Главные вкладки

    Технологическая карта урока географии по теме «Параллели и меридианы» Учитель: Макарова Г.Н. Класс: 5а,б
    план-конспект урока по географии (5 класс) на тему

    Макарова Галина Николаевна

    5кл. Урок по теме " Параллели и меридианы"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok-geografii-v-5-klasse-po-teme.doc89 КБ

    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта урока  географии по теме «Параллели и меридианы»

    Учитель: Макарова Г.Н.

    Класс: 5а,б

    Тип урока: изучение и первичное закрепление нового материала

    Тема урока: Параллели. Меридианы.

    Цель урока:

    • образовательные: сформировать понятия «параллель», «меридианы». Продолжить формировать понятие «географический полюс», «экватор».
    • развивающие: сформировать умение определять направление по карте и глобусу; развивать навыки работы с источниками географической информации.
    • воспитательные: развивать умение работать в коллективе, воспитывать толерантное отношение друг к другу.

    Планируемые образовательные  результаты:

    Предметные

    Метапредметные

    Личностные

    Знать/понимать определения понятий «параллель», «экватор», «меридиан», «градусная сетка».

    Уметь называть (показывать) экватор, параллели, меридианы, полюсы.

    Определять стороны горизонта.

    Объяснять назначение градусной сетки.

    Регулятивные: формировать умение работать по предложенному учителем плану, умение совместно с другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности группы и класса на уроке, принимать и сохранять учебную задачу, оценивать и корректировать знания.

    Познавательные: формировать умения работать с информацией, с текстом учебника, картами атласа; самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока.

    Коммуникативные: владение устной  речью.

    Умение организовывать  учебное  сотрудничество.

    Умение использовать географические знания для созидательной деятельности.

    Понимание  значимости  знаний о градусной сетке  для  практической  жизни  людей.

    Основные термины и понятия: параллель, меридиан; начальный (Гринвичский) меридиан, градусная сетка; полушария Земли.

    Формы работы: групповая и индивидуальная.

    Оборудование: атласы стр.6-7, 8-9, 10-11, глобус, учебник стр.43-44 настенная карта полушарий, презентация.

    Этапы урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    1.Организационный этап

    Приветствие:

    Здравствуйте ребята.

    Приветствуют учителя

    2.Повторение изученного материала

    Учитель: Ребята, какие способы изображения земной поверхности вы знаете? Дайте определение понятиям:

    1.Что такое глобус?

    2.Что такое географическая карта

    3.Сравните глобус и географическую карту.

    Учитель: А теперь решим составленные вами задачи по домашнему заданию.

    (работа индивидуальная, устно)

    Какие задания вызвали затруднения?

    Формулируют ответы  на вопросы

    Глобус, географическая карта, аэрофотоснимок.

    Глобус – объемная модель Земли.

    Географическая карта – плоское уменьшенное изображение земной поверхности с помощью условных знаков.

    Рефлексия  выполнения  тестовых заданий

    3.Актуализация знаний

    Организация деятельности детей по постановке учебной задачи

    1.Посмотрите на  физический  глобус, о чем он нам может рассказать?

    2. Откройте атлас на стр.6-7

    3.О чем нам может рассказать карта полушарий?

    4.Покажите на карте и глобусе параллели и меридианы.- У кого нет ответа?

    - Что вы не смогли сделать? ( не знаем пока, что такое параллели и меридианы)

    - Кто нашел на карте и глобусе параллели и меридианы?

     Вы можете доказать, что выполнили задание правильно?

    - Что вы не можете сделать?

    ( мы не можем доказать, что выполнили задание правильно, т.е. правильно определили параллели и меридианы)

    Учитель: Какая же тема нашего урока.

    Тема урока: Параллели и меридианы.

    На какие вопросы мы должны с вами ответить, изучая параллели и меридианы?

    1. Что  такое параллели и меридианы?

    2.Как они выглядят на  глобусе и картах?

    3.Зачем нужны параллели и меридианы на глобусе и карте?

    Участвуют в постановке учебной задачи

    О форме Земли, о материках, океанах, горах, течениях

    Открывают карту полушарий

    О форме Земли, о материках, океанах, горах, течениях и т .д.

    ( не знаем пока, что такое параллели и меридианы)

    мы не можем доказать, что выполнили задание правильно, т.е. правильно определили параллели и меридианы)

    Формулируют и записывают тему урока в тетрадь-Параллели и меридианы

    1.Что  такое параллели и меридианы?

    2.Как они выглядят на глобусе и картах?

    3.Зачем нужны параллели и меридианы на глобусе и карте?

    4.Изучение нового материала

    1.Что такое параллели?

    Работа с текстом и  с глобусом. Организация деятельности детей по по поиску и обработке информации.

    Учащиеся разделяются на группы и отвечают на вопросы. Вопросы  в виде таблицы (См. в приложении)   Что такое меридианы?– Как они выглядят?

    - В какие стороны горизонта направлены

    –Длина  меридианов.

    -Как называется главный меридиан, на какие полушария он делит земной шар?

    – Что такое параллели?

    –  Как они выглядят на глобусе

    -Длина  параллелей.

    -Самая длинная параллель, ее длина

    -На какие полушария делит Землю экватор?

    .

    -В какие стороны горизонта направлены

    Учитель: Ребята, что вы узнали о параллелях?

    Учитель дополняет, задает вопросы. Параллелями называют линии, условно проведенные по поверхности земли параллельно экватору. Вспоминаем что такое экватор? Показывают на карте и на глобусе. В каждой точке параллель  направлена на восток и на запад. Параллели – окружности, длина которых уменьшается от экватора к полюсам. Вспоминают, что такое полюс? Самая длинная параллель – это экватор.  Длина его 40 000 км. Все параллели представляют собой окружности, длина которых уменьшается от экватора к полюсам

    Учитель: Что вы узнали о меридианах. Меридианы в переводе на русский язык слово «Меридиан» означает «полуденная линия». Её направление совпадает с направлением тени от предметов в полдень. Если идти все время по направлению этой тени. То обязательно придешь к северному полюсу, а в обратную сторону – к Южному.

    Меридианы  – кратчайшие линии, условно проведённые на поверхности земли от одного географического полюса к другому. Все меридианы представляют собой полуокружности, сходятся у полюсов и имеют одинаковую длину.

    Работа в группах

    Заполнение таблицы (приложение к ТК)

    Работают с информацией представленной учителем

     Работа с текстом и  с картой

     

     Учебник стр.44

    Полуокружности, соединяющие Северный и Южный полюсы Земли

    Все меридианы представляют собой полуокружности

    Север-юг

    Одинаковая и равна 20005 км

     Начальный,Гринвичский, западное и восточное полушарие

    Линии,  проведенные параллельно экватору  

    Это окружности…

    Разная

    Экватор,40076км

    Северное и южное

    Запад-восток

     

    Взаимоконтроль за осанкой

    Предъявляют найденную информацию (зачитывают данные таблицы)

     Дополняют  информацию

    5.Физминутка

    1. Предлагаю провести физминутку:

       

    На ноге стоит одной,
      Крутит-вертит головой.
      Нам показывает страны,
      Реки, горы, океаны.
      Ты как глобус покрутись,
    А теперь остановись!

    Выполняют упражнения, направленные на профилактику общего утомления.

    упражнение с движениями корпуса

    6.Изучение нового  материала

    (продолжение)

    Мои географические исследования

    Организация деятельности детей по по поиску и обработке информации

    Стр.44 учебника

    1.Определите какую форму имеют меридианы на глобусе?

    2.Какую форму имеют меридианы на карте полушарий и карте России?

    3.Сравните форму экватора на глобусе и картах полушарий и мира

    4.Определите какую форму, имеют параллели на глобусе.

    5.Сравните форму параллелей на карте полушарий и на карте России

    Посмотрите, как изображаются меридианы и параллели на картах выполненных в разных картографических проекциях

    Учитель: Параллели и меридианы проведены через определённое количество градусов.

    Параллели и меридианы составляют градусную сетку карты

    Работа с картами атласа.

    Учитель: Для чего же нужны параллели и меридианы?

    Определение направлений по меридианам и параллелям.

    Учитель: Что нам известно? Какие направления показывают условные линии?

    По меридианам и параллелям определяются основные и промежуточные стороны горизонта.

    Оцените свою работу

    Индивидуальная работа с картами атласа

    На глобусе – дуги равной длины

    На карте полушарий меридианы-дуги разной длины. Средний меридиан – прямая линия, на карте России форму лучей

    Экватор на глобусе – окружность. А на карте полушарий  и мира - прямая линия

    На глобусе параллели окружности , а на карте полушарий и карте России -кривые линии-дуги

    Электронное приложение к учебнику (просмотр различных картографических проекций)

    Градусная сетка=параллели +меридианы( в тетрадь)

     Для определения направлений, ориентирования. Параллели и меридианы нужны для ориентирования, определения  места различных географических объектов на поверхности Земли

    Учащиеся: Параллели – запад, восток.

    Меридианы – север, юг.

    Самооценка деятельности на уроке, выводы о значении новых знаний

    Параллели и меридианы нужны для ориентирования, определения  места различных географических объектов на поверхности Земли.

    7.Обобщение и систематизация знаний

    Глобус весь пересекают, 
    Сходятся на полюсах. 
    Постепенно подвигают 
    Стрелки на любых часах. 
    Через сушу, океаны, 
    Пролегли ….(меридианы)

    Старший среди них - экватор, 
    И от севера до юга. 
    Эти линии, ребята, 
    Параллельны все друг другу. 
    Догадаться вы сумели, 
    Что же это?.... (параллели) 

    Организация деятельности детей  по обобщению и систематизации знаний:

    Географический диктант (краткие ответы на вопросы)

    1. Полуокружности, соединяющие географические полюса называют ...
    2. Линии, проведенные параллельно экватору называют …
    3. Отсчет параллелей ведется от …
    4. Отсчет меридианов ведется от …
    5. Параллели и меридианы образуют …

    Взаимоконтроль  с использованием  электронного приложения к учебнику.Выводы.

    Отвечают на вопросы

    Индивидуальная  работа

    Выполняют задания диктанта и теста по дополнению предложений.

    работа в парах по проверке диктанта, теста

    8.Домашнее задание

    Учитель комментирует домашнее задание.

    1. Параграф 8.
    2. Вопросы 4,5 письменно

    Осознанно записывают домашнее задание

    9.Подведение итогов урока

    1.Какие учебные задачи мы ставили?

    2.Нашли мы ответы на все поставленные вопросы?

     Учащиеся анализируют и делают выводы, что нового они узнали на уроке, и оценивают свою работу на уроке.

    10.Рефлексия

    – Какую работу мы сегодня выполняли?

    – Чему научились?

    – Кто доволен сегодня своей работой?

    Кто получает отметку в дневник? За что?

    Выводы о работе с классом на уроке.

     Рефлексия по достижению планируемых результатов

    Приложение  

    Таблица для работы в группах

    Вопросы

    Меридианы

    Вопросы

    Параллели

    – Что такое меридианы?

    – Что такое параллели?

    – Как они выглядят на глобусе?

    –  Как они выглядят на глобусе

    - В какие стороны горизонта направлены

    -В какие стороны горизонта направлены

    –Длина  меридианов.

    -Длина  параллелей.

    -Как называется главный меридиан,

    Самая длинная параллель, ее длина?

    На какие полушария он делит земной шар

    -На какие полушария делит Землю экватор?

    Параллели и меридианы нужны для ориентирования, определения  места различных географических объектов на поверхности Земли

    Таблица для работы в группах (с ответами)

    Вопросы

    Меридианы

    Вопросы

    Параллели

    – Что такое меридианы?

    Полуокружности, соединяющие географические полюса  

    – Что такое параллели?

    .

    .

    Линии,  проведенные параллельно экватору  

    – Как они выглядят на глобусе?

    Полуокружности

    –  Как они выглядят на глобусе

    Это окружности

    - В какие стороны горизонта направлены?

    Север-юг

    -В какие стороны горизонта направлены ?

    Запад-восток

    –Длина  меридианов.

    Одинаковая равна 20005 км

    -Длина  параллелей.

    Разная

    -Как называется главный меридиан?

    Начальный или Гринвичский

    Самая длинная параллель, ее длина.

    Экватор 40076 км

    На какие полушария он делит земной шар?

    Восточное и западное

    -На какие полушария делит Землю экватор?

    Северное и южное

    Параллели и меридианы нужны для ориентирования, определения  места различных географических объектов на поверхности Земли


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технологическая карта урока по теме Школа по учебнику Английский в фокусе 5 класс

    Технологическая карта разработана по теме  Школа  по учебнику  Английский в фокусе   для 5 класса с учетом требований ФГОС....

    Технологическая карта урока по теме "Равенство треугольников. Первый признак равенства треугольников". 7 класс

    Технологическая карта урока по теме "Равенство треугольников. Первый признак равенства треугольников". Геометрия 7 класс. Тип урока: урок освоения новых знаний. УМК: Геометрия 7, авторы  В.Ф.Буту...

    Технологическая карта урока по теме "Keep Fit and Healthy" для 6 го класса

    Дать учащимся представление о том, что такое здоровый образ жизни, дать возможность ребятам додуматься о необходимости быть здоровым, приобщение к здоровому образу жизни, сделать вывод о том, что спос...

    Технологическая карта урока по теме "СЛИТНОЕ НАПИСАНИЕ СОЮЗОВ ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ЧТОБЫ", 7 класс

    ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА  ОБЩАЯ ЧАСТЬПредмет –русский языкКласс  - 7 Тема урока - СЛИТНОЕ НАПИСАНИЕ СОЮЗОВ ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ЧТОБЫПланируемые образовательные результатыПредметныеМетапредм...

    Технологическая карта урока на тему "Четыре строки, но целая жизнь. Частушка" 6 класс

    Данная технологическая карта поможет учителю в введении новго материала по теме "Частушка". Подходит для учащихся 6 класса....