Кавказ - самые молодые и высокие горы России
методическая разработка по географии (8 класс) на тему

Ломакина Раиса Альбертовна

Разработка урока по географии, 8 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока76.64 КБ

Предварительный просмотр:

                                             Конспект урока  8 класс .

Тема: Северный Кавказ : самые молодые  и высокие горы России.

Цель: обеспечить усвоение нового учебного материала, сформировать умения  применения знаний по данной теме, проконтролировать уровень усвоения знаний.

Задачи:

  1. Образовательные:  формирование учебно- познавательных компетенций через усвоение учащимися знаний о географическом положении, особенностях природы Северного Кавказа;
  2. Воспитательные:  формирование компетенций личностного самосовершенствования через освоение способов интеллектуального саморазвития, способствовать воспитанию патриотизма, чувства гордости за свою страну, нравственно-эстетического и эмоционально- ценностного отношения к природе;
  3. Развивающие: способствовать развитию географического мышления, познавательного интереса учащихся, умений применять теоретические знания к конкретной территории, умений работать  с картографическим  материалом и учебником.
  4. Формирование УУД.                                                             Познавательные УУД: уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.                                              Коммуникативные УУД: умение организовывать совместную  деятельность с учителем и сверстниками; работать в группе: находить общее решение; формулировать и отстаивать свое мнение.                                             Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками- определение цели, функций участников, способов взаимодействия.           Регулятивные УУД: обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

Оборудование : физическая карта России, проектор, атласы, маршрутные листы.

                                                Ход урока.

  1. Организационный момент: проверяют готовность к уроку, создание эмоционального настроя.

2 Этап. Актуализация знаний.

Учитель: сегодня мы проводим необычный урок, урок – подарок. Как вы считаете, что можно дарить?

Ученики : цветы, конфеты,  радость, книги , сувениры ( предполагаемые ответы).

Учитель: а мы будем дарить друг другу знания, стихи , песни.                                  Прослушайте стихотворение и назовите тему урока.

Ученик  читает стихотворение А.С Пушкина «Кавказ»                                                Кавказ подо мною. Один в вышине                                                                                        Стою над снегами у края стремнины:                                                                                 Орел, с отдаленной  поднявшись вершины,                                                           Парит неподвижно со мной наравне.                                                                                  ....Отселе я вижу потоков рожденье                                                                                     И первое грозных  обвалов движенье.                                                                               Здесь тучи смиренно идут подо мной,                                                                             Сквозь них низвергаясь, шумят водопады,                                                                    Под ними утесов наши громады.

Приветствую тебя , Кавказ седой!                                                                                           Твоим  горам я путник не чужой.....                                                                                 Прекрасен ты, суровый край свободы                                                                               И вы , престолы вечные природы,                                                                                     Когда, как дым, синея, облака                                                                                            Под вечер к вам летят из далека                                                                                         Над вами вьются , шепчутся как тени,                                                                                 Над головой огромных приведений                                                                                 Колеблемые перья, - и луна                                                                                                 По синим сводам странствует одна .

Учитель: назовите тему урока.

Ученики называют  тему.                                                                                                                    

Учитель: запишите на маршрутных листах тему урока: Северный Кавказ: самые молодые и высокие горы.

 Видео о Кавказе.                                                                            

  Эпиграфом к нашему уроку будут слова Владимира Балыбердина: «Важно видеть перед собой дорогу вверх. Не должно быть такой жизненной вершины, с которой бы ты сказал: « Во все стороны пути идут только вниз».

Во время работы на уроке обращайтесь к кругу познания и задавайте себе, мне и товарищам вопросы.                                                                                                 Природа Кавказа разнообразна и необычайно живописна. Стихи о Кавказе писали В. А. Жуковский, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов. А что вы знаете о Кавказе, запишите в маршрутных листах

Знаю

Хочу узнать

Узнал

               

3 этап. Постановка цели и задач урока. Слушаем ответы учеников, вот вы и поставили цель нашего урока : определить особенности географического положения Кавказа, познакомиться с природой данного региона.                                                                4 этап. Мотивация учебной деятельности учащихся. 

Работать будем в группах, на уроке присутствуют:                                                            -картографы;                                                                                                                               -геологи;                                                                                                                                           - климатологи;                                                                                                                                - гидрологи;                                                                                                                               - биологи.                                                                                                                                 Каждая группа получает  карточку с заданиями.

5 этап. Изучение нового материала.

Картографы:  1. Пользуясь картой атласа, определите географическое положение и назовите границы этого региона.                                                                2.Какая впадина отделяет Кавказ от Русской равнины на севере?                            3. С какими государствами проходит граница России по Кавказу на юге?              4. Что является    природной границей региона на западе и востоке?           

Геологи:   1. По картам атласа  и геологическому    профилю определите , какие крупные тектонические структуры выделяются в пределах Кавказа. Установите , породами какого возраста сложена каждая из этих структур и как они размещены по ее территории.                                                                        2. Расскажите об особенностях рельефа Северного Кавказа. Объясните , под влиянием каких факторов формировался современный рельеф данной территории.                                                                                                                             3. Какими полезными ископаемыми богат Северный Кавказ.

Климатологи: 1.В каких климатических поясах располагается регион?                        2.Пользуясь картой, определите средние температуры января, июля, количество выпадающих осадков.  Объясните  причины различий.                                3.Выявите отличительные черты высокогорного климата.

Гидрологи: 1. Назовите крупнейшие реки Северного Кавказа.                                    2.Укажите их особенности.                                                                                                       

Биологи: 1.Охарактеризуйте высотную поясность Северного Кавказа.                  2. В чем отличие субальпийских лугов от альпийских?                                                  3.Соберите высотную поясность Кавказа, укажите причины смены поясов.

6 этап . Проблема.

Учитель: испокон веков люди стремились понять: какие силы создали это разнообразие и красоту. Еще  в 1834 году поэт П. А. Катенин спрашивал:            Цепь пресловутая воспетого Кавказа!.....                                                                          Творенье божье ты иль чертова проказа?                                                                        7 этап . Первичное закрепление знаний.

Отчет групп : картографы, геологи .

Учитель: эту песню мы дарим присутствующим картографам и геологам.          Ученик исполняет песню В. Высоцкого «Вершина».

Учитель: слушаем отчет следующих групп климатологов, гидрологов, биологов.                                                                                                                              Проверим как вы выполнили работу  что такое?                                                      1. Куэсты-                                                                                                                               2.Фен-                                                                                                                                             3. Бора-                                                                                                                                      4.Плавни-

 8 этап. Творческое применение знаний. Задание : составить синквейн со словом Кавказ . Пусть эти стихи будут подарком нам и нашим гостям.

Ученики читают синквейны.

Учитель наш урок подходит к концу, как вы ответите поэту Катенину на вопрос : Цепь пресловутая воспетого Кавказа!.....                                                                          Творенье божье ты иль чертова проказа?                                                                        Учитель:Я тоже приготовила вам подарок игру «Роза ветров».

Заполните 3 колонку в таблице.

9 этап. Рефлексия:  - Тогда суди сам себя, - сказал король. - Это самое трудное. Себя судить куда трудней, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр.(«Маленький принц») Антуан Де Сент-Экзюпери. Оцените свою работу и ощущения на уроке . Ученики прикрепляют смайлики на лестницу состояний.

Выдаются сертификаты отличия за урок.      

Д/З : параграф №30,творческое задние :представьте , что вы сотрудники туристического агентства. Какие  бы маршруты путешествий по Северному  Кавказу вы предложили.                                                        

Маршрутный лист  

Тема:

Шаг 1. Заполните таблицу

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Шаг 2.Подумай нал проблемой: Цепь пресловутая воспетого Кавказа! ...                Творенье божье ты иль чертова проказа?

Шаг 3 Нанеси на контурную карту границы Северного Кавказа, с указанием географических объектов.

Шаг4.Что такое?

Куэсты-

Фен-

Бора-

Плавни-

Шаг5.Подпиши на контурной карте реки.

Шаг 6. Составь синквейн.

     Проверь себя:                  

  1. С какими государствами граничит Северный Кавказ.

2.Какие эпитеты самый,  самая подходят для Северного Кавказа.

3.Что такое фен?

4.Что такое бора?

5.Что такое куэсты.

6.Что такое плавни?

7. В какую складчатость образовался Кавказ.

8.Назовите самую южную точку России.

9.Самая высокая гора Кавказа.

10 Что указывает на молодость Кавказских гор?

11.Больше осадков получает западная или восточная часть Кавказа? Почему?

12.Назови реки Северного Кавказа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Самые высокие горы"

Презентация может использоваться на уроке биологии в 5 классе...

Северный Кавказ - самые молодые горы России

Открытый урок по Географии России на тему "Северный Кавказ - самые молодые горы России" 8 классе...

Классный час «Аркадий Каманин – самый молодой лётчик Великой отечественной войны»

Цель: познакомить восьмиклассников с подвигом самого молодого лётчика Великой Отечественной войны Аркадия Каманина.  Весь текст разделён на части и роздан школьникам для подготовки. Каждый и...

ПРОГРАММА ЗОНАЛЬНОЙ СЕКЦИИ «РЕАЛИЗАЦИЯ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ООО В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ И ВОСПИТАТАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК» (в рамках конференции педагогических работников Высокогорского муниципального района РТ) с. Высокая Гора -

ПРОГРАММА ЗОНАЛЬНОЙ СЕКЦИИ «РЕАЛИЗАЦИЯ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ООО В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ И ВОСПИТАТАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК»(в рамках конференции педагогических работников Выс...

конспект урока по теме " Северный Кавказ - самые южный регион страны, самые молодые и высокие горы"

Разработка урока по теме "Северный Кавказ - самые южный регион страны, самые молодые и высокие горы" в разделе "Природно-территориальные комплексы России" 8 класс...