Технологическая карта урока географии в 5 классе на тему "Солнечная система"
план-конспект урока по географии (5 класс)

Никитаева Милинтина Юрьевна

Технологическая карта урока географии в 5 классе на тему "Солнечная система"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Аладьинская школа»  

  

                        Технологическая карта урока  в 5 классе  

                               на тему "Солнечная система"

                                                          Разработала:Никитаева Милинтина Юрьевна

                                                                                  учитель географии

Класс:5

Предмет: География

Тип урока: освоение новых знаний.

Цель урока: Сформировать современное представление о Солнечной системе.

Задачи: 

  • Сформировать современное представление о Солнечной системе, как правильное понимание научно-материалистической картины мира.
  • Обобщить и систематизировать знания.
  • Контроль и самоконтроль знаний.

Оборудование: Презентация,атлас,тетради.

Ход урока

1.Оргмомент.

2. Актуализация знаний

Приветствие.

Прозвенел звонок,

Начинается урок.

Наши ушки на макушке.

Глазки шире открываем,

Слушаем и запоминаем.

Ни минуты не теряем.

Ребята,сегодня у нас очень интересная тема урока,но вы должны догадаться сами,как она называется…Люди давно живут на Земле. Когда-то никто из них не умел читать и писать, тогда родители показывали детям звёзды и палочкой рисовали на песке узоры созвездий. 
Звездное небо было первой Великой Книгой, которую люди учились читать и понимать. А потом, много лет спустя, появилась наука о звездах и других светилах, которая называется
  астрономия в переводе с греческого языка означает астрон – звезда, номос – закон.
Наука развивалась и многие тайны Вселенной, которые она хранила разгаданы. Мы сегодня только прикоснемся к некоторым из них.

_загадка

Планета голубая,
Любимая, родная,
Она твоя, она моя,
А называется… (земля)

Учитель.:Что такое Земля?(это наша планета,на которой мы живём)

Учитель.  А где она находится(в космосе,во вселенной)

Как вы думаете, что такое Солнечная система? (Ученики дают свои ответы).

Вопрос: Почему система, в которой находится планета Земля, называется Солнечной?

Ответ: Солнечная система так названа потому, что в центре этой системы находится звезда под названием Солнце. Она освещает и согревает теплом все планеты, которые вращаются вокруг нее.

Солнечная система – это Солнце и вращающиеся вокруг него небесные тела.(Учитель предлагает записать данное определение в тетрадь).

Учитель.Какова же тема нашего урока?(Солнечная система) Какие небесные тела вращаются вокруг Солнца? (Ученики называют планеты, пояс астероидов, кометы и т.п.)

А вы хотите больше узнать о них?

Все это предстоит нам выяснить сегодня на уроке. Для этого мы отправляемся с вами в космическое путешествие. Начнем с разминки. Кто помнит и  знает ответы на вопросы – говорит с места, а кто забыл, вспоминает.

Разминка 

  • Прибор для изучения Вселенной? (Телескоп)
  • Что ближе к Земле: Солнце или Луна?     ( Луна)
  • Луна – это …  (Спутник)
  • По какой звезде можно ориентироваться ночью. (Полярная)
  • Самые горячие звезды по цвету? (Белые)
  • Какого цвета солнце? (Желтая)
  • Одежда для космонавтов. (Скафандр)
  • Газовая оболочка, окружающая  Землю. (Атмосфера)

3._Группы планет. Планеты делятся на две группы:

  • 1. планеты земной группы. ( К первой из них относят Меркурий, Венеру, Землю, Марс. Все они намного меньше, чем планеты-гиганты).
  • 2. планеты-гиганты. (В группу планет-гигантов входят Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун).

А теперь для того, чтобы запомнить последовательность расположения планет Солнечной системы, предлагаю вам  сейчас разучить нехитрую считалочку (разучиваем считалочку хором):

 На Луне жил звездочёт

Он планетам вёл учёт:

МЕРКУРИЙ - раз,

ВЕНЕРА - два-с,

Три - ЗЕМЛЯ,

Четыре - МАРС,

Пять - ЮПИТЕР,

Шесть - САТУРН,

Семь - УРАН,

Восемь - НЕПТУН,

Девять - дальше всех ПЛУТОН,

Что вы можете сказать, наблюдая за планетами? (находятся на разном удалении от Солнца, имеют разные размеры.)

Каждая планета движется вокруг Солнца по определенному пути. Как называется этот путь?(Орбита)

_Начнём с Меркурия, Продолжим ,следующая планета-Венера

(работа с слайдами)

_Земля относится к планетам земной группы. Её шарообразная форма и размеры имеют важное географическое значение. . Эта планета ни самая маленькая, ни самая большая, но у нее есть то, чего нет ни у одной планеты Солнечной системы? (Жизнь)

._Земля имеет постоянный спутник

-Спутница Земли,

Круглолика и бледна

Ярко светит нежным светом

С неба тёмного… (Луна)

Марс: температура на Марсе колеблется от  +30 в полдень,до -80 в полночь.

 Юпитер:  назван в честь самого главного римского бога Юпитера).

Сатурн: так же как и на планете Земля существуют времена года.Одно время года на Сатурне длится более 7 лет.спутников-63.Кольца состоят из кусочков льда и пыли.Один год на этой планете равен 30 ти годам на земле.при смене времён года планета меняет свой цвет.планета не имеет твёрдоц поверхности,в большей своей части состоит из газов.Сатурн назван в честь римского бога земледелия.

Уран: планета названа в честь греческого бога неба!

4. Физкультминутка:

Учитель. Вы справились с заданиями, а теперь давайте отдохнем. Встаньте, пожалуйста, и сделайте два вращения вокруг своей оси, как это делает наша Земля. (Дети вращаются против часовой стрелки. Если кто-то ошибся, учитель сообщает, что так вращается планета – Венера)

5.Работа в парах:

Найти в атласе планеты Солнечной системы

(работа с атласом)

6.Рефлексия.

Учитель. Подводим итоги. Все справились с заданиями. Молодцы! Что вы узнали сегодня на уроке?(какие небесные тела входят в состав Солнечной системы.

 Солнечная Система – Солнце, Земля вместе с планетами и их спутниками, астероиды, кометы, метеорные тела).

Учитель. Единственная планета в Солнечной системе, на которой есть жизнь – это Земля, а мы ее жители! Наша Земля – третья от Солнца планета. На ней сложились благоприятные условия для жизни растений, животных и людей. Атмосфера, окутывающая Землю голубоватой дымкой, имеет пригодный для дыхания кислород и защищает Землю от перегрева, охлаждения и ударов небесных тел. Кроме этого, большую часть поверхности нашей планеты занимают водоемы. А вода необходима всем живым организмам.

От Солнца третья по счету планета,
Наша Земля меньше звезды.
Но ей хватает тепла и света,
Чистого воздуха и воды.
Жизнь на Земле – это разве не чудо?
Бабочки, птицы, жучок на цветке…
В самом далеком, глухом городке!

 Учитель. Давайте поиграем.

1. Угадайте, какая из планет могла бы так сказать о себе.

  1. Я – самая горячая планета во Вселенной. Температура моей поверхности может достигать до +500  градусов. Названа женским именем. В Древнем Риме являлась богиней любви. (Венера)
  2. Я – ближайшая к Солнцу планета. Я получила свое название в честь римского вестника богов, бога торговли. Я вращаюсь очень быстро вокруг Солнца за 88 дней. (Меркурий)
  3. Я – очень стар, поэтому лежу на боку и очень мерзну. (Уран)
  4. Отгадайте загадку:
  5. Одним планетам в небе скучно,
    И чтобы было веселей,
    Блуждая по Вселенной целой,
    Они нашли себе друзей.
    Какие это друзья? 
    (Спутники)
  6. – Какой спутник у Земли? (Луна)

Оценивание своих знаний (поставьте сами себе оценку за урок ,поставьте оценку соседу по парте).

 

7.Домашнее задание

–Подготовьте рассказы о космонавтах-исследователях космоса


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока географии 5 класс (ФГОС)

Технологическая карта урока географии в 5 классе. Тема урока "Земля-часть Солнечной системы"...

Технологическая карта урока географии 5 класс "Живая оболочка Земли"

Технологическая карата урока герграфии "Живая оболочка Земли" 5 класс, ФГОС....

Технологическая карта урока географии 5 класс на тему "Методы географических исследований"

Технологическая карта урока географии 5 класс на тему "Методы географических исследований"...

Технологическая карта урока географии 6 класс по теме "Атмосферные осадки"

Данный урок разработан в соответсствии с требованиями ФГОС, материал изучается с использованием технологии критического мышления....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ГЕОГРАФИИ 6 КЛАСС. ТЕМА УРОКА «РЕКИ»

1.      ФИО учителя (полностью)Кравченко Алексей Евгеньевич2.      Место работыМБОУ СОШ №2 г. Сураж, Брянской области3.      ...