Блок проблемных уроков по истории России в 10 классе «Россия во времена Ивана IV»
методическая разработка по истории (10 класс) по теме

Ложкина Любовь Алексеевна

Серия уроков по теме "Россия во времена Ивана IV" разработана с использованием технологии проблемного обучения и включает в себя разные типы уроков: урок изучения нового материала, комбинированный и урок-суд. Для подготовки урока-суда над Иваном Грозным необходимо провести индивидуальные консультации с учащимися, распределить роли, проверить подготовленный материал. Практика показывает, что такие нестандартные уроки вызывают большой интерес со стороны учащихся и способствуют более прочному усвоению материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл blok_problemnyh_urokov.docx65.55 КБ

Предварительный просмотр:

Блок проблемных уроков

по истории России в 10 классе «Россия во времена Ивана IV»

Урок 1. Тема: Начало правления Ивана IV

Цель: 1)  учащиеся должны выявить факторы, оказавшие влияние на становление личности Ивана Грозного, иметь представление о реформах Избранной рады;

2) формирование умения давать оценку историческим событиям; развитие умения работать  с историческими источниками;

3) формирование уважительного отношения к истории родной страны, формирование познавательного интереса, осознание роли личности в истории (данная цель поставлена ко всему блоку уроков).

Оборудование: высказывания об Иване IV и его деятельности, портрет Ивана Грозного (В.М. Васнецов), дополнительная литература: И.Н. Ионов «Российская цивилизация IX – начало XX века», С.М. Соловьев «Учебная книга русской истории», П.И. Ковалевский «Психические эскизы из истории», «Хрестоматия по истории СССР с древнейших времен до конца XVIII века»;  ноутбук или компьютер, мультимедийный проектор, экран, СД- диск «История Отечества 882-1917»

I.  Подготовка к изучению нового материала.

- Назовите тему урока.

- Что вам известно по данной теме?

- Что бы вы хотели узнать?

- Посмотрите на портрет Ивана Грозного, выполненный В.М. Васнецовым. Опишите его.

(демонстрация высказываний на экране)

- Прочитайте эти высказывания:

«Царь делал все, что хотел, не стеснялся ничем: ни нравственными убеждениями народа, ни верой, ни человеческими чувствами – власть самодержца в лице его была превыше всего» (Н.И. Костомаров)

«Иоанн Грозный был душевнобольной человек, причем его душевная болезнь выражалась в форме однопредметного помешательства – паранойи…» (П.И. Ковалевский, выдающийся русский психиатр)

«Иоанн Грозный в умственном отношении был одним из самых образованных людей своего времени, близко знакомый с письменностью своей земли, один из лучших писателей своего времени» (Н.М. Карамзин)

        И.В. Сталин считал Ивана Грозного своим любимым героем и называл его Учителем.

        Иван IV…Кто же он? Кровавый тиран? Душевнобольной человек или великий реформатор? Это проблемный вопрос всей нашей темы, на него вы дадите ответ после суда над Иваном Грозным, который мы проведем на заключительных уроках.

Сегодня мы познакомимся с началом правления Ивана IV, выясним, какие факторы оказали влияние на становление его личности. В конце урока попробуйте ответить на вопрос: Была ли Россия сословно-представительной монархией?

План

  1. Факторы, оказавшие влияние на становление  личности Ивана IV.
  2. Реформы Избранной рады.

II. Изучение нового материала

1. Сообщение учащегося о психической характеристике предков Ивана Грозного

 (П.И. Ковалевский «Психические эскизы из истории», с. 43-48)

О воспитании будущего царя учащиеся читают самостоятельно по учебнику С.М. Соловьева «Учебная книга русской истории» (с. 109-110)

- Какие черты характера и взгляды вынес Иван Грозный из детства?

- Какие факторы оказали влияние на становление личности Ивана IV?

Учитель сообщает о царском венчании Ивана IV, его женитьбе и московских пожарах.

(демонстрация слайдов из мультимедийного учебника)

  1. Второй вопрос излагается в форме лекции с использованием слайдов.

- Подумайте, была ли Россия сословно-представительной монархией?

В конце 40-х гг. XVI века вокруг молодого царя Ивана IV складывается кружок ближайших сподвижников – «Избранная рада» (Рада – совет при монархе). Именно так называл, по существу, правительство при царе князь А. Курбский в сочинении «История о великом князе Московском», написанном в эмиграции.

        В «Избранную раду» входили боярин Алексей Адашев, священник Благовещенского собора Московского Кремля Сильвестр, князь Андрей Курбский и другие.

        Реформаторство «Избранной рады» было сосредоточено на главных ключевых направлениях государственной политики, к которым относились:

  1. Создание центрального аппарата управления, отвечающего потребностям единого государства (на экране схема государственного устройства России).

В 50-60-е гг. XVI века складываются государственные учреждения, ведавшие отдельными отраслями управления в Московском царстве – приказы, возглавлявшиеся боярами и дьяками. Посольский приказ ведал внешней политикой России. Разрядный приказ – вооруженными силами. Поместный приказ  наделял землями служилых людей. Разбойный приказ занимался борьбой с разбоями и судом над «лихими людьми». Большой Приход собирал налоги с населения.

Особое место в этой системе предназначалось челобитному приказу, которым руководил А. Адашев. Здесь принимались и рассматривались челобитные на имя государя. В силу своей специфики данный приказ выступал в роли высшего контрольного органа в стране.

- Вспомните, каким образом осуществлялось управление русским государством до XVI века?

2) Принятие нового свода законов.

Судебник 1550 г., заменивший старый кодекс Ивана III, был лучше систематизирован. Впервые в истории России в правовые нормы вводилось наказание за взяточничество. Усиливался также контроль за судебной деятельностью наместников и волостителей. Подтвержден был Юрьев день и увеличена плата за пожилое.

- С какой целью это было сделано?

3)  Церковная реформа.

Стоглавый собор 1551 г., решения которого были записаны в 100 глав итогового текста. Российскому государству нужна была более централизованная единообразная церковь. Еще с удельных времен в стране существовали различия в исполнении некоторых религиозных обрядов и чтилось великое множество местных святых. Поэтому по инициативе главы русской православной церкви митрополита Макария все «местночтимые» святые были признаны общерусскими. Унифицировано было также исполнение религиозных обрядов. Предусматривались меры по укреплению дисциплины и улучшению нравственного облика духовенства. В специальной главе была подчеркнута и зафиксирована особая роль церкви в деле просвещения.

- Какова роль церкви в развитии русской культуры?

4) Изменения в налогово-финансовой системе.

Большинство взиманий и платежей были переведены в денежную форму. Основным видом налога была посошная подать, введенная еще в период татаро-монгольского владычества. «Соха» представляла собой единицу измерения налога и определялась через количественное выражение земельных площадей (десятины, чети и выти), которыми владели землевладельцы, церковь и города. Для установления размеров налогов служило сошное письмо, предусматривавшее измерение земельных площадей, в том числе застроенных дворами в городах, перевод полученных данных в условные податные единицы «сохи» и определение на этой основе налогов. «Соха» измерялась в четях (около 0,5 десятин) и была в различных местах неодинакова. Это зависело от местности, качества почвы, принадлежности земель.

        В итоге, главным объектом обложения служила земля, а раскладка налога велась на основании писцовых книг, которые описывали количество и качество земель, их урожайность и населенность.

        Иван Грозный увеличил государственные доходы лучшим порядком в собирании налогов. Кроме обычных прямых податей и оброка, широко практиковались целевые налоги – ямские деньги, стрелецкая подать (для создания войска), полоняничные деньги  (для выкупа русских людей из плена).

- Как вы думаете, какую роль играла налоговая система в реформировании общества?

5) Реформа местного управления и отмена системы кормлений.

- Что представляла собой система кормлений?

Теперь кормления отменялись, а в качестве компенсации вводился новый налог – «кормленный откуп», который распределялся между служилыми людьми.

Власть на местах в результате избной и земской реформы после отмены кормлений переходила к выборным представителям локальных социальных групп. В тех местах, где было развито феодальное землевладение, это были выборные от дворян – губные старосты (губа – территориальная единица XVI века). Черносошные крестьяне и выборные люди избирали своих выборных – земских старост. На них возлагались административно-судебные функции. И, несмотря на то, что эта реформа в основном проводилась на севере страны, где отсутствовало поместное и вотчинное землевладение, ее значение очень велико в плане становления сословно-выборного представительства.

- Что вам известно о Земских соборах в России?

       6) Военная реформа и ограничение местничества.

        В 1550 г. было создано постоянное стрелецкое войско из числа свободных сословий. Они несли воинскую службу, занимаясь одновременно ремеслами и торговлей.

С отменой кормлений в 1555-1556 гг. было принято «Уложение о службе».

- В чем его суть? (работа с текстом документа в хрестоматии, с. 116)

Учащиеся отмечают, что был установлен точный порядок службы для землевладельцев. Были установлены земельные нормы, в соответствии с которыми предполагалось комплектовать дворянское ополчение. Минимальная норма – 100 четвертей (170 гектаров) земли. Владелец, начиная с данной и большей площади, обязан был выйти сам вместе со своими служилыми «конно, людно, оружно».

- Что такое местничество?

В условиях формирования централизованных государственно-властных структур это было серьезным тормозом.

        Особенно негативную роль играл данный принцип в обеспечении боеготовности войска. Поэтому в 1550 г. Иван IV издал указ об отмене местнических счетов во время военных походов. Теперь служба молодых людей из знатного рода на малых должностях не считалась прецедентом  для местничества и не записывалась в местнические книги.

Военная реформа четко разделила служилый люд на 2 большие группы: категория служилых людей «по отечеству», которая являлась наследственной и определялась происхождением – дворянством и боярством. Наградой за нее были вотчины или поместья. Вторую категорию составляли служилые люди по специальному набору в войско за денежное и земельное жалование (стрельцы, казаки, пушкари, городская стража).

- Какова цель военной реформы?

        В 1560 г. правительство Избранной рады прекратило свое существование. Алексей Адашев был отправлен на Ливонскую войну, где вскоре и умер. Сильвестр был сослан в Соловецкий монастырь. Андрей Курбский во время Ливонской войны перешел на сторону Речи Посполитой.

III. Закрепление

- Как вы думаете, каковы причины падения Избранной рады? Случайность это или закономерность? (предварительное чтение текста на с. 116 по учебнику С.М. Соловьева)

- Какова цель и значение реформ Ивана IV?

- Согласны ли вы с мнением Н.И. Ионова о том, что реформы Ивана IV были попыткой реализовать идеи европейского абсолютизма?

- Каковы отрицательные последствия реформ Ивана IV? (чтение текста по учебнику Н.И. Ионова, с 109)

- Почему Иван IV не смог добиться эффективного управления демократическими мерами?

Обсуждение проблемного вопроса: Была ли Россия сословно-представительной монархией?

Вывод: В целом реформы 40-50-х гг. способствовали оформлению централизованного государства как самодержавной монархии с относительно слаборазвитым представительством.

Домашнее задание: п. 25 (пункт 1-4) по учебнику Сахарова А.Н. Проблемное задание: В чем сходство и различие Земского собора в России, парламента в Англии и Генеральных Штатов во Франции?

Урок 2. Тема: Опричнина и внешняя политика России при Иване IV.

Цель: 1) учащиеся должны определить сущность опричнины, осознать ее последствия для России; иметь представление о результатах внешней политики России при Иване IV;

2)развитие логического мышления учащихся, умения анализировать, выделять главное.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, карточки с индивидуальными заданиями, термины на доске, СД-диск «История Отечества. 882-1917», раздаточный материал (тексты из работ С.М. Соловьева, С.Ф. Платонова, А.А. Зимина, В.Б. Кобрина).

  1. Повторение

Один из учащихся получает карточку с задание и работает у доски:

  1. Начертить схему государственного устройства России в середине XVI века
  2. В чем сходство и различие Земского собора в России, парламента в Англии и Генеральных Штатов во Франции?

Второй учащийся объясняет значение терминов и даты, записанные на доске:

Избранная рада                1547

Земский собор                  1549

стрельцы                           1550

целовальники                    1551

Стоглав

Местничество

Беседа по вопросам:

- Какие факторы оказали влияние на становление личности Ивана IV?

- Охарактеризуйте реформы Избранной рады? Какова цель этих реформ?

- Каковы причины падения Избранной рады?

  1. Изучение нового материала

- Ослабление государственной власти в результате отмены кормлений было воспринято как сигнал к неповиновению. Налоги стали платить нерегулярно, выросло число преступлений. Уже с 50-х гг. с проведением военных реформ появляются первые признаки разорения центра страны, его запустения. Недовольство простолюдинов и других сословий вырывается наружу. Теперь царь пытается укрепить власть при помощи силы и вводит опричнину.

Что вам известно об опричнине? Что бы вы хотели узнать?  Какова цель нашего урока?

План изучения нового материала:

  1. Опричнина: реформа или контрреформа?
  2. Внешняя политика России при Иване IV.
  3. Конец династии Калиты.

Первый вопрос изучается методом беседы с использованием мультимедийного учебника «История Отечества. 882-1917».

 (Раздел «Опричнина. Учреждение опричнины»)

- Как вы думаете, почему царь уехал из Москвы?

Со стороны Ивана Грозного это был точно рассчитанный политический ход. Ни «верхи», ни «низы» в силу вполне естественной средневековой ментальности не мыслили свое существование в государстве без царя.

- На каких условиях согласился вернуться царь?

- Что символизировали собачья голова и метла?

- Какие цели преследовал Иван IV?

- В чем же все-таки заключалась сущность опричнины? Реформа это или контрреформа?

        До сих пор это историческое явление – одно из самых сложных и загадочных в восприятии прошлого нашей Родины. Великий русский историк В.О. Ключевский писал об опричнине: «Учреждение это всегда казалось странным как тем, кто страдал от него, так и тем, кто его исследовал». Поэтому оценка опричнины и объяснение ее сущности всегда вызывали споры даже у историков-профессионалов.

(Работа в группах с текстами из работ историков)

- Как историки оценивают опричнину? Каковы ее цели?

        Историк второй половины XIX века С.М. Соловьев осуждал зверства опричников и видел в опричнине закономерное проявление борьбы новых государственных начал против старых отживших родовых.

В конце XIX – начале XX века академик С.Ф. Платонов сформулировал концепцию антибоярской направленности опричнины. По мнению ученого, крупные бояре землевладельцы были главным тормозом в централизации страны и именно против них был нацелен опричный террор.

- Как вы думаете, почему в 20-30-х гг. XX века эту точку зрения активно поддерживал Сталин и его окружение?

        Новейшие исследования в 60-80-х гг. XX века, проведенные историками А.А. Зиминым и В.Б. Кобриным, не подтвердили эту точку зрения. Крупное боярское вотчинное землевладение не было подорвано опричниной. По их мнению, опричнина носила ярко выраженный антиудельный и антикрестьянский характер. Были уничтожены пережитки удельного времени, т.е. элементы самостоятельности и независимости от центральной власти. К их числу относились:

-  ликвидация последнего удельного княжества в составе Московского царства – Старицкого и гибель полуудельных владений приоцких князей.В результате опричного погрома были разорены земли Великого Новгорода, а сам город окончательно потерял элементы прежней независимости;

- подрыв самостоятельности церкви в результате террора в отношении духовенства

        В период опричнины из центральных регионов России исчезают черносошные крестьяне, тем самым были подготовлены условия для их полного закрепощения.

- Какие элементы контрреформистского характера можно вычленить из опричнины?

        Парадокс опричнины состоял в том, что объективно направленная на унитаризм и централизацию, она воссоздавала элементы разобщенности и децентрализации. И в этом проявлялся ее контрреформистский характер, хотя полностью назвать опричные мероприятия конрреформами было бы не совсем правомерно ввиду их сложности, противоречивости и запутанности.

- К каким последствиям привела опричнина в России?

         В ходе изучения нового материала в тетрадях оформляются записи:

Опричнина – («опричь» - кроме) – политика Ивана Грозного, которая привела к разделу земель Русского государства на земские под управлением Боярской думы и опричные с «государевым двором» и особым войском. Сопровождалась террором и репрессиями как средствами достижения политических целей.

Цели:

- установление неограниченной власти царя

- борьба с феодальной аристократией (концепция Платонова С.Ф.)

- ликвидация остатков феодальной раздробленности

(концепция Кобрина В.Б. и Зимина А.А.)

- создание альтернативного, в противовес боярскому, войска с карательными функциями для продолжения непопулярной Ливонской войны и подавления недовольства в России (концепция современного историка Хорошкевича А.Я.)

Последствия:

- централизация страны;

-становление деспотического самодержавия;

- тяжелый экономический кризис;

- помогла утверждению крепостного права.

Изучение внешней политики  России при Иване IV начинается с постановки проблемного вопроса:

Почему Россия победила на Востоке и потерпела поражение на Западе?

Учитель сообщает, какие задачи поставили Московские правители на Востоке и предлагает выяснить, как решались эти задачи по тексту учебника с 205-208.

Вопрос о Ливонской войне излагает учитель с опорой на слайды мультимедийного учебника (Раздел «Ливонская война», здесь есть и карта)

В тетради учащиеся составляют схему:

Задачи внешней политики

На Востоке

На Западе

1. Ликвидация осколков Золотой Орды

1. Достижение выхода к Балтийскому морю

2. Объединение земель, входивших в Древнерусское государство

1552 г. –присоединение Казанского ханства

1558-1583 гг. – Ливонская война

1556 г. – присоединение Астраханского ханства

1559 г. – неудачный поход на Крымское ханство

Поражение России

1581 г. – начало похода Ермака в Сибирь

1582 г. – Ям-Запольский мир с Польшей на 10 лет с условиями сохранения старых границ

1583 г. – Плюсское перемирие России со Швецией, которая получила Ям, Копорье, Ивангород

- Каковы причины Ливонской войны?

- Какое значение имел для России выход в Балтийское море?

- Почему Россия потерпела поражение в Ливонской войне?

      - Почему Россия победила на Востоке и потерпела поражение на Западе?

      - Какая связь существует между внутренней и внешней политикой Ивана IV?

Третий вопрос изучается учащимися самостоятельно. В тетрадь записывают определение понятий: «заповедные годы», «урочные лета».

  1. Закрепление и проверка знаний учащихся

Каковы итоги правления Ивана IV?

Рефлексия. Тестирование и самопроверка по предложенному ключу.

Урок 3-4. Урок-суд над Иваном Грозным (2 часа)

Цель: 1) повторить  и обобщить  знания об эпохе Ивана Грозного; дать оценку неоднозначным историческим явлениям и процессам;

  1. развитие мышления и речи учащихся, умения вести дискуссию;
  2. воспитание негативного отношения к террору, как способу решения проблем

Оборудование: мультимедийный компьютер, слайдовая презентация, выставка книг об Иване Грозном, памятка «Характеристика  исторического деятеля».

На доске высказывание Сенеки: «Кто принимает решение не выслушав обе стороны, поступает несправедливо, хотя бы решение это и было справедливое».

Предварительная подготовка. Учащиеся получают список литературы и задание подготовить выступление в той или иной роли. На консультации текст выступления редактируется, дополняется. Вопросы учащиеся готовят самостоятельно.

Учитель. Сегодня у нас необычный урок. Урок-суд над Иваном Грозным. Мы должны дать собственную оценку неоднозначным историческим явлениям и событиям, научиться аргументировано и логично вести дискуссию.

        Перед вами лежит памятка «Характеристика  исторического  деятеля». Дома, пользуясь этой памяткой, вы должны составить характеристику личности Ивана Грозного. А сейчас начинаем суд.

Секретарь. Встать! Суд идет! Прошу всех сесть. Судебное заседание проходит с участием присяжных. Прошу вас принять клятву (дают клятву).

Свидетелями со стороны обвинения выступят Алексей Адашев, Сильвестр, князь Курбский, Марина Нагая. Свидетелями со стороны защиты – Малюта Скуратов, Анастасия Романова, Ермак. Экспертами в данном процессе являются известный отечественный историк С.М. Соловьев и выдающийся русский психиатр, профессор П.И. Ковалевский..

Судья. Слово имеет господин прокурор.

Прокурор. Уважаемый суд! Господа присяжные! Вам сегодня предстоит рассмотреть и вынести свое решение по делу о виновности Ивана Грозного.

        Обвинение намерено доказать Вам, что будучи деспотом по натуре, человеком безбожным и жестоким, обуреваемым жаждой единоличного правления, подсудимый  отдавал приказы об убийствах подданных своих, служивших ему верою и правдою. Поощрял в государстве Российском взяточничество и мздоимство, ограничивал и нарушал веками установившиеся традиции и порядки, оставил к концу своего правления страну в состоянии разорения, истерзанную и запуганную, стоящую на краю пропасти. И за все это он должен понести соответствующее наказание. Вот что обвинение намерено доказать, и мы это докажем.

Судья. Слово имеет адвокат подсудимого.

Адвокат. Представитель обвинения перечислил Вам только что все проступки, в которых обвиняется подзащитный. Мы намерены опровергнуть их. Мы докажем Вам, что действия обвиняемого были следствием его тяжелого характера, который сформировался в условиях чрезвычайных.

        Мы намерены доказать Вам, что приняв страну в состоянии нестабильном, когда занятые борьбой за власть, бояре особо не обременяли себя делами государственными, царь Иван Васильевич оставил потомкам Россию сильную, окончательно независимую от Орды и значительно расширившую свою территорию. И в своих действиях руководствовался он только соображениями пользы государственной. Вот что защита намерена доказать, и мы это докажем.

Судья. Подсудимый, Вы вызываетесь для допроса Судом. Что Вы можете сказать по сути предъявленных Вам обвинений?

Иван. Мой отец Василий умер, когда мне было 3 года. Моя мать Елена Глинская правила от моего имени и по внушению Боярской думы. Дума сия творила беззакония от моего имени. Именно по ее наущению были убиты братья моего отца, дядя матери моей, а также мой внучатый брат.

        После смерти моей матери в 1538 году, которую скорее всего они и отравили, бояре и вовсе перестали считаться со мной. Несмотря на мои протесты, князь Василий Шуйский уморил голодом мою надзирательницу, боярыню Агриппину, и брата ее, а также князя Ивана Телепнева, которого я очень любил. Они старались отстранить меня от исполнения государственных обязанностей, заменив их играми.

        Я не мог мириться с таким положением, и заручившись поддержкою митрополита, созвал бояр и объявил им, что они, употребляя во зло юность мою, беззаконствуют, самовольно убивают людей, грабят землю русскую. И хотя многие из них были виноваты, я велел казнить лишь одного князя Андрея Шуйского.

        В январе 1547 года я венчался на царство, а в марте женился на Анастасии Романовне Юрьевой. С 1549 года, опираясь на верных мне людей, я провел реформы, дабы улучшить положение в своем государстве. Чтобы ограничить произвол бояр и наместников, я принял новый Судебник, в котором установил наказания для взяточников, независимо от их роду и племени. Кроме того я отменил кормления, ограничил местничество и провел военную реформу.

Усилив войско, я смог взять Казанское и Астраханское ханства и избавить Россию от набегов ханских войск. Это дало возможность присоединить к нашему государству Поволжье и Сибирь.

        Приняв страну в состоянии беззакония и смуты,  я навел в ней порядок, увеличил ее территорию и сделал Русь великой державой. Поэтому предъявленные мне обвинения я считаю возмутительными, несправедливыми и не соответствующими действительности.

Судья. Господин прокурор, Вы можете приступить к перекрестному допросу.

Прокурор. Скажите, сколько лет было Вам, когда умерла Ваша мать?

Иван. 8 лет

Прокурор. Вы настаиваете на том, что бояре старались отстранить Вас от управления государством?

Иван. Да, они узурпировали власть и совершенно не давали мне управлять.

Прокурор. Как Вы думаете, способен ли 8-летний ребенок управлять государством?

                                              (протест адвоката)

Прокурор. Я поставлю вопрос по-другому. Вы могли бы в 1538 году взять на себя управление государством?

Иван. Нет.

Прокурор. Вы отдали приказ о казни Андрея Шуйского?

Иван. Да.

Прокурор. Почему Вы решили принять царский титул? Для того, чтобы по примеру Византии сосредоточить в своих руках не только светскую власть, но и возглавить церковь?

Иван. Я хотел показать полную независимость Руси от Золотой Орды и ее величие.

Прокурор. Расскажите о пожаре 1547 г. в Москве. Где Вы находились во время пожара?

Иван. Я был со свитой на Воробьевых горах.

Прокурор. Это правда, что пожар устроила ваша бабка, Анна Глинская?

Иван. Это клевета, это слухи, которые распространял Скопин-Шуйский и его единомышленники.

Прокурор. Вы пытались объяснить это тем людям, которые пришли к Вам в Воробьево с требованием выдать Вашу бабку?

Иван. Я царь. Я не обязан оправдываться перед чернью!

Прокурор. И поэтому Вы отдали приказ стрелять в собственный народ? (протест адвоката)

Прокурор. Вы отдавали приказ стрелять в  народ?

Иван. Я велел стрелять в бунтовщиков!

Прокурор. У меня больше нет вопросов.

Судья. Господин адвокат, Вы можете приступить к перекрестному допросу.

Адвокат. Господин обвиняемый, скажите, как часто бояре давали Вам уроки, на которых Вас учили управлять государством?

Иван. Какие там уроки, если меня порой забывали даже накормить. Со мной играли в различные игры и только.

Адвокат. Как Вы думаете, это бояре отравили Вашу мать? (протест прокурора)

Адвокат. Сколько лет было Вашей матери, когда она умерла?

Иван. 30 лет.

Адвокат. Она была здорова?

Иван. Да, вполне.

Адвокат. За что Вы казнили Андрея Шуйского?

Иван. До меня дошли известия о том, что князь Андрей Шуйский разорял землевладельцев, заставляя их силою, за малую цену, продавать ему свои вотчины. Разорял крестьян требованием большого числа подвод для своих людей, ездящих к нему из его деревень и обратно, каждый из помощников его, прикрываясь именем Шуйского, позволял себе всякого рода насилия.

Адвокат. Почему Вы не отдали приказ о казни Скопина-Шуйского, который распространял слухи о виновности Вашей бабки в пожаре 1547 г. в Москве и подстрекал чернь на бунт?

Иван. Как истинно верующий человек я решил предать это дело суду Божьему, а не людскому.

Адвокат. У меня больше нет вопросов.

Судья. Со стороны обвинения приглашается свидетель Алексей Адашев.

Адашев. Уважаемые судьи и господа присяжные! Я всего лишь мелкий вотчинник и никогда не блистал не знатностью, ни богатством. Но когда меня царь вызвал во дворец и поручил службу в приказах,  я служил на совесть, не жалея сил и времени.

        Я много молился, открыл в своем доме богадельню, где могли питаться и лечиться больные люди. А все потому, что я любил родину, желая от всей души добра царю и стремясь принести пользу государству. Вместе с Сильвестром мы подобрали круг людей порядочных, честных, готовых служить царю. Мы хотели организовать счастливую государственную перемену не жестокими казнями плохих чиновников, а лучшим избранием новых. Не террор, а реформы нужны нашей стране. Царь поручил мне принимать челобитные от обиженных и рассматривать их. Многие люди наконец-то спокойно вздохнули. Это был золотой век царствования Ивана Васильевича, продолжавшийся 13 лет

        И как же царь отблагодарил меня за верную службу? Наградил? Возвысил? Ничего подобного! Он послал меня в Ливонию. А все лишь из-за того, что когда царь однажды тяжело заболел, встал вопрос о наследовании престола. Царь хотел, чтобы мы присягнули его сыну Дмитрию, которому было всего лишь 5 месяцев. Может ли младенец управлять государством? Это означало бы всевластие бояр, а мы и так от них натерпелись. Мы, конечно, высказали свои соображения, хотя и присягнули младенцу, но царь потом нам это припомнил.

        В 1560 г. умерла жена царя Анастасия. Нас обвинили в ее смерти. Мы видите ли извели ее чародейством. Какая глупость! Мы с Сильвестром просили позволения явиться на суд, но нам не разрешили под предлогом, что мы можем околдовать царя. Меня осудили заочно: сослали в Дерпт. Вот так царь поступил со мной за то, что служил ему верой и правдой, рисковал своей жизнью в Ливонии. А что он сделал с моими родными и близкими! Моего брата Данила, который прославился в Казанских походах, казнил вместе с 12-летним сыном, казнил 3-х братьев моей жены и родственника Ивана Шишкина с женой и детьми. Чем руководствовался наш царь? Жаждой власти, ее он не хотел делить ни с кем и шел ради нее на все, даже на убийства.

Судья. Есть вопросы к свидетелю? (задают вопросы)

Судья. Со стороны обвинения приглашается свидетель Сильвестр.

Сильвестр. При Иване Васильевиче я служил священником в Кремлевском Благовещенском соборе. При желании я мог бы занять доходное епископское место, но никогда не ставил цель сделать карьеру. Я человек верующий и свою задачу видел в том, чтобы направить царя на путь истины и добра. Когда Иоанн вступил на престол в январе 1547 г. на него обрушилась кара Божья. 12 апреля вспыхнул пожар в Москве, 20 сентября – другой. 3 июня упал колокол в Москве, 21-го вспыхнул новый страшный пожар. Я понял, что это суд Божий гремит над головою легкомысленного царя, и указал Иоанну правила, которые дал Бог земным правителям. Когда 17-летний Иван поручил мне восстановить роспись кремлевских соборов, я вызвал иконописцев из родного города. Стены Золотой палаты покрылись картинами, изображавшими царя в образе то справедливого судьи, то храброго воина, то щедрого правителя, раздающего нищим золотники. Через живопись я пытался воздействовать на питомца. Мне часто являлись видения от Бога, и я рассказывал о них царю, чтобы помочь в управлении. Поэтому мне пришлось взять на себя и роль политического советника.

 Когда начался конфликт с Ливонией, и стало ясно, что Великое княжество Литовское и Польша будут в этой войне противниками России, мы советовали царю найти пути, чтобы с честью выйти из тяжелой ситуации. Продолжать Ливонскую войну было бесперспективно. Видимо это не понравилось царю. Тут еще мы возмутились, когда пришлось присягнуть «пеленочнику» царевичу Дмитрию.

Кроме того, у нас с царем были разные представления о методах централизации страны. Реформы Избранной рады шли медленно и плоды их созревали не сразу. Царю казалось, что результатов никаких нет. Вместо сложной работы по созданию государственного аппарата Иван Васильевич пытался прибегнуть к самому «простому» методу: не делают то, что надо? – Приказать. Не слушаются? – Казнить. Разве можно править так? Конечно, виновных нужно наказывать, но все же не массовый террор, не атмосфера всеобщего страха и массового доносительства. Не захотел монарх к нам прислушаться. А тут еще Анастасия умерла. Ее братья оклеветали нас с Адашевым, будто мы ее извели. А царь поверил, потому что ему нужен был повод, чтобы от нас избавиться. Я и так стал подмечать, что мои советы раздражали царя. В 1560 г. пало правительство Избранной рады, а меня постригли в монахи и отправили сначала в Кирилло-Белоозерский, а потом в Соловецкий монастырь. И при этом Иван Грозный гордился, что не казнил меня и оставил на свободе моего сына. Вот и вся благодарность царская. 13 лет я служил царю верой и правдой. Но оказалось все напрасно. Иван Грозный – настоящий деспот, безбожник, готовый на все ради власти.

Судья. Есть вопросы к свидетелю? Свидетелем со стороны обвинения приглашается князь Андрей Михайлович Курбский.

Курбский. В молодые годы я был близок к правительству Ивана IV, входил в Избранную раду, участвовал в Казанских походах, был воеводой во время Ливонской войны. Полки царя водил и выступал с ними, одни лишь победы одерживал. В течение многих лет трудился, много перенес, родителей своих видел мало и с женой совсем не бывал. Часто был ранен в различных битвах, но царю до этого никакого дела нет. В дальнейшей судьбе своей я не сомневался, казнили бы и меня, поэтому и бежал к польскому королю Сигизмунду-Августу.

Проиграли мы одно сражение в 1564 г., и ясно стало, что меня ожидало после этого. В душе царя нашего не было ни бога, ни любви к родителям, ни любви к родине. Раньше его  сдерживал Сильвестр, Адашев, любящая Анастасия, а теперь царь обрадовался своей свободе и зажил во всю волюшку. Старые вельможи, привыкшие к приличию, должны были подчиняться новым порядкам или терпеть наказание и издевательство. Князь Репнин, присутствовавший на одной из таких оргий, невольно заплакал. Иоанн хотел лично на него надеть маску. Репнин вырвал ее, растоптал ногами и сказал: «Государю ли быть скоморохом? По крайней мере я, боярин и советник думы, не могу безумствовать». Репнина за это изгнали, и затем умертвили в церкви на молитве. Разве это царь? Это кровожадный зверь, захвативший всю власть и употреблявший ее во зло. Это развратник. Он часто приказывал силою приводить к себе чужих жен. Однажды царь вообразил себе, что конюший Федоров хочет свергнуть его с престола и сам сделаться царем. Царь позвал конюшего к себе, приказал нарядиться в царское одеяние и посадил на престол, затем стал кланяться ему и говорить: «Здрав буди, государь всея Руси! Вот ты получил то, чего желал. Я сам сделал тебя государем, но я имею власть и свергнуть тебя»…С этими словами царь вонзил нож в сердце боярина. Тело Федорова выбросили собакам, а престарелую его жену и единомышленников умертвили.

А что сделал со страной Иоанн во время опричнины? Люди боялись выйти на улицу. Опричники, вооруженные ножами, бегали по городу и убивали ежедневно 10-20 человек. Трупы валялись на площадях и никто не смел из трогать.

Митрополита Филиппа собственноручно задушил Малюта Скуратов.

Где вы видели царя, предпринимающего военные походы против родных городов? А Иоанн организовал поход на Псков и Новгород, разрушив все селения, стоящие на пути. Жители городов выходили навстречу царю с хлебом и солью, надеясь, что он их не тронет. Но как они ошибались! Иоанн приказал убивать всех, кто встречается на пути. 5 недель опричники зверствовали в Новгороде. Царь ездил по монастырям и истреблял хлеб в скирдах, рубил скот. Приказал уничтожить товар, лавки, имущество жителей. Число убитых достигало 60 тысяч. Волхов был запружен телами.

Самое ужасное, когда Иоанн убивает своего сына и наследника престола (демонстрация картины). Причины точно не знаю. Одни говорят, что сын заступился перед отцом за свою жену и высказал ему несколько горьких истин. Другие говорят, что наследник укорял отца в военном бездействии и просил отпустить его на войну восстановить честь России. Разъяренный отец ударил его жезлом в висок, отчего царевич скончался на четвертый день.

Уважаемые судьи и господа присяжные! Можно ли называть Иоанна царем? Разве принес он хоть какую-то пользу своему народу? Что он оставил после себя? Разорение, горе, опустевшие села, потерю земель на западе. А сколько людей уничтожено! Обман и террор нужны ему были для ужесточения личной власти, а интересы народа и государства его никогда не волновали.

Судья. Со стороны обвинения приглашается свидетель Мария Нагая.

Марина Нагая. Отец мой боярин Федор Нагой когда-то попал в немилость к царю и много лет прожил в ссылке. Но однажды царь вызвал моего отца и пожаловал ему вотчину возле Москвы, а затем попросил показать ему дочь. Отцу стало все понятно, и он не мог отказать отцу. Так мне пришлось выйти замуж, хотя я была просватана за сына одного из бояр, и он был люб мне. А царь был уже старый, ему было больше 50 лет. Пьянство, разврат, распутная жизнь сказались на его здоровье.

Никаких чувств, кроме брезгливости, я к нему не испытывала. Тем более я была у Иоанна седьмой  женой по счету. Я приходила в ужас от мысли, что будет со мной в будущем, т.к. завидовать судьбе его жен не приходилось. Первая жена Анастасия умерла внезапно. Иоанн подозревал, что ее отравили бояре. Вторая жена Мария поощряла разврат, а когда царь установил над ней бдительный контроль, она зачахла. Третья супруга Ивана Марфа Сабурова скончалась через 2 недели после свадьбы. Ходили слухи, что ее отравили бояре.

Четвертая жена Анна Колтовская  сумела подчинить Ивана своему влиянию. Она вела незаметную борьбу против опричнины. За один год были казнены или сосланы почти все главари опричнины. Понятно, что опричники ее ненавидели и сумели отомстить. По приказу Ивана ее заживо погребли в Монастырском склепе, где она прожила еще 54 года.

В ноябре 1573 года состоялся брак Иоанна Васильевича с княжной Марией Долгорукой. Утром по дворцу разнеслась весть, что царь с царицей уезжают в Александровскую слободу. Там был обширный пруд, переполненный рыбой. По слухам, царь выразил желание ловить в озере рыбу.  К вечеру все увидели странное шествие. Впереди на коне ехал царь. За ним следовали сани, на которых лежала царица Мария. Она была без памяти, но тело ее было привязано к поручням. Позади шли опричники во главе со Скуратовым. Царь сел в кресло. Малюта уколол лошадь в круп, она рванулась вперед и вместе с санями погрузилась в воду. Так Иван покарал неверную, по его мнению, невесту.

Следующей женой Ивана Васильевича была Анна Васильчикова. Неизвестно, кто их венчал, но царицей Анну не признавал никто. С Анной Иоанн прожил всего 3 месяца. Затем она как-то таинственно скончалась. Царь не счел нужным проводить прах Анны до могилы. После похорон был очень весел.

Теперь Иоанну приглянулась Василиса Мелентьева, жена Никиты  Мелентьева. Малюта преподнес ему чарку отравленного вина, и с мужем Василисы было покончено. Через 2 дня она уже хозяйничала во дворце. Иван исполнял все ее прихоти. Но однажды в ее покоях он застал молодого красавца, которого тут же заколол посохом. На следующий день в Александровской слободе происходили похороны. На окраине была вырыта могила. Священник, совершавший богослужение, не знал, кто лежит в двух гробах, привезенных из Кремля.   Ему даже не назвали имен. Иногда ему казалось, что в одном из гробов раздается легкий шорох. В одном из этих гробов лежал убитый сокольничий, а в другом – живая Василиса Мелентьева.

Я покорилась своей участи, но часто плакала. Царя это раздражало. Однажды он до того рассердился, что обещал отдать меня псам, если я не стану веселой. Между нами установились холодные отношения. А после убийства сына, он меня возненавидел, т.к. не мог выносить людей, не способных беспрерывно веселиться. Когда он заболел, мы с невесткой ухаживали за ним. Он был так слаб, что его приходилось поднимать на руках. Иоанн очень боялся смерти. По его приказу в Москву доставили 60 колдунов, гадавших по звездам. Ворожба показала, что 18 марта 1584 года Иван Грозный умрет. В этот день царь чувствовал себя хорошо, он послал Белецкого сказать волхвам, что за ложь их либо сожгут, либо закопают живьем в землю, но те ответили: «День окончится только, когда сядет Солнце». Приняв ванну, царь сел играть в шахматы, но вдруг ослабел и упал замертво.

Уважаемые судьи и господа присяжные! Я изложила факты, а Вам решать, можно ли оправдать бесчеловечные поступки Ивана Грозного.

Судья. Есть вопросы к свидетелю? Экспертом выступит профессор П.И. Ковалевский, выдающийся русский психиатр.

Ковалевский П.И. Прежде чем описать личность какого-нибудь больного человека, мы должны обратить внимание на его предков, чтобы выяснить вопрос: что это были за люди и какое психическое и физическое состояние они передали своим детям? Дед Ивана Грозного, великий князь Иван Васильевич был человек крутого нрава, холодный, с черствым сердцем, властолюбивый, скрытный и осторожный. В обращении с подданными отличался жестокостью и бессердечием.

Иван Васильевич  женился на греческой царевне Софии Палеолог, которая вносит в дом Рюриковичей кровные недостатки Палеологов.

            Василий Иванович,  отец Ивана Грозного, своим умом отставал от своего отца. Это был человек самонадеянный, гордый и жестокий. Василий Иванович был женат на Соломонии Сабуровой и в этом супружестве прожил 28 лет, не имея детей. Поэтому Василий расторг брак, Соломонию посадил в монастырь и женился на Елене Глинской, будучи 48 лет.

        Итак, Иван Грозный – сын 52-летнего отца и молодой еще матери. Установлен факт, что престарелый возраст родителей отражается на устойчивости организма детей и их нервной системе.

        Второе обстоятельство, на которое мы должны обратить внимание, это психопатологическая наследственность и семейное предрасположение к заболеванию душевными и нервными болезнями. Прадед его Василий Глинский и отец Василий Иванович не отличались особым умом и дарованием. Бабка его, Софья Палеолог, внесла в семью Рюриковичей склонность к нервным и душевным заболеваниям. Возможно, на образование характера царя Ивана повлиял и характер его матери, страстной литвинки великой княгини Елены Глинской.

        Все это не могло не отразиться на потомках этого рода. Иван Грозный имел втрое меньше детей, чем жен. Старший сын Ивана умирает в детстве, второй его сын, Иван, убит отцом. Федор – наследник престола, малоумен, а Дмитрий – эпилептик. Таким образом, в роде Рюриковичей, именно в семействе Ивана, вырождение совершается в узком и широком смысле слова.

        Сам Иван – несчастный ребенок, происходящий от хилого и поврежденного дерева, с первых дней детства становится заброшенным. Его мать жила для себя и ребенок царя Василия ее не интересовал. Такие условия жизни должны были породить в Иване замкнутость, скрытность, подозрительность и озлобленность.

        Скоро Иван лишается матери. Какова ни была мать, а все-таки при ней существовало единство воспитания. Теперь Иван бросается на произвол людскихстрастей. Он становится ценным предметом, обладание которым полезно то одним людям, то другим. Что должно было делаться в душе отрока, который ясно сознавал – это все мое, но его у меня отнимают. – которому все время шептали: твои враги похитили у тебя власть, истязают твоих подданных, ослабляют твое государство и сам ты им в тягость, наступит момент, когда они захотят от тебя избавиться.

        Таким образом, жизненные условия детства Ивана не парализовали прирожденных его недостатков, а усилили и укрепили их.

        Я не могу согласиться с тем, что Иван Грозный отличался блестящим умом и дарованием. Я не вижу этого и в его сочинениях и вполне соглашаюсь с мнением профессора Ключевского: «Иоанн решительно подкупает читателя своей задушевностью, жаром речи, иногда доходящим до ораторского блеска… Но, сняв эту пену, находим под нею скудный запас идей и довольно много противоречий».

        Я с убеждением позволяю себе высказать мнение, что Иван Грозный был душевнобольной человек, причем его душевная болезнь выражалась в форме однопредметного помешательства (мономания или паранойя), позволявшего ему одновременно и управлять государством, и совершать деяния, которым могут быть найдены объяснения только в его болезненном душевном состоянии.

Судья. Свидетелем со стороны защиты выступает Малюта Скуратов.

Малюта Скуратов. Еще в начале своего царствования Иван Грозный пытался установить в государстве такое положение, при котором церковь подчинялась бы государству, т.е. власти царя, но государь сохранил полное почтение к ее деятелям и внимание к ее нуждам. В то время, когда митрополитом был Макарий, такое положение и было установлено. Однако в 1566 г. против государя выступил митрополит Филипп. Он не только пытался заставить царя отменить опричнину, но пошел на открытый бунт, отказавшись подчиниться царю. В 1569 г. был обнаружен боярский заговор, связанный с изменой в Новгороде и Пскове. В заговоре были замешаны и близкие государю люди. Заговорщики хотели убить царя и возвести на престол Владимира Андреевича Старицкого. Однако заговор был раскрыт и государь направился с карательными войсками в Новгород. По дороге он приказал мне заехать к митрополиту Филиппу и получить у него благословение для расправы с изменниками. Но митрополит не только не дал благословения, но и начал ругать царя. Не выдержав, я взял подушку и попытался пресечь подобные разговоры. Но я немного перестарался и задушил его.

Судья. Вызывается  свидетель со стороны защиты Анастасия Романовна Захарьина.

Захарьина. Иван Васильевич женился на мне 16 февраля 1547 г. Тогда ему было 17 лет. Наш род был не из знатных, но Ивану я понравилась, и он женился на мне по любви. Он тоже способен на человеческие чувства. Это бояре создали ему в детстве настолько уродливые условия, что трудно стать после этого нормальным человеком. Он всегда хотел тихого семейного счастья. Вскоре после нашей свадьбы он утвердил перемену правления. Создал Раду, которая должна была управлять страной. Теперь он больше времени отдавал семейной жизни. Спустя неделю после свадьбы, бояре не узнавали царя. Прекратились жестокие забавы с медведями и шутами, не было слышно срамных песен. Иван со всеми был приветлив, щедро помогал нуждающимся. Он даже выпустил многих заключенных.  Я старалась относиться к нему по доброму и он отвечал тем же.

        Когда в Москве случился пожар в 1547 г. Иван страшно переживал. Он целыми днями молился или беседовал с духовными лицами. Иван не жалел денег на восстановление Москвы. Он даже продал иноземцам некоторые свои драгоценности. Через 2 года город был почти восстановлен. Иван был все это время мягким, добрым и отзывчивым. Но вскоре умер наш первенец  Дмитрий. Для Ивана это был очередной удар.

        Когда Иван был в Казани, он страшно переживал за меня, поэтому поспешил домой. А Курбский обвиняет его в трусости и в том, что он убежал, бросив войско. Конечно, его это страшно раздражало.

        Многие возмущались тем, что он взял себе титул царя. А что в этом плохого? Ему посоветовали взять титул царя Глинские и митрополит Макарий. Став царем, Иван демонстрировал полную независимость от Орды, подчеркивал претензии Руси на византийское наследие, поднял престиж страны перед Западной Европой. Уважаемые судьи и господа присяжные! Ивана Васильевича легко судить, а вы попробуйте его понять. В 3 года остаться без отца, а затем без матери. Расти среди ужасов убийства, казни, пыток, некому было излить душу, переживал все Иван один. Когда ему было 13 лет, он привязался к Федору Воронцову. Иван мне сам рассказывал, как Шуйские, опасаясь соперничества во влиянии на царя, решили извести Воронцова. Для этого они завели спор с Воронцовым и, не стесняясь царя, напали на него, стали бить по щекам, изорвали одежду и хотели его убить. Царь вынужден был у бояр вымаливать жизнь своего любимца. Вопреки воле царя, Воронцова сослали в Кострому. Что должен был чувствовать Иван? Можно ли его осуждать за то, что он потом велит отдать Шуйского на растерзание псам.

Я поддерживала Ивана, а также Сильвестра, Адашева, Курбского.  Я видела, что это люди умные. Недаром эти 13 лет правления Ивана называют «золотым веком царствования». Сколько Иван с ними сделал! Судебник приняли, запретили кормления, создали систему центрального управления, ограничили местничество. Разве это не заслуга Ивана Васильевича? Почему в нем нужно видеть только плохое? А военная реформа? Посмотрите, какое войско было создано. Стрельцов вооружали за счет государства пищалями, одевали в суконные кафтаны, отделанные на груди поперечными шнурами, суконные шапки с меховой опушкой. За службу стрельцы получали хлебное, денежное и земельное жалованье.

Судья. Приглашается свидетель со стороны защиты Ермак Тимофеевич.

Ермак. Ивана Васильевича можно ругать за неудачные войны на западе, где он не только потерял наши завоевания, но и уступил шведам русские города. Но политика на востоке достойна уважения.

        В 1558 г. богатый  промышленник Григорий Строганов попросил у царя пустые земли по реке Каме, чтобы поставить здесь города для оберегания от варварских орд, призвать людей, завести хлебопашество и соленые варницы. Иван Васильевич дал ведь эти земли, проявив мудрость и дальновидность. Утвердившись по эту сторону Уральских гор, Строгановы обратили внимание и на земли зауральские, на Сибирь, где хозяйничал хан Кучум. 8 лет он платил царю дань, а в 1571 г. разорвал вассальные отношения с Москвой. И когда Строгановы попросили у царя разрешения поставить крепости на реке Тобол, нанять сторожей, освоить эти земли и владеть ими, он разрешил. Так как Строгановым нужно было войско, они обратились ко мне. Я со своими казачками страшно обрадовался возможности служить России и полезное дело делать. Надоело уже грабежами да разбоем заниматься.

        Взял я отряд, и по рекам добрались мы до сибирской страны и показали мы татарам, где раки зимуют. У них ведь даже огнестрельного оружия не было. Все лето мы покоряли татарские городки по Иртышу и Оби. Но держать в повиновении такие огромные территории нам было не под силу и я поехал в Москву известить царя о покорении сибирской земли и попросить помощи.

        Иван Васильевич прислал нам богатые подарки и подкрепление. Благодаря такой политике вся Западная Сибирь войдет в состав России.

Судья. Слово имеет эксперт со стороны защиты выдающийся русский ученый-историк Сергей Михайлович Соловьев.

Соловьев. Иван IV начинает самостоятельно править в 13 лет. Ребенок имел блестящие дарования. После смерти матери Иван был окружен людьми, которые заботились только о собственной выгоде. Перед глазами ребенка происходила борьба партий. У ребенка-сироты отнимались близкие люди, которых он любил. Перед ним нагло оскорбляли их, потом замучивали.  Перед ним Шуйские и друзья их позволяли себе оскорблять память отца его и матери. Таким образом, ребенок привыкал видеть в вельможах врагов своих, но бороться с ними на деле не мог. Бессильный гнев и раздражение оставались внутри его. Ребенок затаивал месть до удобного случая. Как же он будет мстить своим врагам? Разумеется, точно так же, как они приучили его к насилиям, к немедленной расправе с неприятными людьми. Как только Иоанн начал подрастать, он находил удовольствие мучить животных, а люди, которые должны были смотреть за ним, не останавливали его, позволяли ему делать все, что он хотел. Но скоро  Иоанн принялся и за людей. Вынесши из своего детства горькие чувства вражды к людям, Иоанн только и думал о том, как упрочить свою власть. В 16 лет Иоанн короновался и принял титул царя.

        Пожар и народное волнение в 1547 г. произвели сильное впечатление на молодого царя. Из молодого человека, преданного удовольствиям, он сделался набожен, серьезен, неутомим в занятиях делами государства. Не доверяя знатным людям, он приблизил к себе людей незнатного происхождения: священника Благовещенского собора Сильвестра и Алексея Адашева.

        В 1550 г. Иоанн пригласил выборных из городов и выйдя на площадь, обратился к митрополиту с описанием всех беспорядков во время боярского управления. Он заявил, что не виноват в слезах и крови, пролитых в это время и отныне будет судьей и защитником для людей. А. Адашеву царь поручил принимать просьбы от бедных и обиженных. В том же году Иоанн занялся составлением нового Судебника, который не только запрещал судьям дружить, мстить, брать взятки, но и грозил за это наказанием. В 1551 г. царь созвал церковный собор, чтобы устранить все церковные беспорядки.

        Не упускал Иван и дела внешние. Осадил и взял Казань в 1552 г.

(Сюжет взятия Казани из к/ф «Иван Грозный)

Этот подвиг высоко поднял Иоанна в глазах современников. Это было первое завоевание татарского царства. Взятие Казани открыло для русской торговли все течение Волги, дало возможность русским людям селиться в плодородных землях. В 1556 г. к Москве была окончательно присоединена Астрахань. Таким образом русские люди утвердились в устье Волги.

        В это время России пришлось вести войну со Швецией, Ливонией и Польшей. Сильвестр хотел, чтобы Иоанн слушался его во всем, даже в делах политических. Сильвестр с единомышленниками требовали, чтобы царь приступил к завоеванию Крымского ханства. Иоанн понимал, что в данный момент это невозможно и очень трудно будет удержать это завоевание, так как надо было бороться с Турцией. А царь все внимание обратил на завоевание прибалтийских областей. Тогда Сильвестр начал толковать, что все неприятности, постигшие царя, были наказанием Божьим за его упрямство. Понятно, как тяжело было Иоанну иметь возле себя такого человека. А тут случилось несчастье. Иоанн сильно заболел и потребовал, чтобы бояре присягнули его сыну младенцу Дмитрию. Больной Иоанн из своей спальни слышал, как бояре кричали: «Не хотим служить младенцу…нами будут владеть Романовы». Иоанн выздоровел, но на Адашева и Сильвестра смотрел уже другими глазами. Через несколько лет он удалил их от двора.

А тут еще князь Андрей Курбский, которому Иоанн доверял, убежал в Литву. С тех пор царь не доверял вельможам. В его голове билась одна мысль: «Врагов много, я не в безопасности, нужно принять меры для спасения себя и своего семейства, а в случае неудачи этих мер, нужно приготовить убежище на чужбине». Так Иоанн вводит опричнину.

В 1570 г. царь громит Новгород, ибо ему донесли, что новгородцы хотят передаться Сигизмунду Августу.

Страшная жизнь и болезнь состарили  Иоанна преждевременно.

Судья. Переходим к прениям сторон. Слово предоставляется прокурору.

Прокурор. Господа судьи и господа присяжные! Посмотрите на царя Ивана IV с начала его правления. Он сразу демонстрирует признаки своевольства, разврата и жестокости. Вот тут говорят реформы, 13 лет золотого царствования… Да разве он действовал в это время самостоятельно? Ведь царь в письмах к Курбскому сам сознается, что находился под опекой Сильвестра и его кружка до такой степени, что все дела совершались не только не по его указаниям, но часто против его желания. Так что за реформы нужно благодарить Избранную раду, а не царя.

        Да, завоевали Казань и Астрахань, затем Сибирь. Но ведь это была потребность не царская, а всенародная. Это было первое условие возможности благосостояния и процветания Руси, избавления ее от изнурительных набегов.

        А посмотрите, какой бездарной является политика Ивана IV на Западе. Ввязаться в многолетнюю войну, чтобы с треском проиграть ее и лишиться земель на берегу Балтийского моря! А его политика по отношению к Крыму разве не является образцом глупости и бездарности? Уж если он не хотел завоевывать Крым, то  не нужно было раздражать его нерешительными нападениями. Тот же Девлет-Гирей, который трепетал от приближения русского войска, в 1571 г. прошел до Москвы, опустошая русские земли.

        Иван IV как и все тираны проявляет трусливость. Ведь и против Казани он лично поехал неохотно, и после, когда уже Казань находилась под его властью, с досадой вспоминал, как его против воли повезли сквозь безбожную землю.

        Последствия такой политики оправдали верность мудрых советников царя Ивана. Ливония не была покорена, а Москва была разорена, держава истощена, народ подвергался великим бедствиям.

        Царь находился в сношениях с Англией. Но что это давало народу? Заимствовал ли царь для своей страны что-нибудь передовое? Ничего подобного. Предприимчивые англичане наживались за счет русской простоты бесцеремонным образом и вели торговыедела так, что они приносили им пользы гораздо больше, чем русским. А царь относился к этому эгоистически. Он был рад, что мог получать предметы для нарядов, роскоши. Никто не мог покупать товаров, пока лучшие из них не возьмутся для царя.

        Ставят в заслугу царю Ивану Васильевичу, что он утвердил монархическое начало. Но разве это так? Он утвердил  начало деспотического произвола и страха. Его идеал состоял в том, чтобы прихоть владыки поставить выше всего: выше нравственных понятий, чувств и даже веры. И он достиг этого в Московской Руси, когда вместо старых князей и бояр, поднялись около него новые слуги – рой подлых угодников произвола, кровожадных лицемеров. Они выметали из Руси все, что в ней было доброго.

        Иван IV получил возможность осуществлять образы, творимые его больным воображением. Уехал в Александровскую слободу, разыгрывал там комедию монашества, а Русь отдал на волю опричнине. Для чего спрашивается? Для того, чтобы установить неограниченный произвол своей власти. Вот его цель.

        Свидетели показали, что Иван каялся и поминал в монастырях тех, кого убил, но делал он это не потому, что встал на путь добра, а потому что проявлял трусость. Он боялся Бога и хотел его умилостивить.

        Некоторые превозносят Ивана IV за юмор, начитанность и признают одним из лучших писателей своего времени. Но вы почитайте письмо царя к Курбскому, где он забывал свое достоинство, перемешивая площадные ругательства с дикими софизмами. Недаром Курбский заметил, что это письмо не прилично царю и походит «на басни неистовых баб» и не следовало бы его посылать в страну, где много грамотных людей.

А поход в Новгород якобы за измену? Зачем собрали со всех церквей, попов и других лиц по 20 рублей, зачем грабили монастырскую казну, сжигали хозяйственные постройки, истребляли скот? Где же здесь суд и кара за измену?

        Иван был эгоист и потому алчен. Он любил богатства и украшения. Поэтому и в Новгороде он хотел захватить все себе.

        Что же оставил Иван IV после своего правления? В результате погромов в стране начался голод, погибли сотни тысяч  людей. Дело доходило до людоедства. Население Москвы сократилось втрое. Россия потеряла порты на Балтийском море. Многие образованные люди вынуждены были покинуть страну. Таковы печальные итоги правления тирана и деспота Ивана IV.

Защитник. Уважаемый судья! Позвольте задать вопрос. Вы сами признаете, что Иван Васильевич много сделал для утверждения самодержавия на Руси. Разве здесь не нужно было особых способностей и большого ума?

Прокурор. Иван Васильевич находился в такой обстановке (я имею ввиду, что ему никто не оказывал серьезного сопротивления), для усиления самодержавной власти в том виде, как он понимал ее, не нужно было ни способностей, ни ума. Недостаток того и другого только помогал достижению цели.

Защитник. Но если Иван IV был на самом деле таким монстром, почему же народ не назвал его «мучителем», а нарек только Грозным царем?

Прокурор. Народ в России привык к повиновению. А казни и злодеяния над отдельными личностями еще более приучает к повиновению, т.к. каждый боится, как бы его не постигла такая участь и становится еще послушнее. Так что самодурством царь достиг своей цели гораздо быстрее.

Защитник. Спасибо. У меня вопросов нет.

Судья. Слово предоставляется адвокату Ивана Грозного.

Выступление адвоката.

Последнее слово обвиняемого.

Вердикт присяжных.

Суд удаляется на совещание и выносит приговор.

Заключительное слово учителя.

Список  литературы, используемой на уроке:

  1. Хрестоматия по истории России в 4-х томах, т. 1, М.: Просвещение, 1994.
  2. Юрганов А.А., Кацва Л.А. История России XVI-XVIII вв. М.: Просвещение, 1994.
  3. Ковалевский П.И. Психиатрические эскизы из истории в 2-т. Т.1, М., 1995.
  4. Горский В.А. Иоанн Грозный и его жены. М., 1980.
  5. Соловьев С.М. Учебная книга русской истории. – М.: Просвещение, 1995.
  6. Ионов И.Н. Российская цивилизация IX – начало XX в. М.: Просвещение, 1995.
  7. Преподавание истории в школе, № 3, 1998 г.

Материалы к уроку

Для присяжных

По согласованию со сторонами суд ставит на обсуждение коллегии присяжных вердикт:

  1. Доказано ли, что подсудимый, будучи деспотом по натуре, человеком жестоким, обуреваемым жаждой единоличного правления, отдавал приказы об убийствах подданных своих, служивших ему верой и правдой?
  2. Доказано ли, что Иван Грозный, к концу своего правления оставил страну в состоянии разорения, истерзанную и запуганную?
  3. Доказано ли, что действия, предпринимаемые Иваном Грозным приносили больше вреда, чем пользы?

ТЕКСТ ПРИСЯГИ

«Клянусь исполнять свои обязанности честно и беспристрастно, принимать во внимание все рассмотренные в суде доказательства, доводы, обстоятельства дела и ничего кроме них, разрешать дело по своему внутреннему убеждению и совести, как подобает свободному гражданину и справедливому человеку».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок истории в 7 классе "Россия при Павле Первом"

Урок истории в 7 класе"Россия при Павле Первом" с применением технологии критического мышленияи презентации...

методическая разработка урока истории для 9 класса "Россия от февраля к октябрю"

Пояснительная записка Работаю в школе учителем истории и обществознания уже достаточно долго, однако именно сейчас  пришло осознание какой – то бессмысленности обучения, разговор...

Методическая разработка урока истории по теме "Николаевская Россия", 8 класс

Данная методическая разработка представляет собой документ в WORD и презентацию. Можно использовать лишь презентацию, если в данном кллассе Вы не применяете групповые способы работы...

Урок по истории в 9 классе "Россия на рубеже XX века. Модернизация"

Урок изучения нового материала, направлен на анализ различных типов информации (диаграммы, статистика, текст) и выделение на ее основе характерных черт развития России в указанный хронологический пери...

урок по истории в 7 классе "Россия в XVII – XVIII вв."

Повторительно-обобщающий урок по истории России в 7 классе по теме: "Россия в XVII-XVIII вв."...

Тестовые задания по Истории России 7 класс, тема "Смутное время"

Задания составлены в форме теста для проверки и контроля знаний по Истории России 7 класс, тема "Смутное время"....

Самостоятельная работа по истории России 9 класс "Россия в 1900-1920-е гг."

Материал будет полезен для учителей при организации контрольных и проверочных работ....