Конспект организации совместной деятельности.
статья по географии

Материал подготовлен на конкурс: "Технология. Поиск. Успех.".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_organizatsii_sovmestnoy_deyatelnosti.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

 МКУ «Центр информационно-методического обеспечения муниципальных образовательных учреждений» Лямбирского муниципального района РМ

Конкурс «Поиск. Технология. Успех»

Номинация: «Технологии на уроке»

Конспект организации совместной деятельности

Тема: «Технология проблемного обучения»

                                                                   

Автор-составитель:

Зерняева Н.Г.;

учитель географии

МОУ «Атемарская СОШ»

Атемар 2017г.

  1. Актуальность

Актуальность моей темы в том, что современное российское образование претерпевает серьёзные изменения в соответствии с Концепцией федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.   С введением ФГОС ООО второго поколения полностью меняется подход в обучении. Новые методы и приемы насколько известно не изобретены, они остались те же, только применяются они по- новому. Традиционные методики проведения уроков требуют коренных изменений, направленных на обеспечение перехода от простой трансляции знаний к раскрытию возможностей обучающихся, их подготовке к жизни в современных условиях. Одно из основных условий эффективности урока – занятость всех учеников класса продуктивной учебной деятельностью, обучению их самостоятельному добыванию знаний и привитие навыков самостоятельной работы. А это значит, учащихся необходимо научить: основам организации собственной учебной деятельности; способам поиска, переработки и представления информации; приемам и методам умственного труда. Таким образом, одной из главных особенностей стандарта является нацеленность на результат. Необходим системно-деятельностный подход, который предполагает индивидуальное развитие каждого обучающегося,  признание способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся. Он вырабатывается у школьников в процессе решения проблемно – познавательных задач. Многие психологи и педагоги занимаются изучением развития мышления в процессе обучения, в результате были сделаны выводы о взаимосвязи обучения и развития мышления, было показано, что развитие творческого мышления школьников возможно только с помощью проблемного обучения.

  1. Целостность (последовательность использования элементов технологии)

 Проблемное обучение – это такая организация педагогического процесса, когда ученик систематически включается учителем в поиск решения новых для него проблем. Структура процесса проблемного обучения представляет собой систему связанных между собой и усложняющихся проблемных ситуаций.

В психолого-педагогической литературе проблемное обучение рассматривают как форму активного обучения, которое базируется на психологических закономерностях; как обучение, в котором учащиеся систематически включаются в процесс решения проблем и проблемных задач, построенных на содержании программного материала; как тип развивающегося обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых знаний.

Каждое из определений раскрывает одну из сторон проблемного обучения, а в сумме подчёркиваются главные признаки, которые лежат в основе моделирования уроков в режиме технологии проблемного обучения:

1) создание проблемных ситуаций

2) обучение учащихся в процессе решения проблем

3) сочетание поисковой деятельности и усвоения знаний в готовом виде.

Проблемная ситуация – состояние интеллектуального затруднения, которое требует поиска новых знаний и новых способов их получения. Проблемные ситуации различаются по ситуации неизвестного, по уровню проблемности, по виду «рассогласования» информации, по другим методическим особенностям.

Ситуации интеллектуального затруднения чаще всего создаются с помощью проблемного вопроса. В педагогической литературе определены следующие отличительные черты проблемного (продуктивного) вопроса:

1) сложность, выступающая в форме противоречия

2) ёмкое содержание

3) увлекательная форма

4) доступный для ученика уровень сложности.

В процессе работы наиболее часто учитель использует проблемные вопросы в форме познавательной (проблемной) задачи. Особое внимание заслуживает методика конструирования проблемных заданий, предложенная И.Я. Лернером.

Проблема с указанием параметров и условия решения может быть предъявлена субъекту со стороны. Во всех случаях проблема перерастает в проблемную задачу как её принято называть. Проблемная задача представляет собой проблему, решаемую при заданных условиях или параметрах, и отличается от проблемы тем, что в первой заведомо ограничено поле поиска решения.

  1. Логичность (целесообразность выбора применяемой технологии)

Цель активизации учащихся посредством проблемного обучения состоит в том, чтобы поднять уровень мыслительной деятельности ученика и обучать его не отдельным операциям в случайном, стихийно складывающемся порядке, а системе умственных действий, которая характерна для решения нестереотипных задач, требующего применения творческой мыслительной деятельности. Постепенное овладение учащимися системой творческих умственных действий приведет к изменению качества умственной деятельности ученика, выработает особый тип мышления, который обычно называют критическим. К развитию такого типа мышления ведет систематическое создание учителем проблемных ситуаций, выработка у учащихся умений и навыков самостоятельной постановки проблем, выдвижения предположений, обоснования гипотез и их доказательства путем применения прежних знаний в сочетании с новыми фактами, а также навыков проверки верности решения поставленной проблемы.  При проблемном обучении деятельность учителя состоит в том, что он, давая в необходимых случаях объяснение содержания наиболее сложных понятий, систематически создает проблемные ситуации, сообщает учащимся факты и организует их учебно-познавательную деятельность. На основе анализа фактов, учащиеся самостоятельно делают выводы и обобщения, формулируют определения понятий или применяют известные знания в новой ситуации или художественно отражают действительность (пишут стихи, сочинения, рисуют, играют).  При проблемном обучении учитель постоянно организует самостоятельные работы учащихся по усвоению новых знаний, умений, повторению, закреплению и отработке навыков.

  1. Результативность

По технологии проблемного обучения я работаю три года. За это время мною разработано и проведено несколько уроков:

  1. Урок географии в 5 классе по теме: «Ориентирование на местности».  Урок проведен на республиканском семинаре .
  2. Урок географии в 6 классе по теме: «Работа с климатическими картами».  Урок проведен на районном семинаре учителей географии.
  3. Урок географии в 7 классе по теме: «Население и хозяйство США».  Урок проведен на районном семинаре учителей географии.
  4. Урок географии в 8 классе по теме: «Население. Урбанизация». Урок проведен на районном семинаре учителей географии.
  5. Урок географии в 11 классе по теме: «Глобальные проблемы человечества». Урок проведен на районном семинаре учителей географии.

В 2015-2016 учебном году я, вместе с коллегами принимала  участие в работе проблемной группы по теме: «Системно-деятельностный подход в обучении географии». По итогам работы проблемной группы была составлена брошюра «Обобщение опыта работы учителей географии Лямбирского района».

Также мною были подготовлены материалы для выступления на курсах подготовки учителей географии РМ, в МРИО,  на заседании РМО учителей географии Лямбирского района по теме: «Технология проблемного обучения».

Используя технологию проблемного обучения я стараюсь приобщать учащихся к выполнению заданий, требующих пройти разные этапы научного исследования: сбор фактических сведений (на основе карт, текста, статистических данных и в процессе краеведческой работы), систематизации собранных данных (посредством их описания, составления карт, классификационных таблиц и т.п.), анализ, обобщение и построение вывода. Применение творческих методов и проблемного обучения способствовало повышению качества знаний по географии.

За последние два года качество знаний повысилось на 2%.

Региональный мониторинг по географии в 5 классах в 2015-2016 учебном году показал 100% успеваемость и качество знаний - 58%.

в 2016-20167учебном году показал 100% успеваемость и качество знаний -60%.

Также есть хорошие результаты, которые учащиеся показывают на государственной итоговой аттестации. Так в 2015-2016 учебном году по результатам ЕГЭ учащиеся показали количество баллов выше среднего по РМ.

  1. Творчество

Для создания творческой атмосферы на уроках использую различные приемы: художественные тексты, которые формируют образ территории; иллюстрацию; рекламу; листовку к изучаемой теме; анализ стихотворного текста; эпиграфы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль учителя в организации совместной деятельности семьи и школы

Семья – ячейка школьного коллектива. Педагогическое взаимодействие школы и семьи состоит в создании благоприятных условий для личностного развития и роста детей, организации активной жизни челов...

Организация совместной деятельности педагогов, детей и родителей по профилактике правонарушений среди подростков на основе дифференцированного подхода.

В данной статье рассматривается вопрос о взаимодействии семьи и школы как важнейший элемент эффективности всего образовательного процесса....

презентация по теме: "Организация совместной деятельности родителей и друзей"

Данная презентация была использована на заседании творческой группы педагогов дополнительного образования "Работа с родителями"...

Организация совместной деятельности- одно из средств повышения положительной мотивации учащихся ( из опыта работы)

Одним из важнейших средств повышения положительной мотивации учащихся является правильная организация совместной деятельности на уроках русского языка и литературы.  В работе представлен материал...

Формирование мотивации на основе организации совместной деятельности школьников на уроках английского языка

Формирование мотивации на основе организации совместной деятельности школьников на уроках английского языка...

Образовательный маршрут для организации совместной деятельности детей и родителей в сети Интернет «Творческая мастерская»

Иногда взрослые ломают голову: чем же заняться с ребенком? Предлагаю вашему вниманию образовательный маршрут, рассчитанный на возраст 5 -7 лет, который поможет Вам ответить на этот вопрос. Ответом мож...

Организация совместной деятельности Центра культуры «Китеж» и семьи на примере программы семейного клуба «Берегиня».

Сегодня возрождение и собирание положительных  семейных  традиций, организация обмена положительным опытом  семейного  воспитания является самой актуальной задачей не только нашего...