География
план-конспект урока по географии (5 класс)

Конспект урока в 5 классе на тему "Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли". По УМК "Полярная звезда" под редакцией А.И.Алексеев, В.В.Николина и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx28.47 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Неравномерное распределение солнечного света и тепла по поверхности Земли.

Цель урока: сформировать у учащихся представление о причинах неравномерного распределения тепла и света на поверхности Земли.

Тип урока: комбинированный с элементами практической работы.


Ход урока

Организационный момент

Актуализация знаний:

Утро, рассвет, восход солнца все эти слова вызывают только положительные эмоции. На ум сразу приходят самые светлые и добрые воспоминания. Пожалуй, мало найдётся на свете людей, которых бы не радовало теплое утреннее солнышко. Ведь начало каждого дня это своего рода рождение новой жизни, как всегда восходит солнце, поднимается всё выше и выше, даря нам своё тепло и радость. (слова произносятся под небольшой видеофрагмент восхода Солнца)

Придумала мать дочерям имена,
Вот Лето и Осень, Зима и Весна.
Приходит Весна – зеленеют леса,
И птичьи повсюду звенят голоса.
А Лето пришло – всё под солнцем цветёт,
И спелые ягоды просятся в рот.
Нам щедрая Осень приносит плоды,
Дают урожаи поля и сады.
Зима засыпает снегами поля.
Зимой отдыхает и дремлет земля.

- О каком явлении идет речь в стихотворении ?

- Что является причиной смены времен года?

- Когда ближе Земля к Солнцу – зимой или летом? (для северного полушария)

- Объясните, что происходит с солнечным светом и теплом на нашей планете? (тепло и свет неравномерно распределены по поверхности планеты)

тема урока «Неравномерное распределение солнечного света и тепла по поверхности Земли».

 Изучение нового материала.
Итак, Солнце – что это?

Что находится в центре Солнечной системы?

Что мы знаем о Земле?  
Давайте

22 июня – День летнего Солнцестояния

22 декабря – День зимнего Солнцестояния

23 сентября, 21 марта – День осеннего и весеннего Равноденствия

Давайте посмотрим на слайд и попробуем объяснить это.  (Солнечные лучи расходящиеся в стороны абсолютно одинаковы, но падают на Землю под разными углами, одни – падают под наклоном, а другие - отвесно. В этом случае говорят о том, что Солнце находится в зените.

6. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:

Знаю, что многие из Вас увлекаются таким видом спорта как футбол, даже девочки. Одна их российских футбольных команд города Санкт-Петербурга носит название «Зенит», я предлагаю вам небольшую футбольную разминку:

Футболисты потянулись,

Раз нагнулись, два нагнулись,

Ручками похлопали, ножками потопали,

Вправо, влево наклонились

И на место возвратились.

Так почему же питерская футбольная команда взяла именно такое название «Зенит»? (всегда находящиеся на высоте) Давайте попробуем составить определение:

 ЗЕНИТ – это самое высокое положение Солнца над горизонтом (записать в тетрадь)

7. Посмотрите внимательно, по обе стороны от экватора есть ещё две необычные линии параллельные экватору. Что это за линии, на которых Солнце раз в год  находится в зените? (северный тропик и южный тропик). Наносим эти условные линии на нашу схему, дополняя её.

 Давайте сформулируем определение, что такое тропик?

 (ТРОПИК – это параллель(23,5 с. и ю.ш.), над которой Солнце бывает в зените один раз в год.)

Заштриховать на схеме на доске расстояние между тропиками красным цветом.

8. Давайте вспомним как называются крайние точки Земли. (северный и южный полюс).Посмотрите как освещены  полюса в течение года, по очереди. (22 июня круглые сутки светло. А 22 декабря – круглые сутки темно) У нас остались ещё две интересные параллели по обе стороны от экватора,  недалеко от полюсов. (северный и южный полярный круги). составьте определение термина ПОЛЯРНЫЙ КРУГ – это …(параллель (66,5 с. и ю.ш.), на которой Солнце не скрывается за горизонтом.) Чем ближе к полюсам от полярных кругов, тем больше продолжительность полярного дня или полярной ночи – может длиться от 1 дня до полугода. 

Что такое полярная ночь и полярный день?

Заштриховать на схеме на доске расстояние от полюсов до полярных кругов.

Жители Салехарда вполне могут гордиться уникальным географическим положением своего города. Дело в том, что Салехард расположен на линии Полярного круга и разделен ею на две части. В центре города на символической разделительной линии установлен единственный в мире обелиск Полярному кругу.

9. Посмотрите на схему, что у нас получилось? (земля разделилась на полоски) Эти полосы называются пояса освещенности.

Что будет границей между поясами освещенности? (полюса, полярные круги и тропики)

Средний самый жаркий, т.к. получает больше всего тепла – тропический, крайние самые холодные – полярные, посередине – умеренные.

Сколько всего поясов освещенности?

Самый теплый пояс?

Самый холодный пояс?

Закрепление

Дата

Северное полушарие

Южное полушарие

22 июня

День летнего солнцестояния

День длиннее ночи

На параллели 23,5° с.ш. Солнце стоит в зените

На параллели 66,5° с.ш.-полярный день

День зимнего солцестояния

День короче ночи

 На параллели  66,5° ю.ш. –полярная ночь

23 сентября

День равен ночи

На экваторе – Солнце в зените

День равен ночи

На экваторе – Солнце в зените

22 декабря

День короче ночи

На 66,5° с.ш. – полярная ночь

День длиннее ночи

На 23,5° ю.ш. Солнце в зените

На 66,5° ю.ш. – полярный день

21 марта

День равен ночи

На экваторе Солнце в зените

День равен ночи

На экваторе Солнце в зените

Подведение итогов урока.

1. Где на земном шаре день равен ночи? (на экваторе)

2. Когда на Земле день равен ночи? (в дни равноденствий)

4. Возможно ли, чтобы Земля вращалась вокруг Солнца, но смены сезонов года не происходило? (да. Если бы земная ось была перпендикулярна плоскости орбиты Земли)  

Надеюсь, что вы много узнали нового и интересного сегодня на уроке. И нам остается только подвести итог:

Сегодня на уроке мне …

До начала урока я думал(а), что..., а теперь знаю …

Меня особенно удивило …

Было бы хорошо, если бы...

Домашнее задание.  §7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия по географии. Региональный компонент. Изучение географии Ростовской области. Викторина по географии и истории «Миус-фронта».

Методическая разработка внеклассного мероприятия по географии.Региональный компонент. Изучение географии Ростовской области.Викторина по географии и истории «Миус-фронта».Автор учитель географии...

Применение технологии проектной деятельности на уроках географии. Формирование информационной компетентности на уроках географии. Современный урок географии. Развитие предпринимательских и проектных компетенций школьников в сетевом взаимодействии.

В современной школе большое внимание уделяется формированию компетентностного подхода. Формирование проектной, информационной, предпринимательской компетенций, их практическое применение стало темой с...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География материков и океанов.7 класс» УМК: География материков и океанов. В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев

Данная рабочая программа рассчитана на 70 часов по 2 часа в неделю. Реализация учебной программы обеспечивается учебником  География материков и океанов. 7 класс: учебник для общеобразовател...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «Экономическая и социальная география мира» 10-11 класс УМК: Экономическая и социальная география мира. Максаковский В.П.

Рабочая программа  рассчитана на  70 часов: в 10 классе 35 часов по 1часу в неделю; в 11 классе 35 часов по 1часу в неделю.Реализация учебной программы обеспечивается учебником:  В...

Выступление на секции учителей географии по теме "Проектные технологии на уроках и во внеурочной работе по географии"(Из опыта работы учителя географии Прониной Антонины Ивановны"

Учитель делится опытом своей работы по использованию проектной технологии на уроках и внеурочной деятельности по географии....