Практические работы на уроке географии как инструмент получения знаний
статья по географии на тему

Особенности проведения практических работ на уроках географии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Практические работы на уроке географии как инструмент получения знаний

Е. В. Земич

Важным звеном в изучение географии являются практические работы. О практической направленности уроков географии сказано и написано много. Возможно мои рассуждения на ту тему станут полезны молодым специалистам, а может и опытный учитель найдет что-нибудь полезное для себя.

Практические работы позволяют способствовать формированию навыков использования при получении знаний различных источников географической информации, самостоятельной работы. Практическая работа позволяет вовлечь в получение знаний каждого ученика. Самостоятельная работа практической направленности позволяет активизировать возможности учащегося при получении знаний. Вовлечение учащегося в активную работу по освоению нового учебного материала скорее всего приведет к успешному результату в плане усвоения этого материала. Практические работы открывают для этого большие возможности.

Практические работы на уроке географии могут использоваться на разных этапах: обучения, контроля, повторения. Важное значение имеют при подготовке к итоговой аттестации.

Практические работы одного типа могут использоваться на разных этапах. Многократное повторение учебных действий при выполнении практических работ в сочетании с активной самостоятельной работой по получению новых знаний (умений) имеет большое значение в обучении географии (и не только географии).

На начальных этапах при проведении практических работ должны даваться четкие пошаговые инструкции для учащихся. Это позволяет учащимся чувствовать себя комфортно при выполнении работы и, в дальнейшем, самостоятельно планировать свои действия при выполнении других практических работ.

Практическая работа - это самостоятельная учебная работа учащегося в форме научно-практического исследования, которая отражает способность обобщать и систематизировать знания, накопленные в результате такой работы. Поэтому важно учить делать выводы по результатам практической работы.

Организация класса для выполнения полноценной практической работы является достаточно сложны и трудоемким моментом, особенно на ранних этапах обучения. Но опыт показывает, что такая деятельность приводит к хорошему результату. При этом действительно важным моментом для организации работы является наличие четких, продуманных инструкций. Время, потраченное на их составление, в итоге окупается удовлетворением от проделанной работы.

География дает очень большие возможности для проведения практических работ. Проблема школьного курса географии – нехватка учебного времени. Особенно на тех этапах обучения, на которых дети работают ещё медленно. И опять остановлюсь на моменте продуманности всех этапов урока, подготовке раздаточного материала, возможности использования рабочих тетрадей, входящих в современные учебно-методические комплексы. Практические работу могут занимать разное время на уроках географии: целый урок, этап урока, элементы практической работы на других этапах урока.

Особым источником географической информации являются географические карты различной тематики, важным источником географической информации. Это огромный материал для проведения практических работ по географии. Умение читать карты, которое отрабатывается при выполнении заданий практической направленности, дает возможности получать большой объем информации за короткое время. В процессе чтения географических карт, учащиеся получают не только нужную информацию, но и пополняют «копилку» знаний.

Интересными возможностями для формирования универсальных учебных действий обладают практические работы на местности.

Особое место занимают в курсе географии работы с использование контурных карт.

Кроме традиционных работ на контурных картах можно предложить учащимся выполнение творческих работ.  Это интересно и, в конечном счете, приводит к дополнительной отработке географической номенклатуры и других вопросов, связанных с формирование представлений формируемых на основе географической карты.

Примеры творческих работ с использование контурных карт:

  • Нанести на контурную карту России объекты, занесенные в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Для отдельных объектов (можно оговорить число таких объектов) подобрать иллюстрации, разместить их на карте, добавить краткую информацию об объекте;
  • Выполнить подобным образом можно карту по теме «Географические открытия и исследования»;
  • Сделать карту «Российская футбольная Премьер-Лига». На такую карту можно нанести города, в которых базируются команды, эмблему. Показать связь названия команды (если возможно) с историей. Хозяйственной направленностью города (региона);
  • Карта «Чудеса света»;
  • И. т.п.

И здесь не помешают инструкции по выполнению работы, оформлению карты, конкретные задания для выполнения работы на контурной карте. К тому же наличие четких требований и определенный перечень заданий или перечень географических объектов, которые наносятся на карту, упрощают выставление оценки за такую практическую работу. Сочетание проверки соблюдения правил оформления контурной карты и количества правильно выполненных заданий (количества отмеченных объектов) дает хорошие возможности для объективного выставления оценки.
Учитель географии в своей работе использует авторскую программу той линии УМК, по которой работает.

Среди результатов освоения этих программ должны быть выделены проверяемые на итоговой аттестации  предметные и метапредметные результаты, и личностные, обобщённая оценка которых осуществляется в ходе различных мониторинговых исследований.

Программой и тематическим планированием предусмотрены  рекомендуемые практические работы. 

В работе над статьей использовались материалы:

  1. Методическая лаборатория географии МИОО: http://geo.metodist.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=328&Itemid=124
  2. Информационно-образовательный портал «В помощь учителю и менеджеру школы»: Практические работы на уроках географии: http://www.pedsovet.pro/index.php?option=com_content&view=article&id=10498:prakticheskie-raboti-na-urokah-geografii&catid=61:geography&Itemid=68


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Практические работы на уроках географии"

Практическая работа - это общее название разных по образовательным целям учебных работ по географии с обязательным представлением учащимися результатов работы....

Практические работы на уроках географии

   Повысить уровень самостоятельной позновательной деятельности учащихся....

Практические работы на уроках географии.

Считаю, что на уроках географии  в коррекционной школе должны проводиться в обязательном порядке практические работы. Количество таких работ зависит от категории детей, подбора класса.  В пр...

Практические работы на уроках географии (целесообразность выбора темы)

Статья будет полезна учителям географии при  планировании практических работ на уроках географии....

Статья - «Активизация деятельности учащихся при использовании практических работ на уроках географии курса «География России», 8 класс, тема «Климат России»»

1.      Введение 2.      Виды практических работ по географ 3.      Общие требования к организации практических раб...