ФИЗИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ И ИСТОРИЯ ОТКРЫТИЯ МАТЕРИКА
план-конспект урока по географии (7 класс) на тему

Чумакова Наталья Васильевна

Конспект урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Северная Америка фгп67 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК ПО ГЕОГРАФИИ

ТЕМА: «ФИЗИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СЕВЕРНОЙ

АМЕРИКИ И ИСТОРИЯ ОТКРЫТИЯ МАТЕРИКА»

Образовательные цели урока:

•        продолжить формирование у учащихся представлений о географическом положении объекта

•        продолжить формирование умения составлять характеристику  географического положения материка

•        продолжить формирование умений работать с картами атласа, контурной картой

Развивающие цели урока:

•        развитие мотивации учебной деятельности,

•        развитие логически мыслить и лаконично излагать свои суждения,

•        развитие навыков самостоятельного поиска необходимой информации,

Воспитательные цели урока:

•        воспитание внимания, умения слушать, самоконтроля и дисциплины.

Психологическая цель урока:

•        создание доброжелательной атмосферы на уроке, взаимного контакта между учителем и учащимися.

Методы обучения:

•        Словесные: рассказ учителя с опорой на знания, фронтальная беседа.

•        Наглядные: работа  мультимедийными источниками

•        Практические: работа с картами атласа и контурной картой ,с карточками

Формы работы учащихся:

•        коллективная во время рассказа учителя,

•        по вариантам при работе с картами атласа.

•        индивидуальная: при работе: с контурной картой

Термины и понятия урока: географическое положение, номенклатура,

ТИП урока: комбинированный с мультимедийной поддержкой.

Оборудование: физ. карта полушарий, физ. карта Северной Америки, географические атласы и контурные карты, учебник географии, компьютер, проектор, презентация.

Этапы урока:

I.  Организационный момент (приветствие)

II.Объяснение нового материала

    1. Скажите мне ,ребята с какими материками вы уже познакомились? Сегодня  на уроке мы продолжим знакомство  с материками. Посмотрите на изображения на слайде и скажите о каком материке пойдет речь. (ответ)

     2. Давайте откроем тетради и запишем тему урока: «ФИЗИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ И ИСТОРИЯ ОТКРЫТИЯ МАТЕРИКА»

Северная Америка третий по величине материк на планете. Как вы думаете после каких материков. (называют)

      3.  Вместе с материком Южная Америка какую часть света они образуют? (называют)

Рассмотрим особенности Ф.Г.П. материка, заполнив таблицу.

(Таблица перед уроком была роздана детям, по ходу объяснения учителя, пустые графы таблицы заполняются.)

        4. Северная Америка – третий по величине материк Земли; ее площадь  с островами 24,2 млн.кв.км., без островов 20,3 млн.кв.км.

Длина береговой линии материка Северная Америка равна 60000 км. Средняя высота материка составляет 720 метров. Максимальная точка гора Мак-Кинли (6193 метра), минимальная Долина смерти 85 метров ниже уровня моря.

Теперь откройте атласы и давайте определим крайние точки материка:

Северная точка – мыс Мерчисон

 ( 72 с.ш., 95 з.д);

Южная точка – мыс Марьято

(8 с.ш., 81 з.д.);

Западная точка – мыс Принца Уэльского

(66 с.ш., 168 з.д.)

Восточная точка – мыс Сент-Чарльз

  1. с.ш.,56 з.д.)

ФГП материка

1.Материк не пересекается экватором.

2. Полностью лежит в западном полушарии.

3. Омывается водами трех океанов.

4. Вытянут с севера на юг от арктических широт до экватора.

5. НЕ пересекается нулевым меридианом.

6. Далеко заходит за полярный круг.

7. На юге материк пересекает северный тропик.

8. От Евразии отделяется Беринговом проливом.

Датой открытия Америки принято считать 12 октября 1492 года, когда корабли Христофора Колумба достигли островов расположенных близ берегов Северной Америки.

Задолго до Х.Колумба северо-восточное побережье континента было известно викингам, основавшим в 10 веке поселения в Исландии и Гренландии и плававшим к берегам Северной Америки.

 III Практическая работа (проблема)

Теперь давайте представим себе, что мы команда океанографов, изучающих береговую линию Северной Америки. Находясь у берегов Канадского арктического архипелага, мы получаем сигнал SOS( международный сигнал бедствия). В Карибском море, названным по имени индейцев карибов, произошло столкновение двух крупных танкеров, результатом которого стал разлив нефти. Для того, чтобы оценить масштабы экологической катастрофы, нам необходимо срочно отправиться к месту столкновения. Сейчас мы разделимся на два варианта. В своих контурных картах мы будем отмечать маршрут нашего путешествия, наносить все острова, моря, полуострова, каналы и проливы, которые будут встречаться на нашем пути.

Первый вариант движется от Канадского арктического архипелага через акваторию Северного Ледовитого и Тихого океанов, а вторая команда через акваторию Северно-Ледовитого и Атлантического океанов вдоль береговой  линии материка. Итак, в путь.

Учитель координирует выполнение задания учащимися.

Итак, у нас готов маршрут движения.

учитель

ученики

Напомните откуда мы начинали свое путешествие.

Общая  S оледенения = 147 тыс.кв.км., включает более 30 островов

Верно.Море примыкает  к западной части Канадского арктического архипелага и названо в честь британского гидрографа и адмирала Френсиса Бофорта.

Правильно. Берингов пролив назван по имени  русского мореплавателя Витуса Беринга.

 Молодцы. Алеуткие острова и Аляска были открыты и нанесены на карту во время северной экспедиции Беринга и Чирикова.  Первые русские поселения в Северной Америке Основал Григорий Иванович Шелехов .До 1867 года эта территория  принадлежала Российской Империи, а затем царское правительство продало ее США .

  Остров Ванкувер назван в честь капитана Джорджа Ванкувера, который участвовал в плаванье Джеймса Кука и первым из европейцев на остров вступил Джеймс Кук.

Правильно. В переводе с испанского название острова означает  «горячий горн», потому что летом здесь бывает очень высокая температура воздуха.( в 1913 г. самая высокая температура в долине смерти =57 град.)

Канал соединяет Панамский залив Тихого океана с Карибским морем и Атлантическим океаном. Впервые Панамский перешеек пересек в 1513 году Бальбоа и достиг берегов Тихого океана. Его длина 81,6 км. Канал пропускает через себя суда самых разных типов, от частных яхт, до огромных танкеров. Время прохода судна через канал 6-9 часов.

Молодцы , мы приплыли к месту столкновения танкеров.

А теперь познакомимся с маршрутом второго варианта, который плыл через акваторию Северного ледовитого и Атлантического океанов.

Море Баффина названа в честь Уильяма Баффина совершившего пятую экспедицию в Арктику и описавшего море Баффина. Какой  крупный остров мы встречаем на нашем пути?

Правильно. В переводе с датского «гренланд»-зеленая страна. Открыта в десятом веке норманскими викингами, большая часть острова покрыта льдом, толщина льда в центральных районах =3,5 км.  Летом на южной оконечности острова в прибрежной зоне зеленеют луга. Слои льда перемещаются, образуются ледники, дающие начало айсбергам, которую выносятся дрейфующими течениями в северную часть Атлантики и представляют большую опасность для судоходства.

Назовите мне пролив пройдя через который мы попадаем из Северного Ледовитого в Атлантический океан.

 Гудзонов пролив получил свое название по имени английского мореплавателя Генри Гудзона. Скользя по тихой морской глади мы огибаем полуостров Лабрадор в переводе с португальского «лабрадор» означает земледелец.

К востоку от полуострова располагается остров, скажите как он называется?

Правильно. В переводе с английского – «вновь открытая земля». Был открыт в конце 15 века итальянцем Джоном Каботом, состоявшим на службе у англичан. У острова Ньюфауленд нам следует остерегаться обширной шельфовой отмели, большой Ньюфаулендской банки, в районе которой сталкиваются холодное Лабрадорское течение и теплое течение Гольфстрим, часто встречаются туманы и айсберги. В этом районе 14 апреля 1912 года столкнулся с айсбергом корабль Титаник.

Какого полуострова мы достигаем двигаясь вдоль восточного побережья материка?

Полуостров был открыт испанским конкистадором Хуаном Понсе де Леоном назвавшим его La tierra florida-цветущая земля.

Какой крупный залив расположен на пути нашего следования?

Правильно. Его название связанно с государством Мексика, которая в свою очередь названа по имени бога войны индейцев ацтеков Мехитли.

Какой полуостров мы встретим на своем пути, если пересечем Мексиканский залив?

 На языке местных индейцев Юкатан означает «мы вас не понимаем». Когда Х. Колумб со своей командой высадился на берег Юкатана , они встретили коренных жителей полуострова. И на вопрос, что это за полуостров, аборигены не знавшие испанского языка «юкатан». Колумб и его матросы решили, что именно так называется полуостров. Полуостров Юкатан территория майя и в наше время сохранились культовые сооружения индейцев майя.

Какие острова расположены к востоку от полуострова Юкатан?

Большие Антильские острова были открыты Х.Колумбом в последующих экспедициях.

Молодцы! Вы все справились с заданием. Мы достигли конечной точки нашего путешествия, где произошло столкновение танкеров. Используя все оборудование имеющееся на наших кораблях мы предотвратили экологическую катастрофу. Просмотр видео.

Отвечают от Канадского арктического архипелага расположенного в Северном ледовитом океане.

Далее мы попадаем в море Бофорта.

Выходит ученик 1 варианта, называет географический объект и показывает на карте.

 Остальные учащиеся в своих контурных картах красным карандашом наносят маршрут, простым карандашом подписывают название географического объекта.

Чтобы попасть из Северного ледовитого океана в Тихий океан нам необходимо проплыть через Берингов пролив.

Далее на пути нашего следования Алеутские острова и побережье Аляски.

Далее мы движемся вдоль западного побережья материка и встречаем на своем пути остров Ванкувер.

Сейчас на нашем пути полуостров Калифорния.

Чтобы попасть в Карибское море нам необходимо проплыть через Панамский канал.

Капитан второй команды выходит к доске. Мы начали свое путешествие от море Баффина

Гренландия.

Девисов пролив.

Мы плывем мимо Гудзонова пролива к полуострову Лабрадор.

Остров Ньюфауленд

Полуострова Флорида.

Мексиканский залив.

Полуостров Юкатан.

Большие Антильские острова.

Далее мы попадаем в воды Карибского моря.

IV. Закрепление:

Кем была открыта Северная Америка?

Какой океан омывает восточное побережье Северной Америки?

Название какого полуострова в переводе означает «мы вас не понимаем»?

В чем заслуга русских мореплавателей в освоении материка?

Какой канал соединяет Тихий океан с Атлантическим?

 Вы усвоили сегодняшний материал.

V. Итог урока

 Из сегодняшнего нашего путешествия мы можем сделать вывод о том, что береговая линия материка сильно изрезана на севере и юге, что связано с историей формирования данного континента.

Большой вклад в освоение материка внесли русские мореплаватели и исследователи Шелехов, Беринг, Чириков.

VI.  Домашним заданием будет выполнить работу в контурных картах по заполнению береговой линию и выучить параграф в учебнике.

 

 

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Географическое положение Северной Америки. История исследования и открытия материка

Сформировать представление о размерах материка, его очертаниях и особенностях географического положения в целом....

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО РАЙОННОГО УРОКА ГЕОГРАФИИ по теме: «Физико – географическое положение Южной Америки. История исследования материка».

Цели: -1 уровень: получение знаний об особенностях  географического положения материка, своеобразии береговой линии, об основных  этапах открытия и исследования материка.-2 уровень: получени...

Конспект урока географии в 7 классе на тему "ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ. ИСТОРИЯ ОТКРЫТИЙ И ИССЛЕДОВАНИЙ".

Конспект урока географии в 7 классе на тему "Географическое положение Северной Америки. История открытий и исследований"...

"Физико-географическое положение Северной Америки. История исследования материка"

Технологическая карта открытого урока  по географии для 7 класса "Физико-географическое положение Северной Америки. История исследования материка"...

Географическое положение Северной Америки. История открытия и исследования

Географическое положение Северной Америки. История открытия и исследования...

Презентация по географии "Как пираты попали в первооткрыватели" к уроку "Географическое положение Северной Америки. история открытий и исследований" (7 класс)

в данной презентации мы совершаем путешествие в Америку вместе с пиратами и открываем Канаду, знакомимся с растительным и животным миром Канады...