Рабочая программа факультативного курса "Проектная деятельность в естественнонаучном цикле""
элективный курс

Иванова Наталья Валентиновна

Проектная и исследовательская деятельность учит детей самостоятельно мыслить, ставить и решать проблемы, привлекая знания из разных областей науки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnaya_deyatelnost_8_kl.doc107 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

факультативного курса

 «Проектная деятельность

в естественнонаучном цикле»

2016-2017 учебный год

        

                                                                         Составитель:

                                                                           Иванова Н.В.,

                                                                                   учитель географии

                                                                        I категории

                

2016 г.

Пояснительная записка

Проектная и исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование проектного стиля мышления.

При прохождении тем важным является целостность, открытость и адаптивность материала. Поэтому в программе курса “Проектная деятельность в естественнонаучном цикле” кроме вопросов о проектной деятельности и научном исследовании, структуре исследовательской работы, планировании и требованиях к эксперименту, предусмотрено ознакомление с элементами речевой компетенции учащихся, психологического настроя, взаимодействия с аудиторией.

Содержание данной программы согласовано с содержанием программ по психологии, педагогике, риторике, информатике, а также индивидуальными программами по проектной деятельности и исследовательской работе учащихся.

Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами проектной и исследовательской деятельности: от осмысления сути проектной и исследовательской деятельности, от истоков научной мысли и теории, от творческой и уникальной деятельности выдающихся ученых – к изучению составных частей проектной и исследовательской деятельности. Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать понимать, осмысливать причинно-следственные связи между деятельностью человека и наукой, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.

Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:

  • вести устный диалог на заданную тему;
  • участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;
  • участвовать в работе конференций, чтений.

В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной проектной и исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой создается проект или проводиться исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад и  работу.

Цель курса: творческое развитие начинающих исследователей, развитие навыков самостоятельной научной работы в естественнонаучном цикле.

Задачами курса:

  • представление учащимся проектной деятельности как единой системы;
  • формирование у учащихся чувства значимости проектной деятельности и научного исследования;
  • пробуждения интереса учащихся к изучению предметных вопросов.

Концепция: традиционное обучение с элементами личностно-ориентированного дифференцированного, проблемного, развивающегося обучения

Сроки реализации программы курса:

2016-2017 уч.год, 68 часов в год, 2 часа в неделю

       

 Формы организации учебного процесса:

  • индивидуальные;
  • групповые;
  • индивидуально-групповые;
  • фронтальные.

Методы организации учебного процесса:

По источникам информации

  • словесные
  • наглядные
  • практический

           По уровням познавательной деятельности

  • проблемный
  • иллюстративный
  • репродуктивный

Технологии обучения:

  • технология полного усвоения
  • технология дифференцированного обучения

Формы, способы  и средства проверки: Систематизация и усвоение полученных теоретических знаний проверяется при выполнении учащимися практических работ – выполнение проекта, проведения предметного исследования и оформления деятельности.

По окончании курса проводится публичная защита проекта,  исследовательской работы – опыт проектной деятельности в естественнонаучном цикле, выступление, демонстрация уровня психологической готовности учащихся к представлению результатов работы.

Календарно-тематическое планирование

Класс___8__

Количество часов всего__68_____ в неделю__2____

Количество      практических работ____37_______

п/п

Название темы, раздела

Кол-во часов

Из них

Сроки

Планируемый результат

теорети-

ческие занятия

практи-

ческие

занятия

др.

1

Введение.

Раздел 1. Наука и научное мировоззрение 

1ч.

1

03.09

Знать: понятие проектная и исследовательская деятельность, её особенности, значимые личностные качества учащегося.

1.1.

Опорные позиции проектной деятельности и исследования, целеполагание, прогнозирование

2ч.

1

1

05.09-10.09

Знать: возможные трудности, опасности, критерии для оценки результативности своего проекта.

1.2.

Определение темы, объекта, предмета проекта

4ч.

3

1

12.09-24.09

Уметь давать: характеристики понятий: тема, предмет, объект проекта. Обосновывать актуальность выбора темы проекта.

1.3.

Цель и задачи проекта, исследования

4ч.

3

1

26.09-08.10

Знать: основные стадии, этапы исследования.

1.4.

Научная гипотеза и её проверка

4ч.

3

1

10.10-22.10

Знать понятие: гипотеза, требования к научной гипотезе, значение гипотезы

1.5.

План и организация проекта, исследования

6ч.

3

3

24.10-19.11

Уметь: планировать проектную деятельность с учетом целей, задач и гипотезы проекта.

1.6.

Составление индивидуальной рабочей программы

2ч.

1

1

21.11-26.11

Уметь: составлять рабочую программу

1.7.

Поиск источников и литературы, отбор фактического материала. Понятия: источник и литература

2ч.

1

1

28.11-03.12

Знать понятия: источник, литература.

1.8.

Анализ результатов проекта

6ч.

3

3

05.12-24.12

Уметь находить: плюсы и минусы, полученных в результате деятельности.

1.9.

Понятийный аппарат проектной деятельности в естественнонаучном цикле

1ч.

 1

26.12

Знать:

понятия ведущих направлений проектной деятельности.

1.10.

Индивидуальное проектное задание

2ч.

1

1

14.01-16.01

Уметь: создавать проект в группе.

1.11.

Научная статья

3ч.

2

1

21.01-28.01

Знать: правила написания, содержание, оформление научной статьи.

1.12.

Реферат

3ч.

1

2

30.01-06.02

Понятие: реферат как краткое письменное или устное изложение содержания по теме проекта.

 

2.1

Раздел 2. Речевая компетенция учащегося, креативный потенциал речи

Объем словаря (активного и пассивного) и осознание его употребления в речи

 

 

1ч.

 

 

1

11.02

 Знать: словарный запас, его значение. Активная и пассивная лексика. Сленг.

2.2

Практическое владение нормами литературного языка

2ч.

 

2

13.02-18.02

Овладеть: нормами литературного языка

2.3

Оценка речевых высказываний собеседника и художественного текста

2ч.

 

2

20.02-25.02

Оценивать: речевые высказывания собеседника

2.4

Различные стили речи и жанры речевых высказываний

1ч.

 

1

27.02

Знать: различные стили и жанры речи

2.5

Соответствие плана содержания и плана выражения в речи

2ч.

 

2

04.03-06.03

Знать: соответствие плана содержания плану выражения в речи

2.6

Обращенность речи, соотнесение её с характером аудитории

1ч.

 

1

11.03

Знать: обращенность речи

2.7

Индивидуальный характер, личностность речи (словарь, интонация, образность)

1ч.

 

1

13.03

Знать: индивидуальный характер

 

3.1

Раздел 3. Основы психологических знаний.

Психологический настрой на работу с аудиторией

 

2ч.

 

 

2

18.03-20.03

Знать: основы психологических знаний

3.2

Приемы саморегуляции

2ч.

1

1

01.04-03.04

Знать: общие закономерности саморегуляции

3.3

Рефлексия как механизм обратной связи в жизнедеятельности человека

2ч.

1

1

08.04-10.04

Уметь: познавать свое внутренние состояние, личностные особенности, эмоциональные реакции.

 

4.1

Раздел 4. Применение основ информатики в проектной деятельности

Структура, композиция проекта

 

 

4ч.

 

 

1

 

 

3

15.04-24.04

Знать: понятие о структурировании проектного материала

4.2

Требования к оформлению проектов, цитирование, ссылки

3ч.

1

2

29.04-08.05

Знать: требования к параметрам страницы, междустрочный интервал

4.3

Результаты проектной деятельности и их обработка (составление диаграмм, графиков, схем, иллюстраций)

5ч.

3

2

13.05-20.05

Уметь давать: характеристику исследуемой проблемы, вычленять главные, достаточные и вспомогательные условия, определять закономерности.

 

ВСЕГО

68

31

37

Содержание курса

Введение – 1 час

Проектная и исследовательская деятельность учащихся, её особенности и общая характеристика. Значимые личностные качества учащегося. Проектные и исследовательские способности, пути их развития.

Раздел 1. Наука и научное мировоззрение

Тема 1.1 Опорные позиции проектной деятельности, целеполагание, прогнозирование – 2 часа.

Научные идеи, позволяющие увидеть глубину исследуемой проблемы. Возможные трудности, опасности, критерии для оценки результативности своего проекта. Целеполагание как конструирование проектной деятельности

Практическое занятие. Определение возможных отклонений от намеченной программы, от прогнозируемого развития исследования.

Тема 1.2 Определение темы, предмета, объекта проекта – 4 часа.

Характеристика понятий: тема, предмет, объект проекта. Обоснование актуальности выбора темы проекта. Предмет проекта как проблема в самой теме проектной деятельности. Объект проекта “поле” научных поисков.

Практическое занятие. Подходы к определению, объяснению темы, предмета, объекта проекта.

Тема 1.3. Цель и задачи проекта – 4 часа.

Соответствие цели и задач теме проекта. Сущность изучаемого процесса, его главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования.

Практическое занятие. Обоснование основных путей решения собственной исследовательской проблемы.

Тема 1.4. Научная гипотеза и её проверка – 4 часа.

Гипотеза как исходный элемент поиска истины, которая помогает целенаправленно собрать и группировать факты. Требования к научной гипотезе. Значение гипотезы в определении стратегии проектного и исследовательского поиска.

Практическое занятие. Определение “нулевой” гипотезы, построенной на структурных связях между предметом и объектом проекта, объяснение первоначальных наблюдений, первичных фактов перед началом работы над проектом.

Тема 1.5. План и организация проектной деятельности – 6 часов.

Планирование проектной деятельности с учетом целей, задач и гипотезы проекта. Характеристика условий и обстоятельств, в которых проводится поиск. Предварительная теоретическая отработка проблемы.

Практическое занятие. Создание модели исследуемого процесса, фиксирование противоречий. Вычленение условий, которые обеспечивают эффективность решения творческой исследовательской задачи. Составление программы поиска.

Тема 1.6 Составление индивидуальной рабочей программы – 2 часа.

Характеристика исходных данных перед началом поиска. Изложение теоретических идей.

Практическое занятие. Составление модели исследуемого явления и программы действий по её реализации.

Тема 1.7 Поиск источников и литературы, отбор фактического материала – 2 часа.

Понятия: источник, литература. Фактический материал, в котором очерчивается круг основных понятий, явлений, сведений необходимых для проекта.

Практическое занятие. Сравнительные действия по отбору необходимых сведений.

Тема 1.8. Анализ результатов проектной деятельности – 6 часов.

Объекты анализа. Вычленение существенных признаков, достаточных и вспомогательных условий в ведении проекта. Определение плюсов и минусов, полученных в результате.

Практическое занятие. Формирование выводов, обобщений. Определение эффективности и значимости проекта. Развитие самостоятельности мышления на основе сопоставления данных проекта, точек зрения специалистов.

Тема 1.9. Понятийный аппарат проектной деятельности – 1 час.

Понятия ведущих направлений проектной деятельности. Единая терминология. Тезаурус.

Практическое занятие. Составление терминологического словаря.

Тема 1.10 Индивидуальное проектное задание – 2 часа.

Создание проекта в группе. Персональное поручение по изучению частного вопроса общей темы.

Практическое занятие. Исследовательская задача. Перечень условий научного поиска. Предложения по включению в общую работу результатов индивидуального задания.

Тема 1.11 Научная статья – 3 часа.

Жанр, освещающий конкретный, частный вопрос, входящий в тему проекта. Правила написания, содержание, оформление научной статьи.

Практическое занятие. План написания статьи. Логика изложения материала. Анализ фактического материала. Цитата. Сноски. Начало и завершение статьи.

Тема 1.12 Реферат – 3 часа

Реферат как краткое письменное или устное изложение содержания по теме проекта.

Практическое занятие. Тема реферата, разделы. Основное резюме. Рецензирование.

Раздел 2. Речевая компетенция учащегося, креативный потенциал речи

Тема 2.1 Объем словаря (активного и пассивного) и осознание его употребления в речи – 1 час.

Словарный запас, его значение. Активная и пассивная лексика. Сленг.

Тема 2.2 Практическое овладение нормами литературного языка.

Практическое занятие – 2 часа.

Тема 2.3 Оценка речевых высказываний собеседника художественного текста.

Практическое занятие – 2 часа.

Тема 2.4. Различные стили речи и жанры речевых высказываний.

Практическое занятие – 1 час

Тема 2.5. Соответствие плана содержания и плана выражения в речи.

Практическое занятие – 2 часа.

Тема 2.6. Обращенность речи, соотнесенность ее с характером аудитории.

Практическое занятие – 1час.

Тема 2.7. Индивидуальный характер, личностность речи (словарь, интонация, образность).

Практическое занятие – 1 час.

Раздел 3. Основы психологических знаний

Тема 3.1 Психологический настрой на работу с аудиторией.

Практическое занятие – 2 часа.

Тема 3.2 Приемы саморегуляции – 2 часа.

Общие закономерности саморегуляции.

Практическое занятие. Индивидуальная форма саморегуляции, зависящая от конкретных условий, характеристик нервной деятельности, личностных качеств учащегося.

Тема 3.3 Рефлексия как механизм обратной связи жизнедеятельности человека – 2 часа.

Самопознание учащимся своего внутреннего состояния, личностных особенностей, эмоциональных реакций.

Практическое занятие. Построение умозаключений, обобщений аналогий, составлений и оценок. Проживание, припоминание, решение проблем.

Раздел 4. Применение основ информатики в проектной деятельности

Тема 4.1 Структура, композиция проекта – 4 часа.

Понятие о структурировании проектного материала.

Практическое занятие. Введение, основная часть, выводы. Диагностическое обеспечение в проекте.

Тема 4.2 Требования к оформлению проектных работ – 3 часа.

Размер листа, шрифта (в зависимости от темы и предмета проекта), требования к параметрам страницы, междустрочный интервал.

Практическое занятие. Распечатка текста. Оформление цитирования, ссылок, сносок.

Тема 4.3. Результаты проекта и их обработка – 5 часов.

Характеристика исследуемой проблемы, вычленение главных, достаточных и вспомогательных условий, определение закономерностей.

Практическое занятие. Составление диаграмм, графиков, схем, иллюстрирующих процесс исследования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа факультативного курса деятельности «Игры и театрализованные представления по химии»

Развитие познавательного интереса учащихся при изучении химии одна из основных задач, которые приходится решать учителю в современной школе. Ещё Д.И. Менделеев отмечал, что без эмоций нет учения. Разв...

Рабочая программа факультативного курса «Комплексная программа физического воспитания учащихся»

Выявление одарённых детей и  создание условий для оптимального развития  детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также способных   детей,...

Рабочие программы факультативного курса "Анализ текста" для 8 класса и кружка "Юный филолог. Основы проектной деятельности" для 5-7 класса

Рабочая программа рассчитана на 34 часа, из расчета 1 час в неделю.Цель: формирование у учащихся познавательной мотивации к изучению русского языка, которая выражается в осознанном стремлении научитьс...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для 7-8 классов "В мире клеток и тканей" на 2023-2024 учебный год. Направление - естественнонаучная.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для 7-8 классов "В мире клеток и тканей" на 2023-2024 учебный год, предназначена для дополнительного изучения биологии на базовом  уровне...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Физика вокруг нас» (с использованием цифрового и аналогового оборудования центра естественнонаучной и технологической направленностей « Точка роста») 8 класс

Рабочая программа занятий внеурочной деятельности по физике «Физика вокруг нас» предназначена для организации внеурочной деятельности обучающихся 8класса МКОУ «Возовская средняя обще...