Учебный проект "Тюркоязычный этнос России"
методическая разработка (8 класс) на тему

Сулейманова Рамля Габдульфатовна

Данный проект предназначен для учащихся 4-5классов, охватывает темы "Народы и национальности", "Межнациональное общение", " В дружной семье Марий Эл".

Проект будет способствовать формированию этнической толерантности учащихся . Продолжительность проекта один  учебный год.

Образовательные стандарты: освоить представление об этносе, национальном празднике, национальном характере . Научиться навыкам межнационального общения.

После завершения проекта учащиеся повысят свою этнокультурную компетентность. У учащихся сформируется этническая толерантность. Они ознакомятся с татарской

  диаспорой, историей возникновения татар в Марий Эл... 

:.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 


Тан йолдызы

:

МОУ «Тат-Китнинская основная общеобразовательная школа»

Сулейманова Рамля Габдульфатовна

Многие факты нашей повседневной жизни говорят о большом и социальном значении личного имени человека, потому что оно---неотъемлемая часть нашего существования, нашего языка и речи.И так было с очень давних пор.

Нет меж живущих людей

Да и не может быть, безымянных

В первый же миг по рождении каждый, убогий и знатный,

Имя как сладостный дар, от родимых своих получает…

Вот какими звучными стихами повествовал когда-то о человеческом  имени старец Гомер.

Имя человек получает с рождения, проносит его через всю жизнь, берёт даже его с собою в могилу. Бывает и так:разрушится монумент могилы, прекратится род и племя человека, а его имя – всё живёт и порхает по свету.

Именины, именины у Алсу и Айсылу…

Татарские имена.

Венера

Татарские имена по происхождению подразделяются на несколько пластов, например:

Общеалтайские---Алтынчура, Алтынбай;

Древнетюркские---

Байтимер, Уразбика, Тимерхан;

Тюрко-татарские---

Айсылу, Айдар, Алмас, Бикташ, Биктимер, Атрач, Тутай, Туйбика, Сююмбике;

Арабские ---

Асия, Габдулла, Гомер, Мухамат;

Персидские ---

Бану, Гульнара, Зифа, Рустем;

Западноевропейские —

Венера, Ренат, Регина, Альберт, Клара, Рафаэль;

Новотатарские ---

Айгуль, Алсу, Ильдус,

Ирек, Ильназ;

Именины, как и день рождения, должны быть днём, полным радости и приятных сюрпризов. В доме скоро именинник и, значит, нужно приготовить подарок, не обязательно дорогой и лучше сделанный своими руками. Не может быть праздника без хорошего

настроения. Создавайте!

 

.

Лайлат ал бара – ночь творения, отмечается в ночь на 15 шаабана (8 месяц лунного календаря). Мусульмане возносят особые молитвы за умерших и во искупление грехов.

Лайлат ал-кадр – ночь предопределения, отмечается в ночь на 27 числа рамадан (9 месяц лунного календаря). Этой ночью было начато «ниспослание» Мухаммеду Корана.

Мирадж – праздник в честь легендарного путешествия Магомеда на белом сказочном животном Бураке из Мекки в Иерусалим, а от туда по световой лестнице на небо.

Рисунок:

Ашура – главная дата шиитского религиозного календаря, день поминовения шиитского имама аль-Хусейна ибн Али (внука пророка Магомеда). Празднуется 10 мухаррама. На первые 10 дней мухаррама приходится и празднование Нового года(лунного).

Курбан-байрам -праздник Жертвоприношения, один из самых главных мусульманских праздников. Начинается 10 числа месяца зу-л-хиджжа (12 месяц лунного календаря) и длится 3-4 дня. Верующие в этот день приносят жертву.

Мавлюд – праздник в честь ня рождения пророка Магомеда. Поскольку точная дата его рождения неизвестна, она была приурочена ко дню его смерти. Отмечается 12 месяца рабби аль-авваля (3 месяц лунного календаря).

Рисунок:

Основные мусульманские праздники:

Мусульманские праздники:

Науруз – день весеннего равноденствия.     Ураза-байрам праздник по случаю окончания месячного поста (уразы). Отмечается 1 шавала (10 месяц лунного календаря).

Рэгэеп кичэсе – высокоторжественный вечер в память венчания родителей пророка Мухаммеда – Абдуллы и Амины.

Шаагбан. Наало 8 месяца муульманского лунного календря, одного из 4 священных.

Бараат – святой вечер благословения, пожиланий счастья и благополучий.

В мире илама счет годам ведется от события, которое положило начало первой мусульманской общине. Эта община сформировалсь после переселения пророка Мухаммеда и небольшого числа его сподвижников из Мекки, где их преследовали, в оазис Ясриб. Прибытие прока в Ясриб (нзванный позже т. е. Мединой). Большинство историков датируют 24 сентября 622 года после Рождества Христова. По-арабски «переселение» - «хиджра», отсюда и название мусульманского календаря – Хиджра.

Продолжительность года по Хиджре – это время, в течении которого Луна делает полных 12 оборотов вокруг Земли, т. е. в нем 354 (355) дня.

33 года Хиджры примерно равны 32 солнечным годам. Месяц в Хиджре – период между двумя новолуниями. Месяцев в мусульманском календаре, как и в европейском, 12. Число дней в нечетных месяцах3, а в четных – 29. Мусульманский год не привязан к сезонам, месяцы перемещаются по всем временам года. Мусульманский год всегда короче.

Мусульманские праздники и календарь:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МОУ «Тат-Китнинская основная общеобразовательная школа» Автор: Сулейманова Р. Г. Тат-Китня 2009 Учебный проект « Тюркоязычный этнос России»

Слайд 2

Аннотация Участники Предметная область Данный проект предназначен для учащихся 4 класса, охватывает темы «Народы и национальности», «Межнациональное общение», «В дружной семье Марий Эл». Проект будет способствовать формированию этнической толерантности учащихся. Продолжительность проекта один учебный год. Учащиеся 4 класса МОУ «Тат-Китнинская основная общеобразовательная школа» Окружающий мир Чтение История и культура народов Марий Эл

Слайд 3

Методические задачи Освоить представление об этносе, национальном празднике, национальном характере. Научиться навыкам межнационального общения. Дидактические цели После завершения проекта учащиеся повысят свою этнокультурную компетентность. У учащихся сформируется этническая толерантность. Они ознакомятся с татарской диаспорой, историей возникновения татар в Мари-Турекском районе, о происхождении своей деревни, узнают о знаменитых людях деревни Тат-Китня, о праздниках и мусульманском календаре .

Слайд 4

Учебные темы программы Основополагающий вопрос : Какова этническая общность народов Марий Эл? К Вопросы Проблемные вопросы : Как вы понимаете выражение «многонациональное население»? Как татары оказались в Марий Эл, в Мари-Турекском районе? Что вы знаете о происхождении д. Тат-Китня? Какие мусульманские и народные праздники есть у татар? О чем может рассказать твоё имя? «Народы и национальности» «Межнациональное общение» «В дружной семье Марий Эл»

Слайд 5

Учебные вопросы : Что означают словосочетания «татарская диаспора», «татарская этническая общность»? Где проживают Волго-уральские татары? Какую бы вы версию поддержали о происхождении д. Тат-Китня? Назовите татар, выдающихся личностей нашего района, д. Тат-Китня, Республики Марий Эл ? Чем отличается мусульманский календарь от христианского?

Слайд 6

Деятельность учащихся Группа учащихся по изучению праздников татарского народа Группа учащихся, изучающая историю своей деревни Группа учащихся, изучающая жизненный и трудовой путь знаменитых людей деревни

Слайд 7

План проведения проекта Этап Содержание деятельности Необходимое время Подготовительный Ознакомление учащихся с проектом. Деление учащихся на группы. Критерии оценивания учащихся. 1 месяц Организационный Поиск и обработка информации. Посещение библиотеки. Посещение районного музея. Встреча со знаменитыми людьми и их родственниками. 5месяцев Заключительный Проведение круглого стола. Участие в тематических конференциях. Оформление стендов. Публикация материалов в местной печати. 2 месяца

Слайд 8

Список литературы Каримуллин А. Г. Татары: этнос и этноним. - Казань: Татарское книжное издательство, 1991. -160 с. Исхаков Д. М. Татары. - Газетно-книжное издательство «КАМАЗ», 1993. - 64 с. Исхаков Д.М. Татары: популярная этнография (этническая история татарского народа) / Дамир Исхаков. – Казань: Татар. кн. изд-во, 2005. –159 с. Абдуллатипов Р. Г. Мой татарский народ / Серия «Народы моей России». Библиотека Ассамблеи народов России. Научно-популярное, справочное издание. – М.: Классикс Стиль, 2005. – 208 с.

Слайд 9

Комитет Республики Марий Эл по делам архивов Государственный архив Республики Марий Эл Администрация муниципального образования «Мари-Турекский район» Мари-Турекский район / Серия «История сел и деревень Республики Марий Эл». – ГУП РМЭ «Марийский полиграфическо-издательский комбинат», 2003. - 304 с. Гергей С. В., Ягодарова С.В. Край утренней зари / Сборник очерков к 85-летию Мари-Турекского района. –Издательство ООО «СТРИНГ», изд.№36, 2009. – 100 с. Дробинина Н. Н. Регионы России: Начальная школа. – М.: ВАКО, 2009. - 96 с. Шагиахметов Д. Г., Гибадуллин Г. Г. Рееспублика Марий Эл Медведевский мини-зоопарк «Чудо-остров». – Издательство «Сельские вести», - 20 с.

Слайд 10

Контактная информация Сулейманова Рамля Габдульфатовна, учитель начальных классов МОУ «Тат-Китнинская основная общеобразовательная школа» E-mail : rSyleymanova@gmail.com


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по учебному курсу "История России с Древнейших времён до конца XVI века" 6 класс на основе авторской программы А.А. Данилова, Косулиной Л.Г., Бранда М.Ю.

Рабочая программа по курсу «История России с древнейших времён до конца XVI века» предназначена для организации обучения учащихся  6    класса.     Рабочая...

Рабочая программа учебного предмета «География России. Природа»

Программа составлено  с учётом индивидуальных возможностей ребёнка. 1 час в неделю. 34 часа в год....

Рабочая программа по учебному курсу «География России. Природа России»

За основу взята программа курса «География»,  автор - составитель программы Е.М Домогацких, второе издание (М.:ООО «Русское слово – учебник», 2013. ФГОС. Инновационная школа). Программа соответст...

Этносы России

Технологическая карта и презентация к открытому уроку географии в 8 классе по теме "Этносы России".Урок получил высокую оценку коллег школы. Урок ФГОС с презентацией для интерактивной доски ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «История России» в 8-х классах на 2019-2020 учебный год

Цели курсаспособствовать формированию у учащегося целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в...

Методическая разработка «Этносы России»

Методическая  разработка  «Этносы России»...

Рабочая программа учебного предмета "История России. Всеобщая история" для 7 класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год

Рабочая программа учебного предмета "История России. Всеобщая история" для 7 класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год...


 

Комментарии

Сулейманова Рамля Габдульфатовна

Обряд "Дэрэ боткасы"проводили летом, перед праздником Сабантуй. На костер устанавливали большой котёл, варили кашу, из собранных детьми по домам продуктами; все вместе ели её,говоря свои пожелания на будущее.Праздник завершали всеобщими песнями и танцами.Этот обряд деревни разработан мной в фольклорном виде.