конспект урока по теме "Оболочки Земли"
план-конспект урока по географии (5 класс) на тему

Процай Ксения Викторовна

План-конспект урока для учащихся 5 класса с использованием наглядных пособий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obolochki_zemli.docx18.97 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока для учащихся 5 класса с использованием наглядных пособий

Тема: «Оболочки Земли».

Учитель: Процай Ксения Викторовна.

Планируемые образовательные результаты:

В результате педагогического взаимодействия на уроке обучающийся сможет:

Предметные: давать определение понятиям: литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера, выявлять черты взаимодействия между внешними оболочками, которые образуют географическую оболочку.

Личностные: проявлять эмоционально- целостное отношение к учебной проблеме; проявление творческого отношения к процессу обучения.

Метапредметные:

-выслушивать и объективно оценивать другого

-определять критерии для сравнения фактов, явлений.

Познавательные:

- умение обобщать полученную информацию, делать выводы.

Регулятивные:

-ставить цель и выполнять учебное задание в соответствии с целью;

-соотносить учебные действия с известными правилами;

Коммуникативные:

-формулировать высказывание;

-согласовывать позиции и находить общее решение.

Решаемые учебные проблемы:

«Почему оболочки Земли назвали именно «оболочками».

Тип урока открытие новых знаний через деятельностный подход в обучении

Формы работы учащихся – работа с текстом учебника, работа в парах и группах

Необходимое техническое оборудование – проектор, экран.

Необходимые наглядные пособия – презентация, карта полушарий, картины, видеофильмы, модель зон разлома, модель вулкана.

Ход урока:

Учитель мотивирует учащихся на изучение темы, используя приемы внутренней и внешней мотивации. Определяет тему урока совместно с учащимися.

1) Что такое «Земля»?

2) Какую форму имеет Земля?  

3) В чем заключается уникальность нашей планеты?

4)Что такое природа?

5) Чем отличается живая природа от неживой природы?

Учитель: Наша планета обладает уникальными особенностями – её поверхность опоясывают, взаимодействуя между собой, несколько оболочек, иногда их называют сферами. Выделяют оболочки внешние и внутренние. Сегодня на уроке познакомимся с внешними оболочками Земли: атмосферой, гидросферой, литосферой и биосферой (слайд 1,2,3 в презентации).

Демонстрация фильма  «Путешествие по сферам земли».

Атмосфера (слайд 4 в презентации)

Рассказ учителя :

  • Границу атмосферы условно проводят на высоте тысяча километров от поверхности Земли;
  • Атмосфера окутывает нашу планету и защищает от потери тепла;
  • Атмосфера защищает нашу планету от потока метеорита;
  • Атмосфера поддерживает жизнь на планете , живые организмы дышат атмосферным воздухом.

Демонстрация фильма  «Из чего состоит атмосферный воздух».

Картина-схема «Состав атмосферы»

Гидросфера (слайд 5 в презентации)

Рассказ учителя:

Водная оболочка нашей планеты - гидросфера включает в себя всю воду планеты –в твёрдом, жидком и газообразном состоянии (в переводе с греческого «гидро» означает вода).

  • Гидросферу образуют воды Мирового океана, ледники, подземные воды, реки, озера, болота и т.д.;
  • Воды Мирового океана составляют почти 97 % всех вод гидросферы;
  • В воде зародилась жизнь на нашей планете.

Учитель просит ученика показать на карте составные части гидросферы.

 Картина «Состав гидросферы», Карта полушарий

Литосфера (слайд 6 в презентации)

Рассказ учителя:

Литосфера – это каменная (твердая) оболочка Земли(в переводе с греческого «литос» означает камень).

  • Мощность  литосферы от 50 до 200 км;
  • Горы, равнины, холмы, овраги – все неровности земной поверхности являются частями литосферы

Толщина коры под континентами составляет, в среднем, 35–40 км. Там, где на суше расположены молодые высокие горы, она часто превышает 50 км (например, под Гималаями достигает 90 км). Под океанами кора более тонкая – в среднем около 7–10 км, а в некоторых районах Тихого океана – всего 5 км. 

 Картина «Состав литосферы», модель зон разлома, модель вулкана.

Биосфера (слайд 7 в презентации)

Рассказ учителя:

Биосфера – живая оболочка Земли(в переводе с греческого «биос» означает жизнь).Биосфера включает нижнюю часть атмосферы (15–20 км), верхнюю часть литосферы и всю гидросферу. Нижняя граница опускается в среднем на 2–3 км на суше и на 1–2 км ниже дна океана.

В местах с наиболее благоприятными условиями существования отмечается наибольший расцвет жизни. В верхнем слое атмосферы и в глубине океанов численность живых организмов падает.

Картина «Составные части биосферы»

Географическая оболочка Земли (слайд 8 в презентации)

Рассказ учителя

Все оболочки Земли взаимодействуют и взаимно влияют друг на друга, образуя особую географическую оболочку. В неё входят верхняя часть литосферы, нижние слои атмосферы, вся гидросфера и биосфера.

Картина «Составные части географической оболочки»

ЗАКРЕПЛЕНИЕ:

Ученикам раздается задание с пропущенными словами:

Задание: Вставьте на места пропусков слова из списка:

1.Воздушнаяоболочка Земли называется________

2. Каменную оболочку земного шара называют ________

3. Из океанов, морей, рек состоит________

4. В формировании________огромную роль сыграли живыеорганизмы.

5. Гидросфера – это________оболочка Земли.

6. Литосфера – это ________ оболочка Земли.

7. Земные оболочки взаимодействуют друг с другом

и образуют ________

8. Природа Земли состоит из ________ оболочек

9.Биосфера – ________ оболочка Земли

10.«Литос» в переводе с греческого «________»

Список слов: камень, гидросфера, твердая, географическая оболочка, биосфера, четырех, литосфера, водная,атмосфера, живая.

Ответы: 1–атмосфера, 2– Литосфера, 3- гидросфера, 4–биосферы, 5–водная, 6–твердая, 7–географическую оболочку, 8 – четырех, 9– живая, 10 – «камень».

Критерии оценивания: 10–8 это «5», 6–7 это «4», 5 и ниже это «3».

После выполнения задания учащиеся обмениваются тетрадями и проверяют, выставляя друг другу оценки:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока «Города Русской Земли»

Урок изобразительного искусства в 4 классе Цель: Знакомство с древними русскими городами, с архитектурными особенностями, постройками, основными элементами древнего города. Создание проекта Древнерусс...

конспект урока Природные зоны Земли 6 кл.

Конспект урока по географии...

Конспект урока географии "Планета Земля" 5 класс

Конспект урока географии "Планета Земля" к учебнику издательства "Мнемозина"...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Вода на Земле 5 класс

Формирование знаний о гидросфере;знакомство с составом воды...

Конспект урока "Вода на Земле. Мировой океан и его части"

Коллеги!Предлагаю Вашему  вниманию конспект урока по теме "Вода на Земле. Мировой океан и его части"...

План конспект урока географии « Атмосфера Земли, её состав и строение»

Тема: Атмосфера Земли, её состав и строение . Атмосферное давление. Урок №17.         Базовый учебник.География: Начальный курс: 5 класс: учебник для учащ...

План-конспект урока по теме «Земля в опасности» для 5 класса

Данный урок предназначан для учащихся 5 класса, изучающих английский язык углубленно...