Рабочая программа по географии "Полярная звезда" 6 кл
рабочая программа по географии (6 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kalendarno-tematicheskoe_planirovanie.docx | 42.48 КБ |
poyasnitelnaya_zapiska.docx | 45.46 КБ |
Предварительный просмотр:
4. Календарно-тематическое планирование
№ уроков | Тема урока | Планируемые результаты обучения | Возможные виды деятельности учащихся | Возможные формы контроля | Практические работы | Домашнее задание | ИКТ | |||||||||||
Предметные умения | Универсальные учебные действия | |||||||||||||||||
Введение. Географическое познание нашей планеты (6 ч) | ||||||||||||||||||
6А 3.09 6Б 5.09 6В 5.09 6Г 5.09 | 1 | География как наука. Что она изучает? | Строить модель гномона.Измерять высоту Солнца над горизонтом. Составлять свою «Карту мира» в «Дневнике географа-следопыта» | Работа с учебником, текстом, атласом, слушание учителя | Фронтальный опрос | Видео География | ||||||||||||
6А 10.09 6Б 12.09 6В 12.09 6Г 12.09 | 2 | Начало географического познания Земли | Читать фрагмент «Книги о разнообразии мира» Марко Поло. Работать со своей «Картой мира» в «Дневнике географа-следопыта». Оценивать прогноз погоды на лето, составленный по народным приметам в 5 классе[1] | Работа с учебником, атласом, выступление учащихся | Фронтальный опрос | §1 | Видео География | |||||||||||
6А 17.09 6Б 19.09 6В 19.09 6Г 19.09 | 3 | География в Средние века (Европа) | Изучать устройство компаса. Создавать модель компаса. Определять направление на стороны горизонта и визировать по компасу | Работа с учебником, текстом, атласом, слушание учителя и выступление учащихся | Фронтальный опрос | § 2 | Видео География | |||||||||||
6А 24.09 6Б 26.09 6В 26.09 6Г 26.09 | 4 | География в Средние века (Азия) | Работать с топонимическим словарём. Создавать игру «Материки и части света» | Работа с учебником, текстом, атласом, слушание учителя и выступление учащихся | Фронтальный опрос | § 3 | Видео География | |||||||||||
6А 1.10 6Б 3.10 6В 3.10 6Г 3.10 | 5 | Великие географические открытия | Подготовить свою первую научную экспедицию с целью обнаружения географического объекта своей местности — памятника природы. Проводить, обрабатывать результаты и подводить итоги школьной экспедиции | Работа с учебником, текстом, атласом, слушание учителя и выступление учащихся | Фронтальный опрос | § 4 | Видео География | |||||||||||
6А 8.10 6Б 10.10 6В 10.10 6Г 10.10 | 6 | Географические открытия и исследования в XVI–XIX вв. | Изучать изображения Земли из космоса. Работать по освоению «языка» космических снимков | Работа с учебником, текстом, атласом, слушание учителя и выступление учащихся | Фронтальный опрос | § 5,6 | Видео География | |||||||||||
Изображение земной поверхности (12 ч) | ||||||||||||||||||
План местности (6 ч) | ||||||||||||||||||
6А 15.10 6Б 17.10 6В 17.10 6Г 17.10 | 7 | Изображения земной поверхности | Сравнивать различные изображения территории музея-заповедника «Поленово». Определять изображения, дающие наиболее полную и точную информацию о местности | Работа с учебником, текстом, атласом, слушание учителя и выступление учащихся | Фронтальный, индивидуальный опрос | § 7 | Видео География | |||||||||||
6А 22.10 6Б 24.10 6В 24.10 6Г 24.10 | 8 | Ориентирование на местности | Готовить самодельное оборудование для проведения ориентирования на местности. Определять среднюю длину своего шага. Проводить ориентирования на объекты, расположенные на пришкольном участке | Работа с учебником, текстом, атласом, Отвечать на вопросы учителя. Моделирование. | Фронтальный, индивидуальный опрос | § 8 | Видео География | |||||||||||
6А 29.10 6Б 31.10 6В 31.10 6Г 31.10 | 9 | Топографический план и топографическая карта | Создавать игру «Топографическое домино». Проводить чемпионат по топографическому домино | Работа с учебником, текстом, атласом, выступление учащихся Составление календаря природы | Фронтальный, индивидуальный опрос. Фенологические наблюдения за состоянием погоды. | Пр.р.№1 «Определение на местности направлений и расстояний» | § 9 | Видео География | ||||||||||
6А 12.11 6Б 14.11 6В 14.11 6Г 14.11 | 10 | Как составляют топографические планы и карты. | Проводить полярную съёмку пришкольного участка. Проводить маршрутную съёмку местности и составлять план «Мой путь из дома в школу» | Работа с учебником, текстом, атласом, выступление учащихся. Моделирование. | Наблюдение за высотой Солнца над горизонтом | Пр.р.№2 «Составление простейшего плана местности» | § 10 | Видео География | ||||||||||
6А 19.11 6Б 21.11 6В 21.11 6Г 21.11 | 11 | Изображение рельефа на топографических планах и картах. | Создавать и работать с макетами холмов. Обозначать на макетах линии с одинаковой высотой. Определять зависимость густоты горизонталей от крутизны скатов холмов. Читать топографическую карту своей местности, определять относительные высоты отдельных форм рельефа | Работа с тестом. | Письменный опрос | § 11 | Видео География | |||||||||||
6А 26.11 6Б 28.11 6В 28.11 6Г 28.11 | 12 | Виды планов и их использование. | Создавать серию схематических планов «Этапы Куликовской битвы» по описаниям в «Дневнике географа-следопыта». Разрабатывать план реконструкции пришкольного участка и выбирать места для установки около школы солнечных часов | Итоговый контроль №1 по теме «План местности» | § 12 | Видео География | ||||||||||||
Глобус и географическая карта — модели земной поверхности (6 ч) | ||||||||||||||||||
6А 3.12 6Б 5.12 6В 5.12 6Г 5.12 | 13 | Глобус — модель Земли | Работать со школьным глобусом: определять масштаб, измерять длину экватора и меридианов, определять расстояния между объектами, протяжённость Африки с севера на юг | Работа с учебником, текстом, атласом, слушание учителя. | Индивидуальный и фронтальный опрос | § 13 | Видео География | |||||||||||
6А 10.12 6Б 12.12 6В 12.12 6Г 12.12 | 14 | Географические координаты. Географическая широта. | Изготавливать широтную линейку для школьного глобуса. Определять по глобусу с помощью широтной линейки широту Северного и Южного тропиков, Северного и Южного полярных кругов. Определять географические долготы. Определять положение географического центра России по географическим координатам | Моделирование. Работа с текстом учебника, слушание ответов на вопросы учащихся | Определение географических координат | § 14 | Видео География | |||||||||||
6А 17.12 6Б 19.12 6В 19.12 6Г 19.12 | 15 | Географические координаты. Географическая долгота. | Изготавливать масштабную линейку для школьного глобуса. Измерять расстояния по глобусу с помощью масштабной линейки. Изготавливать кольцевую подставку для школьного глобуса. Ориентировать глобус в соответствии с широтой школьного здания и направлением «север — юг». Создавать рельефную карту Африки в технике бумагопластики | Работа с, коллекцией горных пород. Практикум. | Индивидуальный и фронтальный опрос. | § 15 | Видео География | |||||||||||
6А 24.12 6Б 26.12 6В 26.12 6Г 26.12 | 16 | Определение расстояний и высот по глобусу | Изучать правила работы с контурными картами. Обозначать положение географического объекта на контурной карте, показывать направления на основные стороны горизонта в различных частях контурной карты | Работа с учебником, текстом, атласом, слушание учителя и одноклассников. | Индивидуальный и фронтальный опрос. | § 16 | Видео География | |||||||||||
6А 14.01 6Б 16.01 6В 16.01 6Г 16.01 | 17 | Географическая карта | Создавать игру «Картографическое домино». Изготавливать самодельный эклиметр. Определять географические координаты школьного здания с помощью GPS-приёмника (по возможности). Проводить чемпионат по картографическому домино. Измерять высоту Полярной звезды с помощью самодельного эклиметра (совместно с родителями) | Работа с учебником, текстом, атласом, слушание учителя и одноклассников. | Индивидуальный и фронтальный опрос | § 17 | Видео География | |||||||||||
6А 21.01 6Б 23.01 6В 23.01 6Г 23.01 | 18 | Географические карты и навигация в жизни человека | Создавать игру «Картографическое домино». Изготавливать самодельный эклиметр. Определять географические координаты школьного здания с помощью GPS-приёмника (по возможности). Проводить чемпионат по картографическому домино. Измерять высоту Полярной звезды с помощью самодельного эклиметра (совместно с родителями) | Работа с учебником, текстом, атласом. ВидеоГрафия. Практикум | Индивидуальный и фронтальный опрос | § 18 | Видео География | |||||||||||
Геосферы Земли (15 ч) | ||||||||||||||||||
Литосфера (5 ч) | ||||||||||||||||||
6А 28.01 6Б 30.01 6В 30.01 6Г 30.01 | 19 | Минералы. | Работать с коллекцией минералов и горных пород. Описывать свойства одного минерала, определять его твёрдость. Записывать результаты изучения минерала в «Дневнике географа-следопыта» | Работа с учебником, текстом, атласом, видео материалами. Слушание одноклассников | Индивидуальный и фронтальный опрос | § 19 | Видео География | |||||||||||
6А 4.02 6Б 6.02 6В 6.02 6Г 6.02 | 20 | Выветривание и перемещение горных пород. | Заочно знакомиться с известняковыми пещерами. Готовить и проводить опыт по выращиванию сталактита и сталагмита. Наблюдать первые результаты опыта | Работа с тестом, картографическим материалом. | Письменный опрос | § 20 | Видео География | |||||||||||
6А 11.02 6Б 13.02 6В 13.02 6Г 13.02 | 21 | Рельеф земной поверхности. Горы суши. | Описывать географическое положение Анд по глобусу или физической карте на основе плана с примерами.Составлять план описания Гималаев на основе работы с текстом учебника. Описывать Кавказские горы с использованием плана, разработанного на уроке | Работа с тестом, картографическим материалом. | Индивидуальный и фронтальный опрос | § 21 | Видео География | |||||||||||
6А 18.02 6Б 20.02 6В 20.02 6Г 20.02 | 22 | Равнины и плоскогорья суши. | Описывать географическое положение Амазонской низменности по глобусу или физической карте на основе плана с примерами. Составлять план описания Великой Китайской равнины на основе работы с текстом учебника. Описывать Западно-Сибирскую равнину с использованием плана, разработанного на уроке | Работа с тестом, картографическим материалом. | Индивидуальный и фронтальный опрос | § 22 | Видео География | |||||||||||
6А 25.02 6Б 27.02 6В 27.02 6Г 27.02 | 23 | Рельеф дна Мирового океана. | Изучать рельеф дна Чёрного моря с целью определения оптимального маршрута прокладки подводных линий газопроводов. Строить упрощённый профиль дна Чёрного моря по линии пролегания маршрута газопровода | Итоговый контроль №2 по теме «Литосфера» | § 23 | Видео География | ||||||||||||
Атмосфера – (6ч) | ||||||||||||||||||
6А 4.03 6Б 6.03 6В 6.03 6Г 6.03 | 24 | Как нагревается атмосферный воздух. | Исследовать условия нагрева подстилающей поверхности солнечными лучами с помощью упрощённой модели. Определять суточную амплитуду температуры воздуха по данным своего дневника погоды. Сравнивать значения амплитуды температуры воздуха при безоблачной и при пасмурной погоде. Объяснять отмеченные различия | Работа с текстом учебника, атласом. Постановка опыта, наблюдение | Индивидуальный и фронтальный опрос | Пр.р.№3 «Наблюдение за погодой. Ведение календаря погоды» | § 24 | Видео География | ||||||||||
6А 11.03 6Б 13.03 6В 13.03 6Г 13.03 | 25 | Атмосферное давление | Изучать устройство и правила работы с барометром-анероидом.Измерять атмосферное давление на разных этажах здания. Определять высоты по разности атмосферного давления | Работа с текстом учебника, атласом, дневником наблюдений. Моделирование метеоприборов. | Индивидуальный и фронтальный опрос. | § 25 | Видео География | |||||||||||
6А 18.03 6Б 20.03 6В 20.03 6Г 20.03 | 26 | Движение воздуха | Определять преобладающие направления ветра в различных российских городах. Разрабатывать маршруты кругосветного путешествия на воздушном шаре. Изготавливать воздушный шар | Работа с текстом учебника, дневником наблюдений. Презентация «Различные виды атмосферных явлений» | Индивидуальный и фронтальный опрос | § 26 | Видео География | |||||||||||
6А 1.04 6Б 3.04 6В 3.04 6Г 3.04 | 27 | Вода в атмосфере. Виды облаков. | Проводить опыт, показывающий, как образуется туман.Описывать результаты опыта в «Дневнике географа-следопыта». Работать с таблицей данных о количестве осадков в различных городах мира, объяснять причины выявленных особенностей годового распределения осадков | Работа с тестом и картографическим материалом и цифровыми данными. | Индивидуальный и фронтальный опрос | § 27 | Видео География | |||||||||||
6А 8.04 6Б 10.04 6В 10.04 6Г 10.04 | 28 | Вода в атмосфере. Виды осадков. | Проводить опыт, показывающий, как образуется туман.Описывать результаты опыта в «Дневнике географа-следопыта». Работать с таблицей данных о количестве осадков в различных городах мира, объяснять причины выявленных особенностей годового распределения осадков | Индивидуальный и фронтальный опрос | § 28 | Видео География | ||||||||||||
6А 15.04 6Б 17.04 6В 17.04 6Г 17.04 | 29 | Климат | Уметь обобщать материал по теме. Использовать картографический материал Осознание качества и уровня усвоения; волевая саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии | Индивидуальный и фронтальный опрос | Пр.р.№4 «Наблюдение за погодой. Ведение календаря погоды. Обобщение данных календаря погоды» | § 29 | Видео География | |||||||||||
6А 22.04 6Б 24.04 6В 24.04 6Г 24.04 | 30 | Обобщающий урок «Атмосфера Земли» | Уметь обобщать материал по теме. Использовать картографический материал Осознание качества и уровня усвоения; волевая саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии | Письменный опрос № 3 Тест «Атмосфера» | ||||||||||||||
Гидросфера – (2ч) | ||||||||||||||||||
6А 29.04 6Б 30.04 6В 30.04 6Г 30.04 | 31 | Воды Мирового океана | Составлять карту «Глобальный океанический конвейер». Находить примеры влияния нарушений в работе конвейера на климат Земли. Составлять план описания Северного Ледовитого океана на основе работы с текстом учебника. Описывать Индийский океан с использованием плана, разработанного на уроке | Работа с текстом учебника, дневником наблюдений. ВидеоГеография | Индивидуальный и фронтальный опрос | Пр. р. № 5 Наблюдение за объектами гидросферы, Обозначение и надписывание на к/к геогр. объектов – океанов, морей, проливов, рек, озер, о-вов, п-овов. | § 30 | Видео География | ||||||||||
6А 6.05 6Б 8.05 6В 8.05 6Г 8.05 | 32 | Воды суши. | Описывать географическое положение реки Нил по глобусу или физической карте на основе плана с примерами | Работа с текстом учебника, атласом. Составление маршрута морского путешествия | Фронтальный опрос (игра «Знатоки морских названий) | Пр.р. №6 «Описание по плану реки своей местности». | § 31 | Видео География | ||||||||||
Биосфера и почвенный покров (1 ч) | ||||||||||||||||||
6А 13.05 6Б 15.05 6В 15.05 6Г 15.05 | 33 | Биологический круговорот. Почва | Изучать механический состав и кислотность почвы на пришкольном участке. Отражать результаты исследования почвенных образцов в «Дневнике географа-следопыта» | Работа с текстом учебника, атласом Видео География | Фронтальный опрос. | Пр.р. №7 «Описание природной зоны по плану» | § 32 | Видео География | ||||||||||
Географическая оболочка Земли (1 ч) | ||||||||||||||||||
6А 20.05 6Б 22.05 6В 22.05 6Г 22.05 | 34 | Взаимосвязь оболочек Земли. Географическая оболочка | Описывать представителей различных рас по упрощённому плану с использованием фотографий и описаний расовых признаков. Фиксировать выводы о типичных расовых признаках в «Дневнике географа-следопыта» | Работа с текстом учебника, атласом. Выступление учащихся с сообщениями | Фронтальный опрос | § 33 | Видео География | |||||||||||
6А 27.05 6Б 29.05 6В 29.05 6Г 29.05 | 35 | Защита индивидуального проекта для «Портфеля достижений» | Формирование навыков и умений обобщения, работы с различными контрольно-измерительными материалами | Описание изменений природы в результате хозяйственной деятельности человека на примере своей местности |
[1] Курсивом выделены задания для работы во внеурочное время.
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
г. Шахты «Гимназия имени А.С. Пушкина»
Ростовской области
«Утверждаю» Директор МБОУ г. Шахты «Гимназия имени А.С.Пушкина» Приказ от«31» августа 2018 г. № 201 ______________ /Демина Л.И. / ФИО |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу «География. Начальный курс»
Уровень общего образования (класс)
Основное общее, 6А, 6Б, 6В, 6Г
Количество часов ___35___
Учитель Гнучева Светлана Александровна
Программа разработана на основе Линия УМК В.П. Дронова «Роза ветров» 5-9; Программа 5-9 классы ФГОС. Алгоритм успеха. Авторы составители: А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф». 2012 г.
2018 - 2019 учебный год
1. Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса «География. Начальный курс» 6 класс (ФГОС)
составлена в соответствии с нормативными документами:
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Устав и локальные акты МБОУ г.Шахты «Гимназия имени А.С. Пушкина»;
- учебный план МБОУ г.Шахты «Гимназия имени А.С. Пушкина»;
- ФГОС основного общего образования утвержден приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897.
Программа География: Программа 5 – 9 классы ФГОС. Алгоритм успеха. Авторы составители: А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф». 2012 г.
Учебник - А.А. Летягин География. Начальный курс. 6 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. Под общей редакцией члена-корреспондента РАО В.П. Дронова. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф». 2016 г.
Рабочая тетрадь – А.А. Летягин География 6 класс. Рабочая тетрадь к учебнику А.А. Летягина География. Начальный курс. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф». 2016
Поурочное планирование – А.А. Летягин Поурочное планирование 5-6 классы ФГОС
«Начальный курс географии» – первый систематический курс новой для школьников учебной дисциплины. В процессе изучения курса формируются представления о Земле как природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях. При изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на развитие географических процессов. Исследование своей местности используется для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курсом географии.
Программа «Начальный курс географии» полностью соответствует требованиям «Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (ФГОС ООО).
Изучение «Начального курса географии» осуществляется в 5 и 6 классах по 35 часов (из расчёта 1 час в неделю).
Основная цель «Начального курса географии» – систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию страноведческого курса с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.
Для успешного достижения основной цели необходимо решать следующие учебно-методические задачи:
- актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курса «Окружающий мир»;
- развивать познавательный интерес учащихся 6 классов к объектам и процессам окружающего мира;
- научить применять географические знания в повседневной жизни;
- научить устанавливать связи в системе географических знаний.
2. Планируемые результаты освоения учебного курса
ЛИЧНОСТНЫЕ:
- овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
- осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира:
- сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
Метапредметные результаты курса «География. Начальный курс» основаны на формировании универсальных учебных действий.
Личностные УУД:
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;
- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.
Регулятивные УУД:
- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;
- умения управлять своей познавательной деятельностью;
- умение организовывать свою деятельность;
- определять её цели и задачи;
- выбирать средства и применять их на практике;
- оценивать достигнутые результаты.
Познавательные УУД:
- формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;
-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом).
ПРЕДМЕТНЫЕ УУД
1) формирование представлений о географии, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
2) формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;
3) формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
4) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;
5) овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;
6) овладение основными навыками нахождения, использования географической информации;
7) формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
8) формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Ученик научится:
Объяснять существенные признаки понятий: географический объект, компас, глобус, земная ось, географический полюс, экватор, масштаб, литосфера, земная кора, рельеф, горы, равнины, гидросфера, океан, море, река, озеро, атмосфера, погода, биосфера, природный комплекс.
Использовать понятия для решения учебных задач по наблюдению и построению моделей географических объектов, по визированию и определению направлений на стороны горизонта, по созданию модели внутреннего строения Земли, по определению на местности относительных высот точек земной поверхности, по созданию модели родника, по созданию самодельных метеорологических измерителей, по определению правил ухода за комнатными растениями.
Приводить примеры географических объектов своей местности, результатов выдающихся географических открытий и путешествий, планет земной группы, форм рельефа суши и дна Мирового океана, стихийных природных бедствий в литосфере и возможных действий в чрезвычайных ситуациях, равнинных и горных рек, озёр по солёности вод, стихийных природных бедствий в гидросфере и возможных действий в чрезвычайных ситуациях, редких явлений в атмосфере, почвенных организмов, типичных растений и животных различных районов Земли, стихийных природных бедствий в биосфере и возможных действий в чрезвычайных ситуациях.
Устанавливать взаимосвязи между высотой Солнца, положением Земли на околосолнечной орбите и природными сезонами, временами года, между формами рельефа земной поверхности и характером реки, составом горных пород и скоростью просачивания воды, между природными условиями и особенностями растительного и животного мира тропического, умеренных, полярных поясов, океана.
Отбирать источники географической информации для определения высоты Солнца над горизонтом, для объяснения происхождения географических названий, для составления описаний форм рельефа, океанов и рек, для объяснения происхождения географических названий океанов, морей, рек и озёр, для составления описаний погоды, коллекции комнатных растений, животных.
Оценивать прогноз погоды, составленный по народным приметам.
Применять приобретенные знания и умения для проведения фенологических наблюдений, изображения Земли из космоса для определения географических объектов и их состояний.
- Содержание учебного курса
Содержание раздела (темы) | Планируемые результаты изучения раздела (темы) |
Раздел «Географическое познание нашей планеты» | |
Что изучает география? Методы географии и значение науки в жизни людей. Основные этапы познания поверхности планеты. Выдающиеся географические путешествия и открытия. | Знать и объяснять существенные признаки понятий: «географический объект», «компас». Использовать понятия «географический объект», «компас» для решения учебных задач по наблюдению и построению моделей географических объектов, по визированию и определению направлений на стороны горизонта. Приводить примеры географических объектов своей местности, результатов выдающихся географических открытий и путешествий. Отбирать источники географической информации для определения высоты Солнца над горизонтом, для объяснения происхождения географических названий. Оценивать прогноз погоды, составленный по народным приметам. Применять изображения Земли из космоса для определения географических объектов и их состояний. |
Раздел «Земля как планета Солнечной системы» | |
Возникновение Земли и её геологическая история. Форма, размеры, движение Земли. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Сравнение Земли с обликом других планет Солнечной системы. Объяснение географических следствий движения Земли вокруг Солнца и вращения Земли вокруг своей оси. Дни равноденствий и солнцестояний | Знать и объяснять существенные признаки понятий: «глобус», «земная ось», «географический полюс», «экватор». Использовать понятия «глобус», «земная ось», «географический полюс», «экватор» для решения учебных задач по изучению географических следствий вращения Земли вокруг своей оси и движения Земли по околосолнечной орбите. Устанавливать взаимосвязи между высотой Солнца, положением Земли на околосолнечной орбите и природными сезонами, временами года. Приводить примеры планет земной группы. Понимать причины фенологических явлений. Использовать приобретенные знания и умения для проведения фенологических наблюдений. |
Раздел «Изображение земной поверхности» | |
Тема «План местности» Изображение местности первыми людьми. Ориентирование на местности; определение направлений. Азимут. Способы определения расстояний на местности, их изображение на плане. Масштаб. Способы построения планов местности, маршрутная и полярная съёмки. Условные знаки. Абсолютная и относительная высота. Изображение на плане местности неровностей земной поверхности: горизонтали, отметки высот. Значение планов местности в практической деятельности человека. | Знать и объяснять существенные признаки понятий: «план местности», «азимут», «масштаб», «географическая карта», «абсолютная и относительная высота». Использовать понятия «план местности», «азимут», «масштаб», «географическая карта», «абсолютная и относительная высота» для решения учебных задач по ориентированию на местности, по проведению глазомерной съёмки местности, по составлению плана местности (маршрута), по определению относительных высот на местности и абсолютных высот по карте, по чтению плана и карты. Устанавливать взаимосвязи между густотой горизонталей и крутизной скатов холмов. Выделять, описывать и объяснять существенные признаки плана, глобуса географических карт, их различия по содержанию, масштабу и способам картографического изображения. Определять по плану, по карте расстояния, направления, абсолютные и относительные высоты точек, географические координаты и местоположение географических объектов. Использовать приобретенные знания и умения для чтения карт различного содержания, для ориентирования на местности и проведения съёмок её участков. Проводить самостоятельный поиск географической информации о своей местности из разных источников. |
Тема «Глобус и географическая карта — модели земной поверхности» Глобус — модель Земли. Изображение поверхности Земли на глобусе. Географическая карта. Градусная сетка на глобусе и карте (географические полюсы, меридианы и параллели, тропики и полярные круги). Географические координаты. Изображение на географических картах неровностей земной поверхности. Шкала высот и глубин. Географические карты как источник информации. Сходства и различия плана местности и географической карты. Значение карт в деятельности человека. Географические атласы. Аэрофотоснимки, снимки Земли из космоса. | |
Раздел «Геосферы Земли» | |
Тема «Литосфера» Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора. Литосфера — твердая оболочка Земли. Способы изучения земных глубин. Минералы и горные породы, слагающие земную кору, их использование человеком. Внутренние процессы, изменяющие земную поверхность. Землетрясения и извержения вулканов. Виды движения земной коры. Выветривание, результаты действия текучих вод, подземных вод, ветра, льда и антропогенной деятельности. Грозные природные явления в литосфере, правила поведения во время их активизации. Основные формы рельефа суши: равнины и горы, различия гор и равнин по высоте. Рельеф дна Мирового океана. Формы рельефа своей местности. Природные памятники литосферы. Особенности жизни, быта, занятий населения в горах и на равнинах. Отражение особенностей окружающего человека рельефа в произведениях искусства. | Знать и объяснять существенные признаки понятий: «литосфера», «земная кора», «рельеф», «горы», «равнины». Использовать понятия «литосфера», «земная кора», «рельеф», «горы», «равнины» для решения учебных задач по созданию модели внутреннего строения Земли, по определению на местности относительных высот точек земной поверхности. Устанавливать взаимосвязи между формами рельефа земной поверхности и внешними, внутренними географическими процессами. Приводить примеры форм рельефа суши и дна Мирового океана, стихийных природных бедствий в литосфере и возможных действий в чрезвычайных ситуациях. Отбирать источники географической информации для составления описаний форм рельефа, для объяснения происхождения географических названий гор и равнин. Выделять, описывать и объяснять существенные признаки вулканов, землетрясений, минералов и горных пород. Составлять описание гор и равнин, их географического положения. Использовать приобретенные знания и умения для чтения физических карт, для оценки интенсивности землетрясений. Проводить самостоятельный поиск географической информации о своей местности из разных источников. |
Тема «Гидросфера» Гидросфера, её состав. Мировой круговорот воды.Мировой океан и его части. Моря, заливы, проливы. Суша в океане: острова и полуострова. Температура и солёность вод Мирового океана. Динамика вод: ветровые волны, цунами, течения (теплые и холодные). Хозяйственное значение Мирового океана. Воды суши. Реки. Речная система, бассейн, водораздел. Речная долина и её части. Влияние рельефа на направление и характер течения рек. Пороги и водопады. Питание и режим рек. Озёра, происхождение озёрных котловин. Хозяйственное значение рек и озёр. Болота. Ледники, снеговая линия. Оледенение горное и покровное, многолетняя мерзлота. Ледники — источник пресной воды. Подземные воды, их происхождение, условия залегания и использование. Человек и гидросфера. Охрана вод от загрязнения. Природные памятники гидросферы. Виды водных транспортных средств. Отражение особенностей водных объектов в произведениях искусства. | Знать и объяснять существенные признаки понятий: «гидросфера», «океан», «море», «река», «озеро». Использовать понятия «гидросфера», «океан», «море», «река», «озеро» для решения учебных задач по созданию модели глобального океанического конвейера, по созданию модели родника, по определению положения бассейна реки и водораздела между речными бассейнами. Устанавливать взаимосвязи между формами рельефа земной поверхности и характером реки, составом горных пород и скоростью просачивания воды. Приводить примеры равнинных и горных рек, озёр по солёности озёрных вод и по происхождению озёрных котловин, стихийных природных бедствий в гидросфере и возможных действий в чрезвычайных ситуациях. Отбирать источники географической информации для составления описаний океанов и рек, для объяснения происхождения географических названий океанов, морей, рек и озёр. Выделять, описывать и объяснять существенные признаки воды. Составлять описание океанов и рек, их географического положения. Использовать приобретенные знания и умения для чтения физических карт, для выделения частей Мирового океана, источников питания и режима реки. Проводить самостоятельный поиск географической информации о своей местности из разных источников. |
Тема «Атмосфера» Атмосфера, её состав, строение, значение. Нагревание земной поверхности и воздуха. Температура воздуха. Особенности суточного хода температуры воздуха в зависимости от высоты солнца над горизонтом. Атмосферное давление. Ветер и причины его образования. Бризы, муссоны. Влажность воздуха. Туман. Облака. Атмосферные осадки. Погода, причины её изменений. Предсказание погоды, народные приметы. Климат. Распределение солнечного тепла и света по поверхности Земли в зависимости от географической широты. Зависимость климата от близости океана, высоты места, океанских течений, расположения горных хребтов. Человек и атмосфера. Охрана атмосферного воздуха. Погода и сезонные явления своей местности. Отражение особенностей атмосферных явлений в народном творчестве и фольклоре. | Знать и объяснять существенные признаки понятий: «атмосфера», «ветер», «атмосферные осадки», «погода», «климат». Использовать понятия «атмосфера», «ветер», «атмосферные осадки», «погода», «климат» для решения учебных задач по определению атмосферного давления, по созданию самодельных метеорологических измерителей, по определению суточной температуры воздуха, по определению условий образования тумана, по выявлению причин особенностей годового распределения осадков на Земле. Устанавливать взаимосвязи между характером подстилающей поверхности и температурой воздуха, между температурой воздуха и атмосферным давлением, между атмосферным давлением и скоростью ветра. Приводить примеры ветров различного направления, видов облаков, видов атмосферных осадков, редких явлений в атмосфере, стихийных природных бедствий в атмосфере и возможных действий в чрезвычайных ситуациях. Отбирать источники географической информации для составления описаний погоды, для объяснения причин разнообразия климата на Земле. Составлять описание результатов наблюдений фактической погоды и будущего состояния атмосферы. Определять по статистическим данным значения амплитуды температуры воздуха, характер годового хода атмосферных осадков, преобладающие направления ветра. Использовать приобретенные знания и умения для чтения карт погоды, для определения температуры и давления воздуха, направления и скорости ветра, видов облаков и атмосферных осадков, для определения относительной высоты по разности атмосферного давления. Проводить самостоятельный поиск географической информации о своей местности из разных источников. |
Тема «Почвенный покров» Почва и её образование. Плодородие почвы. | Знать и объяснять существенные признаки понятий: «почва», «почвенное плодородие»,«биосфера», «природный комплекс». Использовать понятия «биосфера», «природно-территориальный комплекс» для решения учебных задач по определению механического состава почвы, по определению правил ухода за комнатными растениями. Устанавливать взаимосвязи между природными условиями и особенностями растительного и животного мира тропического, умеренных, полярных поясов, океана. Приводить примеры почвенных организмов, типичных растений и животных различных районов Земли, стихийных природных бедствий в биосфере и возможных действий в чрезвычайных ситуациях. Отбирать источники географической информации для составления описаний животных и растений разных районов Земли и глубин океанов. Выделять, описывать и объяснять существенные признаки почвы, растений разных районов Земли. Составлять описание коллекции комнатных растений, животных морских глубин, экологической тропы. Использовать приобретенные знания и умения для чтения карт растительного и животного мира, для составления коллекции комнатных растений. Проводить самостоятельный поиск географической информации о своей местности из разных источников. |
Тема «Биосфера» Биосфера, её границы. Гипотезы возникновения жизни на Земле. Разнообразие животных и растений, неравномерность их распространения на суше. Жизнь в океане. Приспособленность организмов к условиям существования. Взаимное влияние животных и растительных организмов. Охрана органического мира. Красная книга. | |
Тема «Географическая оболочка Земли» Взаимосвязь и взаимовлияние земных оболочек: литосферы, гидросферы, атмосферы, биосферы и почвенного покрова. Природные компоненты. Природно-территориальные комплексы. Географическая оболочка – самый большой природный комплекс. Состав и строение географической оболочки. Человек как часть географической оболочки. Происхождение и расселение человека на Земле. Расовый состав населения Земли. | Знать и объяснять существенные признаки понятий: «географическая оболочка», «природно-территориальный комплекс», «раса». Использовать понятия «географическая оболочка», «литосфера», «атмосфера», «гидросфера», «биосфера», «природно-хозяйственный комплекс», «раса» для решения учебных задач по выявлению характера взаимодействия геосфер, по определению представителей различных рас. Устанавливать взаимосвязи между оболочками Земли. Приводить примеры представителей различных рас. Составлять описание представителей различных рас. Отбирать источники географической информации для составления описаний состава и строения географической оболочки. Выделять, описывать и объяснять существенные признаки круговорота вещества в природе. |
Перечень географических объектов (номенклатура)
Тема «Литосфера»
Равнины: Амазонская низменность, Восточно-Европейская, Западно-Сибирская, Великая Китайская, Великие равнины (Северная Америка).
Плоскогорья: Среднесибирское, Аравийское, Декан, Бразильское.
Горы: Гималаи, гора Эверест (Джомолунгма), гора Эльбрус, Анды, Кордильеры, Альпы, Кавказ, Уральские, Скандинавские, Аппалачи, Атлас.
Вулканы: Везувий, Гекла, Кракатау, Ключевская сопка, Орисаба, Килиманджаро, Котопахи, Этна.
Места распространения гейзеров: острова Исландия, Новая Зеландия, полуостров Камчатка, горы Кордильеры.
Тема «Гидросфера»
Моря: Чёрное, Балтийское, Баренцево, Средиземное, Красное, Охотское, Японское, Карибское.
Заливы: Бенгальский, Мексиканский, Персидский, Гвинейский.
Проливы: Берингов, Гибралтарский, Магелланов, Дрейка, Малаккский.
Острова: Гренландия, Мадагаскар, Гавайские, Большой Барьерный риф, Новая Гвинея.
Полуострова: Аравийский, Скандинавский, Лабрадор, Индостан, Сомали, Камчатка.
Течения: Гольфстрим, Северо-Тихоокеанское, Лабрадорское, Перуанское, Западных ветров, Бразильское.
Реки: Нил, Амазонка, Миссисипи с Миссури, Конго, Енисей, Волга, Лена, Амур, Обь, Терек, Хуанхэ.
Озера: Каспийское море-озеро, Байкал, Ладожское, Аральское, Виктория, Танганьика, Верхнее, Онежское.
Области оледенения: Антарктида, Гренландия, ледники Гималаев и Кордильер, Аляски.
- Тематическое планирование курса
1 час в неделю, всего 35 часов, в том числе резерв – 3 часа
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов |
Раздел I. | Введение. Географическое познание нашей планеты. Тема 1.1 Введение Тема 1.2. Географическое познание нашей планеты. | 6 ч. 1 ч. 5 ч. |
Раздел II. | Изображение земной поверхности Тема 2.1 План местности Тема 2.2 Глобус и географическая карта – модели земной поверхности | 12 ч. 6 6 |
Раздел III. | Геосферы Земли Тема 3.1 Литосфера Тема 3.2Атмосфера Тема 3.3. Гидросфера Тема 3.4. Биосфера Земли | 15 5 6 2 1 |
Географическая оболочка | 1 ч | |
ВСЕГО | 35 часов | |
В том числе | Практические работы | 7 |
Контрольные работы | 4 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...