Развитие речи на уроках географии.
статья по географии
в статье представлен опыт работы по развитию устной речи на уроках географии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие речи на уроках географии.
Слайд 2
А помните диалог учителя географии и ученика из рассказа «Тиха украинская ночь…»
— Ну… — это ты немножко поверхностно понял… Надо глубже понимать. Не маленький. Ведь это Пушкин… Давай по фразам, «Тиха украинская ночь…» Как ты это понял?
— Я понял, что тихая ночь.
— Нет, - Пойми же, что в словах «Тиха украинская ночь» тонко подмечено, что Украина находится в стороне от центра перемещения континентальных масс воздуха. Вот что тебе нужно понимать и знать, Кораблев! Договорились? Читай дальше!
— «Прозрачно небо», — сказал я, — небо, значит, прозрачное. Ясное. Прозрачное небо. Так и написано: «Небо прозрачно».
— Эх, Кораблев,— Ну что ты, как попка, затвердил: «Прозрачно небо, прозрачно небо». А ведь в этих двух словах скрыто огромное содержание, Пушкин рассказал нам, что количество выпадающих осадков в этом районе весьма незначительно, благодаря чему мы и можем наблюдать безоблачное небо. Теперь ты понимаешь, какова сила пушкинского таланта?
А после урока Мишка вдруг отвернулся от меня, покраснел и сказал:
— А мое любимое — про сосну: «На севере диком стоит одиноко на голой вершине сосна…» Знаешь?
— Знаю, конечно, — сказал я. — Как не знать?
Я выдал ему «научное» лицо.
— «На севере диком» — этими словами Лермонтов сообщил нам, что сосна, как ни крути, а все-таки довольно морозоустойчивое растение. А фраза «стоит на голой вершине» дополняет, что сосна к тому же обладает сверхмощным стержневым корнем…
Слайд 3
Не секрет, что современные школьники не очень любят читать. Следствием этого стало то, что у детей плохо развита устная речь. Многим детям зачастую бывает сложно выразить свои мысли не только на уроке, но и при обычном разговоре.
Есть мнение, что развитие речи учащихся — это обязанность учителей-словесников, а у предметника задачи иные, и специального времени для такого обучения нет. Но всякий учебный предмет предполагает усвоение новых терминов и понятий, это и расширяет словарный запас обучающегося, так или иначе он усваивает язык, на котором происходит обучение.
Во время уроков я часто сталкиваюсь с тем, что при ответе дети теряются, не могут сформулировать предложение, просят «задавать вопросы», им легче отвечать на какой-то конкретный вопрос односложным предложением, а не выстраивать сложные предложения для полного ответа.
С целью развития навыков устной речи я стараюсь давать задания, которые требуют от учащихся развёрнутого ответа, позволяющего проверить, насколько обучающийся усвоил тему, а также требующего от него умения логически мыслить, сопоставлять факты и самостоятельно делать выводы.
Так, например, в шестом классе
- при изучении темы «Гидросфера» школьникам даётся задание «Путешествие капельки». Дети должны не только образно представить себе, какой путь пройдёт капелька по пути к океану, но и написать об этом путешествии рассказ-сказку, который они потом зачитывают всему классу.
Слайд 4
Для развития связной монологической речи использую картинки так
- при изучении темы «Литосфера» даются разные задания: рассмотрите фотографии и опишите вулкан, опираясь на зрительный образ, составь небольшой рассказ о вулкане, почему вулкан называют «огнедышащая гора», почему аэропорты закрывают во время извержения вулкана. Или выделите существенные признаки характерные для вулкана, приведите, как можно больше глаголов при написании своего рассказа о вулкане.
Слайд 6
Создание собственного вулкана с демонстрацией и сопроводительным рассказом, одно из заданий для обучающихся 5-6 классов.
Слайд 7
Создание плана местности по сказке со своими условными обозначениями, так же задание для развития устной речи.
Слайд 8
Значительного успеха можно достигнуть, обучая учащихся строить свой ответ как рассуждение. Для развития умения рассуждать предлагаю учащимся высказывать свое мнение, пользуясь такой схемой:
1.Тезис (основное положение).
2. Аргументы (доказательства):
а) …
б) …
3. Вывод.
Например, при ответе на вопрос «От чего зависит сила ветра?» ученик, используя схему ответа, говорит: «Сила ветра зависит от разности атмосферного давления» (основное положение). И далее объясняет, что если разность давления невелика, то ветер будет слабый, а если разность давления большая, то ветер будет сильный (доказательство). Следовательно, чем больше разница в атмосферном давлении между двумя участками земной поверхности, тем быстрее будет перемещаться воздух и тем сильнее будет ветер (вывод).
Слайд 8
В седьмом классе тоже много возможностей для развития навыков разговорной речи обучающихся. Например, при изучении природы каждого из материков, отвечая на вопросы, школьники не просто перечисляют характерные виды растений и животных, но и рассказывают об их интересных особенностях и использовании их людьми.
Если мы сравним два задания для семиклассников, например:
- Расскажите о широтном положении Африки.
- Африку называют континентом коротких теней. Почему?
То поймем, что для того чтобы выполнить первое задание, семикласснику необходимо и достаточно воспроизвести известные ему сведения. При выполнении же второго задания ученику придется сформулировать собственные высказывания, основанные на выстроенной им самим цепочке взаимосвязей:
- длина тени зависит от высоты Солнца, чем выше Солнце, тем короче тень;
- большая часть Африки находится в тропических и в экваториальных широтах, где Солнце бывает в зените;
- в экваториальных и в тропических широтах Солнце поднимается выше, чем в умеренных, поэтому там и тень короче…
Слайд 9-10
Используя литературные произведения, формулирую задания такого типа, которые требуют понимать и сопоставлять, прежде чем обучающийся выдаст устный ответ.
- Почему герои романа Ж.Верна " Дети капитана Гранта" в поисках потерпевших кораблекрушение вынуждены были посетить все материки?
- Вблизи какого континента потерпел крушение корабль «Британия», из произведения Ж.Верна «Дети капитана Гранта», опишите климатические особенности данного региона.
Слайд 12-13
Давая задания в игровой форме, можно пробудить творческие силы ученика, помочь ему ответить лучше, повысить интерес к выполнению работы, так как при этом возникают положительные эмоции к предстоящей деятельности. (защита лепбуков)
Слайд 14
Задание: подготовить устные рассказы на тему «День в Сахаре» (или в сельве, джунглях и т. д.), разрешив составить такой рассказ в форме дневника от первого лица, дать возможность пофантазировать, продумать в деталях собственное путешествие, с непременным использованием знаний о реальных природных особенностях описываемой территории.
Или предложить игру-обобщение «Экспедиция в Австралию (Арктику, Южную Америку и т.д.)». В экспедицию входят: начальник, метеоролог, гидролог, геолог, биолог. Начальник экспедиции получает пакет с заданиями и раздает их специалистам. О результатах своей работы они докладывают письменно или устно.
Слайд 15
В 8-9 классах навыки разговорной речи развиваются при изучении всех тем. При ответе добиваюсь от обучающихся не просто перечисления признаков, например природной зоны, но и её описания – характерные растения, животные, их взаимосвязь и зависимость от климатических условий, и, следовательно, зависимость природных зон от географического положения.
Привлекаю к работе знаменитые полотна художников, которые так же учат школьников формулировать мысли, хорошо, если есть подсказка в виде небольших вопросов, главное что бы ни получился рассказ по картинке.
Задание. Рассмотрите репродукцию картины И. Левитана « На Волге»
-опишите характер течения реки? Как вы определили эту особенность?
-что вы можете сказать о режиме реки? Свяжите с особенностями климата.
-вспомните место начала и место впадения ( исток и устье) реки?
-какие крупные притоки вы помните? Какие крупнейшие города расположены по берегам реки?
-изменилось ли хозяйственное значение реки со времени написания картины И.Левитана.?
Слайд 16 день Ломоносова в школе.
По моему мнению, все вышеизложенные приемы работы в сочетании с другими формами устной работы на уроках географии способствуют совершенствованию устной речи учащихся и формируют познавательный интерес к предмету.
Человеку нужен УСПЕХ. Язык может привести к успеху - если им правильно пользоваться.
В статье использовались:
- Учебные задачи курса «Как научить школьников выражать географические идеи», под ред. О.В. Крылова; Москва, Педагогический университет, «Первое сентября».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/27/picture-343602-1385570137.jpg)
РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ РАЗГОВОРНОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
Не секрет, что современные школьники не очень любят читать. Следствием этого стало то, что у детей плохо развита устная (разговорная) речь. Многим детям зачастую бывает сложно выразить сво...
Развитие речи на уроках географии
презентация по работе над связной речью на уроках географии...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/10/picture-383565-1392051134.jpg)
Задания для развития речи на уроках географии.
Использование произведений живописи и литературы на уроках географии....
Проектная работа по теме: «Развитие разговорной речи на уроках географии в школе I-II вида»
В данной работе раскрыты методики и техники формирования и развития речи на уроках географии в специальной школе I-II вида, показаны формы и методы, применяемые на уроках, для активизации речево...
![](/sites/default/files/pictures/2012/08/30/picture-104100.jpg)
«Использование современных образовательных технологий как средство интеллектуального развития учащихся на уроках географии» выступление на секции учителей географии 2021 г
laquo;Использование современных образовательных технологий как средство интеллектуального развития учащихся на уроках географии»География - одна из древнейших наук для преподавания. ...
Письмо и развитие речи Тема урока: Значение глаголов в речи. 8 класс
Цель урока: раскрыть значение глаголов в речи.Задачи урока:образовательные:- показать роль глаголов в языке и речи;- совершенствовать знания учащихся о частях речи, о главных членах предложения;- прод...
Контрольно–диагностический инструментарий по русскому языку, чтению и развитию речи, истории и географии
9 класс (вспомогательный ) школы для учащихся II видаЦель работы: проверить:– сформированность навыков чтения (способ, правильность, выразительность, осознанность);– умение отвечать на воп...