Программа элективного курса "Коммерческая география"
рабочая программа по географии (10 класс) на тему

Власова Наталья Александровна

Программа элективного курса "Коммерческая география" для обучающихся профильного 10 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kommercheskaya_geografiya.doc116 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа элективного курса «Коммерческая география» составлена на основании авторской программы Е.А. Плисецкого «Коммерческая география. Россия и мировой рынок»// Сборник программ элективных курсов. География – М., «Дрофа», 2007, которая является допущенной МО РФ и учебника: Плисецкий Е.Л.. Коммерческая география. Россия и мировой рынок: учеб. для 10 кл. общеобразовательных учреждений социально-экономического и гуманит. профилей.- М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2011.

Настоящая программа составлена на 35 часов в соответствии с годовым календарным учебным графиком и рассчитана на 1 год обучения.

Предлагаемый курс коммерческой географии изучается, как элективный с целью углубления географических знаний школьников и направлен на достижение следующих задач:

  • дать представление о содержании и особенностях географического изучения коммерческой и финансовой сферы экономики; показать значение дисциплины для профессиональной подготовки будущих экономистов и финансистов;
  • овладеть умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;
  • охарактеризовать своеобразие современного геополитического и экономико-географического положения России, принципы нового государственного устройства и суть политических, социально-экономических и правовых реформ, обеспечивающих функционирование рыночного хозяйства;
  • дополнить и углубить с позиций анализа пространственной организации рынка знаний о факторах, влияющих на размещения производственных сил страны, социально-экономическое развитие ее регионов, предпринимательскую деятельность;
  • дать представление о важнейших проблемах и тенденциях развития национального рынка; ознакомить с наиболее существенными для оценки общего уровня социального и экономического положения страны статистическими показателями;
  • охарактеризовать географические особенности формирования рынков сырья, промышленной продукции, продовольствия, потребительских товаров, услуг населению; рынка рабочей силы;
  • ознакомить с особенностями территориальной организации и проблемами банковской системы, внутренней торговли, сферы услуг; дать оценку инвестиционной привлекательности отдельных регионов страны;
  • выяснить территориальные различия в осуществлении коммерческой и финансово-банковской деятельности; обучить приемам систематизации изучаемого материала и использованию метода группировки регионов по различным социально-экономическим критериям;
  • привить навыки самостоятельной работы со справочной, научной литературой, статистическими и картографическими материалами, другими источниками информации (периодическая печать, Интернет, радио, телевидение), научить расчетам оценочных показателей, обосновать выводы по различным аспектам социально-экономического развития страны, ее регионов, отраслевых и региональных рынков товаров и услуг.

Курс включает 2 части. В первой части (10 класс) изучаются разделы:

 Введение,

 I - «Общие предпосылки формирования национального рынка»,

 II – «География отраслевых рынков»,

 III – «География инфраструктуры рынков».

Программа предусматривает различные формы и методические приемы проведения занятий – лекционные, практические (семинар, беседа, деловая игра, работа с контурной картой…).

Тематический план

Название раздела, темы

Количество

часов примерной (авторской) программы

Количество

часов рабочей программы

Введение

5

5

Раздел I. Общие предпосылки формирования национального рынка

рынка

10

10

1.1.

Условия и факторы территориальной организации рынка и развития предпринимательства

7

7

1.2.

Особенности и проблемы формирования национального рынка

3

3

Раздел II. География отраслевых рынков

11

11

2.1

Рынки промышленной и сельскохозяйственной продукции

6

6

2.2

Производство и рынок потребительских (непродовольственных) товаров и услуг

5

5

Раздел III. География инфраструктуры рынка

9

9

3.1.

Территориальная организация торговли

2

2

3.2.

География финансовой инфраструктуры и финансовых потоков (на примере банковской и инвестиционной деятельности)

примере банковской и инвестиционной деятельности)

4

4

3.3.

География коммуникационных систем

3

3

Календарный план

№ п/п

Тема урока

Количество  часов

Дата проведения

Примечание

10 А

1

Что мы знаем о коммерческой географии

1

2

Что изучает современная коммерческая география.

1

3

Географическое разделение труда и рынок

1

4

Вопросы территориальной организации производства и рынка в трудах зарубежных и российских ученых.

1

5

Хозяйственная статистика в коммерческой географии.

1

6

Геополитическое и экономико–географическое положение России.

1

7

Экономически активное население и рынок труда.

1

8

Города как центры деловой и финансовой активности.

1

9

Природные предпосылки формирования рынка.

1

10

Методы экономической оценки природных ресурсов.

1

11

Инфраструктура и ее роль в территориальной организации рынка.

1

12

Законодательные основы пространственной организации рынка. Обобщение знаний по теме «Условия и факторы территориальной организации рынка и развития предпринимательства».

1

13

Причины и следствия социально-экономического кризиса в России.

1

14

Направления рыночных реформ.

1

15

Новые формы организации рыночной деятельности.

1

16

Географические особенности формирования рынка сырья и топлива.

1

17

Производство и рынок продукции обрабатывающей промышленности.

1

18

Производственно-экономические связи обрабатывающей промышленности с другими секторами экономики.

1

19

Производство и рынок сельскохозяйственной продукции и продовольствия.

1

20

География АПК и рынка продовольственных товаров.

1

21

Обобщение знаний по теме «Рынки промышленной и сельскохозяйственной продукции»

1

22

Понятие социального комплекса и структура рынка потребительских товаров и услуг.

1

23

Производство и рынок товаров легкой промышленности, культурно-бытового и хозяйственного назначения.

1

24

Особенности и проблемы формирования рынка услуг.

1

25

Оценка территориальных различий в обеспеченности населения услугами.

1

26

Значение и особенности формирования рынка рекреационных услуг в России.

1

27

Основные виды и формы организации внутренней торговли.

1

28

Региональные различия в уровне развития торговли.

1

29

Территориальная организация банковской системы.

1

30

Понятие и виды инвестиций. Оценка инвестиционной привлекательности российских регионов и география инвестиций

1

31

Отраслевая и территориальная структура инвестиций.

1

32

Иностранные инвестиции. Крупные инвестиционные проекты.

1

33

Транспорт

1

34

Связь, телекоммуникации и информационные системы.

1

35

Систематизация знаний по части «Коммерческая география в прошлом и настоящем».

1

Содержание курса

КОММЕРЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ

10 КЛАСС

Часть I. Коммерческая география в прошлом и настоящем (35 ч)

Введение (5 ч)

Коммерческая география как самостоятельное научное направление и учебная дисциплина. Исторические этапы развития науки. Предмет изучения коммерческой географии. Методы научного познания, роль экономико–статистического метода. Межпредметные связи, географическое разделение труда и рынок. Исследования пространственной организации рынка в трудах зарубежных и российских ученых.

Раздел I. Общие предпосылки формирования национального рынка (10ч)

Тема 1. Условия и факторы территориальной организации рынка и развития предпринимательства (7ч)

Геополитическое и рыночное положение, их влияние на предпринимательскую деятельность. Экономически активное население и рынок труда. Города как центры деловой и финансовой активности. Природные ресурсы и условия, задачи и методы их экономической оценки. Инфраструктура, подходы к оценке ее уровня. Законодательные основы пространственной организации рынка и развития предпринимательства.

Устная и письменная нумерация двузначных чисел. Закономерности образования количественных числительных, обозначающих многозначные числа.

Тема 2. Особенности и проблемы формирования национального рынка (3ч)

Причины и следствия социально-экономического кризиса в стране в конце 1980-х – 190-х гг. Особенности планового регулирования народного хозяйства и развития экономики в советский период. Цели и направления рыночных реформ. Роль научно-технического прогресса в реформировании экономики. Конверсия военно-промышленного комплекса. Новые формы организации предпринимательской деятельности. Проблемный характер проводимых в стране рыночных преобразований, оценка их результатов.

Раздел II. География отраслевых рынков (11ч)

Тема 1. Рынки промышленной и сельскохозяйственной продукции (6ч)

Рынок природного сырья и топлива. Место России в мировых запасах отдельных видов природных ресурсов. Факторы территориальной организации сырьевого рынка, особенности и проблемы его развития. Финансово-промышленные группы и вертикально-интегрированные компании, действующие в сырьевом секторе экономики. Товарно-сырьевые биржи. Производство и рынок продукции отраслей обрабатывающей промышленности. Производственно-экономические связи обрабатывающей промышленности с другими секторами экономики. Приоритетные направления развития отраслевых рынков. Компании, активно работающие на рынке промышленных товаров. Конкурентноспособность российских производителей. Рынок сельскохозяйственной продукции и продовольствия. Суть осуществляемой в стране аграрной реформы. Развитие фермерских и личных подсобных хозяйств. Факторы интенсификации сельскохозяйственного производства в условиях рыночной экономики. География АПК и рынка продовольственных товаров. Продовольственные биржи и ярмарки.

Тема 2. Производство и рынок потребительских (непродовольственных) товаров и услуг (5)

Понятие социального комплекса и структура рынка потребительских (непродовольственных) товаров и услуг. Производство и рынок товаров легкой промышленности, культурно-бытового и хозяйственного назначения. Особенности и проблемы формирования рынка услуг. Факторы, влияющие на территориальную организацию  и развитие рынка потребительских товаров и услуг. Оценка территориальных различий в обеспеченности населения услугами. Значение и особенности формирования рынка рекреационных услуг в России.

Раздел III. География инфраструктуры рынка (9ч)

Тема 1. Территориальная организация торговли (2ч)

Торговля как отрасль экономики. Основные виды и формы организации внутренней торговли. Историко-географический аспект развития биржевой и ярмарочной торговли в России. Факторы территориальной организации торговли. Региональные различия в розничном товарообороте и структуре розничной торговли.

Тема 2. География финансовой инфраструктуры и финансовых потоков

 (на примере банковской и инвестиционной деятельности) (4ч)

Территориальная организация банковской системы, ведущие финансово-банковские центры страны. Исторические этапы развития банковского дела в России. Современные особенности размещения банковской сети, оценка территориальных различий в уровне ее развития. Понятие и виды инвестиций. Оценка инвестиционной привлекательности (инвестиционного климата) российских регионов и география инвестиций. Отраслевая и территориальная структура инвестиций. Иностранные инвестиции. Крупные инвестиционные проекты.

Тема 3. География коммунальных систем (3ч)

Особенности и проблемы функционирования транспортного комплекса России. Характер перевозимых грузов, объем перевозок, величина и структура грузо- и пассажирооборота. Основные направления перевозок грузов и пассажиров различными видами транспорта. Участие России в международных грузоперевозках, формирование транзитных транспортных коридоров. Развитие систем связи, телекоммуникаций, информационных технологий.

.


Перечень требований к знаниям, умениям и навыкам

обучающихся

В результате изучения коммерческой географии ученик должен:

  •  знать предмет и задачи коммерческой географии, методы изучения пространственной организации производства и товарного рынка, сферы услуг, финансовой сферы;
  •  понимать значение и характер влияния различных факторов (природных, социально-экономических) на территориальную организацию и функционирование рынка, включая коммерческую, финансово-банковскую и инвестиционную деятельность;
  •  уяснить особенности территориальной организации, тенденции и перспективы развития товарных рынков и рынка услуг в России;
  •  представлять экономические механизмы государственного управления региональным развитием, особенности и проблемы формирования региональных рынков на современном этапе;
  •  знать место России на мировом рынке и ключевые направления внешнеэкономической деятельности страны и ее регионов;
  •  приобрести навыки количественных расчетов и сравнительного анализа экономико-статистических показателей, характеризующих состояние и территориальные различия в уровне развития производства, рынка рабочей силы, внутренней торговли, сферы услуг, банковской сферы, инвестиционной и внешнеторговой деятельности.

Список литературы

Для  обучающихся:

  1. Плисецкий Е.Л. Коммерческая география. Россия и мировой рынок : учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений – М. : АСТ – ПРЕСС ШКОЛА, 2011 - 2014.
  2. Школьный географический атлас. 10 кл. М.: Просвещение, 2011- 2014.
  3. География России. Население и хозяйство: 9 кл.: Атлас. – М., 2011 – 2014.

Для учителя:

  1. Плисецкий Е.Л. Коммерческая география. Россия и мировой рынок : учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений – М. : АСТ – ПРЕСС ШКОЛА, 2011.
  2. Максаковский В.П., Петрова Н.Н. Физическая и экономическая география мира. – М.: Айрис – пресс, 2010.
  3. Максаковский В.П. Географическая картина мира. Ч. 1, 2, 2013.
  4. Фромберг А.Э. Экономическая и социальная география. – М.: Издательство «Экзамен», 2012.
  5. Школьный географический атлас. 10 кл. М.: Просвещение, 2011 -2013.
  6. География России. Население и хозяйство: 9 кл.: Атлас. – М., 2011 - 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа элективного курса "География на кухне"

Зачем создавать авторские программы элективных курсов?  В настоящее время у меня их две. Это программы элективных курсов по предпрофильной подготовке учащихся: «Будущее моего района в зеркале гло...

Программа элективного курса "География народно-прикладных промыслов России"

Программа  элективного курса «География  декоративно-прикладных промыслов России» предназначена для учащихся 9-х классов и  рассчитана на 17 часов.  Содержание данного курса...

Программа элективного курса "География международного туризма"

Программа составлена  для обучающихся 10-11 класса,  дополняет изучение экономической и социальной геогафии мира,  характеризует разные виды и районы мирового туризма....

Программа элективного курса "География международного туризма" для обучающихся профильных классов

Программа элективного курса  составлена на  68 часов по 2 часа  в неделю для учащихся 11-х  классов географического и социально-экономического профилей. В основе содержания ку...

Учебная программа элективного курса: География религий: история и современность

Курс «География религий: история и современность»  решает следующие мировоззренческие и культурные задачи:Систематизация знаний учащихся о распространении религий, о современной религиозно-...

Учебная программа элективного курса: География религий: история и современность

Курс «География религий: история и современность»  решает следующие мировоззренческие и культурные задачи:Систематизация знаний учащихся о распространении религий, о современной религиозно-...

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА "гЕОГРАФИЯ В МИРЕ ПРОФЕССИЙ"

Создание условий для планирования, организации занятий элективного курса в 9 классеЗадача    рабочей программы:1. Определить содержание, объём, порядок проведения занятий с учётом...