Урок по теме "Реки России"
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему

Хворова Татьяна Геннадьевна

Разработка урока по теме "Реки России" 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл reki_rossii.docx35.8 КБ

Предварительный просмотр:

Эпиграф урока:

« (Вода) – у  тебя  нет ни цвета, ни  вкуса, ни запаха, 

тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! 

Нельзя сказать,  что ты необходима для жизни:  ты сама жизнь.

Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами…

 Ты самое большое богатство на свете    

 (Антуан де Сент-Экзюпери).

Тема урока: Внутренние воды. Реки России (СЛАЙД 1).

Цели: Формирование представлений о распределении рек по территории страны, о главных речных системах.

Задачи УУД:        

Предметные:

- давать определения терминов, понятий по теме урока;

- выявлять и называть особенности бассейнов стока;

- читать и анализировать тематические карты;

- описывать бассейны стока;

- обозначать на контурной карте географические объекты;

- давать характеристику рек.

Метапредметные УУД:

Познавательные:

- находить достоверные сведения в источниках географической информации;

- анализировать, находить главное, делить текст на части;

- обобщать и формулировать выводы, определять термины и понятия;

- строить логически обоснованные рассуждения, выявлять особенности объектов;

- устанавливать причинно- следственные связи, сопоставлять источники информации;

- составлять характеристику явлений и объектов.

Регулятивные:

- определять цель, проблему в учебной деятельности;

- выдвигать гипотезы, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально;

- самостоятельно исправлять ошибки;

- оценивать способ достижения цели.

Коммуникативные:

- излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами;

- понимать позицию другого, различать в речи другого мнения, доказательства, факты;

- корректировать свое мнение под воздействием контраргументов;

- устная и письменная речь.

Личностные:

- аргументированно оценивать свои и чужие поступки различных ситуаций, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности;

- понимать эмоциональное состояние других людей:

- осознавать и проявлять себя гражданином России.

Тип урока: изучение новой темы.

Оборудование: физическая карта России, учебник, атлас, контурная карта, проектор.

УМК: учебник географии 8 класс, автор В.П. Дронов, Л.Е Савельева, атлас, контурная карта.

Ход урока

I. Оргмомент: Приветствие, тема урока цели. (СЛАЙД 2).

II. Итоги тестирования по теме «Моря России»

Актуализация знаний.

- Ребята для чего нам нужна вода?

- Сколько дней может прожить человек без воды?

- А какую воду использует человек?

Без воды нет жизни. Человек не может прожить без воды более 8 дней. Вода – это чудесный дар природы. Человеку нужна чистая пресная вода, которая составляет около 2% гидросферы. Россия богата водами. Основные источники пресной воды – внутренние воды, или воды суши. Они многообразны.

- Какие виды внутренних вод вам известны?  (Реки, озера, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота)                (стр.76 в учебнике СХЕМА 2.3.12)

- Какие из них созданы человеком? (Пруды, водохранилища, каналы)

- Почему Россия богата внутренними водами?            (стр.76 в учебнике СХЕМА 2.3.11)

В хозяйстве человек использует главным образом пресную воду. По запасам пресной воды Россия уступает только Дании, т. к. к ней относится о. Гренландия.

III. Изучение новой темы. Сегодня мы посветим наш урок самому распространенному компоненту внутренних вод.

- Отгадайте загадку, разгадка которой нам и подскажет что это за компонент внутренних вод.

- Течет, течет – не вытечет. Бежит, бежит – не выбежит. (река)

- Ребята, как будет звучать тема нашего урока? (Реки России) (СЛАЙД 3).

(стр.76 в учебнике) В России более  2,5 миллионов рек, общей протяженностью 10 млн.км (на каждые 7 км.кв.- 1 река)

Вопросы для повторения ранее изученного материала (СЛАЙД 4):

(найди соответствие)

  1. исток

А) поток воды текущий годами в выработанном им углублении

  1. река

Б) главная река со всеми притоками

  1. речной бассейн

В) начало реки

  1. устье

Г) место, где река впадает в другую реку, в озеро или в море

  1. речная система

Д) участок земной поверхности, с которого вся вода стекает в главную реку

  1. водораздел

Е) граница между бассейнами рек.

  1. падение реки

  1. уклон реки

Мы вспомнили составные части реки.

Определение понятиям «падение реки» и «уклоне реки» мы дадим сегодня на уроке.

Перед вами таблица «Реки России» (рассмотреть), по ходу урока вы заполняете ее.

- Куда впадают реки?

- Все реки относятся к бассейну трех океанов и внутренней бессточной области. (СЛАЙД 5).

Реки

_______________________________________________________________________________________

Сев. Ледовитый океан  

                                       Тихий океан              Атлантический океан                    Область внутреннего

                                                                                                                                                     стока

Северная Двина

Печора

Обь

Енисей

Лена

Яна

Индигирка

Колыма

Вилюй

Алдан

Нижняя Тунгуска

Подкаменная Тунгуска

Иртыш

Ангара

Онега

Анадырь

Амур

Зея

Бурея

Аргунь

Шилка

Уссури

Кубань

Нева

Дон

Волга

Урал

Кама

Ока

Терек

- Большая часть рек впадает в Северный Ледовитый океан. Он занимает 65% территории страны. Сюда относится самая длинная река Лена, самая полноводная река Енисей и река с крупнейшим по площади бассейном – Обь.

- Ребята, а к бассейну какого  океана относится территория на которой мы проживаем? (р. Зюзелка (50км, Теча, Исеть, Тобол, Иртыш, Обь – Сев. Лед. ок) (СЛАЙД 6).

- Внутренние воды связанны со всеми компонентами природы. (СЛАЙД 7)
- Главными компонентами, влияющими на воды, являются рельеф и климат. Как эти компоненты взаимосвязаны с внутренними водами, рассмотрим на примере рек.

Работа с физической картой России. (СЛАЙД 5).

- Почему крупнейшие реки России текут на север? – (большая территория России имеет уклон к северу)

- Почему крупных рек на востоке России не так много, как на севере – на побережье Тихого океана горные хребты, реки короткие, стекающие с восточных склонов хребтов

Рельеф влияет

А)  На направление течения

Территория России наклонена к северу (амфитеатр). Поэтому большинство рек течет с юга на север и относится к бассейну Северного Ледовитого океана.

Б) На характер течения

горные и равнинные. (СЛАЙД 8)

– Равнинных рек больше. Почему? (Большая часть территории России – равнинна)
– Равнинная река имеет широкие долины, спокойное течение. Горные реки имеют узкие долины и бурное течение. В горах встречаются пороги и водопады.  
(СЛАЙД 9) Самый  высокий водопад в Росии Тальниковый на плато Путорана (более 600м). Горные реки мало пригодны для судоходства.
– Примером одной из горных рек является река Терек. Вот как описывает в своем стихотворении Терек М. Ю. Лермонтов.

«Терек воет, дик и злобен,
Меж утесистых громад,
Буре плач его подобен,
Слезы брызгами летят».

В) На падение и уклон реки

– Рельеф влияет еще на две величины: падение и уклон реки.

ПАДЕНИЕ – это разница высот между истоком и устьем в метрах. (СЛАЙД 10)

Н = Н – h, где
Н – абсолютная высота истока
h  – абсолютная высота устья.

– Реки, впадающие в море, имеют высоту устья 0 м. Если река впадает в озеро, то уровень поверхности воды в озере является высотой устья. Если река вытекает из озера, то уровень поверхности воды является высотой истока реки.

Решение задач на определение падения реки 

Учащиеся используют для определения раздаточный материал «Реки России». 

№ 1 (СЛАЙД 11)

Определить падение реки Волги.
Исток – Валдайская возвышенность 256м
Устье – Каспийское море – (– 28 м)
256 – (– 28) = 284 м.

№ 2 (СЛАЙД 12)

Определить падение реки Ангары.
Исток – озеро Байкал – 456 м
Устье – река Енисей – 76 м
456 – 76 = 380 м.

№ 3 (СЛАЙД 13)

Определить падение реки Невы.
Исток – Ладожское озеро – 4 м
Устье – Финский залив – 0 м.
4 – 0 = 4 м

№ 4

Определить падение реки Лены.
Исток –Байкальский хребет – 930 м
Устье – море Лаптевых – 0 м
930 – 0 = 930 м

– Величина падения влияет на другую важную характеристику:

УКЛОН – отношение падения реки (в см) к ее длине (в км) (СЛАЙД 14)

I = Н : L, где

I – уклон;
H – падение;
L – длина.

Решение задач на определение уклона рек.

№ 1 (СЛАЙД 15)

Определить уклон реки Ангары.
Падение = 380 м = 38000 см
Длина реки 1779 км
Уклон = 38000 : 1779 = 21?4 см/км

№ 2 (СЛАЙД 16)

Определить уклон Волги.
Падение = 284 м = 28400 см
Длина реки = 3531 км
Уклон = 28400 : 3531 = 8 см/км

№ 3  (СЛАЙД 17)

Определить уклон Невы.
Падение = 4 м = 400см
Длина = 74 км
Уклон = 400 : 74 = 5,4 см/км

№ 4

Определить уклон реки Лены.
Падение = 930 м = 93000 см
Длина реки = 4400
Уклон = 93000 : 4400 = 21,1 см/км

– Уклон реки влияет на скорость течения реки. Чем больше уклон, тем больше скорость реки.

Если река имеет уклон более 100 см, то она ГОРНАЯ

– Уклон реки в XII в. определил судьбу епископа Иоанна. (Зачитывается отрывок из летописи)
В одной из новгородских летописей описано интересное событие, происшедшее в 12в. Население старинного Новгорода, не довольное неблаговидным поведением епископа Иоанна, решило изгнать его из своего города. Плот с Иоанном пустили вниз по течению реки Волхов, которая берет начало в озере Ильмень, а впадает в Ладожское озеро. Но плот понесло в обратную сторону, в озеро Ильмень, т. к. река потекла в противоположном направлении. Новгородцы восприняли это «чудо» как «знаменье Господне», и епископ Иоанн с почестями вернулся на свой престол.
Объясняется это явление просто. Оказывается уклон поверхности, по которой протекает Волхов, очень небольшой. Когда в нижнем течении Волхова выпадают дожди, уровень воды в низовьях становится выше, чем в верховьях, и Волхов течет в обратном направлении.

IY. Оценивание.

Оценки получают наиболее активные ученики.

Y.Рефлексия.

1. Что вы узнали сегодня на уроке?

2. Достигли ли вы заданных целей?

3. Оцените свою работу на уроке. Все ли у вас получилось.

4. Что было трудным. Что мешало достижению целей?

Фишками-цветом показать своё отношение к уроку и настроение:                        

Желтый - настроение хорошее, мне все понятно.

Оранжевый – не очень хорошее настроение, не все понятно

Красный – плохое настроение, мне не понятно.

Домашнее задание п. 27 стр.76-77 чит, Заполнить таблицу «Реки России», найти песни, загадки, стихи в которых упоминаются названия рек. На контурной карта, обозначить реки и водопады.


Реки России

Название реки

Бассейн океана

Исток

Устье

Длина реки км.

S басс. тыс. км2

Правые притоки

Левые притоки

Высота истока м

Высота устья м

Падение реки  м

Уклон реки

см/км

1

Алдан

2

Амур

3

Анадырь

4

Ангара

Сев. Лед. ок.

оз. Байкал

р. Енисей

1779

1039

Илим

Чуна, Ока

456

76

380

21,4

5

Аргунь

6

Бурея

7

Вилюй

8

Волга

Область вн. стока

Валдай

ская возв.

Касп. море

3531

1360

Ока

Кама

256

-28

284

8

9

Дон

10

Енисей

11

Зея

12

Индигирка

13

Иртыш

14

Кама

15

Колыма

16

Кубань

17

Лена

Сев. Лед. ок.

Байкаль

ский хр.

Море Лаптевых

4400

2490

Алдан, Олекма, Витим

Вилюй

930

0

930

21,1

18

Мезень

19

Нева

Атл. океан

Ладожское озеро

Балт. море

74

5

Охта

Тосна

4

0

4

5,4

20

Нижняя Тунгуска

21

Обь

22

Ока

23

Онега

24

Печора

25

Подкаменная Тунгуска

26

Северная Двина

27

Терек

28

Урал

29

Уссури

30

Хатанга

31

Шилка

32

Яна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Блок проблемных уроков по истории России в 10 классе «Россия во времена Ивана IV»

Серия уроков по теме "Россия во времена Ивана IV" разработана с использованием технологии проблемного обучения и включает в себя разные типы уроков: урок изучения нового материала, комбинированный и у...

Презентация "Типы озёрных котловин России" для урока "Внутренние воды России"

В презентации рассказано о происхождении озёр на территории нашей страны.  Работа иллюстрирована фотографиями. Тектонические, ледниково-тектонические, термокарстовые, карстовые, вулканические, ос...

Урок по истории России "Общественное движение в России в 30 – 50 годы XIX века.

30-50-е годы XIX века в России - это зарождение и развитие общественного движения. В частности, первых кружков, которые преследовались. Ну, а после Крымской войны, зарождение движения славянофилов и з...

Конспект урока по теме «Россия. Государственная символика России (флаг, герб). Герб Тулы» с использованием ИКТ

Урок разработан для 9-х классов с целью углубленного изучения Государственных символов родной страны, воспитания патриотизма гражданственности средствами иностранного языка....

Урок по истории России 7 класс по теме "Культура России в 17 веке"

Урок истории России в 7 классе по теме: «Культура и образование в России в XVII веке» по программе А.А. Данилова, Л.Г Косулиной. Учебник История России 7 класс, издательство «Просвещение» 2010 год. П...

Методическая разработка урока по истории России по теме "Россия в XXI веке"

В материале представлена методическая разработка по истории России для II концентра по теме "Россия в XXI веке: выбор пути развития", которая может быть использована как учителями истории и обществозн...

Разработка урока (2 урока) по истории России в 7 классе на тему: «Россия в XVII веке»

Разработка урока (2 урока) по истории России в 7 классе на тему: «Россия в XVII веке»...