рабочая программа внеурочной деятельности "Клуб виртуальных путешественников"
рабочая программа по географии (7 класс) на тему

Программа на 35 ч

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klub_puteshestvennikov_7_kl.docx39.98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное  учреждение средняя общеобразовательная школа № 7

Тульская область, г. Узловая

Рассмотрено на заседании МО

Руководитель МО

_______________/_________

ФИО

Протокол № ____ от

_________________.

Согласовано

Заместитель директора по УВР _______________/__________

ФИО

_________________________

Утверждено

Директор МОУ СОШ № 7

________________/____________

ФИО

Приказ № _____ от

________________.

на основании решения Педагогического совета, протокол №   от ______

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Бор Татьяны Львовны,

учителя биологии и географии,

по внеурочной деятельности «Клуб путешественников»

7 класс

                                                                                                    Рассмотрена на заседании

                                                                                                    педагогического совета

                                                                                                    протокол № ____

                                                                                                    от «___»_______20___ г.

2017/2018 учебный год

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности "Клуб путешественников" составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Утверждѐн приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897). Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение  акцентов  с одной задачи – вооружить учащегося знаниями – на другую –формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения  задач  (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности. Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности. Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления.

Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.

Программа внеурочной деятельности "Клуб путешественников" рассчитана на 35 учебных часов (1 час в неделю).

Цели:

  • формирование устойчивого интереса школьников к изучению географии и других естественных наук;
  • получение учащимися сверх программных теоретических и практических географических знаний и умений;
  • более глубокое изучение отдельных вопросов физической и экономической географии своей Родины, показ ее уникальности и значимости в мировом сообществе;
  • ознакомление учащихся с уникальными природными территориями земного шара, являющимися достоянием всего человечества;
  • знакомство с народами и странами мира;
  • умение работать с различными источниками информации, применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов.

Образовательные и воспитательные задачи программы внеурочной деятельности "Клуб путешественников" определяются общими целями и задачами обучения по предмету.

Важнейшими задачами являются:

  • способствовать        формированию        у                учащихся                коммуникативных        черт        личности: взаимопомощь,        дружба,        умение                работать        в                группах        и        коллективе;

-побуждать и поддерживать стремление школьников к обогащению новыми знаниями, интересными фактами, понятиями, отражающими различные стороны жизни природы и общества;

  • обеспечить через использование в работе кружка средств и приемов занимательности, игровых моментов развитие познавательного интереса к географической науке;
  • создавать условия для развития творческих способностей учащихся, реализации их индивидуальных возможностей и потребностей в учебной деятельности.

Формы контроля внеурочной деятельности «Клуб путешественников»:

  • Презентация
  • Проект


Темы индивидуальных и групповых проектных работ

1.Русские путешественники, прославившие Россию.

2.Мое путешествие по великой реке мира (по выбору учащегося).

3.Красивейшие места Тульской области.

4.Узловая- моя малая родина

5.«Золотой город Тульской области»

6.Страна, в которой я мечтаю побывать.

7.Мировые экологические проблемы человечества.

8.Этот континент меня удивил.

9.Эти уникальные животные требуют защиты человека.

10.Африка  (любой  другой  материк  по  выбору  учащегося)  на  страницах       журнала

«Вокруг света».

11.Мои кроссворды и викторины по географии.

12.В этих местах я был(а).

13.«Семь чудес света» моей Родины.

Формы проведения занятий

В течение года занятия  проводятся в различных формах: беседы за круглым столом, видео путешествия, презентации, деловые игры, конференции, практикумы.

Общая характеристика учебного курса

Программа внеурочной деятельности "Клуб путешественников" предназначена для более углубленного изучения школьного курса географии. Содержание программы предназначено для расширения и углубление знаний учащихся по физической географии, даются дополнительные знания страноведческого характера, что усиливает еѐ гуманистическую и культурологическую роль в образовании и воспитании учащихся. Новизна программы заключается в том, что достаточно сложные и глубокие вопросы о природе Земли изучаются в занимательной и доступной форме для учащихся. Ролевые игры, кинопутешествия, презентации позволяют поддерживать и развивать познавательный интерес учащихся. Построение занятий в такой форме позволяют также поддерживать интерес к учению и познанию нового, неизвестного, побуждают школьников к активной самостоятельной учебной деятельности.

Актуальность реализуемой программы заключается в том, что в этом возрасте у школьников возникают множество вопросов, и темы, рассматриваемые в рамках реализации программы внеурочной деятельности, позволят ребятам не только получить ответы, но самим познавать окружающий нас мир путѐм наблюдений и экспериментов. Большое внимание        в        программе        уделяется                вопросам        бережного        отношения                к        природе. Педагогическая                целесообразность        реализации                программы                кружка        «Клуб путешественников» заключается не только в том, что это позволит полезно занять свободное время учащихся, но и пробудить интерес к активному познанию окружающего мира, его экологическим и социальным проблемам. В реализации программы особое место занимает работа учащихся над творческими исследовательскими проектами. Следует отметить, что

участие школьников в работе строится строго на добровольных началах.

Описание места учебного курса в учебном плане

Года    обучения

Кол-во часов в неделю

Кол-во учебных недель

Всего часов

7

1

35

35

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения  учебного курса

 Личностные:

  • формировании у учащихся мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
  • развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

 Метапредметные:

  • умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • умение планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации.
  • умение добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.
  • умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
  • основы смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
  • умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • умение учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
  • умение координировать свои усилия с усилиями других.
  • умение формулировать собственное мнение и позицию;
  • умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • умение задавать вопросы;
  • умение допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

Предметные результаты освоения курса:

Выпускник научится:

  • выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), адекватные решаемым задачам;
  • ориентироваться в источниках географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных): находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим  картам  разного  содержания  и  другим  источникам;     выявлять

Выпускник научится:

  • выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), адекватные решаемым задачам;
  • ориентироваться в источниках географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных): находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим  картам  разного  содержания  и  другим  источникам;     выявлять
  • недостающую,        взаимодополняющую        и/или        противоречивую        географическую информацию, представленную в одном или нескольких источниках;

  • представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;
  • использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико- ориентированных задач: выявление географических зависимостей и закономерностей на основе результатов наблюдений, на основе анализа, обобщения и интерпретации географической информации объяснение географических явлений и процессов (их свойств, условий протекания и географических различий); расчет количественных показателей, характеризующих географические объекты, явления и процессы; составление простейших географических прогнозов; принятие решений, основанных на сопоставлении, сравнении и/или оценке географической информации;
  • различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов, отдельных регионов и стран;
  • объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;

Выпускник получит возможность научиться:

  • работать        с        записками,        отчетами,        дневниками        путешественников        как источниками географической информации;
  • подготавливать сообщения (презентации);
  • воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;


Содержание учебного курса 7 класс (35 ч., 1 час в неделю)

Введение (1 час)

Организационные вопросы. Знакомство с планом работы. (1 час).

Тема 1. Путешествуем по природным зонам мира (2 часа)

Природная зона как территориально природный комплекс и равновесная экологическая система. Структура природной зоны. Общие закономерности природных зон мира и их территориальные особенности. Природные зоны Тульской области.

Видео путешествие:  Природные зоны мира.

Тема 2. Отправляемся в плавание по Мировому океану (5 часа)

Мировой океан как своеобразный гигантский ТПК Земного шара. Роль и влияние Мирового океана жизненные процессы Земли. Человечество и океан. Тайны глубин Мирового океана. Богатства Мирового океана.

География Атлантического, Тихого, Индийского, Северного Ледовитого океана.

Видео путешествия: Путешествие в глубины Тихого океана (2 занятия), Тайны островов Тихого океана, Индийский океан.

Тема 3. Знакомимся с великими реками мира (6 часа)

Река – важнейший компонент любой экосистемы. Жизнь реки. Значение рек в природе и для человека. Великие реки мира. Реки Тульской области.

Видео путешествия: Амазонка – великая река мира (2 занятия), Путешествие по Меконгу, Окаванго – загадочная река Африки, Колорадо – река застывшего камня.

Тема 4. Путешествуем по странам и материкам (6 часов)

Формирование современного облика суши. Материки и страны. Народы мира.

Видео путешествия:  Величайшие вулканы и горы мира, Тектоника мировых плит,

Континентальная Азия, Путешествие в Центральную Америку, Ступени цивилизации: Великая Индия, Современный Китай, Жемчужины Австралии.

Тема 5. Туристические маршруты по России (13 часов)

Россия – уникальная страна мира. Наша Родина на карте мира. Особенности природы  России, Тульской области.

Знакомимся с природными красотами России (видео путешествия): Карелия – край озер, Великий Кавказ, Седой Урал, Уникальный Байкал, Богатство Сибири, Удивительное Приморье, Неспокойная Камчатка, Удивительные места Тульской области. Старинные русские города Центральной России.

Заключительные занятия – 2 часа

Конференция. Защита членами кружка проектных работ и подведение итогов.

Учебно - методическое и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности

- Оборудование:

  1. Географические карты, глобусы, контурные карты.
  2. Видеоматериалы:
  3. Презентации:
  4. Ноотбук, мультивидеопроектор, экран.

  1. Лучич М. В. Детям о природе/ М. В. Лучин. - М., 1989.
  2. Шемарин А. Г.. Страны мира. Детская энциклопедия. Изд: Пилигрим, 1998 .
  3. Энциклопедия для детей. т 3. География/Гл. ред М. Аксѐнова.-М.: Аванта+, 2004.

Видеоресурсы:

  1. Прогулки под водой;
  2. Дикий Китай
  3. Индия с Майклом Вудом;
  4. Дикая Африка;
  5. Дикая Австралазия;
  6. Южная Америка;
  7. Дикий мир Амазонки;
  8. Джунгли;
  9. 80 чудес света;
  10. Приключения капли воды;
  11. Разъярѐнная Земля.

12)Золотой глобус. Путешествие по Европе. Россия. Империя на двух континентах. От Москвы до морозной Сибири.

Планируемые результаты учебного курса

Данная программа предусматривает получение следующих учебных и воспитательных результатов в ходе изучения курса:

- повышение качества географических знаний и умений школьников;

  • повышение успеваемости по предмету;
  • повышение интереса к занятиям в классе и во внеклассное время, чтение дополнительной литературы, активное участие в общественнополезной работе;
  • активизация  самостоятельности  и  творческих  способностей   учащихся  в        выполнении практических индивидуальных и групповых заданий и проектов;
  • рост        самостоятельности        школьников        во        время        урочной        и        домашней        работы;
  • повышение        качества        знаний        по        другим        предметам;
  • приобретение умений работы с различными источниками информации;
  • повышение интереса и приобретение практических навыков работы с интернет  ресурсами;
  • повышение общего уровня культуры школьников;
  • рост дисциплинированности, повышение ответственности за себя и товарища, гордость за дела коллектива, школы.

Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема урока

Основная характеристика видов деятельности

1

Введение – 1 час. Организационное занятие. Мир моих увлечений.

Знакомство с планом работы кружка

Формирование целеполагания в учебной        деятельности.

Самостоятельно        анализируют условия и средства достижения  целей. Планируют пути достижения целей в отношении действий по решению учебных и познавательных задач.

Тема 1. Путешествуем по природным зонам мира – 2 часа

2

Природная                зона        как территориально природный комплекс и равновесная экологическая        система. Структура        природной зоны.Общие

закономерности природных зон мира и их территориальные особенности

Выявляют        доказательства существования                главных закономерностей географической оболочки на основе анализа тематических карт.

3

Природные зоны мира. Природные зоны Тульской области.

Сравнивают между собой различные природные зоны. Знакомятся с природными зонами своей области

Тема 2. Отправляемся в плавание по Мировому океану – 5часов

4

Мировой океан как своеобразный гигантский ТПК Земного шара. Роль и влияние Мирового океана жизненные процессы Земли. Человечество и океан. Тайны глубин Мирового        океана.

Богатства        Мирового океана.

Сравнивают соотношение отдельных частей гидросферы.

5-6

Путешествие в глубины Тихого океана, Северного Ледовитого океана

Устанавливают        особенности Тихого океана, Северного Ледовитого океана

7

Тайны        островов  Индийского океана.

Устанавливают        особенности Индийского океана

8

Атлантический океан

Устанавливают особенности Атлантического океана

Тема 3. Знакомимся с великими реками мира – 6часов

9

Река – важнейший компонент любой экосистемы. Жизнь реки. Значение рек в природе и для человека. Великие реки мира.

Составляют характеристику реки

10

Амазонка – великая река мира

Устанавливают особенности Амазонки

11

Путешествие по Меконгу

Устанавливают особенности Меконга

12

Колорадо – река застывшего камня

Устанавливают особенности Колорадо

13

Реки  России

Устанавливают особенности рек России

14

Реки Тульской области

Устанавливают особенности рек Тульской области

Тема 4. Путешествуем по странам и материкам – 6 часов

15

Формирование современногооблика суши. Материки и страны. Народы мира.

Анализируют карты

16

Величайшие вулканы и горы мира.

Выявляют особенности вулканов и гор

17

Путешествие в Центральную Америку

Выявляют особенности Центрадьной Америки

18

Ступени цивилизации: Великая Индия

Выявляют особенности Индии

19

Современный Китай

Выявляют особенности Китая

20

Жемчужины Австралии

Выявляют особенности Австралии

Тема 5. Туристические маршруты по России – 13 часов

21

Россия – уникальная страна мира. Наша Родина на        карте        мира. Особенности природы России.

Выявляют особенности природы России

22

Знакомимся с природными красотами России: Карелия – край озер.

Выявляют особенности природы Карелии

23

Знакомимся с природными красотами России: Великий Кавказ

Выявляют особенности природы Кавказа

24

Знакомимся с природными красотами России: Седой Урал.

Уральские самоцветы.

Выявляют особенности природы Урала

25

Знакомимся с природными красотами России: Уникальный Байкал

Выявляют особенности природы Байкала

26

Знакомимся с природными красотами России: Богатство Сибири

Выявляют особенности природы Сибири

27

Знакомимся с природными красотами России: Удивительное Приморье

Выявляют особенности природы Приморья

28

Знакомимся с природными красотами России: Неспокойная Камчатка

Выявляют особенности природы Камчатки

29

Знакомимся с природой Тульской области.

Выявляют особенности природы Тульской области

30

Старинные русские города Центральной России. Тула

Знакомятся с городами

31

Удивительные места Тульской области.

Знакомятся с удивительными местами Тульской области

32-33

Узловая-моя малая Родина.

Знакомятся с Узловой

Заключительные занятия

34-35

Защита проектных работ

Подготавливают сообщения (презентации), воспринимают и оценивают информацию географического содержании в научно-популярной литературе и средствах массовой информации






По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Программа внеурочной деятельности "Виртуальное путешествие по франции"

Программа кружка «Виртуальное путешествие по Франции»  относится к общекультурному направлению, имеет страноведческий характер и способствует интеллектуальному развитию детей  через приобщен...

Рабочая программа внеурочной деятельности по информатике "Виртуальный художник"

В данном  документе представлена программа внеурочной деятельности по информатике "Виртуальный художник" для начальной школы (3 класс). Программа разработана в соответствии с рекомендациями ФГОС ...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу: «Digital-школа: использование технологии виртуальной реальности в жизни современного школьника»

В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Особенностью данного комп...

Программа внеурочной деятельности "Клуб путешественников"

Программа внеурочной деятельности "Клуб путешественников"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)

Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...