План-конспект урока "Озера"
план-конспект урока по географии (6 класс)

Петрова Валентина Михайловна

Данный план -конспект был использован при проведении открытого урока в рамках проведения методического дня в МБОУ Гнездовской СШ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. «Озера»

Урок в 6 классе

Цели урока: 

  • Сформировать представление о многообразии озер и их происхождении.
  • Развивать логическое мышление на основе взаимосвязи внешнего вида озер от происхождения котловин
  • Воспитывать любовь и бережное отношение к озерам. Повышать интерес к предмету.
  • Продолжить работу с картой.

Оборудование:

Мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку, карта полушарий,физическая карта России

  1. Ход урока.
  1. 1. Оргмомент.
  2. 2. Изучение нового:

Наша учебная дорога длинна и поэтому без промедления мы отправляемся в путь.

-Какую тему мы изучаем?

-На какие группы подразделяются воды суши?

-Что включают в себя подземные воды?

-Какие поверхностные воды мы изучили?

-Что будем изучать сегодня?

-Тема нашего урока «Озера» Слайд №1  Работа в тетради. Запишите число и тему урока.

Цель: познакомиться с разнообразием озер и их происхождением.

Мы живем в мире слов. Каждое слово что - нибудь обозначает. Давайте, определим значение слова «озеро». Так что же такое озеро?

Показ картин. Дети сами дают определение. Слайд №2

 Запишите определение.

Вопросы: Чем озеро отличается от моря? Слайд №3

Чем озеро отличается от реки? Слайд №3

Озер на Земле великое множество. Слайд №4

Раскройте в атласе карту полушарий. Мы начинаем путешествие по озерам. Все они разные. Есть крупные озера - это Каспийское море-озеро. Слайд №5. Вот самое глубокое в мире озеро-Байкал. Слайд №6. Его глубина 1620 метров. В него впадает более 300 рек и вытекает одна река.

А что такое озерная котловина? Определение дают дети или прочитать можно в учебнике с. 96. Слайд №7

Озера образуются путем накопления воды в низменных районах.

Какие источники пополнения озер вы знаете? (дождевое, ручьи, родники и т.д.)

Если озеро это природное углубление, а углубление – это котловина, образованная на земной поверхности. Если так, то, каким может быть их происхождение? Озерные котловины имеют разные происхождения.

-Котловины могут быть тектоническими - образованные в результате движения земной коры. Слайд №8 

Байкал, Танганьика - образовались в разломах земной коры.

- Вулканические - образовались в кратерах потухших вулканов. Кроноцкое на Камчатке, много на острове Ява, Курильских островах. Слайд №9 

 -Ледниковые - на севере нашей страны, много озер, котловины которых углублены древним ледником. Ладожское, Онежское. Слайд №9 

-Запрудные – возникают обычно в горах в результате сильных обвалов, которое преграждает русло реки, создавая естественную плотину. Примером может служить Сарезское озеро на Памире. Грандиозный обвал, преградил путь реке Мургаб, создал плотину, которую река не может размыть. Глубина этого озера 500 метров, длина-70 км. Слайд №10 

- Карстовые - расположены в местах, сложенной легкорастворимыми породами. Подземные воды растворяют их. Появляются подземные пустоты, поверхность над которыми начинает проседать. После провала верхнего слоя, получается котловина, заполняющаяся водой. Обычно они не велики по размерам. Их много на севере Европейской части, на Урале. Слайды №10 

-Озера-старицы – образуются на месте бывшего русла реки. Они располагаются в пойме рек. Много на Урале, т.д. Слайд №11

- Перечислите, какие типы озерных котловин вы узнали и запомнили. Слайд №12

Записать в тетрадь.

Физкультминутка. Слайд №13

Существует и другая классификация озер:

- Озера делятся на сточные и бессточные. Слайд №14

Посмотрите на контуры озер и определите, какое озеро будет сточным. Слайд №15

А какое – бессточным. Слайд №16

Зарисуйте в тетрадь схему и подпишите.

-Чем отличается сточное озеро от бессточного. 

- Озера отличаются не только по стоку, но и по содержанию в воде солей. Все озера по солености можно разделить на три группы: пресные, соленые, солоноватые. Слайд №17

-Если озеро сточное, то вода в нем пресная содержит менее 1 промилле солей это Байкал, Онежское.

-Если озеро бессточное, то вода в нем соленая, оно содержит более 35 промилле солей. 47%о Эльтон, Баскунчак, Чаны. Слайд №18

-Есть солоноватые, которые содержат от 1 до 35 промилле. Каспийское -13%о.

-С какими видами озер по стоку и солености познакомились. Слайд №19 

Зарисовать схему в тетрадь.

-Озера изменяются со временем. Рассмотрим схему «Зарастание озера». Слайд №20

-Вода во все века является источником вдохновения для поэтов и художников.

Много стихов поэты посвятили озерам, на берегу которых им довелось побывать.

Так Сергей Есенин в 1914 году проникновенно писал об озере

«Выйду на озеро, в синюю гать,
К сердцу вечерняя льнет благодать».

Или в 1910 году

«Выткался на озере алый цвет зари
Набору со звонами плачут глухари».

Вывод: дети высказывают мнения, читают свои стихи.

ОЗЕРА ОБЛАСТИ И РАЙОНА.

Ребята, Смоленщина – край озер. На территории Смоленской области  несколько сотен озер. Расположены они в основном в ее северо - западной части. Самые крупные озера Акатовское, Сапшо, Баклановское.  На берегу озера Сапшо построен санаторий "им. Пржевальского".

В нашем, Смоленском районе есть много озер: Касплянское, Кривое, Купринское и др. Все озера пресноводные, берега пологие, по форме разные. В основном имеют ледниковое происхождение.

Слайд №21

Использование ОЗЕР. Слайд №22

Озера всегда играли большую роль в жизни людей.

- Давайте, подумаем какое значение, имеют озера?

  1. имеют хозяйственное значение (в промышленности, с.х., водоснабжение)
  2. берега являются прекрасным местом отдыха и туризма.
  3. по большим озерам на судах перевозят грузы, т.е. имеют транспортное значение.
  4. из соленых озер добывают поваренную соль, которая идет в пищу.
  5. небольшие озера используют для разведения рыб, водоплавающих птиц.

- Ребята, человек и природа единое целое. Используя воду, человек загрязняет ее, что отражается на его здоровье.

- Как вы думаете, что является источником загрязнения вод. Слайд № 23

а) что вы сделаете с остающимся после себя мусором, покидая временную стоянку на берегу озера?

  1. выбросите его в озеро
  2. оставите на берегу
  3. поступите как-то иначе.

б) Если вам представится возможность построить дом на берегу озера, покрытым лесом, что вы сделаете:

  1. вырубите мешающие строительству взрослые деревья
  2. выберите поляну, находящуюся на расстоянии 300 метров от воды и без широкого вида на озеро.

в) На какой лодке вы предпочтете кататься на озере?

1. Моторной

2. Весельной          

Почему?

Памятка – обращение к учащимся.

ДОРОГИЕ РЕБЯТА!
Не загрязняйте водоемы и места отдыха!
Помните, что оставленная вами бумага будет лежать до полного разложения
более 2 лет
Консервные банки – более 90 лет
Полиэтиленовые пакеты – более 200 лет
Стекло - более 1000 лет.

- Не смывайте в водоемы нефтепродукты (бензин, машинное масло), они затягивают поверхность воды масляной пленкой, что вызывает кислородное голодание у водных организмов.

-Мыть машины вблизи озера или реки категорически запрещается.

Чистая вода- это здоровье!

3. ЗАКРЕПЛЕНИЕ:

  • Назовите самое глубокое озеро мира
  • Назовите самое большое по площади озеро
  • Назовите, какое озеро называется сточным? бессточным?
  • Какие типы озерных котловин вы знаете?
  • Задачи:
  1. 4. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: параграф 31. подписать озера на контурной карте, указанные тексте параграфа, опишите озеро по плану.

  1. 5. ИТОГ: Вот и закончился наш урок. После этого урока вы поняли, надеюсь, как прекрасна и красива наша Родина, ее природа. И мы должны беречь эту красоту.

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение

Гнездовская средняя школа

Смоленского района Смоленской области

  1. Конспект открытого урока географии
  2.  в 6-м классе по теме "Озера"

                                                                                                    Учитель 1 категории

                                                                                                    Петрова В.М.

        I вариант  (Ладожское озеро)

1. Название

2. На каком материке находится и в какой его части?

3. Между какими меридианами и параллелями располагается? ( долгота и широта).

4. Происхождение котловины.

5. Сточное или бессточное. Впадающие и вытекающие реки.

6. Солёное или пресное.

       II вариант  (озеро Байкал)

1. Название

2. На каком материке находится и в какой его части?

3. Между какими меридианами и параллелями располагается? ( долгота и широта).

4. Происхождение котловины.

5. Сточное или бессточное. Впадающие и вытекающие реки.

6. Солёное или пресное.

        I вариант  (Ладожское озеро)

1. Название

2. На каком материке находится и в какой его части?

3. Между какими меридианами и параллелями располагается? ( долгота и широта).

4. Происхождение котловины.

5. Сточное или бессточное. Впадающие и вытекающие реки.

6. Солёное или пресное.

       II вариант  (озеро Байкал)

1. Название

2. На каком материке находится и в какой его части?

3. Между какими меридианами и параллелями располагается? ( долгота и широта).

4. Происхождение котловины.

5. Сточное или бессточное. Впадающие и вытекающие реки.

6. Солёное или пресное.

        I вариант  (Ладожское озеро)

1. Название

2. На каком материке находится и в какой его части?

3. Между какими меридианами и параллелями располагается? ( долгота и широта).

4. Происхождение котловины.

5. Сточное или бессточное. Впадающие и вытекающие реки.

6. Солёное или пресное.

       II вариант  (озеро Байкал)

1. Название

2. На каком материке находится и в какой его части?

3. Между какими меридианами и параллелями располагается? ( долгота и широта).

4. Происхождение котловины.

5. Сточное или бессточное. Впадающие и вытекающие реки.

6. Солёное или пресное.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Озёра Урок географии в 6 классе

Слайд 2

Озеро Озеро – замкнутый водоём, образовавшийся на поверхности суши в природном углублении.

Слайд 3

Чем озеро отличается от моря? (Озеро относится к водам суши и не является частью океана, как море) Чем озеро отличается от реки? (В озере вода не течёт, как в русле реки)

Слайд 4

На Земле более 5 млн. озёр. Самых больших, площадь которых более 10 тыс. кв. км, всего 22. Познакомимся с некоторыми из них.

Слайд 5

Каспийское море-озеро Самое большое озеро на Земле. В прошлом оно соединялось с морем и было морем. За размеры и солёность его называют морем.

Слайд 6

озеро Байкал Самое глубокое озеро на Земле. Его глубина составляет 1620 м. Озеро Байкал содержит около 10% пресной воды на Земле.

Слайд 7

Озерные котловины - это углубления, в которых находятся озера. Типы озерных котловин по происхождению: Тектонические Ледниковые Вулканические Карстовые Запрудные Старицы

Слайд 8

Происхождение озёрных котловин Самые большие и самые глубокие озёра образуются в результате тектонических движений земной коры. При медленном опускании обширных участков или в трещинах земной коры. Тектонические Байкал Танганьика

Слайд 9

Происхождение озёрных котловин Вулканические Ледниковые Озёра занимающие кратеры вулканов. Озёра образующиеся в результате деятельности ледника Ладожское и Онежское Кроноцкое и Курильское

Слайд 10

Происхождение озёрных котловин Карстовые Запрудные Озёра образующиеся в результате вымывания водой легкорастворимых пород и провала верхнего слоя. Озёра возникающие, если русло реки перегораживает обвал.

Слайд 11

Происхождение озёрных котловин Старицы Озёра образуются на месте бывшего русла реки.

Слайд 12

Типы озерных котловин по происхождению: Тектонические Ледниковые Вулканические Карстовые Запрудные Старицы

Слайд 13

Физкультминутка

Слайд 14

Озёра Сточные Бессточные Озёра, в которые реки впадают и вытекают. Озёра, в которые реки впадают, но не вытекают. Пресные Солёные

Слайд 15

Сточные озёра Ладожское Онежское Байкал

Слайд 16

Бессточные озёра Каспийское море-озеро Аральское море-озеро

Слайд 17

Озёра (по степени солёности) Пресные до 1 ‰ Солёные более 35 ‰ Солоноватые от 1 ‰ до 35 ‰ ‰ (промилле) – знак солёности

Слайд 18

Мёртвое море Вода некоторых озёр содержит много солей. Солёность Мёртвого моря-озера около 270 ‰. В этом море невозможно утонуть, в нём почти отсутствуют организмы.

Слайд 20

Крупнейшие озера Смоленского района Касплянское Купринское

Слайд 21

Жизнь озера Небольшие озёра со временем мелеют, зарастают. Озеро превращается в болото. Болото – сильно увлажнённый участок земной поверхности.

Слайд 22

Использование озер. Озера – колоссальные резервы пресной воды. Источники рыбных ресурсов, промыслового зверя, минерального сырья. Побережье озер – благоприятная зона не только для жизни, но и отдыха, восстановления здоровья.

Слайд 23

Домашнее задание Параграф 31, подписать озера на контурной карте, указанные в тексте параграфа, опишите озеро по плану.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока "Планы на будущее"

План конспект урока по английскому языку. Класс:5Тема:Планы на будущееУчитель: Фролова Татьяна ВикторовнаУчебник: «Enjoy English » 5-6 классы. (Биболетова М.З., Трубанева Н.Н.).Цели:Уч...

ПЛАН – КОНСПЕКТ Открытого занятия отделения спортивного туризма по теме: «ПЛАНЫ И КАРТЫ, ПОНЯТИЕ О МАСШТАБЕ» с учащимися группы НП-2. Тренер-преподаватель Контора Андрей Владимирович

Дата проведения: 18 СЕНТЯБРЯ 2012 г. Время проведения: 12-20 – 13-50 Место проведения: МБОУ СОШ № 18 Вид труда: теоретическое/практическое занятие (работа с картами). Тема за...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План- конспект урока по теме "План и карта" для 6 класса

План- конспект урока  обобщающего повторения по теме "План и карта" для 6 класса...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Б...

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка) План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в графике. Стилизация животных)

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка)План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в...