Самоанализ урока "Озера" 6 класс
учебно-методический материал по географии (6 класс)

Бизина Светлана Владимировна

Урок географии проведен в соответствии с программными требованиями по курсу Т.П. Герасимовой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoanaliz_uroka_ozera.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                         Самоанализ урока

    Урок географии проведен в 6 классе в соответствии с программными требованиями по  курсу Т.П. Герасимовой с использованием учебно-методического комплекса. Учебное занятие проведено в разделе темы «Воды суши», 5-й урок. 

    Тип урока: урок изучения нового материала.

    Тема: «Озёра».

    Оборудование: 

    электронное сопровождение к уроку «Озера», проектор, ноутбук, интерактивная доска, учебник «География. 6 класс» Герасимова Т.П., атлас, физическая карта полушарий, выставка книг, карточки с контурами озер.

    Цель:

    обучающая

-  познакомить учащихся с новыми терминами и понятиями, сформировать представления о разнообразии озер, типах озерных котловин, озерах – сточных и бессточных, пресных и соленых, дать сведения о происхождении их названий.

    развивающая

- развивать умения слушать, высказывать свое мнение, самостоятельно работать с текстом учебника, составлять схему (классифицировать), работать с  физическими картами, делать выводы.

    воспитательная

- воспитывать дисциплинированность, интерес к изучаемому предмету, умение работать в паре, уважение к мнению других, любовь и бережное отношение к природе.

    Структура урока соответствует логике проведения заявленного типа урока.

I. Организационный момент. (2 мин)

II. Актуализация опорных знаний. (6 мин)

III. Изучение нового материала и организация работы  

      обучающихся по его осмыслению и усвоению. (20 мин)

IV. Физкультминутка. (2 мин)

V. Первичное закрепление нового материала и организация

     работы по выработке у учащихся умений и навыков. (10 мин)

VI. Информация о домашнем задании.  (3 мин.)

VII. Итог урока. (2 мин)

    Перечисленные компоненты структуры урока взаимодействовали между собой и зачастую переходили друг в друга.

При проведении урока  ориентировалась на принципы обучения:

- Принцип создания необходимых условий для обучения.

- Принцип направленности обучения на решение во взаимосвязи задач образования и общего развития обучаемого.

- Принцип наглядности обучения.

- Принцип научности, систематичности и последовательности обучения.

    Чтобы достигнуть цели урока, был подобран доступный и интересный материал для восприятия обучающимися 6 класса, привлечены дети  для рассказа по теме урока, была использована мультимедийная презентация.

Организационный момент имел цель подготовить обучающихся к работе на уроке через

                                 - взаимное приветствие;

                                 - проверку готовности к работе;

                                 - организацию внимания.

    Он обеспечил полную готовность класса и включил в деловой ритм каждого ученика. Тоном, выражающим уважение к классу, внушающим уверенность детям в своих силах, создана хорошая, комфортная обстановка на уроке (индивидуальный темп, «мягкий контроль»).

    На этапе актуализации  опорных знаний, целью которого было подготовить обучающихся к целеполаганию и основному этапу работы      

 в форме диалога определены

                            -  тема урока с помощью загадок;

                            -  планируемые результаты (знать/уметь);

                            -  методы и формы работы.

       

    Детям было предложено выступить в роли ученых-лимнологов, чтобы исследовать озера. На этом этапе  учащиеся сами выработали  цель своего исследования, что они должны узнать на уроке, чему должны  научиться и где пригодятся эти знания.  

    Здесь важно организовать детей на внимательное изучение цели и задач урока, т.к. от этого зависит успешность их действий. В качестве результата работы на уроке детям было предложено составить отчет, состоящий из двух разделов.

    На этапе изучения нового материала, целью которого было сформировать понятие «озеро» и «озерная котловина», представления  о  происхождении  озер и их типах применялись формы работы:

     - эвристическая беседа об определении «озера» и условиях его  

       образования;

     - составление схемы «Озера»;

     - показ мультимедийной презентации, сопровождающийся    

       выступлениями обучающихся.

 

    На этом этапе максимально использовалась самостоятельность обучающихся, их умение формулировать определение, отвечать на вопросы, составлять схему, приводить примеры и делать вывод.  В помощь им предоставлены различные источники информации: учебник, карты, а так же мультимедийный материал.  С помощью слайдов обучающиеся проверили правильность выполненной работы. На этом этапе урока дети активно работали. Их активность и внимательность поддерживалась комментариями и рекомендациями учителя:  использовался метод сочетания самостоятельной работы с методом беседы, а также частично-поисковый метод обучения, индивидуальный подход в обучении. Также был применён приём самооценки учащимися своей деятельности.

    Физкультминутка являлась неотъемлемой частью урока, она была подчинена общей теме урока и имела смысловую важность.  

    Целью этапа первичного закрепления нового материала и организации работы по выработке у учащихся умений и навыков было отработать изученный материал, закрепить умения работать с  физической картой.            С обучающимися были проведены:

      - игра «Моё – твоё»;

      - практическая работа с элементами игры.

    Данный этап содержит материал, позволяющий закрепить знания, умения и навыки, полученные детьми на уроке, а также применить их на практике. В игровой форме, с помощью сигнальных карточек дети закрепили знания о типах озер и озерных котловин на примере озера Байкал и Каспийского моря. При выполнении практической работы с использованием физической карты полушарий, учащиеся успешно справились с заданием по нахождению местоположения озер, определили: сточные они или бессточные, пресные или соленые. Работали самостоятельно, применив свои знания, полученные ранее.  

    Взаимооценка дисциплинировала детей, а правильные  ответы и показ географических объектов на карте помогали им выявить ошибки и объективно оценивать свои знания.

    Этап информации о домашнем задании  был реализован через

      - показ видеоролика;

      - сообщение о домашнем задании и способах его выполнения;  

      - запись в дневник.

    Учащимся был показан видеоролик «Как исчезает Аральское море» и поставлен проблемный вопрос с целью смотивировать детей на выполнение творческого задания к следующему уроку, посвященному экологическим проблемам водоемов. Задания творческого уровня выполняются по желанию. А также всем обучающимся было предложено повторить материал в устной форме и выполнить письменно практическое задание в рабочей тетради.  

    Объём домашнего задания не перегружает детей и помогает закрепить пройденный материал.  

    Итог урока предоставил учащимся возможность рассказать о своих трудностях, которые они испытывали на уроке, о пробелах в знаниях, анализировать, размышлять и делать выводы, развивать рефлексивные способности учащихся (прием рефлексивная мишень).

     

    Цели и задачи урока, а также каждого этапа выполнены. Были использованы следующие методы: словесные, наглядные, практические, самоконтроль и взаимоконтроль. Использовала игровую деятельность, что позволило в течение всего урока поддерживать интерес у шестиклассников к обучению. 

    Деятельность учителя и ученика были тесно взаимосвязаны через постановку проблемных вопросов, оказание мер помощи, через частично-поисковую деятельность. Пыталась подвести маленькие промежуточные итоги на каждом этапе.  

    На уроке чётко был виден деятельностный принцип, т.к. большую часть урока ученики работали самостоятельно и осознанно, что позволило успешно решать задачи урока. На уроке шла активизация учебной и познавательной деятельности обучающихся, поддерживался интерес к материалу, поощрялись творческие мысли, выдерживался достаточно высокий темп урока, отвечающий способностям и темпераменту классного коллектива.  

    Работоспособность в течение всего урока поддерживалась с помощью смены видов деятельности, использования наглядности, различных источников информации, мультимедийной презентации.

    Применила на уроке дифференцированный подход в обучении: двое детей не справились полностью с работой на уроке, и им было предложено завершить ее дома.

    Закрепление и усвоение нового материала прошло успешно. Этому способствовали правильно выбранные задания. Их практическая направленность активизировала детей и способствовала положительной самооценке и самоудовлетворённости.

    Здоровьесберегающая работа заключалась в смене видов деятельности, равномерной нагрузке на всех обучающихся, индивидуальном подходе, в положительном, благоприятном психологическом климате на уроке.

    Физминутка помогла снять статическое утомление различных мышц, ослабить умственное напряжение, снять зрительное утомление.

    При подготовке к уроку были учтены возрастные и индивидуальные особенности обучающихся: повышенный интерес к изучению предмета, развитые на достаточном уровне умения и навыки, хорошие потенциальные возможности к творческой деятельности, достаточно высокая мотивация, которая стимулировалась похвалой за активность и самостоятельность.

    Урок носил практический, развивающий и обучающий  характер, что позволило организовать учебно-познавательную деятельность учащихся, сформировать   универсальные учебные действия (УУД):

- коммуникативные УУД (слушать и понимать речь других;  уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;  владеть  диалогической формой речи);

- регулятивные УУД (определять и формулировать цель деятельности на уроке, формулировать учебные задачи, высказывать свое предположение на основе учебного материала, отличать верно выполненное задание от неверного,  осуществлять самоконтроль);

- личностные УУД (устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; определять общие для всех правила поведения);

- познавательные УУД (ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания), находить ответы на вопросы, проводить классификацию).

                                                          Источники

1.      Воробцова Т.Н. География 6 класс. Поурочные планы. Волгоград:  

         Издательство «Учитель-АСТ», 2002.

2.      Крылова О.В. Современный урок географии: Уроки развивающего

         обучения. 6 – 7 классы. – М.: Школьная Пресса, 2005.

3.      Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. 6 класс. – М.:

         «ВАКО», 2004.

4.     Понурова Г.А. Проблемный урок в обучении географии в средней

        школе. – М.: Просвещение, 1991.

5.     Поспелов Е.М. Топонимический словарь. – М.: ООО «Издательство

        Астрель», 2002.

6.     Финаров Д.П. Методика обучения географии в школе. – М.: АСТ:

        Астрель, ХРАНИТЕЛЬ, 2007.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вариант самоанализа урока учителя предметника, на примере самоанализа урока по географии в 6 классе по теме: Озера. Ледники. Искусственные водоемы.

Данный пример самоанализа поможет учителям предметникам в составлении своего самоанализа по какому-либо предмету. Опираясь на данный легче составить свою модель анализа урока....

Самоанализ мастер класса

Цель: Совершенствование навыков работы с текстом.Задачи урока через планируемые результаты:Личностные: Осознание эстетической ценности и богатства русского языка, уважительное отношение к родному язык...

Самоанализ урока в 6 классе "Королевский Лондон" УМК И.Н.Верещагиной, О.В.Афанасьевой, И.В.Михеевой для V-IX классов

Тип урока – урок комплексного применения знаний.  Форма урока – урок взаимного обучения....

Самоанализ мастер-класса " Правила наложения повязок"

Самоанализ мастер-класса по ОБЖ . Тема "Правила наложения повязок"...

Самоанализ Мастер-класса

Самоанализ ,при проведении мастер-класса я ориентировалась на формирование учебно-познавательных, коммуникативных, ценностно-смысловых компетенций, а также компетенции личностного самосовершенствовани...