Этносы России
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему

Эпова Валентина Николаевна

Технологическая карта и презентация к открытому уроку географии в 8 классе по теме "Этносы России".Урок получил высокую оценку коллег школы. Урок ФГОС с презентацией для интерактивной доски в программе Smart-Notebook/

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka.doc173.5 КБ

Предварительный просмотр:

2016 год

Эпова Валентина Николаевна, учитель географии -  первая категория

МБОУ «Кировская СОШ», Ростовская область, Веселовский р-н

Предмет: география

 8 класс

Технологическая карта урока  

Тема урока: Этническая мозаика России

Тип урока: урок формирования знаний

Цель урока:

углубление и систематизация знаний обучающихся  об исторически сложившихся общностях людей на территории России

Задачи урока:

  • раскрыть понятия «этнос»;
  • выяснить какие народы самые многочисленные в России;
  • познакомить с этнической структурой регионов России;
  • показать значимость русского языка для народов России;
  • выявить особенности межнациональных отношений.

Планируемые результаты урока

Личностные:

  • формирование гордости за лучшие достижения культуры и искусства народов России;

  • формирование любви к своему Отечеству;

  • воспитание толерантности, повышения культуры межнационального общения;

  • осознание своей этнической принадлежности.

                     

Метапредметные

Познавательные универсальные учебные действия:

  • решать проблемные задачи

     высказывать суждения, подтверждать их фактами.

  • классифицировать информацию  по заданным признакам.
  •  уметь сравнивать, делать   выводы

Регулятивные:

  • планировать свою деятельность;
  • выявлять причинно-следственные связи;
  • определять критерии для сравнения фактов, явлений;
  • выслушивать  и объективно оценивать другого.

Коммуникативные: 

  • выслушивать и объективно оценивать другого;
  • формулировать собственное мнение;
  • уметь  вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные

  • определять особенности размещения народов России и народов своей области

  • классифицировать население России по языковым семьям, группам

  • приводить примеры республик в составе РФ, по статистическим показателям долю титульной нации в населении автономных образований

Основные понятия, изучаемые на уроке: Этнос. Национальный состав. Языковые семьи. Межнациональные конфликты. Язык межнационального общения. .

Решаемые учебные проблемы: Выявить особенности этнического  состава России, дать характеристику основным языковым семьям, группам. Межнациональные отношения

Ценностный компонент урока: Многонациональность как феномен культуры России.

Ресурсы урока: Учебник 8 класс УМК  под ред. А.И. Алексеева, презентация «Мозаика народов», карты «Народы России».,политико-административная

Вид используемых на уроке средств ИКТ: Интерактивная доска SMART Board, мультимедийный     проектор.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

Организационный (5мин.)

Добрый день!  Начинаем урок и пожелаем друг другу плодотворной совместной работы.

Каждый из нас – не только россиянин, но и представитель своего народа. Особенность России в том, что у нас много разных культур, языков, традиций. Существуют ли национальные проб-лемы в  РФ? Если да,  как  можно их разрешить?

Как вы думаете,а почему «мозаика»?

Кто догадался, о чем мы будем говорить на уроке?

Какая будет тема урока?

Стихотворене В.Степанова читает Олеся

Высказывают свое мнение.

Формулируют тему урока «Этническая мозаика России»

Формулирование проблемы (2 мин)

Какой вопрос можно задать исходя из темы урока:

Проблема: Многонациональность России, это преимущество или проблема? 

Формулируют с помощью учителя проблемный вопрос

Способы решения проблемы (3 мин.)

Предложите способы решения проблемы? Что мы должны рассмотреть на уроке, чтобы ответить на поставленный вопрос?

План урока:

1.Что такое этнос?

2.Какие народы самые многочисленные?

3.Какова этническая структура регионов России?

4.Какой язык является связующим в многонациональной стране?

5.Создание программы консолидации наций

1. Выдвигают свои гипотезы решения проблемы.

2. Составляют совместно с учителем план изучения темы.

Актуализация знаний (3 мин.)

Побуждающий диалог: 

  1. Почему Россию называют многонациональной страной?
  2. Как размещены разные народы по территории России?

Отвечают на вопросы (слайды презентации)

Ученики обсуждают, что есть самосознание, какова роль этнографии, что такое этнос

 Открытие нового знания (20 мин.)

1. -Что такое этнос? (Определение 7 класса этнос-это народ)

-Что такое этнография?

-Что такое самосознание?

  1. Какие признаки этноса вы можете назвать?
  2. Составьте определение понятия - этническая территория.
  3. У кого в семье есть представители разных национальностей?
  4.  Представители одного этноса проживают в разных странах, и уже считают себя представителем этноса страны, где проживают? Почему?  
  5. Какой вывод можно сделать?

                                                           

Вывод: Этнос – это исторически сложившаяся общность людей, имеющая общий язык, культуру, хозяйство, территорию и этническое самосознание

2. Какие народы России самые многочисленные?

Работа в парах: 

Выясните современный национальный состав России (приложение 6 с299 ). 

-какой народ России самый многочисленный?

-объясните, преобладание русских в национальном составе населения?

-какие народы можно назвать малочисленными?

Вывод: Самый многочисленный народ России –русские более 116 млн.чел. Другие народы численностью более 1 млн.чел украинцы, татары, башкиры, чуваши, чеченцы, и армяне

Работа в группах:

Рассмотрите карту народов России, изучив легенду карты. (см. приложение учебника – с. 299) и карту народов

 - выявите признаки многонациональности населения?

- как обозначены на карте представители различных групп народов?

-какие показатели можно определить по фоновой окраске, по цифрам?

-  по каким критериям объединили отдельные народов в языковые семьи?

Задание 1 группе:

Используя карту «Народы России»и «Плотность населения» атласа 9 класса, приложение на стр. 299 ответьте на вопросы:

1. Какие народы относятся к индоевропейской семье?

2. Укажите район заселения славянскими народами, назовите причины сплошной полосы заселения.

3. Результаты работы занесите в таблицу.

 Задание 2 группе:

Используя карту «Народы России»и «Плотность населения» в атласе 9 класса, приложение на стр. 299 ответьте на вопросы:

1. Какие народы относятся к алтайской семье?

2. Укажите районы заселения народами алтайской семьи и назовите причины этого заселения.

3.  Результаты работы занесите в таблицу.

 Задание 3 группе:

Используя карту «Народы России» и «Плотность населения» атлас 9 класса, приложение на стр. 299 ответьте на вопросы:

1. Какие народы относятся к кавказской семье?

2. Используя карту, назовите районы заселения народами кавказской семьи и объясните причины такого заселения.

3.  Результаты работы занесите в таблицу

Задание 4 группе:

Используя карту «Народы России» и «Плотность населения» атлас9 класса, приложение на стр. 299 ответьте на вопросы:

1. Какие народы относятся к уральской семье?

2. Используя карту, назовите районы заселения народами уральской семьи и объясните причины такого заселения.

3. Результаты работы занесите в таблицу

Отчет групп

1. Почему многие народы рассредоточены по территории России, а не проживают на определённой территории?

2. Как объяснить пестрый национальный состав населения России?

 

Вывод: Особенность освоения и заселения России обусловила пестрый многонациональный состав населения с преобладанием одной нации. Россия – многонациональное государство.

3. Какова этническая структура регионов России?

Особенность национального состава России определила форму территориального устройства страны.

Назовите форму государственного устройства России?

Какие субъекты входят в состав России?

Назовите республики, входящие в состав России?

Почему республики получили такие названия?

Вывод: Народы, давшие названия республике называются титульными.

Работа с учебником

Рассмотрим карту на рис 20, стр. 49

Ответьте на вопросы:

Назовите республики, в которых титульные народы составляют большинство.

Найдите республики, где 2 титульных народа.

Найдите республики, в которых титульные народы составляют меньшинство.

Объясните причины уменьшения титульных народов.

Все ли народы имеют национальные образования?

 

Вывод: Главная черта этнической географии России- ассимиляция народов при преобладании русских в большинстве районов

 Какой язык является связующим в многонациональной стране?

 

2.Имеет ли право нация на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества?

Вывод: Русский язык – один из официальных языков ООН –не только родной язык для большинства народов России, но и средство общения для нерусских народов.

Отвечают на вопросы (слайды презентации)

Ученики обсуждают, что есть самосознание, какова роль этнографии, что такое этнос

Перечисляют признаки этносов: культуру, быт, язык, хозяйство.

Составляют определение понятия – этническая территорию

Называют главную особенность этноса – этническое самосознание

Формулируют вывод об этносе.

Анализируют таблицу, какие народы самые многочисленные, какие народы малочисленные. Делают выводы.

Объясняют, на карте многонациональность указана фоновой окраской, представители различных групп –цифрами. и значками .

Определяют районы компактного проживания народов одной языковой семьи или группы. Цифры – расселение населения этих народов по территории России.

Работая в группе, отвечают на вопросы, заполняют таблицу.

Пример схемы:

http://festival.1september.ru/articles/611202/img02.gif

Группы отчитываются, заполняют таблицу,отвечают на вопросы делают выводы

Работа с административной картой России и таблицей

Отвечают на вопросы учителя, работают с картой «Политико-административная карта России»

Называют форму государственного устройства -федерация

Приводят примеры республик и называют народ, который компактно проживают на данной территории и дал название республике.

Объясняют причины уменьшения титульных народов.

Контакты с русскими народами, между собой способствовали процессу смешения народов.

Называют народы, которые не имеют национальные образования

Цыгане не имеют национальных образований.

6.Физминутка  2мин.

Под музыку песни «Я , ты, он, она» проведение ритмической паузы

5- Проблемная ситуация:

Многонациональность России – это достояние или проблема?

 Прочитайте текст статей Конститции РФ .(работа в группах).

- Вы – нынешнее поколение современной России, как никто, должны осознать, что для многонациональной страны проведение продуманной демократической политики – очень важная задача.

- я предлагаю вам создать программу консолидации нации. Ваша задача: отобрать только самые конструктивные с точки зрения их соответствия Конституции.

7.Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий -(5 минут)

В опорных конспектах напротив  выбранных вами позиций поставьте «+».   

- Какие предложения вы отобрали и почему?

Все согласны с выбранными позициями? Давайте проголосуем!

В соответствии с Конституцией – основного закона РФ мы отобрали наиболее конструктивные предложения.

- Можно ли жить без межнациональных конфликтов? 

Мир нужен всем.   Поэтому  каждый  из нас должен вырабатывать в себе культуру межнациональных и шире - межличностных отношений. Такая культура, говорил русский ученый Л. Н. Гумилев, считавший дружбу народов бесценным даром, строится на простой формуле: уважай национальное своеобразие другого, будь терпим, отзывчив и искренне доброжелателен, - проявляй к другим такое отношение, какое ты ждешь от них.

Формулируют проблемы многонационального государства и достояния

Задание на конструирование способов решения проблемы.

Задание на выявление всех признаков понятий и их связей. Обучающися высказывают свою точку зрения

.

8.Подведение итогов урока(все выходят в круг) 5 минут

В форме эстафеты сформулируем практические выводы по проблеме урока.

Начинаю я:   помните,  гдe бы вы ни находились - у себя на родине или на территории другого государства  -  вы всегда будете встречаться, общаться, работать, отдыхать, дружить, сотрудничать или соперничать с людьми самых разных национальностей.

- Передаю эстафету: Нам всем необходимо усвоить простейшие, но вечные истины: природа сотворила людей разными, но равными в своем достоинстве и правах; нет наций плохих или хороших, есть плохие или xopoшие люди, а точнее - плохие или хорошие поступки; национальное происхождение не является ни достоинством, ни недостатком, это просто игра случая, судьбы.

- Передаю эстафету: Патриотизм - высоконравственное чувство гражданина, любовь к Родине, глубокое знание eе корней, культуры, традиций, наша задача - сберечь дарованную судьбой землю.

- Передаю эстафету: наверное, мы все должны осознать, что все межнациональные конфликты, даже самые тяжелые и затяжные, начинаются с внутpeннeгo состояния личности, ее поведения.

- Знание этих истин само по себе, возможно, не сделает вас счастливыми, но очень поможет вашим добрым отношениям с окружающими, вашей личной репутации порядочного человека

Подведение итогов самими учащимися в виде эстафеты(передаем мяч)

Каждый высказывает свое отношение к теме

Вывод: 1.Проведение национальной политики, учитывающей интересы каждого народа, толерантность и взаимоуважение к языку и культуре народов, проживающих на территории России может предупредить межнациональные конфликты.

2. Где бы мы ни жили с вами, какой национальности не были, все мы граждане одной великой страны – мы россияне. У нас одна общая история: героическая и трагическая. У нас огромные природные богатства, у нас трудолюбивый и талантливый народ, у нас разнообразие национальных культур. Если мы будем едины, то нам по плечу любые задачи. Главное: «Мы вместе!»

Все вместе берутся за руки и поднимают руки вверх!

Рефлексия (3мин)

Проблеме    гуманного отношения, терпимости, дружбе посвящено много высказываний известных людей. Некоторые изречения перед вами.

Задание. «Ключевое слово»

Необходимо найти ключевое слово, пропущенное в каждом высказывании и прикрепить на лист ватмана

 1. С каким настроением вы заканчиваете наш урок? Почему?

2. Что на уроке ты узнал нового?

.

Домашнее задание (2 мин)

   Написать мини-сочинение на тему: «Я в диалоге культур»

Составить кроссворд «Народы России»

                                                                                      Самооценка , оценивание и комментарии учителя.

Всем спасибо за плодотворную работу! Прошу вас при выходе отметить смайликом свое отношение к уроку

Gg

Опорный конспект                         ФИ учащегося   _______________________________Дата____________________

Тема: _____________________________________________________________________________________________

Задание 1 группе:

Используя карту «Народы России»и «Плотность населения» атласа 9 класса, приложение на стр. 299 ответьте на вопросы:

1. Какие народы относятся к индоевропейской семье?

2. Укажите район заселения славянскими народами, назовите причины сплошной полосы заселения.

3. Результаты работы занесите в таблицу.

                                                                              Языковые семьи

Языковые группы и народы

Тюркская группа

Буряты, калмыки

                                                                 Территория проживания

Опорный конспект                         ФИ учащегося   _______________________________Дата____________________

Тема: _____________________________________________________________________________________________

Задание 2 группе:

Используя карту «Народы России»и «Плотность населения» в атласе 9 класса, приложение на стр. 299 ответьте на вопросы:

1. Какие народы относятся к алтайской семье?

2. Укажите районы заселения народами алтайской семьи и назовите причины этого заселения.

3.  Результаты работы занесите в таблицу.

                                                                              Языковые семьи

Языковые группы и народы

Тюркская группа

Буряты, калмыки

                                                                 Территория проживания

 

Опорный конспект                         ФИ учащегося   _______________________________Дата____________________

Тема: _____________________________________________________________________________________________

Задание 3 группе:

Используя карту «Народы России» и «Плотность населения» атлас 9 класса, приложение на стр. 299 ответьте на вопросы:

1. Какие народы относятся к кавказской семье?

2. Используя карту, назовите районы заселения народами кавказской семьи и объясните причины такого заселения.

3.  Результаты работы занесите в таблицу

                                                                              Языковые семьи

Языковые группы и народы

Тюркская группа

Буряты, калмыки

                                                                 Территория проживания

Опорный конспект                         ФИ учащегося   _______________________________Дата____________________

Тема: _____________________________________________________________________________________________

Задание 4 группе:

Используя карту «Народы России» и «Плотность населения» атлас9 класса, приложение на стр. 299 ответьте на вопросы:

1. Какие народы относятся к урало-юкагирской семье?

2. Используя карту, назовите районы заселения народами урало-юкагирской семьи и объясните причины такого заселения.

3. Результаты работы занесите в таблицу

                                                                         

                                                                              Языковые семьи

Языковые группы и народы

Тюркская группа

Буряты, калмыки

Территория проживания

Из  Конституции РФ  1993г.  

Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РФ.

Статья 2

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Статья 3

1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

Статья 4

3. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

Статья 5

3. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской.

Статья 13

5. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Статья 19

2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Статья 26

1. Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.

2. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

Статья 27

1. Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Статья 28

Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Статья 29

2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

Задание  (Около выбранных вами позиций поставьте «+»).   

 Предложения для Программы консолидации нации

1.Учет  интересов всех наций  и народностей  при проведении политики.

2.Создание различных комиссий, советов, других организаций для мирного решения национальных споров.

3. Представление национально-культурной автономии (самостоятельности) всем желающим национальным меньшинствам, что позволит им сохранить свой язык, культуру, религию и традиции.

4. Ужесточение законодательства  за деятельность,  направленную на возбуждение   социальной,  pacoвой,  национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды.

5. Ввести в школах  обязательный  предмет  «История и культура  народов России».

6. Поддержка сепаратистских организаций.

7. Борьба с  этноцентризмом  (уверенность в правоте только собственной культуры, склонность отвергать нормы другой культуры).

8. Увеличить финансирование на создание и деятельность этнографических музеев.

9. Признать православие господствующей религией в РФ.

10.  Формирование толерантности, установка на сотрудничество и сближение наций.

11. Признание главной ценностью  жизни человека,  eгo прав и свобод независимо от национальной принадлежности.

12. Последовательная настойчивая борьба с бытовым национализмом и шовинизмом, ксенофобией.

 1.  Если мы хотим, чтобы нас уважали, то мы также должны иметь ________к другим людям и уважать человечность вообще.  (И. Кант).

2.  Секрет успеха в обществе прост: нужна известная сердечность, нужно  _____________к другим. (Р. Эмерсон).

3.  Если мы хотим быть любимы, то на нас лежит та же самая обязанность - также проявить  ___________.(И. Кант).

4.   Ни один __ _____                  в мире не одарён какой-либо способностью преимущественно перед другими. (Г. Лессинг).

5.  Лучшее, что есть в жизни человека, -  это его __________ с другими людьми. (А. Линкольн).

6. Не на то надо смотреть, где человек родился, а каковы его ___________,  не  в какой земле, а по каким принципам решил он прожить свою жизнь. (Апулей).

7. Великий народ должен помогать малому сохранять себя, __________, свою культуру.   (Д. С. Лихачёв).

Пропущенные слова:  

А) дружба           Б) народ            В) уважение       Г) человеколюбие        Д)  нравы        Е) расположение       Ж) язык

Словарь терминов:        

НАЦИОНАЛЬНОСТЬ — 1) принадлежность к какой либо нации, народу; 2) самый народ. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907. НАЦИОНАЛЬНОСТЬ Народность, совокупность отличительных черт и свойств народа. Объяснение 25000… …   Словарь иностранных слов русского 

НАЦИОНАЛЬНОСТЬ - 1) принадлежность человека к определенной этнической общности людей, отличающейся особенностями языка, культуры, психологии, традиций,обычаев, образа жизни. 

     НАЦИОНАЛЬНОСТЬ — НАЦИОНАЛЬНОСТЬ, и, жен. 1. см. национальный. 2. В нек рых сочетаниях: то же, что нация. 3. Принадлежность к какой н. нации, народности. По национальности украинец. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

НАЦИОНАЛИЗМ — [фр. nationalisme < лат.] идеология и политика, основанные на идее национальной исключительности и национального превосходства. Противоп. …

Словарь иностранных слов русского языка


Толерантность — (англ., фр. tolerance терпимость от лат. tolerantia терпение) терпимость по отношению к другим людям, отличающихся по их убеждениям, ценностям и поведению. Политология. Словарь.

Шовинизм— (фр. chauvinisme) разновидность националистической политики, содержанием которой выступает распространение ненависти и вражды к другим нациям и народностям. Основными положениями политической идеологии шовинизма являются: утверждение… …   Политология. Словарь.

Ксенофобия— (от греч. xenos чужой + фобия). 1. Навязчивый страх перед незнакомыми лицами (см. Навязчивые состояния). 2. Негативное отношение, в частности недоверие и даже ненависть к иностранцам, иностранному, чужому. Ср …   Большая психологическая энциклопедия

 Этноцентризм - (от греч. ethnоs народ + kentron средоточие) феномен социальной психологии . Убежденность в превосходстве собственной этнической или культурной группы (расы, народа, класса). На этой основе развивается пренебрежение к представителям других… …

Психологический словарь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Народ.Этнос, Нация

Презентация по обществознанию для 8 класса...

Конспект урока по обществознанию 8 кл "Этнос: нации и народности"

Цель: 1).Познакомить учащихся с понятием этнос, разъяснить сущность этнообразующих факторов, сформировать умения анализировать традиции, обычаи различных народов, характеризовать племя, народность с о...

Моя малая Родина: культура,традиции, этнос

Навеки связан я с тобою, Бахилово моё!...

Взаимодействие этносов,выраженное в предметах декоративно-прикладного искусства

Урок-семинар,8 класс.Может быть использован при изучении темы"Кубань-край многонациональный".Будет интересен как учителям кубановедения, так и учителям ИЗОи технологии....

Урок обществознания в 8 классе по теме "Этнос: нации и народности"

Урок - изучения нового материала, построен на самостоятельной работе учащихсяпо группам. В ходе урока заполняются рабочие листы, листы самооценки(накопительная балловая система).Учащиеся выполняют раз...

Учебный проект "Тюркоязычный этнос России"

Данный проект предназначен для учащихся 4-5классов, охватывает темы "Народы и национальности", "Межнациональное общение", " В дружной семье Марий Эл".Проект будет способствовать формированию этническо...

Методическая разработка «Этносы России»

Методическая  разработка  «Этносы России»...