Организация учебно – исследовательской и проектной деятельности
статья по географии

Логинова Татьяна Вячеславна

В последние годы в связи с реформами в образовании остро стоит вопрос об организации учебного процесса, направленного на развитие творческих способностей личности и навыков исследовательской деятельности. Если ознакомиться с общими положениями планируемых результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования  стандартов второго поколения, то заметим, что там описываются классы учебно-познавательных и учебно-практических задач, которые осваиваются и формируются  в ходе обучения. К ним относятся:

·        Освоение систематических знаний

·        Самостоятельное приобретение, перенос и интеграция знаний

·        Разрешение проблем

·        Сотрудничество и коммуникация

·        Самоорганизация и саморегуляция

·        Рефлексия

·        Ценностно-смысловые установки

·        ИКТ-компетентность

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация учебно – исследовательской и проектной деятельности

по географии.

Выступление на педагогическом совете

подготовила учитель географии

МАОУ «Курманаевская СОШ»

Логинова Татьяна Вячеславна.

 -----------------------------------------------------------------------------------------------

Школа должна стать своеобразной исследовательской

                                                    лабораторией, в которую  ученик приходит,                                                                          чтобы делать открытия, с той только разницей,

                                                                      что эти открытия не для всего человечества,

                                               а для данного маленького человека.
                                                                                                                                                     Кузнецов В.И

         В последние годы в связи с реформами в образовании остро стоит вопрос об организации учебного процесса, направленного на развитие творческих способностей личности и навыков исследовательской деятельности. Если ознакомиться с общими положениями планируемых результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования  стандартов второго поколения, то заметим, что там описываются классы учебно-познавательных и учебно-практических задач, которые осваиваются и формируются  в ходе обучения. К ним относятся:

  • Освоение систематических знаний
  • Самостоятельное приобретение, перенос и интеграция знаний
  • Разрешение проблем
  • Сотрудничество и коммуникация
  • Самоорганизация и саморегуляция
  • Рефлексия
  • Ценностно-смысловые установки
  • ИКТ-компетентность

         В ходе изучения всех учебных предметов обучающиеся «должны приобрести опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации на практическом уровне должны овладеть умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и ситуациях неопределённости. Получат возможность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения». И одной из четырёх междисциплинарных программ, направленных на решение выше перечисленных задач является «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности», которую можно реализовывать как в урочное так и во внеурочное время.

Типы учебных проектов по географии

Рассмотрим возможные типы учебных проектов:

  • По доминирующей деятельности: информационные, исследовательские, творческие, прикладные или практико-ориентированные.
  • По предметно-содержательной области: монопредметные, межпредметные и надпредметные. 
  • По продолжительности: от кратковременных, когда планирование, реализация и рефлексия проекта осуществляются непосредственно на уроке или на спаренном учебном занятии, до длительных — продолжительностью от месяца и более.
  • По количеству участников: индивидуальные, групповые, коллективные.

Информационный проект направлен на сбор информации об объекте или явлении с последующим анализом информации, обобщением и обязательным представлением. Он чаще всего может использоваться на уроках географии. При планировании информационного проекта необходимо определить: а) объект сбора информации; б) возможные источники, которыми смогут воспользоваться учащиеся (учитель может сам предоставить источники учащимся или они сами занимаются их поиском); в) формы представления результата (от письменного сообщения, с которым знакомится только учитель, до публичного сообщения в классе или выступления перед аудиторией (на школьной конференции, с лекцией для младших школьников и т.д.).

Основной общей учебной задачей информационного проекта является именно формирование умений находить, обрабатывать и представлять информацию. В 5 классе  - тема 3 «История географических открытий» и тема 4 «Путешествие по планете Земля». В 6 классе при изучении темы 5 «Гидросфера» (воды суши: реки, озёра, подземные воды, природные льды) тема 6 «Биосфера» (Царства живой природы). В 7 классе при изучении раздела 2 «Материки планеты Земля». В 8 классе – тема 3 «История изучения территории России». В 9 классе – тема 2 «Население России» и раздела 3 «Страны ближнего зарубежья». В 10 классе – тема 3 «Взаимоотношения природы и общества. Мировые природные ресурсы и экологические проблемы». В 11 классе при изучении стран мира.

Исследовательский проект предполагает четкое определение предмета и методов исследования. В полном объеме это может быть работа, примерно совпадающая с научным исследованием; она включает в себя обоснование темы, определение проблемы и задач исследования, определение источников информации и способов решения проблемы, оформление и обсуждение полученных результатов. Исследовательские проекты, как правило, продолжительные по времени и нередко раньше являлись экзаменационной работой учащихся или конкурсной внешкольной работой.  Как пример экзаменационной работы ученики в 9 классе работали над темами «Нефтяная промышленность России и Оренбургской области», «Роль Оренбургской области в развитии экономики Уральского экономического района», «Хозяйственная деятельность и изменение природной среды в России и Оренбуржье». Как пример внешкольной работы это «Тишина – залог здоровья», «Топонимика села Курманаевка», «Храм Дмитрия Солунского».

Практико-ориентированный проект также предполагает реальный результат работы, но в отличие от первых двух носит прикладной характер (например, оформить выставку горных пород для кабинета географии, сконструировать модели кораблей исследователей, «Внутреннее строение Земли», осадкомера, компаса). Во внеурочной деятельности это конкурсный проект по теме «Живи, родник!», «Родники Курманаевского района».

К практико-ориентированным проектам по географии можно отнести:

• проекты изучения уже существующих и возможных следствий хозяйственной деятельности человека (при этом вовсе не обязательно рассматривать только негативные примеры). Например «Экскурсия по золотой осени», «Экологические десанты туристического кружка», «Грязные места села Курманаевка»;

• проекты освоения территорий. Например, при изучении истории освоения материков и России;

• проекты по созданию новых объектов, например, городов и поселков, национальных парков и т.д. В 9 классе при изучении темы «Электроэнергетика»: «Плюсы и минусы создания водохранилищ на реке Волга».

                                Основные требования к использованию метода проекта: 

  • Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы или задачи.
  • Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
  • Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

Под исследовательской деятельностью понимается творческий процесс совместной деятельности двух субъектов (учителя и ученика) по поиску решения неизвестного, результатом которой является формирование исследовательского стиля мышления и мировоззрения в целом.

                                                      Требования к исследованию: 

  • Ограниченность во времени, целям, задачам, результатам. Ограниченность означает, что исследование содержит:
  • Этапы и конкретные сроки их реализации;
  • Четкие задачи;
  • Конкретные результаты;
  • Планы и графики выполнения исследования.

Ход исследования можно представить в виде цепочки:

  • Обоснование темы;
  • Постановка целей и задач
  • Определение объекта и предмета исследования
  • Разработка гипотезы исследования
  • Непосредственно исследования
  • Результаты
  • Оценка полученных результатов и выводы.

В организации исследовательской работы большое значение имеет отбор учебного материала для всех исследований, который должен строго соответствовать основным принципам дидактики: научности, систематичности, последовательности, доступности, наглядности, индивидуальному подходу к учащимся в условиях коллективной работы, развивающему обучению, связи теории с практикой.

          Для того, чтобы не произошло того смешения, которое имеет место в современной литературе, когда проектное и исследовательское обучение рассматриваются как один метод, необходимо остановиться на взаимосвязи между этими понятиями. В таблице отражены основные положения.

ИССЛЕДОВАНИЕ

ПРОЕКТ

Процесс выработки новых знаний

Замысел, план

  1. Бесконечное движение вглубь
  2. Свободно, не регламентировано внешними установками
  3. Возможны "безумные идеи"
  4. Бескорыстный поиск истины
  5. Бесконечное движение вглубь
  1. Четкий план
  2. Реальные гипотезы и их проверка
  3. Ориентация на практику
  4. Заданы границы решения проблемы

Истинное творчество

Творчество по плану

 Можно увидеть, что исследовательская деятельность более свободная, более гибкая, более смелая.

Таким образом, исследовательская деятельность является одним из направлений работы учащихся в рамках проекта. Поэтому педагогу важно на стадии планирования проекта четко определить основные направления работы учащихся и методы их реализации.

Используя метод проектов на уроках географии и внеклассных занятиях я пришла к выводу:

1.  Использование данных методов на уроках географии для меня очень приемлемо, эффективно и   результативно.

2.   Проектная технология всегда должна работать на результат.

3.  Проектный и исследовательский методы умело сочетается  с другими технологиями, и не исключают их использование на уроках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы организации учебно-исследовательской и проектной деятельности

В презентации рассматриваются как общие, так и специфические черты учебно-исследовательской и проектной деятельности ...

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ПО ЭКОЛОГИИ

В данной статье описан опыт работы по организации проектной и исследовательской деятельности по экологии. Приведены темы исследовательских проектов, выполненных учащимися, а так же выделены цели и зад...

Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности в основной школе, как один из путей повышения мотивации и эффективности в учебном процессе.

В статье рассказывается как организация поректной деятельности в школе позволяет повысить мотивацию учащихся...

Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности на уроках и внеклассной работе по биологии

в статье расскрывается опыт по  организации учебно-исследовательской и проектной деятельности  на уроках и внеклассной работе по биологии...

Особенности формирования различных видов универсальных учебных действий при организации учебно-исследовательской и проектной деятельности по математике

Особенности формирования УУД при организации учебно-исследовательской и проектной деятельности на примере проекта в 8 классе по геометрии "Теорема Пифагора"...

Особенности формирования различных видов универсальных учебных действий при организации учебно-исследовательской и проектной деятельности по математике

Особенности формирования различных видов универсальных учебных действий при организации учебно-исследовательской и проектной деятельности по математике на примере проекта по геометрии "Теорема Пифагор...