Экзаменационный материал для 8 класса по курсу «География России. Природа и население»
тест по географии (8 класс)

Экзаменационная работа предназначена для проверки уровеня подготовки обучающихся по географии, а так же ознакомления с требованиями, предъявляемыми на итоговой аттестации по предмету в 9-ом классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл varianty.docx2.43 МБ
Файл poyasnitelnaya_zapiska.docx36.48 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Экзаменационный материал

для 8 класса по курсу

 «География России. Природа и население»


Пояснительная записка

  1. Назначение работы

Цель экзаменационной работы – проверить уровень подготовки обучающихся по географии, а так же познакомить их с требованиями, предъявляемыми на итоговой аттестации по предмету в 9-ом классе.        

  1. Структура экзаменационной работы

Экзаменационная работа состоит из устного ответа на вопрос билета и письменного теста. Задания проверяют географические знания, составляющие основу географической грамотности учащихся 8-х классов. К экзамену необходимо готовиться по учебникам УМК  А. И. Алексеева, О. А. Климановой, В. В. Климанова, В. А. Низовцева. М.: «Дрофа», 2013 допущенных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях.

  1. Форма работы. Количество вариантов

Переводной экзамен по географии в 8 классе включает:

1. Устный ответ по билетам. Содержание экзаменационных билетов определяется на основе  Федерального государственного стандарта, программы основного общего образования, рабочей программы по географии и учебника: А.И. Алексеев, В.А. Низовцев, Э.В. Ким. География России. Природа и население. 8 класс, изд. М.: «Дрофа», 2016.

Экзаменационные билеты соответствуют обязательному минимуму содержания основного общего образования за курс 8 класса и рассчитаны на комплексную проверку подготовки учащихся 8 класса по географии. Вопросы и требования к ответам ориентированы на базовые знания и умения учащихся.

2. Работа проводимая в форме теста, состоит из двух вариантов.

Экзаменационный тест (КИМ) состоит из 27 заданий разных типов. Задания проверяют географические знания, составляющие основу географической грамотности учащихся 8-х классов.

Особенностью экзаменационной работы является ее направленность на проверку сформированности таких умений, как пользоваться разными источниками информации – статистическими материалами, географическими картами, текстами.

В работе представлены задания разного уровня сложности – базового, повышенного, высокого. Задания охватывают основные темы курса географии России 8класс.

Предметные знания и умения

Содержание и структура экзаменационной работы дают возможность достаточно полно проверить комплекс знаний и умений по предмету:

1. Знать специфику географического положения России.

2. Знать и понимать особенности природы России, природно-хозяйственных зон и районов.

3. Уметь выделять (узнавать) существенные признаки географических объектов и явлений.

4. Уметь находить в разных источниках информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений.

5. Знать и понимать связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и занятием населения природно-хозяйственных зон.

6. Знать и понимать особенности природы и занятость населения природно-хозяйственных зон России.

Общие учебные умения, навыки, способы деятельности

1.Умение выявлять причинно-следственные связи

2.Умение сравнивать и сопоставлять

3.Умение классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким основаниям

4.Умение определять сущностные характеристики изучаемых объектов

5.Умение извлекать необходимую информацию из различных источников (текст, таблица, карта)

4. Структура и содержание экзаменационной работы

Экзаменационная работа по географии для 8 классов содержит 19 заданий, которые различаются как формой представления, так и уровнем сложности.

Работа включает следующие типы заданий:

1) задания с выбором верного ответа из четырѐх предложенных вариантов;

2) задания с кратким ответом, в которых ответ необходимо записать в виде

числа или последовательности букв;

3) задание с развѐрнутым ответом, на которое необходимо дать полный ответ.

Работа содержит 15 заданий с выбором ответа, 11 заданий с кратким ответом и 1 задание с развѐрнутым ответом. Преобладание заданий с выбором ответа и с кратким ответом обусловлено необходимостью увеличения полноты проверяемого содержания за счѐт использования большего числа заданий.

В работу включаются 15 заданий базового уровня, 11 заданий повышенного уровня и 1 задание высокого уровня сложности.

В рамках каждого варианта работы проверяется уровень подготовки

школьников по всем элементам содержания, изученным за данное время.

Соотношение числа заданий по разным элементам содержания определяется с учѐтом их значимости для успешности дальнейшего изучения курса и

достижения планируемых результатов обучения по географии в основной школе.

Распределение заданий по темам курса “География России”

Темы курса «География России»

Число заданий

1. Географическое положение и границы

4

2.Россия на карте часовых поясов

3

3.Геологическое строение и рельеф

1

4.Климат и внутренние воды

2

5.Природно-хозяйственные зоны и опасные

природные явления

4

6.Почвы

1

7.Источники географической информации

11

8.Население

1

ИТОГО

27

Распределение заданий по видам требований, предусмотренных «Требованиями к уровню подготовки выпускников» Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

Требования

Число заданий

1. Знать

5

2. Понимать

8

3. Уметь

6

4. Использовать приобретѐнные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

8

Итого:

27

Каждый вариант тестирования составляется таким образом, чтобы в заданиях использовались различные способы представления информации: графики, диаграммы, картосхемы, таблицы. Часть заданий требует использования карт атласа. При выполнении экзаменационной работы тестируемые должны продемонстрировать умения работать с информацией различного типа.

5. Время выполнения работы и оборудование

Рекомендуемое время на подготовку ответа – 20–30 минут. При устной форме ответа экзаменуемые могут предварительно составлять письменный план ответа, тезисы.

На выполнение тестовой работы отводится 90 минут.

При проведении тестирования обязательно использование школьного

географического атласа для 8 класса.

6. Оценка выполнения отдельных заданий и работы в целом

Оценивание ответов экзаменуемых осуществляется в соответствии с требованиями образовательного стандарта. При этом учитываются объем, сложность каждого из вопросов.

Критерии оценивания устного ответа

Отметка «5» ставится, если учащийся продемонстрировал системные знания по поставленному вопросу. Раскрыл его логично, показав понимание взаимосвязей характеризуемых географических объектов и явлений, не допустив ошибок и неточностей; использовал необходимую географическую терминологию, подкреплял теоретические положения конкретными примерами.

Отметка «4» ставится за ответ, из которого ясно, что учащийся имеет основные знания по данному вопросу, представления о причинно-следственных связях, влияющих на географические процессы и явления, но в котором отсутствуют некоторые элементы содержания, или присутствуют неточности, или ответ нелогичен, или неверно используется географическая терминология.

Отметка «3» ставится за ответ, в котором учащийся проявляет фрагментарное знание элементов содержания, но не может подкрепить их конкретными примерами, имеет общие представления о географических процессах или явлениях, но не может раскрыть их сущности.

Отметка «2» ставится, если учащийся не смог дать верного ответа и подкрепить их конкретными примерами, не имеет общие представления о географических процессах или явлениях

Критерии оценивания КИМ

1. Задание с выбором ответа считается выполненным верно, если выбранный

учащимся номер ответа совпадает с эталоном. Если ученик выбрал более

одного ответа, то задание считается выполненным неверно.

2. Задание с кратким ответом считается выполненным, если записанный ответ совпадает с эталоном.

3. Задание с развѐрнутым ответом оценивается экспертом с учѐтом

правильности и полноты ответа в соответствии с критериями оценивания для экспертов.

Все задания работы с выбором ответа и с кратким ответом оцениваются в 1 балл. Выполнение задания с развёрнутым ответом оценивается до 2 баллов в зависимости от полноты и правильности ответа.

Выполнение учащимся работы в целом определяется суммарным баллом,

полученным им по результатам выполнения всех заданий работы. Максимальный балл за выполнение всей работы − 28 балла.

Если учащийся получает за выполнение всей работы менее 13 баллов, то

он имеет недостаточную предметную подготовку по курсу и нуждается в

дополнительном изучении материала и повторной аттестации.

Результат учащегося, лежащий в пределах от 14 до 18 баллов, говорит об

усвоении им проверяемых элементов содержания в целом при недостаточном

владении способами деятельности. Учащийся нуждается в дополнительной

коррекционной работе по проверяемым темам курса. Данный уровень

усвоения соответствует отметке «удовлетворительно».

При получении 19−23 баллов учащийся показывает усвоение всех

содержательных элементов проверяемых тем курса и оперирование ими на

уровне выполнения стандартных учебных задач. Данный уровень усвоения

соответствует отметке «хорошо».

При получении 24−28 баллов учащийся демонстрирует освоение

содержания предмета на уровне овладения сложными учебными действиями,

умениями применять полученные знания при решении субъективно новых задач. Данный уровень усвоения соответствует отметке «отлично».

7. План работы

В плане работы даѐтся информация о каждом задании: тематическая принадлежность, уровень сложности, тип задания и максимальный балл.

Условные обозначения

Уровни сложности заданий:

Б – базовый,

П – повышенный,

В – высокий.

Тип задания:

ВО – задания с выбором ответа,

КО – задания с кратким ответом,

РО – задания с развѐрнутым ответом.

План экзаменационной работы по географии для учащихся 8 классов

Проверяемый элемент содержания

Уровень

сложности

задания

Тип

задания

Максимальн.

балл за

выполнение

1

Источники географических знаний

Б

ВО

1

2

Географическое положение и границы России

Б

ВО

1

3

Географическое положение и границы России

Б

ВО

1

4

Географическое положение и границы России

Б

ВО

1

5

Географическое положение и границы России

Б

ВО

1

6

Источники географических знаний

Б

ВО

1

7

Внутренние воды

Б

ВО

1

8

Природно-хозяйственные зоны Рациональное природопользование

Б

ВО

1

9

Природно-хозяйственные зоны. Особо охраняемые природные территории

Б

ВО

1

10

Население

Б

ВО

1

11

Опасные и неблагоприятные природные явления

Б

ВО

1

12

Источники географических знаний

Б

ВО

1

13

Источники географических знаний

Б

ВО

1

14

Россия на карте часовых поясов

П

КО

1

15

Россия на карте часовых поясов

П

КО

1

16

Климат России

Б

ВО

1

17

Почвы России

Б

ВО

1

18

Рельеф

П

КО

1

19

Источники географических знаний

П

КО

1

20

Источники географических знаний

П

КО

1

21

Источники географических знаний

В

РО

2

22

Источники географических знаний

П

КО

1

23

Источники географических знаний

П

КО

1

24

Источники географических знаний

П

КО

1

25

Источники географических знаний

П

КО

1

26

Россия на карте часовых поясов

Б

КО

1

27

Природно-хозяйственные зоны

П

КО

1

ИТОГО

Б-15

П- 11

В-1

ВО – 15

КО – 11

РО – 1

28

Вопросы к устному переводному экзамену по географии за 2016-17 уч. год

                           

  1. Россия на карте мира. Границы России.
  2. Важнейшие особенности рельефа России.
  3. Современное развитие рельефа.
  4. Полезные ископаемые на территории России.
  5. Общая характеристика климата России. Типы климата нашей страны.
  6. Реки России.
  7. Озера, подземные воды, многолетняя мерзлота и ледники.
  8. Почвы – «особое природное тело». География почв России.
  9. Понятие о природном территориальном комплексе. Свойства природных территориальных комплексов.
  10. «Безмолвная» Арктика.
  11. Чуткая Субарктика.
  12. Таежная зона.
  13. Зона смешанных широколиственно-хвойных лесов.
  14. Лесостепи и степи.
  15. Полупустыни, пустыни.
  16. Особенности природы субтропиков.
  17. Болота. Образование низинных и верховых болот.
  18. «Многоэтажность» природы гор.
  19.  Рациональное использование природных ресурсов.
  20. Охрана природы т охраняемые территории.
  21.  Административно-территориальное устройство России.
  22.  Численность и воспроизводство населения.
  23. Миграции населения в России.
  24.  Этнический состав населения России.
  25.  Плотность населения. Расселение и урбанизация.


Ответы к заданиям

задания

Вариант 1

Вариант 2

2

3

2

1

1

1

3

1

1

2

2

1

4

3

3

2

2

3

2

4

3

1

2

2

2

1

12:00

19:00

13:00

8:00

1

4

3

3

АСВ

ВСА

370, 380, 390

410, 420

восток

юг

Участок 1.

1. Есть склон для катания.

2. Нет деревьев и кустарников, а также ям.

Участок 2.

1.Ровная плоская поверхность

2. Покрыт травянистой растительностью.

Волгоград

Челябинск

Республика Татарстан

Республика Бурятия

1

3

- 6

649

321

132

А4 Б1

А2 Б3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа. География 8 класс к учебнику А.И. Алексеев. География России: природа и население.

Рабочая программа разработана на основе Программы А.И.Алексеева и др. «География России» (Программы для общеобразовательных учреждений. География, 6-11 классы. – Москва, Дрофа, 2002). Курс «Геог...

На тему "География России. Природа и население" 8 класс.

Учебная программма, включает тематическое планирование и список практических работ....

Практическая работа № 1 по географии, 8 класс ( по программе А.И. Алексеева "География России. Природа и население")

Автор-составитель -  Ольга Викторовна  Колембекова, учитель географии высшей квалификационной категории муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

Рабочая программа по географии для 8 класса по учебнику - Алексеев А.И. География России. Природа и население. 8 класс. . – Москва, издательский дом «Дрофа», 2003.

Рабочая программа составлена на основе требований Федерального компонента Государственного Образовательного Стандарта общего образования (2005 год) и примерной программы основного общего образова...