урок географии в 6 классе по теме "Из чего состоит атмосфера и как она устроена"
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему

Мариничева Наталья Сергеевна

Технологическая карта урока географии в 6 классе по учебнику В.П. Дронова, Л.Е.Савельевой и презентация к уроку

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_geografii_v_6_klasse.doc68 КБ
Файл prezentatsiya_k_uroku_geografii_6_klass.pptx104.6 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: география                                                                                                Класс: 6

Базовый учебник: В.П. Дронов, Л.Е. Савельева «География. Землеведение. 5-6 класс»  

Тема урока: «Из чего состоит атмосфера и как она устроена»

Цель урока: способствовать формированию представления о составе, строении и значении атмосферы.

Задачи урока:

  1. ввести понятие «атмосфера»;
  2. сформировать у учащихся представления о составе, значении и строении атмосферы, выявить особенности слоёв атмосферы;
  3. создать условия для развития познавательного интереса учащихся;
  4. способствовать формированию у учащихся  умения работать с различными источниками информации (учебник, карты, дополнительный материал);
  5. способствовать развитию личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных  УУД

Тип урока: урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями

Необходимое оборудование: учебник, мультимедийный проектор, презентация, карточки для рефлексии

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Р (регулятивные)

П (познавательные)

К (коммуникативные)

Л (личностные)

1.

Организационный момент

Приветствие.

Приветствие. Подготовка рабочих мест.

2.

Постановка цели и задач урока

Читает стихотворение

«Есть ли дети, одеяло,
Чтоб всю Землю укрывало?
Чтоб его на всех хватило,
Да притом не видно было?
Ни сложить, ни развернуть,
Ни пощупать, ни взглянуть?
Пропускало б дождь и свет,
Есть, а вроде бы и нет?!»

(по А. Матутиа)

Как вы думаете, о каком «одеяле» идёт речь?

Мы начинаем изучать новую тему «Атмосфера». Давайте подумаем, что мы можем узнать в этой теме?

А с чего начнём мы знакомство с атмосферой? (слайд №2, затем №3)

Запишите тему урока в тетради

отвечают: об атмосфере

отвечают:

Возможные варианты ответов:

- что такое атмосфера?

- как она устроена?

- для чего она нужна?

- что будет, если атмосферы не станет?

- какие явления в ней происходят? и т.п.

отвечают:

узнаем что такое, из чего атмосфера состоит, как устроена, для чего нужна

записывают тему урока

Р: целеполагание, планирование, прогнозирование

П: выделение и формулирование познавательной задачи

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

3

Открытие новых знаний:

3.1 Первичное восприятие и усвоение нового учебного материала

Когда в 5 классе, мы говорили об уникальности планеты Земля, мы знакомились с её оболочками. Вспомните, что такое атмосфера?

А что такое воздух? (слайд №4)

Какие же газы составляют атмосферу? и каково их процентное соотношение?

Сверьтесь с рисунком 104 с.128 учебника (слайд №5)

Давайте послушаем сообщение о газах, входящих в состав атмосферы.

Кроме газов в атмосфере содержится водяной пар, частицы пыли, пыльца растений, соли и т.д.

Каково же ещё значение атмосферы? Подумайте над этим вопросом?

Давайте выслушаем ваши ответы.

Теперь сверимся со схемой в учебнике (рис.105 с.129) и дополним свои ответы (слайд №6)

Нижняя граница атмосферы – земная поверхность, верхнюю границу условно проводят на высоте 1000 км.

Атмосфера неоднородна, в ней выделяют слои, отличающиеся плотностью воздуха, его температурой, составом газов.

Посмотрите на рис.106 с.130, назовите слои атмосферы, двигаясь от земной поверхности.

Используя текст учебника и рис.106, заполните таблицу «Строение атмосферы» (слайд №7)

Давайте проверим, как вы справились (слайд №8)

Если вы справились с работой без ошибок, поставьте себе соответствующий значок

отвечают: воздушная оболочка Земли

отвечают: это смесь газов

отвечают: кислород, азот, углекислый газ и т. д., предполагают их соотношение

один учащийся рассказывает о газах атмосферы (приложение 1)

сначала самостоятельно формулируют и записывают в тетрадь значение атмосферы, затем, сверяют ответы в парах

формулируют ответы

работают с рис.106, отвечают: тропосфера, стратосфера, верхние слои атмосфера

работают с учебником, составляют таблицу

используя составленную таблицу, дают характеристику слоёв атмосферы

самооценка деятельности с помощью «смайликов» (прил. 2)

Р: планирование работы, контроль и коррекция

К: планирование учебного сотрудничества, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; разрешение возможных конфликтов, управление поведением партнера

П: поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, анализ объектов (текст учебника, рисунки, схемы) с целью выделения признаков

К: владение монологической и диалогической формами речи

Р: контроль, коррекция, оценка

4.

Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов и УУД

Для повторения материала урока, выполните тест, затем проверьте свои ответы (слайд №9, слайд №10)

выполняют тест, затем сверяются с ответами

Р: контроль, коррекция, оценка

5.

Рефлексия деятельности

Давайте вернёмся к плану урока. Удалось ли нам его выполнить? (слайд №3)

На столах у вас лежат синие карточки. На них начало фраз, закончите их (можно одну или несколько).

отвечают

Заканчивают фразы:

(приложение 3)

Р: рефлексия своей деятельности

6.

Итог урока. Домашнее задание.

§32 в.1-5 с.132, индивид. задания: подготовить сообщение об одном из способов изучения атмосферы или об одном из газов атмосферы

записывают домашнее задание


Приложения.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Состав атмосферы.

Для жизни на Земле наиболее важную роль играют кислород, углекислый газ, водяной пар и озон.

Запасы кислорода в атмосфере пополняются растениями. Углекислый газ накапливается в ней в результате извержений вулканов, дыхания живых организмов и сжигания топлива. Водяной пар поступает в воздух вследствие испарения воды.

Углекислый газ и водяной пар «берегут» тепло нашей планеты. Озон образуется из кислорода под действием солнечных лучей и электрических разрядов. Он имеет запах свежести, такой, какой мы ощущаем после грозы. На высоте 20-30 км содержится много озона, этот слой называют озоновый экран. Он защищает нашу планету от губительного излучения Солнца.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Скрытые смайлики вконтакте Смайлики для вконтакте все смайлы… У меня всё получилось!

Скрытые смайлики вконтакте Смайлики для вконтакте все смайлы…  У меня не всё получилось.

 Скрытые смайлики вконтакте Смайлики для вконтакте все смайлы…  У меня не получилось.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

Закончите фразы:

  1. сегодня я узнал…
  2. было интересно…
  3. было трудно…
  4. я выполнял задания…
  5. я понял, что…
  6. теперь я могу…
  7. я почувствовал, что…
  8. я приобрел…
  9. я научился…
  10.  у меня получилось …
  11.  я смог…
  12. я попробую…
  13. меня удивило…
  14. урок дал мне для жизни…
  15. мне захотелось…

Методические рекомендации по проведению урока.

Урок по теме «Из чего состоит атмосфера и как она устроена» первый в разделе  «Атмосфера».

Цель и задачи урока направлены на формирование представления о составе, значении и строении атмосферы. Шестиклассники уже имеют первичные представления об атмосфере, поэтому многие вопросы направлены на повторение и углубление знаний учащихся об этой оболочке Земли.

Работа на уроке спланирована таким образом, чтобы учащиеся, работая с различными источниками информации (текст и рисунки учебника, мультимедийная презентация), смогли составить «портрет» атмосферы.

В ходе урока используется мультимедийная презентация, которая осуществляет принцип наглядности. Навигация презентации позволяет всё время возвращаться к плану изучения темы, так учащиеся могут осуществлять контроль за ходом урока, планировать свою дальнейшую деятельность. Дополнительный материал, используемый на данном уроке, позволяет расширить представления учащихся по теме, способствуют развитию познавательного интереса учащихся. Самооценку деятельности на уроке, учащиеся осуществляю с помощью значков-смайликов (см. приложение 2).

Для рефлексии использую прием «Незаконченное предложение», он позволяет оценить как результат  учебной деятельности, так и эмоциональное состояние учащихся.

Домашнее задание направлено на закрепление изученного материала. Индивидуальные задания позволяют учащимся, еще более углубить свои знания о газах атмосферы и методах её изучения.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Из чего состоит атмосфера и как она устроена 1

Слайд 2

Цель урока: изучить состав, значение и строение атмосферы План изучения: Что такое атмосфера? 2. Из чего она состоит? 3. Каково значение атмосферы? 4. Строение атмосферы 2

Слайд 3

Атмосфера – воздушная оболочка Земли 3

Слайд 4

? Состав атмосферы 4

Слайд 5

5 Значение атмосферы

Слайд 6

6 Строение атмосферы Слой атмосферы Высота Особенности тропосфера стратосфера верхние слои атмосферы Задание: используя текст учебника и рис.106 учебника, заполните таблицу

Слайд 7

7 Слой атмосферы Высота Особенности тропосфера 8-18 км находится 4/5 атмосферного воздуха; температура уменьшается с высотой; содержится почти весь водяной пар; образуются облака, выпадают осадки, дует ветер стратосфера до 55 км воздух разреженный; , почти нет облаков, мало водяного пара; температура растет с высотой верхние слои атмосферы до 1000 км постепенно переходят в безвоздушное пространство

Слайд 8

8 ПОВТОРИМ Выполните тест: 1. Доля кислорода в атмосфере составляет: А. 21% Б. 78% В. 1% 2. Слой из какого газа защищает Землю от солнечного излучения: А. водород Б. углекислый газ В. озон 3. Слой атмосферы, в котором содержится весь кислород: А. стратосфера Б. тропосфера В. верхние слои 4. Какое утверждение об изменении температуры в стратосфере является верным: А. с высотой повышается Б. с высотой понижается В. не изменяется 5. Верхнюю границу атмосферы условно проводят на высоте: А. 300 км Б. 1000 км В. 30000 км

Слайд 9

9 Проверь себя! 1. А 2. В 3. Б 4. А 5. Б


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок географии 6 класс " Атмосфера"

Данный урок разработан в соответствии с ФГОС второго поколения. В этой разработке представлен конспект урока, лист самостоятельной работы учащихся, задания для рабочих групп ....

: Атмосфера. Нагревание воздуха и его температура.Урок географии 6 класс

Атмосфера. Нагревание воздуха и его температура.Урок географии 6 классЦель урока: Сформировать представление об атмосфере – воздушной оболочке Земли;Задачи:Образовательные: рассмотреть особенности сос...

«Реализация деятельностного подхода при изучении темы «Атмосфера» на уроках географии 6 класс»

Деятельностный подход –это обучение при котором знания ученики добывают в процессе собственной учебо-познавательной деятельности .Для реализации деятельностного подхода при изучении темы «Атмосфера»на...

Технологическая карта урока "Из чего состоит атмосфера и как она устроена" для 5-6 класса

Технологическая карта урока по теме  " Из чего состоит атмосфера и как она устроена" -один из возможных вариантов проведения урока  с использованием интерактивной доски "Promethean"...

презентация к уроку географии 6 класс "Атмосфера. Тайны "шестого океана"

Презентация к уроку географии 6 класс "Атмосфера. Тайны "шестого океана" к учебнику Лобжанидзе А.А....

Сборник «Интегрированные уроки географии и математики на примере изучения раздела "Атмосфера" в курсе географии 6 класса» (методические рекомендации).

• Разработка содержит материалы по проведению интегрированных уроков географии и математики, выделены преимущества и сложности таких уроков. • Рекомендовано учебно-тематическое планирование по разделу...

Конспект урок по географии 6 классе "Обобщение знаний по теме Атмосфера"

Конспект урок по географии 6 классе "Обобщение знаний по теме Атмосфера"...