Индивидуально-групповые занятия по географии
элективный курс по географии

Программа индивидуально-групповых занятий по географии "Географический мир"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл in.gr_._geografiya_9.docx41.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа п. Малиновский»

«Рассмотрено»

 на методическом объединении

Протокол №  

от              2017г.

«Рассмотрено»

 на методическом совете

Протокол №  

от                2017г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР ___________ г.

____________ Казанцева Н.В.

«Утверждаю»

Директор школы

Куклина И.В.

Приказ №  

от                   2017г.

Рабочая программа основного общего образования

индивидуально-групповых занятий по географии

«Географический мир»

9 класс

Составители: Холманских Т.Д..

учитель географии

1 квалификационной категории

2017г.

Пояснительная записка

В системе основного общего образования география — единственный школьный предмет, содержание которого одновременно охватывает многие аспекты как естественного, так и гуманитарно-общественного научного знания. Это позволяет формировать у учащихся:

• комплексное представление о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества посредством знакомства с особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;

• целостное восприятие мира не в виде набора обособленных природных и общественных компонентов, а в виде взаимосвязанной иерархии целостных природно-общественных территориальных систем, формирующихся и развивающихся по определенным законам.

Цель: усвоение обучающимися системы знаний в области географии.

Задачи:

-углубить и расширить знания по физической и экономической географии;

-развивать познавательную, творческую активность, наблюдательность, интерес к окружающему миру;

-вовлечь обучающихся в активную практическую деятельность по изучению географии.

Критерии оценивания: проводится текущий контроль в виде защиты презентаций, которые можно в последующем использовать на уроках географии в младших классах, по окончании курса проводится итоговый тестовый  контроль.

Изучив теоретический материал, обучающиеся должны знать:

  • картографические элементы, факты;
  • номенклатуру;
  • основные понятия, характерные признаки, явления и процессов, причинно – следственные связи, взаимосвязи и компоненты природы, взаимодействия человека и природы;
  • особенности природы и хозяйственной деятельности человека.

Изучив практический материал элективного курса, учащиеся должны уметь:

  • определять географические координаты, направления, расстояние по карте и плану местности;
  • определять различия в поясном времени различных территорий;
  • анализировать статистический материал;
  • воспроизводить знания фактов и причинно – следственных и пространственных связей;
  • читать карты  различного содержания;
  • показывать на карте географические объекты и ареалы распространения явлений;
  • описывать географическое положение;
  • определять тип объекта согласно классификации;
  • сравнивать свойства географических объектов;
  • определять и объяснять особенности территории на основе использования различных источников географической информации.

        

        Сроки и этапы реализации программы, ориентация на конечный результат:

   Данная программа рассчитана на один учебный год – 35часов, 1 час в неделю. В результате прохождения программного материала обучающиеся овладевают разнообразными предметными компетенциями. Курс индивидуально-групповых занятий  без отметочный.

Содержание программы

  1. История географии (3 часа)

Вселенная, солнечная система. Выдающиеся географические открытия и исследования, первооткрыватели, создание картографии. Роль современной географии в мировой общественности.

  1. Природные особенности Земли  (6 часов)

Земля как планета. Форма и размеры Земли, движение Земли. Земная кора и литосфера. Состав, строение, развитие. Земная поверхность: формы рельефа суши, дна Мирового океана. Гидросфера, ее состав и строение. Мировой океан и его части, взаимодействие с атмосферой и сушей. Поверхностные и подземные воды суши. Ледники, многолетняя мерзлота. Водные ресурсы Земли. Атмосфера. Состав, строение, циркуляция. Погода и климат. Изучение элементов погоды. Биосфера, ее взаимосвязи с другими биосферами. Почвенный покров. Географическая оболочка Земли.

  1. Карта-язык географии (4 часа)

Виды карт, картографических проекций, значков и качественного фона. Топографические карты и приемы работы с ними. Нахождение азимута, расстояния и координат на карте.

  1. Материки и океаны  (6 часов)

Роль мирового океана. Свойства вод океана, течения. Образ  материков. Географическое положение, размеры и очертания. Крайние точки. Береговая линия. Особенности земной коры и рельефа материка. Полезные ископаемые. Особенности климата. Особенности внутренних вод, их зависимость от рельефа и климата.

  1. Мозаика народов мира  (4 часа)

Народы, языки и религии  мира. Отличительные признаки народов мира. Языковые семьи. Международные языки. Основные религии мира.

Города и сельские поселения. Различие городов и сельских поселений. Крупнейшие города мира и городские агломерации. Типы городов и сельских поселений.

  1. Природопользование и геоэкология. (2часа)        

Влияние хозяйственной деятельности на природу. Основные типы природопользования. Стихийные явления в литосфере, гидросфере, атмосфере. Современный облик планеты Земля.

  1. Особенности  экономико-географического районирования России. (10 часов)

 Особенности географического положения, природа России, население России, хозяйство России,  Природно-хозяйственное районирование России, Россия в современном мире.

Тематическое планирование

Наименование разделов

Всего часов

В том числе:

Практические, лабораторные, творческие, самостоятельные

работы

Контрольные

работы

1

История географии

3

2

Природные особенности Земли

6

2

3

Карта- язык географии

4

4

4

Материки и океаны

6

2

5

Мозаика народов мира

4

6

Природопользование и геоэкология

2

7

Особенности экономико- географического районирования России

10

                                                                         Итого

35

Календарно-тематическое планирование

№п/п

№ урока в теме

Тема урока

Количество часов

Тип урока

Планируемая дата

Раздел 1. История географии (3часа)

Познавательные: давать определения понятиям, раскрывать на конкретных примерах цели изучения географии, уметь характеризовать основные этапы формирования карты в век географических открытий.

Коммуникативные: участвовать в обсуждении о необходимости изучения географии. характеризовать и конкретизировать примерами великие географические открытия, формировать собственное мнение, позицию, Познавательные: выявлять зависимость продолжительности  суток от вращения Земли вокруг оси и солнца, работать в группе , устанавливать рабочие отношения.

Регулятивные: осуществлять самостоятельно рефлексию.

Личностные: эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования

Внеурочная деятельность: доклад про великих путешественников

1

1.1

Как люди открывали Землю

1

Вводный

2

1.2

Великие географические открытия

1

Комбинированный

3

1.3

Современная география

1

Комбинированный

Раздел 2. Природные особенности Земли (6 часов)

 Познавательные: выдвигать гипотезы, выявлять зависимость продолжительности  суток от вращения Земли вокруг оси и солнца, сопоставлять истинные размеры планеты

Коммуникативные: формировать собственное мнение, позицию, учиться работать в малой группе над общими задачами работать в группе , устанавливать рабочие отношения.

Регулятивные: осуществлять самостоятельно рефлексию.

Личностные: осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона),осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

Внеурочная деятельность: работа с источниками информации

4

2.1

Мы во Вселенной

1

Комбинированный

5

2.2

Физические особенности планеты. Движение Земли

1

Комбинированный

6

2.3

Атмосфера

1

Комбинированный

7

2.4

Гидросфера

1

Практикум

8

2.5

Литосфера

1

Практикум

9

2.6

Биосфера

1

комбинированный

Раздел 3.  Карта –язык географии (4 часа)

Познавательные: описывать заданный маршрут, владеть понятиями, владеть основными условными знаками, раскрывать на конкретных примерах значение градусной сети, владеть навыками нахождения координат

 Личностные: эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её

Регулятивные: способность к самостоятельному приобретению  новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью, умение организовывать свою деятельность, оценивать достигнутые результаты

Коммуникативные: работать в группе , устанавливать рабочие отношения, высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные.

Внеурочная деятельность: разработка топографической карты школьного участка

10

3.1

Приемы работы с топографической картой

1

Практикум

11

3.2

Вычерчивание профиля местности

1

Практикум

12

3.3

Нахождение  координат географических объектов

1

Практикум

13

3.4

Работа с контурной картой

1

Практикум

Раздел 4. Материки  и океаны (6часов)

Предметные: формирование представлений   и основополагающих теоретических знаний об особенностях природы, населения, хозяйственной деятельности материков

Личностные: формирование познавательного интереса к изучению материков

Метапредметные: формирование умений работать с разными источниками географической информации – текстом, картами, схемами, устанавливать причино-следственные связи, строить логические размышления и делать выводы

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, работать в паре и группе

Внеурочная деятельность: работа с источниками информации, создание презентаций

14

4.1

Мировой океан

1

Комбинированный

15

4.2

Северная Америка

1

Комбинированный

16

4.3

Южная Америка

1

Комбинированный

17

4.4

Евразия

1

Комбинированный

18

4.5

Африка

1

Комбинированный

19

4.6

Австралия и Антарктида

1

Комбинированный

Раздел 5. Мозаика народов мира (4 часа)

Предметные: формирование знаний о численности и воспроизводстве населения, естественном приросте населения и его типах, демографической политике, половом, возрастном, этническом составе населения, об этнополитических и религиозных  конфликтах, международных миграциях, урбанизации  и ее формах, темпах и  уровнях, об уровне  качества  жизни населения крупнейших стран мира. Метапредметные: формирование умений: 1) находить и отбирать информацию в соответствии с учебными задачами; 2) использовать учебную информацию для достижения результата; 3) анализировать карты  графики  и делать самостоятельные выводы.

Личностные: понимание значимости районирования

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, работать в паре и группе

Внеурочная деятельность: работа с источниками информации, создание презентаций

20

5.1

Численность и воспроизводство населения мира

1

Комбинированный

21

5.2

Этнический состав населения мира

1

Комбинированный

22

5.3

Религии мира

1

Комбинированный

23

5.4

Движение населения

1

Практикум

Раздел 6.  Природопользование и геоэкология(2 часа)

Предметные: формирование знаний о видах природных ресурсов, обеспеченности природными  ресурсами стран мира, рациональном и нерациональном природопользовании, причинах и последствиях  загрязнения окружающей среды

 Метапредметные: формирование умений: 1) находить и отбирать информацию в соответствии с учебными задачами; 2) использовать учебную информацию для достижения результата; 3) анализировать карты  графики  и делать самостоятельные выводы.

Личностные: понимание значимости районирования

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, работать в паре и группе

Внеурочная деятельность: работа с источниками информации

24

6.1

Рациональное и нерациональное использование природных ресурсов

1

Комбинированный

25

6.2

Глобальные проблемы человечества

1

Практикум

Раздел 7. Особенности России (10 часов)

Предметные: формирование знаний о географических и экономических регионах России, их особенностях, хозяйстве, экономических отношениях.

Метапредметные: формирование умений: 1) работать с текстом, картами и диаграммами; 2) строить логическое рассуждение и делать выводы на основе анализа диаграмм;3) определять по политико-административной карте соседей России.

Личностные: осознание своей принадлежности к величайшей стране мира; воспитание любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, работать в паре и группе

Внеурочная деятельность: работа с интернет -ресурсами

26

7.1

Природные комплексы России

1

Комбинированный

27

7.2

Политико-административное устройство РФ

1

Практикум

28

7.3

Экономика РФ

1

Дискуссия

29

7.4

Важнейшие межотраслевые комплексы РФ

1

Дискуссия

30

7.5

Комплексы, производящие конструкционные материалы и химические вещества

1

Практикум

31

7.6

Западный макрорегион

1

Комбинированный

32

7.7

Центральная Россия

1

Комбинированный

33

7.8

Поволжье, Европейский Юг

1

Комбинированный

34

7.9

Урал

1

Комбинированный

35

7.10

Восточный и дальневосточный макрорегионы.

1

Комбинированный

Список литературы

Для учителя

Для обучающихся

География: большой справочник для школьников и поступающих в вузы. М.: Дрофа 1999-560с.

Низовцев В.А. Школьные олимпиады. География. 6-10 классы/В.А. Низовцев, Н.А. Марченко.-М.:Айрис-пресс, 2010. -304 с.

Географическое положение России. 9 класс: элективный курс/авт.-сост. Н. В. Болотникова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 72 с.

Атлас. География 6,7,8-9 класс. Издательство «Дрофа», М., 2016г

География. 9 класс. Предпрофильная подготовка: сборник программ элективных курсов/ авт.-сост. Н. В. Болотникова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 143 с.

Чернова В.Г. География в таблицах и схемах. –СПб.:ООО «Виктория плюс», 2012. -96 с.

Сиротин В. И. Практические работы по географии и методика их выполнения (6-10 кл.): Пособие для учителя. – М.: АРКТИ, 1998.- 144 с.

Интернет-ресурсы: http://nsportal.ru/blog/shkola/obshcheshkolnaya-tematika/priemy-refleksii-na-uroke


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуально-групповые занятия по географии в 7 классах.

Традиционный для школы курс географии материков и океанов в условиях модернизации среднего географического образования занимает особое место в структуре дисциплины «география». В нем удачно сочетаются...

Индивидуально-групповые занятия по географии в 8 классах.

Курс «География России» завершает базовое географическое образование, создает у учащихся образ страны во всем ее многообразии и целостности. Его содержание связано с ключевыми экологическими проблемам...

Рабочая программа индивидуально-групповых (групповых) занятий для учащихся 3 класса с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью (сенсорное развитие)

Программа является вариативной, имеет адресную направленность на конкретного ребёнка или подгруппу учащихся, имеющих сходные затруднения. Сенсорное развитие составляет основу умственного развития ребе...

Программа индивидуально-группового сопровождения по географии "Подготовка к ОГЭ"

Пояснительная записка Рабочая программа индивидуально-группового сопровождения составлена на основе кодификатора и спецификатора к подготовке экзамена по географии, олимпиадам и конкурсам.Програм...

Программа индивидуально-группового сопровождения по географии «Подготовка к ЕГЭ»

Пояснительная записка Рабочая программа индивидуально-группового сопровождения составлена на основе кодификатора и спецификатора к подготовке экзамена по географии, олимпиадам и конкурсам.Програм...