Учебно-исследовательская деятельность на уроках в рамках ФГОС ООО мастер-класс
методическая разработка по теме

Сдержикова Вера Ивановна

Учебно-исследовательская деятельность на уроках в рамках ФГОС ООО

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа №13 с углубленным изучением отдельных предметов"

города Губкин Белгородской области

Учебно-исследовательская деятельность

на уроках в рамках ФГОС ООО

мастер-класс

Подготовили: Сдержикова В.И., учитель географии

Павлова М.В., учитель технологии

МБОУ "СОШ №13 с УИОП"

2017

                            “Хотя чужое знание может нас кое-чему научить, 
мудр бываешь лишь собственной мудростью”
 
М.Монтень

   

     Ход мастер-класса

  Китайская притча

Мастер-учитель  редко затрагивал в беседах с детьми  духовные вопросы. Он с удовольствием  играл с учениками, принимал участие в разговорах на любые темы — от политической ситуации в стране до самого свежего анекдота, учил детей думать, изобретать и решать  любые  проблемы.

Однажды посетитель спросил:

— Как вас может учить человек, который чаще играет с учениками, что- то изобретает,  чем говорит о Боге?

— Обучать можно по-разному, и не только с помощью слов, — ответили ему. 

   Я согласна с изречением китайского мудреца. Обучать можно по- разному. Сегодня обучение должно иметь   системно -деятельностный подход, основой которого является исследовательская деятельность. С чего начинается исследование? С удивления… Живет человек, воспринимает мир вокруг себя как само собой разумеющееся и не подлежащее сомнению. Но однажды задается вопросом: “А почему это именно так, а не иначе?”. С этого момента человек,  пытается найти свой ответ. Вот оно – начало поиска, начало исследования… Главная цель исследовательской деятельности  — формирование у учащегося способности самостоятельно, творчески осваивать  новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры,  что является неотъемлемой частью в реализации нового образовательного стандарта. Одна из важнейших задач учителя в современных условиях уметь создать среду, провоцирующую учащегося  на проявление черт исследовательского поведения.    

А сейчас я попрошу вас отметить свое настроение на начало мастер-класса на "Карте островов"  

Исследовать — значит видеть то, что видели все, и думать так, как не думал никто» сказал Альберт Сент-Дьёрди, американский биохимик. 

Формированию учебно-исследовательской деятельности  учащихся способствует проведение интегрированных уроков и занятий.

Интеграция способствует формированию целостного взгляда на мир, пониманию взаимосвязей, явлений и процессов, способствует развитию учебно-исследовательской деятельности.

На интегрированном уроке учащиеся имеют возможность получения глубоких и разносторонних знаний, используя информацию из различных источников, совершенно по-новому осмысливая события, явления.

Многие понятия не могут быть осознаны и усвоены учащимися полно без элементарных знаний географии, математики, физики, биологии, технологии и других предметов. Например,  прослеживается  взаимосвязь уроков географии и технологи при изучении  тем:  растениеводство и животноводство, отраслей легкой промышленности, народных промыслов, одежды народов разных стран.

Интеграция при формировании учебно-исследовательской деятельности обеспечивает эффективное использование учебного времени и плодотворную работу на уроке.

Она позволяет:

- более глубоко учитывать и использовать личностные особенности обучаемых;

- заменить малоэффективные способы передачи знаний;

- дает возможность проектировать учебный процесс;

- обеспечить гарантированные результаты обучения.

Занимаясь исследовательской деятельностью ученики легко усваивают основные правила исследования и готовы применять полученные умения, а сам процесс исследования легко сочетается с современными требованиями к уроку. Поэтому целесообразно включать в учебный процесс приемы исследовательской деятельности, которые вытекают из логики учебного процесса и являются его частью, образуя единство содержания и деятельности.

Давайте поиграем:
• Загадайте число.
• Прибавьте столько же.
• Прибавьте 10.
• Разделите на два.
• Отнимите задуманное.
- Какое число загадали? (спросить у 2-3 человек)
-Что у вас получилось?
•В результате у всех должно получиться число 5.
         Нетрудно догадаться, что в основе задачи лежит некий алгоритм. Результат был известен только мне, но посредством направления ваших действий, мы все пришли к одному ответу. Причем, вначале никто об этом даже не догадывался. Также происходит и в исследовательской  деятельности учащихся. Используя алгоритм работы, и зная конечный результат, учитель «ведет» детей по неизведанному ими пути к верному ответу.

При организации учебного исследования  обычно включаются  основные элементы (которые представлены на слайде):

  • выделение и постановку проблемы (выбор темы исследования);
  • выработку гипотезы (предположения);
  • поиск и предложение возможных вариантов решения;
  • сбор материала;
  • анализ и обобщение полученных данных;
  • подготовку и защиту итогового продукта

Рассмотрим некоторые из методов, используемых при обучении учебному исследованию:

 - Развитие умений видеть проблемы или метод «вживания» – ученик пытается «вселиться» в изучаемый объект, познать его изнутри.

Одно из самых важных свойств в деле выявления проблем – способность изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон. Ведь если смотреть на один и тот же объект с разных точек зрения, то обязательно увидишь то, что ускользает от традиционного взгляда и часто не замечается другими.  

- Развитие умений задавать вопросы или метод эвристических вопросов. (Эври́стика (от др.-греч. Εὑρίσκω — «отыскиваю», «открываю») — отрасль знания, изучающая творческое, неосознанное мышление человека) Применим для отыскания сведений о каком-либо событии или объекте.

 Пример: «Хотели ли вы иметь дома изделия народных промыслов?», «Какие? И Почему?»

  • Почему одну из глиняных игрушек называют дымковской?
  •  Почему русский живописец Б.М. Кустодиев говорил, что гжельские чайники и чаши цветут “колдовскими синими цветами”?

Так же используется: - метод сравнения применяется для сопоставления версий разных учеников с аналогами;

 - метод эвристического наблюдения. Цель данного метода – научить детей добывать и конструировать знания с помощью наблюдения;

 - метод эвристического исследования. Ученикам предлагается самостоятельно исследовать заданный объект по следующему плану: цели исследования – факты об объекте – опыты – новые факты – возникшие вопросы и проблемы – гипотезы – рефлексивные суждения – результаты;

- метод конструирования понятия. Сопоставляя и обсуждая детские представления о понятии,  помогаю достроить его до культурных форм. Результатом такой работы выступает коллективный творческий продукт;

 - метод «Если бы…». Ученикам предлагается составить описание того, что произойдет, если в мире что-либо изменится, например, чем мы питались если бы жили в саванне,  не знали как выращивать картофель, чем его заменим. Выполнение учениками подобных заданий не только развивает способность воображения, но и позволяет им лучше понять устройство реального мира, фундаментальных основ различных наук.

Сейчас мы с вами попробуем рассмотреть некоторые методы, используемые при обучении учебному исследованию

  Вопрос участникам мастер-класса (группам): «От чего зависит успешность человека в жизни?»  (на доске записываются ответы участников:  деньги? Здоровье? и.т.д.),  идет обсуждение ответов  участников из  групп).

    Вопрос участникам: «Что только сейчас мы проделали?»

 Мы выдвинули ряд гипотез, которые могут найти свое подтверждение или опровержение в результате исследования.

1. Упражнения на развитие умений видеть проблемы (формирование способности развивать собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон).

Упражнение «Посмотри на мир чужими глазами».

У вас текст неоконченного рассказа.

Какао — вечнозеленое «шоколадное» дерево. Шоколадное дерево выращивают практически во всех субэкваториальных странах, лежащих между 20º северной и южной широты. Только в этих широтах климат достаточно теплый и влажный. Деревья какао не выносят прямого действия солнечных лучей, эта особенность учитывается на плантациях, необходимое затенение достигается смешанными посадками кокосовых пальм, банановых, каучуковых, манговых деревьев и авокадо. Его культивируют в тропиках обоих полушарий ради семян, которые используют в кондитерской промышленности. Является основным ингредиентом шоколада. Примерно 70% мирового урожая какао собирают в африканских странах.

Но наступил 2047 год. Прогнозы ученых о потеплении климата стали реальными. Температура на Земле поднялась на 3-4 градуса. Это сказалось на отраслях сельского хозяйства, особенно растениеводстве. Многие тропические культуры оказались на гране исчезновения. Под угрозой оказались и плантации какао-бобов...

Задание: продолжить рассказ, представив себя в роли:

  • жителя республики Кот-д’Ивуар, работающего на плантациях;
  • фермера, владеющего участками земель в районе Предкавказья;
  • директора кондитерской фабрики;
  • начальник фирмы, проводящей поставки какао-бобов из Нигерии;    
  • начальника лаборатория химии пищевых продуктов.

3. Метод эвристического исследования  Изучить текст, определить что это за растение, определить родину, привести уже известные вам факты, какие факты для вас были новыми, какие возникли вопросы.

Жители материка считали это растение божественным даром и прославляли его в песнях и легендах. Так же, как у земледельцев всего мира, у них был свой бог плодородия - Чинтеотль, которому поклонялся весь индейский народ. Ежегодно в столице индейцев Куско в храме Солнца торжественно проводили ритуал посева священного растения. В 17 веке в Египте её называли турецкой пшеницей. В Италии её и сегодня зовут «гранотурко». А на родине она известна под названием «маис». Как это растение называем мы?                       Кукуруза

Растение с красивыми резными листьями тёмно-зелёного цвета и яркими круглыми плодами привезли в Европу испанцы и португальцы ещё в 16 веке. У себя на родине, его название значит "крупная ягода".  Из Испании и Португалии оно попали во Францию. Пылкие французы, видимо за яркую окраску и форму, напоминающую сердце, назвали эти плоды по-своему: яблоко любви, любовные яблоки ("пом д` амур" - так звучало это по-французски). Итальянцам новые плоды тоже понравились и они  назывались "золотые яблоки"  Шведский натуралист Карл Линней назвал их почему-то волчьими персиками. И когда они появились в России, их тоже нарекли не очень любезно: псинками, бешеными ягодами, греховными плодами. В Европе они  долгое время были только декоративными растениями, их разводили исключительно ради яркой пышной зелени и красочных плодов. В России они стали популярными и их полюбили благодаря замечательному агроному екатерининских времён А. Т. Болотову.
Помидор

Изделия из него носили еще египетские фараоны, жрецы и знатные люди. Мумии их найденные в саркофагах, были обернуты в эти ткани. Финикийцы, а затем Греки и римляне делали паруса из этого полотна. Известна эта ткань и скифам. Из какого растения эта ткань изготовлялась?

В основе русского названия этого растения лежат два слова- греческое «лион» и латинское «линум». А как его называют по- русски?                                                                            Лён

Одно из самых важных хлебных растений, так как им питается более половины населения всего земного шара. Его называли «сарацинским зерном» или «сарацинской пшеницей», затем название преобразовалось в «сорочинское пшено». Назовите культурное растение, к которому относится такое выражение: «Аристократ среди злаков, сын воды и солнца, пища богов».                                                                             Рис

Этот  удивительный овощ, который был обнаружен в земле 4500 лет назад. Его называли дьявольским яблоком, вторым хлебом. Испанец Педро Чеза де Леон описал его в своей книге, именовал этот овощ... папой. "Это особый вид земляных орехов, – писал путешественник. – Будучи сварены, они становятся мягкими, как печеный каштан... Они покрыты кожурой, не толще кожуры трюфеля...".

В разных странах это растение  называли по-своему. В Испании — «папа», переняв это слово от индейцев, в Италии — за сходство клубней с грибами трюфелями — «тартуффоли». Англичане именовали его «ирландским бататом», французы — «помм де терр» — земляное яблоко. На разных других языках — «потейтос», «потатес», «путатис». В 18 веке у него было название «чёртово яблоко»?        Картофель

Часто это растение называют «зелёной коровой», так как из его семян делают молоко, простоквашу, творог и сыр, а также масло, заменители какао и шоколада. Назовите это растение.    

  Соя

Древние римляне называли это растение «растущее на камне». НаРуси его называли «пестрец», «свербигуз». Что это за растение?

                                                                                                    Петрушка                             

Самая популярная приправа во всем мире. В Средневековье он занял большую нишу в кулинарии Европы. Цельные горошки  тогда стоили очень дорого и принимались властями в качестве оплаты налогов, податей, долгов, а также в качестве приданого.    

                                                                                         Чёрный пере

В древнем Риме её называли «капут», что означает «голова», а

 на греческом оно звучит как «брассо», то есть «трещать», «хрустеть».

 Как это растение называется у нас?                               Капуста

Уважаемые коллеги - приведите примеры использования одного из методов на ваших уроках.

Я сейчас я попрошу вернуться к "Карте островов" и сказать поменялось ли ваше настроение в ходе нашей работы.

Исследовательская деятельность позволяет увидеть способности учеников, побуждает к самооткрытию собственных способностей и скрытых возможностей, так как требует от них самостоятельности, умению проблемно мыслить, формированию таких качеств, как: целеустремленность, настойчивость, инициативность, критичность мышления, коммуникабельность, расширяет и углубляет знания, находит оригинальные способы исследования. Приобретенный опыт у ребенка не исчезнет даже при единичном опыте. Он обязательно проявится в других сферах деятельности, позволит шире смотреть на проблему.

Спасибо.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Учебно-исследовательская деятельность при интегрировании на уроках в рамках ФГОС ООО

Слайд 3

«Исследовать — значит видеть то, что видели все, и думать так, как не думал никто» Альберт Сент-Дьёрди, американский биохимик

Слайд 5

Технология Интеграция

Слайд 6

Интеграция при формировании учебно-исследовательской деятельности позволяет: - более глубоко учитывать и использовать личностные особенности обучаемых; - заменить малоэффективные способы передачи знаний; - дает возможность проектировать учебный процесс; - обеспечить гарантированные результаты обучения.

Слайд 9

Метод "вживания"

Слайд 10

Метод эвристических вопросов

Слайд 11

Метод сравнения Метод эвристического наблюдения Метод эвристического исследования

Слайд 13

Метод конструирования понятия Метод «Если бы…»

Слайд 19

“Хотя чужое знание может нас кое-чему научить, мудр бываешь лишь собственной мудростью” М.Монтень Французский писатель и философ эпохи Возрождения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Методические рекомендации по организации урока в рамках ФГОС. Этап целеполагания»

Мастер-класс «Методические рекомендации по организации урока в рамках ФГОС. Этап целеполагания»...

Доклад "Внеурочная деятельность по ОБЖ в рамках ФГОС"

Доклад "Внеурочная деятельность по ОБЖ в рамках ФГОС"...

Деятельность социального педагога в рамках ФГОС второго поколения

Презентация о деятельности  социального педагога в рамках ФГОС второго поколения...

«Учебно - исследовательская, проектная деятельность – важный аспект в структуре современного урока» ( из опыта работы учителя музыки)

В соответствии с требования стандарта нового поколения, проектная деятельность - важный аспект в деятельности педагога.Проектно-исследовательская деятеность личностно-ориентирована, позволяет учиться ...

Учебно-исследовательская работа старшеклассников на уроках литературы и во внеурочной деятельности.

В современной школе стали очень актуальными такие педагогические технологии как исследовательский проект и учебно-исследовательская деятельность.  Это объясняется переходом  к  деятельн...