Индивидуализация обучения на уроках географии
презентация к уроку по географии

Курчаткина Марина Васильевна

Презентация рассказывает о теоретических аспектах данной проблемы. В прзентации приводятся примеры разноуровневых заданий для учащихся из собственного опыта работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualizatsiya_obucheniya_na_urokah_geografii.pptx228.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выполнила учитель географии высшей категории МАОУ «Лицей № 36» Курчаткина Марина Васильевна ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

Слайд 2

Изменения, произошедшие за последние десятилетия в жизни нашей страны, ставят перед образованием новые цели. На смену жесткому авторитарному унифицированному образованию, дававший высокий уровень общих знаний, приходит образование, направления развития которому становится гуманизация , ориентация на развитие личности и учет индивидуальных особенностей в обучении, создание возможности для творчества.

Слайд 3

Индивидуальность как неповторимое своеобразие личности каждого человека - субъекта своего развития - определяется совокупностью черт и свойств его психики, формирующихся под воздействием разнообразных факторов. Индивидуализация обучения – это: организация учебного процесса, при котором выбор способов, приемов, темпа обучения обусловливается индивидуальными особенностями учащихся; различные учебно-методические, психолого-педагогические и организационно-управленческие мероприятия, обеспечивающие индивидуальный подход.

Слайд 4

При индивидуализации обучения педагоги опираются на: -отдельные свойства обучаемого, например силу и мобильность нервной системы учащегося; -ценностные ориентации учащихся, способности к вероятностному прогнозированию, различные виды памяти, интеллектуальность; -познавательные интересы учащихся; -уровни успеваемости; -национальную специфику

Слайд 5

К индивидуальным развитиям учащихся в первую очередь следует отнести: 1. Обучаемость , т. е. общие умственные способности, а также специальные способности детей; 2. Учебные умения; З. Обученность , которая состоит как из программных, так и внепрограммных знаний, умений и навыков; 4. Познавательные интересы (на фоне общей учебной мотивации).

Слайд 6

Уровень усвоения учебного материала у учащихся различный Индивидуальные различия учащихся обнаруживаются и в уровнях работоспособности. По данному показателю можно выделить три группы детей: 1.С высокой работоспособностью - 35-36% 2. Со средней работоспособностю - 50-55% 3.С низкой работоспособностю - 5-15% Для эффективности обучения учащихся третьей группы нужен иной темп работы, чем для учащихся первой и второй групп. Индивидуальные различия проявляются и в типах мышления. У одних ребят преобладает практически-действенное мышление, у других - наглядно-образноё, у третьих - словесно-логическое. В процессе обучения важно учитывать и развивать все три вида мышления.

Слайд 7

Мыслительная деятельность учащихся по уровню усвоения знаний. Примеры 1.Запоминание и непосредственное воспроизведение содержания изученного материала различной сложности Показывать (опознавать), называть, распознавать, узнавать, давать определение, пересказывать и т. д. Что? Где? Кто? Когда? Чему равно? Какой? Что такое? Приведите примеры...Подпишите ...Назовите...Покажите... и др. Что такое озеро? 2.Применение знаний в знакомой ситуации Измерять, объяснять, составлять что-то по готовой схеме Какой? Что характерно? Выполнение действий с четко обозначенными правилами. Применение знаний на основе алгоритма, схемы, соотносить, характеризовать, сравнивать, соблюдать правила и т. д. Какие черты? Расскажите...Опишите...Прочитайте график схему... Объясните, чем озеро отличается от реки, моря, водохранилища

Слайд 8

3.Применение знаний в незнакомой ситуации, т. е. творчески. Предполагает использование в качестве ориентира какой-либо обобщенной идеи методологических знаний Составлять устный или письменный ответ на проблемный вопрос, высказывать суждение, выделять существенные признаки, анализировать информацию, написать сочинение, давать отзыв или рецензию, приводить и обосновывать собственные примеры и оценки, искать необходимую информацию и др. Почему? Чем объяснить? Отчего зависит? Выявите...Оцените...Докажите... Как проявляется? Сравните... Что нужно сделать, чтобы... Составьте схему, диаграмму... и др. Почему Западная часть озера Балхаш пресная, а восточная -соленая? Как правильно называть Каспий – море или озеро?

Слайд 9

Тема урока «План местности» Пример разноуровневых заданий Пример разноуровневых заданий 1. уровень Приведите примеры использования планов местности в практической деятельности человека 2. уровень В чем сходство и различие между планом местности и аэрофотоснимком? 3. уровень Дайте описание местности, используя план. 1. уровень Назовите основные и промежуточные стороны горизонта. Какими способами можно измерить расстояние на местности? 2. уровень Определите на местности стороны горизонта 3. уровень Постройте маршрут экскурсии с учетом заданного масштаба.

Слайд 10

Применение в учебном процессе индивидуального подхода в обучение помогает учителю выполнить одну из важнейших задач, - повысить познавательный интерес к предмету, уровень работоспособности на уроке, уровень УЗН. Поэтому педагог должен знать о тех подходах, в которые нужно применять в школе, чтобы обучение было эффективным.

Слайд 11

Список использованных источников Анцибор М.Н. Индивидуализация обучения как один из путей ак­тивации познавательной деятельности.: дисс . кан . пед . наук/ М.Н. Анцибор . -Тула, 1992.- 197с. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды/ М.Ю. Бабан - ский - М.: Академия, 2007- 341с. Блонский , П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения/ А. В. Петровского//М.: Педагогика, 1999- 312с Бутузов Н.Ф. Дифференцированное обучение- важное дидактиче­ской, средство эффективного обученияшкольников : Дис . канд. пед . наук/ Н.Ф. Бутузов-М.,1968,- 218с. Воропаев Н.И. Индивидуализация учебного процесса в много­уровневых учреждениях среднего профессионального образования: Дис . канд.пед.наук // Н.И. Воропаев - Новосибирск, 2003.- 228с. Гришаева Ю.М. Индивидуальный подход в формировании эколо­гической культуры старшеклассников в условиях сельских школ: Дис . канд.пед.наук // Ю.М. Гришаева. - М., 2001.- 189с. Душина И.В. Методика преподавания географии/ В.И. Душина // М.: Аванта+ , 1999- 195с. Загвязинский В.И Теория обучения: современная интерпрета­ция. / В.И. Загвязинский / - М.: Академия, 2008- 208с. Кузовая Т.И. Индивидуализация и дифференциация обучения в социалистической и капиталистических школах: Дис . кан . пед . Наук. И. Кузовая ,- Казань, 1988.- 265с. Николаева А. М. Индивидуальный подход в обучении естествен­ным наукам ( психолого - методический аспект).: дис . канд. пен. наук / A.M. Николаева - М., 1999.- 269с. Мельниченко Я.И. Организация самостоятельной работы школь­ников на уроке /Я.И. Мельниченко// География в школе- 2007.-№8-С.39-43.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуализация обучения на уроках русского языка в основной школе

Эта публикация должна рассматриваться как попытка обобщить опыт работы в основной деревенской  школе, где количество учеников примерно 30 - 40 человек, и один учитель, ведя предмет во всех класса...

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ И  ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ  ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА...

Индивидуализация обучения на уроках математики

В статье говорится о дифференцированном и индивидуальном  подходе к содержанию изучаемого материала на уроках математики.Коротко рассказывается о технологиях личностно ориентированного обучения: ...

Индивидуализация обучения на уроках физики

В данной статье описывается применение метода ТИО (автор Ю. Макаров) на уроках физики...

Дифференциация и индивидуализация обучения на уроках биологии.

В современном обществе всё более остро ощущается ценность и значимость каждой человеческой личности. По этой причине  ведущими технологиями, направленными на личность, на её индивидуальность стан...

Технология индивидуализации обучения на уроках английского языка

В данной статье рассказывается о том, каким образом учитель может учитывать индивидуальные особенности и возможности учащихся на уроках английского языка, приводится пример индивидуальных заданий на о...

Индивидуализация и дифференциация обучения на уроках географии.

Индивидуализация и дифференциация обучения на уроках  географии....