Интеграция географии с другими предметами
учебно-методический материал по географии

Курчаткина Марина Васильевна

Заметки из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integratsiya_geografii_s_drugimi_predmetami.docx17.34 КБ

Предварительный просмотр:

Интеграции географии с другими предметами

Учитель географии МАОУ «Лицей №36», г. Саратова

Курчаткина М.В.

География настолько универсальна, что при желании учителя может интегрироваться с любым предметом. В каждом уроке географии можно найти связь с какой-либо дисциплиной.

 С физикой:
География. 6 класс

При изучении темы «Атмосфера» очень тесной является связь программы географии с физикой. Данная тема включает такие понятия, как температура, атмосферное давление, влажность, осадки, ветер. С понятиями температуры, давления учащиеся знакомятся в курсе физики 7 класса, но в курсе географии 6 класса эти величины уже рассматриваются. Поэтому целесообразно эти понятия рассмотреть с точки зрения физики с детьми в качестве пропедевтики, показать опыты, объяснить эти явления, расширить и углубить знания уже в 6 классе на уроках географии.
География. 7 класс

При изучении темы «Тропические пустыни Африки» рассматриваются физические явления миражи, стонущие камни, поющие пески. Объяснение этим физическим явлениям дает физика, так как дети на уроках физики знакомятся с такими понятиями, как плотность вещества, изменение свойств тел при нагревании и охлаждении. Поэтому суть многих явлений и процессов объясняет физика.
География. 8 класс

При изучении темы «Рельеф России» прослеживается связь с физикой. Внутренние процессы, движение вещества мантии формируют рельеф Земли. Тектонические движения, вулканизм, землетрясения очень хорошо объясняют физические законы.

С математикой:
География. 6 класс

При изучении темы «Атмосфера» очень тесной является связь программы географии с математикой. В курсе математики 6 класса рассматриваются столбчатые и круговые диаграммы, вычисляют среднее арифметическое, читают графики. И все это как нельзя к стати для получения среднемесячной, среднегодовой температуры воздуха. Ребята учатся отвечать на вопросы, используя графики зависимости температуры от времени года, от высоты. Определяют преобладающее направление ветра по графику розы ветров. Чтобы увидеть наглядное представление о количестве осадков в течение года и по месяцам, строят столбчатые и круговые диаграммы. 
География. 8 класс
Определение уклона и падения реки, коэффициента увлажнения.
География. 10 класс
           Анализ половозрастной пирамиды.
Расчет ресурсообеспеченности отдельных видов полезных ископаемых.
Таким образом, учащиеся убеждаются, что, используя математические методы, которыми обрабатывают результаты наблюдения, выявляют закономерности, ученые делают выводы, составляют прогнозы.

С биологией:
География. 7 класс
       Урок обобщающего повторения в форме игры — соревнования по теме «Австралия», "Путешествие в Южную Америку" интегрирован с биологией. Животный и растительный мир Австралии уникален с точки зрения биологии, поэтому целесообразна интеграция географии с биологией.
География. 8 класс
       Изучение темы в 8 классе «Реки и человек» помогает усвоить важную роль рек в хозяйственной деятельности человека. Значение рыб в жизни человека — связь с биологией. Изучение растительного и животного мира России, края. Использование дополнительного материала, подбор учащимися интересных фактов о животном и растительном мире.

С химией:
География. 6 класс
       Изучение газового состава атмосферы.
Негативные последствия хозяйственной деятельности и загрязнение воды рек бытовыми и промышленными отходами (тема «Реки и человек»)
Данные о составе и процентном содержании вредных веществ в атмосфере, гидросфере.

С историей:
Географические открытия. История заселения и освоения территорий. История происхождения географических принадлежностей: компаса, карты, глобуса и т. п.

С экологией:
География. 8 класс

При изучении видов транспорта. Хозяйственная деятельность человека.
География.10 класс
        «Земельные ресурсы, проблемы использования». Показать, что подлинное богатство человечества — это почвы, которые являются продуктом тысячелетий. Выделить регионы и континенты, которые занимают ведущие позиции обрабатываемых земель, лугов и пастбищ.
Вывод на уроке может быть таким: сохранение земельного фонда планеты — одна из важнейших задач человечества. Особо важное значение в современном мире приобретает рекультивация земель.
Домашнее задание: Какие экологические последствия возникают при нерациональном использовании земельных ресурсов.

С рисованием:
Использование репродукций, фотографий
Рисование иллюстраций (например, к сказке о круговороте воды).
Рисунки к «разминке» в 6 классе.

С информатикой:
        На уроках географии осваиваются и успешно внедряются информационные технологии. Используются обучающие программы с игровыми элементами, которые рассчитаны на первичную систематизацию фактов, терминов, единичных понятий, а также программы-тренажеры, моделирующие, контролирующие, демонстрационные программы. 
Демонстрационные программы используются при объяснении материала. Программы-тренажеры помогают учащимся освоить большое количество терминов, выработать умения, связанные с решением различных задач. Высокая эффективность контролирующих программ определяется тем, что они укрепляют обратную связь в системе учитель — ученик. Но эти программы пока только внедряю в систему моей работы

С ОБЖ:
       Неблагоприятные природные явления и стихийные бедствия рассматриваются в общем обзоре при изучении соответствующих компонентов природы. Целесообразно выделить данной теме дополнительный урок в конце учебного года для систематизации и обобщения знаний. По обычной схеме рассматриваются стихийные природные явления. На уроке целесообразно вспомнить правила поведения людей, меры по предупреждению и снижению разрушительных последствий стихийного явления.
С музыкой:
Объясните слова из песни Л. Дербенева: «Это в городе тепло и сыро, а за городом зима, зима, зима».
На одном из уроков, пока дети наносят географические объекты на контурную карту Антарктиды, использую в качестве фона песню «В Антарктиде льдины землю скрыли...»
Прокомментируйте песню:
«Ветер с моря дул, ветер с моря дул...
Нагонял беду, нагонял беду...»
О каком явлении идёт речь в песне? В какое время суток это происходило? (Ветер с моря дует днем, это дневной бриз, значит, разговор состоялся днем.)

С литературой:
       В своей работе большое внимание уделяю использованию художественного слова. В литературных произведениях часто содержатся превосходные описания явлений природы, той или иной территории, изучаемых объектов, т. е. художественное слово выступает как средство формирования географических знаний. Литературный материал воспитывает, вызывает эмоциональную реакцию, заражает интересом к поискам истины.

Поговорки и пословицы:
Объясните поговорку: «Много снега — много хлеба».
Почему та или иная пословица появилась у определённого народа: «Завтра июнь может обрушиться и на меня». (Июнь — начало сезона дождей) — Южная Америка.

Приметы погоды — народный календарь
Стихи о временах года
Чтение отрывков из художественных произведений, в которых говорится о географических явлениях или объектах. Анализ прочитанного с точки зрения географии.

Из вышеизложенного следует, что единству обучения и воспитания, комплексному подходу в большей мере способствуют межпредметные связи, позволяющие качественно поднять уровень знаний, умений путем более глубокого проникновения в объективно существующие связи в явлениях природы и общества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция содержания географии с другими предметами

В своей работе учитель сталкивается со множеством проблем. Это и выбор опти­мальных методов и средств обучения, индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся и многое другое. Проработав учител...

Интеграция информатики с другими общеобразовательными предметами

В данной работе раскрыта проблема межпредметныхсвязей при обучении детей в школе....

Возможности интеграции физики с другими предметами

Реализация межпредметных  связей, представленная в данном методическом пособии в виде тематического планирования, дает возможность учителю определить, на какие знания по другим предметам мо...

Доклад "Интеграция английского языка и других предметов как одна из форм развития коммуникативных навыков обучающихся в классе с углублённым изучением предмета"

В докладе речь идёт об интеграции предметов — как об одном из направлений активного поиска новых педагогических форм и методов организации учебного процесса, развития творческого потенциала педагогов,...

доклад "НРК в школе и его интеграция с другими предметами – ключ к решению эффективности урока"

НРК в школе и его интеграция с другими предметами – ключ к решению эффективности урока...

Интеграция английского языка с другими предметами как способ повышения мотивации к изучению английского языка.

Статья об интеграции английского языка с другими предметами. Рассматривается связь русского и английского языков на различных уровнях - грамматики, лексики, синтаксиса и пунктуации. Приводятся примеры...

Интеграция с другими предметами на уроках химии для повышения качества образования

Выступление на региональном учебно-методическом семинаре...