Рабочая программа учебного предмета «География» для 6 - 9 классов
рабочая программа по географии (5 класс)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение № 32

г. Липецка

 

 

 

 

Рассмотрена на заседании                                                Утверждена приказом

педагогического совета                                                    МБОУ № 32 г. Липецка

МБОУ №32 г. Липецка                                                     №_______ от «____» _______ 2018г.

протокол №__________

от «_____» __________2018г.                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа учебного предмета «География»

для 6 - 9 классов

 

Программа предназначена для реализации

в 2018 – 2019 учебном году

 

 

 

Составитель: Е.М. Ушакова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка.

Целью реализации адаптированной основной общеобразовательной программы по учебному предмету «География» является усвоение содержания предмета и достижение обучающимися результатов изучения в соответствии с требованиями адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Задачами учебного предмета являются:

- в доступной форме довести до сознания учащихся учебного материала на основе современных научных данных, используя все необходимые и дополнительные сведения, а также новые формы и методы обучения, способствующие более сознательному усвоению всего материала;

- коррекция недостатков познавательной деятельности в процессе обучения детей с нарушением интеллекта;

- воспитание у школьников навыков самостоятельности в учебной работе.

Задачи учебного предмета 6 класса:

- формирование элементарных физико-географические знаний о земной поверхности;

 - формирование основных общих предметных физико-географические понятий и представлений;

 - обеспечение усвоения достаточно полных и относительно завершенных знаний о компонентах природы и природных комплексах своей местности, о населенном пункте, где находится школа, о его  хозяйственной деятельности, о связях между природой и человеком;

 - формирование определенной системы топографо-картографических знаний, которая должна  создать условия для изучения индивидуальных особенностей географических объектов и явлений, в том числе их положения в пространстве.

Задачи учебного предмета 7 класса:

- систематизация и закрепление имевшихся ранее и полученных в ходе изучения данного курса географических знаний обучающихся;— формирование опыта творческой деятельности по реа­лизации познавательных, социально-коммуникативных по­требностей на основе создания собственных географических продуктов (схемы, проекты, карты, компьютерные програм­мы, презентации); 
-  понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природны­ми, социально-экономическими и экологическими фактора­ми, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;
- всестороннее изучение географии России, включая раз­личные виды её географического положения, природу, насе­ление, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости, ориентацию в разнообразных при­родных, социально-экономических процессах и явлениях, их пространственной дифференциации, понимание истоков, сущности и путей решения проблем для устойчивого разви­тия страны.
Задачи учебного предмета 8 класса:

- формирование у учащихся представлений о мировом океане;

- ознакомление учащихся с географическим положением, природой, населением, особенностями хозяйственной деятельности, бытом, культурой людей, отдельными государствами различных континентов;

- дать общий обзор природных условий материка, на котором мы живём; - развивать речь, память, зрительное восприятие, внимание, мышление средствами предмета «География»;

- дать знания о правилах поведения в природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_geografiya_18-19_ushakova.docx70.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение № 32

г. Липецка

Рассмотрена на заседании                                                Утверждена приказом

педагогического совета                                                    МБОУ № 32 г. Липецка

МБОУ №32 г. Липецка                                                     №_______ от «____» _______ 2018г.

протокол №__________

от «_____» __________2018г.                                    

Рабочая программа учебного предмета «География»

для 6 - 9 классов

Программа предназначена для реализации

в 2018 – 2019 учебном году

Составитель: Е.М. Ушакова

Пояснительная записка.

Целью реализации адаптированной основной общеобразовательной программы по учебному предмету «География» является усвоение содержания предмета и достижение обучающимися результатов изучения в соответствии с требованиями адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Задачами учебного предмета являются:

- в доступной форме довести до сознания учащихся учебного материала на основе современных научных данных, используя все необходимые и дополнительные сведения, а также новые формы и методы обучения, способствующие более сознательному усвоению всего материала;

- коррекция недостатков познавательной деятельности в процессе обучения детей с нарушением интеллекта;

- воспитание у школьников навыков самостоятельности в учебной работе.

Задачи учебного предмета 6 класса:

- формирование элементарных физико-географические знаний о земной поверхности;

 - формирование основных общих предметных физико-географические понятий и представлений;

 - обеспечение усвоения достаточно полных и относительно завершенных знаний о компонентах природы и природных комплексах своей местности, о населенном пункте, где находится школа, о его  хозяйственной деятельности, о связях между природой и человеком;

 - формирование определенной системы топографо-картографических знаний, которая должна  создать условия для изучения индивидуальных особенностей географических объектов и явлений, в том числе их положения в пространстве.

Задачи учебного предмета 7 класса:

- систематизация и закрепление имевшихся ранее и полученных в ходе изучения данного курса географических знаний обучающихся;— формирование опыта творческой деятельности по реализации познавательных, социально-коммуникативных потребностей на основе создания собственных географических продуктов (схемы, проекты, карты, компьютерные программы, презентации); 
-  
понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;
-
всестороннее изучение географии России, включая различные виды её географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости, ориентацию в разнообразных природных, социально-экономических процессах и явлениях, их пространственной дифференциации, понимание истоков, сущности и путей решения проблем для устойчивого развития страны.
Задачи учебного предмета 8 класса:

- формирование у учащихся представлений о мировом океане;

- ознакомление учащихся с географическим положением, природой, населением, особенностями хозяйственной деятельности, бытом, культурой людей, отдельными государствами различных континентов;

- дать общий обзор природных условий материка, на котором мы живём; - развивать речь, память, зрительное восприятие, внимание, мышление средствами предмета «География»;

- дать знания о правилах поведения в природе.

Задачи учебного предмета 9 класса:

-  формирование  элементарных сведений о природе, населении, хозяйстве своего края, России и зарубежных стран;

- умение показать особенности взаимодействия человека и природы;

- ознакомление с культурой и бытом разных народов.

На уроках географии используются следующие образовательные технологии: здоровьесберегающие, личностно – ориентированные, информационно – коммуникативные, разноуровневые, игровые.

Общая характеристика учебного предмета.

Учебный предмет «География» в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности умственно отсталых детей: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости, наблюдать за изменениями в природе. Работа с символическими пособиями, каким является географическая карта, способствует развитию абстрактного мышления. Систематическая словарная работа на уроках географии расширяет словарный запас детей, помогает им правильно употреблять новые слова в связной речи.

Основной материал посвящен изучению географии своей страны (6, 7, 8, 9 классы).

        В 6 классе обучающиеся научатся ориентироваться на местности, познакомятся с картой России, ее географическим положением, границами, формами земной поверхности, водоемами. Этот раздел предполагает проведение экскурсий с целью формирования более точных географических представлений о формах земной поверхности и водоемах своей местности.

            Программа 7 класса полностью посвящена ознакомлению с природой и хозяйством России. Здесь изучение вопросов физической, элементов экономической и социальной географии своей страны должно рассматриваться в тесной взаимосвязи, а природа должна изучаться как среда обитания и жизнедеятельности людей, как источник ресурсов для развития народного хозяйства. Особое внимание следует уделить экологическим проблемам.

         Изучение курса «География материков и океанов» (8 класс) позволяет учителю затронуть проблемы взаимоотношения и экономического сотрудничества с сопредельными с Россией государствами, входившими в состав бывшего СССР, государствами Европы и Северной Америки, со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

        Заканчивается курс географии 9 класса изучением географии своей области или района. Эта тема, являясь заключительной в курсе элементарной географии в школе, носит краеведческий характер. Она предусматривает знакомство учащихся со своей областью, районом, с природными ресурсами. В нашей стране принят Закон об охране природы, который предусматривает охрану воздуха, воды, недр, почв, растительного и животного мира. Охрана природы - общенародное дело.

На краеведческих уроках необходимо значительно усилить изучение социальных, экологических и культурологических аспектов. Рассмотрение вопросов истории, этнографии, национальных и региональных культурных традиций будет способствовать воспитанию у учащихся патриотических чувств и в значительной степени повысит интерес к изучаемому предмету.

География дает благодатный материал для патриотического, интернационального, эстетического и экологического воспитания учащихся. Изучение географии нашей страны и материков расширяет кругозор умственно отсталых школьников об окружающем мире и способствует развитию их жизненных компетенций.

Описание места учебного предмета в учебном плане.

Учебный предмет «География» входит в предметную область «Обществознание» и относится к обязательной части учебного плана общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Программа предмета «География» рассчитана на 4 года (с 6 по 9 классы). Общее количество часов за весь период образования составляет 556 часов со следующим распределением часов по классам: 6 класс – 70 часов (35 учебных недель),  7 класс – 70 часов (35 учебных недель), 8 класс – 70 часов (35 учебных недель), 9 класс – 68 часов (34 учебные недели).

Количество часов в неделю, отводимых на изучение «Географии» составляет:

- для 6 классов  - 2 часа в неделю,

- для 7 классов  - 2 часа в неделю,

- для 8 классов  - 2 часа в неделю,

- для 9 классов  - 2 часа в неделю.

Год обучения

Кол-во часов в неделю

Кол-во учебных недель

Всего часов за учебный год

6 класс

2

35

70

7 класс

2

35

70

8 класс

2

35

70

9 класс

2

34

68

348 часов

Личностные результаты.

6 класс

  1. овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  2. владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
  3.  широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно­познавательные и внешние мотивы;

7 класс

  1. овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
  2. способность к осмыслению социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
  3. учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

8 класс

  1. формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  2. формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств
  3. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  1. класс
  1. осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за Родину;
  2. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

3) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

  1. формирование готовности к самостоятельной жизни.

Предметные результаты.

6 класс

Достаточный:

Учащиеся должны знать:

- что изучает география;

- горизонт, линию и стороны горизонта;

- основные формы земной поверхности;

- виды водоемов, их различия;

- меры по охране воды от загрязнения;

- правила поведения в природе;

- отличие плана от рисунка и географической карты;

- масштаб, его обозначение;

- основные направления на плане, географической карте;

- условные цвета и знаки географической карты;

- распределение суши и воды на Земле;

- материки и океаны, их расположение на глобусе и карте полушарий.

- Солнце как ближайшую к Земле звезду и его значение для жизни на Земле;

- кругосветные путешествия, доказывающие шарообразность Земли;

- значение запусков в космос искусственных спутников Земли и полетов людей в космос,

 - имена первых космонавтов;

- различия в нагревании и освещении земной поверхности Солнцем;

- расположение поясов освещенности на глобусе и карте полушарий:

- основные типы климатов;

- географическое положение нашей страны на физической карте России и карте полушарий.  

      Учащиеся должны уметь:

- определять стороны горизонта, ориентироваться по Солнцу, компасу и местным признакам природе;

- выявлять на местности особенности рельефа, водоемов;

- делать схематические зарисовки, простейшие модели и макеты изучаемых форм земной поверхности;

- читать простейшие планы местности;

- ориентироваться по плану, на географической карте, глобусе;

- читать географическую карту;

- составлять описания изучаемых объектов с опорой на карту и картины;

- показывать на карте объекты, указанные в программе, обозначать их на контурной карте;

- выполнять задания в «Рабочей тетради» (количество заданий и время заполнения определяет учитель с учетом индивидуальных возможностей учащихся).

- выявлять на местности особенности рельефа;

- делать схематические зарисовки, простейшие модели и макеты изучаемых форм земной поверхности;

- ориентироваться по плану, на географической карте, глобусе;

- читать географическую карту;

- показывать на карте объекты, указанные в программе, обозначать их на контурной карте;

- выполнять задания в «Рабочей тетради» (количество заданий и время заполнения определяет учитель с учетом индивидуальных возможностей учащихся).

Минимальный:

Учащиеся должны знать:

- что изучает география;

- горизонт и стороны горизонта;

- основные формы земной поверхности;

- виды водоемов;

- меры по охране воды от загрязнения;

- правила поведения в природе;

- распределение суши и воды на Земле;

- материки и океаны, их расположение на глобусе и карте полушарий.

- Солнце как ближайшую к Земле звезду и его значение для жизни на Земле;

- кругосветные путешествия, доказывающие шарообразность Земли;

- значение запусков в космос искусственных спутников Земли и полетов людей в космос,

 - имена первых космонавтов;

- различия в нагревании и освещении земной поверхности Солнцем;

- основные типы климатов;

- географическое положение нашей страны на физической карте России и карте полушарий.  

      Учащиеся должны уметь:

- ориентироваться по Солнцу;

- читать простейшие планы местности;

- ориентироваться по плану, на географической карте, глобусе;

- показывать на карте объекты, указанные в программе, обозначать их на контурной карте;

- выполнять задания в «Рабочей тетради» (количество заданий и время заполнения определяет учитель с учетом индивидуальных возможностей учащихся).

- выявлять на местности особенности рельефа;

- делать схематические зарисовки, простейшие модели и макеты изучаемых форм земной поверхности;

- читать географическую карту;

- показывать на карте объекты, указанные в программе;

- выполнять задания в «Рабочей тетради» (количество заданий и время заполнения определяет учитель с учетом индивидуальных возможностей учащихся).

7 класс

Достаточный:

Учащиеся должны знать:

- положение России на физической карте, карте полушарий и глобусе;

- пояса освещенности, в которых расположена наша страна;

- природные зоны России, зависимость их размещения от климатических условий и высоты над уровнем моря;

- природные условия и богатства России, возможности использования их человеком;

- типичных представителей растительного и животного мира в каждой природной зоне;

- хозяйство, основное население и его занятия и крупные города в каждой природной зоне,

- экологические проблемы и основные мероприятия по охране природы в России;

- правила поведения в природе:

- расположение географических объектов на территории России, указанных в программе.

Учащиеся должны уметь:

- показывать границы России на глобусе, карте полушарий, физической карте и природных зон России, давать элементарное описание природы по зонам, пользуясь картами;

- показывать по картам (физической и природных зон России) географические объекты, указанные в программе, наносить их названия на контурную карту;

- устанавливать взаимосвязь между климатом, растительным и животным миром, природными условиями и занятиями населения;

- принимать простейшие меры по охране окружающей среды; правильно вести себя в природе;

- делать несложные макеты изучаемых природных зон;

- принимать простейшие меры по охране окружающей среды; правильно вести себя в природе;

- выполнять задания в «Рабочей тетради» (количество заданий и время заполнения определяет учитель с учетом индивидуальных возможностей учащихся).

Минимальный:

Учащиеся должны знать:

- положение России на физической карте, карте полушарий и глобусе;

- природные зоны России;

- природные условия и богатства России, возможности использования их человеком;

- типичных представителей растительного и животного мира в каждой природной зоне;

- крупные города в каждой природной зоне,

- правила поведения в природе:

- расположение географических объектов на территории России.

Учащиеся должны уметь:

- показывать границы России на глобусе, карте полушарий, физической карте и природных зон России;

- принимать простейшие меры по охране окружающей среды;

- правильно вести себя в природе;

- выполнять задания в «Рабочей тетради» (количество заданий и время заполнения определяет учитель с учетом индивидуальных возможностей учащихся).

8 класс

Достаточный:

Учащиеся должны знать:

- Атлантический, Северный Ледовитый, Тихий, Индийский океаны и их хозяйственное значение;

- особенности географического положения, очертания берегов и природные условия каждого материка;

- государства, их положение на материке, основное население и столицы;

- особенности географического положения государств ближнего зарубежья, природные условия, основное население и столицы этих государств.

 Учащиеся должны уметь:        

- определять на карте полушарий географическое положение и очертания берегов каждого материка, давать элементарное описание их природных условий;

- находить на политической карте изученные государства и столицы, переносить названия на контурную карту.

Минимальный:

Учащиеся должны знать:

- Атлантический, Северный Ледовитый, Тихий, Индийский океаны и их хозяйственное значение;

- особенности географического положения, очертания берегов и природные условия каждого материка;

- государств и столицы;

- особенности географического положения государств ближнего зарубежья и столицы этих государств.

 Учащиеся должны уметь:        

- определять на карте полушарий географическое положение каждого материка, давать элементарное описание их природных условий;

- находить на политической карте изученные государства и столицы.

9 класс

Достаточный:

- применение элементарных практических умений и приемов работы с географической картой для получения географической информации;

- ведение наблюдений за объектами, процессами и явлениями географической среды, оценка их изменения в результате природных и антропогенных воздействий;

- нахождение в различных источниках и анализ географической информации;

- применение приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы;

- называние и показ на иллюстрациях изученных культурных и исторических памятников своей области.

Минимальный:

- представления об особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах России, разных материков и отдельных стран;

- выделение, описание и объяснение существенных признаков географических объектов и явлений;

- сравнение географических объектов, фактов, явлений, событий по заданным критериям;

- использование географических знания в повседневной жизни для объяснения явлений и процессов, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случаях стихийных бедствий и техногенных катастроф.

Базовые учебные действия (БУД) освоения адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями):

Личностные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение оценивать свои поступки в соответствии с принятыми нормами поведения, выстраивать на этой основе межличностные отношения). Следовательно, на уроках и во внеурочной деятельности следует создавать ситуации морального выбора, нравственно-этического оценивания, развивать способность каждого ребенка к рефлексии своих поступков, осознанию мотивов, потребностей и стремлений.

Важная задача – формирование основ гражданской идентичности, внутренней позиции учащегося по отношению к образовательному процессу. Коммуникативные учебные действия обеспечивают взаимодействие учащихся со сверстниками и взрослыми. К данному виду учебных действий относится: определение цели, функций, способов взаимодействия; учебное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов – выявление проблемы, поиск способов разрешения, их реализация; коррекция своей деятельности, оценка действий партнера (самоконтроль, взаимоконтроль); общение в монологической и диалогической формах.

Регулятивные учебные действия определяют готовность учащегося к самоорганизации. К ним относятся целеполагание, планирование и определение путей достижения цели, прогнозирование возможных рисков, построение логического рассуждения, установление причинно-следственных связей в изучаемом круге явлений, сопоставление результатов с заданным эталоном, внесение дополнений, изменений в способы действий в случае расхождения с заданным эталоном.

Познавательные учебные действия включают в себя: выбор правильного решения поставленной задачи и его обоснование; определение стратегии работы с текстом; осуществление информационного поиска; анализ объектов, явлений с выделением существенных и несущественных признаков; построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах; структурирование знаний; использование знаково-символических средств, в т. ч. моделей и схем, для решения поставленных задач; сравнение, классификацию объектов, явлений по заданным критерия.

В результате освоения образовательных областей, изучения учебных предметов, предусмотренных учебным планом, у учащихся должны быть сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные учебные действия как основа умения учиться, адаптироваться в меняющейся жизненной обстановке.

В связи с тем, что способности к обучению учащихся с интеллектуальными нарушениями сугубо индивидуальны, приведённые ниже требования по формированию учебных умений и навыков могут быть применимы не ко всем учащимся, но являются ориентиром, к которому следует стремиться.

В сфере личностных учебных действий будет сформирована внутренняя позиция ученика, появится элементарная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.

В сфере регулятивных учебных действий учащиеся овладеют всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее достижение (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

В сфере познавательных учебных действий школьники научатся использовать знаковосимволические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач.

В сфере коммуникативных учебных действий учащиеся приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнера), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности (по возможности).

Умениеиспользоватьвсегруппыдействийвразличныхобразовательныхситуацияхявляетсяпоказателемихсформированности.

Личностные учебные действия:

Должны быть сформированы:

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, стереотип поведения прилежного ученика, установка на выполнение требований школьного обучения;

- мотивация к учебной деятельности: познавательный интерес к видам учебной деятельности;

- способность к самооценке на основе успешности учебной деятельности;

моя страна, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей (можно-нельзя, хорошо-плохо);

- основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я», мой город, моя страна, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

- установка на здоровый образ жизни, навык реализации её в реальном поведении и поступках;

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

- развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.

Учащийся получит возможность для формирования:

- внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

- устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

- дружелюбное отношение к окружающим на основе знакомства с жизнью своих сверстников, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы.

- устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

- адекватного понимания причин успешности/неуспешности деятельности;

- компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

- установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении и поступках;

- осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Коммуникативные учебные действия включают следующие умения:

Должны быть сформированы:

- умение ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

- умение формулировать собственное желание и позицию;

- умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- умение задавать вопросы;

- умение контролировать свои и действия партнера;

- умение использовать речь для регуляции своего действия;

- умение использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;

- умение использовать элементарную коммуникативную компетенцию, как способность и готовность общаться с учетом своих речевых возможностей и потребностей;

- умение общаться на вербальном и невербальном уровне.

Регулятивные учебные действия включают следующие умения:

Должны быть сформированы:

- умение принимать и сохранять учебную задачу;

- умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- умение планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

- умение учитывать правило в планировании и контроле способа решения;

- умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- умение воспринимать оценку учителя;

- умение различать способ и результат действия;

- умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

- умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Учащийся получит возможность научиться:

- в сотрудничестве с учителем ставить учебные задачи;

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

- осуществлять контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

- оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

К познавательным учебным действиям относятся следующие умения:

Должны быть сформированы:

- умение использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы;

- умение строить коммуникативные отношения (вербальные, невербальные);

- умение осваивать начальные лингвистические представления, необходимые для овладения на элементарном уровне устной и письменной речью;

- умение ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

- основы чтения художественных и познавательных текстов, умение выделять существенную информацию из текстов разных видов;

- умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

- умение осуществлять синтез как составление целого из частей;

- умение проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

- умение устанавливать причинно-следственные связи;

- умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

- умение обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

- умение осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

- умение устанавливать аналогии;

- умение владеть общим приемом решения задач.

Учащийся получит возможность научиться:

- строить коммуникацию (речевое высказывание) в устной, письменной, знаково-символической форме;

- осваивать начальные лингвистические представления, необходимые для овладения на элементарном уровне устной и письменной речью, расширить свой лингвистический кругозор;

- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач.

Виды деятельности учащихся, направленные на достижение результата:

I – виды деятельности со словесной (знаковой) основой:

  1. Слушание объяснений учителя.
  2. Слушание и анализ выступлений своих товарищей.
  3. Самостоятельная работа с учебником.
  4. Работа с научно-популярной литературой.
  5. Отбор и сравнение материала по нескольким источникам.
  6. Написание рефератов и докладов.
  7. Вывод и доказательство формул.
  8. Выполнение заданий по разграничению понятий.

II – виды деятельности на основе восприятия элементов действительности:

  1. Наблюдение за демонстрациями учителя.
  2. Просмотр учебных фильмов.
  3. Анализ графиков, таблиц, схем.
  4. Объяснение наблюдаемых явлений.
  5. Изучение устройства приборов по моделям и чертежам.
  6. Анализ проблемных ситуаций.

III – виды деятельности с практической (опытной) основой:

  1. Работа с раздаточным материалом.
  2. Постановка опытов для демонстрации классу.
  3. Постановка фронтальных опытов.
  4. Выполнение фронтальных лабораторных работ.
  5. Выполнение работ практикума.

Формы организации учебных занятий: урок.

Оценочный инструментарий: тестирование (материалы тестирования прилагаются к рабочей программе).

Содержание учебного предмета

6 КЛАСС – 70ч

ГЕОГРАФИЯ РОССИИ

Iчетверть – 16ч

Введение (2ч)

География – наука о природе Земли, населении и его хозяйственной деятельности. Наблюдение за изменением высоты Солнца и погоды.

Признаки времен года. Явления природы: ветер, дождь. Гроза. Меры предосторожности. Географические сведения о своей местности и труде населения.

Ориентирование на местности (4ч)

Горизонт. Линия горизонта. Стороны горизонта. Компас и правила пользования им.

Ориентирование. Определение основных направлений по солнцу, компасу, местным признакам и природным объектам.

Формы поверхности Земли (4ч)

Равнины, холмы. Овраги. Их образование.

Горы. Понятие о землетрясениях и извержениях вулканов.

Вода на земле (5ч)

Вода на земле. Родник, его образование. Колодец, водопровод. Река, ее части. Горные и равнинные реки. Использование рек. Озера. Водохранилища. Пруды. Разведение рыб, птиц. Болота, их осушение. Океаны и моря. Явления природы: ураганы, штормы. Острова и полуострова. Водоемы в нашей местности. Охрана воды от загрязнения.

Тестирование по итогам I четверти (1ч)

Зарисовка линий сторон горизонта. Упражнения в определении сторон горизонта по солнцу. Схематическая зарисовка компаса.

IIчетверть – 16 ч

Вода на земле (8ч)

Вода на земле. Родник, его образование. Колодец, водопровод. Река, ее части. Горные и равнинные реки. Использование рек. Озера. Водохранилища. Пруды. Разведение рыб, птиц. Болота, их осушение. Океаны и моря. Явления природы: ураганы, штормы. Острова и полуострова. Водоемы в нашей местности. Охрана воды от загрязнения.

План и карта (7ч)

Рисунок и план предмета. Масштаб. Измерение расстояний и их изображение на плане по масштабу. Использование плана в практической деятельности человека.

План класса. План школьного участка. Условные знаки плана местности.

План и географическая карта. Основные направления на карте. Масштаб карты.

Условные цвета физической карты. Условные знаки физической карты (границы, города, моря, реки и т.д.)

Физическая карта России.

Тестирование по итогам II четверти (1ч)

Зарисовка в тетрадях и заполнение таблицы условных знаков плана и цветов физической карты.

III четверть – 20ч

Земной шар (19ч)

        Краткие сведения о Земле, солнце, Луне. Планеты.

Земля – планета. Освоение космоса. Глобус – модель земного шара. Земная ось. Экватор, полюса. Особенности изображения суши и воды на глобусе.

        Физическая карта полушарий. Распределение воды и суши на земле.

Океаны на глобусе и карте полушарий. Материки на глобусе и карте полушарий. Первые кругосветные путешествия.

        Значение Солнца для жизни на Земле. Различие в освещении и нагревании Солнцем земной поверхности.

        Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы климата.

Пояса освещенности: жаркий, умеренный, холодный. Изображение их на глобусе и карте полушарий. Природа тропического пояса. Природа умеренных и полярных поясов.

 Тестирование по итогам III четверти(1ч)

Изготовление из пластилина модели земного шара с обозначением экватора и полюсов.

IV четверть – 18ч

Карта России (17ч)

Положение России на глобусе, карте полушарий, физической карте. Столица Росси – Москва. Границы России. Сухопутные границы.

        Морские границы. Океаны и моря, омывающие берега России. Моря Северного Ледовитого океана.

        Моря Тихого и Атлантического океанов. Острова и полуострова России.

Поверхность нашей страны. Низменности, возвышенности, плоскогорья.

Горы: Урал, Кавказ, Алтай, Саяны. Крупнейшие месторождения полезных ископаемых.

        Реки: Волга с Окой и Камой. Водохранилища, каналы, ГЭС. Реки: Дон, Днепр, Урал.

        Реки Сибири: Обь с Иртышом, Енисей с Ангарой, ГЭС. Реки: Лена, Амур.

Озера: Ладожское, онежское, Байкал.

Работа с контурными картами. Наш край на карте России.

Тестирование по итогам IV четверти (1ч)

Тематическое планирование

Название раздела, темы

Кол-во часов

Виды учебной деятельности

I чет

II чет

III чет

IV чет

Введение

2

  • Зарисовка линии, сторон горизонта, моделирование из сырого песка, глины или пластилина равнины, холма, горы, оврага, вулкана в разрезе
  • Зарисовка различных форм земной поверхности. Изготовление условных знаков полезных ископаемых и прикрепление их к доске.

Ориентирование на местности

4

Формы поверхности Земли

4

Вода на Земле

5

8

План и карта

7

Земной шар

14

Карта России

5

17

Тестирование

1

1

1

1

Итого:

16

16

20

18

7 КЛАСС – 70ч

ГЕОГРАФИЯ РОССИИ

I четверть – 16ч

Особенности природы и хозяйства России (13ч)

      Повторение карты России (физическая и политико-административная карты).

      Географическое положение России на карте мира. Морские и сухопутные границы.

      Европейская и азиатская части России. Разнообразие рельефа. Острова и полуострова России.

      Административное деление России.

      Полезные ископаемые, их основные месторождения. Пути рационального использования.

      Типы климата. Сравнительная характеристика климатических условий, жизнедеятельности людей в разных частях России.

      Водные (гидроэнергетические) ресурсы России, их использование. Экологические проблемы.

      Численность населения России. Размещение по территории России. Различия по плотности населения. Народы России.

      Промышленность, ее отрасли.

      Особенности развития сельского хозяйства и транспорта. Экологические проблемы.

      Уровни экономического развития европейской и азиатской частей России. Пути решения экологических проблем.

      Природные зоны России. Значение зональных различий для специализации сельского хозяйства и жизни людей.

      Карта природных зон России.

Природные зоны России (2ч)

Размещение природных зон на территории России.

Карта природных зон России.

Тестирование по итогам I четверти  (1ч)

II четверть – 16ч

Зона арктических пустынь (7ч)

      Положение на карте. Моря и острова.

      Климат. Особенности природы.

      Растительный и животный мир. Охрана природы.

      Население и его основные занятия.

      Северный морской путь.

Тундра (8ч)

      Положение на карте. Острова и полуострова. Поверхность. Полезные ископаемые.

      Климат. Водоемы тундры.

      Особенности природы. Растения тундры.

      Животный мир тундры.

      Хозяйство. Население и его основные занятия.

      Города: Мурманск, Архангельск, Нарьян-Мар, Норильск, Анадырь.

      Экологические проблемы Севера. Охрана природы тундры.

Тестирование по итогам II четверти (1ч)

Нанесение на контурные карты природных зон России.

III четверть – 20ч

Лесная зона (12ч)

      Положение на карте. Поверхность, полезные ископаемые. Экологические проблемы.

      Климат. Особенности природы.

      Реки, озера, каналы. Экологические проблемы водных ресурсов.

      Природные богатства лесной зоны. Растительный мир. Хвойные леса.

      Смешанные леса.

      Лиственные леса.

      Животный мир лесной зоны.

      Пушные звери.

      Какую пользу приносит лес.

      Лесной промысел, охота.

      Промышленность и сельское хозяйство Центральной России.

      Города Центральной России.

      Особенности развития хозяйства Северо-Западной России.

      Города: Санкт-Петербург, Новгород, Псков, Калининград.

      Западная Сибирь.

      Восточная Сибирь.

      Дальний Восток.

      Заповедники и заказники лесной зоны. Охрана леса. Правила поведения в лесу.

      Обобщающий урок по лесной зоне.

Степи (7ч)

      Положение на карте. Поверхность и полезные ископаемые. Климат. Реки. Проблема водоснабжения.

      Растительный мир степей.

      Животные степей.

      Хозяйство. Население и его основные занятия.

      Города степной зоны: Волгоград, Саратов, Ростов-на-Дону, Краснодар, Ставрополь, Самара, Оренбург и др.

      Охрана природы зоны степей.

Тестирование по итогам III четверти (1ч)

Сравнительная характеристика лесной зоны и зоны степей.

IV четверть – 18ч

Полупустыни и пустыни (7ч)

  Положение на карте. Поверхность. Полезные ископаемые.

      Климат. Реки. Охрана природы. Растительный мир и его охрана.

      Животный мир. Охрана животных. Хозяйство. Основные занятия населения.

      Города зоны полупустынь и пустынь (Астрахань, Элиста).

Субтропики (3ч)

 Положение на карте. Поверхность. Климат. Растительный и животный мир влажных субтропиков. Охрана природы.

      Курортное хозяйство. Население, занятия населения. Города-курорты: Анапа, Геленджик, Туапсе, Сочи.

Высотная поясность в горах (7ч)

      Положение на карте (Северный Кавказ, Урал, Алтай, Саяны). Поверхность. Полезные ископаемые. Климат.

      Особенности природы и хозяйства Северного Кавказа.

      Города: Минеральные Воды, Нальчик, Грозный и др.

      Хозяйство, города, экологические проблемы Урала (Екатеринбург, Челябинск и др.)

      Алтайские горы. Население. Хозяйство. Кузнецкий угольный бассейн.

      Города: Барнаул, Кемерово, Горно-Алтайск и др.

      Восточная Сибирь. Хозяйство Восточной Сибири. Население. Города. Охрана природы.

      Обобщающий урок по географии России.

Тестирование по итогам IV четверти (1ч)

Тематическое планирование

Название раздела, темы

Кол-во часов

Виды учебной деятельности

I чет

II чет

III чет

IV чет

Особенности природы и хозяйства России

13

  • Заполнение таблицы «Различия в природе и хозяйстве европейской и азиатской частей России». Работа с физической картой и картой природных зон России.
  • Запись названий и зарисовки в тетрадях наиболее типичных для изучаемой природной зоны растений и животных.
  • Изготовление несложных макетов по различным природным зонам.

Природные зоны России

2

Зона Арктических пустынь

7

Тундра

8

Лесная зона

12

Степи

7

Полупустыни и пустыни

7

Субтропики

3

Высотная поясность в горах

7

Тестирование

1

1

1

1

Итого:

16

16

20

18

8 КЛАСС – 70ч

ГЕОГРАФИЯ МАТЕРИКОВ И ОКЕАНОВ

I четверть – 16ч

Введение (1ч)

      Что изучают в курсе географии материков и океанов. Материки и океаны на глобусе и физической карте полушарий.

Мировой океан (5ч)

      Атлантический океан. Хозяйственное значение. Судоходство.

      Северный Ледовитый океан. Хозяйственное значение.  Тихий океан. Хозяйственное значение.      Индийский океан. Хозяйственное значение.    Современное изучение мирового океана.

Африка (9ч)

      Географическое положение и очертания берегов. Острова и полуострова.

      Разнообразие рельефа, климата и природных условий Африки.

      Растительность и животные тропических лесов.

      Растительность и животные саванн и пустынь Африки. Население Африки.

      Государства Африки, их столицы (Египет, Эфиопия, Танзания, Конго, Нигерия, ЮАР — по выбору учителя).

Тестирование по итогам I четверти (1ч)

Составить карту Африки из разрезных элементов. Запись названий и зарисовка в тетрадях наиболее типичных растений и животных.

II четверть – 16ч

Австралия (8ч)

  Географическое положение и очертания берегов. Острова. Особенности рельефа, климата.

      Растительность и животные Австралии. Охрана природы.

      Население Австралии (коренное и пришлое).

      Города: Канберра, Сидней и Мельбурн.

      Океания.

      Путешествие в Австралию Н. Н. Миклухо-Маклая.

Антарктида (7ч)

      Географическое положение. Разнообразие рельефа, климат, реки и озера.

      Растительный мир. Животный мир. Население.

      Австралийский союз. Океания.  Остров Новая Гвинея.

      Современные исследования Антарктиды.

Тестирование по итогам четверти II (1ч)

Запись названий и зарисовка в тетрадях наиболее типичных растений и животных.

III четверть – 20ч

Северная Америка (9ч)

      Открытие Америки. Географическое положение.

      Рельеф. Климат. Реки и озера. Природа Северной Америки. Население и государства.

      США. Географическое положение. Столица. Население.

      Канада. Мексика. Куба. Географическое положение. Столицы. Основные занятия населения.

Южная Америка (10ч)

      Географическое положение Южной Америки.

      Рельеф. Климат. Реки Южной Америки.

      Природа Южной Америки.

      Население и государства. Бразилия, Аргентина, Перу или другие — по выбору учителя, их столицы.

Тестирование по итогам III четверти  (1ч)

Сравнение двух материков: Северной и Южной Америки (таблица).

IV четверть – 18ч

Евразия (17ч)

      Евразия. Географическое положение. Условная граница между Европой и Азией.

      Очертания берегов Евразии. Крупнейшие острова и полуострова.

      Рельеф. Полезные ископаемые. Климат Евразии.

      Реки и озера Евразии.

      Растительность и животные Евразии. Международное сотрудничество в охране природы.

      Население Евразии.

Тестирование по итогам четверти IV (1ч)

Тематическое планирование

Название раздела, темы

Кол-во часов

Виды учебной деятельности

I чет

II чет

III чет

IV чет

Введение

1

  • Составление схемы хозяйственного использования океанов.Зарисовки рыб, морских животных, айсберга.
  • Подбор иллюстраций по теме «Мировой океан». Составление альбома иллюстраций по теме: «Антарктида».Зарисовка птиц и животных в тетрадях. Запись названий и зарисовки в тетрадях типичных растений и животных (или прикрепление их иллюстраций к доске).

Мировой Океан

5

Африка

9

Австралия

8

Антарктида

7

Северная Америка

9

Южная Америка

10

Евразия

17

Тестирование

1

1

1

1

Итого:

16

16

20

18

9 КЛАСС – 68ч

ГЕОГРАФИЯ МАТЕРИКОВ И ОКЕАНОВ

I четверть – 16ч

Политическая карта Евразии (1ч)

Политическая карта Евразии. Государства Евразии.

Западная Европа (7ч)

Европа. Политическая карта Евразии. Положение на карте.

Великобритания: географическое положение, природа, экономика.

Великобритания: население, культура, обычаи и традиции.

Франция: географическое положение, природа, экономика.

Франция: население, культура, обычаи и традиции.

Германия. Австрия. Швейцария.

Южная Европа (4ч)

Испания. Португалия.

Италия: географическое положение, природа, экономика.

Италия: население, культура, обычаи и традиции. Греция.

Северная Европа (3ч)

Норвегия. Швеция. Финляндия.

Тестирование по итогам I четверти (1ч)

II четверть – 16ч

Восточная Европа (10ч)

Польша. Чехия и Словакия.  Венгрия. Румыния. Болгария. Сербия и Черногория.

Эстония. Латвия. Литва. Республика Беларусь. Украина. Молдавия

Центральная Азия (5ч)

Казахстан. Узбекистан. Туркмения. Киргизия. Таджикистан.

Тестирование по итогам II четверти (1ч)

III четверть – 20ч

Юго-западная Азия (7ч)

Грузия. Азербайджан. Армения. Турция. Ирак. Иран. Афганистан.

Южная Азия (2ч)

Индия.

Восточная Азия (7ч)

Китай. Монголия. Корейская Народно -Демократическая Республика. Япония.

Юго - Восточная Азия (3ч)

Географическое положение на карте. Тайланд. Вьетнам (социалистическая республика Вьетнам).

Индонезия.

Тестирование по итогам четверти III (1ч)

Отличия Европы от Азии.

IV четверть – 16ч

Россия (4ч)

Морские и сухопутные границы России.

Россия (Российская Федерация) – крупнейшее государство Евразии.

Административное деление России. Столица и другие крупные города России.

Экономическое развитие страны.

Крупные города России.

Наш край (11ч)

Положение на карте. Границы области.

Растительный мир нашего края. Красная книга. Охрана растительного мира.

Животный мир нашей области.

Промышленность нашей местности. Ближайшие промышленные предприятия.

Из истории нашего края. История возникновения. Первые поселенцы.

Улицы и площади областного центра.

Театры, кинотеатры, музеи.

Известные люди нашего края.

Национальные обычаи, традиции, костюмы, национальная кухня.

Обобщающий урок «Моя малая Родина».

Тестирование по итогам четверти IV (1ч)

Тематическое планирование

Название раздела, темы

Кол-во часов

Виды учебной деятельности

I чет

II чет

III чет

IV чет

Политическая карта Евразии

1

  • Рассматривание иллюстраций, рисунков, изображений  в соответствии с темой. Обозначение границ нашей Родины, пограничных государств, нанесение названий изученных объектов на контурную карту России. Обозначение на контурной карте государств Евразии, их столиц и изученных городов.
  • Нанесение границы Европы и Азии.

Западная Европа

7

Южная Европа

5

Северная Европа

3

Восточная Европа

12

Центральная Азия

5

Юго-Западная Азия

6

Южная Азия

1

Восточная Азия

5

Юго-Восточная Азия

2

Россия

4

Наш край

11

Тестирование

1

1

1

1

Итого:

16

16

20

16

Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности

Наименование объектов и средств учебно-методического и материально-технического обеспечения

Учебно-методическое обеспечение

1

2

3

4

Учебники

6 класс - Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина, 2009г., рекомендованный Министерством образования и науки Российской Федерации.

7 класс-Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина, 2013г., допущенный Министерством образования и науки Российской Федерации.

8 класс -Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина, 2010г, рекомендованный Министерством образования и науки Российской Федерации.

9 класс – Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина, 2008г., рекомендованный Министерством образования и науки Российской Федерации.

Технические средства

5

Интерактивная доска (ноутбук), Isandbox.

Учебно-практическое оборудование

6

7

8

Глобус.

Географические карты.

 Контурные карты.

Оборудование класса

9

10

11

12

Ученические столы двухместные с комплектом стульев.

Стол учительский с тумбой.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования  и пр.

Настенная доска для вывешивания иллюстративного материала.

Материалы и инструменты

13

Ручка, карандаши (простые и цветные), альбом, тетради в клетку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «ГЕОГРАФИЯ» 5 класс. ФГОС Составитель: учитель географии Коптяева Ольга Александровна, первая квалификационная категория

Рабочая программаПо курсу «География. Начальный курс. 5 класс»(35 часов, 1 час в неделю).Общая характеристика учебного предмета и курса Курс «География. Начальный курс. 5 класс» является пропедевтичес...

Рабочая программа учебного предмета «География» 9 класс, по коррекционной программе VIII вида

Рабочая программа по географии составлена в соответствии с программой под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений...

Рабочая программа Учебного предмета «География» 6 класс, базовый уровень

Рабочая  программа Учебного предмета  «География»  6 класс, базовый уровень...

Рабочая программа учебного предмета «География» 6 класс

Программа составлена в соответствии с учебной программой: Программа «География 5-9 класс»,  А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя. Москва, ИЦ «Вентана-Граф», 2012 г....

Рабочая программа учебного предмета «География» 9 класс

Рабочая программа составлена на основе  Программы 5-9 классы общеобразовательных учреждений/ А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин./М., «Вентана-Граф»,2012г. и рассчитана на 68 учебных часов...

Рабочая программа учебного предмета «География » 5 класс 2017-2018 учебный год

Рабочая программа учебного предмета «География » 5 класс 2017-2018 учебный год, базовый уровень...