Современные образовательные технологии в преподавании географии как средство развития обучающихся с особыми познавательными потребностями (с умственной отсталостью легкой и средней степени).
статья по географии по теме

Современные образовательные технологии в преподавании географии как средство развития обучающихся с особыми познавательными потребностями (с умственной отсталостью легкой и средней степени).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современные образовательные технологии в преподавании географии как средство развития обучающихся с особыми познавательными потребностями (умственной отсталостью легкой и средней степени).

 Сегодня овладение современными педагогическими технологиями, их применение – обязательная компетенция профессиональной деятельности каждого педагога.

     Слово «технология» происходит от греческих слов – искусство, мастерство и учение. Поэтому термин «педагогическая технология» в буквальном переводе означает учение о педагогическом искусстве, мастерстве.

Педагогическая технология – особый способ обучения, который позволяет повысить эффективность усвоения образовательных компетенций детьми с ООП.

   Перечислю основные современные педагогические технологии, элементы которых возможно применять на уроках, в том числе и географии в школе для детей с УО:

1. технология личностно – ориентированного или разноуровневого обучения

2. групповые технологии или обучение в сотрудничестве

3. технология проблемного обучения

4. технология проектной деятельности

5. игровые технологии

6. информационно-коммуникационные технологии

7. здоровьесберегающие технологии

8. внеурочные воспитательно – образовательные технологии

Рассмотрим их подробнее.

Технология разноуровневого обучения является способом реализации принципа индивидуализации и дифференциации обучения, которые используются в педагогике давно.  Технология разноуровневого обучения – это технология организации учебного процесса, в рамках которой предполагается разный уровень усвоения учебного материала, но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого обучащегося. Особенно актуальна она школе, где обучаются дети с нарушением интеллектуального развития. В результате повышается рефлексивность (осознанность) и мотивация учения, появляется удовлетворение результатами обучения.

Каждый учитель может реализовать эту технологию, например, через применение разноуровневых заданий непосредственно на уроках и для домашней работы. Что мы постоянно и делаем.

Пример задания на уроке географии по теме «Степи»:

Составить 2 предложения со словами:

1 вариант (более сложный): степь, климат.

2 вариант (для детей, которым сложнее дается обучение): суслик, ковыль.

Технология проблемного обучения 

В школе для детей с УО мы часто сталкиваемся с отсутствием или слабостью мотивации обучения. Для создания положительной мотивации, использую элементы технологии ПО. А именно предлагаю обучающимся решить проблемную ситуацию, которая интересна и значима для них.

Пример: Тема «Ориентирование по местным признакам природы». В начале урока задаю проблемную ситуацию: «Грибник потерял в лесу компас. Он знает, что выходить нужно на север. Как в лесу определить, где север?» Ребята понимают, что такая ситуация может случиться с каждым, таким образом возникает положительный мотив, который позволит им лучше освоить тему урока.  

Игровые технологии.

 Конечно это использование дидактических игр. Практика показывает, что уроки с использованием игровых ситуаций, делая увлекательным учебный процесс, способствуют появлению активного познавательного интереса обучающихся.

В своей работе я использую игровую деятельность

  • в качестве части урока (при работе с географическими понятиями и названиями, при повторении и закреплении). «Живой алфавит».

  • в качестве целого урока, например, «Конкурс знатоков географии», «Экологический КВН» и др.

Информационно-коммуникационные технологии.

ИКТ оживляют учебный процесс за счёт новизны, реалистичности и динамичности. При использовании ИКТ знания приобретаются по разным каналам восприятия, а значит, лучше усваиваются и запоминаются.

 Я использую следующие варианты применения ИКТ:

  1. Мультимедийные презентации. Подготовка презентаций – серьезный творческий процесс, каждый элемент которого должен быть продуман и осмыслен с точки зрения восприятия ученика. Уроки становятся интереснее, эмоциональнее, они позволяют учащимся в процессе восприятия задействовать зрение, слух, воображение, что позволяет глубже погрузиться в изучаемый материал. Мультимедийная презентация даёт возможность подать географическую информацию в максимально наглядной и легко воспринимаемой форме, что очень важно для обучения географии.
  2. Большой интерес вызывают также интерактивные игры по определенной теме: например, интерактивные кроссворды или викторины. В случае правильно названных ответов, в поле появляется слово и иллюстрация, в противном случае звучит сигнал или появляется слово «подумай».
  3. Просмотр учебных видеофильмов. Не больше 10 – 15 минут от урока, перед просмотром обязательно дается задание по содержанию фильма, которое делает эту форму работы осознанной.
  4. В ближайших моих планах приобретение и применение интерактивных карт, которые обладают бесспорным преимуществом, по сравнению с печатными носителями информации. Компьютерные программы позволяют не только быстро «раскрыть» необходимую информацию, но и, выбрав интересующий в данный момент участок, рассмотреть его в другом масштабе, перейти от составных элементов к целостному восприятию и наоборот.

На своих уроках использую элементы здоровьесберегающих технологий, цель которых - обеспечить обучающимся возможность сохранения здоровья. Важная составная часть здоровьесберегающей работы учителя – это рациональная организация урока, обеспечение смены видов деятельности, предупреждение утомления, искривления осанки.

Для этого провожу динамические паузы: «Кто меня слышит», «Руки – ноги», «Дружное эхо».

Внеурочные воспитательно – образовательные технологии предполагают вовлечение в дополнительные формы развития личности. Это проведение предметных недель, конкуров, экскурсий, виртуальных экскурсий и т. д.

Проектная деятельность.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве, проблемным и исследовательским методом обучения, повышает интерес к предмету.

 В заключении хочется отметить, что одни из педагогических технологий основаны на давно известных методах, формах, приемах обучения, другие связаны с новыми разработками в сфере педагогики и информационных технологий.  Но все они позволяют повысить интерес учащихся к учебной деятельности, предусматривают разные формы подачи и усвоения программного материала, заключают в себе большой образовательный, развивающий и воспитательный потенциал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные образовательные технологии в преподавании географии

Современные образовательные технологии в преподавании географии  ...

Аннотация к специальной индивидуальной программе развития обучающегося 1 класса с РАС с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15501419","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"349"}}]]Аннотация к специальной индивидуальной программе развития обуч...

Диалоговые технологии на уроках географии как средство развития коммуникативной компетентности обучающихся

Данная разработка представляет собой адаптированную систему упражнений для развития коммуникативной компетенции обучающихся по разным разделам программы на уровнях основного общего образования и средн...

Статья " Использование современных образовательных технологий на уроках истории, как средство развития познавательной активности учащихся коррекционной школы"

Статья в научно-методическом журнале  "Образовательный альманах", г.  Екатеринбург  выпуск № 4 от 14 апреля 2021г....

Учебно-методическое пособие «Арт-терапевтический подход как средство развития экологического сознания младших школьников с ОВЗ (умственная отсталость)»

Цель работы:Раскрытие потенциала арт-педагогики для развития экологического мышления младших школьников с ОВЗ.Задачи работы:Разработка арт-педагогической программы экологической направленности;А...