Технологическая карта урока
план-конспект занятия по географии (6 класс) на тему

Технологическая карта урока по теме Реки. 6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_po_georgafii_1.docx38.89 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                  Описание урока

Предмет

География

Класс

6

Тема

Реки

Автор урока (ФИО, должность)

Дунаева Надежда Константиновна, учитель географии

Образовательная организация

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Березовская основная образовательная школа

Район

Кыштовский

Поселение

село Березовка

Тип урока

Урок первичного предъявления новых знаний

Время реализации урока

45 минут

Цели урока

(образовательные, развивающие, воспитательные)

Образовательные задачи:

- формировать представление о реке, её частях, частях речной системы и долины;

- познакомиться с крупнейшими реками России, мира.

Развивающие: 

- уметь называть, показывать реки мира, России, мира;

- уметь определять водоразделы и бассейны рек;

- научиться измерять длину реки по географической карте;

- научиться характеризовать реку по условным топологическим картам;

- научиться определять левый и правый берега, притоки левые и правые.

Воспитательные:

- Воспитывать у учащихся чувство любви и бережного отношения к природе, умение видеть красоту окружающего мира, воспитывать экологическую культуру.

- Воспитание позитивного отношения к ответам одноклассников.

Планируемые результаты

Предметные: сформировать представление о реке, ее составных частях,  частях речной системы, видах рек относительно рельефа. Познакомиться с крупнейшими реками России, мира. Уметь: называть, показывать реки мира, России, мира;       определять водоразделы и бассейны рек. Научиться: измерять длину реки по географической карте; характеризовать реку по условным топологическим картам; определять левый и правый берега, притоки левые и правые.

 Метапредметные: формирование компетенций в ходе выполнения практической работы по определению местоположения географических объектов на картах.

 Личностные: повышение интереса к изучению предмета, формирование научного мировоззрения, экологическое воспитание.

Создать условия для развития универсальных учебных действий:

 Личностных– осознать, что география – наука, позволяющая людям ориентироваться в мире и давать ответы на сложные вопросы взаимоотношения человека, природы и общества в целом.

 Познавательных- поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; анализ объектов; выбор оснований и критериев для сравнения.

 Регулятивных – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; внесение необходимых коррективы  в план и способ действий. Осознание качества и уровня усвоения, саморегуляция.

 Коммуникативных - умение выслушивать  собеседника и общаться на заданную тему

Дидактическая структура урока

Обеспечение осознания и усвоения понятий, свойств, правил, алгоритмов, закономерностей

Дополнительная информация

Нет

Размер мультимедиа компонента

148кБ

Виды мультимедиа компонента

Презентация

Ресурсы, оборудование и материалы:

 Компьютер, проектор, электронные носители информации,  физическая карта полушарий, атласы, контурные карты.

Список учебной и дополнительной литературы:

  1. География. Начальный курс.  Герасимова Т. П., Неклюкова Н. П. М.: Дрофа, 2012. - 174
  2. Поурочные разработки по географии: 6 класс. М.-ВАКО, 2007. – 288с.

Ссылка на использование интернет-ресурсы:

Используемые педагогические технологии, методы и приемы:

Педагогические технологии:  Системно-деятельностный подход; проблемное обучение.

Методы: Активный, интерактивный, проблемный.

Приемы: устное изложение информации, самостоятельная работа с Интернет ресурсами, Использование ЦОРЫ..

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые универсальные учебные действия

Оргмомент

Актуализация и определение темы урока.

Проверяет готовность класса к уроку, здоровается с учащимися.

Задаёт вопросы: Какую оболочку Земли мы изучаем? Что она в себя включает?

Начиная с этого урока, мы с вами знакомимся с водами суши.

Вы получаете карточки-задания:  Из списка географических объектов выберите только те, которые относятся к внутренним водам.

Река

Залив

Озеро

Ручей

Водохранилище

Пруд

Море

Океан

Водопад

Болото

Горный ледник

Подземные воды

Речной канал

Родник

Источник

Дети дают ответ «гидросферу»

Дети выделяют лишние объекты.

Ответ: к внутренним водам не относятся море, океан, залив, т.к. они находятся не на суше.

Объяснение ответа

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные:

Готовность к взаимодействию.

Работа в парах.

Регулятивные:

Формулируют учебную задачу. Возникает  интерес и положительная мотивация при

соотнесении новой информации  с имеющийся.

Постановка учебной задачи.

Сегодня на уроке мы с вами будем говорить об одном из указанных объектов. О каком, вам поможет определить загадка

 Загадка

1_Течет, течет – не вытечет;
Бежит, бежит – не выбежит.
2- Не конь, а бежит,
Не лес, а шумит                        (Река).

Учащиеся дают ответ, что речь пойдет о реках.

Познавательные: 

анализ объектов

Коммуникативные: выслушивают  ответы учащихся (отгадки на загадку)

Регулятивные: Оценивают правильность ответа на загадку

Совместное исследование проблемы.

Сегодня мы разберем один из водных объектов  суши – это реки.

 Открываем тетради и записываем тему урока

Что вы знаете о реках?

Что бы хотели узнать о реках?

Итак, мы сегодня узнаем:

- что такое  река, ее  части.

 - что такое  речная  система и ее части,

 - какие бывают реки

- зачем они человеку

А зачем  нужны  нам знания о реках?

Знания, которые вы получите на уроке сегодня, будут необходимы не только в дальнейшем при  изучении  географии, но и в повседневной жизни, так как вода и реки окружают нас в реальной жизни.

Кто-нибудь из вас видел реку?

Дети записывают тему в тетради.

Высказывают свои предположения и точку зрения.

Дети пытаются  формулировать цели

Высказывают свою точку зрения.

отвечают, предполагают.

Познавательные: 

Структурирование знаний

Коммуникативные: 

Выслушивают предположение товарищей

Регулятивные:

Оценивают ответы,

Планируют пути достижения целей

Моделирование.

Какие у нее главные отличительные признаки?

По ходу высказывания детей, учитель прикрепляет на доску карточки (хаотично)

Вы назвали разные признаки, давайте дадим определение: что же такое река?  И расставим карточки по порядку.

( Река – это естественный  водный поток, который течет в выработанном им углублении, называемом – руслом)

Сравним сформулированное нами понятие с понятием в учебнике

Работа с учебником

Стр. 87 самостоятельное чтение первых двух абзацев

Какое уточнение дают о реке авторы учебника?  

(могут временно пересыхать)

Дети озвучивают разные версии

«поток», «водный», «течет», «углубление», «естественный»

Один ученик расставляет карточки по порядку.

Работают с учебником, анализируют текст.

Познавательные: 

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

Коммуникативные:

Индивидуальная работа учащихся при работе с учебником

Регулятивные:

Оценивают правильность высказанного предположения о понятии река, сравнивая его с понятием в учебнике (самоконтроль)

Конструирование нового способа действия.

Работа с атласом

Откроем в атласах Физическую карту полушарий.

-Как река обозначена на карте. Почему именно так?

Приведите каждый примеры рек.

С помощью схемы расскажите, из каких частей состоит река?

  • Русло – главная часть реки, которая располагается на дне речной долины.
  • Речная долина – более широкое понижение в рельефе.
  • Пойма – часть речной долины, заливаемая водой во время разливов рек.

Где рождается река?

Найдите реки: Дон… Ангару….Терек.

 Где они берут свое начало: свои первые воды?

Как же называется то место откуда начинается река. (работа с учебником стр 87)

Вот отсюда, именно отсюда,

Из глубин лесного родника

Выбегает голубое чудо _

 Русская великая река.           Н.Палькин.

Небольшое хвощовое болотце, окруженное с трех сторон густым еловым лесом, со дна болота бьют родники, дающие первые струйки волжской воды. Над самим волжским родником построена резная избушка, к которой ведет помост. На арке надпись: «Исток великой русской реки Волга».

Работа со схемой

Какой тип истока не показан на схеме?

Куда несет свои воды река?

Приведите примеры.

Найдите в тексте учебника, как называется то место, где река впадает в  море.

– Какими бывают типы устьев рек?

•        Эстуарий – воронкообразное устье реки.

•        Дельта – устье реки с протоками;

Работа со схемой

Реки, впадающие в другие реки, называются притоками. Они могут быть левые и правые.

– Как определить, где у реки левые или правые притоки?

•        Речная система – это главная река со всеми притоками;

•        Водораздел – граница, разделяющая соседние речные бассейны;

Бассейн реки – участок земной поверхности, с которого вся вода стекает в реку

Самая протяженная река мира – Нил (6671 км),

 самая полноводная река мира – Амазонка. К числу величайших рек России относятся Обь, Лена, Енисей, Амур, Волга.

Найдите и правильно покажите их на карте полушарий (реки показывают от истока до устья). Работа в паре.

Объясняют условный знак, находят реки на карте, запоминают их названия.

Проводят анализ схемы, одновременно рисуют схему себе в тетрадь

Определяют начало реки – исток.

Знакомятся с определением в тексте учебника.

Определяют, что отсутствует исток- подземные воды, делают добавление в схему.

Дети называют море или океан.

Запись

определения в тетрадь.

Анализируют схему путем комментирования вслух.

Отрабатывают умение работать с картой

Познавательные: 

Структурирование знаний;

анализ объектов

Коммуникативные: умение  воспроизвести полученную информацию.

Индивидуальная работа с атласом, парная работа со схемой

Регулятивные:

Умение распознавать, находить необходимые объекты.

Моделирование.

Практическое задание.

В контурных картах  р/тетрадей  подпишите реки, обозначенные цифрами

Проблемное задание:

Все ли реки одинаковы? Почему они разные?

Как бы вы классифицировали реки исходя из того, по какому рельефу они протекают?

Вывод:

По тому,  в какой местности протекает река, все реки делятся на два вида равнинные и горные.

Работа в группах (дети разбиваются на 2 группы)

Задание:

Выбрать из перечисленных характеристик те, что относятся к 1-я группа – к равнинной реке

2-я группа – к горной реке.

Результаты работы отразить на доске у своей реки. (прикрепить таблички)

Привести 3 примера на карте.

Равнинные реки имеют:

•        плавное и спокойное течение,

•        русло извилистое, речные долины широкие с плоским дном, ширина долин больше их глубины,

•        разрушительная работа направлена вширь – на размыв берегов,

•        русло занимает только часть плоского и широкого днища долины,

развитое судоходство.

Горные реки имеют:

•        бурное и стремительное течение,

•        относительно прямые русла,

•        речные долины узкие и глубокие, их разрушительная работа направлена вглубь,

•        дно почти все занято руслом,

•        неблагоприятные условия для судоходства.

•        

Одна и та же река на своем протяжении может иметь разный характер течения.

– При каких условиях на реках образуются пороги и водопады? В чем их отличия?

Формируются понятия порог – каменная неровность, возникшая при пересечении рекой твердых скалистых пород в русле и водопады – крутые отвесные уступы твердых пород. При образовании порогов река бурлит и пенится, возникают водовороты.

 Водопад Анхель – самый высокий в мире, высота 1054 м (Южная Америка). Водопад был открыт в 1935 году с самолета летчиком Анхелем.

Ниагарский водопад не самый высокий (51 метр), но он самый мощный. Он разрушает уступ, с которого спадает поток воды со скоростью 1 метр в год. Если разрушение не остановить, то через 20-30 тыс. лет он может достичь озера Эри, и оно будет спущено.

Расскажите об использовании рек человеком

Закрепляют картографические навыки

Дети предполагают, что все текут по разным территориям, с разным рельефом.

Высказывают свою точку зрения

Работают в группах.

 

Сообщают результаты

обобщают, делают вывод.

Анализ схем

Познавательные: 

Структурирование знаний и применение их на практике

Коммуникативные:

Умение высказать своё предположение

Регулятивные:

Осуществление контроля в процессе своей деятельности, корректировка  своих действий.

Переход к этапу решения частных задач.

Работа в парах за партой

Дать описание географического положения реки (Дон, Обь, Енисей, Лена) по плану на слайде. Результат занести в тетрадь.

Учащиеся в парах за партой

делают описание географического положения реки (Дон, Обь, Енисей, Лена) по плану на слайде. Результат заносят в тетрадь.

Познавательные: 

Умение применить полученные знания при выполнение теста.

Коммуникативные:  Умение давать описание географического положения по предложенному плану.

Регулятивные:

Самоконтроль

Контроль на этапе окончания учебной темы.

Предлагает учащимся выполнить тест

(Презентация)

Учащиеся выполняют тест

Познавательные: 

Умение анализировать, сравнивать, делать выводы.

Коммуникативные:

Индивидуальное выполнение теста.

Регулятивные:

Взаимоконтроль при проверке ответов теста.

Домашнее задание

Запишите домашнее задание пар. 30, стр  87-94, составить кроссворд по данной теме

Записывают домашнее задание

Познавательные: 

Находить достоверную информацию

Коммуникативные:

Спрашивают, уточняют, кому что не понятно по Д/З

Регулятивные:

Планирование действий по выполнению домашнего задания

Рефлексия

А теперь я попрошу поднять руку тех, кто доволен ответом своего соседа по парте.

А чтобы оценить, свою работу  на уроке, возьмите карточки того цвета в руки, которая соответствует вашей оценке на уроке (карточки располагаются на партах и красная карточка – «5», зеленая «4», Синяя «3».

Просит выборочно аргументировать учащихся, выставленные ими отметки

Откройте дневники поставьте сами себе оценку за урок, оставив дневники открытыми.

Музыкальная пауза: давайте немного отдохнем закроем глазки  и представим себе, что вы белое, пушистое облако, которое медленно и плавно плывет по небу (звучит музыка)

(Учитель в это время ставит роспись в дневниках)

Оценивают ответы друг друга.

Оценивают свою работу на уроке.

Познавательные: 

Извлечение необходимой  информации . Выработка алгоритма действий.

Коммуникативные:

Умение аргументоровать предложенную отметку

Регулятивные:

Взаимооценивание, самооценивание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Курсы повышения квалификации. Экспертные карты.Технологическая карта урока.

Данный материал может быть полезен для тех, кто проходит курсы повышения квалификации. В нём представлены примеры экспертных карт двух кроссвордов и викторины, а также технологическая карта урока в 5 ...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)

Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...