Главные вкладки

    конспект урока по теме "Оболочки Земли"
    план-конспект урока по географии (5 класс) на тему

    Процай Ксения Викторовна

    План-конспект урока для учащихся 5 класса с использованием наглядных пособий

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл obolochki_zemli.docx18.97 КБ

    Предварительный просмотр:

    План-конспект урока для учащихся 5 класса с использованием наглядных пособий

    Тема: «Оболочки Земли».

    Учитель: Процай Ксения Викторовна.

    Планируемые образовательные результаты:

    В результате педагогического взаимодействия на уроке обучающийся сможет:

    Предметные: давать определение понятиям: литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера, выявлять черты взаимодействия между внешними оболочками, которые образуют географическую оболочку.

    Личностные: проявлять эмоционально- целостное отношение к учебной проблеме; проявление творческого отношения к процессу обучения.

    Метапредметные:

    -выслушивать и объективно оценивать другого

    -определять критерии для сравнения фактов, явлений.

    Познавательные:

    - умение обобщать полученную информацию, делать выводы.

    Регулятивные:

    -ставить цель и выполнять учебное задание в соответствии с целью;

    -соотносить учебные действия с известными правилами;

    Коммуникативные:

    -формулировать высказывание;

    -согласовывать позиции и находить общее решение.

    Решаемые учебные проблемы:

    «Почему оболочки Земли назвали именно «оболочками».

    Тип урока открытие новых знаний через деятельностный подход в обучении

    Формы работы учащихся – работа с текстом учебника, работа в парах и группах

    Необходимое техническое оборудование – проектор, экран.

    Необходимые наглядные пособия – презентация, карта полушарий, картины, видеофильмы, модель зон разлома, модель вулкана.

    Ход урока:

    Учитель мотивирует учащихся на изучение темы, используя приемы внутренней и внешней мотивации. Определяет тему урока совместно с учащимися.

    1) Что такое «Земля»?

    2) Какую форму имеет Земля?  

    3) В чем заключается уникальность нашей планеты?

    4)Что такое природа?

    5) Чем отличается живая природа от неживой природы?

    Учитель: Наша планета обладает уникальными особенностями – её поверхность опоясывают, взаимодействуя между собой, несколько оболочек, иногда их называют сферами. Выделяют оболочки внешние и внутренние. Сегодня на уроке познакомимся с внешними оболочками Земли: атмосферой, гидросферой, литосферой и биосферой (слайд 1,2,3 в презентации).

    Демонстрация фильма  «Путешествие по сферам земли».

    Атмосфера (слайд 4 в презентации)

    Рассказ учителя :

    • Границу атмосферы условно проводят на высоте тысяча километров от поверхности Земли;
    • Атмосфера окутывает нашу планету и защищает от потери тепла;
    • Атмосфера защищает нашу планету от потока метеорита;
    • Атмосфера поддерживает жизнь на планете , живые организмы дышат атмосферным воздухом.

    Демонстрация фильма  «Из чего состоит атмосферный воздух».

    Картина-схема «Состав атмосферы»

    Гидросфера (слайд 5 в презентации)

    Рассказ учителя:

    Водная оболочка нашей планеты - гидросфера включает в себя всю воду планеты –в твёрдом, жидком и газообразном состоянии (в переводе с греческого «гидро» означает вода).

    • Гидросферу образуют воды Мирового океана, ледники, подземные воды, реки, озера, болота и т.д.;
    • Воды Мирового океана составляют почти 97 % всех вод гидросферы;
    • В воде зародилась жизнь на нашей планете.

    Учитель просит ученика показать на карте составные части гидросферы.

     Картина «Состав гидросферы», Карта полушарий

    Литосфера (слайд 6 в презентации)

    Рассказ учителя:

    Литосфера – это каменная (твердая) оболочка Земли(в переводе с греческого «литос» означает камень).

    • Мощность  литосферы от 50 до 200 км;
    • Горы, равнины, холмы, овраги – все неровности земной поверхности являются частями литосферы

    Толщина коры под континентами составляет, в среднем, 35–40 км. Там, где на суше расположены молодые высокие горы, она часто превышает 50 км (например, под Гималаями достигает 90 км). Под океанами кора более тонкая – в среднем около 7–10 км, а в некоторых районах Тихого океана – всего 5 км. 

     Картина «Состав литосферы», модель зон разлома, модель вулкана.

    Биосфера (слайд 7 в презентации)

    Рассказ учителя:

    Биосфера – живая оболочка Земли(в переводе с греческого «биос» означает жизнь).Биосфера включает нижнюю часть атмосферы (15–20 км), верхнюю часть литосферы и всю гидросферу. Нижняя граница опускается в среднем на 2–3 км на суше и на 1–2 км ниже дна океана.

    В местах с наиболее благоприятными условиями существования отмечается наибольший расцвет жизни. В верхнем слое атмосферы и в глубине океанов численность живых организмов падает.

    Картина «Составные части биосферы»

    Географическая оболочка Земли (слайд 8 в презентации)

    Рассказ учителя

    Все оболочки Земли взаимодействуют и взаимно влияют друг на друга, образуя особую географическую оболочку. В неё входят верхняя часть литосферы, нижние слои атмосферы, вся гидросфера и биосфера.

    Картина «Составные части географической оболочки»

    ЗАКРЕПЛЕНИЕ:

    Ученикам раздается задание с пропущенными словами:

    Задание: Вставьте на места пропусков слова из списка:

    1.Воздушнаяоболочка Земли называется________

    2. Каменную оболочку земного шара называют ________

    3. Из океанов, морей, рек состоит________

    4. В формировании________огромную роль сыграли живыеорганизмы.

    5. Гидросфера – это________оболочка Земли.

    6. Литосфера – это ________ оболочка Земли.

    7. Земные оболочки взаимодействуют друг с другом

    и образуют ________

    8. Природа Земли состоит из ________ оболочек

    9.Биосфера – ________ оболочка Земли

    10.«Литос» в переводе с греческого «________»

    Список слов: камень, гидросфера, твердая, географическая оболочка, биосфера, четырех, литосфера, водная,атмосфера, живая.

    Ответы: 1–атмосфера, 2– Литосфера, 3- гидросфера, 4–биосферы, 5–водная, 6–твердая, 7–географическую оболочку, 8 – четырех, 9– живая, 10 – «камень».

    Критерии оценивания: 10–8 это «5», 6–7 это «4», 5 и ниже это «3».

    После выполнения задания учащиеся обмениваются тетрадями и проверяют, выставляя друг другу оценки:


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    конспект урока «Города Русской Земли»

    Урок изобразительного искусства в 4 классе Цель: Знакомство с древними русскими городами, с архитектурными особенностями, постройками, основными элементами древнего города. Создание проекта Древнерусс...

    конспект урока Природные зоны Земли 6 кл.

    Конспект урока по географии...

    Конспект урока географии "Планета Земля" 5 класс

    Конспект урока географии "Планета Земля" к учебнику издательства "Мнемозина"...

    ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Вода на Земле 5 класс

    Формирование знаний о гидросфере;знакомство с составом воды...

    Конспект урока "Вода на Земле. Мировой океан и его части"

    Коллеги!Предлагаю Вашему  вниманию конспект урока по теме "Вода на Земле. Мировой океан и его части"...

    План конспект урока географии « Атмосфера Земли, её состав и строение»

    Тема: Атмосфера Земли, её состав и строение . Атмосферное давление. Урок №17.         Базовый учебник.География: Начальный курс: 5 класс: учебник для учащ...

    План-конспект урока по теме «Земля в опасности» для 5 класса

    Данный урок предназначан для учащихся 5 класса, изучающих английский язык углубленно...