Рабочая программа кружка "Юный Эколог"
рабочая программа по географии (5, 6 класс)

Ирина Николаевна Шебунова

Программа экологического кружка  направлена на формирование у воспитанников экологического сознания, как основы для формирования нового типа отношений между человеком и природой. Настоящая программа базируется на принципах гуманистической экологии и рассчитана на формирование у учащихся мировоззрения нового типа. 

Программа рассчитана на учащихся 5-6 класса- 68 часов-2 часа в неделю. Время одного занятия 45 минут, занятия в режиме исследовательских экспедиций по сбору краеведческого и этнографического материала могут проводиться и более длительное время.

Программа предполагает проведение занятий с применением разнообразных форм и методов работы (практические занятия, тренинги, ролевые и познавательные игры, упражнения, викторины, КТД, экскурсии, исследовательские и социальные проекты, тесты). Дидактический материал заявлен с учетом вариативности форм проведения занятий: возможна замена экскурсии в природу мультимедийной презентацией, подбор тематики проектных работ в соответствии с запросами воспитанников и другие изменения, связанные с адаптацией программы к конкретным условиям образовательного учреждения и контингентом учащихся.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_yunyy_ekolog_.docx35.75 КБ

Предварительный просмотр:

 муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 Ярцевская средняя  школа №4

имени Героя Советского Союза О.А.Лосика

Рассмотрено

ЭМС

от  29.08.2018г

Протокол №1

Принято

Педагогическим советом

от 30.08.2018г

Протокол №1

Утверждено

Приказом по

МБОУЯСШ  №4

от  «31» 08.2018г

№143

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

по кружковой работе

кружок «Юный Эколог»

(название)

5-6 класс

  Шебунова Ирина Николаевна

(Ф.И.О. учителя)

2018-2019 учебный год

Пояснительная записка

      Программа экологического кружка  направлена на формирование у воспитанников экологического сознания, как основы для формирования нового типа отношений между человеком и природой.

      Настоящая программа базируется на принципах гуманистической экологии и рассчитана на формирование у учащихся мировоззрения нового типа.

      При реализации  данной программы отбор предметного содержания, форм и методов осуществлении образовательного процесса направлен на формирование мировоззрения нового общества устойчивого развития:

Принцип единства (все мы являемся частью природы).

Принцип смирения (мы представляем собой ценный вид, однако не более важный, чем другие).

Принцип сотрудничества (наша роль заключается в понимании и сотрудничестве с природой, а не в ее завоевании).

Принцип уважения к природе (каждое живое существо имеет право на жизнь или по крайней мере на борьбу за выживание просто потому, что оно живое; наличие этого права не зависит от степени его полезности для нас в настоящее время или от его потенциального использования в будущем).

Принцип уважения к своим корням и, прежде всего, к Земле (все, что мы имеем или будем иметь, в конечном счете идет от Солнца и Земли; Земля без нас может существовать, а мы без нее – нет).

Принцип права будущих поколений (после себя мы должны оставить Землю по крайней мере такой ж, если не лучше, чем она была для нас).

Принцип: непосредственный опыт – лучший учитель (чтобы любить, лелеять и понимать природу и самого себя, необходимо затратить время на непосредственное познание и чувственное восприятие воздуха, воды, почвы, растений, животных, бактерий и других компонентов природы).

Принцип: люби свой родной край (изучайте и любите природу своего края, живите в согласии с ней. Ступайте по Земле с осторожностью).

      Данная программа предполагает вариативность занятий: в соответствии со степенью развития учебных навыков, в том числе навыков исследовательской деятельности и навыков самостоятельного изучения материала, возрастными особенностями и личными предпочтениями. Следующей отличительной особенностью программы является её ориентация на проектную деятельность воспитанников.

В настоящее время все большее внимание уделяется проблемам формирования экологического сознания людей на основе конкретной, практико - ориентированной деятельности, направленной на изучение и защиту природы, осознании себя как части природы, в том числе и в первую очередь природы родного края. В решении данной задачи эффективным является использование большого потенциала дополнительного образования детей. Поэтому кружок  является актуальным и необходимым, отвечает потребностям и запросам не только учащихся школы, но и их родителей, общества в целом.

Кружки экологической, краеведческой и этно-экологической направленности решают важные и разнообразные психолого-педагогические

                                                                                           задачи:

образовательная – у воспитанников расширяется кругозор, происходит переосмысление места и роли человека в природе, понимание принципов функционировании человеческого общества, построенного на законах, которые являются отражениями закономерностей, существующих в природе, активизируется мыслительная деятельность через самостоятельное изучение нового материала и исследовательскую деятельность, тренируется наблюдательность в ходе фенологических изысканий.

воспитательная – у ребенка формируется потребность в новом типе отношений между человеком и природой, развивается любовь к своей малой родине, уважение к традициям и истории своего народа, происходит переосмысление ценностей и потребностей в соответствии с философией общества устойчивого развития, развиваются умения работать в команде (малых группах постоянного и переменного состава)

     Особенностью организации учебно-воспитательного процесса по данной программе является её практическая и исследовательская направленность, самостоятельность в изучении нового материала. Большая часть учебного времени отводится на практические и самостоятельные работы учащихся с целью развития и закрепления навыков исследовательской работы в области краеведения. Роль педагога заключается в создании условий для продуктивной творческой деятельности, работе по раскрытию воспитательного потенциала изучаемых явлений и объектов, формировании атмосферы доверия, творчества и взаимопомощи на занятиях кружка.                                                                                                            1

     Программа рассчитана на учащихся 5-6 класса- 68 часов-2 часа в неделю. Время одного занятия 45 минут, занятия в режиме исследовательских экспедиций по сбору краеведческого и этнографического материала могут проводиться и более длительное время.

Программа предполагает проведение занятий с применением разнообразных форм и методов работы (практические занятия, тренинги, ролевые и познавательные игры, упражнения, викторины, КТД, экскурсии, исследовательские и социальные проекты, тесты). Дидактический материал заявлен с учетом вариативности форм проведения занятий: возможна замена экскурсии в природу мультимедийной презентацией, подбор тематики проектных работ в соответствии с запросами воспитанников и другие изменения, связанные с адаптацией программы к конкретным условиям образовательного учреждения и контингентом учащихся.

Цель программы:

Воспитание у детей нравственных и духовных ценностей, мировоззренческой ориентации, глобального мышления, формирование психологической установки на мирное, бесконфликтное проживание человека в природе.

Задачи программы:

Изучение методов краеведческой, этнографической и другой исследовательской деятельности

Усвоение знаний о взаимоотношении человека и природы, отражении природных явлений в быту, традициях, обрядах и обычаях различных народностей

Развитие творческого мышления и навыков самостоятельной работы учащихся

Привитие любви к природе родного края, ориентированной на практическую деятельность по защите окружающей среды

Развитие положительных качеств характера воспитанников (уважение к историческим корням своего народа, внимание к себе и ближним, природосообразное поведение)

Ожидаемый результат:

Овладение основами методики исследовательской деятельности. Прочность усвоение навыков исследовательской деятельности проверяется в ходе применения их на практике при осуществлении проектной деятельности, тестированием на креативность мышления в начале и конце учебного года.

Глубокое понимание взаимосвязи объектов и явлений в природе с особенностями быта, традиций, культуры населения своей местности. Степень осознания существующей взаимосвязи оценивается в ходе бесед, тестирования, ролевых игр, анализа выводов по исследовательской деятельности в области этно-экологии.

Развитие творческого мышления. Качественным показателем проявления творческой активности является умение воспитанников находить нестандартные подходы в решении поставленных в ходе исследования задач, в остановке и доказательстве рабочих гипотез. Развитие креативности мышления также оценивается на основании педагогических наблюдений, главным показателем является готовность воспитанников предлагать темы новых исследований в ходе проектной деятельности.

Привитие любви к родному краю, формирование бережного отношения к природе. Данный результат оценивается в результате педагогических наблюдений за поведением учащихся в природе, в ходе бесед. Важным показателем является готовность воспитанников принимать участие в природоохранной деятельности.

Осуществление природоохранных работ, деятельности по улучшению состояния окружающей среды свей местности.

         

2

Тематическое планирование(5-6класс)

Содержание занятий

Кол-во часов

Дата

1.

Организационное занятие. Цель и задачи работы.

1 ч.

12.09

цель: создать условия для закрепления представлений о признаках живых организмов и тел неживой природы, явлениях живой и неживой природы, для формирования первоначального представления о методах изучения живой природы. задачи: способствовать формированию у учащихся умений наблюдать за объектами живой и неживой природы, планировать свою деятельность, систематизировать материал, выполнять отчеты; содействовать формированию у учащихся общеучебных умений, необходимых для работы в группе; способствовать развитию личностной мотивации учащихся по соблюдению правил поведения в природе.

2.

Техника безопасности во время экскурсий. Природа живая и неживая.

 Сбор природного материала.(экскурсия)

2 ч.

19.09

3.

Осенние явления в жизни природы.(творческая работа)

2 ч.

26.10

Цель:  выполнить  творческую работу по теме «Осенняя фантазия».

Задачи: помочь детям познавать окружающий мир, развивая наблюдательность; научить осознавать прекрасное, в увиденном; совершенствовать композиционные навыки; развивать творческие способности учащихся, давать верное направление их эстетическому восприятию мира; развивать образное представление и воображение; воспитывать любовь к природе

4.

Осенние фантазии(творческая работа)

2 ч

03..10

5-6.

Мифы, как способ познания мира(беседа)

2 ч.

10.10

Цель: познакомить с мифами разных народов мира о сотворении Земли

Задачи: показать общность разных культур в сотворении мира; заинтересовать на изучение дополнительного материала; показать сходства мифического строения мира с реальным.

7-8

Экологические традиции и обряды в фольклоре(теоретическое занятие)

2 ч.

17.10

Цель: Показать примеры отражения традиций в фольклорном творчестве.

Задачи: выявить и опытным путем проверить роль фольклора в формировании у дошкольников экологической культуры; подобрать репертуар по русскому фольклору, народным традициям, приметам и явлениям природы экологической направленности; прививать интерес к русскому устному народному творчеству .

9

«Животные и птицы – предсказатели                  

погоды». Народные приметы(просмотр кинофильма),презентации.

2 ч.

24.10

Цель: Побудить к поиску дополнительного материала; стимулировать проектную деятельность.

Задачи: способствовать творческому поиску , пояснить поведение зверей в зависимости от погодных условий; вызвать интерес к изучению животного мира.

10.

Выставка фоторабот и рисунков «Животные и мы».

2 ч.

31.10

организовать выставку фотографий, желание рассказать об истории фотографии.                                                                                                     3

11

Коллективная работа по выпуску      эколого – природоведческой газеты(творческая лаборатория)

4 ч.

07.11

 побудить к выбору актуальной темы газеты, подбору необходимого содержания, стимулировать творческие способности детей.

12

Полна чудес могучая природа(художественно- творческая  работа) проект

2 ч.

14.11

Цель:   развивать умение  работать над  проектом , исследовательской  работой и художественно -творческим заданием; воспитывать интерес к произведениям искусства.

Задачи: развивать интерес к проектной деятельности.

13.

Тайны природы и тропа загадок.(игра)

2 ч.

21.11

14.

Растения и животные зимой.  Кормушки для птиц и животных .Изготовление кормушек.( Фото выставка)

4ч.

28.11

Цель: выяснение особенностей изменения растений и животных с приходом зимы, показать механизмы преобразования в живых организмах.

Задачи:  знакомство с приспособленностью растений к перезимовке; выяснить, по каким признакам можно узнать растения и кустарники зимой;  развивать навык проведения наблюдений в природе, творческих способностей,  воспитывать бережное отношение к природе родного края, вызвать восхищение красотой зимнего леса, желание выбрать профессию, связанную с природой.

15.

Эти загадочные животные(игра-квн)

2 ч.

05.12

Цель: подготовить и провести с детьми викторину о животных для расширения кругозора в области животного мира.

16.

Редкие и охраняемые животные родного края(теоретическое занятие)

2 ч.

12.12

Цели: Познакомить учащихся с Красной книгой Смоленской области; расширить, углубить знания детей о животных, встречающихся в Ростовской области. Задачи: Развивать речь, память, мышление, познавательную активность; вырабатывать внимание и наблюдательность, воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю.

17.

Домашние животные(фотовыставка)

2 ч.

19.12

вызвать доброжелательные эмоции к домашним любимцам путём фотодокладов

18.

Лекарственные растения на службе у человека практическое занятие)

4ч.

26.12

Цель: познакомить учащихся с видами лекарственных растений. Задачи: изучить особенности лекарственных растений, научить детей распознавать их. Научить ребят готовить и оформлять сообщения, формирование у детей умения играть в коллективе, слушать товарищей; воспитывать бережное отношение к природе, развивать восприятие, воображение, память, наблюдательность, любознательность, развивать познавательные способности учащихся.

19.

Презентация «Зелёный лекарь»

4 ч.

16.01

20

Весенние приметы. Весенние радости(экскурсия)

2 ч.

23.02

 Цель: Выявить особенность природы по сезонам года.

 Задача: Собрать факты, подтверждающие наступление весны на территории нашего поселения.

21.

День Птиц. Акция.

2 ч.

30.03

подготовить и провести совместно с детьми праздник для младших классов.                                                                                                             4

22.

Загрязнение природы. Экологические проблемы Акция»Чистый город»

4 ч.

 07.04

Овладение прикладными знаниями, практическими умениями и навыками рационального природопользования, развитие способности оценить состояние природной среды принимать правильные решения по ее улучшению, создание проектов, защита презентаций, развивать навыки выполнения творческих проектов, сообразительность, прививать бережное отношение к природе.

23.

Выпуск стенгазеты – обращения «Берегите природу!».

4ч.

4.04

24.

Экологический проект «Земля любит заботу»

4ч.

11.05

25.

Работа над проектом «Дорогою добра»

4ч.

25.05

Требования к уровню экологической подготовки учащихся. 

Учащиеся должны знать:

Понятия: экология, окружающая природная среда, охрана природы, экологическая ситуация, экологические проблемы, мониторинг.

Особенности экологического состояния природы. Источники загрязнения.

Проблемы и пути решения улучшения окружающей среды.

Методы исследования природных сред и объектов. Правила личного поведения в природе.

Особо охраняемые природные территории.

Учащиеся должны уметь:

Оценивать экологическое состояние природных ресурсов своего края.

Выявлять формы воздействия хозяйственной деятельности человека на окружающую среду.

Оценивать экологическое состояние природных сред и объектов своей личности.

Прогнозировать улучшение, восстановление, меры по охране природы родного края.

5. Участвовать в пропаганде экологических знаний и экологически целесообразной деятельности по улучшению окружающей среды своей местности.

6. Строго соблюдать правила поведения в природе.

Литература для учителя.

Биология, экология, здоровый образ жизни / Составитель Балабанова В.В., Максимцева Т.А. – Волгоград: Учитель.

Рохлов B.C. Школьный практикум. Биология. Человек. - М, Дрофа, 2010

Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды РФ в 2017г.».

Зелёный пакет. Комплект образовательных материалов. - Венгрия, РЭЦ, 2005 –С-Пб; С. 85-117; 203-208; 234-237.

Панкеев И.А., Рыбальский Н.Г., Думнов А.Д., Снакин В.В., Фёдоров А.В. Экология России на рубеже тысячелетий. Состояние окружающей среды в России, М.: Аргус, 1994

Прохоров Б.Б. Экология человека, - М, Академия, 2003 - с. 81, 95 - 113; 191-204.

Симонова Г. А. Экология и мы. - Сыктывкар, 2015

Фёдорова А.И., Никольская. Практикум по экологии и охране окружающей среды. М: ВЛАДОС, 2001 - с. 177; 203

ХотунцевЮ.Л. Человек, технологии, окружающая среда. - М.: Устойчивый мир, 2001 - с. 163

5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по экологии

Рабочая программа предназначена для изучения экологии в 7-х классах основной школы.Предлагаемые программы ориентированы на учащихся общеобразовательных школ и направлены на дополнение базовых знаний п...

рабочая программа "Занимательная экология"

Программа предназначена для педагогов  допобразования. Имеет эколого-биологическую направленность. Модифицированна на основе программы Шенкевич....

Рабочая программа кружка "Экология" 1 класс

Программа кружка внеурочной деятельности «Экология» предназначена для 1-4 классов начальной   школы и рассчитана  на 135  занятий: 1 класс – 33ч., 2-4 класс – 34 ч. Преподавание кр...

Рабочая программа по экологии 8 кл. "Экология человека. Ландшафтная экология"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАЭкология человекаАвторы учебника М.З. Федорова, В.С. Кучменко, Г.А. Воронина «экология человека 8 класс».Н.А.Чумаченко «Введение в ландшафтную экологию»...

Рабочая программа по экологии 10 класс. 34 часа по учебнику Экология 10-11 класс, 1 полугодиепод редакцией Черновой Н.И, Галушина В.М, Константинова В.М.

Рабочая программа составлена из рассчета 34 часа для учащихся 10 класса. Даннная программа содержит17 часов, т.е. 1 полугодие...

Рабочие программы по экологии (программа Швец И.М.)

Рабочие программы по  созданы в соответствии с  программой Швец И.М....

Рабочая программа по экологии. "Подготовка к ВСОШ по экологии, региональный этап"

ммм     Предметная олимпиада - это форма интеллектуального соревнования учащихся в определенной образовательной области, позволяющая выявить умение применять знания фактического ма...