Из опыта работы. Алгоритм определения географических координат.
учебно-методический материал по географии (6 класс)

Дашкова Людмила Анатольевна

Географическая карта является языком географии. Изучение географии в школе невозможно без карты. В курсе физической географии 6 класса на уроке № 14 - 15 "Географические координаты" одним из образовательных результатов урока является умение определять географические координаты точек земной поверхности. В своей работе я применяю следующий алгоритм определения географической широты и долготы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty.docx170.02 КБ
PDF icon str._4.pdf336.92 КБ

Предварительный просмотр:

                     РМО  учителей географии

      «Из опыта работы.  

  Алгоритм определения

        географических

           координат».

                                             Подготовила учитель географии      

                                             МБОУ «Удаченская ООШ  

                                             МО «Ахтубинский район»    

                                             Дашкова Л.А.

                                 27.03.2018 г.                                                              

   Географическая карта является языком географии.  К.Г. Паустовский отмечал: «Изучение незнакомого края всегда начинается с карты…  По карте можно странствовать так же, как по земле». Картографические знания представлены комплексом понятий и терминов, определенных программой. Все картографические термины и понятия разделяются на две составные части: знания об особенностях карты, отражающие географическую и математическую основы карты и знания географического содержания, заложенные в карты.  Изучение географии в школе невозможно без карты. Овладение навыками работы с ними, получения по ним новой информации  и её анализа – необходимые условия формирования географической, картографической  и общей культуры обучающихся. По карте можно определять географическое положение любого пункта Земли: насколько он удалён от полюсов, от экватора, в каком тепловом поясе и в какой зоне он находится, каково его отношение к морю, его связь с хозяйственными, политическими и культурными центрами и т.д. Посредством географических координат можно точно обозначить на карте то место, где на земном шаре находится какой-либо объект и т.д. Но карта не только инструмент и наглядное пособие; она, как и книга, при умении её читать, может быть источником географических знаний. До сих пор карта на бумажном носителе остаётся одной из основных для школьной географии. В преподавании географии в школе карты имеют не меньшее значение, чем учебники. Это одна из отличительных черт данного школьного предмета от других дисциплин школьной программы. Карты наглядно иллюстрируют содержание учебника, создавая  у обучающихся пространственное представление об изучаемой территории.

   Изучение карты – интереснейшее занятие. Карта используется на всех этапах урока. Всегда стоит помнить «золотое правило» географии: всё, что показываешь – называй, а всё, что называешь – показывай».  Когда обучающиеся используют карту, то они ещё и развивают свои творческие способности. Работа с картами способствует развитию воображения, памяти, логического мышления и речи обучающихся, умений анализировать, сравнивать, сопоставлять и делать заключения. Она является самым доступным и очень действенным средством активизации обучения в смысле развития самостоятельности обучающихся, возбуждения у них интереса к предмету и установления связей школьной географии с жизнью. 

    Формирование общеучебных и специальных навыков в курсе географии определяется формированием теоретических знаний  и закрепляют их практические упражнения. Успех изучения всего курса географии и отдельных её тем определяется, насколько успешно обучающиеся овладели основными теоретическими знаниями и умениями по начальному курсу. Ведь именно там начинается формирование основных понятий и навыков.

   В курсе физической географии  6 класса, в разделе II  «Изображение земной поверхности»,  на уроках  № 14 – 15 «Географические координаты» одним из образовательных результатов  урока является умение определять географические координаты  (широту и долготу) любой точки земной поверхности, т.е. «географический адрес» объекта. Такое умение детям даётся нелегко. А научиться определять географические координаты, ну, просто необходимо. Хотя бы потому, что в каждом тренировочном варианте при подготовке  к  ГИА по географии, есть подобные задания и даже с готовыми координатами объекта, который находится на каком – то острове, полуострове и т.д.  Вот, уже многие годы в своей работе, в ходе совместной деятельности с обучающимися,  я применяю следующий алгоритм определения географической широты и долготы. Обязательно используем настенную карту «Физическая карта полушарий» и аналогичную карту в атласах. Формулировка понятий «географическая широта» и «долгота», которая обычно была трудна для обучающихся, даётся им гораздо легче, а некоторым вообще без затруднений. Это стало возможным, когда обучающиеся прочно осознали содержание терминов «меридиан», «параллель» и др. и перестали их путать друг с другом; когда обучающиеся в достаточной степени овладели приёмом абстракции и умеют выделять признаки рассматриваемых объектов и явлений; когда они сознательно применяют правило построения логического определения через уже известные. Перед определением географической широты точки земной поверхности (например, города), даю под диктовку понятие «географическая широта».

   Географическая широта – это величина дуги меридиана в градусах от экватора до заданного места.

  Предлагаю на примере определить  географическую  широту  города  Москва (см. Приложение 1).  В ходе эвристической беседы и работы по физическим картам полушарий (настенная и карта атласа) выясняем, что г. Москва расположен между параллелью в 50º  и 60º  (отмечаем, что разница между ними – 10º).  Делаем схематический чертёж (я – на доске, обучающиеся – в тетрадях). Также выясняем, между какими меридианами расположен город (меридианы в 30º  и  40º). Разница между ними также  – 10º. Их тоже наносим на чертёж.  Подписываем величину параллелей и меридианов в градусах. Затем  пунсоном отмечаем Москву в получившемся внутри квадрате. При этом не забываем выяснить, к какой параллели и к какому меридиану ближе находится наш объект?

   Вспоминаем, что «географическая широта – это величина дуги меридиана в градусах…», значит, работаем с близлежащим меридианом (на карте и на нашей схеме). Делим его сначала пополам так, что в каждой части будет по 5º  (10º : 2 части = 5º). Затем делим ту половину близлежащего меридиана, рядом с которым находится пунсон города  Москва, на 5 равных частей. Каждая такая часть будет равна 1º. От пунсона опускаем перпендикуляр к этому меридиану, проводим его пунктиром.

   Снова вспоминаем понятие географической широты. Это «величина дуги меридиана в градусах от экватора до заданного места». Расстояние в градусах нужно определять от экватора по меридиану.  От экватора до параллели с наименьшей величиной  в 50º  и от этой параллели по меридиану + 5º  и ещё + 1º  (см.  Приложение 1).  В тетради под чертежом, я – на доске,  выполняем действие: 1) 0º + 50º +  5º  + 1º  = 56º  с.ш.  В ходе беседы выясняем, что все точки (объекты)  земной поверхности, расположенные к северу от экватора (0º +…), будут иметь северную широту (от 1º до 90 º с.ш.), а объекты, расположенные к югу от экватора (0º +…), будут иметь южную широту (от 1º  до 90º  ю. ш.).  (См. Приложение 2)

   Далее, определяем по аналогичному алгоритму географическую долготу              г. Москва. Даю возможность самим обучающимся сформулировать понятие «географическая долгота». После обмена мнениями, записываем понятие в тетрадь.

    Географическая долгота – это величина дуги параллели в градусах от нулевого меридиана  до заданного места.

   Продолжаем работать с тем же чертежом (см. Приложение 1). Так как близлежащей параллелью к пунсону города Москва является параллель 60º, делим ее на две равные части, в каждой из которой по 5º. Затем делим на 5 равных частей правую часть этой параллели. В каждой части, мы помним по 1º. От пунсона на параллель  60º  опускаем перпендикуляр. Итак, географическая долгота – это величина дуги параллели в градусах от нулевого меридиана  до заданного места. Значит, отсчёт в градусах делаем от нулевого меридиана до меридиана 30º и плюс расстояние в 5 и ещё в 3º.  Записываем: 2) 0º  +  30º  +  5º  +  3º  = 38º  в.д.  В ходе беседы выясняем, что все точки (объекты)  земной поверхности, расположенные к востоку от нулевого меридиана  (0º  +…), будут иметь восточную долготу (от 1º  до 180º   в.д.), а объекты, расположенные к западу от нулевого меридиана  (0º  +…), будут иметь западную долготу (от 1º  до 180º з. д.).  (См. Приложение 3)

   Подводим итог определения географических координат (широты и долготы) города Москва. Делаем запись под вторым действием.                          Ответ: г. Москва (56º  с.ш., 38º  в.д.).

                                                                                                    Приложение 2.

http://topography.ltsu.org/topography/t3_clip_image004.jpg

                                                                                                      Приложение 3.

               

                                                          http://topography.ltsu.org/topography/t3_clip_image006.gif                       


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование общеучебных и специальных навыков на уроках географии в процессе изучения тем «Определение географических координат», «Определение расстояний между точками», «Определение абсолютной высоты мест

Формирование общеучебных и специальных навыков на уроках географии в процессе изучения тем «Определение географических координат», «Определение расстояний между точками», «Определение абсолютной высот...

Практическая работа по теме "Определение географических координат".

Практическая работа по географии для учащихся 6 класса....

Практическая работа №4: «Определение географических координат объектов, географических объектов по их координатам».

Данная практическая работа №4 отличается от аналогичных разработок наличием:- карточки задания №1 - где учащиеся в качестве "стартового спринта" работают по завершению формирования представлений о пар...

Задания проверочной работы по определению географических координат

Задания проверочной работы по определению географических координат для 6 вариантов....

Практическая работа Определение географических координат точек и точек по географическим координатам

Практическая работа  Определение географических координат точек и точек по географическим координатам...

Практическая работа Определение расстояний по глобусу и карте.Определение географических координат.

Практическая работа Определение расстояний по глобусу и карте.Определение географических координат.(Программа "Полярная звезда") проводится в конце изучения темы План и карта.Содержит интере...