Мастер - класс: "Консультация по географии к ОГЭ"
консультация по географии (9, 11 класс)

Мастер - класс: "Консультация по географии к ОГЭ" я провёл на муниципальном этапе конкурса "Учитель года 2019" в городе Ртищево 13 февраля 2019 года. Размещаю примерный текст (работал без текста) + приложения+презентацию к мастерклассу "Применение элементов аналитического и других методов в работе учителя географии". 

"Изюминки" мастер - класса:

1. В наших и советских школах практическую работу "Съёмка местности" по стране если проводили и проводят, то единицы географов.

2. За 20 минут показано, как детей подготовить к ГИА по 5 заданиям (в сумме на max 7 первичных баллов - одно задание оценивается 2-мя баллами).

3. Показано (исподволь - не напрямую), что обучающихся "с отклонениями" можно научить решать до 6 заданий из ЕГЭ методом исключения.

4. На фрагменте статистической таблицы показана эффективность её применения для мониторинга подготовки к ОГЭ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер – класс Данилова В.Н. на муниципальном

УГ 2019 в Ртищевском районе

Проведён 13.02.2019 в школе №5 г. Ртищево

«КОНСУЛЬТАЦИЯ ПО ГЕОГРАФИИ»

Приветствую Вас, уважаемое жюри, дорогие мои коллеги!

Приглашаю в фокус группу 4 – х коллег, которые участвуют в подготовке обучающихся к ОГЭ.

Индукция. Моделирую ситуацию: вы при подготовке к ОГЭ по географии выполняли входную диагностическую работу (демоверсию) и получились вот такие результаты [Слайд 2]. Привожу статистическую таблицу.

По таблице определите пожалуйста:

По каким темам Вы сегодня не нуждаетесь в дополнительной консультации?

По каким темам Вам будет нужна индивидуальная консультация?

По каким темам вся группа нуждается в консультации?

Анализируют таблицу и приходят к выводу, что весь «класс» нуждаются в дополнительной консультации по темам:

- план местности;

- плотность населения;

- синоптическая карта;

- (выбор страны по демографическим и экономическим показателям)

Прежде чем приступить к ??? КОНСУЛЬТАЦИИ, давайте проведём опорный спринт к проблемной теме №1.

Что вы делаете, чтобы сориентировать компас?

Что такое азимут ориентира и назовите азимуты основных сторон горизонта…[Слайд 3]

Самоконструкция. Предлагаю Вам произвести глазомерную съёмку макета местности и составить его план.

Существует два вида глазомерной съёмки: полярная и маршрутная – какой Вам сейчас будет удобнее?

Алгоритм действий при полярной съёмке макета местности [Слайд 4]:

1 этап – глазомерная съёмка.  Встаём на мост, берём азимуты ориентиров, измеряем расстояния до ориентиров и записываем данные в таблицу.

2 этап – составление плана местности. Обозначьте точку (из которой  проводили наблюдение) в середине листа.

Проведите через точку вертикальную линию С-Ю.

Последовательно, при помощи транспортира (показываю на доске), отметьте необходимые азимуты и из начальной точки проведите по взятым азимутам прямые линии – «лучи».

В соответствии с масштабом на «лучах» обозначьте условными знаками взятые ориентиры.[Слайд 5]

Ремарка.Вот уже 30 лет меня занимает вопрос, как советские и российские географы проводят с учащимися практическую работу «Составление плана местности»?!

Парадокс в том, что в советских образовательных программах данная тема «попадала» на ноябрь, а в российских по ФГОС – на январь

Ну и как же в мороз и по снегу проводить практическую работу на местности?!

33 года зимой мы её проводим ВОТ ТАК… [Слайд 6], а затем в мае ВОТ ТАК…[Слайд 7]

И получаем вот такие результаты [Слайд 8],

Афиширование. Что у нас получилось?ЗАМЕЧАТЕЛЬНО!!!

Теперь я Вас на Ваших планах прошу определить:

- азимут от домика на скалы;

- расстояние от башни до домика;

- выбрать участок для футбольного поля и обосновать свой выбор двумя доводами.

Решаем проблемы №2и №3. [Слайд 9]. Посмотрите пожалуйста карту плотности населения России на стр. … в атласе 9 класса. Теперь я рисую 2 схемы этой карты на доске и выделяю на них условно регионы России.

По этим схемам сформулируйте пожалуйста соответствующие задания ГИА

(на первой схеме указать регион с наименьшей плотностью населения, а на второй схеме с наибольшей плотностью населения.

Каким методом Вы решили задачу – МЕТОДОМ ИСКЛЮЧЕНИЯ. Следовательно, на ОГЭ вы можете этим методом ПРОВЕРИТЬ ПРАВИЛЬНОСТЬ своего решения. Давайте попробуем этот метод в проблеме №3 [Слайд 10]. Перед вами синоптическая карта и вопрос «Какой из городов находится в зоне действия циклона, а у Вас просто «вылетело из головы» где тут циклон, а где антициклон. Каков будет правильный ответ? Ну и где же здесь циклон, а где антициклон? А теперь я прошу Вас встать друг против друга. Представьте, что Вы стоите на холоде. Обнимитесь, пожалуйста – Вам тепло? А теперь выставьте локти впереди себя вот так – Вам уже холоднее? Ну и догадайтесь, как на карте обозначаются тёплый и холодный атмосферные фронты. Так в каком городе ожидается потепление?!

Коллеги, сколько заданий из ГИА вы сейчас научились выполнять?

Шесть из 30 – ещё несколько консультаций и смело можете сдавать ГИА по географии (шутка).

Проблема №4 из ЕГЭ.  Опорный спринт: Все страны по уровню развития делятся на постиндустриальные, индустриальные и развивающиеся или аграрные. К постиндустриальным относятся страны Большой восьмёрки, страны Западной Европы, Австралия, Новая Зеландия и Израиль.

Определите правильный ответ на вопросы.

1-ый вопрос: 1. Япония. 2. Канада. 3. Алжир. 4. Франция.

2-ой вопрос:  1. Сомали. 2. Чили. 3. Вьетнам.4. Великобритания.

В части А в демоверсии ЕГЭ по географии, зная только постиндустриальные страны, обучающиеся методом исключения могут правильно ответить на

4 – 5 вопросов.

Возможно, кто-то из присутствующих сейчас подумал: «НО ЭТО НЕ ЗНАНИЯ – ЭТО ЖЕ «НАТАСКИВАНИЕ НА РЕЗУЛЬТАТ»!

 Практика, дорогие коллеги, показала, что обучающиеся, начав решать некоторые задания методом исключения на первых консультациях в сентябре, быстрее приходят к пониманию сути данных заданий и в последующем (в феврале – марте) метод исключения используют только для проверки правильности своих ответов.

Очень надеюсь, что данные элементы АНАЛИТИЧЕСКОГО МЕТОДА будут полезны вам в вашей работе…

Рефлексия.

Оборудование:

Макет местности

Компасы

Рулетки (линейки)

Карандаши ластики и фломастеры

Демоверсии ГИА и ЕГЭ

Атласы

Листы с условными обозначениями

Транспортиры

Лист «Инструкция»

Рамки 3 шт.

Презентация:

1. Заставка.

2. Диагностическая таблица.

3. Азимут ориентира и азимуты сторон горизонта.

4. Алгоритм действий.

5. Ремарка.

6. Работа детей в классе.

7. Работа детей на местности.

8. Результаты глазомерных съёмок детьми

9. Карта плотности населения России.

10. Синоптическая карта.

11. Немного о ЕГЭ

12. Спасибо за внимание

Извините, пожалуйста, за нарушение макета ПРОЕКТА!



Предварительный просмотр:

Приложения к мастер – классу на УГ 2019 Данилова В.Н.

М А Р Ш Р У Т Н Ы Й   Л И С Т

глазомерной съёмки местности (макета местности) составлен

…………………………………………………………………………………………………………………

 

п/п 

Наблюдаемый ориентир 

Азимут

ориентира 

Расстояние

до ориентира 

(фактическое

на местности) 

Расстояние  

в масштабе 

(для плана)  

1

2

3

4

5

6

7

8


Инструкция по выполнению черновика плана макета местности:

  • Обозначьте  точку,  из которой  проводили наблюдение в середине (на краю) листа.
  • Проведите через точку карандашом еле заметную вспомогательную вертикальную линию С-Ю.
  • Установите транспортир на отмеченную точку и сориентируйте его.
  • Последовательно при помощи транспортира отметьте необходимые азимуты и из начальной точки проведите по взятым азимутам карандашом еле заметные прямые линии – «лучи».
  • В соответствии с масштабом отмерьте необходимые расстояния и обозначьте условными знаками взятые ориентиры. 

План - схема

местности (макета местности) по маршрутному листу №___  составлен   …………………………………………………………………….

                                                                                                                                                       С

                                                                                                                                                       Ю

Масштаб: 1:20


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

применение Элементов аналитического и других методов в работе учителя географии Презентация к мастер – классу учителя географии Данилова В. Н. на муниципальном конкурсе «Учитель года 2019» Ртищево 13.02.2019.

Слайд 3

ОПОРНЫЙ СПРИНТ (КРАТКОЕ ПОВТОРЕНИЕ НЕОБХОДИМЫХ В РАБОТЕ ПОНЯТИЙ) Азимутом ориентира называется угол между направлением на Север и на данный ориентир

Слайд 4

Алгоритм действий при полярной съёмке и выполнении плана местности (макета местности)

Слайд 7

…в мае младшие составляют план Владыкинского парка, а старшие в краеведческих экспедициях составляют планы курганных групп и древних городищ…

Слайд 8

ПРИМЕРЫ р езультатов работы поисковиков группы «Каскад» (приложения к конкурсным исследовательским работам)

Слайд 10

С И Н О П Т И Ч Е С К А Я К А Р Т А


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы мастер-класса для учителей географии.

Предлагаю Вам свой материал , проведенного мной мастер-класса для учителей географии....

Индивидуально-групповые занятия по математике 9 класс «Консультации по подготовке к экзаменам»

Цель ИГЗ: ликвидация пробелов в знаниях учащихся по математике по уже пройденному курсу...

Проведение мастер-классов на уроках географии.

19 февраля 2018 года в МБОУ СОШ №3 учащиеся 10 б класса совместно с Гилевой Л.В., учителем географии, приняли участие в мастер-классе, который провел  Руслан Михайлович Ильясов, специалист ГИС, г...

Разработки мастер-классов, консультации из опыта работы

Разработки  мастер-классов, консультации из опыта работы...

Мастер- класс "Роль учителя географии в формировании духовно-нравственных ценностей обучающихся"

Мастер- класс  на Региональном проблемно- тематическом семинаре...

Методическая разработка мастер-класса для учителей географии по теме "Приемы организации рефлексии познавательной деятельности на уроках географии" 2022 г

. Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание....