимание традиционно уделяется накоплению знаний, в современный же период необходимо подготовить выпускника умеющего применять свои знания в реальных жизненных ситуациях. Учащиеся должны уметь воспринимать и обрабатывать большие объемы информации, овладевать современными средствами, методами и технологией работы с ними в любой предметной области. В связи с этим информационные технологии становятся не только объектом изучения, но также средством и рабочей средой обучения.

   Интеграция информатики и информационных технологий с другими общеобразовательными предметами является реальной необходимостью. Такая интеграция является средством расширения возможностей школьного образования, способом методического обогащения педагога и повышения качества обучения.

    Сегодня наиболее очевидно, что новое качество образования невозможно получить, решая педагогические проблемы устаревшими методами.

    Введение интеграции предметов в систему образования позволит решить задачи, поставленные в настоящее время перед школой и обществом в целом.

Согласно определению ГОСТа от 1 марта 1996 г. интеграция (в системе или систем) - это восстановление и (или) повышение качественного уровня взаимосвязей между элементами системы, а также процесс создания из нескольких разнородных систем единой системы с целью исключения (до технически необходимого минимума) функциональной и структурной избыточности и повышения общей эффективности функционирования.

Интеграция - это не только усиление связей, это - изменение исходных элементов. Если такого изменения нет, то нет и усиления связей, оно подменяется механическим объединением. Интеграционный процесс означает новообразование целостности, которое обладает системными качествами общенаучного, межнаучного или внутринаучного взаимодействия, соответствующими механизмами взаимосвязи, а также изменениями в элементах, функциях объекта изучения, обусловленных обратной связью вновь образуемых системных средств и качеств.

    ИНТЕГРАЦИЯ — (лат. Integratio- восстановление-восполнение) процесс сближения и связи наук, состояние связанности отдельных частей в одно целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию. Главная цель интеграции — создание у школьника целостного представления об окружающем мире, т. е. формирование мировоззрения. Рассмотрим некоторые возможности при интегрированном построении учебного процесса, позволяющих качественно решать задачи обучения и воспитания учащихся: 

1. Переход от внутрипредметных связей к межпредметным позволяет ученику переносить способы действий с одних объектов на другие, что облегчает учение и формирует представление о целостности мира.

2. Увеличение доли проблемных ситуаций в структуре интеграции предметов активизирует мыслительную деятельность школьника.

3. Интеграция ведет к увеличению доли обобщающих знаний, позволяющих школьнику одновременно проследить весь процесс выполнения действий от цели до результата, осмысленно воспринимать каждый этап работы.

4. Интеграция увеличивает информативную емкость урока.

5. Интеграция позволяет находить новые факторы, которые подтверждают или углубляют определенные наблюдения, выводы учащихся при изучении различных предметов.

6. Интеграция является средством мотивации учения школьников, помогает активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся, способствует снятию перенапряжения и утомляемости.

7. Интеграция учебного материала способствует развитию творчества учащихся, позволяет им применять полученные знания в реальных условиях, является одним из существенных факторов воспитания культуры, важным средством формирования личностных качеств, направленных на доброе отношение к природе, к людям, к жизни.

     Реализовать все вышеназванное помогают интегрированные уроки информатики с другими учебными предметами.

     Интегративная система предполагает равномерное, равноправное соединение родственных тем всех школьных предметов, изучение которых взаимно переплетается на каждом этапе урока. 

     Интегрирование это новый подход к преподаванию предметов. Такие уроки позволяют экономить время, т. к. дают возможность не дублировать материал на разных предметах.

Основные приемы интеграции заключаются в следующем:

1.Уроки проводятся по темам, проходящим через разные предметы;

2.Уроки проводятся в форме творческих лабораторий;

3.Уроки используют математические методы решения, тем самым, подтверждая целесообразность изучения предмета математики;

4.Уроки наполняются музыкой, рисунками, поделками.

        В рамках традиционных учебных предметов одним из самых доступных способов осуществления интеграции является проведение интегрированных уроков.
  Используя инструментарий информационных технологий и уровень подготовленности учащихся, можно построить интегрированный урок, создать интегрированные задания, провести интегрированный модуль для учащихся любого возраста. Изучая электронные таблицы, можно решать задачи математики и физики, строить графики функций, решать уравнения, выполнять приближенные вычисления, моделировать физические процессы и т. п. Осваивая сервисы и службы Интернет, учащиеся могут узнавать интересные факты из истории Отечества, знакомиться с мнением литературных критиков, узнавать о последних научных достижениях и т. п.; обрабатывать и систематизировать найденную информацию. Изучая базы данных, можно формировать навыки классификации и структурирования информации. Этот список можно продолжать. При этом интегративный характер курса реализуется в рамках требований обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования.

Для нашего времени характерна интеграция наук, стремление получить как можно более точное представление об общей картине мира. Эти идеи находят  отражение в концепции современного школьного образования. Поэтому в теории и практике обучения наблюдается тенденция к интеграции учебных дисциплин, которая позволяет учащимся  достигать межпредметных обобщений и приближаться к пониманию общей картине мира.

Это особенно важно для преподавания информатики, при преподавании которой изучаются различные модели физических, химических, экологических, экономических и других объектов, процессов  и явлений. Потребность в синтезе научных знаний обусловлена все увеличивающимся количеством комплексных проблем, решение которых возможно лишь с привлечением знаний из различных отраслей науки. Ставится вопрос о формировании нового, интегрированного способа мышления, характерного и необходимого для современного человека. Такой подход способствует выработки системы знаний, развивает способность к их переносу.

Интегрированные уроки информатики с другими предметами обладают ярко выраженной прикладной направленностью и вызывают познавательный несомненный интерес учащихся.

     Методом проектов были подготовлены  презентации   на  разные  темы  по  различным  предметам: информатике, математике, физике, химии,биологии, музыке, а  также  презентации  для  начальной  школы  и  презентации  для  проведения  внутри школьных  мероприятий .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ИКТ - компетентности через интеграцию с другими школьными предметами

Статья "Формирование ИКТ - компетентностичерез интеграцию с другими школьными предметами"...

Конспект открытого урока в 7-ых классах на тему "Информатика в системе наук. Интеграция информатики в другие науки"

Как уже говорилось ранее, мы живем в информационном обществе. Все предметы, окружающие нас, несут в себе определенную информацию. Таким образом, мы можем сказать, что:Информатика - это наука, изучающа...

Возможности интеграции физики с другими предметами

Реализация межпредметных  связей, представленная в данном методическом пособии в виде тематического планирования, дает возможность учителю определить, на какие знания по другим предметам мо...

Интеграция учебного предмета технология с другими учебными предметами

В настоящее время общество нуждается в школе, которая может подготовить делового российского человека, отличающегося высоким уровнем творчества и профессионализма, обладающего нравственной позицией, ш...

Интеграция предмета географии с общеобразовательными предметами школьной программы.

Выступление на районном семинаре учителей географии с опытом работы по проблеме интеграции предмета географии с другими общеобразовательными предметами школьной программы....

Интеграция уроков естественнонаучного направления с другими школьными предметами

В статье доказана эффективность применения интеграции на уроках естественнонаучного цикла....