Жизнь в океане
методическая разработка по географии (7 класс)

Чекрыгина Елена Викторовна

-

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_zhizn_v_okeane.docx48.61 КБ
Office presentation icon udivitelnyy_podvodnyy_mir.ppt2.33 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Жизнь  в океане. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей.

Цель урока: Дать образное целостное представление о жителях морей и океанов, заинтересовать обучающихся в изучении разнообразия подводного мира, особенностей условий обитания и приспособления животных к ним; рассмотреть особенности взаимодействия океана с атмосферой и материками, показать влияние океана на климатические условия Земли

Задачи:

Предметные: овладение представлениями о жителях морей и океанов, об их разнообразии, особенностях условий обитания и приспособлении животных к ним, изучение особенностей взаимодействия океана с атмосферой и материками

Метапредметные: решение проблемных задач, готовность к коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в классе, способность развития умений составлять связный рассказ  по плану.

Личностные: понимание многообразия животного мира.

Тип урока: комбинированный

Технологии и методики обучения:

-индивидуального и группового обучения;

-исследование.

Приемы и методы активизации познавательной деятельности:

-картографический метод исследования

-«Лингвистический конструктор»

-«Кластер»

Форма обучения: коллективный способ обучения – работа в группах, индивидуальная работа.

Методы и приемы работы:

объяснительно – иллюстративный

- частично-поисковый (эвристический)

групповая работа обучающихся, в ходе которой выполняются самостоятельная и исследовательская работа;

- проблемные задания;

Ведущие понятия: нектон, планктон, бентос, морские ВМ, морской климат
Межпредметные связи: География, экология,ИЗО, литература, музыка.
Оборудование,ТСО: карта «Физическая карта мира», мультимедийный проектор, компьютер, презентации: «Введение в тему урока», «Удивительный подводный мир», видеофрагмент “Этажи океана ” ,аудиозапись «Звуки моря».

Дидактический материал к уроку: атласы, учебники, рабочие листы урока -судовые журналы, задания группам.

Ход урока.

I. Организационный этап. Добрый день уважаемые гости! Я очень рада приветствовать  вас на нашем уроке.

- Здравствуйте ребята! Садитесь!!!  Повернитесь друг к другу и посмотрите вашему соседу по парте в глаза, улыбнитесь  и пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам  работать дружно, открыть что-то новое.

 Все ли готовы к уроку?

 Кто сегодня на уроке будет  шевелить мозгами – поднимите палец вверх, краем уха- палец  в сторону, хлопать ушами- палец вниз (создать положительную эмоциональную атмосферу в классе).

II. Проверка домашнего задания.

 Прежде чем приступить к изучению новой темы, давайте немного пошевелим мозгами и вспомним, что мы изучали на прошлом уроке.

1)Составить «Кластер»

- Вода – самое распространенное вещество на Земле. Почти все процессы на планете протекают при ее участии. Как же называется водная оболочка Земли?

- Из каких частей состоит гидросфера? В какой части гидросферы сосредоточена основная масса воды?

-Какие свойства характерны для вод океана?( Самыми характерными свойствами  являются соленость и температура).

-От чего зависит соленость вод?

-Как изменяется температура и от  чего она зависит?

-Большие объемы воды, образующиеся в определенных частях океана и отличающиеся друг от друга температурой, соленостью, плотностью, прозрачностью, называются ?

-Какие водные массы различают в океане?

III. Объяснение нового материала.

1)Введение в тему.

-Аудиофайл «Звуки океана».

 Ребята, у нас сегодня необычный урок. Мы с вами отправимся в увлекательное путешествие. Прежде, чем отправиться  в путешествие, мы сделаем остановку. Сядьте поудобней, расслабьтесь. Закройте глаза и подумайте, какую картину природы вы можете представить себе, слушая эти звуки? ( шум океана).  

- Ребята, мы уже достаточно много знаем о Мировом океане и ваши ответы это подтверждают. Сегодня мы расширим наши знания и для того чтобы определить тему нашего урока я хотела бы вам прочитать стихотворение.

     Про подводные глубины 
Посмотрела я кино: 
В батискафе опустились 
Ихтиологи на дно. 
     Впереди большого ската, 
Наблюдает командир: 
В небольшой иллюминатор, 
Виден весь подводный мир.  
    Словно жизнь на миг заснула 
В океанской глубине. 
Вот зубастая акула 
С батискафом наравне. 
    Всюду — красные кораллы, 
Очень тихо и темно. 
Много нового узнала 
Я из этого кино!

-Как вы думаете, о  ком мы будем сегодня говорить?

-Да, сегодня мы будем говорить о живых организмах, о жизни в океане .Но эта первая часть темы нашего урока. Теперь послушайте еще одно стихотворение

 «Откуда берётся вода»

Вода появляется из ручейка, 
Ручьи по пути собирает река.
Вода полноводно бежит на просторе. 
Пока, наконец, не вливается в море.
Моря пополняют запас океана
Сгущается влага над ним, как сметана
Она поднимается выше пока
Не превращается в облака.
А облака, пролетая над нами, 
Дождём проливаются, сыплют снегами.
Снега превратятся весной в ручейки
Ручьи побегут до ближайшей реки.
Всё это и зовут в народе …
-Круговорот воды в природе.

С поверхности океана вода испаряется и через атмосферу попадает на сушу, а оттуда возвращается в океан и круг океан – атмосфера- суша – океан замыкается.

Итак, тема урока: Жизнь  в океане. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей.

2) Совместное целеполагание. 

Девиз урока: “Пусть каждый день и каждый час нам новое добудет!”

Как вы думаете, как можно сформулировать цели урока? Что вы бы хотели узнать?

(Познакомиться с жителями морей и океанов, с особенностями условий обитания и приспособления животных к ним, как осуществляется взаимодействие океана, атмосферы и суши).

3)Первичное восприятие и осмысление нового материала.

Решаемая учебная проблема 

Эпиграф урока

 «Неужели  значение  Мирового океана  в жизни природы Земли так велико?»

Давайте попробуем ответить на этот вопрос в конце урока.

Мировой океан - голубое зеркало нашей планеты, колыбель жизни на Земле.  В нем не только прошлое, но и будущее нашей планеты. Чтобы понять великую роль океана, необходимо знать особенности его природы.

     Океан может быть злобным и грозным, а вот он ласковый, тихий и спокойный. Каким бы он ни был, он полон жизни и тайн, поражающих воображение. Многие из них не раскрыты до сих пор. При исследовании морских глубин и сейчас ещё находят организмы, неизвестные науке.

    Итак, мы отправляемся в путешествие на морском научно-исследовательском корабле. На борту корабля находятся учёные, которые будут изучать жизнь морских существ, составлять карту морского дна, измерять скорость морских течений, температуру и солёность воды на разной глубине и выполнять ещё много важных работ.

-Сейчас я предлагаю помочь ученым в изучении морских существ. У вас на партах лежит текст, прочитайте его и попробуйте ответить на вопросы в конце. Время работы 3 мин (работа в парах).

Текст для 1ряда- Корабль вышел в открытое море. Вдалеке показалась стая дельфинов. В толще воды можно заметить рыб. Среди самых быстроходных — акулы. Это свободно плавающие организмы  - нектон.

 Нектон — это преимущественно хищные водные организмы, активно плавающие в толще, которые не просто могут противостоять силе течения, но и самостоятельно перемещаться на большие расстояния. К нектону относится огромное количество видов рыб (например, окунь, толстолобик, скумбрия) , кальмары, китообразные (например ,синие киты, кашалоты, дельфины), ластоногие (тюлени, моржи), водные змеи, черепахи, пингвины и др.

 В открытой воде негде спрятаться. Лишь быстрота плавания даёт преимущество в выживании. Поэтому обитатели открытого моря имеют обтекаемое тело и мощные мышцы, позволяющие развивать большую скорость. Плавают с помощью плавников. Хвостовой плавник толкает рыбу вперед. Спинной плавник, словно лодочный киль не дает опрокинуться на бок. Боковые плавники рули поворотов, поднятия и погружения.

Вопросы:

1)Назовите животных или растения, о которых идет речь в тексте?

2)В какой части океана они живут?

3)Какие  приспособления для жизни в воде имеют животные?

4) Как называется эта группа организмов?

Текст для 2 ряда - Учёные опустили с борта корабля ведро и зачерпнули морскую воду. В ней они обнаружили огромное множество мельчайших существ — микроскопических рачков, крохотных медуз, большое количество одноклеточных водорослей, инфузорий, личинок моллюсков. Мелкие растения и животные, свободно дрейфующие, парящие в толще воды и не способные сопротивляться течению называются планктоном. Пассивное плавание планктонных организмов «по воле волн» и течений обеспечивает их широкое расселение по горизонтали. Планктон делится на фитопланктон и зоопланктон.

 В состав фитопланктона  входят мелкие водоросли, плавающие у самой поверхности воды, где много солнечного света, необходимого для фотосинтеза. Зоопланктон состоит из простейших и многоклеточных животных, таких как ракообразных.

Наиболее характерной чертой планктонных организмов являются приспособления для пассивного плавания. К ним относятся: малые, нередко микроскопические размеры; обилие в тканях воды (до 98%), газовых и жировых включений; наличие на их поверхности различных отростков.

     Представители планктонных организмов часто сбиваются в стайки и удерживаясь друг с другом при помощи различных приспособлений дрейфуют по океану. Такими  приспособления  могут быть –различные выросты на теле, усики, крючочки, присоски и т.д. Вдали от берегов – царство планктона составляет основную пищу для большинства обитателей океана, включая китов, не говоря уже и о рыбах. Районы богатые планктоном богаты и рыбой.

  Текст для 3ряда - Корабль отходит от причала, и вы замечаете обитателей дна моря. На больших камнях видны многочисленные раковинные моллюски — мидии. Они прикрепляются к поверхности камней с помощью особых клейких нитей, поэтому волны прибоя не могут сорвать их с места. Другие моллюски, например устрицы, а также водоросли тоже прочно прирастают к камням. Мидии, устрицы, водоросли — это прикреплённые организмы. Морские организмы, живущие на морском дне – бентос. Главное отличие организмов бентоса: для своего обитания они нуждаются в твердой основе, в субстрате.

Чуть дальше от берега на песчаном дне видны маленькие холмики. На вершине такого холмика видны круглые отверстия, ведущие в норку. Здесь живёт морской червь пескожил. Он питается так же, как дождевой червь на суше, — заглатывает грунт, в котором живёт, и переваривает всё съедобное, что там окажется.

Вот что-то пошевелилось у самого дна: это рыба — скат. У ската тело плоское и окрашено под цвет грунта, поэтому когда он неподвижно лежит на дне, то почти незаметен. Так же могут прятаться и другие морские жители, например камбала.

-Беседа с учащимися по группам 

-В Мировом океане обитает огромное количество живых организмов – от одноклеточных микроскопических растений и животных до морских гигантов. По образу жизни все морские организмы делятся на три группы: нектон, планктон и бентос.

-А что же называют планктоном, нектоном и бентосом? Соберите из отдельных фраз определение  этих понятий («Лингвистический конструктор»)

-организмы,активно плавающие, живущие на дне, пассивно плавающие

   Жизнь в океане всепроникающа, но условия жизни от полюсов до экватора, от поверхности до максимальных глубин очень различны.

На корабле готовят к погружению глубоководный аппарат — батискаф. Наше путешествие продолжается.

- Видеофильм  «Этажи океана»

На нашем батискафе мы теоретически опустились довольно глубоко.

– Ребята, вы видите, что видовой и количественный состав организмов меняется с глубиной. Что же влияет на распространение организмов в безбрежных водах океана?

-(Свет, солёность, температура, плотность, океанические течения, количество питательных веществ, вертикальное перемешивание вод, свойства пород слагающих морское дне)

 (Учащиеся самостоятельно продолжают предложение.)

1. Чем глубже мы погружаемся, тем флора и фауна океана становится всё … (беднее)

2. Света с глубиной становиться … (меньше)

3. Давление … (выше)

4.Температуры становятся …(ниже)

-Скажите, на какой глубине разнообразнее всего растительный и животный мир? Почему?

-Все эти условия по- разному сочетаются на огромных пространствах океана. Например, в районах подъема глубинных вод поверхностный слой насыщается питательными веществами, что создает благоприятные условия для жизни. Подъему и перемешиванию вод способствуют ветры, течения. В тех местах океана, где ветры редки, поверхностные воды опускаются вглубь, они бедны питательными веществами. Здесь мало растительного и животного планктона, а также рыб.

-Работа с рис.31 (с.52). Давайте с вами определим, где  же расположены районы усиленного лова рыбы? Какие же причины, определили географию рыболовства?

-Наиболее богата живыми организмами мелководная прибрежная часть океана (шельф) (показать на карте). Здесь особенно благоприятны условия для жизни: вода хорошо освещается и прогревается, богата кислородом и минеральными веществами. Глубже 200 м, куда слабо проникает солнечный свет, бедный органический мир, обитают в основном животные-хищники.

Древний таинственный Океан! С незапамятных времен человек для своих нужд достает из морей и океанов водоросли, вылавливает рыбу, моллюсков, зверей. Все это называют биологическими ресурсами. Львиная доля биологических ресурсов приходится на рыбу. Ежегодно вылавливают миллионы тонн сельди, анчоусов, трески, скумбрии, тунца, ставриды, камбалы, лосося. Среди моллюсков наибольшее значение имеют устрицы, мидии, морские гребешки, кальмары, осьминоги. Добывают также креветок, крабов, омаров, лангустов. Промысел китов, моржей, тюленей, морских котиков сейчас ограничен из-за значительного сокращения их количества.  Морские организмы используются не только в пищу. Из них получают лекарства, сырье для химической промышленности

-Сообщение обучающегося

Водоросли чрезвычайно широко используются в различных областях хозяйственной деятельности человека, в том числе в пищевой, фармацевтической и парфюмерной промышленности.

Большое значение в природе и хозяйственной деятельности человека имеет хлорелла. Микроскопические морские водоросли  - рекордсмены по размножения: 1 кг их за 17 дней дает тонны биомассы. За сутки водоросли выделяют кислорода в 200 раз больше собственного объема. Способность хлореллы в процессе фотосинтеза интенсивно поглощать углекислый газ и выделять кислород делает возможным ее использование для восстановления воздуха в замкнутых пространствах. За такие необычные качества хлорелла стала первым растением, что полетела вместе с космонавтами в космос.

Водоросли служат сырьем для получения ценных органических веществ: спиртов, лаков, органических кислот, йода. Из водорослей получают также особые вещества, на основе которых изготавливают высококачественный клей. Эти вещества используются в текстильной и бумажной промышленности для придания бумаге плотности и глянца.

Из морских водорослей получают агар-агар. Он применяется в качестве плотной среды, на которой с добавлением определенных питательных веществ выращивают грибы, бактерии. В больших количествах агар-агар используют в пищевой промышленности при изготовлении мармелада, пастилы, мороженого и других продуктов.

Человек использует водоросли в пищу. Наибольшей известностью как питательное, лечебное и профилактическое средство пользуется ламинария. Она известна под названием морская капуста. Морскую капусту применяют для лечения желудочно-кишечных расстройств, при заболеваниях щитовидной железы, рахите и др.

Ламинария идет на корм скоту как пищевая добавка, содержащая многие химические элементы, в том числе большое количество йода. Поэтому она используется для получения йода и углеводов, применяемых также в пищевой, медицинской и микробиологической промышленности.

В сельском хозяйстве водоросли применяются как органические удобрения под некоторые растения.

– Мировой океан обладает большими биологическими богатствами, но всё же они исчерпаемы. Поэтому перед человечеством стоит важная задача: разумно использовать, охранять и умножать биологические богатства океана.

Нельзя допустить, чтобы исчезли прекрасные разноцветные рыбы, огромные киты, причудливые осьминоги, веселые дельфины - удивительные существа, о которых мы говорили на нашем уроке.

-Презентация «Удивительный подводный мир»

                        Динамическая пауза.

А над морем чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем - мы с тобою!

(машут руками)

Мы теперь плывем по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй.

(плавательные движения руками)

Поглядите: чайки важно
Ходят по морскому пляжу.

(ходьба на месте)

Сядьте, дети на песок,
Продолжаем наш урок

Игра «вода не вода»

Правая рука – если называю слово, означающее воду в различных её проявлениях, например, океан.

Левая рука – если предмет (или явление) связаны с водой, но сами водой не являются, например, полотенце.

Руки не поднимаете – если не связаны с водой.

Лужа, дверь, снег, зонт,  река, водопад, спасательный круг, волна, роса, ручей, корабль, рыба, линейка, катер, утка, ветер, камень

Роль Мирового  океана в жизни планеты велика. Как же взаимодействуют между собой  океан, атмосфера и суша.

-Работа в группах

Задание 1 группе. Чтобы понять, как происходит это взаимодействие необходимо вспомнить, как осуществляется мировой круговорот воды?

-Рассмотрите схему и ответить на вопросы.

  1. Перечислите основные источники воды на Земле.
  2. Как вода попадает в атмосферу?
  3. Что происходит с водяным паром в атмосфере?
  4.  Каким образом вода попадает на Землю?
  5.  Как вода с материков попадает в Мировой океан?
  6. Каким образом возвращаются в Мировой океан подземные воды и  вода, заключенная в ледниках?
  7. Имеет ли круговорот воды начало и окончание?
  8. Может ли какой-либо из известных вам водных объектов существовать вне круговорота воды?
  9. Какие два вида круговорота воды представлены на  схеме?

Круговорот воды – это основа образования вод суши.

Задание 2 группе. Значение течений во взаимодействии океана с атмосферой  и сушей.

Путешественник Америго Веспуччи отправился в экспедицию вокруг берегов Южной Америки, помогите ему провести исследование. Назовите, какие течения омывают берега этого материка, и расскажите ему, как они  влияют на климат  этого материка.

- Какие климатические показатели будут отличаться в зависимости от типа течения по температуре?

- Используя карты атласа, заполните предложенную форму таблицы.

- Проверьте свое предположение о воздействии на климат побережий, которые омываются теплым и холодным течением. Сделайте вывод.

Источники информации: климатические карты атласа для 7 класса.

Название течения

Географическое положение

Географическая широта

Тип течения по температуре

Ср. t

января

Ср. t

июля

Среднегодовое кол-во осадков

 (в мм)

Перуанское

Омывает западные берега Южной Америки

30-400 ю.ш.

холодное

+16-24

+8-16

Менее 100

Бразильское

Омывает восточные берега Южной Америки

30-400 ю.ш.

теплое

Выше +24

+16-24

Более 2000

Вывод: Климат побережья, которое омывается холодным течением,  отличается более низкими температурами  в зимний и летний сезоны. На этом берегу  выпадает меньшее количество осадков. Климат побережья, которое омывается  теплыми течением,  отличается более высокими температурами  в зимний и летний сезоны. Здесь выпадает большее количество осадков.

Роль океана в жизни планеты определяется замечательными свойствами воды, которая поглощает больше тепла, чем поверхность суши. Вода в отличие от суши медленно нагревается, но и долго удерживает тепло. Огромная поверхность океана поглощает 2\3 тепла, поступающего на Землю от Солнца. В 10 метровом слое поверхностных вод тепла содержится больше, чем во всей атмосфере. Поэтому океан называют накопителем тепла на планете. Большой запас тепла в водах океана влияет на свойства воздушных масс. Над его поверхностью образуется особый подтип –морские ВМ

 На побережье формируется особый тип климата – морской, внутри материка - континентальный.

Задание 3 группе. Объяснить роль воздушных масс во взаимодействии океана с атмосферой.

 Вспомните образование муссонов и выявите их влияние на природу прилегающих к океану частей суши.

-Почему происходит движение воздушных масс?

 (Воздух в разных местах прогрет по-разному. Поэтому и давление в них разное. В результате из за разности давлений происходит перемещение воздушныхмасс( ветер).

Поверхность океана активно взаимодействует с атмосферой, обмениваясь с ней …. и ….

Холодный воздух …….. над более теплой поверхностью океана и наоборот.

- Вспомни, как называются сезонный ветер, и заполни пропуски.
Ветры, меняющие своё направление на противоположное, два раза в год, называются
сезонными. Сезон года по-арабски – «муссон». Это название сохранилось до сих пор.

Они меняют своё направление два раза в год. К этой группе относят муссон  зимний  и летний. Зимой муссоны дуют с суши в сторону океана, а летом с океана на сушу. Поэтому лето на побережье будет _______ и ________, а зима _________ и __________.

Первичная проверка понимания.

«Неужели  значение  Мирового океана  в жизни природы Земли так велико?»

Задание. Давайте попробуем немного  порисовать. Посередине страницы нарисуйте  земной шар. Начертите стрелочки  от него в разные стороны. Подумайте и рядом со стрелками напишите  значение океана в жизни планеты.

Первичное закрепление.

IV. Закрепление нового материала

1.Тестовые задания

1.Свободно плавающие морские организмы – это:

А)планктон

Б)нектон

В)бентос

2. Разнообразие видов организмов уменьшается:

А)от дна к поверхности

Б) от поверхности ко дну.

3. От экватора к полюсам разнообразие видов:

А)уменьшается

Б)увеличивается

В)не изменяется

4.Наиболее благоприятные условия обитания в океане:

А)шельф

Б)материковый склон

В)ложе океана(дно)

5.Света с глубиной становится:

А)больше

б)столько же

в)уменьшается

2. Вставьте пропущенные слова или словосочетания.
Воды океана поглощают ______________, чем поверхность суши. Вода в отличие от суши _____________ нагревается, но ______________ удерживает тепло. Поверхность океана поглощает 2\3 тепла, поступающего на Землю от Солнца.
Поверхность океана активно взаимодействует с ____________, обмениваясь с ней ___________  и ______________.
Над поверхностью океана образуется особый подтип воздушных масс – 
_______________, которые отличаются от континентальных ______________________________.

Поведение итогов урока

-Резюме: самостоятельно сделайте вывод, достигли ли вы учебной цели. Для этого давайте вспомним, какие цели перед вами стояли.

-Выставление оценок

Y. Домашнее задание:  §8

  Выполните любое из предложенных заданий:

  1. Написать сочинение – рассуждение на тему «Моё первое подводное путешествие».
  2. Подготовить сообщение о распространении жизни в океане с использованием дополнительной литературы.
  3. Нарисовать рисунок «Жизнь в океане».
  4. Составить кроссворд с использованием материала урока.

YI. Рефлексия урока

Учитель. Посмотрите на девиз нашего урока. Что нового вы узнали во время нашего путешествия?

Закончите фразу: «Я узнал, что..»: планктон, нектон, бентос…

-Заполните «Рефлексивную карту»

 Рефлексивная карта

1.На уроке я работал(а)

активно / пассивно

2.Своей работой на уроке я

Доволен(а) / не доволен(а)

3.Урок для меня показался

коротким / длинным

4.За урок я

не устал(а) / устал(а)

5.Мое настроение

стало лучше / стало хуже

6.Материал урока мне был

понятен / не понятен

Аудиофайл «Звуки океана».

Закончить сегодняшний урок мне бы хотелось строками из стихотворения

Пушкина А.С.:

Прощай же море! Не забуду

Твоей торжественной красы

И долго, долго слышать буду

Твой гул в вечерние часы!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Удивительный подводный мир

Слайд 2

Водоросли

Слайд 4

Планктон

Слайд 7

Медузы

Слайд 9

Осьминог

Слайд 10

Морская черепаха

Слайд 11

Синий кит

Слайд 12

Луна-рыба

Слайд 13

Кашалот

Слайд 14

Рыба-шар

Слайд 15

Крылатка-зебра

Слайд 16

Рыба-игла

Слайд 17

Угорь

Слайд 18

Касатки

Слайд 19

Горбатый кит

Слайд 20

Тюлени

Слайд 21

Белая акула

Слайд 22

Морской котик

Слайд 23

Мурены

Слайд 24

Морской чёрт

Слайд 25

Скат

Слайд 26

Морская звезда

Слайд 27

Кораллы

Слайд 28

Актинии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Особенности жизни в океане. Распространение жизни в океане»

Урок географии в 6 классе.« - Взгляни на океан, профессор, разве это не живое существо?..»                              ...

Методическая разработка урока географии для 6 класса "Мировой океан – основная часть гидросферы. Движение воды в океане"

Разработка урока географии для 6 класса по теме «Мировой океан – основная часть гидросферы. Движение воды в океане» может быть использована учителями, работающими по программе В.П. Дронова, Л.Е....

Презентации для изучения природы океанов (Тихий океан, Атлантический океан, Северный Ледовитый океан, Индийский океан)

Природа океанов 7 класс. История исследования, рельеф дна океанов, свойства вод, обитатели и хозяйственная деятельность человека в океанах .Тихий океан, Атлантический океан, Северный Ледовитый океан, ...

Урок « Путешествие по океану МиФ (океану математики и фантазии).Признаки делимости чисел на 2, на5, на10, на 3, на 9, на 7.

Формировать умения и навыки использования признаков делимости чисел на 2, на 5, на 10, на 3, на 9 при решении примеров и задач. Сформулировать признак делимости на 7. Совершенствовать вычис...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География материков и океанов.7 класс» УМК: География материков и океанов. В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев

Данная рабочая программа рассчитана на 70 часов по 2 часа в неделю. Реализация учебной программы обеспечивается учебником  География материков и океанов. 7 класс: учебник для общеобразовател...

" Мировой океан и его части.Суша в океане"

Разработка открытого урока с исполлзованием нетрадиционных форм работы....