формирование картографической грамотности учащихся при обучении географии
презентация к уроку по географии на тему

знакомит с приемами работы с картами

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prez_1.pptx1.28 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Формирование картографической грамотности учащихся при обучении географии в основной школе » Выполнила: учитель географии Бор Т.Л.

Слайд 2

Важнейшим предметным результатом освоения географии выпускниками основной и средней школы Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования (ФГОС) определено : « Овладение основами картографической грамотности и использование географической карты как одного из языков международного общения ». В то же время картографические знания и умения составляют не только важнейшую часть содержания географического образования, но и входят в состав общекультурных компетентностей, являясь, таким образом , метапредметными .

Слайд 3

Цель географического образования. Формирование картографической грамотности современного школьника. Роль карты в географии прекрасно определил Н. Н. Баранский : "Карта – второй язык географии" Можно считать, если на уроке нет карты, то нет и урока.

Слайд 4

КАРТА

Слайд 5

Научное знакомство с картой осуществляется по следующим этапам: - формирование картографических знаний -овладение практическими приемами работы с картой -осмысление содержания карты -пространственное представление

Слайд 6

Функции карт познавательные , которые позволяют проводить пространственно-временные исследования природы и общества; оперативные для решения практических задач; конструктивные : разработка и реализация проектов; прогностические : прогноз изменений состояния объектов во времени. коммуникативная

Слайд 7

Приемы работы с географической картой: групповые парные индивидуальные фронтальные

Слайд 8

Типы заданий с использованием географической карты творческие проектные ассоциативные логические номенклатурные

Слайд 9

Приемы работы с картой

Слайд 10

Чтение карты

Слайд 11

« Стороны горизонта » Этот прием помогает формировать пространственное представление, помогает лучше запомнить карту. Пример1 Укажите материки западного и восточного полушария. Пример 2. Расположи горы мира с севера на юг: Тибет, Кавказ, Анды, Кордильеры, Альпы, Тянь-Шань. «Найди лишнее» Найти лишний географический объект и дать объяснение выбору. Пример 1. Бразилия, Аргентина, Перу, Колумбия, Парагвай ( Парагвай не имеет выход к морю остальные имеют морские порты). Пример 2. Монголия, Сирия, Албания, Китай, Турция. (Албания, находится в Европе, остальные в Азии).

Слайд 12

Использование ассоциативных заданий Буэнос-Айрес - Бухара - (оба начинаются на букву «Б»). - Буэнос-Айрес – Будапешт – (являются столицами государств). - Буэнос-Айрес – Копенгаген – (оба лежат на берегу моря). - Буэнос-Айрес – Кейптаун – (оба лежат в южном полушари - Буэнос-Айрес – Вашингтон - (оба лежат в западном полушарии). Использование логических заданий Задание дается в виде списка, необходимо разделить на группы, причем, количество групп не указывается, их может быть несколько, чем больше групп выделяется, тем ценнее ответ. Бразилия, Боливия, Кордильеры, Амазонка, Сенегал, Нигер, Игуасу Миссисипи, Енисей, Гималаи, Народная, Монблан, Обь, Румыния, Италия, Чад, Сомали, Конго, Вьетнам, Флорида, Анды, Нил, Эквадор, Финляндия, Атакама , Великобритания, Гекла, Эльбрус, Кавказ, Дунай, Рейн, Телецкое, Боденское, Альпы, Израиль, Сахара, Каракумы. И т.д

Слайд 13

«Географический диктант» Диктант по контурной карте Диктант по терминологии «Ассоциативные загадки» Тигр (Скандинавский полуостров), Акула (о. Сахалин), итальянский сапог ( Аппенинский полуостров), рог носорога (п-ов Сомали )

Слайд 14

«Работа с матрицами» Ученики, скопировав на картон очертания материков, океанов, островов и прочего, вырезают их, получая матрицы, с которыми предстоит работать Игра-путешествие «Спиной к карте» Участник во время игры стоит спиной к карте. Каждый ученик задает только один вопрос. С одной стороны, они проверяют знания своего одноклассника, а с другой - незаметно выучивают карту сами. Участник дает правильный ответ и показывает объект на карте.

Слайд 15

Игра «Географическая мозаика». Задание на сопоставление политической и физической карт. Учитель называет объекты (вулканы, озера, горы, реки) и просит определить страны, на территории которых эти объекты находятся. Учитель называет страны и просит найти, в пределах каких гор и равнин находятся эти страны Игра «Лови ошибку географа» Учитель (ученик) показывает на карте географический объект и специально делает ошибку в названии, учащиеся их исправляют. Ученик у карты показывает географические объекты, изученные на предыдущем уроке, специально делает ошибку.

Слайд 16

«Географическая цепочка» Ученик называет любой город, другой называет город, название которого начинается на последнюю букву уже названого города, и так далее. «Немая карта» Удобный метод проверки знания географической номенклатуры. Раздаю ученикам контурные карты с обозначенными цифрами. Нужно правильно назвать географический объект, который находится под соответствующей цифрой.

Слайд 17

Использование интерактивных карт на уроках географии позволяет учителю: использовать на уроках разные пространственные модели – цифровые карты, цифровые снимки; оперативно менять масштаб картографического изображения на экране с целью изменения детализации размещения географических объектов и явлений; накладывать одни тематические слои на другие, а также на общегеографическую, физическую карту; подготовить набор цифровых карт, в том числе контурных, необходимых для практических работ.

Слайд 18

Проверка знаний по номенклатуре

Слайд 20

Цифровые ресурсы 1)http :// geo-tur.narod.ru/ География стран и континентов, карты стран мира и материков, ЭГП, история стран мира. 2)http://www.mirkart.ru/ Представлены интерактивные карты России (политико-административная, часовых поясов, федеральных округов, тематические карты) и других регионов, стран и городов. 3) http ://worldgeo.ru / С одержит в себе систематизированную информацию, отобранную из сети интернет, ежедневно обновляемую и пополняемую, а также краткие и аналитические справки по представленным рубрикам. 4) http ://www.russia-map.ru/ На сайте размещены географические карты высокого разрешения России, го­родов России, Европы и европейских стран.

Слайд 21

Выводы: Картографическая грамотность является неотъемлемой частью школьного образования. Анализ вопросов картографии в действующих программах и учебниках по географии показал необходимость их совершенствования. Совершенствовать методы и приемы по формированию картографической грамотности. Для совершенствования и расширения картографических знаний необходимо организовать внеурочную деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разноуровневые задания по курсу: Физическая география» 6 класс по формированию функциональной грамотности учащихся на уроках географии.

Тематические     требованияРазноуровневые   заданияТема: ВведениеНазывать и показывать:• форму и размеры Земли (длину окружности);• угол наклона земной оси к плоскости ор...

Разноуровневые задания по курсу: Физическая география» 6 класс по формированию функциональной грамотности учащихся на уроках географии.

Тематические     требованияРазноуровневые   заданияТема: ВведениеНазывать и показывать:• форму и размеры Земли (длину окружности);• угол наклона земной оси к плоскости ор...

Разноуровневые задания по курсу: Физическая география» 6 класс по формированию функциональной грамотности учащихся на уроках географии.

Тематические     требованияРазноуровневые   заданияТема: ВведениеНазывать и показывать:• форму и размеры Земли (длину окружности);• угол наклона земной оси к плоскости ор...

Формирование картографической грамотности у учащихся по географии на основе идей личностно -ориентированного обучения

В настоящее время интересы общества и географической науки находятся в неразрывной связи со школой, определяют новые идеи для модернизации географического образования. В связи с этим школьная географи...

Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках географии

В презентации раскрываются основные формы и методы работы с учащимися для формирования функциональной грамотности....

Формирование читательской грамотности учащихся на уроках географии

Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя.Оно открывается перед ребёнком лишь тогда, когда, наряду с чтением,одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта...