Рабочая программа по географии 8 класс. УМК "Полярная звезда"
рабочая программа по географии (8 класс)

Беляева Елена Михайловна

Программа составлена на основе "Рабочие программы. География. Предметная линия учебников "Полярная звезд". 5-9 классы". / В.В. Николина, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина - М:Просвещение, 2013

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geo_8_alekseev.docx79.71 КБ

Предварительный просмотр:

                                                 

Управление образования Администрации Аксайского района

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Аксайского района Островская средняя общеобразовательная школа

                                                                                                                Утверждаю

                                                                                                                Директор МБОУ Островской СОШ

                                                                                                                ________________ Шаповалов А.М                                                                                                                        приказ от ___________________ № ______        

                                                                                                                                                        

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по  географии

Уровень общего образования (класс)   __ основное  общее  образование   - 8- класс __

                                                                                                                 (начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)

Количество часов  __ 70  (2 часа  в неделю) __

Учитель __ Беляева Е.М__

Программа разработана на основе:

__ Рабочие программы. География. Предметная линия учебников «Полярная звезда». 5-9 классы/ В.В.Николина, А.И.Алексеев, Е.К.Липкина. – М. : Просвещение, 2013__

      (указать примерную программу/программы, издательство, год издания  при наличии)    

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по географии  для 8 класса  составлена на основании следующих нормативно- правовых документов:

  • Федерального Закона от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федерального государственного стандарта основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ № 1887 от 17.12.2010г;
  • приказа Министерства образования и науки РФ № 1576 от 31.12.2015г “О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от17.12.2010г №1887”;
  • приказа Минобрнауки России от 30.08.2013 г. № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
  •  письма Министерства образования и науки российской Федерации № 08-1786 от 28.10.2015г “О рабочих программах учебных предметов”;
  • Рабочие программы. География. Предметная линия учебников «Полярная звезда». 5-9 классы/ В.В.Николина, А.И.Алексеев, Е.К.Липкина. – М. : Просвещение, 2013
  • Устава школы;
  • Основной образовательной программы МБОУ Островской СОШ;
  • Учебного плана МБОУ Островской СОШ на 2018 – 2019 учебный год;
  • Годового учебного календарного графика на 2018-2019 учебный год.

Цель  курса:

  • Формирование у учащихся географического образа своей Родины во всём его многообразии и целостности; установление  взаимосвязи трёх основных компонентов – природы, населения и  хозяйства России.                                                        

Задачи:

  • формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;                    
  • познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях, что позволяет сформировать географическую картину - от локального до глобального;
  • познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и других процессов,  происходящих в географическом пространстве России и мира;
  • понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества и рационального природопользования, осуществление стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;
  •  глубокое и всестороннее изучение географии России, включая различные виды ее географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости;  
  • ориентация в разнообразных природных, социально-экономических процессах и явлениях, их пространственной дифференциации, понимание истоков, сущности и путей решения проблем для устойчивого развития страны;

                                       

               Планируемые результаты

п/п

Раздел или тема курса

Личностные УУД

Предметные УУД

Метапредметные УУД

регулятивные

коммуникативные

познавательные

1

Россия в мире

воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству; чувства гордости за свою Родину; прошлое и настоящее многонационального народа России; воспитание чувства долга перед Родиной

формирование географических знаний и их использование для решения современных практических задач своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;                                                                                                                                  

уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им; адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации для решения учебных и практико-ориентированных задач;

2

Россияне

формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развитию науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современному мира;

Формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем

планировать пути достижения целей; осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;  адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности

использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации для решения учебных и практико-ориентированных задач;

3

Природа

освоение социальных норм и правил поведения в группах и сообществах, заданных институтами социализации соответственно возрастному статусу, формирование основ социально-критического мышления;                                                                                                                                

Овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров.

создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач; осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей;

Ставить вопросы , инициативному сотрудничеству в поиске и сборе информации; разрешению конфликтов.  Управлять поведением — контроль, коррекция, оценка действий партнера и своих собственных

- определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

4

Природно-хозяйственные зоны

формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного отношения к окружающей среде;                                                                                                              

Формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им; адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации для решения учебных и практико-ориентированных задач;

5

Хозяйство

развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;                                                                                          

формирование  навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;                                                                                                            

планировать пути достижения целей; осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;  

использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации для решения учебных и практико-ориентированных задач;

                                   

Тематическое планирование

Тема раздела

Кол-во часов

Кол – во контрольных работ

Кол – во практических работ, проектов.

Россия в мире

7

1

2

Россияне

10

1

1

Природа

17

1

3

Природно-хозяйственные зоны

7

1

1

Хозяйство

22

2

3

7

0

3

Содержание курса «География. Россия»

8 класс

70 часов (2 часа в неделю)

Тема 1.  Россия в мире  (8 часов)            

  Россия на карте мира. Географическое положение России. Место России среди других стран мира. Место России в Европе и Азии.                                      Государственная граница России.   Россия на карте часовых поясов. Карты часовых поясов. Разница во времени по карте часовых поясов. Основные природные объекты России. Географические районы России. Административно-территориальное деление России.                                   Формирование и заселение территорий России. Освоение Сибири и Дальнего Востока.  Вклад исследователей, путешественников в освоение территории России. Природа – часть нашего наследия. Главная ценность – человек.    Всемирное природное и культурное наследие. ЮНЕСКО.                                          Семь чудес России. Объекты Всемирного культурного наследия России.                              

Тема 2.  Россияне  ( 10 часов)

Население России. Воспроизводство населения. Естественный прирост. Отрицательный  естественный прирост — проблема для России. Традиционный и современный типы воспроизводства.Численность населения. Темпы роста численности населения. Демографический кризис. Демографические потери. Демографические проблемы и их решение. Миграции населения. Мигранты. Этические нормы в отношении мигрантов. «Демографический портрет» населения России. Демографическая ситуация. Половозрастная структура населения России. Рынок труда. Трудоспособный возраст. Трудовые ресурсы. Экономически активное население. Безработные. Трудовые ресурсы родного края.                        Рынок труда родного края. Этнос. Этническая территория. Этническая структура регионов России. Россия — многонациональное государство. Национальный состав. Языковая семья. Языковая группа. Значение русского языка для народов России. Религии России. Размещение населения. Зона очагового заселения. Зона сплошного заселения. Главная полоса расселения. Плотность населения России. Роль крупных городов в размещении населения. Расселение и урбанизация. Типы поселений. Городской и сельский образ жизни. Влияние урбанизации на окружающую среду. Города и сельские поселения. Типы городов. Сельская местность. Функции сельской местности.

Тема 3.  Природа России ( 17 часов)

История развития земной коры. Геологическое летосчисление. Геохронологическая шкала. Эра. Эпоха складчатости. Геологическая карта.

Особенности рельефа России. Тектонические структуры. Платформы и геосинклинали. Связь рельефа с тектоническим строением территории. Скульптура поверхности. Влияние внешних сил на рельеф России. Выветривание. Эрозия. Оледенение. Многолетняя мерзлота. Влияние человеческой деятельности на рельеф и ее последствия. Минеральные ресурсы России. Полезные ископаемые. Месторождения полезных ископаемых. Стихийные явления в России. Солнечная радиация. Атмосферная циркуляция. Атмосферный фронт. Антициклон. Зима и лето в нашей стране.  Карта климатических поясов. Климатические особенности России. Наши моря. Наши реки. Где спрятана вода. Водные дороги и перекрёстки. Почва – особое природное тело и основа сельского хозяйства.

Тема 4.  Природно-хозяйственные зоны ( 7 часов)

Зональность в природе и жизни людей. Природная зона. Северные безлесные зоны. Тундра и лесотундра. Лесные зоны. Зона тайги. Население таёжной зоны.  Смешанный и широколиственный лес. Степи и лесостепи. АПК степной зоны. Чернозёмы – самые плодородные почвы в мире. Южные безлесные зоны. Полупустыни пустыни. Жители полупустынь. Оазис.  Субтропики. Черноморское побережье Кавказа и южный берег Крыма. Высотная поясность в горах. Жизнь и хозяйство людей в горах.                                                                                    

Тема 5.  Хозяйство ( 22 часа)

Понятия «экономика» и «хозяйство». Развитие хозяйства. Секторы хозяйства. Особенности экономики России. Циклы Кондратьева.                                        Топливно-энергетический комплекс. Угольная промышленность. Угольные бассейны. Проблемы  Печорского бассейна. Нефтяная и газовая промышленность. Электроэнергетика. Размещение электростанций. Металлургия: чёрная и цветная. Машиностроение. Химическая промышленность. Лесопромышленный комплекс. Растениеводство. Животноводство.  Практикум. Изучение АПК своего района; выявление экологических проблем, связанных с АПК; составление и дополнение схемы «структура АПК»; нанесение на к/к районов отраслей хозяйства.

Сухопутный транспорт. Водный и воздушный транспорт. Транспортные узлы. Сфера услуг.                                                            

Тема 6. География Ростовской области (6 часов)

Определение географического положения территории Ростовской области. Этапы заселения, формирования культуры народов. Соседние республики, районы. Рельеф и полезные ископаемые. Климат. Климатообразующие факторы. Водные ресурсы Ростовской области и их использование. Влияние хозяйственной деятельности человека на состояние водоемов Ростовской области. Почвенные ресурсы. Изменение почв в процессе их хозяйственного использования. Борьба с эрозией и засолением. Мероприятия по сохранению плодородия почв.

Растительность Ростовской области Особенности животного мира Ростовской области. Использование и охрана биологических ресурсов Ростовской области. Охрана природы нашего края. Охраняемые природные территории-Заповедники, заказники и уникальные природные, объекты. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика.


Календарно – поурочное планирование по географии.

8 класс. 70 часов (2 часа в неделю)

Разделы, темы уроков

Кол-во часов

Дата

Домашнее задание

Тема 1.  Россия в мире  

8

1

Россия на карте мира. Географическое положение России. Место России среди других стран мира. Место России в Европе и Азии.  Государственная граница России.                                

1

*1 зад 6,7 с 7

2

Диагностическая контрольная работа

1

3

Учимся с «Полярной звездой». Определение ГП и оценка его влияния на природу и жизнь людей в России.

*2

4

Россия на карте часовых поясов. Карты часовых поясов. Разница во времени по карте часовых поясов.

1

*3 зад 4-6 с 13

5

Основные природные объекты России. Географические районы России. Административно-территориальное деление России

1

*4 зад1-9 с 17

6

Формирование и заселение территорий России. Освоение Сибири и Дальнего Востока.  Вклад исследователей, путешественников в освоение территории России.

1

*5 зад 7 с 21

7

Природа – часть нашего наследия. Главная ценность – человек.    Всемирное природное и культурное наследие. ЮНЕСКО.  Семь чудес России. Объекты Всемирного культурного наследия России.  

1

*6 зад 7 с 25

8

Объекты культурного и природного наследия моей местности (проект)              

1

Тема 2.  Россияне

10

9

Население России. Численность населения. Естественный прирост. Отрицательный  естественный прирост — проблема для России. Темпы роста численности населения. Демографический кризис. Демографические потери. Демографические проблемы и их решение.

1

*7

10

Воспроизводство населения. Традиционный и современный типы воспроизводства.

1

*8 зад 7 с 35

11

«Демографический портрет» населения России. Демографическая ситуация. Половозрастная структура населения России. 

1

*9 зад 1-11 с 39

12

Учимся с «полярной звездой»

1

*10

13

Этнос. Этническая территория. Этническая структура регионов России. Россия —многонациональное государство. Национальный состав. Языковая семья. Языковая группа. Значение русского языка для народов России. Религии России. 

1

*11 зад с 8,9 с 45

14

Размещение населения. Зона очагового заселения. Зона сплошного заселения. Главная полоса расселения. Плотность населения России. Роль крупных городов в размещении населения. 

1

*12 зад 8 с 49

15

Расселение и урбанизация. Типы поселений. Городской и сельский образ жизни. Влияние урбанизации на окружающую среду. Города и сельские поселения. Типы городов. Сельская местность. Функции сельской местности.

1

*13 зад с 53

16

Миграции населения. Мигранты. Этические нормы в отношении мигрантов.

1

*14 зад 6 -9 с 57

17

Рынок труда. Трудоспособный возраст. Трудовые ресурсы. Экономически активное население. Безработные. Трудовые ресурсы родного края.                        Рынок труда родного края.

1

*15 зад 5 с 61

18

Контрольная работа по теме «Россияне»

1

Тема 3.  Природа России

17

19

История развития земной коры. Геологическое летосчисление. Геохронологическая шкала. Эра. Эпоха складчатости. Геологическая карта.

1

*16 вопр с 65

20

Особенности рельефа России. Тектонические структуры. Платформы и геосинклинали. Связь рельефа с тектоническим строением территории

1

*17 вопр с с 71

21

 Скульптура поверхности. Влияние внешних сил на рельеф России. Выветривание. Эрозия. Оледенение. Многолетняя мерзлота. Влияние человеческой деятельности на рельеф и ее последствия.

1

*18 вопр с 85

22

Минеральные ресурсы России. Полезные ископаемые. Месторождения полезных ископаемых. Стихийные явления в России

1

*19 вопр с 7 с 79

23

Учимся с «Полярной звездой». Систематизируем информацию о полезных ископаемых России

1

*20

24

Солнечная радиация.

1

*21 зад 9 с 85

25

Атмосферная циркуляция. Атмосферный фронт. Антициклон.

1

*22 зад5,8 с 89

26

Зима и лето в нашей стране.  Карта климатических поясов

1

*23 зад 6-8 с 95

27

Учимся с « Полярной звездой». Оцениваем климатические условия России на основе различных источников информации.

1

*24

28

Климатические особенности России.

1

*25 8-10 с 103

29

Наши моря.

1

*26 5,6,7 с 107

30

Наши реки.

1

*27 вопр с8-10 с 111

31

Где спрятана вода.

1

*28 зад. 7,8 с 115

32

Водные дороги и перекрёстки.

1

*29 вопр 7-9 с 119

33

Учимся с «Полярной звездой». Решаем проблему: преобразования рек.

1

*30

34

Почва – особое природное тело и основа сельского хозяйства.

1

*31 зад 9 с 125

35

Контрольная работа по теме «Природа России»

1

Тема 4.  Природно-хозяйственные зоны

7

36

Зональность в природе и жизни людей. Природная зона. Северные безлесные зоны. Тундра и лесотундра.

1

*32 зад с 2,5,6 с 131

37

Лесные зоны. Зона тайги. Население таёжной зоны.  Смешанный и широколиственный лес.

1

*33 7,8 с 135

38

Степи и лесостепи. АПК степной зоны. Чернозёмы – самые плодородные почвы в мире.

1

*34 зад 9,10 с 139

39

Южные безлесные зоны. Полупустыни пустыни. Жители полупустынь. Оазис.  

1

*35 вопр с 5-9 с 143

40

Субтропики. Черноморское побережье Кавказа и южный берег Крыма. Высотная поясность в горах. Жизнь и хозяйство людей в горах.                                                                                    

1

*36 вопр 6-8 с 147

41

Учимся с «Полярной звездой». Сравниваем, моделируем, выбираем: природные зоны для жизни и деятельности человека.

1

*37

42

Контрольная работа по теме «Природно – хозяйственные зоны»

1

Тема 5.  Хозяйство

22

43

Понятия «экономика» и «хозяйство». Развитие хозяйства. Секторы хозяйства. Циклы Кондратьева

1

*38 вопр с 5,6 с 157

44

Особенности экономики России.  

1

*39 зад. 6 с 161

45

Что мы оставим потомкам? (проект)

1

*40

46

Топливно-энергетический комплекс. Угольная промышленность. Угольные бассейны. Проблемы  Печорского бассейна.                        

1

*41 вопр с с 167

47

Нефтяная промышленность.

1

*42 5,7 с 171

48

Газовая промышленность.

1

*43 вопр с 7 с 175

49

Электроэнергетика. Размещение электростанций.

1

*44 вопр с 7,10 с 179

50

Черная металлургия.

1

*45 зад 7,8 с 183

 51

Цветная металлургия.

1

*46 зад с 187

52

Машиностроение.

1

*47 зад 1 с 191

53

Химическая промышленность.

1

*48 вопр с 1-6 с 195

54

Лесопромышленный комплекс.

1

*49зад с 199

55

Растениеводство.

1

*50 зад с. 7,8 с 203

56

Животноводство.  

1

*51 6-8 с 207

57

Учимся с «Полярной звездой». Изучение АПК своего района; выявление экологических проблем, связанных с АПК; составление и дополнение схемы «структура АПК»; нанесение на к/к районов отраслей хозяйства.

1

*52

58

 Сухопутный транспорт.

1

* 53 вопр с 1-9 с 215

59

Водный и воздушный транспорт. Транспортные узлы.

1

*54 вопр с с 219

60

Сфера услуг.  

1

*55 вопр с 223

61

Учимся с «Полярной звездой». Изучаем сферу услуг своего района

1

*56

62

Информационная инфраструктура.

1

*57 вопр

63

Контрольная работа по теме « Хозяйство»

1

64

Контрольная работа по курсу «География»

1

Тема 6. География Ростовской области

7

65

Определение географического положения территории Ростовской области. Этапы заселения, формирования культуры народов. Соседние республики, районы.

1

Зад 1-5 с 4 – 7 в р.т

66

Рельеф и полезные ископаемые. Почвенные ресурсы. Изменение почв в процессе их хозяйственного использования. Борьба с эрозией и засолением. Мероприятия по сохранению плодородия почв.

1

Зад 1-6 с 10 11 в р.т

67

Климат. Водные ресурсы Ростовской области и их использование. Влияние хозяйственной деятельности человека на состояние водоемов Ростовской области.

1

Зад1-5 с 13-14 в р.т Зад 1-10 в р.т творч работа «Азовское море – уникальный 65водоем», «Рекреационные ресурсы Таганрогского залива» (по выбору)

68

Растительность Ростовской области Особенности животного мира Ростовской области.

1

Зад 1-4 в р.т

Зад 5-8 с 22 в р.т

69

Использование и охрана биологических ресурсов Ростовской области. Охрана природы нашего края. Охраняемые природные территории-Заповедники, заказники и уникальные природные, объекты.

1

Зад 1 – 8 в р.т

70

Обобщающий урок по теме «География Ростовской области»

«Учебно-методическое  обеспечение образовательного процесса».

Для учителя:

  1. Авторская программа общеобразовательных учреждений линии «Полярная звезда», А, И, Алексеев, Е. К, Липкина .М.: Просвещение, 2008.
  2.  Учебник  География. Россия. 8 класс, для общеобразовательных учреждений/ под редакцией А.И. Алексеева линии «Полярная звезда»- Москва. Просвещение, 2017.
  3.  Рабочая тетрадь « Мой тренажер» 8 класс, В.В Николина - Москва, Просвещение,       2014-15                                                                                                                                                                4. В.В Николина. Пособие для учителей общеобразовательных школ, Москва  Просвещение, 2014
  4. 5. Атлас с комплектом контурных карт География России 8-9 класс                                      
  5. В.В.Николина. География 8 класс. Методические рекомендации к учебно-методическим комплектам линии «Полярная звезда». М.: Просвещение, 2014. 
  6. Г.А. Понурова. Проблемный подход в обучении географии в средней школе. М. Просвещение.
  7. Е.В. Датская. Контрольные и проверочные работы по географии.                                                                    
  8. Мультимедиа учебник по географии для учащихся 7 классов общеобразовательных учебных заведений.

Для учащихся:

  1.  Учебник  География. Россия. 8 класс, для общеобразовательных учреждений/ под редакцией А.И. Алексеева линии «Полярная звезда»- Москва. Просвещение, 2017.
  2.  Рабочая тетрадь « Мой тренажер» 8 класс, В.В Николина - Москва, Просвещение,      
  3.  Атлас с комплектом контурных карт География России 8-9 класс                                      
  4. Интернет-ресурсы.

Нормы оценки

Результатом проверки уровня усвоения учебного  материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы.

Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
  2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
  3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям
  4. Хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

Оценка "4" ставится, если ученик:

  1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
  2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
  3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
  4. Ответ самостоятельный;
  5. Наличие неточностей в изложении географического материала;
  6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
  7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
  8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;
  9. Понимание основных географических взаимосвязей;
  10. Знание карты и умение ей пользоваться;
  11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

Оценка "3" ставится, если ученик:

  1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
  2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
  3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
  4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
  5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
  6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
  7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
  8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
  9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);
  10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;
  11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;
  12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
  2. Не делает выводов и обобщений.
  3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
  4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
  5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
  6. Имеются грубые ошибки  в использовании карты.

Оценка "1" ставится, если ученик:

  1. Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;
  2. Полностью не усвоил материал.

Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

Оценка самостоятельных , письменных и контрольных работ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  • выполнил работу без ошибок и недочетов;
  • допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

  • не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
  • или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

  • не более двух грубых ошибок;
  • или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
  • или не более двух-трех негрубых ошибок;
  • или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
  • или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  • допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
  • или если правильно выполнил менее половины работы.

Оценка "1" ставится, если ученик:

  • не приступал к выполнению работы;
  • или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

Примечание.

  • Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
  • Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.   

Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
  • Время выполнения работы: 10-15 мин.
  • Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.
  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.
  • Время выполнения работы: 30-40 мин.
  • Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.

Оценка качества выполнения

практических и самостоятельных работ по географии.

Отметка "5"

 Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических

и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.

Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.

Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.

Отметка "4"

Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.

Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).

Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.

Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

Отметка "3"

Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.

Отметка "2"

Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.

Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.

Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.

Отметка «1» - полное неумение использовать карту и источники знаний.

Требования к выполнению практических работ на контурной карте.

Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.

1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты ( в графе: «условные знаки»).

2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств ( это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).

3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).

4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл, в случае добавления в работу излишней информации)

5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.

6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).

Правила работы с контурной картой.

1. Подберите материалы для выполнения задания на карте (текстовые карты, статистические материалы, текст учебника), выделите главное.

2. Проранжируйте показатели по 2-3 уровням – высокие, средние, низкие.

3. При помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание, условные знаки отобразите в легенде карты.

4. Правильно подпишите географические объекты – названия городов и поселков расположите по параллелям или параллельно северной рамки карты; надписи не должны перекрывать контуров других обозначений; надписи делайте по возможности мелко, но четко.                                                                            

5. Над северной рамкой (вверху карты) не забудьте написать название выполненной работы .                                

 6. Не забудьте подписать работу внизу карты!                                                                                                  

   Помните: работать в контурных картах фломастерами и маркерами запрещено!


                                                                

 

. Аксай

201____-201___ учебный год

Рассмотрено на заседании                                Рассмотрено и рекомендовано                           Согласовано

методического объединения                            методического совета                                           заместитель директора по УВР

протокол № ____ от ______ 201___г               протокол №_____от _____201____г                  ______________________________

руководитель ШМО______________              руководитель ШМО_____________                  Сусликова Э.Н.

_______________________________               _______________________________                 Дата:   ________________________                                                

_______________________________               _______________________________



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочие программы по географии УМК "Полярная звезда"

Рабочие программа погеографии для 5-6 классов УМК "Полярная звезда"...

Рабочая программа по географии 5 класс.В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учеб-ник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 5 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просве...

Рабочая программа по географии 6 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 6 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просвещение...

Рабочая программа по географии 7 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 7 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просвещение...

Рабочая программа по географии 8 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 8 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просвещение...

рабочая программа по географии 9класс, Полярная звезда

рабочая программа по географии 9 класс, Полярная звезда...