Современные образовательные технологии в преподавании географии как средство развития обучающихся с особыми познавательными потребностями (с умственной отсталостью легкой и средней степени).
статья по географии по теме

Современные образовательные технологии в преподавании географии как средство развития обучающихся с особыми познавательными потребностями (с умственной отсталостью легкой и средней степени).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современные образовательные технологии в преподавании географии как средство развития обучающихся с особыми познавательными потребностями (умственной отсталостью легкой и средней степени).

 Сегодня овладение современными педагогическими технологиями, их применение – обязательная компетенция профессиональной деятельности каждого педагога.

     Слово «технология» происходит от греческих слов – искусство, мастерство и учение. Поэтому термин «педагогическая технология» в буквальном переводе означает учение о педагогическом искусстве, мастерстве.

Педагогическая технология – особый способ обучения, который позволяет повысить эффективность усвоения образовательных компетенций детьми с ООП.

   Перечислю основные современные педагогические технологии, элементы которых возможно применять на уроках, в том числе и географии в школе для детей с УО:

1. технология личностно – ориентированного или разноуровневого обучения

2. групповые технологии или обучение в сотрудничестве

3. технология проблемного обучения

4. технология проектной деятельности

5. игровые технологии

6. информационно-коммуникационные технологии

7. здоровьесберегающие технологии

8. внеурочные воспитательно – образовательные технологии

Рассмотрим их подробнее.

Технология разноуровневого обучения является способом реализации принципа индивидуализации и дифференциации обучения, которые используются в педагогике давно.  Технология разноуровневого обучения – это технология организации учебного процесса, в рамках которой предполагается разный уровень усвоения учебного материала, но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого обучащегося. Особенно актуальна она школе, где обучаются дети с нарушением интеллектуального развития. В результате повышается рефлексивность (осознанность) и мотивация учения, появляется удовлетворение результатами обучения.

Каждый учитель может реализовать эту технологию, например, через применение разноуровневых заданий непосредственно на уроках и для домашней работы. Что мы постоянно и делаем.

Пример задания на уроке географии по теме «Степи»:

Составить 2 предложения со словами:

1 вариант (более сложный): степь, климат.

2 вариант (для детей, которым сложнее дается обучение): суслик, ковыль.

Технология проблемного обучения 

В школе для детей с УО мы часто сталкиваемся с отсутствием или слабостью мотивации обучения. Для создания положительной мотивации, использую элементы технологии ПО. А именно предлагаю обучающимся решить проблемную ситуацию, которая интересна и значима для них.

Пример: Тема «Ориентирование по местным признакам природы». В начале урока задаю проблемную ситуацию: «Грибник потерял в лесу компас. Он знает, что выходить нужно на север. Как в лесу определить, где север?» Ребята понимают, что такая ситуация может случиться с каждым, таким образом возникает положительный мотив, который позволит им лучше освоить тему урока.  

Игровые технологии.

 Конечно это использование дидактических игр. Практика показывает, что уроки с использованием игровых ситуаций, делая увлекательным учебный процесс, способствуют появлению активного познавательного интереса обучающихся.

В своей работе я использую игровую деятельность

  • в качестве части урока (при работе с географическими понятиями и названиями, при повторении и закреплении). «Живой алфавит».

  • в качестве целого урока, например, «Конкурс знатоков географии», «Экологический КВН» и др.

Информационно-коммуникационные технологии.

ИКТ оживляют учебный процесс за счёт новизны, реалистичности и динамичности. При использовании ИКТ знания приобретаются по разным каналам восприятия, а значит, лучше усваиваются и запоминаются.

 Я использую следующие варианты применения ИКТ:

  1. Мультимедийные презентации. Подготовка презентаций – серьезный творческий процесс, каждый элемент которого должен быть продуман и осмыслен с точки зрения восприятия ученика. Уроки становятся интереснее, эмоциональнее, они позволяют учащимся в процессе восприятия задействовать зрение, слух, воображение, что позволяет глубже погрузиться в изучаемый материал. Мультимедийная презентация даёт возможность подать географическую информацию в максимально наглядной и легко воспринимаемой форме, что очень важно для обучения географии.
  2. Большой интерес вызывают также интерактивные игры по определенной теме: например, интерактивные кроссворды или викторины. В случае правильно названных ответов, в поле появляется слово и иллюстрация, в противном случае звучит сигнал или появляется слово «подумай».
  3. Просмотр учебных видеофильмов. Не больше 10 – 15 минут от урока, перед просмотром обязательно дается задание по содержанию фильма, которое делает эту форму работы осознанной.
  4. В ближайших моих планах приобретение и применение интерактивных карт, которые обладают бесспорным преимуществом, по сравнению с печатными носителями информации. Компьютерные программы позволяют не только быстро «раскрыть» необходимую информацию, но и, выбрав интересующий в данный момент участок, рассмотреть его в другом масштабе, перейти от составных элементов к целостному восприятию и наоборот.

На своих уроках использую элементы здоровьесберегающих технологий, цель которых - обеспечить обучающимся возможность сохранения здоровья. Важная составная часть здоровьесберегающей работы учителя – это рациональная организация урока, обеспечение смены видов деятельности, предупреждение утомления, искривления осанки.

Для этого провожу динамические паузы: «Кто меня слышит», «Руки – ноги», «Дружное эхо».

Внеурочные воспитательно – образовательные технологии предполагают вовлечение в дополнительные формы развития личности. Это проведение предметных недель, конкуров, экскурсий, виртуальных экскурсий и т. д.

Проектная деятельность.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве, проблемным и исследовательским методом обучения, повышает интерес к предмету.

 В заключении хочется отметить, что одни из педагогических технологий основаны на давно известных методах, формах, приемах обучения, другие связаны с новыми разработками в сфере педагогики и информационных технологий.  Но все они позволяют повысить интерес учащихся к учебной деятельности, предусматривают разные формы подачи и усвоения программного материала, заключают в себе большой образовательный, развивающий и воспитательный потенциал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные образовательные технологии в преподавании географии

Современные образовательные технологии в преподавании географии  ...

Аннотация к специальной индивидуальной программе развития обучающегося 1 класса с РАС с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15501419","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"349"}}]]Аннотация к специальной индивидуальной программе развития обуч...

Статья " Использование современных образовательных технологий на уроках истории, как средство развития познавательной активности учащихся коррекционной школы"

Статья в научно-методическом журнале  "Образовательный альманах", г.  Екатеринбург  выпуск № 4 от 14 апреля 2021г....

Использование современных образовательных технологий на уроках обществознания как средства развития познавательной активности обучающихся и создания условий для их самореализации.

Из всего многообразия инновационных направлений в развитии современной дидактики выделяются педагогическиетехнологии (образовательные технологии). Это обусловлено тем, что:- в условиях...

«Элементы современных образовательных технологий в преподавании русского языка и литературы» с целью повышения мотивации обучающихся».

Настоящая публикация посвящена исследованию возможностей внедрения элементов современных образовательных технологий в процесс преподавания русского языка и литературы с целью повышения учебной мотивац...