Рабочая программа по географии для общеобразовательной школы
рабочая программа по географии

Холошенко Людмила Георгиевна

Рабочие программы по географии для учащихся 5-9 классов по А. И. Алексееву

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab.progr_._po_geo_2018-2019_uch.g.rar295.62 КБ

Предварительный просмотр:

Ростовская область, Цимлянский район, х.Антонов

(Территориальный, административный округ (город, район, посёлок)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

( полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом)

Антоновская основная общеобразовательная школа

 Цимлянского района Ростовской области

                        «Утверждаю»

                                                                    Директор МБОУ  Антоновской ООШ

                                                                    Приказ от____________№_________

                                                                    ___________________  В.В.Смаглюк

        (подпись)

                                                                               М.П.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по географии, начальный курс

       (учебный предмет, курс)

Уровень общего образования (класс) основное общее ( 5класс)  

(начальное общее, основное общее, среднее общее образование – с указанием класса)

Количество часов  -  35

Учитель         Холошенко Людмила Георгиевна

                                              (ФИО)

Программа разработана на основе

авторской программы по географии ( География: 5-6 классы. А. И. Алексеев, В. В. Николина, Е. К. Липкина - М.: Просвещение, 2012 г)  которая создана по проекту Российской академии наук. Серия "Полярная звезда».

2018-2019 уч.г.

Пояснительная записка.

           Рабочая программа курса географии разработана к учебникам линии «Полярная звезда» под редакцией А. И. Алексеева для 5—9 классов общеобразовательных учреждений.

Настоящее положение разработано в соответствии :

- с Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273- ФЗ от 29 декабря 2012 года (статьи 12, 13,19, 28,30,47);

    -Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г.  № 1897 с изменениями;

      -      Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015г. № 1577  «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г. № 1897»;    

    - Уставом  ОУ.

- примерной программы основного общего образования по географии как инвариантной (обязательной) части учебного курса;

- программы развития и формирования универсальных учебных действий;

- программы духовно-нравственного развития и воспитания личности.

          Источник: А.И.Алексеев. География. Предметная линия учебников «Полярная звезда». 5—6 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / В. В. Николина, А. И. Алексеев, Е. К. Липкина. — М.: Просвещение, 2014. — 192 с.

География в основной общеобразовательной школе изучается с 5 по 8 класс. В 5 классе (1 час в неделю) 35 часов за год.

Согласно годовому календарному графику в МБОУ Антоновской  ООШ рабочая программа будет пройдена за 35 часов.

- проверочных работ – 5;

-  практических оценочных работ – 4.

-административная контрольная работа-1

Примерное календарно-тематическое планирование составлено для использования инновационного учебно-методического комплекса в рамках традиционной классно-урочной системы организации работ.

Структура и содержание рабочей программы соответствуют требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. В рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.

Основная цель курса «География.  Начальный курс» систематизация знаний о природе и  человеке, подготовка учащихся к восприятию страноведческого курса с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.

Для успешного достижения основной цели необходимо решать следующие учебно-методические задачи:

- актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курса «Окружающий мир»;

- развивать познавательный интерес учащихся 5 класса к объектам и процессам окружающего мира;

- научить применять знания о своей местности при изучении раздела «Природа и человек»;

- научить устанавливать связи в системе географических знаний.

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.

Требования  к результатам освоения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты.

Личностными  результатами обучения географии является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных, гуманистических и этических принципов и норм поведения.

Изучение географии в основной школе обусловливает достижение следующих результатов личностного развития:

1) воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание языка, культуры своего народа, своего края, общемирового культурного наследия; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной;

2) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира;

3) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;

4) формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной с учебными пособиями, книгами, доступными инструкциями и техническими средствами информационных технологий;

5) формирование  толерантности как нормы осознанного и желательного отношения к другому человеку,  его  мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира;

6) освоение социальных  норм и правил поведения в группах, сообществах, заданных институтами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся, а также во взрослых сообществах; формирование основ социально-критического мышления; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

7) развитие морального сознания и компетентности в отношении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

8) формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

9) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного опасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожаю- жизни и здоровью людей;

10) формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

11) осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

12) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:

1) овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

З) формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать её, давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы, делать умозаключения, выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;

4) формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно оценивать свои действия и действия одноклассников, аргументировано обосновывать правильность или ошибочность результата и способа действия, реально оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности;

5) умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы;

6) формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования технических средств технологий (компьютеров и программного обеспечения) как инструментальной основы развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий; формирование умений рационально использовать широко распространённые инструменты и технические средства информационных технологий;

7) умение извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета); умение свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики;

8) умение на практике пользоваться основными логическими приёмами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования и др.;

9) умение работать в группе — эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнёра, формулировать и аргументировать своё мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать её с позицией партнёров, в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех их участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;

10) умение организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального взаимодействия.

Предметными результатами освоения основной образовательной программы по географии являются:

1-я линия развития – осознание роли географии в познании окружающего мира:

- объяснять роль различных источников географической информации.

2-я линия развития – освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:

- объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;

- формулировать природные и антропогенные причины изменения окружающей среды;

- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.

3-я линия развития – использование географических умений:

- находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;

-составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;

- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы.

4-я линия развития – использование карт как моделей:

- определять на карте местоположение географических объектов.

5-я линия развития – понимание смысла собственной действительности:

- определять роль результатов выдающихся географических открытий;

- использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

- приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды

.

  1. Содержание учебного предмета, курса, дисциплины (модуля).

Введение (3 часа)

Развитие географических знаний о Земле. Развитие представлений человека о мире. Выдающиеся географические открытия. Современный этап научных географических исследований.

Раздел №1. Планета Земля (4 часа)

Земля — планета Солнечной системы. Земля — планета Солнечной системы. Форма, размеры и движения Земли, географические следствия. Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Пояса освещенности. Часовые пояса. Влияние космоса на Землю и жизнь людей.

Раздел №2. План и карта (11 часов)

Глобус. Масштаб и его виды. Параллели. Меридианы. Определение направлений на глобусе. Градусная сетка. Географические координаты, их определение. Способы изображения земной поверхности. План местности. Ориентирование и способы ориентирования на местности. Компас. Азимут. Измерение расстояний и определение направлений на местности и плане. Способы изображения рельефа земной поверхности. Условные знаки Чтение плана местности. Решение практических задач по плану. Составление простейшего плана местности. Географическая карта — особый источник информации. Отличия карты от плана. Легенда карты, градусная сетка. Ориентирование и измерение расстояний по карте. Чтение карты, определение местоположения географических объектов абсолютных высот. Разнообразие карт.

Географические методы изучения окружающей среды. Наблюдение. Описательные и сравнительные методы. Использование инструментов и приборов. Картографический метод. Моделирование как метод изучения географических объектов и процессов.

Раздел №3. Человек на Земле (5 часов).

История заселения. Расы и народы. Страны. Городское население.

Раздел №4. Литосфера – твердая оболочка Земли (9 часов).

Земная кора и литосфера. Рельеф Земли. Внутреннее строение Земли, методы его изучения.

Земная кора и литосфера. Горные породы и полезные ископаемые. Состав земной коры, её строение под материками и океанами. Литосферные плиты, их движение и взаимодействие. Медленные движения земной коры. Землетрясения и вулканизм. Условия жизни людей в районах распространения землетрясений и вулканизма, обеспечение безопасности населения. Внешние процессы, изменяющие земную поверхность. Рельеф Земли. Зависимость крупнейших форм рельефа от строения земной коры. Неоднородность земной поверхности следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Основные формы рельефа суши и дна Мирового океана. Различия гор и равнин по высоте. Описание рельефа территории по карте. Человек и литосфера. Опасные природные явления, их предупреждение. Особенности жизни и деятельности человека в горах и на равнинах. Воздействие хозяйственной деятельности на литосферу. Преобразование рельефа, антропогенные формы рельефа.

  1. Тематическое  планирование.

Название темы

Количество часов

Форма контроля

1.

Введение

3

практикум

2.

Раздел №1. Планета Земля

4

текущий,

практикум

3.

Раздел №2. План и карта

11

текущий

практикум

4.

Раздел №3. Человек на Земле

5

текущий,

практикум

5.

Раздел №4. Литосфера – твердая оболочка Земли

9

текущий, практикум

6.

Резервное время

3

промежуточный

7.

Итого

35

Наглядные пособия, ЭОР.

Литература для учащихся:

Библиотечный фонд.

1.Энциклопедия для детей.География.Том 3.2004г.

2.Живая география.Ю.П.Пармузин.Москва «Просвещение»1993г.

3.Ветер странствий 23.Москва 1988г.

4.Общие закономерности Земли.С.И.Жаков Москва «Просвещение»1984г.

5.Сто народов сто языков. Этнографические очерки.Москва «Просвещение»1992г.

6.Сторона Донская.Фотоальбом.Ростов-на-Дону 1989г.

Компьютерные и коммуникативные средства.

  Компьютерные слайдовые презентации.

Технические средства обучения.

 Компьютер.

Интернетресурсы:

http://ru.wikipedia.org/wiki

http://nature.worldstreasure.com/ - Чудеса природы

http://www.rgo.ru/ - Планета Земля

http://www.sci.aha.ru/RUS/wab__.htm - Россия, как система

http://www.rusngo.ru/news/index.shtml - Национальное географическое общество

http://www.geocities.com/Paris/LeftBank/3405/towns.html - Города России

Согласовано                                                          Согласовано

Протокол заседания                                             Заместитель директора по УВР

методического совета                                           ______________ Захарова Л.А.

МБОУ Антоновской ООШ                                              подпись

  от_______ 2018 года №___                                 ________ 2018 года

____________        Галицына Е.А.                            дата

подпись руководителя МС      

                                                                                                                                               

                                                                                                                                                       Приложение № 1

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Предмет  география

Класс 5

Учитель Холошенко Л.Г.

                                            КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 №

 Тема занятия

 Форма контроля

                  Дата

план

факт

1

Зачем людям география и как мы будем ее изучать

Работа с картой, индивидуальный фронтальный опрос.

04.09.

2

Как люди открывали  Землю

Подготовка мини сообщений

Составление таблицы  маршрутов путешествий.

11.09.

3

География сегодня

П/р Анализ источников географической информации.

П/р Составление схемы «Источники географической информации в нашей жизни».

18.09.

4

Мы во Вселенной  

Фронтальный опрос

П/р Подготовка сообщения «Земля во Вселенной».

П/р Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли.

25.09.

5

Движения Земли

Работа со схемой «Обращение Земли вокруг Солнца и вокруг своей оси», индивидуальный, фронтальный опрос.

02.10.

6

Солнечный свет на Земле

Работа с картой, индивидуальный, фронтальный опрос.

П/р Составление схемы «Тепловые пояса Земли».

09.10.

7

Обобщение знаний по теме «На какой Земле мы живем»

Проверочная работа- тестовый контроль

16.10.

 8

Ориентирование на местности.

 индивидуальный, фронтальный опрос

23.10.

 9

Ориентирование на местности.

П/р Ориентирование на местности при помощи компаса. Определение азимута

06.11.

10

Учимся с «Полярной звездой» - 1 «Определяем стороны горизонта по Солнцу и звездам»

Ориентирование на местности,  работа с планом, индивидуальный, фронтальный опрос

13.11.

11

Земная поверхность на плане и карте

П/р Чтение карт.

20.11.

12

Составление плана местности

работа с планом, индивидуальный, фронтальный опрос

27.11.

13

Географическая карта

П/р Топографический диктант.  

04.12.

14

Градусная сетка

Географические координаты.  

Самостоятельная работа

Работа с картой, индивидуальный, фронтальный опрос

11.12.

15

Административная контрольная работа.

Работа с картой, индивидуальный, фронтальный опрос

18.12.

16

Географические координаты  

Работа с картой, индивидуальный, фронтальный опрос

25.12.

17

Учимся с «Полярной звездой» - 2  «Работаем с географической картой»

П/р Определение по карте и глобусу с помощью приборов географических координат, расстояний и направлений (оцен.)

15.01.

18

Решение практических задач по плану и карте

Проверочная работа 20 мин

22.01.

19

Как люди заселяли Землю  

Работа с картой, индивидуальный, фронтальный опрос.

29.01.

20

Как люди заселяли Землю  

Работа с картой, индивидуальный, фронтальный опрос.

05.02.

21

Расы  и  народы

П/р Определение по карте ареалов распространения основных рас, народов, языков.

12.02.

22

Учимся с «Полярной звездой» - 3 «Сравниваем страны мира»

П/р Нахождение на политической карте крупнейших государств мира, их столиц.

19.02.

23

Обобщающий урок по темам «План и карта», «Человек на Земле»

Проверочная работа- тест

26.02.

24

Земная кора — основная часть литосферы

Работа с картой «Литосферные плиты», индивидуальный, фронтальный опрос

П/р Составление схемы описания внутреннего строения Земли

05.03.

25

Горные породы,  минералы и полезные ископаемые  

П/р Изучение свойств горных пород и минералов.  

12.03.

26

Горные породы,  минералы и полезные ископаемые  

Работа со схемами залегания горных пород, индивидуальный, фронтальный опрос.

19.03.

27

Движения земной коры  

 

Работа с картой «Землетрясения и вулканизм», индивидуальный, фронтальный опрос.

П/р Обозначение на контурной карте крупнейших гор и равнин, районов размещения землетрясений и вулканов.

П/р Разработка правил безопасного поведения во время стихийных явлений.

02.04.

28

Рельеф Земли.  Равнины

 Работа с картой, индивидуальный, фронтальный опрос.

Проверочная работа

09.04.

29

Рельеф Земли.  Горы  

Работа с картой, индивидуальный, фронтальный опрос.

П/р Описание по карте равнин и гор по плану.

16.04.

30

Учимся с «Полярной звездой» - 4 «Выполняем проектное задание»

Проектная работа

23.04.

31

Литосфера и человек

Фронтальный опрос

30.04.

32

Обобщающий урок «Литосфера»

Проверочная работа-  20 мин-тестирование

07.05.

33

Проверочная работа по теме: «Географическая оболочка».

Тестирование

14.05.

34

Итоговое обобщение по курсу

Тестирование

21.05.

35

Занимательная география.

Творческая работа.

28.05.

 

Подпись учителя: ___________(Холошенко Л.Г.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по географии. 7 класс. Школа VIII вида.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, основное содержание, требования к знаниям и умения учащихся, календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы

Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...

Рабочая программа по географии специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида 6 класс

Рабочая программа по географии составлена в соответствии с программой под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учрежден...

Рабочая программа по географии 7 кл специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

Рабочая программа по географии составлена в соответствии с программой под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учрежден...

Рабочая программа по географии 5 класс "Школа 2100"

Рабочая программа курса - важнейшая часть работы учителя. Именно она представляет собой синтез учебных программ, стандарта, учебника. Показателем компетентности учителя является умение планировать сво...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии для основной школы ( 6 - 9 классы)

Рабочая программа по географии для основной школы (6-9 классы)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии для средней школы (Базовый уровень)

Рабочая программа по географии для средней школы (Базовый уровень)....