Урок географии 5 класс "Мир звезд".
план-конспект урока по географии (5 класс) на тему

Оболенских Алла Анатольевна

Открытый урок географии в 5 классе по теме "Мир звезд".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок географии 5 класс "Мир звезд"72.37 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока  по географии в 5 классе

Тема урока: «Мир  звезд».

Тип урока :комбинированный, урок - путешествие.

Цели: Воспитательные: воспитание чувства ответственности, бережного отношения к окружающей среде,  развитие  

коммуникативных умений; развитие  интереса  к изучаемому  предмету.

Образовательные: организовать деятельность учащихся по изучению нового материала, дать представление о размерах и природе Солнца как центра Солнечной системы и ближайшей к нам звезде; о многообразии звезд  по размерам и цвету, раскрыть значение солнечной энергии для живой и неживой природы.

Развивающие: создать условия для развития познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

 способствовать развитию умений выделять, описывать и объяснять существенные признаки основных понятий темы;

  способствовать развитию навыков самостоятельной работы с географическими текстами, учебником, схемами, делать

обобщения и выводы.

Планируемые результаты:

Личностные: осознание ценности  географических знаний, как важнейшего компонента  научной картины мира.

Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; овладение практическими умениями работы с учебником, рабочими тетрадями.

Предметные: знание и объяснение существенных признаков понятий, использование их для решения учебных задач.

Универсальные учебные действия (УУД).

Личностные: осознавать необходимость изучения темы.

Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

Познавательные: извлекать, отбирать и анализировать информацию, добывать новые знания из  источников ЭОР, перерабатывать  информацию для получения необходимого результата.

Коммуникативные: уметь общаться и взаимодействовать друг с другом .

Задачи:

-дать представление о многообразии звезд по размерам и цвету, об особенностях Солнца как ближайшей нам звезде;

-формировать у обучающихся умение выделять и называть отличительные черты звезд.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентационный материал, бортовой журнал

№ н/п

Наименование этапа урока, цель.

Деятельность учителя.

Деятельность обучающихся.

Формируемые УУД

Приме

чание

I

Организационный момент

Мотивация  к учебной деятельности.

Цель: создание условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Мотивироватьобучающихся  к  учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.

  • Здравствуйте ребята!

Дорогие ребята, сегодня на урок пришли

гости. Наш урок пройдет в необычной форме. Я хочу пригласить всех присутствующих совершить  путешествие по Вселенной. Давайте улыбнемся друг другу, настроимся на поиск и творчество, начнем урок.

  • Приветствие гостей.

Установление обучающимися связи между учебной деятельностью и ее мотивом.

Коммуникативные:

:Планирование учебного сотрудничества.

II

Актуализация знаний

Проверка домашнего задания

Цель: закрепление знаний и умений, приобретенных на предыдущем уроке.

А) задания на знание фактов и понятий (фронтальный опрос)

  • Но перед тем , как отправиться в путешествие, мы соберем багаж знаний, который может понадобиться нам в дороге

Для этого нам необходимо повторить тот материал, который мы уже знаем,  и  выясни, что  мы хотели бы узнать еще.

  • Что составляет  Солнечную систему?

  • На какие две  группы  делят  планеты Солнечной  системы?

  • Какие планеты относят к земной группе?

  • Я предлагаю ответить на вопросы – загадки о планетах Солнечной системы.


1. Крохотулечка-планета 
Первой Солнышком согрета, 
И проворна - год на ней 
Восемьдесят восемь дней.       

2. Только Солнце и Луна 
В небе ярче, чем она. 
Да и горячей планеты 
В Солнечной системе нету.     

3. На планете чудеса: 
Океаны и леса, 
Кислород есть в атмосфере, 
Дышат люди им и звери.         

4. То худеет, то полнеет, 
Светит с неба, но не греет, 
И на Землю лишь одной 
Вечно смотрит стороной.         

5. Над планетой красной кружат 
Каменюки Страх и Ужас. 
Нет горы нигде на свете 
Выше, чем на той планете.     


6. Великан-тяжеловес 
Мечет молнии с небес, 
Полосат он, словно кошка, 
Жаль худеет понемножку.       

7. Пышный газовый гигант 
Брат Юпитера и франт 
Любит он, чтоб рядом были 
Кольца изо льда и пыли.       

8. Он уже который век 
Среди братьев-римлян грек, 
И сквозь космоса тоску 
Мчится, лежа на боку.     

9. На планете синей-синей 
Дует ветер очень сильный. 
Год на ней велик весьма - 
Длится 40 лет зима.

  • Про что вы отгадывали загадки?         

  • Продолжите фразу:планеты входят в состав …..
  • Какие еще небесные тела можно увидеть в Солнечной системе?  
  • Возьмите карточки, которые лежат на парте.

Я вам буду называть характеристики небесных тел,  а вы поднимаете карточку  с написанным на ней небесным телом.

1.        При приближении к Солнцу у неё появляется хвост .(комета)

2.        Они неправильной формы (астероид)

3.        Ядро состоит изо льда (комета)

4.        Их называют малые планеты

 5.        Челябинский , тунгусский.

6.        Хвостатая

 7.        Оставляют кратеры.                

  • Молодцы ! Вы хорошо справились с заданиями.

  • Солнечную систему

составляет Солнце и  движущие вокруг  него небесные тела.

  • Планеты делят на две

группы: планеты земной группы и планеты гиганты.

  • К земной группе

  относят Меркурий, Венеру, Землю, Марс.

Меркурий)

(Венера)

(Земля)

(Луна)

(Марс)

(Юпитер)

( Сатурн)

( Уран )

(Нептун )

  • Про планеты.

  • Солнечной системы.

  • Астероиды, кометы  

метеоры, метеориты.

  • Комета.

  • Астероид.

  • Комета.

  • Астероиды.

  • Метеорит

  • Комета.

  • Метеориты.

Регулятивные:

саморегуляция.

Познавательные

Ориентация в своей системе знаний, умение систематизировать знания по теме «Малые тела  Солнечной системы:астероиды,

кометы

метеоры

метеориты.

III

Самоопределение

к деятельности

Цель: формирование умения определять цели и задачи урока.

  • Мы вспомнили все составные части  Солнечной системы, а о чем мы умолчали?

  • А что такое Солнце?

  • Таким  образом, что мы будем с вами изучать  на уроке ?

Правильно, ребята!

  • О Солнце.

  • Звезда

  • Звезды

  • Мир звезд.

Регулятивные:

Установление новой учебной задачи в сотрудничестве с учителем.

Познавательные:

Отвечать на вопросы  учителя ,выделять нужную информацию.

Коммукативные:

Учебное сотрудничество.

IY

Сообщение темы, цели и задач урока.

Цель: ознакомление обучающихся с темой урока, его целью и задачами.

  • У каждого из вас на парте лежит бортовой журнал урока, в   котором

вы будете работать по ходу изучения новой темы. Запишите в него тему урока.

слайд № 1  

Регулятивные:

Формировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила.

Понавательные:Использовать общие приемы решения задач.

Коммуникативные:

Ставить вопросы и обращаться за помощью.

Y

Открытия нового знания с последующим  включением его в систему знаний.

Цель: Формирование устойчивого познавательного интереса.Понимание многообразия звезд, как различаются  звезды по размерам и цвету. Формирование умения давать определения понятиям «звезды»

.

Итог урока

Цель: обобщение знаний, полученных на уроке

Домашнее задание:

Цель: развитие  самостоятельности и творческих  особенностей  обучающихся

Рефлексия

Цель: выявление  уровня заинтересованности обучающихся; развитие  умения оценивать себя и окружающихся

  • Жил  когда-то в лесу одноглазый  троль

.  Задумал он построить себе дом – такой  же, как  у людей. Но не на Земле, на Солнце. Оно маленькое, аккуратненькое,места мне как раз хватит. Сидит мечтает: вот залезу на самую высокую гору, отсюда до Солнца  рукой подать,  согреюсь хоть, покупаюсь,позагораю.

В чем ошибка троля?  

  • У нас в классе есть любопытный

мальчик, он много читал, интересовался  и подготовил небольшое сообщение о звездах.

Спасибо. Интересное сообщение подготовил Максим?

Что вам запомнилось?

 

Однажды я прочитала интересное   стихотворение одного мальчика о звездах. Я предлагаю его вашему вниманию, оно у вас в бортовом журнале:

Что такое звезды?

Если спросят вас,

Отвечайте смело-

Они ЗАМЕРЗШИЙ газ.

А еще запомните

дети навсегда,

МАЛЕНЬКАЯ очень

Каждая звезда.

Найдите ошибки в стихотворении и исправьте их Во время работы используйте учебник на стр 66

Исправили? Прочитайте.

  • Что же такое звезда?

  • Сформулируем определение и запишем

 его в бортовой журнал. ЗВЕЗДА-ОГРОМНЫЙ , раскаленный, газовый шар

  • Люди издавна интересовались

небесными светилами. Невооруженным глазом можно увидеть около 6000 звезд, а с помощью бинокля, телескопа можно увидеть миллиарды звезд, астрономы нашего времени и сейчас делают открытия.

По каким признакам они отличаются? В определении мы с вами указали, что звезда это огромное небесное тело. Речь идет о каком параметре, характеристика чего ?

Какими же бывают звезды по размерам?  Найдите информацию о размерах звезд в учебнике на стр 66

Заполним схему в бортовом журнале

https://botan.cc/prepod/_bloks/pic/6bwhaw3_2.png

И сделаем запись в журнал

Звезды по размерам: сверхгиганты, гиганты и карлики

-Сверхгиганты- это в сотни раз больше Солнца.

- Гиганты – это звезды  в десятки раз больше Солнца

- Карлики  такие же, как Солнце и меньше.

Слайд.

  • А как вы думаете, какая из звезд изучена человеком лучше других?
  • Почему ?

Откройте бортовой журнал и заполните пропуски в тексте используя стр 66

Солнце - это центр нашей Солнечной системы. Его диаметр примерно в………. раз больше Луны и в 109 раз больше Земли. Солнце- массивное. Масса Солнца в ….. раз тяжелее всех планет Солнечной системы. Солнце- …………, …………………… шар. Температура внутри него ……………..градусов.

Проверка на слайде

Физминутка

Мы немножко отдохнём.

Встанем, глубоко вздохнём.

Руки вверх, проснулось Солнце

И тихонько поднялось

Наклонилось вправо ,влево

И в улыбке расплылось.

Ну что, ребята, отдохнули?

  • Звезды так же различаются по

температуре и цвету. Люди обычно краснеют, когда им жарко , и белеют ,когда холодно. А вот у звезд все наоборот: чем горячее звезда, тем она белее, а чем холоднее, тем краснее.

Есть белые, голубые, желтые и красные. (работа с карточкой)Закрасить звезды по порядку: от самой горячей, до самой холодной . Сегодня средства наблюдения позволяют судить о температуре достаточно точно.

Виды звезд по цвету

40000             15000                6000                    3000

  Итак вы закрасили, звезды, имеющие самую высокую температуру

40000 – окрашены в голубой цвет,  звезды  имеющие, температуру 6000 –желтые,

3000 –красные.

А зная температуру на Солнце, определите какой у нее цвет?

Молодцы

Посмотрите на карту звездного неба, что

 вы можете сказать о расположении звезд ?

Слайд

Действительно, астрономы наблюдая за звездами , этими группами и соединяя линиями звезды увидели различные фигуры, дали им названия.

 Пользуясь 68 стр. сформулируйте понятие – как называются скопление звезд?

Запишем в журнал.

Созвездие- группа звезд расположенных рядом, образующих определенную фигуру.

  • А вы   знаете какие ни будь созвездия

        Давайте попробуем сами создать свою карту звездного неба, я вам предлагаю соединить линиями звезды и дать названия созвездиям

  • Сегодня мы с вами совершили

интересное  путешествие в мир звезд и поведем  итоги. На доске прикреплены карточки( обратной стороной) с началом понятий.Нужно выйти , открыть карточки и устно дополнить предложения.

«звезда- это…..

«созвездие – это….

« Солнце – это….

«По размерам звезды бывают…..

«По  цвету звезды бывают ……

Изучить материал учебника  п.13 и подготовить проект о созвездии в котором вы родились.

.

1        Сегодня на уроке мне …..

2.        Меня особенно удивило то, что ……

3.        До начала урока  я думал, что ……                   а сейчас знаю …….

4.        Было бы хорошо, если бы …….

5.        Мне не понравилось ……..

Варианты ответов обущающихся

Сообщение.

Солнце-звезда

  • Что такое звезды?

Если спросят вас,

Отвечайте смело-

 раскаленный газ.

А еще запомните

дети навсегда,

Что большая очень

Каждая звезда

ЗВЕЗДА-ОГРОМНЫЙ , раскаленный, газовый шар

Записали

        

  • О размере.

.

  • Солнце
  • Оно ближе всего к Земле.

  • Желтого

  • Они расположены не

равномерно, а группами.

  • Созвездие.

Понавательные:

Ориентация в системе знаний, умение отличать новое от уже известного.

Коммуникативные:   учебное сотрудничество

Бортовой журнал обучающегося

5 класса

Ф. И.


1.Тема  урока ___________________________________________________________________________________________________________

2. Найдите ошибки в стихотворении и исправьте их.

                                             Что такое  звезды?

                                              Если спросят вас,

                                              Отвечайте смело

                                              Они ………………газ.

                                              А  еще запомните

                                              Дети навсегда

                                               …………очень,

                                              Каждая звезда.

3.Звезда  это________________________________________________________________________________________        

4.  Заполнить  схему.

                                                   

        

Сверхгиганты  - это______________________________________________________________________________

Гиганты  - это____________________________________________________________________________________

Карлики – это____________________________________________________________________________________

5. Заполнить пропуски в тексте.

Солнце – это центр нашей Солнечной системы.  Его диаметр примерно в ……….. раз больше Луны и в 109  раз больше  Земли.  Солнце массивное.  Масса Солнца  в ……..раз  тяжелее  всех  планет Солнечной системы.  Солнце - ……………, …………….   шар.  Температура  внутри  него ……….      градусов.

6. Созвездие – это___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

7. 

1        Сегодня на уроке мне …..

2.        Меня особенно удивило то, что ……

3.        До начала урока  я думал, что ……                   а сейчас знаю …….

4.        Было бы хорошо, если бы …….

5.        Мне не понравилось ……..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок географии. 7 класс.Развитие земной коры(по уч. Алексеева "Полярная звезда")

Это конспект урока по теме "Развитие земной коры" с использованием интерактивной карты ....

Урок географии с учетом формирования УУД в условиях реализации ФГОС ТЕМА. Рельеф Земли. Горы. 5 класс ( линия учебников «Полярная звезда»)

Цели данного урока: сформировать понятие «горы», выяснить, как различаются горы по высоте, представление об условиях жизни   и хозяйственной деятельности людей в горах,  продолжить форм...

Урок географии в 5 классе. Учимся с «Полярной звездой». Составляем план местности

Урок географии в 5 классе "Составляем план местности" разработан в соответствии  тематической структуре учебника для 5-6 классов линии "Полярная звезда". На уроке проводится работа с основными эл...

Использование ИКТ на уроках географии при работе по УМК линии "Полярная звезда".

Использование ИКТ при работе по УМК линии "Полярная звезда"....

Урок географии в 7 классе. Тема "Африка. Учимся с Полярной звездой"

Тема урока "Африка. Учимся с Полярной звездой....