КТП по географии 9 класс
календарно-тематическое планирование по географии (9 класс) на тему

Жиренко Надежда Владимировна

            Календарно – тематическое планирование  по географии составлено на основе федерального компонента государственного стандарта  основного общего образования 2004 года на базовом уровне,         сборника  программ «География. Программы для  общеобразовательных учреждений» под редакцией Бариновой И. И., Дронова В. П., Москва, Дрофа, 2009 год сост.Е. В. Овсянникова, и регионального нормативного документа (Письмо департамента образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области от 23 апреля  2012 года №1381    «О внесении изменений в базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений области», рекомендаций  инструктивно- методического письма «О преподавании географии в 2018-2019 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области») из расчёта двух часов в неделю в 9 классе на 68 учебных часов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 9_kl.doc338.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Пристеньская основная общеобразовательная школа

Ровеньского района Белгородской области»

«Рассмотрено»

Руководитель МО

учителей-предметников

МБОУ «Пристеньская ООШ»

_________ / Шматова Т.И. /

Протокол № 5

от «26» июня 2018г.

«Согласовано»

Заместитель директора

МБОУ «Пристеньская ООШ»

______________ / Бабенко Е.В. /

«26 » июня 2018 г.

«Утверждено»

Директор МБОУ

«Пристеньская ООШ»

__________ /Решетняк И.И. /

Приказ № 113  

от  «31» августа 2018 г.

Календарно-тематическое планирование

Жиренко Надежды Владимировны

высшая квалификационная категория

по учебному предмету «География»

9 класс

Базовый уровень

2018-2019 учебный год

Пояснительная записка

            Календарно – тематическое планирование  по географии составлено на основе федерального компонента государственного стандарта  основного общего образования 2004 года на базовом уровне,         сборника  программ «География. Программы для  общеобразовательных учреждений» под редакцией Бариновой И. И., Дронова В. П., Москва, Дрофа, 2009 год сост.Е. В. Овсянникова, и регионального нормативного документа (Письмо департамента образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области от 23 апреля  2012 года №1381    «О внесении изменений в базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений области», рекомендаций  инструктивно- методического письма «О преподавании географии в 2018-2019 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области») из расчёта двух часов в неделю в 9 классе на 68 учебных часов.

        Главная цель данного курса: формирование целостного представления об особенностях природы населения и хозяйства нашей Родины; о месте России в современном мире; воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и культуре страны и населяющих ее народов, выработки умений и навыков адаптации и социально-ответственного поведения в российском пространстве; развитие географического мышления.

Изучение  курса «Географии России. Хозяйство и географические районы» определяет следующие задачи:

Образовательные:

  • сформировать географический образ своей страны в ее многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия основных компонентов: природы, населения, хозяйства;
  • сформировать представление о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте мирового (глобального) географическое пространства, в котором динамически развиваются как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления;
  • показать большое практическое значение географического изучения взаимосвязей природных, экономических, социальных, демографических, этнокультурных, геоэкологических явлений и процессов в нашей стране, а также географических аспектов важнейших современных социально-экономических проблем России, ее регионов;
  • вооружить школьников необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельной: работы с различными источниками географической; информации как классическими (картами, статистическими материалами и др.), так и современными (компьютерными), а также умениями прогностическими, природоохранными и поведенческими;
  • развивать представление о своем географическом регионе, в котором локализуются и развиваются как общепланетарные, так и специфические процессы и явления;
  • создать образ своего родного края, научить сравнивать его с другими регионами России и разными регионами мира.

Развивающие:

  • способствовать развитию познавательной интереса, творческой деятельности учащихся, любознательности.
  • содействовать развитию мышления, памяти, речи.
  • развивать умение вести учебный диалог, отстаивая свою точку зрения;
  • развитие географического мышления.

Воспитательные:

  • воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и культуре страны и населяющих ее народов, выработки умений и навыков адаптации и социально-ответственного поведения в российском пространстве;
  • способствовать воспитанию убеждений о необходимости бережного отношения к природе, международного сотрудничества в решении проблем окружающей среды на базе знаний о роли природных условий и жизни людей

Общая характеристика учебного предмета

Изучение курса осуществляется по учебнику «Географии России.  Хозяйство и географические районы» В.П.Дронов И.И.Баринова,  В.Я.Ром, А.А. Лобжанидзе Дрофа,  2009 год

        В базовый курс встроен региональный компонент, на изучение которого предлагается отвести 10 часов.

В связи с встроенным в базовый курс региональным компонентом, количество часов на изучение материала базового курса уменьшается, поэтому изучение основного материала уплотнено.

Региональный компонент «География Белгородской области» изучается на основе календарно- тематического планирования, разработанного методистами Бел РИПКППС. Разделы изучения географии Белгородской области соответствуют разделам изучения географии России

Изучение курса осуществляется по учебнику «География Белгородской области» (авторский коллектив под руководством Лисецкого Ф. Н., профессора БЕлГУ) Часть вторая: Население и хозяйство – Москва. Изд-во МГУ, 2008 г.

           КТП содержит перечень практических работ по каждому разделу. На заседании РМО учителей географии      принято решение  провести   в 9 классе десять итоговых практических работ, темы которых записываются в журнал и всем учащимся выставляются оценки.

Описание места учебного предмета «География» в учебном плане

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, на изучение географии в 9 классе отводится 70 часов (2 часа в неделю).

Календарным учебным графиком МБОУ «Пристеьская основная школа» установлено в 9  классе 34 учебные недели.

Учебный план МБОУ «Пристеньская основная общеобразовательная школа» на 2018-2019 учебный год отводит для изучения географии обучающихся 9 класса  68 учебных часов, 2 часа в учебную неделю, в том числе 10 практических работ.

       Календарно – тематическое планирование  содержит некоторые изменения: в базовый курс  включен региональный компонент, на изучение которого предлагается отвести 10 часов. В связи с встроенным в базовый курс региональным компонентом, количество часов на изучение материала базового курса уменьшается, поэтому изучение основного материала уплотнено, вместо 22 часов, отведенных в сборнике «География. Программы для  общеобразовательных учреждений» под редакцией Бариновой И. И., Дронова В. П.  на изучение темы «Хозяйство России» в данной рабочей программе на изучение этой темы  отводится 17 часов. Также сокращены часы и на изучение части «География крупных регионов России», вместо предлагаемых 44 часов в данной программе отводится на изучение  этой части 36 часов.   Таким образом, после уплотнения основного материала на изучение регионального компонента отводится 9 часов, на 1 час меньше, чем предлагает Департамент образования, культуры и молодежной политики Белгородской области. Кроме этого в связи со вступлением в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ  принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования нового субъекта- Республики Крым выделен урок на изучение населения и хозяйства Республики Крым за счёт объединения тем «Население и хозяйство Европейского Юга». А также,  в связи с праздничными днями,  установленными постановлением правительства РФ «О переносе выходных дней в 2018 году» и «О переносе выходных дней в 2019 году», и в соответствии с расписанием уроков школы на 2018 -2019 учебный год объединены уроки № 65 «Россия и страны СНГ» и 66 по теме «Взаимосвязи России с другими странами»;  и 67 «Повторение» и 68 «Итоговое тестирование»

       Для реализации поставленных целей и задач используется учебно-методический комплект по географии издательства «Дрофа» (В.В Дронов, Л.А. Савельева), который представляет собой завершенную линию для основной школы и включает в себя:

Учебник:

Учебник «Географии России. Хозяйство и географические районы» В.П.Дронов И.И.Баринова,  В.Я.Ром, А.А. Лобжанидзе  Дрофа, 2009г.

 «География Белгородской области»  (авторский коллектив под руководством Лисецкого Ф. Н., профессора БЕлГУ) Часть первая: Природа; Часть вторая: Население и хозяйство – Москва. Изд-во МГУ, 2008 г.

Рабочая тетрадь:

по географии Белгородской области для учащихся 8-9 классов, часть вторая.

Рабочая тетрадь с набором контурных карт. В.И. Сиротин  «География России. Население и хозяйство».  9 класс – М.: Дрофа, 2011.

Атлас «География России. Население и хозяйство» 9 класс

Данный УМК содержит обязательный минимум содержания образования по географии.

    Учебно -тематический план – 9 класс

Содержание программы

Раздел, тема

Всего часов

Количество итоговых п/р

Количество контрольных  (тестирований)

Часть V. Хозяйство России

17 часов

3

-

Введение

1 час

-

Тема 1.

  Вторичный сектор экономики

12 часов

3

Тема 2. Третичный сектор экономики.

4 часов

-

  Часть V1. География крупных регионов России

36 часа

2

2

Тема 1.   Районирование России

1

-

Тема 2.  Европейская Россия

2.1. Европейский Север

2.2 Северо-Западный район

2.3. Центральная Россия

2.4.Европейский Юг

2.5. Поволжье

2.6. Урал

22

1

1

Тема 3 Азиатская Россия

3.1.Западная Сибирь

3.2. Север Восточной Сибири

3.3. Южная Сибирь

3.4.Дальний Восток

15

1

1

 Тема  4.

Хозяйство Белгородской области.

9

5

1

Тема 5.

Россия в современном мире

4

-

1

Итого

68

 10

4

Календарно – тематический план - 9 класс

п/п

Наименование раздела и тем

Кол-во час

Дата план

Дата факт

Подготовка к ЕГЭ и ГИА

ЭОР

Приме

чание

Часть V

Введение

1

Что изучает география России?

1

03.09

 

Тема 1. Вторичный сектор экономики

12ч

2

ТЭК. Итоговая п/р № 1 «Составление характеристики одного из угольных   бассейнов по картам и статистическим материалам».

1

05.09

Объяснять размещение угольных бассейнов, нефтяных и газовых месторождений

http://www.rgo.ru/

3.

Топливная промышленность

1

10.09

4

Электроэнергетика

1

12.09

Определять типы электростанций и их размещение

http://www.rgo.ru/

5

Отрасли, производящие конструкционные материалы и химические веществ.

1

17.09

6

Черная  металлургия. Итоговая п/р № 2 «Составление характеристики одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам»

1

19.09

Выучить размещение основных металлургических баз

http://www.rgo.ru/

7

Цветная металлургия.

1

24.09

8

Химическая промышленность. Тренировочная практическая работа   «Составление характеристики одной из баз хим. промышленности по картам и статистическим материалам».

1

26.09

Определять крупнейшие центры химико-лесного комплекса

http://www.rgo.ru/

9

География химической промышленности.

1

01.10

10

Лесная промышленность.

1

03.10

11

Машиностроение. Итоговая п/р № 3 «Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения»

1

08.10

Объяснять размещение машиностроения и его центров

http://www.rgo.ru/

12

Пищевая и легкая промышленность. Тренировочная п/р  «Составление диаграмм и анализ структуры питания в России».

1

10.10

http://www.rgo.ru/

13

Обобщение по теме «Вторичный сектор экономики»

1

15.10

 

Тема 2. Третичный сектор экономики

14

Состав и значение третичного сектора экономики.

1

17.10

15

Роль и значение транспорта. Сухопутный транспорт. Обучающая п/р: «Характеристика  железнодорожной магистрали».

1

22.10

Выделение крупных транспортных узлов

http://www.rgo.ru/

16

Другие виды транспорта. Связь.

1

24.10

Изучить ведущие порты России

17

Сфера обслуживания. Наука. Тренировочная  п/р «Составление перечня услуг, произведенных за неделю».

1

07.11

 

Часть VI. География крупных регионов России

36ч

Тема 1. Районирование России

1

18

Зачем районировать территорию России? Обучающая практическая работа   «Моделирование вариантов нового районирования России».

1

12.11

Решение заданий

по определению  территорий, которые были открыты

Тема 2. Европейская Россия

22ч

19

Общая характеристика Европейской России (Западный макрорегион)

1

14.11

 Решение заданий на знание субъектов  Федерации и их столиц

http://geo.1september.ru/

20

Европейский Север.

Обучающая п/р «Выявление  и анализ условий развития  рекреационного хозяйства Европейского Севера»

1

19.11

http://geo.1september.ru/

21

Природа Европейского Севера

1

21.11

22

Население и хозяйство Европейского Севера. Тренировочная п/р   «Составление и анализ схемы производственных связей  подрайонов Европейского Севера»

1

26.11

Решение заданий

по определению

субъектов

Федерации

по описанию

http://geo.1september.ru/

23

Северо-Западный район.

1

28.11

24

Природа. Население, хозяйственное освоение

1

03.12

25

Хозяйство Северо-Западного района

1

05.12

 Разбор заданий по топографической карте

26

ГП особенностей Санкт-Петербурга и других городов Северо-Запада.

1

10.12

27

Центральная Россия.

1

12.12

28

Население Центральной России. Обучающая практическая работа   «Составление картосхемы размещения народных промыслов ЦР»

1

17.12

Разбор заданий по синоптической карте

http://geo.1september.ru/

29

Московская столичная  агломерация. Итоговая п/р № 4: «Сравнение ГП и планировки двух столиц: Москвы и Санкт-Петербурга».

1

19.12

30

Хозяйство Центральной России. Тренировочная практическая работа     «Сравнительная характеристика районов ЦР по картам».

1

24.12

Разбор заданий по определению специализации районов

31

Европейский Юг.

Тренировочная п/р «Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства на Северном Кавказе»

1

26.12

http://geo.1september.ru/

32

Население и хозяйство Европейского Юга.

1

14.01

Работа с КИМами

Разбор части А 1 варианта

33

Население и хозяйство республики Крым

1

16.01

34

Поволжье. Обучающая п/р «Экологические и водные проблемы Волги – оценка и пути решения».

1

21.01

Работа с КИМами

Разбор части Б

1 варианта

http://geo.1september.ru/

35

Население Поволжья.

1

23.01

36

Хозяйство Поволжья. Тренировочная п/р «Определение факторов развития и специализации промышленности Европейского Юга и Поволжья». 

1

28.01

37

Урал. Природа.

1

30.01

38

Население и хозяйственное освоение Урала.

1

04.02

39

Хозяйство Урала.  Обучающая п/р   «Определение тенденций хозяйственного

развития Северного Урала».

1

06.01

Разбор зад., требующих развернутый во

ответ

http://geo.1september.ru/

40

Обобщение по теме: «Европейская России».

1

11.02

Тема 3. Азиатская Россия

15ч

41

Азиатская Россия.

Общая характеристика.

1

13.02

42

Западная Сибирь. Обучающая п/р  «Изучение и оценка природных условий Западной Сибири  для жизни и быта людей

1

18.02

Пробное тестирование

http://geo.1september.ru/

43

Природа Западной Сибири

1

20.02

44

Население и хозяйственное освоение территории. Хозяйство Обучающая п/р   «Составление характеристики нефтяного (газового) комплекса»

1

25.02

http://geo.1september.ru/

45

Север Восточной Сибири.

1

27.02

46

Природа Севера Восточной Сибири

1

04.03

47

Население и хозяйственное освоение Севера Восточной Сибири.

1

06.03

48

Хозяйство Севера Восточной Сибири.Итоговая п/р № 5 «Составление характеристики Норильского промышленного узла по плану».

1

11.03

Решение заданий вариант 3

49

Южная Сибирь.

1

13.03

50

Кузнецко-Алтайский подрайон.

1

18.03

 

51

Ангаро-Енисейский и Забайкальский подрайоны. Тренировочная п/р «Составление сравнительной характеристики подрайонов Южной Сибири».

1

20.03

http://geo.1september.ru/

52

Дальний Восток. Тренировочная п/р «Предложение и обоснование своего варианта прокладки новых железных дорог по Сибири и Дальнему Востоку. Составление прогноза развития транспорта этих территорий».

1

01.04

Решение заданий, требующих развернутого ответа

http://geo.1september.ru/

53

Природа Дальнего Востока

1

03.03

54

Население и хозяйственное освоение территории. Хозяйство. Тренировочная п/р    «Выделение на к/карте индустриальных транспортных, научных, деловых, финансовых  оборонных центров Дальнего Востока».

1

08.04

Решение заданий проекта ФИПИ

55

Обобщение по теме «Азиатская Россия»  

1

10.04

Решение тренировочных тестов

Часть VII. Региональный

Компонент. Хозяйство Белгородской

области

12ч

56

 ЭГП. Административно-территориальное деление Белгородской области  Итоговая  п/р № 6   «Оценка  ЭГП   Белгородской области»

1

15.04

http://www.rgo.ru/

57

Население и хозяйственное освоение области Итоговая  п/р № 7  «Административно – территориальное деление» 

1

17.04

http://www.rgo.ru/

58

Половозрастная структура населения, трудовые ресурсы. Размещение населения. Тренировочная п/р  

«Миграции и размещение населения Белгородской области »

1

22.04

Решение заданий

по определению

религиозного

 состава

населения

 России

http://www.rgo.ru/

59

Общая характеристика хозяйства Белгородской области. Ведущие отрасли. Итоговая  п/р № 8 «Отраслевая структура экономики Белгородской области»

1

24.04

http://www.rgo.ru/

60

Другие отрасли промышленности. 

Обучающая п/р «Описание одного из промышленных предприятий своего района».

1

29.04

Решение заданий на определение отраслей специализации

61

Сельское хозяйство Белгородской области. Земледелие. Животноводство Тренировочная практическая работа «Выделение основных районов растениеводства и животноводства»

1

06.05

62

Транспорт Белгородской области. Социальная инфраструктура.

Обучающая практическая работа «Характеристика Транспортной системы Белгородской области»

1

08.05

Решение заданий на определение ведущих транспортмагистралей и портов

http://www.rgo.ru/

63

Территориальная организация хозяйства. Итоговая  п/р № 9 «Достопримечательности Белгородской области»

1

13.05

Самостоятельная

работа уч-ся СС  с

с КИМами

64

Обобщение по теме «География Белгородской области» Итоговая  п/р № 10 «Внешнеэкономические связи  Белгородской области»

1

15.05

 

Россия в современном мире

65

Россия и страны СНГ

1

20.05

66

Взаимосвязи России с другими странами

1

20.05

67

Повторение темы «Вторичный и третичный сектора экономики»

1

22.05

68

Итоговое тестирование

1

 22.05  

Перечень обязательной географической номенклатуры для 9 – го класса:

Тема «География отраслей межотраслевых комплексов»: машиностроительный комплекс. Научные центры и технополисы: Москва и города Подмосковья, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Новосибирск, Красноярск, Иркутск, Владивосток, Хабаровск.

Центры трудоемкого машиностроения: Санкт-Петербург, Москва, Воронеж, Нижний Новгород, Ярославль, Ульяновск, Саратов, Самара, Казань, Иркутск.

Центры металлоемкого машиностроения: Волгоград, Пермь, Нижний Тагил, Екатеринбург, Ижевск, Челябинск, Орск, Новосибирск, Барнаул, Красноярск.

Топливно-энергетический комплексы. Месторождения: Самотлор, Уренгой, Ямбург, Астраханское. Система трубопроводов с Тюменского севера на запад.

ТЭС: Сургутская, Костромская, Рефтинская.

 ГЭС: Волжский каскад, Красноярская, Саянская, Братская, Усть-Илимская.

АЭС: Нововоронежская, Ленинградская, Белоярская, Кольская, Курская, Ростовская, Смоленская, Билибинская. Единая энергосистема (ЕЭС).

Металлургический и химико-лесной комплексы. 

Центры черной металлургии: Череповец, Липецк, Старый Оскол, Магнитогорск, Нижний Тагил, Челябинск, Новокузнецк.

Центры передельной металлургии: Москва, Санкт-Петербург, Ижевск, Златоуст, Комсомольск-на-Амуре.

Центры цветной металлургии: Мончегорск, Кандалакша, Волхов, Медногорск, Орск, Норильск, Братск, Красноярск, Новосибирск.

Центры химико-лесного комплекса: Архангельск, Сыктывкар, Соликамск — Березники, Уфимско-Салаватский, Самара, Усолье-Сибирское,      Енисейск,      Усть-Илимск,      Братск,      Комсомольск-на-Амуре.

Инфраструктурный комплекс. Порты: Новороссийск, Астрахань, Калининград, Санкт-Петербург, Выборг, Архангельск, Мурманск, Дудинка, Тикси, Владивосток, Находка, Петропавловск-Камчатский.

 Железнодорожные магистрали: Транссибирская, БАМ.

Регионы России. Европейский Север. Моря: Баренцево, Белое.

Заливы: Кандалакшский, Онежская губа.

Полуострова: Рыбачий, Канин, Кольский.

Острова: Соловецкие, Кижи, Валаам, Колгуев, Вайгач.

Возвышенности: Тиманский кряж, Северные Увалы.

Горы: Хибины.

Низменность: Печорская.

Реки: Северная Двина, Печора, Онега, Мезень.

Озера: Имандра. Беломорско-Балтийский канал.

Заповедники: Кандалакшский, Лапландский. Печорский угольный бассейн.

Месторождения: апатитов, руд черных и цветных металлов Кольского полуострова и Карелии.

Города: Мурманск, Архангельск, Мончегорск, Кандалакша, Череповец, Воркута.

Электростации Кислогубская ПЭС. Кольская АЭС.

Центральная Россия. 

Моря: Балтийское.

 Заливы: Финский. Окско-Донская равнина.

Возвышенности: Среднерусская, Валдайская.

Низменности: Окско-Донская, Мещерская.

 Реки: Дон, Ока, Вятка, Кама, Нева.

 Озера: Ладожское, Онежское, Чудское, Псковское, Ильмень, Селигер.

 Водохранилища: Рыбинское, Горьковское.

Каналы: Мариинская система, Волго-Балтийский, им. Москвы (Москва — Волга).

Заповедники: Дарвинский, Приокско-Террасный.

Месторождения: Подмосковный угольный бассейн, КМА.:

Города Москва и подмосковные города науки (Пущине, Дубна, Троицк), Санкт-Петербург, Новгород, Псков, Нижний Новгород, Владимир, Калининград, Ярославль, Воронеж, Липецк.

Поволжье. Моря: Каспийское. Возвышенности: Приволжская. Низменности: Прикаспийская.

Реки: Волга, Дон. Озера: Эльтон, Баскунчак. Водохранилища: Куйбышевское, Волгоградское, Цимлянское. Канал: Волго-Донской.

Заповедники и национальные парки: Астраханский, национальный парк Самарская Лука.

 Месторождения солей: Баскунчак.

Города: Казань Пенза,   Самара,  Ульяновск,   Саратов,   Волгоград,  Астрахань.

Северный Кавказ. Моря: Азовское, Черное. Проливы: Керченский. Полуострова: Таманский.

Возвышенности: Ставропольская. Горы: Большой Кавказ, гора Казбек, гора Эльбрус.

Низменности: Прикубанская, Терско-Кумская, Кумо-Манычская впадина.

 Реки: Кубань. Кума, Терек. Заповедники: Тебердинский.

 Месторождения цветных металлов: Большого Кавказа.

Города: Ростов-на-Дону, Новороссийск, Ставрополь, Краснодар, Сочи, Анапа, Туапсе, Пятигорск, Ессентуки, Кисловодск, Теберда.

Урал. Пай-Хой, Полярный Урал, Приполярный Урал, Северный Урал, Средний Урал, Южный Урал.

Горы: Народная, Ямантау, Магнитная, Качканар.

Реки: Печора, Кама, Урал, Белая, Чусовая, Северная Сосьва, Тура, Исеть.

Заповедники: Печоро-Илычский, Башкирский, Ильменский.

Города: Екатеринбург, Челябинск, Уфа, Пермь, Оренбург, Магнитогорск, Соликамск, Березники, Краснотурьинск, Салават, Орск, Медногорск, Златоуст, Миасс, Соль-Илецк.

Западная  Сибирь. Заливы: Байдарацкая губа, Обская губа,   Енисейский.  

 Полуострова:   Ямал,   Гыданский.  

Горы:   Алтай   (гора   Белуха),   Салаирский   кряж,   Кузнецкий   Алатау,   Западный   Саян.   Возвышенности:   Сибирские Увалы.

 Равнины: Ишимская, Барабинская. Котловины:  Кузнецкая.  

Реки: Обь, Бия,  Катунь, Иртыш, Тобол,  Ишим,  Пур,  Таз.  

Озера:  Кулундинское,  Чаны,  Телецкое.  

Месторождения:   Западно-Сибирский   нефтегазоносный   бассейн,   Кузнецкий каменноугольный   бассейн; железные руды Горной Шории, цветные и редкие металлы   Рудного   Алтая.  

 Заповедники:   Алтайский.   Сургутская  ТЭЦ.

Города:  Новосибирск,  Омск,  Томск,  Тюмень, Сургут,   Нижневартовск,   Кемерово,   Новокузнецк,   Горно-Алтайск,    Барнаул.    Технополисы:    Томск,    Новосибирск, Омск.  

Нефтяные концерны:   «Лукойл»,   «ЮКОС», « Сургутнефтегаз».

Восточная Сибирь. Моря: Карское, Лаптевых. Заливы: Енисейский. Полуостров Таймыр. Острова: Северная Земля. Возвышенности: Среднесибирское плоскогорье, плато Путорана. Горы: Бырранга, Енисейский кряж, Восточный Саян, Становое нагорье, Алданское нагорье, Ви-тимское плоскогорье, Становой хребет. Низменности: Северо-Сибирская.

 Котловины: Минусинская, Тувинская.

Реки: Енисей, Нижняя Тунгуска, Подкаменная Тунгуска, Хатанга, Ангара, Селенга, Алдан, Шилка, Аргунь. Озера: Байкал, Таймыр.

Заповедники: Таймырский, Баргузинский, Кодаро-Чарский.

Месторождения: Тунгусский, Таймырский, Минусинский, Улуг-Хемский, Южно-Якутский каменноугольные бассейны; железные руды Хакасии, Забайкалья; Удоканское месторождение меди, цветные и редкие металлы Путорана и гор Забайкалья.

Транссибирская магистраль, БАМ (Большой и Малый).

Города: Диксон, Дудинка, Норильск, Хатанга, Красноярск, Минусинск, Иркутск, Улан-Удэ, Чита, Усть-Илимск, Братск, Ангарск.

Дальний     Восток.    Моря:    Восточно-Сибирское,    Чукотское,   Берингово,   Охотское,   Японское.   Проливы:   Берингов,   Татарский,   Лаперуза,   Кунаширский.  

Заливы: Пенжинская   губа,   Петра   Великого.   Острова:   Новосибирские,   Врангеля,   Командорские,   Курильские,   Сахалин.  Полуострова:   Чукотский,   Камчатка.  

 Горы:   Верхоянский    хребет,    Черского,    Яно-Оймяконское    нагорье, Чукотское   нагорье,   Джугджур,   Сихотэ-Алинь,   вулкан Ключевская   Сопка,   вулкан  Авачинская   Сопка.  

Равнины:   Зейско-Буреинская,   Центральноякутская;   Яно-Индигирская,    Колымская,    Среднеамурская    низменности.

Реки:   Вилюй,   Алдан,   Оленек,   Лена,   Яна,   Индигирка, Колыма, Амур, Зея, Уссури, Камчатка, Анадырь. Водохранилища: Вилюйское, Зейское. Озера: Ханка.

Заповедники; Усть-Ленский, Кроноцкий, Остров Врангеля, Дальневосточный морской, Кедровая Падь.

Бассейны буро- и каменноугольные:    Ленский,    Зыранский,    Нижнезейский.

 Нефтегазоносные бассейны: Охотский (остров Сахалин и шельф).

 Месторождения цветных металлов: Северо-Восток Сибири.    Золотые   прииски:    Алдан   и   Бодайбо,    Сихотэ-Алинь.   Амуро-Якутская   магистраль.  

 Города:   Тикси, Мирный, Якутск, Верхоянск, Анадырь, Магадан, Благовещенск,    Комсомольск-на-Амуре,    Петропавловск-Камчатский,   Южно-Сахалинск,   Владивосток,   Хабаровск,   Уссурийск. 

Перечень учебно-методических средств обучения

1.Литература.  Основная

  1. Сборник программы для основной и средней школы «География России», И.И.Баринова, В.П.Дронов,  Дрофа, 2008,
  2. Учебник «Географии России. Хозяйство и географические районы» В.П.Дронов И.И.Баринова,  В.Я.Ром, А.А. Лобжанидзе  Дрофа, 2009г.
  3. «География Белгородской области»: Методическое пособие для учителей. (Примерное поурочное планирование). 8-9 классы / А.Н. Петин, Т.В. Сластина. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2006 г.
  4. Учебник «География Белгородской области»  (авторский коллектив под руководством Лисецкого Ф. Н., профессора БЕлГУ) Часть первая: Природа; Часть вторая: Население и хозяйство – Москва. Изд-во МГУ, 2008 г.
  5. Рабочая тетрадь по географии Белгородской области для учащихся 8-9 классов, часть  вторая.
  6. Атласы и контурные карты.

Дополнительная

  1. О.В. Антушева География. 9 класс. Поурочные планы по учебнику В.П. Дронова, И.И. Бариновой, В.Я. Рома, А.А.Лобжанидзе «География России. Хозяйство и географические районы» Часть1 и 2. Волгоград, изд-во «Учитель», 2007 г.
  2. В.Б. Пятунин «Контрольные и проверочные работы по географии» 6-10 классы, М: Дрофа, 2002
  3. География. Тренировочные задания ГИА и ЕГЭ. Москва, ФИПИ

4. Интернет-ресурсы.

 http://www.prosv.pu  сайт издательства  «просвещения» (рубрика «География») http://www.fipi.ru Портал ФИПИ – Федеральный институт педагогических измерений

http://www.drofa.ru сайт издательства Дрофа (рубрика «География»)

http://edu.ru/index.php Федеральный портал «Российское образование»

http://www.infomarker.ru/top8.html RUSTEST.RU - федеральный центр тестирования.

http://www.pedsovet.org Всероссийский Интернет-Педсовет

5. Журнал «География в школе»

1.Учебные карты 9 класс (30%)

1

Машиностроение и металлообработка

1

2

Топливная промышленность  

1

3

Цветная и черная металлургия  

1

4

Химическая промышленность  

1

5

Лесная и целлюлозно-бумажная промышленность

1

6

Электроэнергетическая промышленность  

1

7

Земледелие  

1

8

Технические культуры  

1

9

Животноводство

1

10

Пищевая промышленность  

1

11

Политико-административная карта  

1

12

Народы

1

13

Плотность населения

1

14

Экологическая

1

15

Центральная Россия (физическая и комплексная)

1

16

Уральский район  (физическая и комплексная)

1

17

Кавказ  (физическая и комплексная)

1

18

Поволжье (физическая и комплексная)

1

19

Западная Сибирь (физическая и комплексная)

1

2. Объекты натуральные (80%)

Коллекция «Минералы и горные породы»

2

Коллекция - шкала твердости Мооса

2

Гербарий растений природных зон мира

1

Коллекция полезных ископаемых различных типов

2

Гербарий основных сельскохозяйственных культур мира.

1

Приложение

Итоговые практические работы

Итоговая практическая работа №1 «Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам».

Цель работы: формирование умений составлять характеристику одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам.

I. Охарактеризуйте один из угольных бассейнов России. Дайте его хозяйственную оценку по следующему плану:

  1. Географическое положение бассейна (регион России и пр.).
  2. Способ добычи (подземный, открытый).
  3. Глубина добычи.
  4. Мощность пластов.
  5. Качество угля.
  6. Себестоимость добычи.
  7. Величина добычи, запасы угля.
  8. Потребители.
  9. Проблемы бассейна (экологическая, социальная и пр.).
  10. Перспективы развития бассейна.

Бассейн

Доля подземной добычи, %

Средняя глубина добычи, м

Средняя мощность пластов, м

Калорийность угля, тыс. кал/кг

Добыча, млн т

Запасы, млрд т

Кузнецкий

589

185

1,85

0,88

98

725

Печорский

100

298

1,53

0,8

22,7

214

Канско- Ачинский

-

-

15-100

0,47

32,0

601

II. Нанести на контурную карту

Угольные бассейны России

Пример выполнения практической работы:

Печорский угольный бассейн

  1. Бассейн распложен на северо-востоке европейской части России, на северо- востоке Республики Коми. Центром бассейна является город Воркута, расположенный за северным полярным кругом. Другой город в бассейне - Инта. До Воркуты проложена железная дорога - Печорская (Коноша - Воркута).
  2. Весь уголь добывается дорогим подземным способом.
  3. Глубина добычи 298 м - это глубже, чем в Кузбассе.
  4. Пласты средней мощности 1,53 м (в Кузбассе - 1,85 м).
  5. Угли высококачественные (0,8 тыс. ккал/кг).
  6. Угли дорогие (себестоимость высокая), т. к. шахтеры имеют «северные надбавки» к зарплате.
  7. Добыча угля в 4 раза ниже, чем в Кузбассе.
  8. Запасы угля меньше, чем в Кузбассе в 3 раза.
  9. Потребителями угля являются предприятия Европейского Севера.
  10. Бассейн имеет небольшие перспективы развития из-за высокой себестоимости углей.
  11. Проблемы бассейна связаны с трудностями реализации дорого угля, в условиях рыночной экономики. Экологические проблемы связаны с использованием терриконов. Социальные проблемы обострились из-за несвоевременной выплаты зарплаты, инфляции. Люди уезжают из Воркуты в более благоприятные для жизни регионы.

Итоговая практическая работа № 2   «Составление характеристики одной из металлургических баз  по картам и статистическим материалам».

Цели работы: 1. Познакомиться с основными металлургическими базами страны, закрепить знания о факторах размещения металлургических предприятий.

  1. На основе анализа карт и статистических материалов учиться составлять экономико-географические характеристики, оформлять результаты работы в знаковой форме.

Последовательность выполнения работы

Используя текстовую карту учебника на с.149, назовите основные металлургические базы страны.

  1. Дайте характеристику каждой из них по плану:

а)        географическое положение базы;

б)        доля базы в общероссийском производстве проката;

в)        основные месторождения железных руд и бассейны каменного угля, находящиеся на территории базы;

г)        основные направления перевозок недостающего сырья;

д)        главные центры производства металла.

На контурной карте

  1. Пользуясь текстовой картой учебника на с. 149, обозначьте границы уральской   металлургической базы.
  2. Используя текст учебника на с. 148, карты атласа на с. 42— 45, нанесите на контурную карту основные месторождения используемого сырья.
  3. Стрелками покажите основные направления перевозок недостающего сырья.
  4. С помощью круговых диаграмм укажите главные центры производства металла, отразите их специализацию.

Сделайте вывод: какие факторы размещения предприятий металлургического комплекса оказались наиболее действенными при формировании уральской металлургической базы?

Итоговая практическая работа №3 «Определение  главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения».

Цель работы: формирование умений анализировать экономические карты и обосновывать принципы размещения машиностроительных предприятий различного типа.

I. Используя текст учебника, а также карты в атласе, учащиеся самостоятельно выполняют следующие задания и отвечают на вопросы:

  1. Какие отрасли относятся к трудоемкому машиностроению? По карте определить районы (центры) развития трудоемкого машиностроения.
  2. Какие отрасли относятся к металлоемкому машиностроению? По карте атласа определить основные районы (центры) размещения металлоемкого машиностроения.
  3. Какие отрасли относятся к наукоемкому машиностроению? Назвать районы, в которых, по вашему мнению, будут развиваться наукоемкие отрасли, доказать правильность своего ответа.
  4. Сравнить карты, отражающие размещение отраслей машиностроения и черной металлургии. Сделать вывод о зависимости в размещении этих отраслей.
  5. Объяснить, почему отрасли электротехнической промышленности, станкостроения и инструментальной промышленности обычно размещаются в районах с квалифицированными кадрами.
  6. На контурную карту нанести наиболее крупные центры развития металлоемких, трудоемких и наукоемких отраслей.
  7. Записать в тетрадь общий вывод о принципах размещения материалоемких, трудоемких и наукоемких отраслей.

Для выполнения следующего варианта работы учащиеся должны иметь четкое представление об основных принципах, влияющих на размещение отраслей машиностроительного комплекса. Учащиеся выполняют следующие задания:

  1. Используя текст учебника, привести примеры отраслей, относящихся к трудоемким и металлоемким.
  2. Используя карту атласа, определить центры размещения трудоемких и металлоемких производств. Заполнить таблицу:

Группа отраслей машиностроения

Название отраслей

Крупные

промышленные

центры

Принципы размещения

1. Трудоемкие и наукоемкие

Приборостроение

Станкостроение и инструментальная промышленность

С.-Петербург

Самара Иваново

Трудовые ресурсы, транспортный

Трудовые ресурсы, транспортный, близость потребителя

2. Металлоемкие

Тракторостроение Производство металлоемкого оборудования

Челябинск Новокузнецк

Сырьевой Сырьевой

3. Нанести на контурную карту крупнейшие центры машиностроения по группам отраслей.

Оценивается правильность заполнения таблицы и оформление карты.

II. Нанести на контурную карту

Главные р-нов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения.

Итоговая практическая работа № 4 «Сравнение ГП и планировки двух столиц».

Цель работы: формирование умений сравнивать ГП и планировку двух столиц.

I. Сравните ЭГП и планировки двух столиц: Москвы и Санкт-Петербурга

План описания:

  1. Сравните ЭГП двух городов:

а)        положение окраинное, центральное;

б)        положение приморское, сухопутное;

в)        транспортное положение;

г)        положение на реке.

  1. Планировка города:

а)        радиально-кольцевая, прямоугольная;

б)        явный центр города;

в)        год основания;

г)        другое.

Москва

Санкт-Петербург

1. Расположена в центре европейской части России

1. Находится на северо-западе европейской части России

2. Центральное положение

2. Центральное положение

3. Сухопутное положение

3. Приморское положение на берегу Финского залива

4. Крупнейший транспортный узел от города расходятся 11 железных дорог, автомобильные дороги, авиалинии

4. Крупный транспортный узел, от города расходятся веером 6,железных дорог, автомобильные дороги

5. Находится на реке Москве, которая соединена с Волгой каналом им. Москвы. Через Волгу и каналы (Волго-Балтийский, Волго- Донской имеет выход в 5 морей).

5. Находится в устье р. Невы на 108 островах. Через судоходную Неву и Волго-Балтийский канал имеет выход в Белое море, в Волгу

6. Город строился не по плану. Главная площадь - Красная, Центр - Кремль. От центра расходятся радиусы - улицы, которые пересекаются кольцами - Садового кольца, Бульварного кольца, кольцо МКАД.

6. Город строился по плану на побережье промышленные предприятия. Нет набережных улиц. Главная улица - Невский проспект. Основная единица города - площадь. Город имеет много мостов, каналов, протоков.

7. Планировка радиально-кольцевая

7. Планировка современная прямоугольная.

8. Год основания 1147 г. - Юрий Долгорукий

8. Год основания 1703 г. - Петр I

Итоговая практическая работа №5  «Составление характеристики Норильского промышленного узла по плану».

Цель работы: формирование умений делать характеристику Норильского промышленного узла по плану.

I. Дать характеристику промышленного узла

План описания:

  1. Состав промышленного узла.
  2. ЭГП промышленного узла.
  3. Природно-ресурсная база.
  4. Отрасли специализации и их центры.
  5. Проблемы и перспективы развития узла.

Пример выполнения работы:

  1. В состав Самарского узла входят Самара, Тольятти, Новокубйшевск, Чапаевск, Жигулевск.
  2. Самарский узел расположен в северной части Поволжья. Здесь пересекаются железные дороги, судоходная Волга, нефте- и газопроводы.
  3. В районе узла имеются водные ресурсы Волги, нефть местная и привозная, сера.
  4. Отрасли специализации, факторы развития и центры (в форме таблицы):

Отрасль

Условии(факторы) развития

Центры

1. Машиностроение

Привозной металл

Самара, Тольятти

2. Автомобилестроение

3. Нефтеперерабатывающая

На собственном сырье и по нефтепроводам из Туймазы, Альметьевска

Новокуйбышевск

4. Химическая

Добыча серы, газопроводы

Новокуйбышевск, Самара, Тольятти, Чапаевск

5. Электроэнергетика

Гидроэнергоресурсы Волги

ГЭС Волжская

6. Пищевая

Сырье АПК Поволжья

Самара

Вариант выполнения характеристики ТПК

  1. Название ТПК, его ЭГП;
  2. Состав ТПК (города);
  3. Природные ресурсы и энергия, используемые на территории ТПК;
  4. Отрасли специализации;
  5. Выпускаемая продукция;
  6. Проблемы и перспективы развития.

Пример выполнения работы:

Норильский ТПК

  1. Город Норильск, порт Дудинка входят в состав ТПК.
  2. Он распложен на севере Красноярского края, где отсутствуют железные дороги, и связь только с портом Дудинкой на Енисее.
  3. В районе Норильска залегают медные и никелевые руды, каменный уголь и ведется их добыча. Энергия на предприятия Норильска поступает с ТЭЦ, работающей на угле и с Игарской ГЭС.
  4. Отраслями специализации Норильского ТПК являете производство меди, никеля, кобальта, платины.
  5. Вспомогательное производство строительных материалов.
  6. Основная проблема ТПК - экологическая, так как цветная металлургия - «грязная» отрасль.
  7. В перспективе необходимо развитие транспортной сети, в том числе воздушного, подводного видов транспорта, развитие социальной инфраструктуры.

II. Нанести на контурную карту

Территориально-производственные связи Норильского промышленного узла

Итоговая практическая работа №6 «Экономико–географическое положение Белгородской области»

 Цель работы: расширение знаний об особенностях ЭГП Белгородской области

Пользуясь данными темы «Экономико-географическое положение» в «Географии Белгородской области. Часть вторая» (далее в «Географии...»), выполните следующие задания:

1.  На карту «Экономико-географическое положение Белгородской области» нанесите:

а)  границы: России, Центрального федерального округа, Центрально-Чернозёмного района, Белгородской области;

б)  Белгород, города с населением более 1 млн жителей, центры регионов, граничащих с Белгородской областью, морские порты;

в) ближайшие зарубежные государства;

г)  важнейшие транспортные пути, связывающие Белгородскую область с крупнейшими городами и морскими портами.

2.  Какие регионы России граничат с Белгородской областью?

3. Напишите, какие страны Европы и Азии наиболее близки к области

4. Какие морские порты являются ближайшими к нашей области

5. На основе составленной карты и ранее полученных знаний охарактеризуйте: а) транспортно-географическое и геополитическое положение области.

Сделайте вывод об экономико-географическом положении Белгородской области.

Итоговая  практическая работа № 7 «Административно – территориальное деление»

Цель работы: расширение знаний об особенностях административно – территориальное деление Белгородской области.

1.        Используя данные темы «Административно-территориальное деление»  в «Географии...»,
выполните следующие задания:

  • заполните таблицу «Основные сведения о Белгородской области»;
  • нанесите на карту «Административно-территориальное деление Белгородской области»:

а)        города областного подчинения;

б)        границы административных районов области и их центры;

в)        свой населённый пункт и раскрасьте административный район, на территории (или
вблизи) которого он расположен.

2.        Заполните таблицу «Основные сведения о моём районе и населённом пункте».

Основные сведения о Белгородской области

Дата образования области

Губернатор (ФИО)

Территория (тыс. км2)

Численность населения в 2008 г. (тыс. чел.)

Число административных районов

Число городов областного подчинения (перечислите их)

Число городов районного подчинения

Основные сведения о моём районе и населённом пункте

Территория                                                       района

                                                                 (название)

1                                                                     ■  ■

тыс. км2

Численность населения                                        района

                                                                                            (название)

тыс. чел.

Наиболее крупные населённые пункты Вашего района

Численность населения Вашего населённого пункта

тыс. чел.

(название)

Год основания Вашего населённого пункта

год

(название)

Глава администрации Вашего района

Глава администрации Вашего населённого пункта

Итоговая  практическая работа №8 Отраслевая структура экономики Белгородской области

Цель работы: выявление отраслей специализации области и основных предприятий.

Задание:

1. используя данные § 22-24 в «Географии...», нанесите на контурную карту разными цветами отрасли специализации городов и посёлков городского типа (см. § 22-23).

       2.Заполните таблицу.

Отрасли специализации области

Название отрасли

Основные предприятия

     Основная выпускаемая продукция

Итоговая практическая работа №9 «Достопримечательности Белгородской области»

Цель работы: знакомство с достопримечательностями Белгородской области.

1.        Используя данные § 30 и приложение 8   в «Географии...», нанесите на контурную карту:

а)        памятные места, связанные с Курской битвой 1943 г.;

б)        достопримечательности области, которые Вы посетили или хотели бы посетить;

в)        достопримечательности Вашего района;

г)        даты основания важнейших населённых пунктов области;

2.        Составьте и нанесите возможные туристические маршруты.

Итоговая практическая работа №10 «Внешнеэкономические связи»

Цель работы: установить внешние экономические связи Белгородской области с другими регионами России, с другими странами.

        Используя данные § 32 в «Географии...», выполните следующие задания:

1. Нанесите на контурную карту разными цветами внешнеэкономических партнёров Белгородской области среди стран СНГ и дальнего зарубежья.

2. Основными странами дальнего зарубежья, имеющими торговые отношения с Белгородской областью, являются:

1

2                              

3        

4

5        

3. С этими странами СНГ Белгородская область не имеет внешнеэкономических связей:        

4. Какие импортные товары чаще всего покупаете Вы и Ваши родители? Какая страна их производит?                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....

08.05 география класс

презентация...